Умственное развитие: понятие, норма и отклонения. Умственные способности и интеллект

Говоря об интеллекте, многие до конца не понимают, что скрывается под этим словом. А значение слова интеллект имеет широкое определение.

Интеллект – это обобщение способностей человека, раскрывающихся в обучении, понимании и возможности разбираться и решать сложившиеся ситуации. Интеллект объединяет в себе всевозможные подразделения обучения:

  • Вообразительные способности.
  • Прогнозирование событий.
  • Умение воспринимать информацию.
  • Анализ ощущений.
  • Распознавание и градация эмоций.
  • Возможность запоминать и воспроизводить информацию, то есть функции памяти.
  • Мыслительные способности.
  • Умение представить решение и развитие ситуации.

Интеллект – это психологическая способность любого человека для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект – это все умственные способности человека.

Интеллект – это мыслительные способности каждого отдельно взятого индивида.

Интеллект – это изначальная умственная составляющая у человека, которая определяет его род деятельности.

Интеллект – это способность, основанная на сознательном приспособлении к сложившимся ситуациям.

Интеллект – это рассудок, понятие, восприятие и ощущения, понимание.

Интеллект – это умение планировать и координировать, заниматься организацией и контролем собственного поведения и действий для достижения цели. Все действия учитывают истинные положения, а результат нацелен на получение блага.

Интеллект – это способность к обучению.

Интеллект – это понимание сути проблемы и умение составить решение при этом спрогнозировать результат и реакции окружающих на это решение.

Все эти определения будут верны.

Параметры интеллекта, отличающие человека от других живых существ:

  • Объем памяти для постоянной работы,
  • Способность анализировать и прогнозировать события,
  • Орудие деятельности – логика,
  • Многоуровневый отбор и сортировка информации,
  • Сознание, понимание событий,
  • Умение сосредоточить внимание,
  • Обширный словарный запас,
  • Усидчивость,
  • Память, способность запоминать и воспроизводить информацию.

Интеллект имеет следующие качества:

  1. Пытливость.
  2. Глубину ума.
  3. Гибкость умственных способностей.
  4. Подвижность ума.
  5. Логическое мышление.
  6. Доказательства.

Данные качества можно расшифровать следующим образом:

  • Любопытство и заинтересованность – желание познавать явления окружающей среды с разных сторон.
  • Глубокий ум – умение проводить параллели и отделять главенствующие факторы от второстепенных, необходимые действия от случайных событий.
  • Гибкость ума – умение в свободной форме применять имеющийся жизненный опыт, не только свой, но и умение учиться на чужих ошибках, способность извлекать выгоду из ситуаций. Оперативно исследовать и применять предметы в новых ситуациях.
  • Подвижность ума – способность разрушать шаблонное мышление, выходить из зоны собственного комфорта.
  • Логическое мышление – соблюдение строгой последовательности в рассуждениях, учитывая всю имеющуюся информацию и используя только главенствующие факторы в сложившейся ситуации. Это говорит о том, что рассматривается только исследуемый объект с возможным учетом всех взаимосвязей с ним.
  • Доказательства – применение факторов и закономерностей, которые направлены на убеждение собеседника в правильности ваших рассуждений и сделанных вами выводов.
  • Критическое мышление – строгая оценка результатов мыслительного процесса, критиковать умозаключения, без сожаления отказываться от вариантов решения неприемлемых к ситуации. Умение отказаться от действий, если они идут против поставленной задачи.
  • Обширность мыслительных процессов – умение охватить вопрос целиком, со всеми вытекающими последствиями. При этом без потери изначальных данных для решения поставленной задачи, способность увидеть разные варианты для разрешения ситуации.

Духовный интеллект (SQ)

Spiritual Quotient – высший из всех видов интеллекта человека. Именно духовный интеллект делает человека личностью, способной ставить жизненные цели, искать и находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями. Если эмоциональным интеллектом наряду с людьми обладают все высшие млекопитающие, то интеллект духовный – прерогатива исключительно человека.

Как раз в развитие темы духовного интеллекта появилась следующая книга Стивена Кови про так называемый «Восьмой навык». Как вы наверняка догадались по названию, эта книга стала своеобразным продолжением прогремевшего на весь мир бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей».

У Стивена Кови восьмой навык – это способность обрести свой голос и вдохновить других людей обрести свои голоса. «Обрести свой голос» по Кови – это умение выбрать свой жизненный путь, который не обязательно совпадет, а скорее даже совсем не совпадет с усредненным опытом сотен тысяч людей. Это способность делать свой выбор в любой ситуации. По сути, свой голос – это «Путь к Величию», когда человек проживает жизнь со смыслом и осознанием ее смысла. Разумеется, такой подход невозможен без духовного интеллекта.

Во многом перекликается с этими идеями еще одна книга Стивена Кови «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие»

Духовный интеллект предполагает способность оглянуться на свою жизнь и найти те самые несколько главных вещей, которыми следует заниматься в первую очередь. Стивен Кови, как мы видим, предлагает свой список таких «главных вещей»:

  1. Жить.
  2. Любить.
  3. Учиться.
  4. Оставить наследие.

Возможно, ваш личный список будет выглядеть как-то иначе, но суть одна: главным вещам в своей жизни следует уделять основное внимание. Также нельзя позволять второстепенной суете занимать главное место и основное время вашей жизни

Это вовсе не значит, что человек не должен или ему не придется заниматься рутиной. Придется, однако, этот процесс можно упорядочить, выделив всему свое время. Этому, кстати, также может помочь ранее упоминавшаяся матрица управления временем.

Таким образом, теперь у вас есть еще один ответ на вопрос «Как стать умнее?» и конкретные подсказки, в каком направлении развиваться. Совершенно не сложно определить, какие типы интеллекта у вас развиты в данный момент в большей степени, а чему следует уделить больше внимания. Дело осталось за малым – начать действовать.

