Коррекционно-восстановительная работа при Афазии. методическая разработка на тему

Семантическая афазия — это комплексная речевая патология, связанная с нарушением осмысления логико-грамматических структур. Возникает при поражении теменно-височно-затылочной области (зона ТРО) левого полушария.

При данном виде афазии человек испытывает трудности с пониманием семантики языковых единиц, особенно в контексте сложных грамматических конструкций, страдает расстройством визуального и пространственного мышления, акалькулией и элементами апраксии.

Синдром, характеризующийся постепенной потерей способности говорить, читать, писать и понимать, что говорят другие, относятся к категории первичной прогрессирующей или семантической афазии.

Что такое семантическая афазия

Люди, страдающие семантической афазией, испытывают большие трудности с пониманием значения слов, поиском названий или наименованием живых и неживых объектов. Со временем люди семантической афазией начинают использовать более общие названия для конкретных вещей.

Например, они могут сказать “животное “вместо “собака”.”По мере того, как их понимание слов ухудшается, они могут в конечном итоге перестать понимать речь окружающих.

Семантическая афазия как отдельный вид афазии впервые описана английским врачом-афазиологом Генри Хэдом. Он предложил психолингвистическую классификацию афазий.

Впоследствии нейропсихологическая концепция учёного разрабатывалась другими исследователями, в том числе нашла отражениев в работах советского психолингвиста А. Р. Лурия, который дал более подробное описание этой патологии.

Она представляет собой нарушение когнитивного характера: отсутствует понимание семантики лексемы в контексте логико-грамматических языковых конструкций.

Причины

  • острые нарушения кровоснабжения мозга (геморрагический инсульт, ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние и др.);
  • раковые опухоли мозга и других органов, метастазирующих в мозг;
  • ЧМТ; повреждение коры головного мозга при проведении нейрохирургической операции;
  • заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит), а также абсцессы мозга различной этиологии (сифилис, туберкулёз, вирусная, бактериальная, грибковые инфекции);
  • нейрологические заболевания дегенеративного характера (например, болезнь Паркинсона).

Патогенез

Вышеуказанные факторы вызывают поражение отдельных участков головного мозга (21-е, 37-е, 39-е, 40-е, 52-е поля по Бродману), которые входят в блок перцептивных процессов общения: принятия, осмысления и хранения поверхностной информации. Эти поля объединяют полимодальную информацию.

При семантической афазии остаётся неизменным понимание основного, первичного значения слова, связанное с его звуковой оболочкой. Нарушения присутствуют в восприятии второстепенного, переносного или омонимичного значения, семантики слова в контексте словосочетания или предложения.

Возникают проблемы с восприятием обращённой речи, нарушение пространственного восприятия, конструктивная апраксия, амнезия, заключающаяся в трудностях подбора необходимых для высказывания лексем.

Симптомы расстройства, стадирование

Семантическая афазия возникает при поражении области на стыке затылочной, теменной и височной долей. Но значит ли это, что единственным симптомом подобного поражения окажется только расстройство восприятия речи? Нет, это далеко не так. Изолированного нарушения быть не может. В той или иной степени, страдают все три описанных структуры. Какая-то определенно в большей мере. Соответственно и симптомы почти всегда различны по интенсивности и характеру. Усредненную клиническую картину можно представить следующим образом:

  1. Типичная и основная черта патологического процесса — невозможность понимать сложную обращенную к пациенту речь. При этом разбор словосочетаний, осмысление простейших конструкций сохраняется, не считая редких и наиболее тяжелых случаев. Сложные конструкции вызывают непонимание, растерянность.
  2. Обнаруживается нарушение понимания связи между словами в предложении. Видовременного, логического, функционального соотношения, пространственного соотношения и прочие варианты. Человек не понимает метафор, фразеологизмов и воспринимает любое выражение в буквальном смысле. Утрачивается творческая составляющая речевого, вербального компонента мышления.
  3. Обнаруживается дезорганизация восприятия видовых конструкций языка. Падежей, родов, чисел, частей речи. Существительные заменяются прилагательными, глаголами.

