: Время прочтения:
Привычка грызть ногти, частые капризы или регулярные боли в животе — за всем этим может скрываться невроз. В предыдущей статье мы подробно поговорили об основных симптомах и причинах детского невроза.
В новой статье психолог Елена Лагунова рассказывает, как помочь ребенку справиться с неврозом.
Самое сложное для родителя — заметить, какие переживания передаются ребенку и переполняют его.
Воздействие взрослого СДВГ
Когда обнаруживается взрослый СДВГ, скорее всего, вы страдали годами из-за непризнанной проблемы. Люди, возможно, назвали вас «ленивыми» или «глупыми» из-за вашей забывчивости или трудностей при выполнении заданий, и вы, возможно, тоже начали думать о себе в этих отрицательных терминах.
Нелеченный СДВГ имеет широкомасштабные эффекты
СДВГ, который не диагностируется и не лечится, может вызвать проблемы практически во всех областях жизни.
Проблемы физического и психического здоровья
Симптомы СДВГ способствуют возникновению целого ряда проблем со здоровьем, включая компульсивное питание, злоупотребление психоактивными веществами, тревогу, хронический стресс, напряжение, низкую самооценку.
Можете столкнуться с проблемами из-за пренебрежения важными проверками, пропущенными назначениями врача, игнорированием медицинских инструкций, забыванием приема жизненно важных лекарств.
Рабочие и финансовые трудности
Взрослые с СДВГ испытывают трудности с карьерой и сильное чувство постоянных неудач. Возможно, есть проблемы с работой, соблюдением корпоративных правил, сроков, рабочего графика.
Управление финансами становится проблемой: вечная борьба с неоплаченными счетами, потерянными документами, несвоевременными платежами, долгами из-за импульсивных расходов.
Проблемы взаимоотношений
Симптомы ADHD влияют на работу, любовь, семейные отношения. Вы можете быть сыты по горло постоянным ворчанием близких, чтобы прибраться, слушать более внимательно, лучше организовываться.
Те, кто рядом, с другой стороны, чувствуют обиду от вашей «безответственности» или «нечувствительности».
Широкомасштабные последствия СДВГ приводят к смущению, разочарованию, безнадежности, потере доверия. Вы можете почувствовать, что никогда не сможете контролировать свою жизнь. Вот почему диагноз взрослого СДВГ становится огромным источником облегчения и надежды.
Он помогает понять, с чем столкнулись, что вы не виноваты. Трудности, которые были, – это симптомы расстройства дефицита внимания, а не результат личной слабости или недостатка характера.
Взрослый СДВГ не должен пугать
Когда есть диагноз СДВГ, легко понять, что с вами что-то не так. Он не является показателем интеллекта или способностей. Некоторые вещи становятся труднее, но это не значит, что вы не можете найти свою нишу и добиться успеха. Надо выяснить, каковы ваши сильные стороны и использовать их.
Может быть полезно подумать о расстройстве дефицита внимания как совокупности признаков, которые являются как положительными, так и отрицательными.
Так же, как и любой другой набор качеств, которыми вы могли бы обладать. Наряду с импульсивностью и дезорганизацией СДВГ, например, часто появляются невероятные творческие способности, страсть, энергия, креативное мышление, постоянный поток оригинальных идей.
Методическая разработка «Возрастные особенности нервной системы у детей» консультация на тему
Возрастные особенности строения и
работы нервной системы у детей.
Развитие нейрона.
К моменту рождения нервная система ребенка уже сформирована, развиты все отделы нервной системы, но она еще не совершенна в своей работе (по своей функциональной деятельности).
Нервная система начинает формироваться на 3-ей неделе эмбрионального развития из клеток эктодермы (наружного зародышевого листка эмбриона).
Вначале нейроны представляют собой ядро окруженное цитоплазмой. На 3-ем месяце внутриутробного развития начинается рост аксона. Он растет к периферии, вплоть до конечного органа. Функциональная деятельность нейрона начинается с того момента, когда аксон достигает органа. Вместе с аксоном развивается синапс. Дендриты растут после аксона. Способность проводить возбуждение у дендрита появляется позже, чем у аксона: аксон функционирует уже до рождения, а дендрит – после. В коре больших полушарий количество дендритов возрастает с увеличением числа условнорефлекторных связей.
