Заикание, как речевое нарушение, характеризуется расстройством темпо-ритмических особенностей речи. Оно имеет сложную структуру, в основе которой лежат проблемы психологического, биологического и социального характера.
Поэтому, организуя работу по коррекции данного недостатка как у детей, так и у взрослых, следует использовать комплексную методику, включающую в себя различные направления, предусматривающие взаимодействие логопеда, психолога и невропатолога.
Логопедическая работа с заикающимися, в свою очередь, условно включает в себя несколько этапов:
- Формирование речевого дыхания (упражнения, дыхательная гимнастика).
- Работа над артикуляционной мускулатурой, укрепление нижнечелюстных мышц (артикуляционная гимнастика).
- Формирование просодических компонентов речи (работа над интонацией).
- Коррекция и развитие психомоторики (логоритмика, пальчиковые гимнастики).
- Воздействие на нервную систему посредством артикуляционного массажа.
Методика по формированию речевого дыхания
Прежде чем начать формировать речевое дыхание, необходимо использовать практику молчания. Это поможет легче побороть в дальнейшем образовавшиеся условные рефлексы заикания. Режим молчания позволит чувствовать себя комфортнее и в психологическом плане, так как человек, страдающий заиканием, не будет испытывать дискомфорт при взаимодействии с другими людьми. Такую практику рекомендуется проводить в среднем в течение недели.
Упражнения на формирование речевого дыхания у детей с заиканием классифицируются на:
- упражнения с элементами логоритмики;
- комплекс, направленный на формирование правильного вдоха/выдоха;
- дыхательная гимнастика.
Для того чтобы работа над дыханием с заикающимися детьми или взрослыми была проведена целостно, рекомендуется:
- перед занятием хорошо проветривать помещение;
- заниматься не раньше, чем через полчаса после последнего приема пищи;
- не переутомляться, не затягивать занятие, работать следует не на количество, а на качество;
- следить за тем, чтобы все упражнения выполнялись правильно.
Прежде чем приступить к комплексу на развитие правильного речевого дыхания, проследите за тем, чтобы осанка была ровной, особенно если упражнения выполняются в положении сидя или стоя.
При коррекции произношения сначала предлагаются простые задания. Постепенно они усложняются. Для дошкольников занятия должно проводиться в игровой форме.
Упражнение 1: помогает научиться правильно делать вдох и выдох.
Выполняется лежа. На живот кладется легкий устойчивый предмет, к примеру, подушка. На вдохе живот поднимается, воздух выходит на выдохе через рот со звуками «пф».
Упражнение 2: выполняет ту же функцию, что и предыдущее.
В положении сидя, вдыхаем носом, выдыхаем ртом, при этом воздушная струя на выдохе не должна быть прерывистой. Грудная клетка не должна подаваться вперед во время вдоха.
Упражнение 3: направлено на формирование правильного выдоха и расширения объема легких. Выполняется следующим образом.
В положении стоя необходимо вытянуть вперед руку параллельно полу и ладонью вверх. Представьте, что на руке лежит что-то, что можно сдуть, например, перышко. Далее сложите губы в трубочку и плавно, не обрывисто и бесшумно начните потихоньку выдыхать воздух, как бы пытаясь сдуть.
За основу ежедневного комплекса дыхательной гимнастики можно взять разработку А. Н. Стрельниковой. Комплекс заданий, которые она предлагает, можно включать в логопедические занятия, использовать в самостоятельной форме во время индивидуальной работы в качестве дыхательных упражнений от заикания.
Комплексный подход к лечению заикания
Справиться с заиканием можно с помощью неврологических методик.
Человеку потребуется соблюдать следующие рекомендации специалистов:
- Принимать лекарственные препараты. Врач может назначить средства, тормозящие чрезмерную активность психологических процессов и устраняющие судороги. Также показан прием транквилизаторов.
- Принимать седативные препараты. Предпочтение отдают лекарственным средствам, имеющим растительную основу.
- Проходить курсы рефлексотерапии и иглоукалывания.
- Принимать препараты, направленные на повышение иммунитета и на укрепление нервной системы.
- Посещать сеансы психотерапии.
Заикание является распространенной проблемой, поэтому медицинская наука находится в постоянном поиске решений для ее устранения. В Америке не так давно был разработан лекарственный препарат для лечения пациентов с заиканием. Он уже прошел пробы на лабораторных мышах. Поэтому вполне вероятно, что с этим нарушением скоро можно будет справиться с помощью лекарственных средств. Д. Магуайр, работающий в Университете Калифорнии убежден, что заикание обусловлено избыточной продукцией дофамина в организме. Подавить его выработку можно с помощью Галоперидола. Однако этот препарат имеет множество побочных эффектов, поэтому допускать его массового приема нельзя. Врач предлагает применять для лечения заикания Оланзапин. Этот препарат проходит клинические исследования и в ближайшее время его запустят в массовое производство (при условии успешных испытаний).
