Скрытые возможности человеческого мозга: как научиться ими пользоваться

Возможности и ресурсы человеческого мозга ориентированы на поиск оптимальных решений, которые помогают индивиду адаптироваться к условиям среды и сохранять жизнь. Интеллект – индивидуальная, динамичная характеристика, отражающая способность индивида к мыслительной и познавательной деятельности. Благодаря интеллекту человек делает выводы, анализирует ошибки, чтобы не повторять их. Активность мозговых структур преимущественно скрыта от сознания. Мозг управляет чувствами и движениями человека, сокращая в нужный момент определенные мышцы, регулирует секреторную деятельность желез, работу сердца и системы дыхания.

Особенности работы

Многие ученые схожи во мнении, что возможности головного мозга человека безграничны, но пока недостаточно изучены. Существует много примеров, которые доказывают, что у возможностей мозга нет предела. Лиз Варлоу – музыкант симфонического оркестра в Лондоне, играет на альте, занимается музыкой с 8 лет. При этом женщина – глухая. Слух стал ухудшаться, когда Лиз исполнилось 16 лет. В 19 лет она перестала слышать совсем, что не помешало продолжить карьеру музыканта.

Это один из примеров успешной адаптации к изменившимся условиям. Исследования нейрофизиологов показывают возможность увеличивать количество синаптических контактов посредством обучения. Сознание определяет возможность достижения цели при помощи целенаправленной мыслительной деятельности. Мысленно воображая образы предметов, представляя желаемые события, человек приближает момент осуществления задуманного и достигает самых невероятных целей.

Мысль – энергетический поток, который возникает в нейрональной сети в ходе передачи сигналов между нейронами. Целенаправленное мышление ассоциируется с получением желаемого результата, как особенность взаимодействия с окружающими миром. В процессе мыслительной деятельности индивид опирается на аспекты:

  1. Моделирование, планирование.
  2. Эксперимент, прогнозирование.
  3. Причинность, оценка.
  4. Анализ, интеллектуальная обработка, сравнение сведений с информацией, хранящейся в памяти.
  5. Суждение, выводы.

Навыки, влияющие на способность думать, включают умение быстро находить нужную информацию в памяти, сопоставлять разные данные, делать логические, обоснованные выводы. Интеллект подразумевает способность выполнять такие задачи, как рассуждение, планирование, понимание сути проблемы и идеи, абстрактное мышление, обучение, владение языковыми навыками.

Быстрое вычисление правильных ответов без опыта решения подобных задач – показатель высокого интеллекта. Индивидуальный показатель интеллекта отражен в значении IQ, которое определяется при помощи специальных тестов. IQ-тесты измеряют познавательные способности человека, его возможности в деле понимания, освоения, запоминания и применения новой информации.

Неограниченные возможности головного мозга проявляются в его влиянии на здоровье и качество жизни индивида. Пример влияния мозговых структур прослеживается в так называемом эффекте плацебо. Человеку дают таблетку, состоящую из физиологически неактивного вещества, называя ее эффективным лекарством от болезни. Если человек верит в чудодейственные свойства лекарства, его состояние улучшается.

Скрытые возможности мозга до конца не изучены. Ученые лишь однозначно утверждают силу его влияния на организм. Психосоматические заболевания являются следствием депрессии, эмоциональных переживаний. Если нарушена психическая деятельность, страдает весь организм, что проявляется в нарушении работы органов и частей тела. Например, воспоминания о травме конечности приводят к появлению чувства ослабления мышц в ней. Человек не может пошевелить рукой или ногой, хотя давно вылечился от травмы.

Сверхъестественные возможности мозга иллюстрируются примерами скоростного счета, когда человек мгновенно в уме выполняет операции умножения и деления многозначных чисел. Полиглоты – люди, способные изучать много языков, также служат примером безграничных возможностей мозга.

Невероятные способности мозга человека отражены в таких навыках, как скоростное чтение, когда человек на несколько минут прочитывает книжный том, состоящий из сотен страниц, или фотографическая память – возможность запомнить и воспроизвести информацию, размещенную на листе бумаги после однократного взгляда на нее в течение не больше 1 минуты. Способности мозга можно развивать, регулярно ставя перед собой интеллектуальные задачи.

Развенчание мифов о мозге

Быстрое развитие нейробиологии означает, что старая информация быстро устаревает. Это одна из причин того, что вокруг мозга так много дезинформации.

