Спинной мозг. Головной мозг — Рабочая тетрадь по биологии 8 класса. Маш, Драгомилов.


Головной мозг – это важнейший орган, управляющий человеческим организмом. Благодаря его функционированию люди способны видеть, слышать, ходить, испытывать эмоции, общаться между собой, чувствовать, анализировать, размышлять и любить. Последние свойства присущи исключительно человеку. Прежде чем ответить на вопрос, за что же отвечает левое полушарие мозга, нужно вспомнить анатомию 9 класса: из чего состоит головной мозг.

Структура головного мозга

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости черепной коробки, сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. Мозжечок обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Интересно! Мозг у мужчин завершает свой рост к 25 годам, а у женщин – к 15!

Между большими полушариями проходит продольная щель, в глубине которой располагается мозолистое тело. Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Полезно узнать, что такое абстрактное мышление: формы, возможности.

Зачем человеку когнитивные функции: связь с отделами мозга, причины нарушения.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

Спинной мозг. Головной мозг — Рабочая тетрадь по биологии 8 класса. Маш, Драгомилов.

РАБОТА 157

1. Прочитайте §49. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами части спинного мозга.

2. Ответьте на вопросы. Передняя или задняя борозда мозга изображена на переднем плане рисунка? Передняя. На какой половине мозга (правой или левой) поставлены цифровые обозначения? Левой. С какой стороны (задней или передней) в мозг поступают нервные импульсы от органов (обратная связь), посылаются команды к органам (прямые связи)? Информация поступает с задней стороны, команды посылаются с передней.

РАБОТА 158

Рассмотрите рисунок с изображением рефлекторной дуги при ожоге руки. Ответьте на вопросы. 1. На ладонной или на тыльной стороне кисти находятся волосы? Тыльную или ладонную сторону обжег пострадавший? На тыльной. Пострадавший обжог ладонную сторону. 2. Какие части рефлекторной дуги отмечены на рисунке цифрами?

Ответы проверьте по §49 учебника.

РАБОТА 159

Прочитайте §50 и выполните задания. 1. Рассмотрите рисунок, на котором изображена правая половина головного мозга. Укажите, какими цветами обозначены продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария головного мозга. Напишите названия отделов мозга.

2. Ответьте на вопросы. Какую функцию выполняет мозолистое тело? Соединяет правое и левое полушарие. Какой стороной тела управляет правая половина мозга и от какой половины тела она получает информацию? Управляет и получает информацию от левого полушария.

РАБОТА 160

Разъясните следующие понятия (см. §50). Серое вещество мозга Нервная ткань серого цвета, из которой состоит кора головного мозга и центральная часть спинного мозга, состоящая из тел нейронов. Белое вещество мозга Это нервная ткань, состоящая из ядер нейронов, покрытых миелиновым покровом, содержащаяся в головном и спинном мозге. Ядра головного мозга «островки» внутри головного мозга из серого вещества. Блуждающий нерв Один из 12 пар блуждающих нервов, регулирующий работу внутренних органов. Симпатический нерв Нерв вегетативной нервной системы, дающий ответвления к тем же органам, что и блуждающий нерв. Чаще всего их действия противоположны. Соматическая нервная система Часть нервной системы, поддающаяся воле, иннервирует костные мышцы.

РАБОТА 161

Заполните таблицу (см. §50).


РАБОТА 162

1. Как называются доли больших полушарий головного мозга? (см. §50). 2. Укажите, какими цветами выделены на рисунке: зрительная зона; слуховая зона; двигательная зона; зона кожно-мышечной чувствительности. Слуховая – коричневый, двигательная – оранжевый, зрительная – зеленый, кожно-мышечная чувствительность – красный.

РАБОТА 163

На рисунке показаны речевые центры. 1. В слуховой зоне височной доил находится центр Вернике (1), связанный с восприятием речи. В моторной зоне лобной доли находится центр Брока (2), связанный со способностью говорить. Назовите функции центров 1 и 2. 1-восприятие речи. 2-способность говорить

2. Нервные пути, находящиеся внутри мозговой ткани, связывают центры 1 и 2. Почему глухота, возникающая у детей, в итоге приводит к нарушениям речи и даже к немоте? Дети учатся говорить благодаря тому, что слышат речь окружающих. Если ребенок не способен воспринимать речь, он не сможет ее вопсроизводить.

Функции левого полушария мозга

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы, они работают вместе с подкорковыми структурами. Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствительности, высшей нервной деятельности и органов чувств.

Кора разделена на зоны, отвечающие за определённые функции (зрение, слух и другие), но и они не функционируют по отдельности. Чтобы что-то сказать, человеку нужно сначала подумать, проанализировать, просчитать. Во время разговора люди проявляют эмоции (печаль, радость, тревогу, смех), жестикулируют, то есть задействуют кисти рук, мышцы лица. Всё это обеспечивается слаженной работой нескольких зон коры, подкорковых ядер, черепными и спинальными нервами. Итак, за что отвечают различные доли головного мозга?

Интересно! Головной мозг людей изучен менее чем наполовину!

