В начальной школе многие дети имеют затруднения при грамотном письме. Следует отметить, что некоторые из них не могут грамотно писать не потому, что испытывают затруднения с грамматикой и пунктуацией, проблема носит более сложный характер, обусловленный несформированной высшей психической деятельностью. Конечно, ошибки в тексте встречаются практически у всех учеников начальной школы, но лишь у 12-20% учащихся причина кроется в дисграфии. Дисграфия — это серьезное нарушение в психике детей, которое необходимо устранять на раннем этапе.
Дети, страдающие этим расстройством, во время письма совершают серьезные ошибки: путают слова, повторяют одно и то же слово и путают буквы. Данное заболевание не является признаком задержки интеллектуального развития и поддается коррекции.
Признаки дисграфии
На что стоит обратить внимание:
- Частые фонетические ошибки (слово — сово», медведь — мевет и т.д.);
- Ошибки в очень простых словах (напр. в слове «как»);
- Пропуск слогов, неверные окончания и т.д.
Для того чтобы писать грамотно и нормально читать, достаточно обладать средним интеллектом. Однако не стоит раньше времени бить тревогу, если кто-то из учащихся испытывает затруднение во время обучения. Важно понимать, что дисграфия никаким образом не влияет на умственное развитие. Такой человек адекватно воспринимает устную информацию и способен обучаться. Затруднения возникают именно с визуальной информацией. Часто можно встретить «отзеркаленные» буквы в тексте, который написал человек, страдающий данным недугом.
Дисграфия и дислексия являются схожими по своей природе недугами, поэтому часто люди страдают от обоих расстройств сразу.
Какие дети попадают в фактор риска:
- левши;
- бывшие левши (родители или учителя переучили ребенка на правую руку);
- дети, начавшие раннее обучение в школе;
- дети, растущие в мультиязычной семье;
- дети, страдающие рассеянным вниманием;
- дети, которые рано начали заниматься с логопедом.
Коррекция дисграфии является прерогативой логопедов. Специалист порекомендует необходимые упражнения и научит правильному подходу к обучению. Однако нелишним будет обратиться к психологам, так как причиной недуга могли стать: дефицит общения, некорректная или нечеткая речь окружающих, очень раннее начало обучения грамоте и т.д. В результате появившаяся психологическая травма.
Причины расстройства письма
Успешность обучения письму зависит от сформированности устной речи ребенка: фонематического слуха, артикуляции фонем, грамматических навыков и связности повествования.
Поэтому, обычно дисграфия возникает на фоне таких расстройств устной речи:
- дислалии;
- ОНР (общего недоразвития речи);
- алалии;
- афазии;
- дизартрии.
Факторы, провоцирующие смешанную форму нарушения, классифицируют на медицинские и социально-психологические. К первым относят:
- патологии развития коры мозга;
- проблемы с вынашиванием беременности;
- травму малыша во время родоразрешения;
- гипоксию плода;
- асфиксию;
- инфекции (менингит, энцефалит);
- тяжелые хронические заболевания ЦНС (центральной нервной системы).
Вторая группа факторов включает:
- билингвизм в семье (когда родители разговаривают на разных языках);
- нарушение дикции или артикуляции у членов семьи;
- нехватка общения;
- слишком раннее обучение письму, когда ребенок не готов к этому психологически.
У взрослых дисграфия или аграфия обычно развивается вследствие перенесенных травм головы, ОНМК (острого нарушения мозгового кровообращения), новообразования в головном мозге.
Виды дисграфии
Специалисты разделяют дисграфию на следующие виды:
- Артикуляторно — акустическая.
- Акустическая.
- Проблемы звукового анализа.
- Аграмматическая.
- Оптическая.
Коррекция дисграфии – это совместная работа учителей, родителей и логопеда. Для того чтобы в полной мере понять природу данного расстройства, следует разобраться в предмете более углубленно.
- Человек, невнятно произносящий отдельные звуки и путающий в речи букву «р» и «л» подвержен артикуляторно — акустической дисграфии. Неспособность правильно произнести какую-либо букву часто приводит к ее умышленному пропуску. К примеру, обследуемый испытывает затруднение при выговоре чередующихся согласных, что приводит к некорректному произношению слов: «приток – питок», «трансформация – тансфомация», «тридцать – тицать», «творог — толог» и т.д.