При всем сказанном, нарушается не только восприятие, но и собственное воспроизведение речевых конструкций. Экспрессивная речь при семантической афазии почти невозможна, она становится бедной, скудной, невыразительной по смыслу и форме. При формальной сохранности интеллекта человек не способен выразить собственные мысли и понять мысли других людей.

Дополнительно возникают симптомы неврологического дефицита при поражении долей головного мозга:

  • зрительная агнозия, — больной не в силах воспринимать соотношение видимых предметов, особенно в пространственном плане,
  • утрата способности выполнять математические действия, в том числе и простые, в наиболее сложных клинических случаях (де-факто во время реабилитации таких пациентов приходится переучивать математике заново),
  • нарушение ориентации в собственном теле (в простых случаях это смутное неприятное ощущение, в наиболее сложных — полная невозможность воспринимать собственное тело единым целым, ориентироваться в его сегментах, человек может заявлять, что у него нет руки или рука принадлежит не ему),
  • невозможность распознать предметы на ощупь с закрытыми глазами.

В некоторых случаях присутствует амнестический компонент. Пациент не только не понимает обращенную сложную речь, не понимает логических и причинно-следственных связей, но и не способен вспомнить названия предметов, описывает их обобщенно (тарелка — такая посуда и пр.), в функциональном разрезе (ложка — то, чем едят, автобус — то на чем ездят и т. д.).

Ввиду невозможности понимать сложную речь, с пациентом приходится работать крайне осторожно, тщательно выверяя слова. Это требует недюжинного профессионализма от практикующего логопеда и невролога, терпения и системного, комплексного подхода. Потому ключевая рекомендация родственникам больного — тщательно выбирать докторов, справиться с такой проблемой качественно — под силу далеко не каждому. Нужны навыки и квалификация.

Признаки также существенно зависят от тяжести патологического процесса. Семантическая афазия стадируется по выраженности клиники на три этапа:

  1. Первая степень сопровождается минимальными изменениями. Речевой дефект и нарушение восприятия слабые, практически не мешают общению.
  2. Умеренная степень. Клиника выраженная. Наблюдаются массивные нарушения нормального говорения и восприятия речи. Прочих проявлений нет или они слабые.
  3. Выраженная или тяжелая степень семантической афазии. Тотальное нарушение восприятия, воспроизведения речи дополняется прочими неврологическими дефицитарными явлениями. Считается наиболее неблагоприятной в плане восстановления.

Классификация

Семантическая афазия имеет три стадии:

  1. Лёгкую. Нарушается последовательная связь между явлениями, встречаются ошибки в разграничении причины и следствия. Возникают сложности при контекстуальном подборе того или иного слова, толковании сложных речевых конструкций. Наблюдаются трудности в решении задач на логику.
  2. Среднетяжёлую. Наблюдаются сложности в понимании грамматологических конструкций и иносказательных оборотов, в осуществлении арифметических действий.
  3. Тяжёлую. Характерны выраженные расстройства визуально-пространственного восприятия. Понимание грамматических оборотов и предложных конструкций значительно затруднено или недоступно.

Поскольку данное нарушение в первую очередь влияет на височную долю мозга, то процесс этот можно назвать необратимым.

Чаще всего семантическая афазия наблюдается у людей в возрасте 50-60 лет и может продолжаться на протяжение 12 лет. Хотя эти цифры приблизительны, и могут отклоняться в ту или другую сторону.

Зачастую кроме речевых нарушений появляются отклонения в поведении. Лекарств, чтобы излечить данное состояние, к сожалению пока нет. Есть препараты, которые могут улучшить состояние, помочь сохранить в памяти некоторые моменты из жизни. Однако более благоприятного прогноза дать никто не может.

Исследования показали, что физические упражнения помогают улучшить здоровье мозга и улучшает настроение и общую физическую форму. Сбалансированное питание, достаточный сон и ограниченное потребление алкоголя являются другими важными способами содействия хорошему здоровью мозга.

Другие болезни, которые влияют на мозг, такие как диабет, высокое кровяное давление и высокий уровень холестерина, также должны лечиться при наличии.