Безусловно, родители, чьи дети страдают от заикания, серьезно обеспокоены этой проблемой. Тем более, что его лечение растягивается на длительный срок. Это толкает взрослых людей на необдуманные поступки. Они обращаются к знахаркам и колдуньям, чтобы вылечить ребенка от заикания с помощью заговоров. Однако случаи «волшебного» избавления от проблемы передаются только на словах, но нет ни одного документа, который бы подтверждал эти чудеса. Поэтому больше следует доверять официальной медицине, которая в этой области сделала внушительный прорыв.
Артикуляционная гимнастика при заикании
Такая гимнастика позволяет укрепить нижнечелюстные мышцы, привести их в тонус, улучшить мимику, развить такие речевые компоненты, как точность, четкость и сила.
Упражнение 1: Попеременно набираем воздух и надуваем щеки, затем медленно выпускаем его.
Упражнение 2: «Чистим зубки».
Это упражнение широко распространяется и в обычной логопедической практике, позволяя улучшить моторику языка. Выполняется следующим образом: губы сомкнуты, язык при этом «чистит» с внутренней стороны сначала верхние зубы, потом нижние. Второй вариант упражнения: рот в улыбке, губы чуть приоткрыты, языком водим с внешней стороны верхнего, затем нижнего ряда зубов.
Упражнение 3: «Мяч на поле».
Язык упирается поочередно то в одну, то в другую щеку, рот при этом закрыт. Можно также добавить элементы логоритмики: выполнять движения одновременно с движениями языка.
Упражнение 4: «Рыбка»
Похлопывание губ друг от друга, можно чередовать с покусываниями.
Не стоит ждать быстрого эффекта от артикуляционной гимнастики. Также не забывайте, что существенную пользу такая работа принесет, если будет выполняться комплексно.
Упражнения для дикции
Разработка дикции позволяет укрепить мышцы, участвующие в формировании речи. Для этого существует ряд упражнений.
Занятия для нижней челюсти:
- Принять удобное положение тела, максимально расслабиться, опустив челюсть вниз. Обратите внимание на то, что расстояние между верхними и нижними зубами должно составлять 2-4 см.
- Полностью исключить напряжение во время упражнения.
- Медленно выдохнуть, произнося протяжно гласную букву «и». Вслух проговаривать букву нельзя, она должна исходить из горла естественно, рот открыт на 2 пальца. После этого сказать так же беззвучно букву «ё», но при этом челюсть сжать наполовину (между зубами расстояние в 1 палец).
- Сделать такое же упражнение, но с четким звуковым выходом.
- Теперь можно использовать другие гласные буквы, комбинируя их между собой в пары.
- После этого произносится не по 2 гласные, а в большем количестве.
- Проговаривать пословицы с широко открытым ртом.
- Полезно вычитывать отрывки из книги «Евгений Онегин».
Занятия, развивающие подвижность губ:
- широко улыбнуться, но без оголения зубов;
- растянуть губы, открыв взору зубы, но не расширяя рот;
- сжать губы максимально плотно, сделать трубочку;
- вытянуть губы трубкой из исходного положения в улыбке;
- поочередно поднимать и опускать губы, оголяя зубы – сначала показываем верхний ряд, после нижний (руками не помогать);
- комбинированно произносить гласные буквы с гласными;
- так же сделать с согласными звуками;
- сжать губы максимально плотно, сказать «б-п», сильно выдыхая воздух.
Комплекс упражнений, в начале которых произносить буквы без голоса, после протяжно и вслух:
- «и-и-и-и-и», растянуть губы;
- «о-о-о-о-о-о», придать губам овальную форму;
- «у-у-у-у-у-у», сделать губы трубочкой;
- «с-с-с-с-с»;
- «з-з-з-з-з-з»;
- «ш-ш-ш-ш»;
- «ж-ж-ж-ж».
Читать стихи, проговаривать скороговорки и говорить, максимально проявляя мимику. Сниженная подвижность губ часто является первопричиной заикания. Именно поэтому данный комплекс необходим.
Упражнения для языка:
- максимально высунуть язык;
- сделать движение сначала вправо, затем влево;
- совершить языком круг в разные стороны поочередно;
- всунуть язык в рот;
- подвести к нёбу;
- провести по зубам с внутренней стороны, потом с внешней.
Во время выполнения тренировки строго следите за правильностью движений, что повысит выносливость языка и одновременно губ.
Работа над просодической стороной речи
У заикающихся людей наблюдается слаборазвитая просодика, которая требует коррекции. Формирование выразительной и интонационно правильной речи при заикании включает в себя этапы работы над развитием тембра, силы, мелодики, голосовой интонационной окраски. Помимо работы над собственной речью, рекомендуется наблюдать за окружающими людьми и анализировать, насколько звучание голоса может отличаться по эмоциональной окраске, выразительности и т. д. Можно использовать следующие упражнения при заикании.