32. Информация, что мы используем только 10% мозга, ошибочна. Сканирование мозга ясно показывает, что люди используют большую мозга большую часть времени, даже когда спят.

33. Алкоголь не убивает клетки мозга. Он приводит к повреждению соединительной ткани на конце нейронов.

34. “Эффект Моцарта” опровергнут. Хотя прослушивание определенных видов музыки может улучшить память и концентрацию, в прослушивании Моцарта нет ничего уникального.

35. Возможно, вы слышали, что у нас мозговых клеток больше, чем звезд в Млечном Пути, но это не так. По самым приблизительным оценкам, в мозге 86 миллиардов нейронов, а в Млечном Пути 200-400 миллиардов звезд.

36. Часто говорят, что протяженность кровеносных сосудов в мозге — 16 000 км. На самом деле это число ближе к 1000 км.

37. Вопреки распространенному мнению, высокий уровень общего холестерина не вреден для мозга. Более того, высокий уровень холестерина снижает риск развития деменции.

38. До недавнего времени было принято считать, что человек рождается с определенными уровнем интеллекта и количеством клеток мозга.

На самом деле мозг обладает способностью изменяться в течение жизни благодаря свойству, известному как пластичность мозга.

Также мозг может продолжать формировать новые клетки благодаря нейрогенезу.

Когнитивные технологии

Когнитивные технологии отражают процессы познавательной деятельности человека. Принцип работы мозга человека используется в системах искусственного интеллекта. Примером могут служить видеокамеры, которые устанавливают вдоль трассы, чтобы следить за лицами водителей автомобилей. Системы искусственного интеллекта за долю секунды способны определить, что водитель выглядит уставшим и собирается уснуть.

Подобные нововведения призваны уменьшить количество аварий на дорогах, которые в большинстве случаев происходят из-за того, что уставший водитель утратил бдительность и способность концентрировать внимание. Другой пример когнитивной технологии – компактные видеокамеры, которые устанавливаются на плечо инвалидов по зрению.

Система сканирует окружающее пространство, определяет название улиц и номера домов, озвучивая информацию владельцу, что позволяет слепому человеку ориентироваться на улицах города без сопровождающего. Когнитивность машин, электронных устройств ассоциируется с особенностями работы мозга человека.

Системы искусственного интеллекта способны воспринимать информацию, обрабатывать и анализировать данные, делать логические выводы, самообучаться. Когнитивные технологии – важнейшие достижения современности. Когнитивная наука объединяет знания разных сфер – философии, психологии, нейрофизиологии. Картина реальности в рамках когнитивной науки представлена в форме измерений:

  • Объективное мироздание.
  • Субъективный образ в пределах объективного мира.
  • Взаимодействие между действительностью и репрезентацией (вторичное субъективное представление действительности).

Отношение между действительной реальностью и представлениями о ней отражают адаптационные способности индивида. Большое значение в рамках адаптации к окружающим условиям имеет степень ее адекватности. Когнитивная наука представляет собой совокупность знаний и технологию, которые используют для расширения возможностей нашего мозга.

Отличительная особенность технологии – социально-практическая польза. Пример применения когнитивных технологий – формирование виртуальной реальности в процессе профессиональной подготовки водителей, летчиков, космонавтов, диспетчеров.

Влияние современного образа жизни на мозг

Жизнь меняет наш мозг. И не всегда к лучшему.

Интересные факты о мозге человека

«Ваш мозг, доктор, — питательная среда для вопросительных знаков».

Пол Валери

23. Хронический стресс и депрессия широко распространены в современной жизни. Это может вызвать измеримое сокращение мозга.

24. Современная диета с низким содержанием омега-3 незаменимых жирных кислот приводит к сокращению мозга, эквивалентному двум годам структурного старения мозга.

25. Средний IQ снижается на 1,6 балла за десятилетие.

26. Технологии вынуждают большинство из нас становиться “многозадачниками”. Но наш мозг не может концентрироваться на двух вещах одновременно. Он может быстро переключаться между задачами.

Многозадачность уменьшает объем внимания, способность к обучению, кратковременную память и общую умственную работоспособность.

27. Подростки с большей вероятностью забудут, какой сегодня день или где они положили свои ключи, чем их родители.

28. Интервалы повышенной концентрации внимания становятся короче. В 2000 году средняя продолжительность внимания составляла 12 секунд. Теперь это 8 секунд.

Это короче, чем 9-секундная продолжительность внимания некоторых рыб.