Терапия и восстановление

Способы устранения семантической афазии подбирает невролог в тандеме с логопедом и еще рядом специалистов при необходимости. Важным моментом лечения становится устранение причины заболевания. Это делается медикаментозным или хирургическим путем, с дополнением в виде физиотерапии, средств народной медицины. Борьба с самим речевым нарушением ведется с помощью лекарств и логопедических сеансов. При поражениях головного мозга в ход идут ноотропы, нейропротекторы, витамины и минеральные комплексы, вазодилататоры. Работа логопеда подразумевает отработку речи, счета, письма, чтения, улучшение ориентации в пространстве. Для получения максимального эффекта пострадавшему показаны занятия в домашних условиях с близкими.


Работа логопеда подразумевает отработку речи, счета, письма, чтения, улучшение ориентации в пространстве.

Прогноз восстановления при семантической афазии зависит от качества проведенного лечения, нацеленности пациента на результат, его возраста. При своевременном начале терапии и соблюдении больным всех рекомендаций врача шансы на возвращение утраченных функций высоки. Современные подходы способны избавлять от речевых нарушений, вызванных такими опасными состояниями, как инсульт, опухоли, дегенеративные заболевания мозга.

Когда бить тревогу?

Бить тревогу и проводить тщательное диагностическое обследование необходимо при наблюдении следующих трех показателей, если:

Происходит постепенное ухудшение языка (не только речи).Языковая проблема изначально является единственным недостатком.Основной причиной является нейродегенеративное заболевание.

Отличительной чертой семантического варианта афазии является прогрессирующая потеря значений слов. Если существуют дополнительные серьезные проблемы в идентификации объектов или лиц, это состояние также называется семантической деменцией.

Другие языковые навыки, включая способность производить речь и повторять фразы и предложения, произносимые другими, не затрагиваются. Однако, хотя пострадавшее лицо может продолжать говорить свободно, его речь становится неясной и трудной для понимания, потому что многие слова опущены или заменены.

Проблемы с языком увеличиваются со временем. Происходит медленная, но прогрессирующая потеря словарного запаса и способности понимать, что говорят люди. Речь становится все более расплывчатой, и количество речи имеет тенденцию уменьшаться.

В дальнейшем при болезни нарушаются неязыковые функции. В частности, человеку может быть все труднее распознавать знакомых людей или предметы домашнего обихода. Возрастают также проблемы, связанные с осуществлением нормальной повседневной жизнедеятельности.

Как распознать?

По ряду признаков можно узнать, что у человека начинается или прогрессирует рассматриваемая нами форма афазии.

Аномия

Невозможность вспомнить названия объектов; трудность “нахождения правильного слова”.” Пострадавшее лицо может не иметь возможности назвать изображение грузовика или может заменить другое слово в той же категории, например “автомобиль” вместо “грузовик”.”

Сокращенное понимание одного слова

Пострадавший человек не может вспомнить, что означают слова, особенно слова, которые менее знакомы или используются реже. Например, он может спросить “ ” Что такое грузовик?”

Когда пациента просят принести апельсин, он может вернуться с яблоком, потому что значение слова “апельсин” потеряно. Это не означает, что объект не распознается, о чем свидетельствует тот факт, что пациент не будет пытаться съесть апельсин, не очистив его.

Забывание знакомых объектов

Неспособность вспомнить, что такое знакомый объект или как он используется. Например, пострадавший может быть не в состоянии идентифицировать общие кухонные принадлежности и то, как они используются в приготовлении пищи. Это очень необычно на начальных этапах семантической афазии, но может появиться позже.

Поверхностная дислексия / дисграфия

Трудность чтения и написания слов, которые не следуют правилам произношения или правописания; такие слова пишутся или произносятся “как будто” они следуют правилам.

Дислексические расстройства речи

Симптоматика и проявления

Амнестическая афазия характеризуется мягким течением болезни и смазанным проявлением клиники заболевания. Среди самых частых проявлений можно выделить следующие симптомы:

  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Многократный повтор одних и тех же слов или словосочетаний;
  • Наличие парафраз – описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Больной пропускает слова, чаще всего существительные;
  • Также больной не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.

Несмотря на это у пациента не страдают навыки чтения и письма. Его речь построена правильно, как грамматически, так и логически. У пациента не возникает трудности с акустическим произношением слов, а также артикуляцией. Речь больного становится экспрессивной и изобилует большим количеством глаголов.

