Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей. занимательные факты по теме
1. Повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
2. Пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга.
Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникновения невроза страха. Страх может возникать даже под влиянием незначительных психогенных факторов – незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других – гиподинамией, общей заторможенностью и в обоих случаях сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями – побледнением или покраснением кожи, гипергидрозом, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. При возникновении страха у ребенка усиливаются саливация и двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атаксия). Возможны психогенно обусловленные навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения; в подростковом возрасте – страх болезни и смерти.
Страхи, возникающие спонтанно, вне связи с какими-либо психогенными факторами, называются неврозоподобными; они обусловлены органическим поражением головного мозга. К ним относятся недифференцированные ночные страхи, появляющиеся эпизодически во время сна и сопровождающиеся криком, плачем, общим возбуждением, вегетативными расстройствами. Они характерны для детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, часто возникают на фоне гипертермии. Если страхи появляются внезапно, на фоне соматического благополучия, в определенное время ночного сна, через одинаковые промежутки времени, сопровождаются двигательными автоматизмами, их следует отличать от пароксизмов эпилептического генеза, которые также могут наблюдаться при детских церебральных параличах.
3. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.
4. Повышенная впечатлительность. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.
5. Повышенная утомляемость – еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение – ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.
6. Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами – это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.
Дети, страдающие церебральным параличом, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др., чем дети без данного заболевания. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.
Признаки у взрослого
Согласно учению А. Маслоу зрелыми личностями считаются индивиды, адекватно воспринимающие действительность, умеющие контролировать свои эмоциональные проявления, здраво реагирующие на критику, принимающие независимые решения и прилагающие усилия, дабы изменить свое бытие к лучшему.
Они нацелены на реализацию желаемого, не склонны к беспричинной ревности, не требуют жалости к собственной персоне, несут ответственность за совершённые действия, способны прощать ошибки другим лицам.
Ниже перечислены ключевые причины и признаки эмоциональной незрелости личности:
– неуверенность;
– страх продемонстрировать собственную слабость, который постоянно вынуждает самоутверждаться;
– болезненность к критике;
– устойчивое тяготение себя сравнивать с окружением;
– в критических условиях, незрелые индивиды «скрываются в домике», стремятся убежать от несправедливого мира, ввергаясь в пучину азартных игр, используя алкоголь или другие вещества, воздействующие на сознание, посещают секты;
– по эмоциональным проявлениям напоминают больших детей, застрявших на этапе детскости;
– страх прямо выражать личные чувства;
– отсутствие чувства меры, у таких людей всё зашкаливает, если любовь, то до гробовой доски, если религия, то до исступления, если спортивные упражнения, то до полного изнеможения;
– неспособность отвечать за совершённые поступки, стремятся избежать этого и водрузить ответственность на кого-нибудь иного;
– отсутствие навыка адекватного планирования, их планы, в большинстве своём, либо не долгосрочны, сиюминутны, либо напоминают нереальные фантазии;
– неумение извлекать опыт из собственных промахов и устойчивые попытки отыскать виноватых;
– неорганизованность и леность (неумение наладить быт, перекладывание домашних обязанностей на близких);
– стремление существовать за чужие деньги, ожидание «доброго чародея», способного улучшить существование и решить проблемы;
– эгоцентризм, выраженный в убеждении, что родня, товарищи, коллеги обязаны ублаготворять желания;
– инфантильность и беззаботность, выражающиеся в пристрастии к безудержному шопингу, бесконечному посещению салонов красоты, необузданному стремлению к веселью (развлекательные центра, дискотеки, компьютерные игры);
– отсутствие стремления развиваться (существование сегодняшним днём без анализа прошлого опыта);
– склонность к немотивированной злости на окружение вследствие того, что оно ожиданиям незрелой личности не отвечает;
– равнодушие к боли, страданиям окружающих лиц, зацикленность на личных эмоциональных переживаниях;
– завистливость и нелюбовь к более успешным, счастливым индивидам;
– неспособность говорить открыто о личных потребностях, высказывать собственную позицию в корректной формулировке, не притесняя себя и уважая собеседников;
– избегание серьёзных связей с противоположным гендером, нежелание и неспособность следовать взрослой миссии: выстраивать карьеру, создавать семью, обзаводиться детьми, строить дом, развивать иные проекты;
– нежелание достигать компромиссов, основанное на непринятие возможности собственной неправоты.
Эмоциональная незрелость взрослого выражается в высокой амбициозности и стремлении неизменно быть первым. При неожиданном поражении такие личности демонстрируют неадекватные реакции в виде зашкаливающей истерики, напоминающей скандал, который закатывают двухлетние малыши в случае неудовлетворения их желания.
Проявления у ребенка
Часто вся забота взрослых о собственном потомстве сводится, главным образом, к переживаниям о должном физическом формировании, надлежащем здоровье и умственном развитии, уделяя при этом недостаточно внимания созреванию эмоциональной составляющей.
Именно поэтому некоторая эмоционально волевая незрелость ребёнка нередко остаётся незамеченной либо считается преходящей, присущей данному возрастному этапу, следовательно, неопасной.
Родители забывают, что эмоции уже в младенчестве начинают играть немаловажную роль в бытие малышей. Они словно «лакмусовая бумажка» демонстрируют отношение крох к родителям и окружающему пространству.
Эмоционально волевая незрелость характеризуется такими проявлениями: чрезмерной агрессией, плаксивостью, пассивностью, фиксацией на определённой эмоциональной реакции.