После рождения количество нервных клеток изменяется незначительно. Усложнение функций нервных клеток происходит благодаря следующим изменениям:
- за счёт увеличения размера нейронов;
- роста аксона в длину;
- ветвления дендритов;
- увеличения диаметра отростков;
- увеличения расстояния между нервными клетками.
Миелинизация нервных волокон.
По мере роста аксонов происходит их миелинизация. Этот процесс осуществляется от тела клетки к периферии аксона. Миелинизация начинается на 4-5 месяце эмбрионального развития и заканчивается в основном к 3 годам жизни ( хотя рост миелиновой оболочки продолжается и после 3-х лет). Пока нет миелиновой оболочки, функциональные возмож-ности нервного волокна ограничены (возможны только слабые реакции). По мере разви-тия миелиновой оболочки возбудимость нервного волокна постепенно увеличивается.
Раньше других миелинизируются периферические нервы, затем волокна спинного мозга, позже – нервные волокна ствола и мозжечка, и в последнюю очередь – волокна больших полушарий.
Двигательные нервы и проводящие пути спинного мозга покрываются миелином к моменту рождения,чувствительные – к 3-м мес. жизни, черепно-мозговые нервы – к 3-4 годам.
По мере миелинизации нейронов головного мозга ребёнок способен выполнять те или иные действия и движения. Например: миелинизация речевого центра заканчивается к 1,5- 2 годам, поэтому у ребёнка появляется речь.
Недостаток миелина приводит к «разлитой» реакции, т.е. на один раздражитель ребёнок отвечает многочисленными действиями. Например: когда грудной ребёнок хочет есть, он не только чмокает губами,но также плачет, кричит и совершает различные движения телом, руками, ногами. В 3 мес., видя знакомого взрослого, ребёнок не только улыбатся ему, но и совершает движения, начинает издавать звуки.
Миелинизация ускоряется в тех волокнах, которые начинают усиленно функционировать
( работать). Для того, чтобы быстрее происходила миелинизация какого-либо отдела головного мозга, необходимо проводить массаж, пассивную и активную гимнастику, пальчиковую гимнастику, развивать мелкую моторику рук. (Развитие мелкой моторики
руки ведёт к ускорению миелинизации в головном мозге, и как следствие, к ускорению умственного и физического развития).
Развитие спинного и головного мозга.
К моменту рождения строение мозга в основном завершено.
Наиболее развит спинной мозг. Его масса к рождению около 4 гр., к 6 месяцам увеличивается в 2 раза, к 3 годам – в 4 раза, к 6г. – в 5 раз, к 20 годам увеличивается в 8 раз.
К рождению все клетки хорошо развиты. Рефлексы, за которые отвечает спинной мозг, устанавливаются ещё в период внутриутробного развития.
Головной мозг формируется ещё до рождения. На 5-ой нед. у эмбриона образуются мозговые пузыри, из которых развиваются все отделы головного мозга. В этот период важно сохранение здоровья матери, недопустимы заболевания, курение ( в том числе пассивное ),алкоголь.
У новорожденного масса мозга составляет 350-370 грамм. Наиболее интенсивно головной мозг растёт и развивается на протяжении первых 7 лет. К 1 году масса мозга удваивается,
к 3 годам – утраивается, к 7 годам – приближается к массе взрослого, достигая 1250 гр.
В школьном возрасте нарастание массы мозга резко замедляется и к наступлению зрелос-ти составляет примерно 1400 гр., максимума достигает к 20 – 29 годам.
Но функциональные возможности мозга имеют большие отличия, т.к. клетки головного мозга у детей имеют более простое строение.
Одновременно с ростом мозга происходит усложнение его строения, а следовательно, развиваются и совершенствуются функции нервной системы ребёнка.
К моменту рождения хорошо развиты отделы мозга, отвечающие за безусловные рефлексы (рефлексы дыхания, сердечно- сосудистой системы, пищевые, защитные и ориентировочные рефлексы). Со 2-ого мес. жизни у ребёнка на основе безусловных рефлексов начинают вырабатываться условные рефлексы.
Развитие коры больших полушарий.