А помочь вам в этом, кстати говоря, может наш курс «Когнитивистика», направленный на развитие мышления. За пару месяцев вы сможете освоить более двух десятков эффективных мыслительных техник, позволяющих находить решения самых сложных и нестандартных задач, достигать больших успехов и делать свою жизнь лучше.

Желаем вам успехов и ждем на наших программах!

Виды и типы

Эти разновидности начали выделять во многом ради доказательства неэффективности тестов IQ и самого подхода, предполагающего, что интеллект представляет собой нечто целостное, неделимое и может быть полноценно измерен.

Согласно классификации, предложенной Говардом Гарднером, существует восемь типов интеллекта:

  1. Пространственный. Это умение ориентироваться в пространстве, быстро определять, где находится верх, где низ, где право, а где лево, находить дорогу по картам, сопоставлять информацию из них с реальной обстановкой.
    Хорошо развит у людей, чья профессия в той или иной мере связана с ориентировкой в пространстве: водители, танцоры, архитекторы, шахматисты.
  2. Межличностный. Способность взаимодействовать с окружающими людьми, находить подход к каждому человеку, чувствовать их эмоциональное состояние, понимать переживания, страхи, уметь оказывать психологическую поддержку, правильно определять отношение того или иного человека, создавать прочные социальные связи. Высокая развитость у тех, кто постоянно взаимодействует с людьми: у психологов, психотерапевтов. Этот тип интеллекта очень близок по смыслу к понятию «эмоциональный интеллект». Плохо развит у социофобов и аутичных людей.
  3. Музыкальный. Наличие повышенной чувствительности к звукам (не только тем, которые издают музыкальные инструменты), умение комбинировать их, чувствовать ритм. Хорошая развитость у музыкантов, танцоров, композиторов.
  4. Телесно-кинестетический. Умение качественно использовать двигательные способности, делать точные и правильные движения, двигаться в такт, хорошо взаимодействовать и с мелкими, и с крупными предметами. Высокая развитость телесно-кинестетического интеллекта позволяет лучше работать с различными материалами, заниматься прикладным искусством. Развит у балетмейстеров, танцоров, мастеров в сферах прикладного искусства, спортсменов.
  5. Лингвистический. Умение гармонично сочетать слова, выстраивать связные предложения, запоминать правила, верно использовать сложные термины, высказывать собственные мысли в словесной форме. Развит у лингвистов, филологов, редакторов, писателей, журналистов.
  6. Логико-математический. Умение создавать логические связи между различными символами, работать с информацией, находить последовательность.
    Хорошая развитость у специалистов в области точных наук: математиков, физиков и других.
  7. Внутриличностный. Способность понимать собственные ощущения, находить способы борьбы с психологическим дискомфортом.
  8. Натуралистический. Умение различать растения и животных, испытывать к ним симпатию, понимать чувства тех или иных животных, определять, что нужно увядающему растению для того, чтобы оно восстановилось.

Также выделяют данные типы интеллекта:

  1. Общий. Сочетание умений, позволяющих адаптироваться в окружающем мире, эффективно решать различные задачи, достигать успеха.
  2. Специальный. Подразумевает наличие особых способностей, необходимых для работы в узких областях знаний.

Развитие интеллекта

Учеными был доказан факт, что интеллект можно развивать, были проведены разные эмпирические исследования. где установили взаимосвязь, человек читающий и развивающийся имеет лучшие показатели по интеллекту с возрастом, в отличии от людей, которые после окончания ВУЗов перестают насыщать интеллектуально мозг и перестают развиваться. Интеллект – есть интегральная познавательная система, которая состоит из подсистем: перцептивная; мнемическая; мыслительная. Цель эти подсистем есть информационное обеспечение взаимодействия человека с окружающей средой: Интеллект это совокупность всех познавательных функций индивида; Интеллект связан с интересом к жизни и развитым воображением. Развить воображение можно, выполняя простые упражнения с использованием гротеска и рисования; Можно развивать интеллект через решение задач на воображение; Интеллект это мышление, высший познавательный процесс;

Стоит отметить, что среди факторов, влияющих на развитие интеллекта, называются размеры и строение мозга, гены, наследственность, социальное и культурное окружение, воспитание и образование. Также можно еще сказать, что интеллект это умственные способности, разум, способность учиться из опыта, умение адаптироваться, быть адекватным внешним раздражителям, применять знания, чтобы уметь управлять окружающей средой, мыслить логически и абстрактно. Но это еще и общая способность к познанию и решению проблем, усвоению нового, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение; восприятие; память; представление; мышление; воображение;

Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

Обработка результатов теста Векслера

После того как человек выполнил все субтесты, нужно правильно подсчитать и интерпретировать полученные балы в итоговый результат. Для этого процесса необходимо иметь под рукой необходимые для этого таблицы.

Оценка проводится на трех уровнях:

  1. Подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербальной и невербальной составляющих.
  2. Анализ профиля оценок выполнения на основе коэффициентов.
  3. Качественная интерпретация оценок с учетом наблюдения за поведением тестируемого и другой диагностируемой информации.

Стандартная обработка состоит в том, что психолог подсчитывает первичные баллы по каждому из заданий, то есть суммирует “сырые” оценки испытуемого. После этого посредством специальных таблиц “сырой” результат приводится к стандартному и отображается в виде профиля. Суммированные результаты в стандартной форме определяют показатели общего, невербального и вербального интеллекта.

Классификация результатов выглядит следующим образом:

  1. 130 баллов и больше – очень высокий коэффициент интеллекта.
  2. 120-129 баллов – высокий уровень.
  3. 110-119 баллов – хорошая норма.
  4. 90-109 баллов – средний коэффициент интеллекта.
  5. 80-89 баллов являются плохой нормой.
  6. 70-79 баллов являются отрезком пограничной зоны.
  7. 69 баллов и ниже свидетельствуют о наличии у испытуемого умственного дефекта.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Умственное воспитание

Это работа взрослых (родителей, педагогов) над умственным развитием детей, с целенаправленным намерением передачи и сообщения знаний. Обучение применять на практике полученные навыки. Главная задача – развитие активного мыслительного процесса дошкольников.