Важно отметить, что больной легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание.

Симптомы семантической афазии

  1. Фразовая речь экспрессивная, нормальная по объёму и скорости, но состоит из простых предложений.
  2. Характерны грамматические ошибки, касающиеся согласования слов, употребления нужной падежной формы. Человек понимает значение простых синтаксических конструкций и отдельных слов. Распространённые или сложные предложения недоступны для понимания.
  3. Затруднено восприятие обособленных оборотов, вставных конструкций, сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
  4. Поговорки, пословицы, метафоры, фразеологизмы и другие устойчивые выражения воспринимаются не в переносном, а прямом значении (например, что посеешь, то и пожнёшь; цыплят по осени считают; счастливые часов не наблюдают; сесть в лужу, вставлять палки в колеса, делать из мухи слона).
  5. Нарушено понимание частеречного членения языковых единиц. Имена сущ. бег, рассвет, отлёт пациенты относят к глаголам, а глаголы зеленеть, краснеть – к прилагательным; прилагательные, ставшие существительными (столовая, мороженое, булочная) считают прилагательными.
  6. В связи с нарушением понимания грамматической категории слова пациент не может понять и выполнить просьбы такого типа: дотронуться до головы линейкой, показать стакан карандашом.
  7. Нарушается понимание предложно-падежных конструкций вследствие пространственной агнозии (под столом, над головой, на столе, в тумбочке), форм сравнения (быстрее, медленнее; больше, выше, ниже), словоформ Р.п. (пальто матери, машина друга), оборотов с временным значением (после весны, накануне праздника).
  8. Нарушается восприятие времени и пространства. Человек не может выполнить простую просьбу: расположить предметы определённым образом (например, карандаш положить с правой стороны от ластика и слева от книги; тетрадь положить на середину стола).
  9. Развивается акалькуляция, связанная с трудностями выполнения последовательных арифметических действий. Возникают проблемы с пониманием порядковых чисел.
  10. Наблюдаются нарушения в лексико-грамматическом развёртывании высказывания. Пациент также забывает наименования некоторых предметов при создании предложения. В таких случаях часто наблюдается использование описательных оборотов (то, чем пишут; то, из чего пьют), или слов с категориальным значением (это такой фрукт, такая мебель), прослеживается выстраивание ассоциативных связей как способ замены основного слова (жёлтое, светит в небе)
  11. Письменная речь, так же, как и устная содержит только неусложнённые синтаксические конструкции, могут наблюдаться проявления аграфии.
  12. Способность читать и понимать прочитанное сохраняется, но для полноценного восприятия и осознания доступны только простые тексты, написанные без использования сложных, длинных предложений. Чтение художественной литературы чаще всего не осознанное.

Семантическая афазия. Обследование и реабилитация больных

Цереброваскулярная катастрофа, поражающая доминантное полушарие, нередко приводит к долгосрочным нарушениям когнитивных и сенсомоторных функций. При этом практически важным является ответ на вопрос: произойдет ли восстановление нарушенных функций? Однако в большинстве случаев при отсутствии восстановления в течение первых недель или месяцев после инсульта дается отрицательный прогноз в отношении последующего восстановления [10, 15]. Тем не менее, в последние годы накапливается все больше наблюдений, указывающих на продолжение процесса восстановления спустя годы после инсульта. С учетом этих данных растет потребность в разработке новых методов восстановления речи и определения долгосрочного прогноза для пациентов, перенесших инсульт [4, 14]. Механизмы, участвующие в восстановлении речи в остром периоде инсульта и в отдаленном периоде, различны. В первые дни после катастрофы эффект восстановления обусловлен результатами реперфузионной терапии и восстановления функции нейронов в зоне ишемической полутени [5, 7]. В восстановительный процесс на более поздних этапах включаются процессы компенсации, основанные на включении дополнительных областей мозга, и реорганизации (смещение активности из первичных речевых зон). Этот восстановительный потенциал головного мозга известен как «нейропластичность» [1, 8, 9]. Считается, что нейропластичность является основой обучения как в здоровом, так и в пострадавшем мозге. При этом в патологических условиях эффективность процессов нейропластичности зависит от степени повреждения тех нейронных структур, которые могут быть вовлечены в процесс восстановления. Недавно проведенный метаанализ исследований, использовавших методику функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ), показал, что при восстановлении речевых нарушений у пациентов происходит вовлечение в процесс сохранившихся первичных речевых зон и новых корковых зон левого полушария, а также участков правого полушария, гомологичных речевым зонам левого. Было обнаружено, что у пациентов с афазией активируются различные области коры головного мозга и, следовательно, включаются разные компенсаторные механизмы. Выявлены региональные различия в вовлечении и подавлении активности отдельных зон, а также степень латерализации активности мозга, что определяет различия механизмов восстановления в зависимости от локализации очага поражения [6, 12, 13, 16]. Приведенные данные подчеркивают актуальность разработки новых подходов к улучшению диагностики и восстановлению речевых функций у больных с постинсультной афазией.