На дошкольном этапе к приведённым выше проявлениям нередко добавляется неспособность следовать общеустановленным поведенческим нормам и недостаточное формирование самостоятельности. Школьному этапу помимо указанных тревожных симптомов сопутствует появление неуверенности, отклонения в социальном взаимодействии, понижение самооценки, недостаточность целеустремленности.
При этом родителям важно учитывать, что появление единичного признака не говорит о наличии эмоциональной незрелости, поскольку может являться лишь ситуативным реагированием ребёнка на некоторые изменившиеся условия. Судить о расстройстве необходимо по комплексу проявлений.
Ниже приведены основные внешние признаки эмоциональной незрелости:
– эмоциональная напряжённость, которая может проявляться, помимо общеизвестных симптомов, снижением игровой активности;
– скорое психическое утомление в сравнении с ровесниками;
– высокая тревожность, помимо известных проявлений, обнаруживающаяся в избегании контактов, понижении стремления к взаимодействию;
– враждебность, которая может демонстрироваться открытым неповиновением, физической либо словесной агрессивностью, а также самоагрессией;
– нежелание и неспособность справляться с трудностями;
– чрезмерная импульсивность, выражающаяся в низком самоконтроле и минимальной осознанности совершаемых поступков;
– отсутствие эмпатии;
– демонстрация открытого недоверия окружению, проявляемая враждебностью, которой нередко сопутствует плаксивость, также может обнаруживаться в непомерной критичности к действиям и высказываниям ровесников и взрослых.
Глава 11. Нарушения воли и внимания
Нейропсихологические коррекционные занятия и занятия с психологом при нарушениях воли и внимания. Запись на прием
ВОЛЯ — способность человека действовать сознательно и целеустремленно, подавляя непосредственные желания и стремления. В волевом акте различают:
1) возникновение побуждения, осознание цели действия и стремление достичь ее;
2) осознание ряда возможностей достижения цели, колебания между согласием с целью и возражениями против нее;
3) борьба мотивов и выбор наиболее подходящего способа действий;
4) принятие одного из возможных решений;
5) осуществление принятого решения, побуждение начать действие и довести его до конца.
Нейрофизиологигеский механизм
основывается на рефлексе свободы, названном этологами «мотивацией сопротивления к принуждению», на преодолении конкурирующей потребности, вставшей на пути к удовлетворению какой-либо иной потребности, первично инициировавшей поведение, на возникновении активности, по отношению к которой субдоминантный мотив — препятствие, «внутренняя помеха».
Возрастные особенности.
Овладение основными движениями до 3 лет составляет предпосылку формирования волевых процессов. На начальных этапах воля ребенка — это лишь совокупность желаний. Волевым действие становится лишь тогда (между 2 и 5 годами), когда оно диктуется необходимостью, но не представляет интереса само по себе. Требования и поручения взрослых, участие в домашнем труде, совместные игры детей, учебные занятия развивают волевые действия. Воля воспитывается на преодолении трудностей, примере старших, воздействии сверстников. Таким образом, выделяют три степени спонтанности:
1) ранний дошкольный возраст — неосознанность фактически существующего внешнего регулирования и отсутствие внутреннего регулирования поведения;
2) школьный возраст — осознание необходимости подчинения своего поведения правилам при отсутствии подлинной спонтанности;
3) подростковый возраст — подлинная спонтанность. Мотивами волевых действий являются желания, побуждения, стремления. В мотивационную сферу входят и осознаваемые (волевые), и недостаточно осознанные действия на основе различных побуждений (влечений, установок и т. д.).
НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Расстройства воли могут быть связаны с изменением уровня побуждений к деятельности, степенью осознания цели, т. е. с формированием мотива, принятием решения и осуществлением действия.
Ослабление (снижение) волевой деятельности. Гипобулия
— понижение волевой активности. Связана с ослаблением влечений, в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается в той или иной степени при умственной отсталости, органических поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.
Абулия
— крайний вариант снижения волевой деятельности до полного исчезновения всякой активности. Наиболее часто встречается при глубоком шизофреническом дефекте.
Ступор —
двигательное оцепенение, проявляющееся в абсолютной или почти полной обездвиженности, с повышением мышечного тонуса. Больной без движения находится в постели, сохраняя одну и ту же позу. Чаще всего это положение эмбриона (с приведенным к груди подбородком, согнутыми в локтях руками, согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами), иногда другая, даже очень неудобная поза, но никогда не сменяемая самостоятельно. Нет реакций на происходящее вокруг. Себя больной не обслуживает, естественные надобности- совершает в постель или удерживает дефекацию и мочеиспускание. Кормить приходится персоналу. Речевое общение невозможно (мутизм).
Субступорозное состояние —
заторможенное состояние без полной обездвиженности. При этом возможно застывание в тех или иных позах на короткое время (стоя у постели, с поднятой рукой или ногой). Иногда из этого состояния больного ненадолго удается вывести. Больной частично себя обслуживает, пользуется туалетом, принимает пищу. Отмечается либо очень тихая, односложная речь, либо ее отсутствие.
У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженностью, более характерны его частичные проявления в виде рудиментарных признаков заторможенности и эпизодических удерживаний одной какой-либо позы (застывания с ложкой, поднесенной ко рту, с поднятой рукой при одевании и т. д.).
Как ступор, так и субступорозное состояние наблюдаются при кататонической шизофрении, тяжелой психогенной депрессии или при маниакально-депрессивном психозе.
коррекция эмоциональных нарушений у детей — предыдущая | следующая – возбуждение у детей
Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста
Нейропсихологические коррекционные занятия и занятия с психологом при нарушениях воли и внимания. Запись на прием