Умственные способности. Структура, уровни и диагностика умственных способностей

В статье даны рекомендации как определить свой уровень умственных способностей, описана структура умственных способностей.

Говоря об умственных способностях, стоит остановиться на определении интеллекта. В психологии существует три разных взгляда на определение интеллекта:

  • Как аналог обучаемости, вид приобретения знаний (Полони).
  • Как способность к применению имеющихся знаний в процессе решения текущих жизненных задач (Пиаже).
  • Как способность приспосабливаться к новым, изменяющимся условиям жизни (Штерн).

Объединить эти взаимодополняющие формулировки попробовал Векслер, определив интеллект как способность, объединяющую рациональное мышление, целесообразное поведение и эффективное взаимодействие с миром. На сегодняшний день по вопросу определения интеллекта в психологии нет единого мнения.

Таких определений существует несколько. Так, интеллектом называют наиболее сложные умственные способности личности. Есть и такое определение: интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей личности, в которую входят все полученные ею знания, весь опыт, а также способность к дальнейшему их накоплению и использованию в процессе мыслительной деятельности. Объём знаний и круг интересов – факторы, определяющие интеллектуальные качества человека. В более широком понимании интеллектом называют умственные способности человека, весь набор присущих ему познавательных процессов в совокупности. В узком понимании интеллект – это мышление, ум.

Следует различать умственные способности и интеллект. Умственные способности человека составляют набор знаний и умений, которыми он владеет, сюда же входит набор умственных действий, которые человек на протяжении жизни сформировал, получая знания. А интеллект – это всё то, что благоприятствует успешному усвоению знаний, умений и навыков. Это суммирующий итог всех познавательных процессов.

В психодиагностике, измеряя интеллект, измеряют структуру познавательных свойств человека. Эта структура возникает на основе наследственных задатков и формируется в процессе взаимодействия с ними.

Обвиняют других в своих неудачах

Эта привычка выразительная, непрофессиональная, не характерная для человека с высоким коэффициентом интеллекта. Попытки обвинить в своих неудачах других людей характеризуют не самого умного человека. Люди с низким IQ предпочитают не отвечать за неправильные решения, для них лучше «купаться» в жалости к себе или просто обвинить во всем других.

Т. Брэдберри, автор книги «Emotional Intelligence 2.0.», говорит: «Не стоит обвинять и перекладывать ответственность на другого. Если вы сыграли роль – даже самую малую – в конкретном случае, и что-то пошло не так, признайте это», — говорит Брэдбери. «Как только вы начнете обвинять в неудачах других, окружающие начнут воспринимать вас как человека, не отвечающего за свои действия».

Показатель высокого интеллекта – это признание того, что ошибка является шансом получить новый опыт. Дж. С. Мозер из университета Мичигана, в ходе своего исследования пришел к выводу, что мозги умных личностей реагируют на ошибки и неудачи по-разному.

Структура умственных способностей

Структуру совокупности умственных способностей человека пробовали представить многие учёные, в результате появились структурные модели интеллекта Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кетелла и др.

Структура умственных способностей человека разными исследователями рассматривалась по-разному. Так, структура Т. Гарднера основывалась на потенциале личности и складывалась из целого ряда способностей:

  • лингвистических, демонстрирующих понимание смысла слов и текста, речевую беглость, и проявляющуюся в быстроте нахождения слова по заданному принципу;
  • логико-математических;
  • пространственных, позволяющих в уме моделировать нахождение предмета в пространстве и использовать эту модель;
  • натуралистических;
  • музыкальных;
  • телесно-кинестетических;
  • интраперсональных, предусматривающих формирование и использование правильной модели самого себя.

Структура М. М. Холодной описывает четыре основных типа умственных способностей:

  1. Конвергентные. Они демонстрируют, насколько эффективен процесс обработки информации, что прежде всего выражается в показателе скорости нахождения правильного ответа.
  2. Дивергентные, выражающиеся в креативности, в генерации оригинальных идей. Рассматриваются оригинальность и беглость, образность мышления, восприимчивость к необычным деталям. Для творческих достижений необходим высокий интеллект, но высокий интеллект – не показатель высокой креативности.
  3. Обучаемость – в широком смысле это способность впитывать новые знания, а в узком – скорость и величина показателя роста эффективности умственной деятельности при разных обучающих воздействиях.
  4. Познавательные стили – это разные способы восприятия информации, её оценивания, структурирования по категориям. Например, аналитичность или синтетичность, рефлективность или импульсивность.

