ЛЕКЦИЯ 4 Классификация интеллектуальных нарушений. Задержка психического развития ДИРЕКТОР МОУ ППМС ЦЕНТРА «СОЗВЕЗДИЕ» СЮРИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ [email protected] — презентация

Определение 1

Интеллект (лат. – познание, понимание) – является высшим уровнем развития человеческой сущности, которая выражается в мыслительных способностях человека, включающих в себя волевую и познавательную сферы.

Замечание 1

В обыденном понимании интеллект – это мышление человека, которое имеет несколько расширенную зону функционирования.

Основными предпосылками развития интеллекта человека являются его когнитивные функции – память, внимание, мышление, пространственное восприятия, а также ряд психофизиологических особенностей – инициативность, познавательный интерес и работоспособность. В том случае, если одна из перечисленных функций нарушена, то развитие интеллекта будет снижено или затруднено.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Систематика нарушений в интеллектуальном развитии ребенка 440 руб.
  • Реферат Систематика нарушений в интеллектуальном развитии ребенка 220 руб.
  • Контрольная работа Систематика нарушений в интеллектуальном развитии ребенка 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Интеллектуальные нарушения у детей

Определение 2

Интеллектуальные нарушения у детей – разнообразные по направленности, проявлениям и происхождению отклонения в умственном развитии.

Интеллектуальные нарушения (в общем) – это количественные и качественные отклонения в развитии умственных способностей человека.

Симптомами нарушений интеллектуального развития являются недостаточная способность решения трудных ситуаций и жизненных задач, недостаточные знания, умения и навыки, ограниченный словарный запас, низкий уровень абстрактно-логического мышления.

Диагностика нарушения интеллектуального развития осуществляется психологом, психиатром и неврологом. При необходимости дополнительно могут назначить инструментальное исследование головного мозга.

После установления диагноза разрабатывается индивидуальный план лечения, который включает в себя психокоррекцию, фармакотерапию и социальную реабилитацию.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В настоящее время наиболее распространенным нарушением интеллектуального развития является олигофрения.

Олигофрения — является клинически разнородной группой, включает в себя такие состояния, которые возникают после различных поражения ЦНС ребенка в период «до развития его речи» (до 1-2х лет).

Основные причины возникновения олигофрения являются внутриутробные и наследственные повреждения плода, природовые и родовые травмы, асфиксия плода, а также иные заболевания, оказывающие негативное влияние на нервную систему ребенка в возрасте до 2х лет.

Принято выделять три основные группы патогенных факторов, которые обуславливают возникновение олигофрении:

  • Неполноценность генеративных клеток родителей
  • Различные наследственные заболевания
  • Патологии беременности в период эмбриогенеза
  • Разнообразные вредные воздействия на плод во внутриутробный период
  • Родовые травмы
  • Постнатальные поражения нервной системы ребенка до 3-х лет, вызванные инфекционными заболеваниями, травмами, ожогами и т.д.

Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта

ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА

ВВЕДЕНИЕ

Умственно отсталых людей в нашем обществе воспринимают по-разному: одни люди к ним совершенно равнодушны, другие испытывают к ним жалость и, как правило, индифферентны, третьи (самая немногочисленная группа), участливы. Существующее стереотипное представление об психической и интеллектуальной неполноценности обрекает таких людей а полную изоляцию: их редко можно встретить в обществе. Кроме того, общество мало информировано о них.

Объект:

возможность адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями в современной России.

Предмет:

отношение общества к лицам с нарушением интеллекта.

Целью моей работы

является попытка охарактеризовать отношение современного общества к лицам с нарушениями интеллекта путем анкетирования различных групп населения.

Задачи:

  • Перечислить мнения ?авторов?;
  • Представить результаты анкетирования различных групп населения Санкт-Петербурга Шипициной Л.М.;
  • Изложить результаты собственного исследования.

Невежество, страх, равнодушие и предрассудки — социальные факторы, приведшие к изоляции людей с нарушениями интеллекта и задержке их развития. Из-за большинство людей с интеллектуальными нарушениями предпочитают никогда не покидать свои дома-интернаты, а те из них кто живёт с родителями, зачастую проводят своё время дома.