29. Мозговые клетки поедают друг друга как последний источник энергии, чтобы предотвратить смерть. Таким образом диета, особенно с низким содержанием жиров, может заставить мозг съесть себя.

30. Более 140 видов белков в мозге подвергаются негативному воздействию электромагнитных частот, которые излучают мобильные телефоны и другие электронные устройства.

31. Использование GPS для навигации разрушает врожденное чувство ориентации, навык, который был у наших предков тысячелетиями.

Когда области мозга, задействованные в ориентации, больше не используются, нервные связи между ними исчезают.

Удивительные способности мозга

Деятельность мозга не останавливается ни на минуту, даже когда человек спит и отключает свое сознание. Мозг человека способен на непрерывную деятельность, которая не прекращается в период сна, что позволяет даже ночь использовать для овладения новой информацией.

В период сна, когда сознание полностью отключается, наш мозг продолжает работать, например, сортировать воспоминания, отсеивая ненужные и укрепляя полезные. Исследования показывают, когда человек спит, он лучше запоминает навыки, отработанные в течение дня.

В медленной фазе происходит лучшее усвоение фактов, информационного материала. В быстрой фазе закрепляются физические движения, отработанные танцорами, спортсменами, музыкантами. Человеческий мозг способен поддерживать биологические ри без каких-либо сторонних ориентиров, что наглядно продемонстрировал в ходе эксперимента американский нейрофизиолог Натаниэл Клейтман.

Исследователь, положивший начало научному изучению феномена сна, провел в темной, неосвещенной пещере месяц, чтобы выяснить, когда произойдет нарушение цикла «сон-бодрствование». По его теоретическим расчетам должен был произойти сбой с 24-часового цикла. Однако в течение месяца мозг ученого четко определял, когда наступает день и ночь, когда нужно просыпаться и ложиться спать. Удивительные способности человеческого мозга:

  1. Создание ложных воспоминаний. Эксперименты показали, около 70% людей несложно внушить мнение о вымышленных событиях. Например, заставить их думать, что они совершили кражу или нападение. Причем у участников эксперимента появились собственные воспоминания о вымышленных криминальных историях. Объяснение феномена кроется в способности мозга восполнять пробелы в памяти, когда человек усиленно пытается что-то вспомнить. В ход идет неточная или недостоверная информация.
  2. Предсказание будущего. Восприятие стимулов, поступающих из внешней среды, сопровождается мгновенным прогнозированием вероятных исходов, что позволяет организму адаптироваться к условиям окружающей действительности. Эта функция позволяет предсказывать будущее с учетом имеющихся совокупных сведений. Человек не всегда осознает последовательность логических заключений, сделанных мозгом на подсознательном уровне. По этой причине возможность предугадывать события кажется мистической и называется интуицией.
  3. Обзор на 360°. Каждому человеку хотя бы однажды приходилось испытывать чувство, что за ним кто-то наблюдает. Причем наблюдатель находится вне поля зрения. Объяснение феномена кроется в способности чувствительных рецепторов воспринимать внешние стимулы гораздо шире, чем осознает человек. Буддийские монахи учатся с закрытыми глазами находить предметы и попадать по ним мечом или палкой. Способность называется «шестое чувство».
  4. Мгновенная оценка окружающих людей и предметов. Всего десятая доля секунды нужна человеку, чтобы оценить нового знакомого или просто встречного. Мозг мгновенно суммирует сведения, которые поступают от зрительных, слуховых, обонятельных рецепторов, анализирует информацию, сравнивает данные с накопленным опытом и делает выводы.
  5. Исполнение роли будильника. Некоторые люди понимают, о чем речь. Они без всяких дополнительных устройств и часов просыпаются утром в одно и то же время. Если человек соблюдает режим – ложится спать и встает приблизительно в одинаковое время, биологические часы мозга подстраивают организм под график. Например, к моменту утреннего пробуждения активизируют деятельность мышц, органов зрения и слуха.
  6. Обучение во сне. В ходе экспериментов спящим людям давали слушать информацию разного содержания – музыкальную, текстовую, которая до этого момента была им неизвестна, незнакома. После пробуждения при повторе музыкальных или текстовых фрагментов участники эксперимента уверенно заявляли, что уже слышали подобное раньше. Например, прослушав звучавшее в период сна музыкальное произведения, они утверждали, что эти звуки кажутся знакомыми.
  7. Создание инноваций и обучение благодаря воображению. Воображение послужило основой для многих выдающихся научных открытий, например, для теории вероятности, разработанной Эйнштейном. Благодаря воображению человек может научиться играть на музыкальном инструменте, ни разу не взяв его в руки. Эксперименты доказали состоятельность подобного метода обучения. Участникам эксперимента словами объясняли, как нужно ставить пальцы рук и какие звуки при этом издает инструмент. В итоге все они смогли сыграть мелодию, которой обучились без использования музыкального инструмента.
  8. Работа в режиме автопилота. Когда человек основательно овладевает определенным навыком, мозг подключает структуры, которые впоследствии позволяют совершать действия автоматически без осознанного участия индивида, на автопилоте. Речь идет о навыках, доведенных до автоматизма, например, о движении пальцев при исполнении хорошо выученного музыкального произведения. В качестве примера может служить «слепая» работа на клавиатуре.

