Учёный: наш мозг — это система обслуживания сексуальных потребностей

Статья по теме

Ясный ум и работо­способное тело. Невролог о продлении срока активной жизни

Вы даже не догадываетесь, что самый сложный объект во Вселенной находится внутри нашей черепной коробки. У него более 100 млрд клеток, а у каждой из них — десятки тысяч связей с «соседями». Если пересчитать число всевозможных комбинаций, оно многократно превысит количество атомов во Вселенной. Этот объект — человеческий мозг. Сергей Савельев, профессор, завлабораторией Института морфологии человека РАМН, изучает его более 30 лет, а созданный им уникальный «Стереоскопический атлас мозга» произвёл фурор в среде биологов.

Префронтальная ассоциативная зона

В коре головного мозга есть три ассоциативных кортикальных зоны:

— префронтальная (от 8 до 11 и от 44 до 47 по Бродману);

— парието-височно-затылочная (расположена в полях 39, 40 и отделах 19, 21, 22 и 37);

— лимбическая (в полях 23, 24, 38, 28 и 11).

Префронтальная ассоциативная зона расположена перед премоторной зоной. Она получает информацию из областей коры головного мозга, которые выполняют различные функции, такие как обработка информации, регулирование волевых движений, консолидация памяти, обработка информации об эмоциональном состоянии и мотивации.

Префронтальная ассоциативная зона объединяет эту разнообразную информацию, в результате чего она участвует в различных функциях.

Префронтальная ассоциативная зона выполняет следующие функции:

О мужской расплате

«АиФ»: — Где именно хранятся наши таланты? Вот, скажем, человек хорошо рисует — и чем его мозг будет отличаться от другого?

С.С.: — У него будут крупнее определённые поля. За зрение отвечают поля затылочной доли головного мозга. А чтобы нарисовать что-нибудь, надо подключить ещё примерно 15 областей, связанных с моторной координацией. Ассоциативные центры, те самые, которыми мы думаем, лежат в лобной доле и частично в теменной. Слуховые — в височной. Наши индивидуальные особенности и предрасположенности преимущественно заключены в коре больших полушарий. Размеры одних и тех же полей различаются у людей в десятки раз. Поэтому нельзя развить способности, которых нет. Надо стараться реализовывать то, что дано.

«АиФ»: — Но для этого необходимо «заглянуть» в мозг живого человека. Такое возможно?

С.С.: — Есть, к примеру, метод рентгеновской микроскопии (мы, кстати, одни из разработчиков этой технологии). Рентгеновский луч даёт картину мозга с увеличением. К сожалению, пока не удаётся рассмотреть крупные объекты. Технология требует серьёзного финансирования, а денег, как всегда, нет. Но если метод развивать, то это будет прорыв: можно будет определять, кому идти в математики, кому в музыканты, а кому лучше взять метлу и отправиться двор подметать.

«АиФ»: — А есть ли различия между мужским мозгом и женским? Не зря же говорят о «женской логике».

С.С.: — У мужчин мозг тяжелее на 35-150 граммов за счёт того, что лучше развиты ассоциативные центры. Так распорядилась эволюция: женщина более биологична, все её решения нацелены на то, чтобы выжить, дать потомство, повысить доминантность. Это и называют «женской логикой». Это нормально. Так же, как и то, что мужчины за свою способность думать расплачиваются меньшей продолжительностью жизни. И вообще хуже к ней приспособлены.

Отвечает за оперативную (рабочую) память

Отвечает за оперативную (рабочую) память — оперативная память означает способность на короткое время помнить новую информацию или извлекать сохраненную в долговременной памяти информацию, необходимую для решения данной задачи или проблемы.

Оперативная память включает в себя процесс обработки информации, который должен быть выполнен для достижения цели. Было обнаружено, что префронтальная ассоциативная зона активируется всякий раз, когда мы предпринимаем сознательную попытку запомнить или вспомнить информацию.

Благодаря оперативной памяти можно говорить, логически мыслить, выполнять математические операции и решать сложные задачи. Считается, что рабочая память является основой абстрактного и концептуального мышления, которое во многом определяет интеллект человека.

Оперативная память серьезно нарушается, когда префронтальная кора головного мозга повреждена, в результате чего страдают все мыслительные процессы.