Их изоляция привела к тому, что многие люди пугаются, встречаясь с ними. А ведь именно неинформированность общества, его агрессия по отношению к умственно отсталым, отношение к ним как к заразным, не позволяя своим детям играть с ними, провоцирует их на ответную реакцию — всплеск агрессии.

Вот показательный случай, произошедший на одной из детских площадок Москвы и получивший огласку во «всемирной паутине»:

«Недавно наблюдала на детской площадке такую картину. Несколько мам гуляют с детками 3-5 лет, дети носятся, мамы мирно беседуют. Приходит другая женщина с девочкой примерно того же возраста. Девочка-даун. Те мамы хватают детей в охапку и уносятся со скоростью звука, хотя тот ребенок вел себя абсолютно спокойно, кажется, даже, вообще, никакого интереса к тем детям не проявил. Мне стало безумно жаль ту женщину с девочкой. Пришла домой, рассказала мужу. На что он мне ответил, что тоже вряд ли бы захотел, чтобы наш ребенок общался с психически нездоровыми детьми, хотя бы потому, что маленькие дети любят «обезьянничать» и могут несознательно копировать поведение больного ребенка и такие дети могут быть агрессивными. Конечно, высказывать такое явное «фи» он не стал бы, но тем не менее. Да и для таких детей существуют специализированные учреждения, детские сады, школы, интернаты. За ними нужен особый присмотр, воспитание и т.д….Я так подумала и решила, что все-таки я бы тоже постаралась оградить своего ребенка от такого контакта, только бы сделала это более тактично — не убегать с той же площадки, сломя голову, а просто спокойно отойти в сторону, ну, а если уже дети как-то заинтересовались друг другом, то, может, дать какое-то время им немного поиграть под чутким присмотром взрослых.

Ваши мнения»1. Я не буду выносить сюда результаты форума, но если обобщить все прочтённые мною комментарии, то можно сделать вывод, что участницы форума мало информированы об этих детях, они не против, чтобы их дети «НЕМНОГО поиграли» с такими детьми, но «ТОЛЬКО» под присмотром родителей.

Эта отчужденность общества возникла уже очень давно.

Еще в своем романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго описывал Квазимодо, у которого «в увечном теле оскудевал и разум». «С первых же своих шагов среди людей он почувствовал, а затем и ясно осознал себя существом отверженным, оплёванным, заклейменным» (В. Гюго, 1977. С. 152).

Святитель затворник Феофаний писал в своих трудах: «Идиоты? Так ведь они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путём растёт и может так статься, что не они, а мы, просвещенные, станем похуже их идиотами».

В процессе воспитания у людей складывается стандартное представление о норме: «мы нормальные, если одинаковые». Но ведь одинаковых людей нет, каждый человек уникален и не похож на другого. Большинство людей с интеллектуальными нарушениями наивны, добры, доверчивы и т.д. В статье С. Станкинай « Казнить нельзя миловать» ( Семья и школа, 1998, №8) описан вопиющий случай: «молодой человек с умственной отсталостью, выйдя из автобуса, обернулся и подал руку выходившей за ним девушке. А девушка взглянула на него и, брезгливо отдернув руку, сказала: «Отойди, урод!» Какую же обиду почувствовал этот юноша?!»2.

Внедрение умственно отсталых людей в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих об их жизни, особенностях, проблемах.

На развитие личности любого человека, и в особенности инвалида с интеллектуальными нарушениями, влияет не только его окружение: родители, родственники, педагоги и воспитатели, но и обычные обыватели, с которыми инвалиды с интеллектуальной недостаточностью сталкиваются в повседневной жизни: в поликлинике, транспорте, магазинах и т. д.3 Поэтому от отношения всех этих категорий зависит возможность социальной интеграции этой многочисленной группы людей в общество.

Информированность общества о людях с интеллектуальными нарушениями.

Для того, чтобы оценить это отношение было предложено ответить на вопросы анкет, разработанных ректором Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, академиком Российской академии менеджмента в образовании, Международной кадровой академии ЮНЕСКО, Нью-Йоркской академии наук, доктором биологических наук, профессором Шипицыной Л.М., трём группам людей: обывателям, педагогам, родителям детей с нарушениями интеллекта.