Задание 1: «Скажи ласково».
Это упражнение развивает такую фонологическую составляющую, как тембр. Ласково необходимо повторить как можно больше слов в предложении, при этом интонационно отмечая завершенность речи. Например, исходное «на дереве сидит кошка» будет звучать, как «на деревце сидит кошечка».
Задание 2: «Вьюга».
Поможет сформировать такую просодическую сторону, как сила голоса. Упражнение в комплексе выполняет целый ряд и других функций: артикуляционную, дыхательную.
Расположиться в удобном положении так, чтобы руки и плечи были расслаблены. Губы сложены в трубочку, озвучиваем вьюгу. Для этого произносим «У-у» сначала громко, затем тише, постепенно снижая голос до шепота.
Задание 3: «Светофор».
Такую игру можно проиграть даже на улице. С цветами светофора стоит взрослый, показывая один из кружков детям. Движение происходит в соответствии с цветом. На красный – остановка, на желтый – медленно и на зеленый – ребенок бежит быстро. Игра сопровождается словесно, в соответствии с движениями звуками мотора «Ж-ж». Эту игру можно также использовать и на занятиях по развитию логопедической ритмики.
Логоритмика при коррекции заикания
Заикающиеся испытывают огромные трудности, как правило, не только с речью, но и с общей моторикой: наблюдаются проблемы с двигательной системой. Подобно речи, движения обрывистые, нескоординированные, резкие, неритмичные. Доказано, что развитие речи напрямую связано с моторной системой.
Логоритмические занятия выполняют функцию взаимосвязи между ними, так как развитие одного благоприятно влияет на развитие второго. Начиная от простого к сложному, ребенку предлагают изначально только чередование элементарных физических упражнений, таких как бег, ходьба с прослушиванием соответствующей музыки. Можно выполнять с ребенком даже дома.
Пример задания: дети друг за другом бегут на носочках под звучание колокольчика, услышав, что музыкальный инструмент сменился, например, на бубен, начинают шагать и т. д.
Элементы логопедической ритмики прослеживаются даже в обычных физминутках, где необходимо «обыгрывать» слова соответствующими движениями: наклонами, поворотами туловища, приседанием и т. д. Сюда же в работу можно включить и пальчиковые гимнастики, принцип у них тот же, только в движениях задействуется не все тело, а только руки, что позволяет улучшить мелкую моторику.
Логоритмические упражнения при заикании у детей благоприятно влияют на коррекцию и формирование речи.
На развитие чувства ритма
Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.
Разминка
Включает различные маршировки под музыку со сменой направлений. Помогает настроиться на дальнейшую работу.
Нормализация мышечного тонуса
Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.
Ритмизация движений
Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».
Артикуляционный массаж, как средство комплексного воздействия на нервную систему при заикании
При проблемах с речью и задержке в ее развитии чаще всего наблюдается слабость артикуляционной мускулатуры. Заикание не является исключением. При данном нарушении рекомендовано повышать общую нервную возбудимость. Это осуществляется с помощью артикуляционного массажа. Такой метод способствует активизации ранее незадействованных мышц, улучшению общего тонуса, снятию напряжения.
Элементы массажа в своей работе использует логопед, но самостоятельно в домашней обстановке также можно заниматься этим. В качестве приемов для этого используются различные манипуляции с органами артикуляционного аппарата: покусывание, растирание, нажатия, поглаживания, вибрационное воздействие и др.
Другие методы коррекции произношения при заикании
Также в логопедической практике активно используется эффективный метод релаксации. Чтобы перестать заикаться и научиться снимать спастическое напряжение мышц, малышу следует уметь расслабляться. Для этого попросите его сжать кисть руки в кулачок, затем расслабить, развести пальцы в стороны, после чего положить руки спокойно на колени и т. д. Такого рода упражнения активно помогают при невротическом заикании у подростков.
Давно замечено, что во время пения заикание исчезает. Поэтому людям, страдающим данным нарушением речи, рекомендованы вокальные занятия. Уроки по вокалу помогут как детям, так и взрослым. Чем скорее будет начата данная практика, тем легче и быстрее получится справиться с заиканием.
Игры и упражнения на развитие темпа речи
Следующие задания учат малышей распознавать быструю и медленную речь, варьировать собственный темп. С разной скоростью произносим:
- гласные в любой последовательности: а-у-о-и-ы;
- слоговые ряды с чередованием мягких и твердых гласных (пример: сэ-сы-су-са, зе-зю-зя-зи»);
- «скороговорки». Например, «У ежа ежата, у ужа — ужата», «Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц».
Чистоговорки и скороговорки нравятся детям и поднимают настроение. Сначала выбирайте более простые, постепенно усложняя.