Стадии прогресса болезни
Легкая, средняя и тяжелая степени идиотии по существу мало чем отличаются друг от друга
При лёгкой и средней степени умственной отсталости больного можно научить самым простым вещам. У них более развита чувствительность.
Они могут отличить холодное от горячего, высокое от низкого. Больные в состоянии элементарно себя обслужить. Они узнают родных, или опекунов, проявляя радость при их появлении. Могут строить простые предложения из пары слов, откликаться на своё имя.
Тяжёлая степень – это полная выключенность больного из жизни. Олигофрены с глубокой идиотией с трудом передвигаются, или вовсе не умеют ходить, движения беспорядочные, нескоординированные. Они не узнают родных.
Порог чувствительности очень низкий: они не реагируют на боль, а также на другие раздражители. Не умеют самостоятельно встать с кровати, падая при таких попытках на пол. Больные не говорят, изредка издавая только нечленораздельные звуки.
Эта степень характеризуется глубокой инвалидностью. Как личность, человек не присутствует в социуме. Тяжёлые идиоты проводят жизнь в психоневрологических интернатах. Срок жизни- около 40 лет.
Постановка диагноза и тесты
Чаще всего дебильность проявляется в школе, когда ребенок перестает осознавать и понимать происходящее. Для этого и существуют медосмотры, психологические тесты, которые время от времени проводит школьный психолог для выявления особенных детей. Для определения дебильности существует множество психометрических заданий и тестов на определение уровня интеллектуального развития.
Тест Айзенка
Ганс Айзенк — английский психолог, который создал тест для определения уровня интеллектуального развития. Он позволяет определить многие заболевания и выявить скрытые умственные способности. Существует 8 вариантов тестов Айзенка, и они рассчитаны на возрастную категорию от 18 до 60 лет.
Есть задания, которые сделаны на основе теста Айзенка и рассчитаны на детей. Они позволяют определить аналитическое, синтетическое и логическое мышление. Результаты считаются так, что среднее значение равняется 100. Такой примерно уровень у большинства людей. Значение, которое меньше 70, расценивается как одна из форм умственной отсталости. Точный диагноз ставится после более детального анализа и исследования пациента.
Тест Войнаровского
Это психологический тест на логику, и он не требует специальных знаний или умений. Тесты заключаются в условии и 3 следствиях, среди которых нужно выбрать 1 верное решение. Часто в условии встречаются незнакомые или несуществующие слова. Но смысл не в этом, а в том, чтобы понять условие и правильно выбрать следствие.
В тесте всего 30 вопросов, на которые можно ответить в течение 15 минут. Для человека, у которого нет проблем с развитием, они несложные. По результатам можно понять, присутствует ли у человека логика.
Оценка развития речи
Оценка развития речи проводится у детей дошкольного и школьного возраста. Дети с нарушением речевой функции часто отстают от учебного процесса, поэтому проблему нужно своевременно выявить и воздействовать на нее. Стандартно в общеобразовательных школах и детских садах этим занимается логопед.
При умственном развитии речь поздно развивается. Ребенок должен заговорить до 3 лет. Если этого не произошло, это повод для беспокойства. Раньше дети начинали разговаривать раньше, но современное общество в большей части зависит от гаджетов, поэтому специалисты утверждают, что более позднее речевое развитие считается уже нормой.
Лепет и агуканье у детей должно начинаться в 3-6 месяцев. У детей с дебильностью оно проявляется примерно после года. Ученые описывали проблемы и особенности позднего речевого развития у детей. Коррекция проводится в зависимости от степени олигофрении. Она должна иметь комплексный характер с медикаментозным лечением и психологическими и педагогическими занятиями.
Тест Торренса
Это метод психодиагностики креативности и творческих способностей человека. Тест Айзенка не единственный, определяющий возможности человека. Тест Торренса позволяет распознать уровень мышления, фантазии и логики одновременно. Высокие результаты дают возможность увидеть творческий потенциал ребенка. Слишком низкий результат говорит об умственном развитии.
Творческие способности напрямую зависят от умения учиться понимать происходящее, анализировать ситуацию. Дети с умственной отсталостью не владеют такими навыками и в результате тестирования не могут показать высокие результаты.
