Текст книги «Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие»


Интеллектуальные нарушения у детей

Клиническая картина нарушений интеллекта разнообразна. Симптомы следует рассматривать в соответствии с классификацией: при количественных изменениях отмечается снижение обучаемости, трудности/невозможность самообслуживания, при качественных – снижение интеллекта сочетается с мозаичностью, парциальностью развития отдельных функций.

Задержка психического развития.

Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных с умственной отсталостью показателей. Выделяют два варианта клинической картины. Если познавательная деятельность нарушена из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности: дети подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры. Творческими, учебными занятиями не увлекаются, их трудно организовать, побудить к чтению, рисованию. Второй вариант – недостаточное формирование предпосылок интеллекта (памяти, работоспособности, внимания). Дети безынициативны, несамостоятельны, излишне активны либо пассивны, быстро утомляются, работают в медленном темпе (признаки церебрастении).

Дебильность.

Характеризуется примитивностью мышления, его привязанностью к конкретным, наглядным ситуациям, недостаточной дифференцированностью эмоций, слабостью волевых побуждений. Больные позже осваивают навыки самообслуживания, способны самостоятельно одеться, выполнить гигиенические процедуры. По специальной учебной программе овладевают письмом, чтением, счетом. Подростки осваивают простые рабочие профессии.

Имбецильность.

Мышление замедленное, тугоподвижное, опыт перенимается с трудом. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено, овладение учебными навыками невозможно. Дети с запозданием осваивают самообслуживание, простую домашнюю работу.

Идиотия.

Характеризуется отсутствием речи, способности устанавливать продуктивный контакт с окружающими (исключение – единичные выполнения простых команд). Часто имеются сопутствующие неврологические патологии, заболевания внутренних органов. Подвижность ограничена, самообслуживание недоступно.

Поврежденное и дефицитарное развитие.

Неравномерность интеллектуальных нарушений объясняется мозаичностью поражения ЦНС: одни функции развиты и продолжают формироваться в нормальном темпе, другие замедляются (зависит от локализации поражения – речь, пространственное, слухоречевое восприятие, запоминание). Сложные иерархические связи распадаются, развивается интеллектуальное отставание. Дефицитарное развитие приводит к интеллектуальным нарушениям на базе первичного дефекта – патологии анализатора (слуха, зрения), двигательного аппарата.

Искаженное и дисгармоничное развитие

. Обуславливается текущим патологическим процессом, нарушающим равномерное развитие функций. У детей хорошо развиты вербальные интеллектуальные функции, но адаптация осложняется трудностью усвоения, понимания социальных правил. Либо ребенок обладает уникальными математическими способностями, но бытовые навыки даются тяжело.

Что снижает наш интеллект? Или причины, по которым мы тупеем

Курение вызывает хронический бронхит и атеросклероз.

А еще эта привычка
провоцирует рак легких и ишемическую болезнь сердца. Но, оказывается, этим перечень последствий пристрастия к сигаретам не ограничивается. Как выяснили шотландские ученые:

Курение негативно влияет на мозг и снижает интеллектуальные способности.

Чтобы прийти к такому выводу,

исследователи из Университета Абердина обследовали 465 добровольцев в возрасте 64 лет. Половину из них составили заядлые курильщики. Вначале им предложили набор психологических тестов для оценки IQ и памяти. Затем ученые сравнили их с хранящимися в архивах результатами аналогичного тестирования, проведенного более полувека назад, когда участникам было по 11 лет.

Как оказалось,

курильщики «отстали» от своих некурящих сверстников по всем видам тестов. У них значительно сильнее снизилась способность к логическому мышлению, а также способность к запоминанию и воспроизведению информации. Даже когда ученые исключили влияние различных «третьих» факторов (социального статуса, уровня образования, характера работы, употребления алкоголя и т.д.), различие хоть и уменьшилось, но все равно осталось большим.

Исследователи пока не знают,

чем курение «бьет» по мозгу. Но есть версия, что никотин и сигаретные смолы делают нервные клетки сверхчувствительными к действию свободных радикалов – токсичных соединений, образующихся в ходе окислительно-восстановительных процессов. Кроме того, сами смолы увеличивают содержание свободных радикалов в организме, что также увеличивает риск повреждения клеток мозга.
Источник

Пассивное курение снижает память и расшатывает нервы и ухудшает работу нервной системы в целом

Даже если

вы сами никогда не притрагивались к сигарете, но вынуждены подолгу находиться в прокуренном помещении, высок риск того, что ваша память будет давать сбои еще задолго до преклонного возраста.