Лобная доля левого полушария мозга

Отвечает за движение, способность говорить, индивидуальность, мышление. Лобная доля – это часть мозга, отвечающая за эмоции, поведение, мышление.

Моторная зона коры

Отвечает за активность поперечно-полосатой мускулатуры правой половины тела, координированность точных движений, ориентирование на местности. В этот отдел идут импульсы от внутренних органов. При её повреждении возникает атаксия, парез конечностей, расстройство работы сердца, сосудов, дыхания. Ниже на картинке представлена топическая принадлежность органов и частей тела к прецентральной извилине.

Речедвигательная зона

Обеспечивает работу мышц лица для произнесения сложных слов, фраз. Другими словами, она отвечает за формирование речи. У всех правшей речедвигательная зона в левом полушарии занимает большую площадь, чем в правом.

При разрушении этой зоны человек теряет способность говорить, но может кричать или петь без слов. А также утрачивается чтение про себя, формулировка мыслей, а вот способность понимать речь не страдает.

За что отвечает правое полушарие

Правое полушарие несет ответственность за обработку сигналов, а также определение предметов и слияние их с сущностью. От развития этой стороны мозга человека также зависят способности к искусству и творческой деятельности, например, рисованию, лепке. Благодаря ей мы можем воспринимать музыку, произведения искусства, танцевальные номера, а также получать удовольствие или неудовольствие от них. Люди, у которых правая часть развита хорошо, могут еще и самостоятельно создавать свои шедевры.

Функции правого полушария:

  1. Отвечает за пространственную ориентацию. За счет его работы человек способен определять расположение объектов относительно себя и расстояние к ним. В результате человек запоминает дорогу, минимизируется риск заблудиться даже в незнакомых местах.
  2. Позволяет воспринимать аллегорию и реагировать на нее. Человек способен воспринимать пословицы, поговорки, анализировать их, делать выводы и реагировать на них. Сюда относят также чувство юмора и способность посмеяться над анекдотом или шуткой, а не воспринимать все буквально.
  3. Отвечает за воображение. Мы можем сочинять истории, мысленные образы, а также мечтать и фантазировать. Примером тут могут служить сновидения.
  4. Позволяет эмоционально реагировать на события, происходящие вокруг, слова и обращения других людей. Мы можем догадываться о том, что нас обманывают, о негативных поступках других людей и защищать себя от возможной опасности.
  5. Помогает узнавать людей по черте лица и различать чужих людей, от знакомых.

Оно также обладает способностью обрабатывать одновременно большое количество информации и воспринимать ее как одно целое. В результате человеку удается с легкостью решать поставленные перед ним задачи.

Височная доля

Слуховая зона отвечает за слух, вестибулярную чувствительность. При разрушении зоны слева наступает глухота с правой стороны, а также резко снижается способность слышать на левом ухе, движения становятся неточными, возникает пошатывание при ходьбе (см. Атаксия). Рядом расположен слуховой центр речи, благодаря которому люди понимают обращённую речь и слышат свою.

Зона вкуса и обоняния работает вместе с желудком, кишечником, почками, мочевым пузырём, а также половой системой.

Затылочная доля – зрительная зона

Зрительные волокна на основании мозга также перекрещиваются, как и слуховые. Таким образом, в зрительную часть левого полушария идут импульсы с обеих сетчаток глаз. Поэтому при повреждении этой зоны полная слепота не наступает, а страдает только половина сетчатки слева.


Затылочная часть мозга также отвечает за зрительный центр речи, способность узнавать написанные буквы и слова, поэтому люди могут читать текст. На картинке представлены отделы мозга, отвечающие за поведение, память, слух, осязание.

Отличие левого полушария от правого

Как уже стало ясно, в обеих гемисферах имеются речевые, зрительные, слуховые и другие зоны. Так в чём же отличие между ними? Только ли в контроле над противоположными половинами тела? Конечно же, нет!

Особенности левого полушария:

  1. Логика, анализ, мышление.
  2. Числа, математика, просчёт.
  3. Поэтапное решение сложных задач.
  4. Способность понимать буквально.
  5. Чёткие факты, доводы, без лишней информации.
  6. Обучение иностранным языкам, умение контролировать речь.

Все о лимбической системе: строение и функции, нарушения и их последствия.

Полезно узнать, что такое турецкое седло в головном мозге: роль в организме человека, признаки дисфункции.

Все о шишковидной железе: от анатомии до заболеваний.

За что отвечает правое полушарие мозга?

  1. Интуиция, воображение, эмоции.
  2. Восприятие, музыкальность, художественность.
  3. Фантазия, яркие краски, способность мечтать.
  4. Создание образа по описанию, пристрастие к мистике, загадкам.

Вы и сами знаете, как развить правое полушарие!

Три базовых упражнения – лишь простой пример. При желании легко найти массу вещей, способных развить как одно, так и другое полушарие мозга. Этому способствует общение с людьми и желание им сочувствовать и переживать, прослушивание классической музыки (особенно в живом исполнении). Больше обращайте внимание на то, что происходит вокруг вас и осознавайте происходящее, не прибегая к постоянному анализу. Делать это действительно будет не лишним, ведь полученные навыки станут полезными в любом деле и любой отрасли.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]