- Если человек путает буквы, то причина этому может заключаться в акустической дисграфии. Звонкие и шипящие звуки в одном слове провоцируют человека некорректно произносить и писать некоторые слова.
- Суммирование нескольких слов в одно, является причиной патологии, характерного для неправильного звукового анализа. Например, человек вместо «красивый интерьер» произносит «кратирьер». Часто люди, страдающие от данного расстройства склоны к написанию предлогов отдельно от слов, так как слышат между ними ярко выраженную границу: «извечный – из вечный», «перевал — пере вал» и т.д.
- Неспособность согласовывать слова является явным признаком аграмматического расстройства. В качестве примера можно привести следующие словосочетания: непростой решения, сложная задачи и т.д.
- Очень часто встречается расстройство, при котором дети пишут некоторые буквы, форма которых ярко выражена наоборот. Буквы словно отзеркаленны (Я, Р, В, Ь и т.д.). Такое расстройство обусловлено оптической дисграфией.
Это основные формы недуга, на практике часто встречаются более сложные варианты, которые суммируют в себе несколько форм. Несмотря на наличие такого количества форм, лечение дисграфии во многом проходит по одной методологии.
Симптомы и проявления дисграфии
Установить точный диагноз дисграфии без специалиста сложно. Обычно, о ее наличии становится известно в школьном возрасте, когда ребенок пишет буквы неправильно. Часто это путают с тем, что ребенок просто не понимает грамматику языка, за что учителя снижают оценки, следовательно, ухудшается успеваемость такого ребенка.
Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн
Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype
Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда
Ошибки из-за дисграфии никак не связаны с освоением правил русского языка. Сами ошибки одинаковые, но многочисленные. Чаще всего ребенок допускает ошибки при написании слитных/раздельных слов, имеют место пропуски слогов или букв. Такие симптомы должны стать причиной для тревоги у родителя и преподавателя в школе. Дисграфия у школьников требует специальной коррекционной работы со стороны специалистов, чем быстрее будет начата такая работа, тем быстрее ребенок от нее избавиться.
Дисграфия у школьников также может стать причиной плохого почерка, непонятного для взрослых. Дети с таким расстройством имеют низкую скорость и сильную неровность письма. Высота, ширина букв постоянно меняется, даже в одном слове.
Дисграфия у взрослых
Дисграфия у взрослых встречается не менее часто, чем у детей. Причиной возникновения данного расстройства может стать опухоль, черепно-мозговая травма, менингит, асфиксия, родовые травмы и т.д.
Дисграфия у взрослых проявляется, так же как и у детей: ошибки во время письма, которые человек повторяет из раза в раз, при этом хорошо зная грамматику и орфографию. Часто люди, страдающие данным недугом, путают буквы, которые внешне схожи по написанию (ъ-ь, в-ь, ш-щ, г-р и т.д.)
Общие сведения
Дисграфией называются нарушение письма в виде систематических фонетических ошибок, неправильным написанием букв. Такие ошибки являются постоянными и не связаны с владением грамматических правил русского языка.
Диктанты или изложения для детей с этим расстройством изобилуют ошибками, что снижает самооценку, мешают учиться, развиваться, общаться с одноклассниками. Такая проблема не может решиться сама собой и требует вмешательства специалистов, в том числе психотерапевтов, неврологов и других.
Согласно проведенным исследованиям дисграфия в различных стадиях выявляется у 53% учеников второго класса, 37% у учеников средних классов. На основании этих данных можно сделать вывод об устойчивости этого нарушения. В зависимости от проблем и симптоматики выделяются различные виды дисграфии, классифицирующиеся также по степени тяжести.
Патогенез и механизм возникновения
Письмо – многоуровневый механизм при реализации которого, задействованы разные системы:
- речедвигательная;
- слуховая;
- зрительная;
- двигательная.
Они последовательно переводят артикулемы в форму фонем, фонема переходит в графему, а те в кинему. Для развития письма ребенок должен обладать хорошим уровнем устной речи. На данный момент известно что, патогенез дисграфии связан с неправильной или несвоевременной латерализайией функций мозга. Эти процессы заканчиваются примерно к 6-7 годам, то есть к началу обучения в школе.