Анкета №1 касалась информированности этих групп людей о людях с нарушениями интеллекта ( Приложение №1). Анкета №2 касалась выявления отношения разных категорий лиц к этой категории людей (Приложение №2).

В анкетировании приняли участие 3 группы респондентов по 20 человек в каждой:

  1. Родители детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в специальной коррекционной школе в группе «Особый ребенок»;
  2. Педагоги, работающие с детьми с разной степенью умственной отсталости в разных коррекционных учреждениях. Возраст опрошенных — от 20 — 65. Стаж работы различный. Среди них 90% женщин и 10% мужчин;
  3. Обыватели, имеющие разное образование, не связанные с умственной отсталостью. Возраст от 20 до 45 лет. Среди них 30% мужчин.

Мною было проведено аналогичное анкетирование, но уже по г.Москве. В анкетировании также участвовали 3 группы респондентов по 20 человек в каждой:

  1. Родители детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в ГОУ №2607 компенсирующего вида;
  2. Педагоги, работающие с детьми с разной степенью умственной отсталости в разных коррекционных учреждениях. Возраст опрошенных — от 20 — 65. Стаж работы различный. Среди них 95% женщин и 5% мужчин;
  3. Обыватели, имеющие разное образование, не связанные с умственной отсталостью. Возраст от 20 до 45 лет. Среди них 30% мужчин.

Результаты исследования были представлены автором в виде диаграмм. Для удобства сравнения я построила аналогичные диаграммы по своему исследованию.

Из диаграмм (см. приложение №3) видно, что при ответе на 5 вопрос анкеты №1 сектор «Нет» имеет самые высокие показатели у респондентов Москвы и Санкт-Петербурга. Это говорит о том, что все опрошенные категории граждан считают уровень освещаемости СМИ проблем инвалидов с умственной отсталостью.

По ответам на вопрос № 6 анкеты №1 видно, что основными источниками информации о проблемах детей, взрослых с умственной отсталостью и их родителей являются СМИ: телевидение, радио, газеты и журналы. Это значит, что для просвещения общества необходимо, чтобы в этих источниках было как можно больше информации по этой теме. Для людей же, тесно связанных с людьми с интеллектуальными нарушениями по работе или жизни, основными источниками являются работа и собственный опыт (учителя и родители).

В вопросах же законодательства, самыми просвещенными являются учителя (60% — Санкт-Петербург, 75% — Москва). Что же касается родителей, то из диаграмм видно, что менее чем 50% знакомы с законодательно-правовой базой (25% — Санкт-Петербург, 30% — Москва), что говорит о необходимости просветительской работы с ними. Основным источником информации в этом случае могут стать учителя. Обыватели, в жизни не сталкивающиеся с этой проблемой и не интересующиеся ей, с законодательством о защите прав инвалидов не знакомы.

Учителя, работающие в сфере коррекционной педагогики с такими людьми, лучше всех респондентов информированы о наличии в Санкт-Петербурге и Москве служб и организаций, оказывающих помощь людям с интеллектуальными нарушениями. Подавляющее число родителей и обывателей практически ничего не знают об этих организациях.

При ответе на 9 вопрос анкеты №1 (см. приложение №1) Шипицыной Л.М. был выявлен интересный факт: 20% петербургских педагогов не написали ни одного названия организации, хотя в предыдущем вопросе был получен 100% о знании таких организаций. В Москве такого факта обнаружено не было.

Многие же организации, написанные педагогами Санкт-Петербурга и Москвы известны им по работе ( воспитанники участвовали в каком-либо мероприятии).

Большинство педагогов знают о существовании родительских ассоциаций. Наиболее частый ответ, среди всех групп опрошенных — СОБЕС. Среди обывателей почти 90% респондентов не написали ни одной организации.

Отношение разных категорий населения к людям с интеллектуальными нарушениями

В плане изучения социальной адаптации лиц с нарушениями интеллекта требуется учет отношения общества к внедрению в него людей с интеллектуальными отклонениями. Для этого проанализируем ответы респондентов Москвы и Санкт-Петербурга.