Мозговой и «рассеянных элементов»)

«Ядро»

— морфологически однородная группа клеток с точной проекцией рецепторных полей
«Рассеянные элементы»
— клетки и группы клеток, располагающиеся вне «ядра» и осуществляющие элементарный анализ и синтез

Зоны коры головного мозга

Первичные

— проекционные зоны (чувствительные и двигательные), отвечающие за элементарные акты
Вторичные
— проекционно-ассоциативные зоны, ответственные за операции гнозиса и праксиса
Третичные
— участки перекрытия корковых представительств различных анализаторов, осуществляющие интегративную функцию

Интегративные уровни нервной системы

Первая сигнальная система

— отвечает за первичные этапы праксиса и гнозиса
Вторая сигнальная система
— отвечает за осмысленность действий человека и его речь
Третья сигнальная система
— отвечает за прогнозирование различных актов, формирование перспектив и выбор первоочередных задач

Основные центры коры головного мозга

Лобная доля

  • Двигательный анализатор
  • Располагается в области передней центральной извилины и парацентральной дольки (поля 4, 6, 6А по Бродману)
  • Центр поворота головы и глаз в противоположную сторону
  • Располагается в области средней лобной извилины, премоторной области (поля 8,9 по Бродману)
  • Лобно-мосто-мозжечковый путь
  • Начинается от задних отделов верхней лобной извилины (поле 8)
  • Моторный центр речи (Брока)
  • Располагается в области задней части нижней лобной извилины (поле 44 по Бродману)
  • Музыкальный моторный центр
  • Располагается кпереди от моторного центра речи (поле 45)
  • Центр письменной речи
  • Располагается в области заднего отдела средней лобной извилины (поле 6 по Бродману)

Теменная доля

  • Центр поверхностной и глубокой чувствительности
  • Располагается в области задней центральной извилины (поля 1,2,3 по Бродману), верхней теменной области (поля 4,7 по Бродману), кзади от задней центральной извилины (поля 7,39,40 по Бродману)
  • Центр праксиса
  • Располагается в области нижней теменной дольки слева и в области надкраевой извилины (поля 39,40 по Бродману)
  • Анализатор интероцептивных импульсов
  • Располагается в области нижних отделов передней и задней центральных извилин

Височная доля

  • Центр слухового анализатора
  • Располагается в области средней части верхней височной извилины (Гешля), поля 41,42,52 по Бродману
  • Центр вестибулярного анализатора
  • Располагается в области нижних отделов наружных поверхностей височных долей (поля 20,21)
  • Центр обонятельного анализатора
  • Располагается в области крючка и аммонова рога (поля 11А, 11Е)
  • Центр вкусового анализатора
  • Располагается в области крючка, аммонова рога, нижнего отдела задней центральной извилины (поле 43) и островка
  • Акустико-гностический сенсорный центр речи (Вернике)
  • Располагается в области задних отделов верхней височной извилины слева (поля 22,37,42 по Бродману)
  • Центр распознавания звуков и мелодий
  • Располагается в области средней трети верхней височной извилины (поле 22)

Затылочная доля

  • Центр зрительного анализатора
  • Поля 17,18,19 по Бродману
  • Центр анализатора письменной речи (центр чтения)
  • Располагается на границе височной, затылочной и теменной долей (поле 39)

Исследование и нарушение корковых функций

Гнозис (узнавание)

Запас сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении с матрицей памяти.

Агнозия

  • Нарушение процессов узнавания при сохранении чувствительности и сознания.
  • Тотальная агнозия
  • Полная дезориентация человека
  • Зрительная агнозия
  • Нарушение узнавания предметов при зрительном восприятии
  • Слуховая агнозия
  • Нарушение узнавания предметов по производимому им шуму
  • Сенситивная агнозия
  • Нарушение узнавания предметов при контакте (астереогноз и пр.)
  • Вкусовая агнозия
  • Нарушение узнавания предметов по вкусу
  • Обонятельная агнозия
  • Нарушение узнавания предметов по запаху

Праксис

Целенаправленное действие.