Дебильность имбецильность идиотия
Пациенты, страдающие олигофренией, могут в зависимости от типа отличаться по уровню развития. Олигофрения делится на дебильность, имбецильность и идиотию. Дебильность в этом списке является наименее сложным случаем патологии. Пациенты в состоянии самостоятельно себя обслуживать. Многие заканчивают специализированную школу и в дальнейшем могут вести почти полноценный образ жизни, работая на производстве, выполняя несложные рудовые действия, например, делать уборку, выполнять погрузочно-разгрузочные работы. За счет нарушения восприятия окружающего мира лица, страдающие олигофренией в стадии дебильности, нуждаются в пожизненном контроле.
Симптомы и признаки идиотии
Идиотия – тяжелейшая форма умственной отсталости. Степени идиотии проявляют себя в виде врожденных или очень рано начавшихся проявлений. С возрастом вся симптоматика лишь усугубляется.
Идиотия не может вернуться вспять, интеллект практически невозможно улучшить, с возрастом происходит лишь прогрессирование ухудшения. Как правило, идиотия заметна с первых дней жизни крохи, они настолько затормаживаются в развитии, что еще в пеленочном возрасте врачи замечают проблему, тем более, что анамнез у таких индивидов всегда отягощен. В физическом плане обычно имеется столь выразительная патология, что помощь оказать весьма сложно. Тело достаточно повреждено, зачастую такие детки не способны двигаться и остаются полностью лежачими. Психомоторное развитие глубоко заторможено еще с самого рождения, они гораздо позже начинают делать все физиологические изменения, поднимать голову, садиться. А иногда, например, при синдроме Ретта, развитие идет нормально до двух лет, а потом происходит регресс со значительным отставанием в развитии. Говорить такая личность так и не учится, эмоции у нее не дифференцируются, она продолжает существовать на безусловных инстинктах всю жизнь. Проблематика в том, что они даже не различают съедобное и способны поедать даже свои экскременты, как и чужие, если к ним есть доступ. Мыслительные процессы для них абсолютно не свойственны, интеллект напрочь отсутствует, их даже не представляется возможным научить элементарным навыкам. Они не способны узнать близких и совершенно не выражают реакций, в частности эмоциональных, по своей сути, это, увы, растения, но только не приносящие пользу.
Диагностика идиотии достаточно проста, если говорить о самом диагнозе, но вот причины выявить не всегда имеется возможным из-за дороговизны генетических исследований
Но это очень важно для придания родителям шанса иметь генетически здоровое потомство. В генетических делах большое значение играет геном всего рода
Эти персоны сильно выделяются от нормальных ребят, даже при приобретении навыка ходьбы, содружественные движения рук не совершаются, что часто ведет к травматизации такого индивида. Нередко есть нарушение не только в морфологическом строении, но и в физиологии внутренних органов, присутствуют пороки сердца, разнообразные стигмы дизэмбриогенеза, гидроцефалия. Они могут быть сильно эйфоричны аж до мании, или агрессивны, но чаще эмоций практически не выявляется. Они могут мычать, кричать, сопеть, выдавать разноплановые звуковые колебания. Порог чувствительности всех видов повышен, что ведет к снижению чувств. Особенно опасно это при разнообразных болезнях, поскольку они не пожалуются на боли при банальной острой хирургии, по типу аппендицита, нужно смотреть на объективные данные, которых нередко нет. Могут нанести себе вред, схватив что-то горячее или острое.
Классификация
Классифицируют идиотию по степени тяжести:
- Легкая и средняя степени характеризуются способностью больных вырабатывать простой кругозор. Например, понимание, что нельзя прикасаться к пламени, опускать в кипяток руку. Дети осваивают простейшие навыки самообслуживания, имеют привязанность к ухаживающим людям, запоминают простые слова, но произносят их неправильно, меняют или пропускают в словах слоги, шепелявят, гнусавят.
- Тяжелая степень. Отмечается практически полное отсутствие речи и навыков самообслуживания. Жизнь больного регулируется инстинктами. После рождения младенцы сразу попадают в интернаты для психохроников.
По времени и причинам возникновения:
- Амавротическая идиотия — в основе лежит нарушение обмена ганглиозидов (сложные молекулы) в головном мозге. Интеллект снижается стабильно.
- Врожденная — характеризуется прогрессирующей гидроцефалией (избыток воды в тканях головного мозга), мышечным гипотонусом (пониженный тонус мышц), судорогами, психическим недоразвитием.