Структура умственных способностей человека в обыденном понимании не так строга. Группируясь, интеллектуальные способности проявляются в разных сферах жизни человека: учебной и профессиональной, научной и творческой. Мы находим проявление умственных способностей человека в его социальном статусе (в стиле жизни и социальной роли, в образовании и избранной профессии, в уровне владения речью).

Умственные способности отражаются и в морально-нравственном начале, присущем человеку, демонстрируя его идеалы, его видение добра и зла, ответственности и совести, тактичности и справедливости.

Умственные способности человека складываются из множества взаимосвязанных составляющих, которые проявляются в разных сферах человеческой жизни.

Всегда доказывают свою правоту

В спорной ситуации интеллигентные люди имеют больше шансов стать на место оппонента, понять его аргументы, интегрировать их в свои мыслительные цепи, пересмотреть текущие взгляды. Явное проявление интеллекта – это умение с другой точки зрения смотреть на вещи, понимать их. Интеллектуальные люди открыты для новой информации, изменениям общепринятых принципов.

Наоборот, люди с низкими мыслительными способностями продолжают споры, не уступают со своей позиции, не разбираясь в имеющихся аргументах, не замечают ума и компетентности оппонента. Такая повышенная оценка самого себя называется эффектом Даннинга-Крюгера. Речь идет о когнитивной предвзятости, заставляющей менее компетентных людей переоценивать свои способности, недооценивая разум других.

Умный человек также доказывает свою правоту, но он умеет слушать, рассматривать имеющиеся аргументы, основывая на них конечное решение.

Миф первый

Итоговая цифра, выдающаяся вам по прохождении теста на IQ, является показателем вашего ума и способностей.

На самом деле

Тест Айзенка содержит несколько разделов (так называемых субтестов) – на абстрактное, вербальное, образное мышление, и т д. Результаты субтестов суммируются, и в итоге выдается усредненное значение. Следовательно, у человека, имеющего выдающееся образное мышление и, допустим, очень неважное логическое итоговый результат IQ-теста окажется так себе.

Гневно и агрессивно реагируют на споры

Разумеется, высокий уровень интеллекта не определяется постоянным спокойствием; даже самые интеллигентные люди злятся. Но для низкого IQ агрессия – это, буквально, синоним выхода из ситуации, идущей не по их плану. При появлении чувства отсутствия контроля ситуации согласно своим представлениям, такие люди склонны использовать гнев для доказывания своей позиции.

Ученые из университета Мичигана в ходе исследования четко показали взаимосвязь между агрессией и низким IQ. В заключительном отчете они заявили: «Нам кажется, что люди с низким IQ агрессивно реагируют уже с раннего возраста. Такие гневные проявления усложняют умственное и социальное развитие ребенка, приводя к появлению определенных расстройств».

Не обращают внимания на чувства других

Разумный человек может ставить себя на место других, что позволяет ему понять их позицию. Р. Джеймс из университета Техаса в ходе исследования, включившего 1000 американцев, обнаружил, что люди с высоким разумом часто предлагают помощь, ничего не ожидая взамен. Поэтому ученые считают, что способность принимать во внимание потребности других, делает умных людей склонными к оказанию помощи.

«Лица с развитыми мыслительными способностями могут понимать чувства других людей», – говорится в исследовании. Людям с низким IQ сложно представить, что кто-то может иметь другое мнение, поэтому не соглашаются с ним. В их понятии, идея сделать что-то для другого, не ожидая доброты, как минимум, странная.

Миф шестой

Коэффициент интеллекта – величина постоянная.