Среди пациентов с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения и нарушениями речи, проходивших лечение в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, у части в ходе логопедического обследования было выявлено доминирование импрессивных речевых нарушений над экспрессивными. Такие формы афазии обусловлены локализацией очага поражения головного мозга в задних отделах левого полушария. При этом семантическая афазия встречается довольно часто, отличается тяжестью речевых расстройств и, к сожалению, невысокими результатами логопедической коррекции [1, 3, 6]. Причинами невысоких результатов восстановления при задних формах афазий являются отсутствие систематизированных методик восстановления, учитывающих структуру когнитивного дефекта, основанных на результатах современных исследований, и отсутствие взаимодействия специалистов (логопедов и неврологов), занимающихся реабилитацией таких больных.

Если акустико-гностическая (сенсорная) афазия, возникающая при поражении среднезадних отделов височной области левого полушария, и акустико-мнестическая афазия, связанная со страданием задней трети верхней височной извилины и первичным снижением объема слухоречевой памяти, достаточно известны неврологам, то семантическая афазия, возникающая при поражении теменно-височно-затылочной области, хуже диагностируется и выпадает из поля зрения невролога.

Семантическая афазия является составной частью синдрома TPO (темпоро-парьето-окципитального синдрома), возникающего при поражении стыка перечисленных долей левого полушария головного мозга. Здесь расположены третичные поля второго функционального блока (блока приема, переработки и хранения экстерорецептивной информации по А.Р. Лурия), которые выполняют одновременный (симультанный) анализ и синтез полимодальной информации. Поражение зоны ТРО проявляется в нарушениях ориентировки во внешнем пространстве (особенно праволевой ориентации), дефектах пространственной ориентации движений и наглядно-пространственных действий (конструктивная апраксия). Нарушение структурных предпосылок мышления обусловливает своеобразие картины речевых нарушений.

Клинические проявления семантической афазии складываются из импрессивного аграмматизма (трудность понимания логико-грамматических оборотов) и нарушения семантики (понимания глубинного смысла слова). Дополняют речевые нарушения другие проявления синдрома TPO: симультанная агнозия (неспособность понять сюжет рисунка или составить связный сюжет из отдельных рисунков), конструктивная апраксия (неспособность составить целое из частей), пространственная апраксия (нарушение ориентации в пространстве), акалькулия, которая может выражаться как в затруднении чтения сложных чисел и математических знаков, так и в невозможности совершения счетных операций.

Градации тяжести семантической афазии определяются условно и связаны с выраженностью импрессивного аграмматизма. Считается, что данный синдром может протекать лишь в средней и легких степенях тяжести [2, 3]. Однако мы наблюдали пациентов, у которых данный синдром протекал в грубой степени выраженности, что выражалось в нарушении зрительного предметного гнозиса, грубом нарушении зрительно-пространственного восприятия, акалькулии, апрактагнозии, недоступности понимания простейших предложно-падежных конструкций.

Приводим клинический случай больного с семантической афазией грубой степени выраженности и методы реабилитации, использованные в неврологическом отделении ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского».

Пациент П. перенес ишемический инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии, в результате чего у него возникли правосторонний гемипарез со снижением силы до 3 баллов в мышцах руки и 4 – ноги и речевые нарушения. При МРТ головного мозга выявлено массивное поражение зоны стыка затылочной, теменной и височной долей левого полушария (рис. 1).