- Детская ранняя — развивается в первые годы жизни, характеризуется прогрессирующими параличами, снижением зрения, гиперакузией (непереносимость обычных звуков ввиду нарушения механизмов равновесия между торможением и усилением биологических процессов в слуховых путях), психическим недоразвитием.
- Детская поздняя — характерные признаки появляются в 4 года: атрофия зрительного нерва (отмирание нервных волокон), прогрессирующее слабоумие, судороги, атаксия (нарушение координации).
- Юношеская — признаки появляются к 6 годам. Характерны снижение умственных способностей, двигательные расстройства, ухудшение памяти, вегетативно-эндокринные расстройства, пигментный ретинит (дегенеративное поражение глаз, ведущее к слепоте).
- Поздняя — признаки появляются у взрослых. Характерно изменение личности, глухота, вестибуло-мозжечковый синдром (головокружение, потеря равновесия), пигментный ретинит, психосиндром (психологическая дисфункция).
- Гидроцефальная — врожденная форма, характеризующаяся водянкой головного мозга.
- Ксеродермическая — наследственное заболевание, проявляющееся разной степенью слабоумия, гипоплазией (недоразвитием) половых органов, пигментной ксеродермией (высокая чувствительность к ультрафиолету), неврологическими нарушениями, невысоким ростом.
- Дизостотическая — поражение соединительной ткани, вследствие чего страдают органы зрения, кости, нервная система, внутренние органы.
- Микседематозная — развивается при нарушении работы щитовидной железы.
- Тимическая — развивается при нарушении работы тимуса (вилочковая железа).
По клиническим проявлениям
- Возбудимая — характеризуется повторяющимися движениями больного (раскачивание, хлопанье в ладоши, примитивные движения).
- Торпидная — характеризуется неподвижностью, «уходом» в себя.
Стадии умственной отсталости по показателю IQ (международная и российская классификация):
- Незначительная — IQ 50–70 (дебильность).
- Умеренная — IQ 35–49 (имбецильность).
- Тяжелая — IQ 25–39 (олигофрения в стадии идиотизма).
- Глубокая — IQ ниже 20 (глубокая умственная отсталость).
Стадии умственной отсталости.
Если говорить о социальной идиотии, выделяют 5 форм:
- Верноподданность. Главные люди для этой категории больных — вышестоящее начальство, его мнение, указания.
- Нигилизм. Отстранение от общественных и даже семейных процессов — от всего, что не касается самого больного.
- Либерализм. Либералы ставят во главу угла полную свободу личности, что в либеральном государстве выливается в попустительстве за преступления, совершенные представителями сексуальных меньшинств, беженцами, популяризацию однополой любви и браков.
- Жидовосхищение. Восхищение и превозношение евреев и еврейской нации, проявляющееся в том, что Христос был иудеем, а этот народ больше остальных перенес страданий, что среди евреев больше, чем среди других национальностей, гениальных ученых, писателей и так далее.
- Чистоплюйство. Выражается в надменном поведении. Чистоплюи считают те или иные дела и разговоры «грязными», отказываются участвовать в мероприятиях и беседах, чтобы не опускаться до уровня собеседников и не «испачкаться» самому.
Выделяют еще один вид социального идиотизма — калейдоскопичный. О психических отклонениях свидетельствует все: мировоззрение, рассуждения, поступки, поведение.
Диагностика
Диагноз ставится на основании показателей IQ, осмотра пациента, беседы с его родственниками. Врач собирает семейный анамнез, оценивает данные генетического скрининга, диагностических исследований, свидетельствующих о состоянии внутренних органов. Выясняет все о периоде беременности матери и родоразрешении, о перенесенных инфекциях во время гестации, времени первого появления характерных признаков.
Психиатр беседует с пациентом (если это возможно), оценивает умственные способности с помощью специальных анкет, уровень адаптации в социуме, отношение к родственникам.
Из обследований назначается МРТ головного мозга, позволяющее судить о строении органа и возможных отклонениях. При необходимости больных консультируют невролог, офтальмолог и другие узкие специалисты. Родители и больной ребенок проходят консультацию и обследование у генетика, что позволяет выяснить причину когнитивного диссонанса, выявить возможные риски у будущих детей.
При исследовании у больных отмечается увеличение головного мозга, диффузная (рассеянная) атрофия отдельных участков (чаще страдают мозжечок и затылочные доли).