Следовательно, умственное развитие и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Тут очень важно не перегружать мозг ребенка. Допущенные ошибки ложатся отпечатком на дальнейшей жизни дошкольника. Например, малыш был лишен игр с конструктором и строительным материалом. Впоследствии у него будет плохо развито пространственное воображение, что вызовет проблемы в изучении геометрии и черчении.

Поэтому для успешной учебы в школе, ребенку необходимо овладеть самостоятельностью, навыками и знаниями.

Подведем итоги:

  1. Человек с рождением получает определенный набор задатков, которые помогают в развитии способностей;
  2. Способности отображаются скоростью получения навыков для успешного исполнения действий. Развиваются в процессе деятельности, которую должны контролировать специалисты;
  3. Окружающая среда играет огромную роль в выявлении и развитии способностей ребенка. Это его окружение: родители, детский сад, школа;
  4. Только целеустремленность, усидчивость, старание, сила воли, желание помогут достичь успеха.

Хорошо, когда ребенок здоров, но, к сожалению, случается задержка умственного развития. Это беда не только для родителей, но и самих детей естественно. Ведь от этого они страдают сначала в детском садике, а потом и в стенах школы.

Как определить интеллект?

Правду сказать, точной методики, позволяющей определить IQ, не существует. Чаще всего используют тест на интеллект, автором которого является Айзенк. Однако эта методика, даже не глядя на ее популярность, несколько проигрывает другим. Тесты Р. Амтхауэра, Д. Равена, Д. Векслера, Р. Б. Кеттелла являются более точными. Поэтому, чтобы определить свой уровень интеллекта, необходимо применить несколько из них, а возможно, все. Только тогда полученный балл будет более точно соответствовать вашим умственным способностям.

Помните, что любая методика определяет IQ относительно умственного развития «среднего» человека в соответствии с возрастом. И все же большинство людей справедливо считают, что идеальный тест на интеллект до сих пор не найден. Ведь любая методика показывает лишь уровень знаний и осведомленности.

Что понимают под умственной отсталостью

Отсталое умственное развитие человека – это нарушение интеллекта, которое, к сожалению, необратимо.

Выделяют две основные клинические формы, которые различаются временем возникновения:

  1. Олигофрения. Возникает из-за внутреннего повреждения мозга ребенка на первых годах жизни. Здесь происходит нарушение развития интеллекта вследствие его недоразвития;
  2. Деменция – это развал уже существующих функций интеллекта по причине разных заболеваний мозга, вследствие повреждения его коры в возрасте после первых двух, трех лет жизни.

Качества интеллекта

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек.

При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Интеллект — способность индивида обобщенно, схематично осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через описание отдельных его свойств. Носителями интеллекта являются опыт умственной деятельности индивида, сформировавшееся у него ментальное пространство, способность к презентации структурного представления исследуемого явления в сознании индивида.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида, его чувствительности к поисковым проблемам — его креативности.

Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.

Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний на новые объекты.

Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта, семантическим полем его сознания — индивидуальной системой значений, структурой интеллекта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое щелевое мышление, суженное до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм. В групповом мышлении начинают преобладать стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании, так и в структуре интеллекта.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Разновидности

Существует много классификаций видов интеллекта. Одна из них выделяет следующие его типы:

  • социальный;
  • эмоциональный;
  • физический;
  • духовный;
  • пространственный;
  • логический;
  • вербальный;
  • творческий.

Социальный интеллект

Совокупность способностей и навыков индивида, отвечающая за его успешное взаимодействие с социумом:

  • понимание мотивов собственного поведения;
  • понимание поведения окружающих людей;
  • анализ ситуации и принятие решения о своих действиях сообразно ей.

Социальный интеллект можно рассматривать как характерную черту личности человека, так как он отвечает за межличностное общение. В то же время он обладает функцией познания (человеку приходится изучать характерные черты других людей, их поведение). Характеристикой социального интеллекта можно считать приобретенные во время процесса социализация навыки, знания, умения, которые помогают налаживать контакт с другими людьми и эффективно управлять их поведением.

Эмоциональный интеллект

Совокупность способностей и навыков индивида:

  • управлять собственными эмоциональным состоянием;
  • вызывать эмоции других людей, управляя ими;
  • понимать собственные желания, мотивацию, намерения;
  • понимать желания, мотивацию и намерения других людей;
  • распознавать эмоциональное состояние окружающих.

Эмоциональный интеллект крайне важен для эффективного взаимодействия с окружающими, основанного на эмоциональной связи с ними, а также для управления собственными эмоциями. В сумме с социальным интеллектом дает человеку возможность добиться успеха в жизни и карьере.

Физический интеллект

Проявляется в координации движений, ловкости, моторике рук. Для его развития надо заниматься спортом, йогой, танцами. Доказана прямая связь между развитием физического интеллекта с умственным. В частности, у детей, занимающихся мелкой моторикой, лучше развита речь и письмо.

Духовный интеллект

Характеризуется способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, самодисциплине, умению мотивировать себя, ставить и достигать целей. Развить можно с помощью медитаций, других восточных практик, а также внутреннего диалога с собой, размышлений о смысле жизни и ее целях.

Пространственный интеллект

Основан на зрительном восприятии. Характеризуется способностью создавать в воображении визуальные образы и манипулировать ими. Развивается через творческое самовыражение (рисование, лепка), тренировку наблюдательности, ориентирование в незнакомой обстановке.

Логический интеллект

Выражается наличием навыков логического мышления, вычисления, рассуждения, способности индивида анализировать, сопоставлять, находить закономерности, делать выводы. Для его развития рекомендуется решать различные логические задачи.

