Откуда ноги растут
Причин развития синдрома отличника может быть несколько.
- Родители, пережившие неуспех в своём детстве, стараются через ребёнка достичь всего того, чего не смогли когда-то достичь они сами. За счёт побед чада они поднимают свою самооценку и подтверждают собственный статус.
- Ребёнок пытается заслужить любовь родителей через пятёрки. Только своими успехами он может привлечь к себе их внимание, услышать похвалу.
- У ребёнка занижена самооценка, которая сформировалась ещё до школы, когда родители негативно реагировали на ошибки своего малыша, забывая о том, что он только учится жить и ошибаться – это естественно. В школе ситуация усугубляется стрессом, который ребёнок испытывает в новой среде. А тут ещё родители постоянно сравнивают его с другими детьми: вот, мол, Маша хорошо написала работу, а ты что же нас позоришь?
Причины возникновения синдрома
Синдром отличника формируется в дошкольном детстве, а первые его проявления заметны уже в школьном возрасте.
Выделяют 2 группы причин, провоцирующих развитие данного синдрома:
Родительские ошибки:
Нереализованные ожидания
«Я с детства мечтала стать балериной. Но родители не могли себе позволить оплачивать занятия. Поэтому мечта так и осталось мечтой. Зато теперь я могу отдать свою дочь в балетную школу. Пусть занимается, достигает высот и воплощает мою мечту в жизнь».
Тщеславие
«Мой сын должен быть лучше, чем другие дети. Он обязан получать пятёрки и быть гордостью школы. Ведь в нашей семье – все академики и профессора. Сын не должен отличаться от нас».
Амбиции
«Я хочу гордиться своим ребёнком перед знакомыми и родственниками. Поэтому мне так важно, чтобы он радовал меня отличными оценками и спортивными достижениями. Пусть все знают, какая я замечательная мать».
Синдром отличника у мамы или папы
«Я привыкла делать всё идеально: начиная от составления квартальных отчётов и заканчивая уборкой комнаты. Я хочу, чтобы и мой ребёнок был таким же. Научился выполнять любое дело без сучка и задоринки. Я буду стремиться к этому, даже если мне придётся пойти с ним на конфликт».
Перестаньте чрезмерно контролировать и ограничивать своего ребёнка, при этом продолжите обеспечивать его полную безопасность и гармоничное развитие. Всегда знайте, где он находится в данный момент и где был в течение дня, моментально связывайтесь в случае необходимости и слушайте, что происходит вокруг с помощью приложения «Где мои дети».
Особенности личности
«В детстве я был робким, неуверенным в себе мальчиком. Таким и остался во взрослой жизни. Всё время думаю, что делаю что-то не так, постоянно перепроверяю сделанную работу, доводя её до идеального состояния. Мне очень неприятно, когда делают замечания, даже если они и справедливые. Сразу хочется заплакать и убежать куда-нибудь».
Прогноз на будущее
Отличник в школе плавно перерастает в отличника-студента. В новом коллективе он встречает людей, которые тоже учатся хорошо, но для них высший балл – не самоцель. Наш отличник чувствует серьёзную опасность. Он будет невероятным трудом добиваться успеха, защитит кандидатскую диссертацию, его по-прежнему будут всем ставить в пример. Затем из отличника он превратится в перфекциониста: каждый его шаг, слово должны быть выверены до мелочей. И вот перфекционист выходит на работу. Горе его коллегам, которые что-то выполнили не вовремя или не в полном объёме. Впрочем, именно чужие неудачи будут доставлять ему удовольствие.
Статья по теме
Двоечник — гений? Как выжить с ребёнком-подростком
Если такой человек сможет подняться по карьерной лестнице и окажется в статусе руководителя, штат его подчинённых будет регулярно меняться, потому что соответствовать уровню начальника-перфекциониста сложно. Он задерживается на работе допоздна, у него нет выходных, в отпуске он продолжает трудиться. Того же он будет требовать от подчинённых. Сотрудники, не готовые работать в таких условиях, будут искать новую работу, ведь даже самая высокая зарплата и престижная должность не заставят обычного человека работать в ущерб себе.
Как статус отличника перерастает в синдром
Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение – каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки – гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника – ничего не значит, а получить более низкую оценку – позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.
Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:
— педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;
— родители ищут причины в отсутствии старания;
— сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.
Получается, что отличник – это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.
Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»
В жизни бежать быстрее самого себя не всегда получается. Впереди может ждать тупик.
Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.
Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.
Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.
Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.
Пациент психоневролога
Ребёнку с синдромом отличника сложно дружить с другими ребятами – нет свободного времени и общих тем для разговора зачастую тоже нет. Такие дети одиноки, в коллективе их называют ботаниками. О них вспоминают, только когда нужно списать домашнюю работу.
Синдром отличника – это не просто психологическая проблема, которая мешает ребёнку, а затем и взрослому быть счастливым. Очень часто у таких детей начинаются тики – частое моргание, покашливание, сгибание-разгибание пальцев и рук, например. Родители сталкиваются с тем, что каждая не высшая оценка провоцирует у ребёнка истерики, плохой сон и массу других проблем. В таких ситуациях уже не обойтись без консультации психоневролога, который может назначить медикаментозное лечение.