Если наблюдается задержка латерализации и одновременном наличии левшества происходят нарушения в корковом отделе. При дисграфии у ребенка наблюдается неполная сформированность восприятия, мышления, а также памяти. Могут страдать эмоционально-волевая сфера ребенка, зрительный анализ и другие стороны ребенка.
Причины дисграфии у детей
Прежде чем ответь на вопрос «дисграфия — что это», необходимо разобраться с ее причинами. Это может произойти по самым различным причинам:
- родовые травмы;
- инфекционные заболевания;
- генетическая предрасположенность;
- запущенное воспитание ребенка.
Часто дисграфия сопровождается рядом сопутствующих заболеваний, которые уже диагностированы у ребенка. Это расстройство в первую очередь проявляется в неправильном написании букв и слогов. Пациенты с таким диагнозом не в состоянии правильно грамотно писать, так как у него есть нарушения слуха, зрительные. Ребенок не может должным образом обрабатывать получаемую информацию, проводить ее синтез, анализ.
Причины дисграфии у взрослых
Причины несовершенства письменной речи у взрослых могут быть спровоцированы внешними и внутренними факторами. Основными причинами дисграфии у взрослых являются:
- травмы головного мозга либо проведение хирургических операций;
- опухоли мозга;
- некоторые инфекционные заболевания, например менингококк;
- воспалительные процессы;
- инсульт;
- социальные условия;
- недостаточность кислорода в крови (асфиксия).
В качестве социальных факторов могут выступать педагогическая запущенность, неправильная речь людей окружающих ребенка, малое общение ребенка с другими детьми и взрослыми, билингвизм.
Человек с дисграфией делает систематические ошибки при написании. Они имеют устойчивый характер, при этом человек хорошо знает все грамматические правила.
Самыми основными причинами развития являются недостаточная работа речи и слуха (анализаторов). Ребенок не может самостоятельно проводить анализ речи и синтезировать ее.
Материал к теме Что такое бульбарная дизартрия
Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.
Советы родителям, чьи дети нуждаются в коррекции речи и письма
Ни в коем случае не ругать детей с недугом и не кричать на них. Такое поведение приведет лишь к усугублению ситуации. Обследуемый должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Вся работа должна проходить в комфортной обстановке. Следует понимать, что на детей оказывается некий прессинг, который может повлиять на их психику и сформировать психологические барьеры, способные ограничить их дальнейшую жизнь.
Если преподаватель обращается с учениками грубо и постоянно упрекает в ошибках, то дети могут вырасти в аморфных людей, которые будут бросать любое начинание при первой же неудаче или ошибке.
Страдающие дисграфией вовсе не неизлечимы. В 70-80% случаев, если заняться исправлением недуга в дошкольном возрасте, то проблема решится. Следует внимательно относиться к ребенку, в таком случае его проблемы будут видны на раннем этапе, что в разы увеличит вероятность их устранения.
Обращаться за помощью следует только к опытному логопеду. Также необходимо показать ребенка психоневрологу, который сможет выявить вспомогательные отклонения. Не стоит пренебрегать услугами репетитора. Репетитор будет заниматься только одним учеником в удобной для него обстановке, зная особенности своего подопечного и учитывая их во время обучения.
В каждом деле необходима система, для достижения наилучших результатов, лечение дисграфии не исключение. Следует проводить занятия систематически, не нарушая график. Также обязательно следует определить причины патологии.
Диагностика дисграфии у детей
Диагностика дисграфии подразумевает прохождение обследований у невролога, офтальмолога, отоларинголога и логопеда. Как уже говорилось ранее дисграфия и дислексия имеют схожие характеристики, поэтому помощь квалифицированных специалистов поможет выявить оба расстройства и устранить их.
В первую очередь необходимо точно определить, не является ли неграмотная речь обследуемого следствием патологии, а не банального незнания правил правописания.
Обследование будет проходить в несколько этапов:
- Вначале будут исследованы письменные работы и проведен их анализ.
- Далее необходимо послушать устную речь и определить наличие отклонений. Во время исследования ведется наблюдение за жестикуляцией манерой изъясняться, также определяется ведущая рука.