Апраксия

  • Нарушение целенаправленности и плана действий.
  • Моторная апраксия
  • Больной не может выполнять действия по приказу и по подражанию, но выполняет их непреднамеренно
  • Идеаторная апраксия
  • Больной не может выполнять действия по приказу, но выполняет их по подражанию.
  • Конструктивная апраксия
  • Больной выполняет действия и по приказу, и по подражанию, но не способен создавать качественно новые двигательные акты
  • Апраксии возникают при поражении теменно-затылочно-височной области доминантного полушария (двусторонняя апраксия), субдоминантного полушария и мозолистого тела (у правшей — левосторонняя апраксия)

Мышление

Логические операции со словесными и наглядно-образно-чувственными образами предметов.

Задержка умственного развития

Отставание в умственном развитие от своего возраста при сохранении способности к обучению на высоком уровне (при педагогической и социальной запущенности)

Олигофрения

Нарушение умственного развития с ограничением способности к обучению

Дебильность

Сохранение адекватного умственного развития на бытовом, житейском уровне.
Имбицильность
Сохранение примитивных двигательных актов и навыков самообслуживания.
Идиотия
Полное отсутствие речи и социальная дезадаптация.

Память

Различают механическую и смысловую память. Компоненты памяти — запоминание (фиксация материала) и вспоминание (воспроизведения материала). Нарушения памяти проявляются в виде амнезии, гипомнезии, гипермнезии (усиление механической памяти) и появления ощущений «уже виденного» или «никогда не виденного»

На процессы запоминания и вспоминания влияют

<1. Внимание

<2. Заинтересованность

<3. Эмоциональность

Речь и ее нарушения

Классификация нарушений речи

Нарушение речи при органическом поражении головного мозга

Афазия

— распад компонентов речи при поражении корковых речевых зон
Алалия
— системное недоразвитие речи при поражении корковых речевых зон в доречевом периоде
Дизартрии
— нарушение иннервации речевой мускулатуры

Функциональные нарушения головного мозга

Заикание Мутизм Сурдомутизм

Дефекты строения артикуляционного аппарата

Дислалия Ринолалия

Задержка речевого развития (при соматической и педагогической запущенности)

Некоторые варианты нарушений речи

Сенсорная афазия Вернике

«Словесная глухота», нарушение понимания речи при поражении левой височной области (средних и задних отделов верхней височной извилины).

Варианты сенсорной афазии

Акустико-гностическая сенсорная афазия

  • При нарушении слухового гнозиса возникает искажение понимания смысла слов при отсутствии глухоты. Развивается при поражении задней части извилины Гешля левого полушария (поле 22 по Бродману) Обычно сочетается с нарушением моторной речи из-за нарушения контроля за собственной речью со стороны слухового анализатора.
  • Выявляются
  • Большое количество ненужных слов в речи больного.
  • Логорея — чрезмерная говорливость.
  • Парафазии — неточное употребление слов
  • Персеверации — односложные ответы на различные по смыслу вопросы
  • Алексия — нарушение чтения.
  • Контаминации — слитное написание слов в предложении.

Акустико-мнестическая сенсорная афазия

При нарушении памяти возникает трудность подбора нужных слов при сохранении грамматической структуры фраз. Развивается при поражении средней части извилины Гешля левого полушария (поля 37 и 21 по Бродману). Больной обычно понимает устную и письменную речь, но наблюдаются нарушения в письменной речи и вербальные парафазии (затруднения при назывании предметов, при которых не помогает подсказка первого слога)
Семантическая сенсорная афазия
Затруднение понимания сложных логико-грамматических конструкций, при затруднении в произнесении слова подсказка первого слога помогает больному в произнесении последнего. Развивается при поражении височно-теменно-затылочной области левого полушария.

Моторная афазия Брока

Речевая апраксия, сочетание нарушения экспрессивной (устной) речи и письменной речи при сохранении ее понимания. Обычно нарушается и чтение (вслух). Проявляется наличием в речи больного однообразных предложений с преобладанием существительных и инфинитивных форм глаголов.

Выявляются Литеральная парафазия — перестановка и пропуск отдельных звуков Вербальная парафазия — замена одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению Аграматизмы — нарушеня грамматического строя речи Литеральные параграфии при письме Вербальные параграфии Паралексии и прочие нарушения чтения

Алалии

Развиваются у детей при поражении головного мозга в возрасте до 2,5 — 3,0 лет.

Сенсорная алалия

Нарушение понимания обращенной речи при сохранении слуха (отсутствие речевого словаря), обязательно нарушается и моторная речь.
Моторная алалия
Недоразвитие моторной речи при сохранении понимания обращенной речи.