Синдром проявлялся в следующих аспектах: нарушение зрительного восприятия; нарушение зрительно-пространственного восприятия (рис. 2); затруднения при выполнении счетных операций (рис. 3); затруднения при ориентировке во времени (рис. 4) и недоступность понимания предложно-падежных конструкций.

Выявлялось нарушение праволевой ориентации при задании обозначить соответствующую часть тела на картинке (рис. 5).

Для подтверждения связи выраженного нарушения зрительно-пространственного восприятия и распада значения слова больному был показан текст, написанный в вертикальном направлении, с целью его перевода в горизонтальное направление. Данное задание вызвало у больного большое затруднение (рис. 6).

При этом у него отсутствовали изменения слухового речевого гнозиса, не наблюдалось сужения объема слухоречевой памяти (было доступно запоминание до 6 слов и последующее их отсроченное воспроизведение), отмечались моторные трудности.

Реабилитационная работа с больным велась с учетом грубости степени выраженности синдрома. Поэтому на данном этапе применялся обходной путь восстановления, заключающийся в привлечении сохранных возможностей субдоминантного полушария и в подготовке к стимуляции угнетенного доминантного полушария.

Методика восстановления была разделена на три этапа. На первом этапе корригировали зрительный гнозис. Трудности называния предметов преодолевались с помощью следующих методических приемов: дифференциации предметных картинок (рис. 7), восприятия стилизованных изображений и соотнесения недорисованных предметов с образцом.

На втором этапе проводилась работа по восстановлению понимания математических знаков и простейших математических операций с помощью приемов дифференциации цифр и решения математических задач путем их сравнения (рис. 8). На третьем этапе центральной задачей реабилитации ставилось восстановление пространственного восприятия. Больному были предложены следующие методические приемы: разбор схемы тела на картинке с переносом на себя, показ предметных картинок, работа с предметами, находящимися в комнате. С целью подготовки к восстановлению семантики речи при средней выраженности синдрома на данном этапе реабилитации больному был предложен текст, написанный в вертикальном направлении, для его перевода в горизонтальное направление.

В результате за двухнедельный курс восстановительной работы удалось преодолеть тяжелую степень тяжести и достичь у пациента клинической картины средней степени тяжести. Она выражалась в типичных речевых ошибках: легкие зрительно-пространственные затруднения, а также при совершении сложных счетных операций, трудности при понимании логико-грамматических оборотов и сложности при понимании переносного смысла слова.

Таким образом, несмотря на относительно короткий период занятий, у 2/3 пациентов получены хорошие результаты. Ключевым моментом для достижения таких результатов восстановления служил комплексный подход при реабилитации больных с последствиями инсульта.

Диагностика

С целью диагностики заболевания применяют различные методы, среди которых: магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, исследование церебральной гемодинамики, анализ цереброспинальной жидкости, транскраниальная ультрозвуковая допплерография (УЗДГ), дуплексное сканирование . Анализируются данные анамнеза (наличие ЧМТ, опухолей, перенесённого инсульта и т.п.).

Обязательна консультация невролога и логопеда.

В тех случаях, когда семантическая афазия не ярко выражена, определение речевых нарушений возможно только при выполнении специально подобранных заданий и упражнений, направленных на выявление тех или иных нарушений.

При постановке диагноза важно дифференцировать семантическую афазию от других нарушений речи. В отличие от дизартрии сохраняется артикуляционная способность. От акустических видов афазий семантическая отличается сохранностью фонематического слуха и слухоречевой памяти. При динамической афазии речь становится неэкспрессивной, наблюдается стереотипность высказываний, что не происходит при семантической афазии.

Разновидности и связь с другими видами нарушения

Деление семантической афазии на специфические типы условно. В большинстве случаев патология представлена слабо или средне выраженными симптомами.