- Во время всего обследования специалисты исследуют словарный запас, произношение различных звуков, восприятие звуков и слоговую структуру, которую составляет обследуемый во время разговора.
- После того как исследования речи завершатся, начинается исследование письменной речи. Обследуемый переписывает сначала печатный, рукописный текст, затем выполняет диктант, составляет описания по изображениям, читает слога, слова и тексты.
Когда все процедуры закончены, логопед анализирует результаты и выносит заключение. Дислексия и дисграфия у детей, как правило, ярко выражены и их определение зачастую не составляет особых затруднений у специалиста.
Многим может показаться, что вышеуказанные процедуры можно провести дома, без помощи специалиста, но это абсолютно неверно. Для того чтобы выполнить максимально точное обследование, необходимо обладать опытом и необходимыми знаниями. В противном случае можно совершить ряд ошибок, что приведет к неправильному заключению и неверному пониманию как лечить патологию.
Коррекция и лечение
При выявлении рассматриваемого нарушения необходимо незамедлительно начинать работу по исправлению дефектов письма.
Коррекционная программа определяется в соответствии с разновидностью отклонения и осуществляется нижеприведенными методами:
– выполнение упражнений, улучшающих память;
– разучивание с крохой норм правописания;
– работа по увеличению объема словарного запаса;
– выполнение письменных упражнений различного характера;
– массаж;
– назначение успокоительных препаратов.
Существует масса способов, направленных на исправление дефектов письма, вызванных дисграфией. Наиболее действенными среди них являются нижеприведенные методы: «модель слова», распознавание звуков и букв, Метод Эббигауза, исправление ошибок.
Методика «модель слова» предполагает использование карточек с изображением объекта и схематического начертания слова. Малышу дают карточку, на которой нарисован какой-то объект и начертана схема слова. Ему необходимо, взглянув на карточку, обозначить предмет и произнести по порядку звуки слова. Затем ему необходимо соотнести каждый звук с литерой, после чего написать слово.
Методика распознавание звуков и букв предполагает написание ребенком большого числа букв. Затем крохе необходимо подчеркнуть слова с обозначенным звуком и написать его. После этого малышу потребуется отыскать в слове и предложениях эти буквы и зачеркнуть их. Последний этап заключается в работе с рисунками, обозначение которых содержит отрабатываемый звук.
Метод Эббигауза предполагает заполнение пробелов в словах. Малышу дают знакомые ему слова, но некоторые буквы в них пропущены. Ребенку необходимо заполнить пробелы нужными буквами, прочесть слово и правильно его записать.
Метод исправления ошибок подразумевает нахождение крохой ошибок, их исправление и написание правильно слов. Малышу дают карточку со словом, в котором допущена ошибка, и озвучивают это слово правильно. Ребенку следует отыскать ошибку, исправить ее и верно переписать слово.
Коррекция дисграфии у детей школьного возраста
Лечить дисграфию необходимо совместными усилиями. Работая вместе с преподавателями, родителями и логопедом, ребенок может избавиться от данного отклонения.
Если ребенок испытывает трудности в разговорной речи, то необходимо обеспечить его систематической практикой. Такой специальный диктант должен отличаться от обычного. Следует четко проговаривать слова, указывать знаки препинания. Перед началом диктанта следует четко прочитать весь текст.
Следует избегать возникновения отрицательных эмоций. В негативной обстановке дети воспринимают любое лечение как что-то навязываемое и подсознательно будут стремиться абстрагироваться.
Не стоит проявлять чрезмерное внимание и крайнюю озабоченность данным отклонением. От повышенного внимания к проблеме, ребенок решит, что с ним что-то не так и начнет воспринимать себя неполноценным, что в корне не соответствует действительности.
Необходимо привить ребенку настроение достижение грандиозной цели. Следует хвалить (в меру) ребенка и поощрять его приятными сюрпризами, чтобы он относился к лечению с особым рвением и был нацелен на достижение отличного результата.
Лечение у логопеда будет происходить по другой системе. Логопеды основывают лечение на специальной азбуке и наборе специфических речевых игр. Упражнение с азбукой сводится к тому, что детям предлагается сложить слово и обозначить его грамматические элементы. Данное упражнение помогает запомнить структуру слов, внешний вид букв и учит правильному произношению.