При гистологическом исследовании отмечается распространенный распад нейронов (нервная клетка, ганглиозная, ганглионарная). Дегенерация ганглиозных клеток происходит в виде увеличения размера, набухания, вздутия, заполнения мелкозернистым веществом, сморщиванием и утерей формы ядер, сдвиг ядер к периферии.
В тяжелых случаях при большой концентрации липидов развивается демиелинизация (разрушение миелиновой оболочки, окружающей нервные волокна), повреждение нервных отростков (аксоны).
Виды
- Идиотия амавротическая. Генетическое заболевание, которое обусловлено нарушением обмена гликозидов. У больных проявляется в виде умственной отсталости и снижения зрения;
- Идиотия амавротическая детская поздняя. Наследственная липидная болезнь головного мозга. Проявляется у детей дошкольного возраста;
- Идиотия амавротическая врожденная. Первые симптомы наблюдаются у новорожденных;
- Идиотия амавротическая детская ранняя. Это заболевание проявляется у детей на первом году жизни;
- Амавротическая поздняя идиотия (Куфса болезнь). Проявляется у взрослых, протекает по типу органического поражения головного мозга;
- Гидроцефальная идиотия. Проявляется у новорожденных детей. Это заболевание обусловлено массивным кровоизлиянием в структуры головного мозга, с нарушением ликвородинамики, повышенным внутричерепным давлением;
- Дизостотическая идиотия. Болезнь, которая обусловлена наследственным нарушением строения соединительной ткани;
- Ксеродермическая идиотия. Это наследственное заболевание, у человека наблюдается выраженное слабоумие, низкий рост, недоразвитие половой и нервной систем;
- Микседематозная идиотия. Симптомы обусловлены врожденной гипофункцией щитовидной железы;
- Тимическая идиотия. Развивается при нарушениях функции вилочковой железы;
- Моральная идиотия. Это исторический термин, не является заболеванием. Применяется для характеристики человека, который утратил нравственные и моральные ценности. У идиотов нарушен интеллект и эмоционально-волевая сфера.
Терапия
Полное выздоровление невозможно. Лечение носит симптоматический и патогенетический характер.
При нарушении метаболизма или эндокринных нарушениях, вызвавших отставание в умственном развитии, назначают заместительную терапию недостающими ферментами или гормонами.
Симптоматическое лечение направлено на смягчение проявлений патологии. Больным вводят общеукрепляющие средства. Для излишне возбудимых детей применяют седативные средства, нейролептики, транквилизаторы. При сильной заторможенности пациента проводят лечение психостимуляторами.
При гидроцефалии головного мозга показана дегидратационная терапия. Почти всем пациентам требуются препараты, способствующие частичному восстановлению психических функций, лечебная физкультура. Противосудорожные средства могут назначить при склонности к припадкам.
Признаки идиотизма
Идиотизм очень легко выявить, поскольку ему присущи яркие признаки проявления:
- Тупоумие – когда человек очень узко смотрит на мир и воспринимает ограниченное количество информации. Глупость, невосприимчивость, несообразительность.
- Низкое самосознание.
- Неспособность анализировать информацию, запоминать ее, делать собственные выводы.
- Духовное развитие практически не происходит.
- Неспособность самостоятельно глотать пищу, принимать ее в рот, пережевывать.
- Отсутствие оборонительных движений, наличие только плача или крика.
- Неумение ходить или слабая, неправильная походка. При этом мышцы не парализованы.
- Непроизвольное мочеиспускание и дефекация.
- Речь практически не развита. Кто-то вообще не говорит, кто-то может произносить звуки или слоги, речь является бессвязной и бессмысленной.
- Малоподвижность, невосприимчивость новой информации, молчаливость или, наоборот, подвижность, разговорчивость (бормотание), постоянное пихание что-то в рот, тяготение к отдельным людям.
- Их уровень развития можно сравнить с интеллектуальным развитием ребенка в возрасте от 1 до 4 лет.
- Подражание: если задать вопрос, они его повторят.
- Стереотипность в действиях.
- Импульсивное удовлетворение сексуальных потребностей.
- Нравственное извращение.
- Склонность ко лжи и обману.
- Преимущественно безвредны и безопасны, однако в состоянии раздражения могут совершать поступки, не оценивая их последствия.
При легкой степени идиотизма у больных отмечается склонность к обучению речи, письму и чтению. Они даже приобретают элементарные навыки и могут научиться выполнять рутинную, монотонную работу. Но на этом их уровень достижений заканчивается.