Так утверждают специалисты

британского Университета Нортумбрии Том Хеффернан и Теренс О’Нил. Они провели исследование когнитивных (то есть отвечающих за общение и усвоение информации) способностей трех групп людей. В одной группе были завзятые курильщики, в другой — те, кто вынужден подолгу вдыхать чужой табачный дым в офисе или дома, и в третьей — счастливчики, которым удавалось избегать любого контакта с никотином.

Все три группы

испытуемых были протестированы на хронологическую и событийную память. То есть людям давали быстренько заучить какие-то тексты, стихи, показывали картинки, которые надо было запомнить в хронологическом порядке. В конце эксперимента стало ясно, что пассивные курильщики забывали почти на 20% больше по сравнению с некурящими, а активные курильщики — усваивали информацию на треть хуже, рассказывает журнал Addiction.

Авторы работы уверены,

что пассивное курение не только плохо влияет на бронхи и легкие, но и на повседневные функции нашего мозга. И добавляют, что оно может негативно сказаться не только на памяти, но и на психическом здоровье. Так у тех, кто не курит, но имеет в крови высокий уровень котинина, побочного продукта распада никотина, повышен риск неврозов и понижен порог устойчивости к стрессам.
Источник

Исследование в Израиле — Курение снижает коэффициент интеллекта

Как установили израильские ученые,

курение не только повышает риск заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, но и напрямую воздействует на умственные способности человека, пристрастившегося к табаку. У заядлых курильщиков резко снижается IQ.

Специалисты медицинского центра

Шеба в Тель-Авиве привлекли к исследованию двадцать тысяч добровольцев мужского пола в возрасте от 18 до 21 года. В ходе тщательного обследования выяснилось, что у юношей, выкуривающих за сутки до пачки сигарет, IQ ниже, чем у некурящих. Причем умственные способности тем слабее, чем больше сигарет требуется молодому человеку в день.

У тех, кто не производил

и не вдыхал табачный дым, IQ в среднем равнялся 101 баллу. У среднего курильщика он уменьшался до 94, а у тех, кто за день выкуривал больше одной пачки сигарет, не превышал 90. Это убедительно продемонстрировали> результаты IQ-тестов близнецов, чьи умственные способности изначально бывают одинаковыми.
Источник

Уровень интеллекта стал падать, потому что людям не надо выживать

Исследователи из Стэнфордского университета утверждают, что интеллект человечества снижается. По их словам, открытый еще Дарвином закон естественного отбора перестал работать. Ведь теперь нам больше не нужно бороться за выживание.

Пиццу мы закажем на дом, замороженные крылышки курицы вынем из холодильника, а если вдруг чихнем, тот быстро избавимся от болезни, проглотив антибиотик.

Научно-технический прогресс избавил нас от того, чтобы бегать нагишом по джунглям в погоне за мамонтом. А нашим далеким предкам для того, чтобы найти пищу, место для проживания да еще и защищать свое нехитрое хозяйство и семью от врагов-соседей, надо было применять недюжинные мыслительные способности.

А эти два процесса — выживать и думать — как выяснилось, крепко связаны между собой.

— Гены, отвечающие за развитие интеллекта, стали развиваться неимоверными темпами у наших предков еще до того, как они стали расселяться по всей Земле, выйдя из Африки — «колыбели человечества», — поясняет ведущий автор исследования доктор Джеральд Крэбтри. — Ведь у них были очень тяжелые условия для выживания. Поэтому генные мутации привели к пику развития мыслительных способностей.

А потом, по словам Крэбтри, «в связи с развитием сельского хозяйства и урбанизации жить стало намного легче», и интеллектуальная мощь человека пошла на спад. Человечество стало слабее сопротивляться мутациям, ведущих к нарушениям интеллекта. Поэтому по сравнению с далекими предками современный человек изрядно поглупел.

— Мы достигли пика несколько тысяч лет назад и с тех пор катимся по наклонной, — убежден Крэбтри.