Официально выделяют три вида семантической афазии по степени тяжести:

  • легкая – ухудшено понимание причинно-следственных связей. Пациенту сложно подбирать к словам синонимы, антонимы, правильно оценивать сложные смысловые обороты. Решение логических задач дается ему с трудом;
  • среднетяжелая – основные проблемы выражены более ярко, непонятен переносный смысл слов и фраз. Возникают проблемы со счетом, решением математических задач;
  • тяжелая – присутствуют все симптомы патологии. Они выражены в такой степени, что это приводит к существенному снижению качества жизни.

Семантическая афазия редко становится обособленным проявлением поражения головного мозга. Она редко бывает грубой, обычно ее выявляют при обследовании пациента в связи с подозрением на другие виды речевых расстройств.

Лечение семантической афазии

Лекарственная терапия ноотропными и вазоактивными препаратами должна проводиться одновременно с логопедической коррекцией и реабилитационными мероприятиями.

Реабилитационная работа проводится неврологом, логопедом, нейропсихологом. Лечение должно быть комплексным.

Логопедическая коррекция включает:

  • восстановление визуально-пространственного мышления (пациенту предлагаются различные упражнения: дорисовать фигуру или недостающие части рисунка, собрать пазл, расположить предметы в соответствии с заданием);
  • восстановление семантического восприятия (проводится разбор грамматических словоформ, однокоренных слов, слов многозначных и омонимов и их употребление, дифференциация причастных и деепричастных оборотов, подбор синонимов и антонимов, толкование устойчивых выражений и метафор);
  • восстановление арифметических способностей (при лёгкой форме решаются логические задачи (например: Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из мальчиков выше всех? Ниже всех?); при средней разбираются этапы решения сложных математических выражений; при тяжёлой добиваются умения решать элементарные примеры на сложение и вычитание).

Симптомы

По мнению А. Р. Лурия, отличительной чертой амнестико-семантической афазии является распад не всей речевой семантики, а лишь некоторых категорий. При этом нарушения не затрагивают интеллект больных. Непонимания инструкции, речи окружающих связаны с проблемой в анализе и синтезе грамматических категорий, если слов и задач у человека несколько.

Например, больные правильно кладут предметы слева и справа друг от друга по инструкции. Но, если попросить их определить место вилки и положить ее справа от тарелки и одновременно слева от стакана, пациент запутается. Проблема в том, что человеку при выполнении сложной инструкции нужно представлять сразу несколько явлений и категорий, но его мозг с такой работой справиться не может.

Больные семантической афазией могут грамотно разговаривать простыми предложениями, экспрессивная речь не нарушается. Навыки чтения и письма остаются в норме, но могут возникнуть сложности при восприятии осложненных причастными и деепричастными оборотами предложений. Если беседовать с пациентом медленно, использовать в разговоре только простые, с точки зрения синтаксиса, единицы, можно достигнуть полного понимания.

Таким образом, среди основных симптомов семантической афазии можно выделить следующие признаки болезни:

  • Снижение памяти.
  • Сужение кругозора.
  • Первичная апраксия — невозможность выполнять последовательные движения для достижения цели. Больные семантической афазией не могут собрать пазлы, повторить рисунок по устной инструкции.
  • Пространственная растерянность.
  • Нарушения восприятия взаимоотношений предметов и пространства.
  • Симультанная агнозия — невозможность держать в поле зрения несколько предметов одновременно.
  • Нарушения схемы тела.
  • Акалькулия — нарушение счета.
  • Аграмматизм в собственной речи.
  • Непонимание грамматических конструкций, в которых присутствуют предлоги для указания пространственных или временных отношений (на, над, под, прежде чем, где, куда).
  • Сложности с восприятием предложений с инверсией.
  • Затруднения ответов на такие вопросы: “Оля старше Кати. Валя младше Оли и Кати. Кто самый старший?”. Решению таких задач мешают нарушения логической системы.
  • Если слова, которые связаны друг с другом логически, разведены друг от друга в предложении, пациент с афазией его не поймет. Например, в магазин, куда привезли рыбок, пришло много покупателей.
  • Предложения с наречиями сверху, снизу и словами на – ЦА, которые обозначают вместилище, хранилище, тоже воспринимаются с большим трудом.

Человек с семантической афазией воспринимает слово только как прямой носитель информации, не учитывая его грамматических изменений, логических ударений в предложении и другое лексическое окружение языковой единицы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]