На самом деле

Во-первых, необходимо различать реальный интеллект и показатели IQ-теста. Реальные способности могут слегка варьироваться в зависимости от настроения, самочувствия и даже самооценки. Что касается задачек из теста, то всегда надо помнить: ситуация, в которой находится тестирующийся, несколько искусственна. Человек может неверно понять плохо сформулированные или плохо переведенные на русский язык (бывали и такие случаи) условия задания. Он может посреди теста потерять интерес к этому занятию или оказаться невнимательным. И наоборот: можно натренироваться на решение задачек из теста Айзенка так, что они будут отскакивать от зубов. Но это отнюдь не будет показателем того, что его интеллект несказанно возрос.

Считают себя лучшими

Интеллектуальные люди могут помогать другим, не опасаясь остаться в тени. Они обладают здоровым уровнем доверия и ума, необходимого для точной оценки своей компетенции. Напротив, люди с низким разумом склонны клеветать на других в целях выставления себя в лучшем свете. По мнению ученых, предубеждения – это не симптом хорошего IQ.

В ходе исследования, проведенного в университете Брок (Онтарио), ученые обнаружили, что «люди, имеющие низкий уровень интеллекта, часто требуют более суровых наказаний, более гомофобны, среди них больше расистов». Согласно специалистам-биологам, способность сотрудничать сыграла важную роль в общем развитии человечества. Это говорит о том, что один из важнейших признаков IQ – способность налаженной работы с окружающими.

Удивительные признаки интеллекта

Однако, согласно экспертным исследованиям, есть и другие интересные факторы, которые могут показать, что ваш интеллект выходит за рамки посредственности. Узнайте, как понять что у вас высокий интеллект; посмотрите, не относится ли к вам какой-либо из удивительных научно доказанных признаков хорошего IQ.

Вы – первенец

Если вы – самый старший ребенок, поздравьте себя. Новое исследование, проведенное в Университете Эдинбурга, показало, что у перворожденных детей более высокие результаты в IQ, чем у их младших братьев и сестер. Какая может существовать связь между первенцами и исключительными ментальными способностями?

Специалисты наблюдали за 5000 детей с момента их рождения до 14 лет, и каждые 2 года оценивали, как дети читают, пишут, решают словные и математические задачи. Ученые обнаружили, что, несмотря на одинаковую эмоциональную поддержку, оказываемую детям родителями, первенцы получают больше задач, способствующих улучшению их мышления.

Вы ругаетесь

Ругательства у большинства людей ассоциируются с недостатком умственных способностей и воспитанности, но, как ни удивительно, резкие выражения иногда могут указывать на высокий интеллект. Ученые из Марист Колледжа в Нью-Йорке подчеркнули связь между «крепким словцом» и IQ.

Они попросили добровольцев высказать (в устной или письменной форме) как можно больше слов из разных категорий, таких как непристойности, животные, слова, начинающиеся с определенной буквы. После оценки результатов эксперты узнали, что люди, которым удалось написать наибольшее количество повседневных концепций, включили в свои списки больше ругательных слов.

Специалисты объясняют это так, что нецензурные слова расширяют словарный запас, а правильное использование широкого спектра слов – это признак повышенных интеллектуальных способностей.

Вы имеете понятие черного юмора

Следующий признак высокого интеллекта у подростков (как правило, от 16-17 лет) и взрослых – понятие черного юмора. Слегка искаженное чувство юмора, понятного далеко не всем, согласно австрийским ученым из области психологии, указывает на высокий интеллект. Они попросили более 150 человек оценить мультфильмы, включающие черный юмор. Затем измерили их вербальный и невербальный интеллект, перепады настроения, агрессивность. Участники, предпочитающие наиболее вульгарные шутки, имели более высокий уровень обоих типов интеллекта, были менее агрессивными, чем люди, отдающие предпочтение традиционным формам юмора.

По мнению ученых, причина заключается в том, что для понятия вульгарной шутки необходимо задействовать всю умственную силу, что могут сделать не все. Черный юмор намного сложнее, чем типичная шутка, поэтому для ее оценки нужны хорошие мыслительные способности.

Ваша мать страдала от тошноты во время беременности

Неприятная тошнота при беременности затрагивает почти всех будущих мам, но ее интенсивность может быть показателем интеллекта их детей. Исследователи из Торонто (Канада), изучали будущих матерей во время беременности, а затем – их детей после рождения.

Эксперты обнаружили, что дети женщин, наиболее сильно страдавших от утренней тошноты в период вынашивания ребенка, позже получали более высокие баллы в тестах IQ, чем дети мам, не проводивших каждое утро в обнимку с унитазом.