Далее логопед дает ребенку понимание различий твердых и мягких и глухих звуков. Ребенок повторяет слова и подбирает свои, которые соответствуют требуемым звукам. Вовремя работы идет анализ звуков, букв и слогов из которых состоят слова.
Существует отличное упражнение, которое необязательно проходить вместе с логопедом. Ребенок пишет какой-либо текст (необязательно под диктовку) и проговаривает каждое слово. Очень важно, чтобы ребенок четко произносил слабые доли.
Пример: «сколькО стоИт мОлОко». Ведь в устной речи данная фраза произносится совсем по-другому – «сколька стоет малако».
Слабые доли в данном примере – это звуки, которые при быстрой речи могут изменяться, не влияя на смысл слова. С виду простое упражнение, но при систематическом занятии, оно очень действенно.
Способы диагностики
Дисграфия у младших школьников диагностируется исследованиями устной и письменной речи. Только после этого может быть назначена соответствующая коррекция. Также необходимо получить консультации невролога, офтальмолога, ЛОР. Степень сформированности определяется логопед.
Обследование ребенка состоит из нескольких этапов. Вначале проводится оценка зрения и слуха ребенка, состояние ЦНС. Далее проводится анализ моторики, артикуляции. При этом важно учитывать левша или правша. Важно провести анализ фонетического механизма, звукопроизношения, лексикона ребенка, уровень грамотности. После этого проводится исследование письма пациента.
Ребенок с дисграфией переписывает письменные и печатные буквы, слова, проводится написание под диктовку, выполняются упражнения из деформированных предложений и другие задания. После этого, учитывая всю полученную информацию выносится заключение логопеда с рекомендациями по коррекции.
Профилактика дисграфии у ребенка
Узнав про дисграфию и поняв, что такое отклонение может отрицательно сказаться на ребенке в будущем, автоматически приводит к выводу, что чем раньше оно будет обнаружено, тем лучше. Желательно определить, есть ли у ребенка данный недуг еще до того, как он приступит к изучению грамоты.
Существует множество упражнений, которые отлично подходят для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста:
- Определение предмета по контурному изображению.
- Поиск одинаковых предметов на картинке.
- Игра в лабиринт. На листке бумаги чертится лабиринт, ребенку необходимо провести ручкой линию через весь лабиринт не касаясь стен.
- Определить предмет по отдельным деталям.
- Поиск лишнего предмета на картинки, который не соответствует остальным (например, среди овалов и кружков, лишним будет треугольник или квадрат и наоборот).
- Соотношение предметов с их силуэтом. Существуют специальные развивающие игрушки, например куб с отверстиями разной формы, в которые необходимо вставить фигурки той же формы, что и отверстия.
Коррекция дисграфии – не самый простой процесс, как для ребенка, так и для родителей. Придется проделать большую работу и проявить все свои сильные стороны, чтобы поддержать ребенка и помочь ему избавиться от недуга. Самые главные специалисты для ребенка – это его родители. Работайте с ребенком, заручитесь поддержкой логопеда и все получится.
Устраняем дисграфию с помощью упражнений
Конечно, ребенка, страдающего дисграфией, необходимо показать специалисту. Нужна правильная диагностика заболевания, которая позволит подобрать необходимые упражнения. Родители также могут помочь своему малышу, занимаясь с ним дополнительно. Вот некоторые упражнения для таких занятий:
- исправь текст. Берем текст и размещаем в нем лишние буквы. Ребенок должен найти их и вычеркнуть;
- вставь пропущенную букву. Готовим текс с пропущенными буквами в словах. Вначале это может быть всего несколько слов. Потом текст можно увеличить, когда навык поиска пропущенных букв будет у ребенка развит хорошо. Такая игра — великолепная профилактика дисграфии;
- лабиринт. Задача данного упражнения научиться проводить линию достаточной длины, не отрывая ручку от бумаги. Великолепно тренируется крупная моторика у детей разного возраста;
- напишем диктант. Начинайте диктовать текст, состоящий из самых простых слов. Постепенно усложняйте задание. Важно работать систематически и регулярно. Тогда у ребенка навык правильного письма будет постоянно совершенствоваться;
- поиграем в буквы. Готовим магнитные буквы. Составляем их них слова. Потом можно эти слова записать в тетрадь.