Важна для внимания во всех его аспектах

Важна для внимания во всех его аспектах — это включает в себя сосредоточение внимания на внешних явлениях и внутренних мыслях и планах, переключение внимания, постоянное внимание.

За эту функцию отвечает дорсолатеральная часть префронтальной коры и извилины. Когда префронтальная кора головного мозга повреждена, пациенты легко отвлекаются от случайных раздражителей, что не позволяет им сохранять свои мысли в логической последовательности и завершать успешно начатые действия.

Фитнес для ума

Говорят, что человеческий мозг можно тренировать, как и мускулатуру. Разгадывание кроссвордов — очень эффективное упражнение. Можно пообсуждать с друзьями фильмы, книги. Воспроизведение в памяти тренирует головные «мышцы». А с детьми можно поиграть в Шерлока Холмса. Отправившись на прогулку, подсчитайте, какое количество проехало синих машин, сколько прохожих носит куртки чёрного цвета. Что даёт тренировка мозгов? А вы посмотрите на возраст академиков РАН — в среднем 80 лет. А мозги у всех «свежие»!..

Участвует в планировании движений

Участвует в планировании движений и осуществляет когнитивный контроль над поведением — префронтальная кора участвует в абстрактном планировании волевых движений. Благодаря этому определяется цель движения и способы его достижения.

Эта функция реализуется благодаря полученной мультимодальной сенсорной информации и ее интенсивным связям со многими структурами двигательной системы. Префронтальная кора не только планирует волевые движения, но и осуществляет когнитивный контроль над общим поведением человека.

Когнитивный контроль основан на знании того, какие цели возможны, какие инструменты использовать для их достижения и каковы могут быть последствия их реализации. Считается, что префронтальная кора отвечает за создание правил, которые управляют нашими мыслями и действиями.

При повреждении префронтальной коры возникают трудности при планировании и реализации целевого поведения. Нет стратегии для достижения конечной цели, которая делает людей неспособными организовать свою жизнь.

О сексе и лени

«АиФ»: — Можно сказать, что мозг — совершенный орган?

С.С.: — Да вы что! Он сделан настолько бездарно, что остаётся удивляться, как он работает. Энергии жрёт много, крово-снабжение плохое, нейроны не восстанавливаются. Как только человек родился, клетки мозга начинают гибнуть. Ещё внутри них накапливаются продукты метаболизма, которые не выводятся до самой старости. С точки зрения биологической, мозг — безобразная конструкция. Но для эволюции это и неважно. Для неё важен перенос генома в следующее поколение, а для этого выдающийся мозг не нужен. Достаточно волосатой груди и небритых подмышек.

«АиФ»: — Но разве мозг не помогал нашим предкам выживать при естественном отборе?

С.С.: — Вряд ли отбор шёл по интеллектуальному принципу. И уж точно мозг эволюционировал не для того, чтобы думать. Поэтому лень — естественная черта «человека разумного», она поддерживается выделением эндорфинов, специальных наркотических веществ. Чтобы снизить нагрузку, мозгу выгоднее ненадолго включаться, а потом сразу отключаться. Лучше иметь мощный компьютер и пользоваться им время от времени, чем постоянно тыкать в кнопки калькулятора, который от этого быстро перегреется. Вот в чём логика.

Вообще нервная система (и наше сознание в частности) возникла из системы полового обоняния (по-простому — нюха. — Ред.) рептилий. Из неё в ходе эволюции появился передний мозг, потом наши предки залезли на деревья, и обоняние утратило свои функции. Но, поскольку те мозговые центры, которыми мы думаем, выросли из половой системы, сексуальные отношения так и остались очень важными в нашей жизни. Они определяют самооценку, стратегию, даже смысл жизни.

«АиФ»: — А какая область мозга отвечает за сексуальное поведение?

С.С.: — Вы не поняли? Весь мозг возник и сформировался как система, обслуживающая эту потребность! Поэтому половые мотивации оказались базисными принципами человеческого мышления. И наша агрессия и, к сожалению, неразумность вызваны именно этим.

От редакции. С мнением профессора Савельева согласны не все учёные. В следующих номерах мы продолжим дискуссию на эту тему.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]