Статья по теме
Всё по плану. Как научить ребенка организовывать свое время
Родителям нельзя:
- Сравнивать своего сына или дочь с другими детьми. Сравнивать ребёнка можно только с ним же самим – его предыдущие успехи с его новыми достижениями. Показать, чего удалось достичь в этом году по сравнению с прошлым, например.
- Ругать за оценки. Если вдруг вместо пятёрки ваш отличник принёс четвёрку или даже тройку, не ругайте его, выясните, что не удалось сделать, и помогите разобраться с трудным материалом.
- Бояться ошибок. Ошибка – это стимул исправить её, справиться с трудностью, преодолеть себя. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Оценивать личность ребёнка по оценкам. Оценка – это только временный показатель какого-то этапа обучения. А вы любите своё чадо просто потому, что оно есть, без всяких условий. Показывайте свою любовь при каждой возможности.
- Отталкивать. Когда вы уставший приходите с работы, а ребёнок бросается к вам со своими впечатлениями от школы или общения со сверстниками, обязательно выслушайте его. Сразу же, пока ребёнок ещё переполнен эмоциями. Потом его радость от встречи с вами поутихнет, цена детского откровения упадёт.
- Перегружать. Вы хотите, чтобы ребёнок был разносторонне образован, поэтому записали его во все кружки и секции. Но школа отнимает много сил, их не остаётся на другие занятия. Ваш ребёнок – не лентяй, вероятно, вы просто переоценили его возможности. Пусть он выберет кружок или секцию, где ему самому интересно, а не тот, который престижен или популярен в кругу ваших знакомых.
чем опасен синдром отличника методическая разработка на тему
Памятка для родителей
Чем опасен синдром отличника
и как помочь ребенку
от него избавиться.
Уважаемые родители!
Это хорошо, когда ваш ребенок — лучший во всем, в том числе и в учебе. Но чтобы этого добиться, вы, чаще всего, предъявляете к своим отпрыскам весьма жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности своих детей, желаете видеть в их дневниках только хорошие оценки. Но так ли важны высокие балы и отличная учеба, как это может показаться на первый взгляд?
Бесспорно, если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это очень хорошо. Однако среди таких детей достаточно часто можно встретить тех, которые подвержены так называемому «синдрому отличника», воспринимающийся многими родителями, как настоящий подарок, а не как проблему.
Основные признаки синдрома отличника:
- Болезненно воспринимает любую критику и замечания;
- Проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу.
- С легкостью, жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями.
- В случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться в себе и впасть в депрессивное состояние.
- Отличается нестабильной самооценкой. Похвалили — она сильно завышается, стоит покритиковать – значительно снижается.
- Если ребенка забывают похвалить, он очень сильно расстраивается и может даже заплакать.
- Ради получения отличной оценки, вполне может обмануть или схитрить.
- Главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, а также вызвать одобрение и восхищение окружающих.
Проблемы, к которым может привести синдром отличника:
Для детей с комплексом отличника, учеба является смыслом всей жизни, а оценка — показателем «правильности». При этом они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверенны, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает у них неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение конкретно поставленного задания, а расходуется на правильность выполнения второстепенных мелочей.
Из-за огромной боязни ошибиться, школьный отличник никогда не решится взяться за дело, если не будет твёрдо уверен, что сможет с ним справиться идеально. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, намного легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить.
Часто бывает, что отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, им трудно заводить знакомства и близких друзей. Это происходит потому, что такие дети предъявляют слишком высокие требования не только к себе, но и к другим. Также отсутствие друзей может быть следствием большой занятости или слишком высокой самооценки. Все это обязательно отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве, может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.
Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди очень болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых обычно опускают руки и впадают в глубокую депрессию.
Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:
- Низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой.
- Природной потребности в признании и одобрении. Обычно, это является врожденными особенностями характера, которые необходимо вовремя заметить и стараться их несколько сглаживать.
- Желания заслужить любовь родителей.
- Страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать своих родителей или учителей.
Как бороться с
синдромом отличника:
- Некоторые из родителей сами придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то очень ценное, и передают такое отношение и своим детям. Вследствие чего, ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит практически все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с поставленной задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять самим и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
- Не нужно требовать от ребенка того, с чем он просто не в состоянии справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Совсем не обязательно чтобы ребенок был успешным во всем, лучше обратите внимание, к чему он проявляет наибольшие способности, и помогайте ему развиваться в этом направлении.
- Не нужно постоянно убеждать ребенка в его уникальности, далеко не для всех детей эти слова являются поддержкой, некоторым это может причинить и вред.
- Дайте понять ребенку, что вы будете его любить всегда, и на это не повлияют никакие оценки, что ему не нужно прилагать сверх усилия только для того, чтобы добиться вашего расположения.
- Если ребенок полностью погружен в учебу, научите его отдыхать и расслабляться. Для этого отпускайте его гулять, приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите вместе с ним, гуляйте в лесу, в парке, посещайте детские развлекательные центры.
- Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас, в первую очередь, важны его желание учиться и старание, а не конечный результат. Если же он поставит перед собой цель стать круглым отличником только для того чтобы заслужить похвалу, вряд ли, это приведет к чему-то хорошему.