Развитие коры происходит в течение длительного периода онтогенеза. Кора начинает формироваться рано. До 4 мес. у плода поверхность больших полушарий гладкая, с 5 мес. появляются основные борозды. К моменту рождения кора имеет такой же тип строения, как и у взрослого, но она отличается по форме и величине борозд и извилин. В дальнейшем, по мере роста ребёнка, борозды становятся глубже, извилины между ними рельефнее, продолжается формирование мелких борозд и извилин.
К моменту рождения кора имеет такое же количество нервных клеток, как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы: клетки имеют более простое строение, имеют простую форму, небольшое количество отростков. Кора тоньше, чем у взрослых, корковые слои слабо дифференцированы, нервные центры недостаточно сформированы.
После рождения кора развивается очень быстро. К 2 годам площадь коры увеличивается в 2,5 раза (за счёт увеличения количества отростков и их длины).
Миелинизация нервных волокон головного мозга идёт неравномерно. В последнюю очередь миелином покрываются нервные волокна лобной доли. Поэтому возбуждение распространяется на большое количество мышц, что проявляется в бурной двигательной реакции ребёнка.
К 5-7 годам мозг ребёнка похож на мозг взрослого, но отличается по своим функциональным возможностям. Поведение новорожденного регулируется не корой, а безусловными рефлексами: пищевыми, кожными, хватательными, сгибательными — разгибательными, статическими, стато-кинетическими и т.д. Реакции новорожденного с вовлечением коры происходят на звуковые и световые раздражители: кора участвует в повороте глаз и головы в сторону света и звука, и в различении красного и зелёного цвета. По мере развития коры у ребёнка совершенствуются все реакции и движения, появляются условные рефлексы.
Различные зоны коры созревают неравномерно. Созревание сенсорных и моторных зон завершается в основном к 3 годам. Значительно позже созревают ассоциативные зоны. К 7 годам отмечается значительный скачок в развитии ассоциативных областей, однако их созревание, формирование связей с другими отделами мозга происходит вплоть до подросткового возраста. Наиболее поздно созревают лобные области коры( двигательные зоны). Так, двигательный центр устной речи формируется к 3 годам жизни. Двигательный центр письменной речи окончательно формируется к 7 годам. Зрительный центр письменной речи – до 7 лет.
Постепенно (в дошк., мл. и ср. шк. возрасте) идёт увеличение ассоциативных волокон и образование новых нервных связей между участками коры.
Такое постепенное созревание структур коры больших полушарий определяет возрастные особенности высших нервных функций и поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Из-за чего нарушается работа ЦНС
Чаще всего поражение ЦНС у детей происходит еще в утробе матери. Данная патология называется «перинатальная». Также проблемы с ЦНС происходят у недоношенных детей, которые появились на свет раньше установленного срока. Причиной тому является незрелость органов и тканей малыша, и неготовность нервной системы к самостоятельной работе.
Основными причинами внутриутробной патологии можно назвать:
- Гипоксию плода.
- Травмы во время родов.
- Кислородное голодание при родоразрешении.
- Нарушение метаболизма у ребенка еще до рождения.
- Инфекционные заболевания у беременной (уреаплазмоз, ВИЧ и др.).
- Осложнения во время беременности.
Все эти факторы, которые негативно сказываются на состоянии новорожденного, называются резидуально-органические (по МКБ-10).
Гипоксия плода
Данный термин подразумевает под собой кислородное голодание внутри утробы матери. Обычно это случается, если беременная вела нездоровый образ жизни, имела вредные привычки и т.д. Также негативно могут повлиять предшествующие аборты, нарушение маточного кровотока и др.
Травмы во время родов
Чаще всего травматизация случается при неправильно подобранном варианте родоразрешения или из-за ошибок акушера-гинеколога. Это приводит к нарушению работы ЦНС уже в первые часы после рождения малыша.
Нарушение метаболизма
Обычно этот процесс начинается еще в первые месяцы формирования эмбриона. Случается это из-за негативного воздействия ядов, токсинов или лекарственных препаратов.
Инфекционные заболевания у беременной
Любое заболевание в период вынашивания малыша может привести к неприятным последствиям. Поэтому беременной очень важно беречь себя от простуд, вирусов и инфекций. Особую опасность несут такие заболевания, как корь, краснуха, ветрянка и т.п., особенно в первом триместре.