Вербальный интеллект

Является основой для таких важнейших навыков, как устная и письменная речь. Тренируется при чтении книг, в том числе вслух, сочинении стихов, изучении иностранных языков, разговорном общении (включая иностранный язык).

Творческий интеллект

Отвечает за способность к самовыражению, генерированию идей, созданию чего-то нового, различным видам творчества. Тренируется посредством занятий, развивающих творческое правое полушарие — рисованием, лепкой, музыкой, танцами, пением, написанием стихов и прозы.

Подвидом творческого интеллекта является музыкальный. Он выражается в проявлении «музыкального слуха» — ощущения ритма, такта, способности точно воспроизвести услышанную мелодию. Для его развития желательно слушать музыкальные произведения, заниматься пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.

Интеллект, ты такой разный?

Одним из гуру специалистов, занимающихся развитием детей, является наш современник — американский ученый и психолог Тони Бьюзен. Его исследования возможностей мозга оказали влияние не только на сферу образования, но и на бизнес-сообщество, потому что многие открытия ученого помогают развивать интеллектуальные способности на протяжении всей жизни и применять их в работе.

Бьюзен первым придумал теорию интеллект-карт для развития памяти и мышления и установил рекорд в запоминании больших объемов информации. Он автор многих книг-бестселлеров, которые опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков. Благодаря исследованиям Бьюзена мы теперь обладаем более широким пониманием интеллекта. Его теория основана на выделении 10 видов интеллекта, которые есть у каждого человека с рождения. К сожалению, большинство из нас привыкло признавать себя искусным лишь в некоторых областях, а другие считать для себя недостижимыми, сознательно отказываясь от погружения в них. Тем временем, по-Бьюзену, любой вид интеллекта можно и даже необходимо развивать на протяжении всей жизни. И тогда даже в тех областях, в которых наш талант не проявился сразу, мы можем достичь значимых результатов и стать действительно гармонично развитой личностью.

Именно в этом ключе важно подходить и к развитию нашего младшего поколения. Если еще в самом начале жизненного пути развивать все сферы человеческих возможностей, то, повзрослев, ребенок сможет более точно понимать свои таланты и быть при этом всесторонне развитым человеком. Эти знания помогают родителям и педагогам системно подходить к вопросу интеллектуального развития детей. И, конечно, всем известно, что дети лучше всего познают окружающий мир в игре. Поэтому расскажем обо всех видах интеллекта и предложим несколько игр на развитие каждого из них.

Творческий интеллект

Помогает «выходить за рамки» — мыслить по-новому, легко смотреть на вещи с разных точек зрения, мыслить ассоциативно и непредсказуемо, не опираясь только на известные факты. Вместе с детьми мы убеждаемся, что у каждой вещи есть бесконечное количество значений, и учимся аргументировать свои выводы.

Для развития творческого интеллекта подходят игры в ассоциации, в слова и каламбуры, которые помогают создавать в сознании оригинальные и неповторимые связи и образы. И здесь главное — не результат, а сам мыслительный процесс. Игры должны стимулировать развитие детского воображения и не лишать инициативы.

Например, выберите наугад любую пару слов, предположим, «машина» и «жизнь», «ветер» и «котенок», «ботинок» и «карандаш». И поразмышляйте вместе с ребенком, что может быть общего между ними. А затем потренируйтесь по-другому. Попробуйте придумать 10-15 альтернативных способов применения, например, губной помады или стакана. При этом абстрагируйтесь от их размеров, материалов, свойств — и тогда способов использования предмета станет намного больше. Представьте себе губную помаду размером с небоскреб, в которой ласточки легко могут вить гнезда. Красиво и удобно.

Личностный интеллект

Развитие личностного интеллекта заключается в одной фразе: «Познай себя». Каждый человек должен стать самому себе лучшим другом и партнером на всю жизнь. Такая «подготовка» позволит ребенку хорошо чувствовать себя в любой ситуации, независимо от того, играет ли он в одиночестве, или в компании других детей. Важно учить малышей слушать и понимать себя, размышлять над своими сильными и слабыми сторонами, преодолевать свои личные невзгоды, развивать уверенность в себе и самодостаточность.

Одной из лучших игр с детьми станет игра «Кто я?». В ней можно использовать также мяч (для передачи слова друг другу) или придумывать свои варианты «игрового оформления» беседы о личности. Предложите ребятам задать самим себе вопрос: «Кто я?» — и ответить на него. Ответы последуют самые разные: мужчина, Вася, человек-Паук, будущая жена.

«Человека с реалистическим взглядом на жизнь и высокоразвитым личностным интеллектом обычно называют позитивным. Важно указать, что это вовсе не означает слоняться повсюду с глупой ухмылкой на лице и утверждать, будто все обстоит замечательно! Это означает принимать любую ситуацию такой, какова она есть, вне зависимости от того, насколько она плоха, и находить лучший вариант поведения применительно к ней».

Тони Бьюзен

Еще одна игра с ребенком на развитие его личностного интеллекта — это рисование карты о себе. Предложите нарисовать малышу себя в центре листа бумаги. От себя в центре придумайте произвольное количество «лучей» с названиями, например: «личные качества», «что я не люблю», «что люблю делать», «чего я боюсь», «достижения», «семья». И у каждого луча есть свои разветвления: качества — сильные и слабые. Пусть ребенок сам перечислит и те, и другие и отобразит их на карте. И так для каждого направления. В результате у вас получится очень интересная карта личности вашего ребенка, его собственная оценка себя и мнение по поводу самых разных жизненных ситуаций.

Социальный интеллект

Развитие социального интеллекта — это развитие умения получать удовольствие от общения с окружающими людьми, понимать и сопереживать им, а также умение отстаивать свою точку зрения. Дети важно учить слушать других и выступать перед публикой, учить находить решения в конфликтных ситуациях. При этом круг общения ребенка должен состоять как из сверстников, так и из людей разного возраста, пола и профессий.