По полученным результатам анкетирования видно, что подавляющее число респондентов Москвы и Санкт-Петербурга относятся положительно к указанной категории населения. Например, среди обывателей Санкт-Петербурга 35% равнодушно относятся к таким людям, и только 10% — отрицательно. В Москве же ситуация немного иная: 45% и 25% соответственно. Среди педагогов Санкт-Петербурга имеется 10% равнодушных и один — отрицательно относящийся. Против 5% и 0 соответственно в Москве.

Большинство из опрошенных отмечают у людей с интеллектуальными нарушениями ряд положительных качеств: доброжелательность, работоспособность, упорство. Среди отрицательных качеств респондентами Москвы и Санкт-Петербурга особенно были отмечены: недостаток инициативы, недоверие к окружающим. Примерно четверть обывателей не знают никаких положительных качеств у умственно отсталых, считают их агрессивными.

В ответе на 8 вопрос анкеты №2 (Приложение №2) видно, что опытные педагоги Санкт-Петербурга разделились на 2 полюсные группы. Москвичи же «к общему мнению» по этому вопросу не пришли. Такой разброс во мнениях может быть связан со знанием специфики нарушения таких людей.

Педагоги Санкт-Петербурга не хотели бы видеть умственно отсталых своими соседями по квартире (75%), коллегами (55%) и подчиненными (45%). 45% педагогов не имеют ничего против общения своих детей с такими людьми.

Учителя Москвы, в свою очередь, не хотят видеть умственно отсталых своими подчиненными (70%), коллегами (70%). 50% не против иметь такого соседа по дому и 55% за их общение со своими детьми.

Подавляющий процент родителей Москвы и Санкт-Петербурга, знакомых с положительными и отрицательными качествами людей с интеллектуальными нарушениями, относятся положительно к любым вариантам сосуществования с ними.

Ответы обывателей преимущественно носили отрицательный и равнодушный характер, что позволяет сделать вывод, что общество пока не готово к близкому соседству с такими людьми.

Несмотря на большой разброс результатов анкетирования, большинство респондентов Москвы и Санкт-Петербурга не видит ничего негативного в общении с такими людьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

АНКЕТА №14:

  1. возраст:
  2. пол:
  3. город:
  4. Образование и его профиль:
  5. Достаточно ли, на Ваш взгляд, освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации:

взрослых да нет не знаю

детей да нет не знаю

инвалидов да нет не знаю

  1. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями:

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Нарушения в интеллектуальной сфере развития ребенка возникают на основании негативного влияния экзогенных и эндогенных факторов. Степень тяжести нарушения зависит от интенсивности воздействия негативного фактора, от того в каком возрасте было данное воздействие.

Принято выделять следующие причины интеллектуальных нарушений:

  1. Генетические изменения – вызывают отклонения интеллектуального развития на основании дисфункции отдельных генов (аутизм, синдром Ретта) и ряда хромосомных аномалий:
    • трисомии (синдром Дауна)
    • делеции хромосом

  2. однородительские дисомии
  3. Перинатальные поражения ЦНС – возникают при гипоксии плода, вызванной различными заболеваниями матери (эндокринные, сердечно-сосудистые патологии, болезни печени, почек и т.д.), а также несовместимостью матери и плода по резус-фактору. Кроме того, к перинатальным причинам относят перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности, радиационное облучение, эмоциональные стрессы, интоксикации и недоношенность плода.
  4. Натальное повреждение ЦНС – вызывается осложненными родами, в результате которых возникает асфиксия у новорожденного, травмы, разнообразные органические и функциональные поражения мозга.
  5. Постнатальное поражение нервной системы – интеллектуальные нарушения разной степени тяжести, которые развиваются на фоне таких заболеваний как эпилепсия, нейроинфекции (менингит, энцефалит), эндокринные и аутоиммунные заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы, дистрофии и в ряде случаев после клинической смерти.
  6. Психические, неврологические расстройства – оказывают негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, на фоне разнообразных эмоциональных, поведенческих и волевых дефектов, а также патологий анализаторных систем.
  7. Социальные факторы – негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают дисгармоничные семейные отношения, асоциальный образ жизни родителей, педагогическая запущенность ребенка, длительное пребывание в стационаре и т.п.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]