У отдельных идиотов наблюдаются различные наклонности к приобретению навыков в определенной сфере.
Также признаки идиотизма затрагивают физиологическую сторону:
- Обширные параличи.
- Эпилептические припадки.
- Паралич одной стороны тела.
- Неправильные формы лица: асимметрия, увеличение или уменьшение, уродливость, искривление, неправильная расстановка зубов, косоглазие, слепота, некрасивые уши.
- Патологии половых органов.
- Кривые ноги и пр.
Различают три формы олигофрении – умственной отсталости:
- Дебилизм (дебильность).
- Имбецильность.
- Идиотия (идиотизм) – самая тяжелая форма врожденного умственного слабоумия.
Ключевые задачи педагога при различных умственных отклонениях
При дебильности основной задачей является выработка несложных трудовых навыков, вследствие чего такие больные впоследствии способны заниматься неквалифицированным оплачиваемым трудом.
При развитии имбецильности основная задача – формирование у пациента навыков самообслуживания.
При идиотии вопрос стоит только в поддержании жизнедеятельности организма. К сожалению, при такой тяжелой форме дебильности больные напоминают растения, которые не могут вести жизнь в обществе.
Причины возникновения олигофрении
Причины, которые провоцируют заболевание:
- эндогенные факторы (нарушение внутриутробного развития плода);
- экзогенные (внешние – травмы, опухоли и т.д.);
- совокупность причин.
Эндогенные факторы включают в себя наследственные заболевания, генетические и хромосомные мутации, воздействие на эмбрион химических веществ – лекарства, алкоголь, радиация, сильный стресс матери, инфекционные и вирусные заболевания беременной. Интеллектуальную недостаточность могут спровоцировать и осложнения во время беременности – нарушение плацентарного кровотока, резус-конфликт, гормональные нарушения матери (болезни щитовидной железы, надпочечников и т.д.).
К внешним причинам, которые способны спровоцировать олигофрению, можно отнести – родовую травму, асфиксию и гипоксию плода, серьезные инфекционные болезни – энцефалит, менингит. Также умственную отсталость вызывают тяжелые травмы мозга, опухоли.
Важно помнить, что клиническая картина олигофрении зависит не только от причин, а в основном от развития ребенка в период воздействия факторов. Например, если беременная заболела серьезной инфекционной болезнью в первом триместре – риск нарушений развития плода в несколько раз выше
В то же время, если грипп или ОРВИ настиг ее в третьем триместре – это практически никак не влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Такую же картину получаем при медикаментозном лечении беременной женщины – чаще всего в первые 12 недель препараты опасны для эмбриона.
В настоящее время учеными выявлено около 300 болезней, которые имеют в клинической картине олигофрению. В 80% случаев они передаются по наследству. Также доказано, что при мутации Х-хромосом, заболевание протекает в более тяжкой форме. Среди этих болезней примерно 80 – это заболевания обмена веществ.
Клиническая картина заболевания
Для диагностики олигофрении ученые учитывают явные нарушения в трех областях:
Психика человека (память, внимание, воображение, восприятие и т.д.); Личностные характеристики (восприятие себя, самооценка, самосознание); Соматическая – строение и конституция тела. Например, дети с синдром Дауна имеют внешние схожие характеристики (раскосые глаза, типичное выражение лица).. В индустриально развитых странах показатели олигофрении – 1% от общей массы
Соотношение больных мужчин к женщинам – 2:1. Более точную статистику выявить сложно, ведь на данные влияет множество факторов – способ сбора информации, отношение социума к людям с нарушением интеллекта, качество медицинской помощи
В индустриально развитых странах показатели олигофрении – 1% от общей массы. Соотношение больных мужчин к женщинам – 2:1. Более точную статистику выявить сложно, ведь на данные влияет множество факторов – способ сбора информации, отношение социума к людям с нарушением интеллекта, качество медицинской помощи.
Комплекс провоцирующих факторов
На развитие идиотии влияют 2 фактора: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), возможно их сочетание:
- Эндогенные: наследственные расстройства обмена веществ, мутации генов, аномалии хромосом. Идиотизм может вызвать синдром Дауна, фенилкетонурия, гаргоилизм, микроцефалия. Эти патологии наследуются по рецессивному признаку.