Все ролевые игры, где ребенок «примеряет» на себя другую личность, развивают именно этот вид интеллекта. Та же игра «в семью» — первые попытки подражать маме, укачивать и кормить куклу, а также закрученные сюжеты семейных взаимоотношения для детей постарше. Так развивается воображение, зачастую придумываются нестандартные выходы из конфликтных ситуаций, а также дается выход накопленным детским эмоциям, в том числе негативным, которые могли бы перерасти в психологические зажимы.

«Страх номер один, который одолевает людей, — больший, чем ужас перед змеями, пауками, мышами, насекомыми и всевозможными жуткими тварями, от одного вида которых мурашки ползут по телу; больший, чем перед войной, голодом, болезнями, чужеземными нашествиями и смертью, — это боязнь выступать публично!»
Тони Бьюзен

Превратите в игру и выступления ребенка перед публикой. Устраивайте вместе домашние концерты, где малыш рассказывает для всех стихотворения, поет песни и танцует. Рекомендуем также записывать их на камеру, чтобы потом вместе с ребенком пересмотреть выступление и предложить ему самому оценить свою речь, найти удачные моменты и то, что хотелось бы улучшить. Такая работа помогает нам вместе с детьми работать над развитием своего социального интеллекта.

Духовный интеллект

Основы духовного интеллекта тоже закладываются в раннем возрасте. Это умение воспринимать себя как часть огромной вселенной и всего живого на Земле.

Духовный интеллект развивается естественным и последовательным образом из личного интеллекта (знания и способности оценивать и понимать самого себя), восходя к социальному интеллекту (знания и способности оценивать и понимать окружающих людей), а затем к оценке и пониманию всех других форм жизни и самой Вселенной в целом. Фактически умение входить в контакт с природой, понимать и ценить ее является главным признаком развития духовного интеллекта.

Многими этот интеллект рассматривается как наиболее важный из всех, причем он обладает таким могуществом, что способен полностью преобразовать жизнь каждого человека как индивида, человеческую цивилизацию, всю нашу планету и повлиять на ход истории.

Этот вид интеллекта можно назвать интеллектом зрелости. Но, как ни странно, именно дети являются естественными носителями духовного интеллекта. Они уже обладают свойственными ему качествами: безусловная любовь, радость и веселье, открытость и доверие, правдивость, великодушие, умение удивляться чуду и другими. К сожалению, с возрастом многие из этих качеств утрачиваются. Поэтому так важно уделять им внимание с детства и способствовать их развитию.

Познавайте с детьми безграничность космоса, красоту и таинственность природы, знакомьтесь с различными предметами и явлениями — с праздниками других стран, с религиями.

Купите карту Солнечной системы и книги о ней, пусть малыш знает о том, какая она большая. Если у вас есть возможность купить хотя бы несложный телескоп — сделайте это. Он поможет по-настоящему изучать небеса, понять всю необъятность Вселенной. Вместе с ребенком смотрите на звезды поздним вечером или ночью, научитесь узнавать разные созвездия.

Духовное озарение часто проявляется посредством музыки и поэзии, и многие гении искусства и литературы часто воспринимают природу как свою музу. Бетховен, Моцарт и другие великие композиторы использовали природу в качестве источника вдохновения, включая в свои композиции пение птиц, звуки ветра и воды, крики животных. Все части симфонии № 6 (Пасторальной) Бетховена основываются на прогулке по сельской местности!

Одним из главных свойств духовного интеллекта является чувство юмора. Он несет с собой массу полезного, включая снижение уровня стресса, общее укрепление здоровья, а также большее количество более счастливых друзей. Читайте вместе с детьми истории и книжки, которые заставляют смеяться. Совместно тренируйтесь в умении рассказывать анекдоты, смешно подражать другим людям и вообще действовать, как завзятые комики. Учите ребенка смеяться над самим собой — рассказывайте ему смешные истории о себе.

Физический интеллект

Это жизненно важный для растущего ребенка вид интеллекта. Чем гармоничнее и крепче в физическом отношении тело, тем совершеннее в умственном и духовном отношении становится мозг.

С того момента, как ребенок начал ползать, ему необходима полная свобода движения. Подвижные игры, упражнения на координацию, тренировка умения контролировать свои движения, чередование работы и отдыха, постоянная смена деятельности. С развитием в ребенке силы и ловкости, как правило, ни у кого из родителей вопросов не возникает. Любые подвижные игры развивают тело физически. Вспомните любые игры с мячом, игры на координацию движений, ползание по-пластунски, бег и плавание на перегонки.

Или вот еще примеры.

  • Зеркальные движения: ведущий, стоя лицом к детям, выполняет движения руками и ногами, туловищем, а дети копируют его движения, но зеркально; метание малых мячей не только правой (сильной у правшей), но и левой (слабой) рукой.
  • Выполнение простейших комбинаций без предварительной подготовки: комбинация из 4–5 упражнений вначале показывается, а затем дети должны всю комбинацию воспроизвести на память (руки вперед, вверх, в стороны, приседание, встать, руки на пояс, наклоны вправо и влево, руки вниз, ходьба на месте).
  • Мяч по кругу: все стоят друг от друга на расстоянии 3 метров. Задача — быстро передавать и ловить мяч, не сходя с места.

Сенсорный интеллект

Этот интеллект охватывает пять основных органов чувств и шестое — интуицию. Что способствует его развитию? Прослушивание музыкальных произведений или звуков природы, изображение своих чувств от музыки на бумаге или выражение их словами, исследование и угадывание запахов и вкусов, описание своих ассоциаций.

Если мы научим ребенка «смешивать» различные чувственные восприятия «ощущая вкус цвета или видя вкус звука», у ребенка есть все шансы стать творческой личностью с хорошо развитой памятью, с развитым чувственным мышлением, которым они будут уметь пользоваться независимо от сферы своих интересов.

