Игры для развития двигательной и тактильной памяти
Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений.
Малышу завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал.
Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
Диагностика
Диагностика состояния слуховой памяти обычно осуществляется по методике А. Лурия «10 слов». Методика заучивания 10 слов является тестом на слуховую память, который отражает способности ребенка или взрослого воспринимать информацию на слух, запоминать и воспроизводить ее в дальнейшем. Тестирование требует определенных условий:
- В комнате поддерживается тишина, посторонние разговоры и шумы недопустимы.
- Испытуемому называют 10 слов, предлагая их запомнить.
- Слова для тестирования подбирают с учетом критериев – однообразие (односложные или двусложные существительные в именительном падеже, единственном числе), отсутствие смысловой связи (к примеру, нельзя одновременно использовать слова «стол» и «стул»).
После зачитывания серии слов испытуемому предлагают повторить их. Тестирование с использованием 1 набора слов повторяется 5-6 раз без перерывов. После 6 попытки делают перерыв на 1 час. По завершении указанного периода испытуемый должен назвать слова, которые он запомнил, без предварительного зачитывания.
Количество слов, которые испытуемый сумел повторить в течение 1 серии, отражает уровень кратковременной слуховой памяти. Количество слов, которые испытуемый сумел повторить после часового перерыва, отражает уровень долговременной слуховой памяти.
Другой несложный тест: попросить собеседника назвать вам 4 любых однозначных числа, к примеру, «8», «1», «3» и «5». Задача испытуемого сводится к повторению названных чисел в обратном порядке.
Методика развития памяти и внимания
Большинство детей не обладает таким уровнем мотивации и самоорганизации, который позволил бы им регулярно заниматься и работать над развитием своих навыков и интеллектуальных способностей. Поэтому именно родителям приходится не только следить за успеваемостью своих детей в школе, но и контролировать то, как они занимаются дополнительно. Все это отнимает слишком много времени и сил, поэтому многие взрослые отдают предпочтение курсам развития памяти и внимания, а не самостоятельным тренировкам.
Программа «Меморика» от академии развития интеллекта AMAKids – это эффективная методика развития памяти у детей и подростков, которая позволяет им улучшить свои навыки работы с информацией. На этом курсе ребенок сможет освоить несколько подходов к восприятию и запоминанию учебного материала, а также станет внимательнее и научится сохранять концентрацию во время занятий в школе и дома. В будущем это поможет ему легче справляться с учебной нагрузкой и лучше усваивать школьную программу.
Кратковременная слуховая память. Методика.
Словесный отчет испытуемого__________________________________________________ Наблюдения экспериментатора:_________________________________________________ Экспериментатор _____________________________________________________________
Инструкции.Инструкции для детей.
— Инструкция (а):
«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
—·Инструкция (б):
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.— Инструкция (а):
«Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
— Инструкция (б):
«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов.
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V. 2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.
График заучивания слов
3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):
, где
Кi
—коэффициент запоминания i-го слова,
Рi
— его абсолютная частота;
n
— количество повторений. 4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К
График частоты запоминания слов
5. Составить сводные таблицы по показателям V
и
К
для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе. 6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:
, где
Vдолговрем
. — объем долговременной памяти (через один час)
V6
·— количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется. При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях. Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта». Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации). Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.