Патологии во время беременности
На развитие плода оказывает влияние очень много факторов, например, многоводие, маловодие, вынашивание тройни, двойни.
Генетическая предрасположенность
ЦНС будет формироваться неполноценно при наличии у младенца таких заболеваний, как синдром Дауна, Эвардса и др.
Общие советы специалистов
Укрепить нервную систему ребенку не просто. Важно заниматься своим чадом постоянно, не жалея времени и сил. В большинстве случаев, для нормализации эмоционального состояния достаточно выполнения простых советов психологов.
- Запрет на быстрые углеводы.
- Обязательные физические нагрузки.
- Насыщение организма витаминами, минералами, жирными кислотами.
- Контроль режима дня.
Очень важно, чтобы в семье была комфортная благожелательная атмосфера. Только в этом случае, маленький человек сможет полностью расслабиться и не испытывать постоянный дискомфорт.
Как укрепить нервную систему народными средствами?
Существует множество синтетических препаратов, показанных при расстройствах психики. Но в нежном возрасте применение их допускается только в крайних случаях. Если ситуация не критична, лучше воспользоваться рецептами народной медицины.
- Ромашковый чай. Одна чашка напитка вечером снимет эмоциональное возбуждение, расслабит и поможет быстро уснуть.
- Липовый чай помогает отвлечься от раздражителей и успокоиться.
- Листья пассифлоры, прокипяченные минут 5-10, а затем остуженные и поданные в виде салата – отличное средство от нервозности. Можно приправить их сахаром.
Прежде чем применять любое из народных средств, желательно проконсультироваться с доктором. Каждый организм индивидуален, и экспериментировать на нем нельзя. Особенно если речь идет о ребенке.
Помимо уже перечисленных выше методов, восстановить психику и успокоить нервы помогут гимнастика, плавание в бассейне и положительные эмоции. Последнее особенно важно. Чем счастливее ребенок и атмосфера вокруг него, тем меньше риск получить невроз. Который будет ой как нелегко вылечить! Особенно, если он перейдет в хроническую форму и переступит вместе с сыном или дочкой порог взрослой жизни. Любую проблему лучше предотвращать, чем решать. Родители должны об этом помнить.
Каролина Кораблёва
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни. В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Опять 37,5
Учебный год только начался, а мой ребёнок уже отказывается идти в школу, у него повышается температура тела, появились боли в животе, а иногда и рвота. Что делать?
Ольга, Саранск
Такие невротические проявления характерны для детей 7–8 лет. В стрессовой ситуации у них повышается температура тела – развивается термоневроз. Могут также отмечаться боли в животе и возникать рвота.
Для начала нужно исключить у вашего ребёнка заболевания желудочно-кишечного тракта, вплоть до отравления. Дальнейшее – компетенция невролога. Важным отличием термоневроза от других заболеваний, характеризующихся повышением температуры тела, является то, что в ночное время у страдающего термоневрозом она не повышается во время сна. Проверьте несколько ночей температуру тела ребёнка во сне, если она не повышается, это похоже на термоневроз. Такие нарушения можно исправить приёмом успокоительных средств и устранением психотравмирующих ситуаций.
Можно давать ребёнку отвар (или чай) из мяты, корня валерианы, пустырника, мелиссы. Однако если у ребёнка бывает ещё и невротическая рвота, нужно обратиться к неврологу, который выпишет дополнительные необходимые в этом случае лекарственные средства.
Боль, какая боль! Каковы причины мигреней у ребёнка? Подробнее
Обратитесь к логопеду!
Мой сын ходит в третий класс. У него проблемы с письмом, чтением. Он делает ошибки в простых словах. На него жалуется учительница – у мальчика с ней сложились плохие отношения. Из-за этого у сына в последнее время начались истерики, появились головные боли, он отказывается выполнять домашние задания, не хочет идти в школу. Что посоветуете?
Елена, Великий Новгород
У вашего сына признаки дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). При этом на него оказывают давление и учитель, и родители. На этом фоне у него возник невроз.
Как исправить ситуацию. Как ни странно, надо в первую очередь начать занятия с логопедом. Ведь письмо – это одна из разновидностей речи: когда мы пишем, мы проговариваем текст про себя.