  • Попробуйте «писать» на спине ребенка разные буквы и цифры. Его задача — по ощущениям угадать, что вы написали.
  • Устройте дегустацию. Купите яблоки трех разных сортов (по 2 яблока каждого сорта). Разрежьте на порционные кусочки по одному яблоку каждого сорта. Три других яблока оставьте в качестве образцов. Вместе с ребенком попробуйте сначала яблоко одного сорта, обсудите его вкус (кислое, сладкое, кисло-сладкое, пресное). Яблоки могут различаться и по структуре, поэтому, обсуждая яблоко, отметьте это (яблоко жесткое/мягкое/сочное/хрустит/дряблое и т. д.). Проделайте то же самое с другими яблоками. После того, как вы обсудите вкус всех трех сортов, предложите ребенку, не глядя, съесть дольку яблока, описать вкус и найти соответствующее яблоко-образец или назвать сорт. Такая дегустация не только развивает органы чувств, но и обогащает словарный запас ребенка.

  • «Круг ощущений». Расскажите ребенку обо всех органах чувств и о том, что и как мы ощущаем. Например: «Мы видим глазами. Что ты можешь видеть своими глазами?». Внимательно выслушайте ответ ребенка. Затем переходите к следующим органам чувств: «Мы слышим ушами. Что ты можешь услышать своими ушами?», «Запах мы чувствуем носом. Какие запахи ты можешь почувствовать своим носом?» и т. д. Такие беседы развивают способность осознавать ощущения.

Цифровой интеллект

Цифровой интеллект можно назвать традиционным интеллектом. Когда мы рассуждаем об умственных способностях человека, умение легко ориентироваться в цифровом мире считается одним из важнейших показателей. Тони Бьюзен к традиционным интеллектам относит еще вербальный и пространственный, а именно те разновидности, которые можно проверить с помощью тестирования. Как правило, на оценке этих способностей строятся IQ-тесты.

Итак, цифровой интеллект — это способность мозга манипулировать «алфавитом» чисел, начиная от самого элементарного счета, освоения основных арифметических действий сложения, вычитания, умножения, деления и заканчивая высшей математикой. Это навык, который служит нам в самых разных ситуациях: в магазине, при приготовлении пищи, планировании отпуска, в обучении и в работе.

Еще Лев Толстой говорил, что счет до 100 — это основа математики. Детям нужно научиться ориентироваться в цифровом мире, считать, измерять, например, свой рост и вес, рассчитывать время и даже деньги на свои покупки.

  • «Путешествие». Приготовьте заранее набор цифр от 0 до 9. Целей путешествия может быть несколько: «Найти в квартире 5 предметов красного цвета», «Показать 3 предмета круглой формы», «Показать 2 самые любимые игрушки» и под.
  • «Мой календарь». Превратите для ребенка знакомство с календарем в увлекательную игру. Расскажите ему о том, что такое календарь, сколько бывает дней в месяце, какие существуют дни недели. И предложите отметить в следующем месяце все интересные для ребенка даты, например, поход в цирк, занятия в Бэби-клубе, день рождения и др. Обведите эти дни в календаре. Да, здорово, если календарь будет большого формата, чтобы можно было на нем еще что-нибудь нарисовать. Теперь можно придумывать разные задания. Можно посчитать количество дней до долгожданного события и закрашивать каждый наступивший день разноцветными фломастерами или наклеивать каких-нибудь забавных зверушек. Кроме того, можно рисовать, что в этот день особенно понравилось ребенку — возможно, его угостили какой-то очень вкусной конфетой, так пусть попробует нарисовать ее на своем календаре.
  • «Я вижу…» Выберите с ребенком комнату в своей квартире или договоритесь играть в эту игру на улице во время прогулки. Задача первого игрока найти в окружающем пространстве знакомую цифру (на часах или витрине, на журнале или пакете из-под молока…) и сказать: «Я вижу цифру 3». Второй участник должен отыскать эту цифру, ориентируясь по подсказкам «тепло» или «холодно». Можно подсказывать друг другу, пользуясь такими словами, как: «на», «над», «под», «возле» и т. д.

Совмещая знакомство с цифрами с любыми подвижными играми, мы помогаем детям познавать основы математики легко и с интересом.

Пространственный интеллект

Этот вид интеллекта помогает нам не только ощущать связь предметов в пространстве, но и осознавать свое место в обществе — в семье, среди друзей и близких.

Уже в грудном возрасте ребенок начинает «ориентировку» на местности. Где мама? Где моя погремушка? Мы не зря катаем ребенку мячик, чтобы он его ловил, или подвешиваем к кроватке игрушки, чтобы он тянулся к ним. Развитие пространственного мышления формирует объемный мир маленького человека и помогает ему ориентироваться в этом мире. Это не просто «лево-право, прямо-криво» и подобные понятия. Это и форма предмета, и расстояние до него, и его расположение в пространстве, и его величина и еще много-много пространственных образов.

Пространственный интеллект «включается», когда нужно успешно сориентироваться в окружающей обстановке — отыскать дорогу, когда заблудились, зайти в нужную комнату дома, накрыть стол, разложить вещи по местам, сделать перестановку, перейти дорогу или вести автомобиль, принять участие в любой спортивной игре.

Всегда отмечайте для себя, где вы находитесь. И если вы оказались с ребенком в новой местности, установите по компасу направления всех четырех сторон света, а также выясните, где находятся самые важные реки, дороги, здания и памятники. И почаще оглядывайтесь назад! Это поможет не только составить в голове простейшую карту, по которой легко ориентироваться, но и с достаточной ясностью определить местоположение любых «вех» относительно друг друга.

Развить чувство пространства помогут изучение астрономии, в частности, карты звездного неба, решение геометрических головоломок, а также многомерные игрушки, такие как LEGO или «Кубик Рубика». Развивая у детей пространственный интеллект, мы закладываем основы навыков, необходимых для будущих художников и скульпторов, архитекторов и хирургов. Играйте с детьми в шахматы, японскую го, шашки — это потрясающий способ довести до совершенства пространственный интеллект. Теннис, бадминтон, футбол, танцы и физические упражнения — тоже благодатная почва.