- Экзогенные: инфекционные и токсические повреждающие факторы влияния. К первым относятся такие болезни, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз. Ко второй группе: алкоголизм матери, несовместимость по резус-фактору, бесконтрольный приём во время беременности некоторых медикаментов.
Усугубить ситуацию могут родовые травмы, асфиксия новорождённого, внутричерепные гематомы. Хотя самостоятельными причинами возникновения слабоумия они не являются.
Симптомы
Симптомы идиотии:
- У больного отсутствует или резко снижена реакция на любые внешние раздражители.
- Ребенок не реагирует на мать, не отличает ее от другого человека.
- Эмоциональные проявления крайне ограничены. Они сводятся только к ощущениям удовлетворения и неудовлетворения.
- Инстинкты преобладают над рассудком.
- Неспособность управлять актами мочеиспускания и дефекации.
- Прожорливость и попытки питаться несъедобными предметами.
- Постоянный и открытый онанизм.
- Сильные нарушения координации движений. Больные крайне редко способны самостоятельно ходить.
- Не развитая моторика.
- Поведение никогда не мотивировано внешними факторами. Присутствует склонность к импульсивным действиям.
- Мимика либо полностью отсутствует, либо выражает беспричинную агрессию.
- Чувствительность на болевые ощущения сильно снижена. Неспособность отличить горячее от холодного, сладкое от соленого, мягкое от твердого.
- Больные не понимают обращенную к ним речь. Ориентируются по интонации и мимике говорящего человека. Не могут самостоятельно вступать в контакт.
- Не ориентируются в пространстве и времени.
Глубокая степень умственной отсталости нередко сопровождается аномалиями соматического развития: пороки сердца, сращения пальцев, недоразвитость конечностей, мозговые или спинномозговые грыжи, а также слепотой, глухотой, снижением чувствительности вкусовых, обонятельных рецепторов. К концу жизни развитие относительно сохранных больных приближено к уровню 2-3 летнего ребенка
Общая информация
Олигофренией является заболевание обмена веществ наследственного характера. Суть его довольно сложно усвоить человеку, далекому от медицины. Если говорить коротко, то в организме больного не хватает фермента, участвующего в процессе обмена фенилаланина, и результатом этого становится то, что в организме ребенка фенилаланин вместе с метаболитами начинает накапливаться.
Это негативно влияет на работу центральной нервной системы, оказывая токсическое действие. Ну а в это, в свою очередь, тормозит психическое развитие, что постепенно вытекает в психические отклонения. Нельзя сказать, когда впервые появилось это заболевание, известно только, что впервые взялся его описать А. Феллинг в 1934 году. Иногда данное заболевание называют слабоумием.
Профилактика
Профилактика заболевания касается большей частью ведения правильного образа жизни во время беременности. Необходимо полностью отказаться от курения и алкоголя, не забывать посещать гинеколога, становиться на учет, совершать прогулки на свежем воздухе, спать нужное количество времени. Особого внимания заслуживает правильное сбалансированное питание, отказ от вредной жирной пиши, употребление зелени, овощей и фруктов.
В естественной среде жить люди с идиотией почти не могут, именно поэтому их помещают в интернаты специальной направленности. Особенно в этом нуждаются те, у кого диагностирована тяжелая олигофрения.
Что это такое, мы описали в статье. И понимая, как сложна данная патология, хочется подчеркнуть: каким бы ни был человек, к нему необходимо относиться с уважением и пытаться облегчить его существование.
Общая характеристика глубокой умственной отсталости
Эта форма олигофрении видна в раннем возрасте. Больные с глубокой формой умственной отсталости живут в основном недолго, большинство не доживает до 20 лет. Жизнеспособность их очень низкая. Для идиотии характерно системное недоразвитие личности. Вообще о развитии как таковом приходится говорить весьма условно. Хотя и отрицать его как таковое также неправильно. Общий уровень развития при идиотии примерно равен уровню 2-3 летнего ребенка.
Больные с идиотией практически полностью беспомощны. Нуждаются в постоянном уходе и присмотре. Даже обучение навыкам самообслуживания практически невозможно в большинстве случаев. Лишь только ближе годам 13-14 подростки могут делать минимальные вещи: ходить в туалет (и то только под постоянным контролем) например, или умыть лицо.