И ещё вашему ребёнку необходимо больше читать. При этом пусть ваш сын читает то, что ему нравится. Главное, чтобы он читал ежедневно. Если ребёнок в момент чтения неусидчив, перескакивает с одной строки на другую, можно использовать прозрачную линейку или плоское увеличительное стекло, на котором будет оставлена узкая полоска (остальное заклеить изолентой или малярным скотчем). Читая с такими приспособлениями, ребёнок будет чётко видеть ту строку, которую читает, и будет лучше концентрировать внимание. Назначение конкретных успокоительных средств лучше обговорить с неврологом.
Развод по-детски. Нужно ли ребёнку раннее развитие? Подробнее
Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя
То, что ребенок начал грызть ногти или выдирать волосы, вызывает много разных чувств и мыслей у близких взрослых. Остановлюсь на популярных заблуждениях.
Нельзя ждать, что «само пройдет». Некоторые родители склонны замалчивать проблему. Они надеются, ребенок подрастет и все как-то само решится. Да, многие из тех, кто грыз ногти или даже мочил постель в детстве, отвыкают от этого. Но сколько страданий перенес ребенок, прежде чем повзрослел! Насмешки сверстников, ругань взрослых, переживание собственной никчемности. Все это оставляет неизгладимый след в душе, может помешать успеху в жизни.
Нельзя винить себя. Другие родители злятся на себя, чувствуют никчемность и несостоятельность. Они изводят себя мыслями: «Ну почему? Я ведь хорошая мать, что ж я наделала!». Стесняются обратиться к специалисту, опасаясь, что он будет их ругать. Из-за сильных переживаний родителя невроз ребенка может усилиться еще больше.
Мама не виновата
Нельзя винить ребенка. Легко поверить, что малыш специально выдирает волосы или мочит штаны, чтобы насолить родителям. За «непослушание» и угрозу родительскому авторитету ребенка наказывают посильней, чтобы восстановить баланс сил. К неврозу добавляется обида и страх, и положение ухудшается.
Признаки
Исчерпывающее представление о собственной персоне и об окружении предоставляет определение стойкости нервной системы.
Считается, что воздействию стрессоров более подвержены люди со слабой системой. При этом в соответствии с современной позицией специалистов, количество таких лиц с каждым последующим поколением постоянно увеличивается.
Определённый «запас» крепости, которым богата нервная система, закладывается при рождении. Описываемый показатель характеризует работоспособность и стойкость всех нервных структур организма.
Обладатели слабой нервной системы вынести воздействие интенсивных стимулов не в состоянии. Они испытывают сложности с удержанием информации, поступившей к ним. Именно поэтому люди со «слабыми нервами» готовы поделиться ею с окружением.
Рассматриваемая характеристика совокупности нервных структур ответственна за леность людей. При этом такие люди, даже существуя в нищете, не будут совершать никаких усилий, чтобы изменить ситуацию и улучшить положение.
Человек со слабой нервной системой, помимо приведённых признаков, также характеризуется нерешительностью. Его постоянно терзают сомнения. Чувствительные лица сомневаются в себе и в окружении даже в людях, желающих помочь. Они постоянно оправдываются, дабы замаскировать собственные промахи. Часто подобное выражается в завистливости, особенно к лицам более успешным, нежели они.
Признаком слабой нервной системы у человека является беспричинное беспокойство, нередко приводящее к нервозному всплеску.
При этом у представителей слабого типа нервной системы условные рефлексы вырабатываются резвее, нежели у другого типа, что позволяет им легче усваивать материал, быстрее схватывать информацию. Это обусловлено значительной динамичностью по процессу возбуждения. Логически сформулированные, объединённые общей идеей учебные сведения, лица со «слабыми нервами» усваивают лучше.
Важно!
Без назначения врача детям можно принимать:
- витамины группы В (особенно в сочетании с магнием);
- успокоительные гомеопатические средства;
- фитотерапию (мята, корень валерианы, пустырник, мелисса, пассифлора, ромашка). Использование зверобоя как успокоительного средства допустимо с 12-летнего возраста.
При назначении успокоительных препаратов нужно помнить, что ребёнок учится, и важно сделать так, чтобы эти средства не снижали концентрации внимания.