По словам нейробиологов, в развитии интеллекта используется от 2 до 5 тысяч генов. Также известно, что гены, задействованные в функциях мозга, чрезвычайно восприимчивы к мутациям. Ученый вычислил частоты, с которой вредные мутации появляются в человеческом геноме. И выяснилось, что в течение трех тысяч лет и 120 поколений человечество выдержало две или более мутации, которые, увы, вели к ухудшению наших интеллектуальных способностей. Профессор Крэбтри их назвал «оглупляющими мутациями».

— Если бы у нас была машина времени, и мы вдруг очутились в Афинах в 1000 году до н.э., — фантазировал Крэбтри, — то наши собеседники предстали бы перед нами более умными, чем наши современники.

По словам Крэбтри, уже через пят лет ученые исследуют каждую из миллионов генных мутаций, которые могут поставить под угрозу наше интеллектуальное развитие. А потом придумают, как эти мутации исправить. И, может, мы снова поумнеем.

КОММЕНТАРИЙ СКЕПТИКА

Доктор психологических наук Георгий Круглицкий:

— Гипотеза лишена солидных доказательств. Во-первых, невозможно оценить интеллект наших далеких предков. Во-вторых, вопреки утверждениям некоторых исследователей, что глупые люди рожают больше, а значит человечество отупеет, средний уровень IQ в последние годы растет.

В любом случае подобные теории эволюции интеллекта нуждаются в радикальном переосмыслении. Тем более, что в последнее время большинство ученых поставило под сомнение ценность тестов на коэффициент интеллекта. Выяснилось: те, кто щелкал задачки, как орехи, по жизни слыли туповатыми. И наоборот: тот, кто и двух заданий из популярных тестов не осилил, проявлял чудеса сообразительности в самых разных обстоятельствах. Кроме того, показатель IQ легко изменяется под воздействием, например, образования и культуры. Наверняка, сегодня даже лауреат нобелевской премии с треском провалит тест на интеллект, который подготовит ему индеец XVIII века из племени сиу.

Недавно нобелевский лауреат, психолог Даниэль Канеман из Принстонского университета (США) сделал удивительное открытие. Он выяснил, что, обрабатывая информацию, наш мозг имеет доступ к двум различным системам. Тесты на IQ выявляют лишь одну сторону работы мозга — ту, что участвует в рациональном решении задач. Но в повседневной жизни мозг работает в совсем другом направлении — он «включен» на интуицию. Именно эта мощная сила позволила людям выжить и расселиться по Земле. Сегодня же наш рациональный ум создает умные машины, разглядывает далекие квазары и забирается внутрь клетки. А интуиция его подводит, потому что все великие научные открытия могут привести к гибели человечества. Вспомним Хиросиму, Фукусиму, Чернобыль. Сейчас нависла угроза третьей мировой войны. Поэтому говорить о глупости людей — ненаучно. Скорее, дело в недальновидности, которая стала присуща современному человеку, у которого интуиция атрофированна.

Неспособность разглядеть ошибку и не совершить её, а также при решении задачи не стремиться как можно лучше познать самих себя — вот корни нашей глупости. Поэтому даже высокий интеллектуал может быть глупым. И вообще глупость особенно опасна у людей с высоким IQ, потому что на них зачастую возлагается большая ответственность.

КСТАТИ

От родителей нам передается лишь 20 процентов интеллекта

Исследователи изучили ДНК и результаты тестов на IQ десятков тысяч детей

Почему один умный, а другой глупый? Отчего зависит развитие интеллекта — от природы или воспитания? Желая найти ответы на эти вопросы, австралийские ученые из университета Квинсленда изучили гены и прогнали по тестам на IQ 18000 в возрасте от 6 до 18 лет лет из четырех стран: Австралии, Нидерландов, Великобритании и США.

И оказалось, что по наследству ребенку передается только 20 процентов интеллекта. Лишь в редких случаях родители передают своим чадам до 40 процентов своего «ума». А до сих пор считалось, что от природы зависит не менее 50 процентов. Выходит, что если ребенку достались не очень умные предки, это вовсе не значит, что он пойдет по их стопам. Образование и окружение помогают развить IQ довольно высоко.

Так, например, ученые выяснили: детдомовские дети из семей, в которых родители не блистали способностями, после их усыновления в семьи, где серьезно занимались их обучением, становились даже вундеркиндами.

А что мы знаем про гениев? Читайте на сайте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]