Изучение человеческого мозга показало, подсознание ошибается намного реже, чем сознание. Человеческий мозг на подсознательном уровне обрабатывает больше информации, чем осознает человек. Делая выводы, подсознание не отвлекается на эмоциональные и субъективные факторы, опирается исключительно на результаты сравнения с предыдущим опытом.

Факты о мозге и памяти

Когда-то считалось, что мозг записывает воспоминания как камера, но это не так, как работает память.

Вместо того чтобы быть дискретной записью опыта, создание памяти больше похоже на создание импровизационного джаза.

Интересные факты о мозге человека

«То. что мы думаем, гораздо менее сложно, чем то, чем мы думаем».

Станислав Лем

39. Мозг достигает пика для различных когнитивных навыков в разных возрастах. В любом конкретном возрасте вы, вероятно, становитесь лучше в одних вещах и хуже в других.

Крайний случай — это словарный запас, который может достигнуть своего пика уже после 70-летия!

40. Если вы пили алкоголь и не помните, что вы делали прошлой ночью, это значит, что вы это забыли. Пока вы пьяны, ваш мозг не способен формировать воспоминания.

41. Исключительная память — это навык, который можно развить, а не врожденная способность.

Как развить

Чтобы развить способности мозга, нужно регулярно нагружать его интеллектуальными задачами, такими как запоминание новой информации, овладение новыми навыками, решение головоломок, кроссвордов, математических и логических заданий. В рамках развития умственных способностей приветствуются принципы здорового образа жизни, в том числе ежедневная двигательная активность и полноценное, рациональное питание.

Возможности человеческого мозга безграничны. Только от человека зависит, каких рубежей он достигнет в течение жизни.

Как работает мозг человека?

Головной мозг работает круглосуточно. Когда мы спим, он не перестает трудиться. И, даже когда человек находится в коме и бессознательном состоянии, его мозг функционирует.

Мозг состоит из двух полушарий. Они различаются по размеру и отвечают за разные способности человека.

  • Правое полушарие отвечает за творческое мышление и визуальные образы.
  • Левое полушарие — за логическое мышление.

Головной мозг — это своеобразный штурвал человека. Каждый день проделывает огромную работу. Выполняет бесчисленное количество задач.

Так же как нельзя найти двух одинаковых людей, также и нельзя найти двух одинаково мыслящих людей.

Факты о форме и функционировании мозга

“Дизайн” и функции человеческого мозга уникальны.

42. Ткани человеческого мозга неплотные. Они очень хрупкие и мягкие, похожий на консистенцию мягкого тофу или желатина.

43. ​​Мозг генерирует примерно 100 мл. жидкости каждый день. Он плавает в этой ванне спинномозговой жидкости, которая действует как амортизатор, предотвращая раздавливание мозга собственным весом.

44. Половина мозга может работать, как целый мозг. Хирурги, останавливая судороги, иногда удаляют или отключают половину мозга с помощью процедуры, известной как гемисферэктомия.

Это не влияет на личность и память пациентов.

45. Хотя сигналы боли обрабатываются в мозгу, в самом мозгу нет болевых рецепторов и он не чувствует боли. Это объясняет, как можно проводить операции на головном мозге без анестезии.

Головная боль вызвана ощущениями от кожи, суставов, кровеносных сосудов или мышц.

46. Согласно исследованиям, проведенным в Кембриджском университете, порядок букв в слове не имеет большого значения для вашего мозга.

Пока первая и последняя буквы находятся на своих местах, мозг может переставлять буквы так, чтобы вы могли формировать слова так быстро, как вы можете читать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]