Ученые связали это явление с уровнями гормонов матери, эстрадиола и пролактина. Женщины с утренней тошнотой подвергают своих детей воздействию более высоких уровней этих гормонов, что может привести к усилению развития мозга плода.

Вы – сова

Для вас характерен ритм совы? В таком случае, согласно британскому исследованию, вы умнее людей, предпочитающих жить в соответствии с противоположным ритмом (жаворонки). Специалисты в ходе 8-летнего исследования наблюдали за 20000 подростков, и пришли к интересным выводам.

Люди, ложащиеся спать позже, чем их сверстники, более умны, обладают повышенным IQ. Ученые полагают, что лица с развитыми мыслительными способностями смогли изменить свой естественный циркадный ритм (термин, более известный, как внутренние часы), заставлявший их ложиться спать раньше.

Наши предки инстинктивно спали ночью, чтобы избежать ночных хищников, но умные, современные люди эволюционировали на этих рисках, адаптировались к ночным часам, что предки сделать не могли.

Для того, чтобы повысить IQ, не следует менять циркадный ритм. Достаточно тренировки мозга, памяти, внимания. Кроме того, помните, что большинство здоровых людей должны спать не менее 7-8 часов.

Вы – интроверт

Вам не нравится большой город, вы не любите ходить на вечеринки, испытываете дискомфорт в переполненном баре? Эти признаки, характерные для интровертов, свидетельствуют о повышенном интеллекте. Британское исследование, в котором оценивались 15000 взрослых людей, показало, что лица с хорошим показателем IQ менее удовлетворены проживанием в густонаселенном районе.

Кроме того, эти люди сообщали о большем удовлетворении жизнью при условии меньшей траты времени на общение с друзьями, чем люди с более низким уровнем интеллекта. Интровертированный образ мышления развивался вместе с эволюцией – наши предки жили в племенах, и социализация часто была необходима для выживания, объяснили исследователи. Но умные люди, вероятно, вышли за рамки «племенной поддержки». Это значит, что они могут адаптироваться к современному быстро меняющемуся обществу, независимо от своих сверстников.

У вас беспорядок на столе

Хорошая новость для любителей беспорядка. Если на вашем столе много разных вещей, применение которым, однако, находится не всегда, вы можете быть умнее других. Хаотическая среда, согласно исследованиям университета Миннесоты, поддерживает творческое мышление.

Как узнать свой IQ

Чтобы определить значение IQ были разработаны специальные тесты. Их бывает два вида:

  • для детей 10-12 лет;
  • для детей от 12 лет и взрослых.

Методика измерения одинаковая для всех вариантов, изменяется только уровень сложности вопросов. Каждый тест имеет определенное количество вопросов и ограниченное время для их прохождения.

Они созданы таким образом, чтобы результаты, которые описываются с помощью распределения вероятности, показывали среднее значение IQ — 100. Значения группируются по следующей схеме:

  • коэффициент 50 % всех людей находится в пределах 90-110;
  • остальные 50 % людей делятся поровну на тех, у кого показатель ниже 90, и тех, у кого выше 110.

Какой уровень IQ соответствует легкой умственной отсталости? Если его показатель находится ниже 70.

Задачи в тестах разнообразны, сложность каждого следующего задания возрастает. Есть задачки на логическое, пространственное мышление, на знание математики, внимательность, умение находить закономерность. Естественно, чем больше правильных ответов даст человек, тем выше будет оценка уровня его интеллекта.

Тесты рассчитаны на разные возрастные группы, поэтому показатели учителя и ученика 12 лет могут быть одинаковыми, ведь развитие каждого из них будет соответствовать его возрасту.

Сегодня в интернете можно встретить огромное количество разных тестов, которые предлагают узнать своей уровень знаний, интеллекта. Но большинство из них разрабатывались не профессионалами, поэтому они вряд ли покажут достоверный результат.

Чтобы узнать свой уровень интеллекта необходимо использовать профессиональные тесты, такие как:

  • Кеттлера;
  • Амтхауэра;
  • Айзенка;
  • Равена;
  • Векслера.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]