Вот еще примеры игр:

  • «В какой руке?». Эта игра поможет проверить умение ребенка сопоставлять себя с изображением. Сделайте подборку рисунков в четном количестве, где изображены люди с предметами в руках. Попросите ребенка определить, кто в какой руке держит предмет. Меняйтесь ролями, пусть и малыш задаст вам такой вопрос. За правильный ответ вручается фишка. Кто больше наберет — тот и выиграл.
  • «Правильно или нет?». Поменяйтесь ненадолго с малышом ролями. Побудьте ребенком. Пусть ведущий — ваш малыш — дотрагивается до определенных парных частей вашего тела (руки, ноги, глаза), а вы называйте их. Например, ребенок дотронулся до вашей левой руки. Вы говорите: «Это моя правая рука». Ребенок должен понять, правильно ли вы говорите, или ошиблись.
  • «Наоборот». Возьмите мяч, он пригодится вам в этой игре. Бросая мяч малышу, скажите ему фразу с предлогом, определяющим местоположение предмета, а ребенок, бросая мяч обратно, должен сказать фразу с противоположным предлогом. Например, вы говорите: «Кошка лежала под стулом». А ребенок должен сказать: «Кошка лежала на стуле». «Доскажи словечко». 2—3-летние дети очень любят эту игру. Рассказывая сказку, делайте паузы, не договаривайте предложение до конца, давая ребенку возможность «вставить» словечко.
  • «Ошибочка!». Сознательно допускайте неточность в рассказе (поменяйте последовательность героев, перепутайте их имена и т. п.). Пусть ребенок найдет ошибку и скажет вам. Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша.
  • Пальчиковые театры. Они развивают сенсомоторику. На руке малыша с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. Во время игры вы можете познакомить ребенка со сказкой, героями которой могут являться фигурки из пальчикового театра. При этом вы сможете эмоционально передавать голосом интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь — басом и т. п.)

Вербальный интеллект

Вербальный, или речевой, интеллект представляет собой лингвистические навыки человека, его способность оперировать языком. Вербальный интеллект мы используем практически во всех сферах жизнедеятельности. Речь, письмо, чтение — все эти способности находятся в его власти. Самое интенсивное развитие этого интеллекта происходит в раннем возрасте, когда начинается процесс познания окружающего мира.

С ребенком необходимо разговаривать с самого рождения, вовлекать в беседы и обсуждения, помогать находить взаимосвязь между словами и предметами. Нужно учить детей четко и образно выражать свои мысли, читать тексты, понимать их значение и придумывать собственные рассказы.

Просто перечислим лишь некоторые игры и занятия, которые способствуют развитию речи. Это скороговорки, артикуляционные гимнастики, разучивание стихов и разгадывание кроссвордов, придумывание рифм и изучение состава слов, а также сочинение рассказов по картинке. А еще:

Чувственный интеллект

Для мозга необходим кислород, пища, информация и любовь. Это залог жизненной активности и здоровья человека. Детям с самого раннего возраста важно чувствовать физический контакт с другими людьми и видеть проявления их отношения. Кроме этого, важно научиться осознавать себя мальчиком или девочкой, знать об анатомических особенностях своего тела и общаться друг с другом, также учитывая свою половую принадлежность. Ведь каждый человек рождается с определенным психосексуальным потенциалом, который реализуется и обогащается в процессе жизненного опыта. И опыт этот начинается уже с детства. Следует помнить, что на протяжении жизни мы проходим ряд этапов психосексуального развития, нарушение которых может резко деформировать не только сексуальность, но даже психику. Наша задача сделать так, чтобы почва для развития была благоприятной. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалось правильное отношение к близости между мужчиной и женщиной. Чтобы, став взрослым, он умел выражать свои чувства и не испытывал неприязнь или чувство неловкости.

  • Назовем одну из игр, развивающих осознанное отношение к себе, «Что мы любим?». В группе предложите детям выяснить, похожи ли увлечения мальчиков и девочек. Пусть они задают друг другу вопросы, пробуют играть в несвои игрушки. А также пусть ребята подумают, какие эпитеты можно говорить мужчинам и женщинам и какие комплименты будут приятны для каждого из них.
  • В игре «Комплименты» предложите ребенку подобрать приятные слова, которые больше подходят и характеризуют маму/девочку/женщину и папу/мальчика/мужчину. Это могут быть как прилагательные, так и другие части речи. Когда будете играть в эту игру впервые, дайте ребенку направление мысли, приведите пример — он быстро поймет, что от него требуется.
  • Поговорите с ребенком о профессиях. Заведомо выберите те, которые больше подходят для какого-то определенного пола. Спросите ребенка, кому больше подходит та или иная профессия, мужчине или женщине. Обсудите, почему он так считает. Для мужчин характерны профессии, которые проявлять героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.

Помогая детям развивать все интеллектуальные возможности, мы создаем общество будущего. Дети учатся свободно мыслить, получают удовольствие от жизни и находят дело себе по душе.

Что такое интеллект

Интеллект

– это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом

Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров

:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).