Дефект развития носит глобальный характер. Физическое развитие также нарушено, наблюдается существенное отставание в росте, весе. Часты соматические заболевания – нарушения зрения и слуха, пороки сердца, нарушения работы опорно-двигательного аппарата, больные нередко не способны самостоятельно передвигаться (прямохождение очень часто невозможно, не могут даже самостоятельно сидеть, стоять, ползать), нарушения работы желудочно-кишечного тракта, кровеносной системы, нарушения пропорций туловища и конечностей, деформация черепа, недоразвитие внутренних органов и многое другое. Характерны проявления беспорядочной двигательной активности, монотонных движений (раскачиваний) и общего двигательного недоразвития. Иммунитет ослаблен, поэтому чаще других детей подвержены инфекционным заболеваниям.
Уход за детьми с идиотией и их социализация
Ребят с идиотией помещают в специализированный интернат для умственно отсталых. Жизнь в семье для них невозможна.
За больным с глубокой умственной отсталостью необходим круглосуточный надзор. Он абсолютно беспомощен, может причинить вред себе и окружающим. В учреждениях к нему всегда должны быть приставлены 2-3 специалиста. В тяжелых случаях — больше.
Уход заключается в следующем:
- Круглосуточный надзор.
- Удовлетворение основных потребностей: еда, сон, гигиена, безопасность. Желательно подробное проговаривание вслух своих манипуляций, связанных с едой, сном, посещением туалета, гигиеническими процедурами. Это повысит шансы на возможность усвоения некоторых навыков.
- Создание благоприятной эмоциональной обстановки.
- Понимание и умение чувствовать, что нужно больному на данный момент.
У некоторых пациентов психические функции относительно сохранены.
Например, одни дети способны понимать настроение говорящего с ними человека по мимике и интонации, а другие не могут даже, к примеру, ответить улыбкой в ответ на приятный раздражитель.
Это зависит от сопутствующих патологий, степени органического поражения мозга, формы заболевания, общего состояния организма, этиологии болезни.
Тех, у кого они сохранены в большей степени, обучают элементарным действиям по специально разработанной методике. В основном предметом обучения становятся навыки элементарной ориентации по удовлетворению основных потребностей. Для их усвоения необходимо многократное повторение в течение нескольких месяцев или лет.
Относительно сохранного больного можно научить различать цвета и выполнять элементарные зрительно-моторные ориентации.
Например, можно научить запоминать свою комнату, кровать, место за столом. Но ориентации обязательно должны быть связаны с удовлетворением его витальных потребностей – сон, еда, гигиена.
Некоторые пациенты к 13-15 годам могут совершать элементарные действия под контролем — пользоваться туалетом, мыть руки, умываться.
В подростковом возрасте идет переход от детских помещений к взрослым. Больного помещают в специализированное учреждение вне стен больницы. Но при осложненном протекании болезни пациенты вынуждены находиться в лечебном стационаре на протяжении всей жизни.
Лечение
Идиотия является неизлечимым заболеванием. Вследствие чего лечение направлено на коррекцию нарушенных органов, нормализации обмена веществ, активизацию защитных сил организма. Работа проводится по восстановлению высших психических функций (пирацетам, циннаризин, энцефабол и др.). Применяются средства дегидротации, направленные на удаление избытка воды из организма.
Для больных с торпидной формой используются стимуляторы, при возбудимой форме нейролептики, при необходимости – противосудорожные. Специальное лечение назначается при врожденном сифилисе и токсоплазмозе. Капельницы с магнезией и Дикарб применяются при низком внутричерепном давлении.
С больными проводят лечебную физкультуру, массажи, постоянно контролируют здоровье, создают условия для благоприятной жизни.
Степени заболевания
Умственная отсталость — одна из наиболее распространенных форм патологий детского развития.
Она имеет 3 степени:
- дебильность,
- имбецильность,
- идиотия.
Ниже мы поговорим о методах лечения больных с последней стадией этого заболевания, специфике ухода за ними и перспективах улучшения состояния в дальнейшем.
Идиотия представляет собой самую глубокую стадию афрении. Для нее характерны следующие особенности:
- Стремительное развитие в подростковом и зрелом возрасте.
- При ней невозможно функционирование высших психических функций — памяти, внимания, эмоциональной и двигательной сферы, восприятия, речевой деятельности. Она может быть ограничена только нечленораздельными звуками.
- Полное отсутствие мышления.
- Склонность к аутоагрессии — нанесение себе ударов, царапин, выбивание зубов.
- IQ составляет не выше 20 единиц.