Поговорим о степенях умственной отсталости

Они различаются повреждением головного мозга:

  • Идиотия. Тяжелая форма. Характеризуется глубинной травмой коры головного мозга, что влечет серьезные нарушения в психологическом и физиологическом развитии. Среди больных бывают такие люди, что неспособны к передвижению, а также не могут сидеть. Требуют за собой постоянного ухода;
  • Имбецильность. Средняя степень заболевания. Различают легкую и выразительную форму. Вторая тяжелая, выражается, даже в отсутствие паралича, слаборазвитой двигательной функцией. Дети не способны прыгать и бегать, и, вообще, испытывают затруднения в переключении движений. Могут не работать руки и пальцы, что ограничивает их в формировании навыков самостоятельного обслуживания. Очень плохая память. Легкая форма позволяет развить образное мышление и примитивное наглядное. В состоянии овладеть простыми навыками самообслуживания. Их можно научить писать и считать, а также подготовить к предстоящей трудовой деятельности. Не могут жить и функционировать самостоятельно. Но имеют способность к физической активности, контакту с окружающими, участию в общественных мероприятиях, организованных педагогами. Могут трудиться под присмотром;
  • Дебильность. Это легкая форма отсталости. Деток с таким диагнозом, возможно, научить правильно, говорить, выстраивать грамотно предложения. Хорошо поддаются обучению письму. Но допускают при этом очень много ошибок. Ограниченные возможности памяти. У них можно развить произвольное внимание, а также элементарное логическое и образное мышление.

Необходимо вовремя распознать симптомы задержки умственного развития. Как правило, это заметно, ребенок выглядит незрелым на фоне сверстников, его поведение и способность овладения знаниями слабо выражена.

В раннем детстве признаки также явно выражены. Это когда ребенок не заинтересован в познании окружающего мира, не играет. Поздно начинает говорить, при этом замедлено речевое и двигательное развитие. Это явные физические несоответствия, большая голова, неправильная форма черепа и др.

Детки, имеющие значительные нарушения умственного развития, обучаются в специальных реабилитационных центрах. Очень важно родителям продолжать заниматься с ними и дома. С легкими формами нарушения можно учиться в средней образовательной школе. Здесь важна поддержка семьи, педагогов и класса.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов — в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях — умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление — допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез, разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Одним из наиболее известных тестов является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов. Для детей от 7 лет существует тест IQ, разработанный в НИПНИ им. В. М. Бехтерева под руководством профессора Л. И. Вассермана.

Что такое интеллект человека?

В переводе с латинского интеллект означает “познание”, “понимание”. Под интеллектом подразумевается способность людей в восприятии и запоминании различной информации, склонность к решению сложных задач и жизненных ситуаций при помощи мозговой деятельности, а именно путем логических выводов и умозаключений.

Существует коэффициент интеллекта, который является оценкой уровня знаний человека и вычисляется с помощью различных специальных тестов и методик. Средний показатель интеллекта варьируется от 90 до 110 баллов. Показатели, находящиеся на уровне 70 баллов, говорят о нарушении интеллекта в отрицательную сторону. Личности с интеллектом выше среднего – это те, у кого балл превышает отметку 110. По мнению специалистов, основным фактором в формировании таких способностей является наследственность.

Теперь разберем некоторые моменты, влияющие на уровень умственных способностей

Нет четкого определения данного термина, ученые спорят, от чего зависит уровень. Зато существует три критерия, которые его определяют:

  1. Познавание. Это способность к пониманию и анализу речи иного индивида либо осознанию прочитанной книги, допустим;
  2. Здравомыслие. Характеризуется умением трезво оценивать ситуацию, выделять положительные и отрицательные моменты, и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
  3. Память. Возможность к запоминанию нужной и важной информации. Умение воспроизвести ее в требуемый момент времени.

Мы разобрались, что влияет на уровень умственных способностей, а теперь узнаем, как их измерить.

Резюме

Подытоживая статью, хочется добавить, что, невзирая даже на то, что коэффициент интеллекта во многом обусловлен факторами, которые не зависят от человека (генетикой, окружающей средой, полом, расой и т.д.), интеллектуальные способности практически каждого человека поддаются тренировке, другими словами, их можно развивать.

В настоящее время разработано множество всевозможных развивающих программ, которые способны повысить интеллект человека, например, интеллектуальные игры, головоломки, тесты, различные тренинги. Кроме того, существует масса способов, при помощи которых можно повысить свой IQ, не прибегая к особым программам. Сюда можно отнести банальное чтение книг, разгадывание кроссвордов и сканвордов, просмотр познавательных телепередач и даже общение с умными и развитыми людьми и правильное питание.

Каждый человек в силах повысить уровень своего интеллекта. Главное – постоянно учиться и не стоять на месте. А для дополнительной мотивации нужно всегда вспоминать о том, что люди с высоким коэффициентом интеллекта в гораздо меньшей степени подвержены различным заболеваниям и дольше живут.

Какими способами его возможно улучшить

Учеными были доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это долговременное бездействие, физические и психологические отклонения, старость.

Но есть способы, позволяющие удерживать их на должном уровне и улучшать:

  1. Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов, различных задач;
  2. Работа со специально разработанными компьютерными программами, которые улучшают мозговую работоспособность;
  3. Хобби, любимое занятие. К примеру, посещение разных тренингов, развивающие игры;
  4. Специальные комплексы упражнений, дающих физическую нагрузку.

Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не стоит расстраиваться. Необходимо тренировать ум: это решение логических задач, чтение научных и художественных книг, изучение языков. Нужно заниматься самосовершенствованием постоянно. И, конечно же, придерживаться здорового питания и много отдыхать.

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году

Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в роли показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический

IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стэнфорд — Бине в 1916 году (изначально Бине — в 1903 году).

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Как сдать IQ тест на максимальный балл

Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.

Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.

Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.

Распределение результатов испытуемых: 70% демонстрируют средние показатели, ещё четверть — немного выше или ниже среднего, единицы — предельно высокие или низкие баллы.

Измерение интеллектуальных способностей посредством IQ – теста

На сегодняшний день удачно практикуется во многих компаниях IQ – тестирование рабочего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг ходит много споров, но все же он имеет место.

Ответ выражается, полученной по итогу прохождения теста, цифрой. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент выше ста тридцати, то человек имеет наивысшие способности. Все показатели вниз от отметки девяносто показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.

Но не стоит отчаиваться, потому что интеллектуальное умственное развитие можно повысить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]