Текст книги «Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты»

Память в психологии это скопление определенных процессов, непосредственно отвечающих за хранение, накопление, и при необходимости воспроизведение разных типов информационных структур. Эмоциональная память — это накопление и воспроизведение пережитого эмоционального опыта, который плотно «спаян» в психике с вызвавшим эмоцию конкретным событием.

Как управлять этим видом памяти, развивать и усиливать эту способность? Каковы функции памяти на чувства и эмоции. Без способности запоминать травмирующий опыт человек не смог бы полноценно развиваться.

Виды памяти: эмоциональная память

Знаменитый психолог П. П. Блонский выделил 4 основных типа памяти. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является то, какая психическая активность ярче выражена в процессе запоминания. Итак, память бывает:

  1. Двигательная — запоминание движений. Езда на велосипеде, катание на коньках, вязание — все это возможно благодаря работе двигательной, или иначе, моторной памяти.
  2. Эмоциональная — способность запоминать чувства и эмоции, связанные с предметом, событием или явлением.
  3. Образная — память на образы природы, слуховые или вкусовые образы, или понятийные константы, сформированные в виде абстрактного образа.
  4. Словесно-логическая. Запоминание мыслеобразов, понятий, заложенных в словах и связей между понятиями. Развивается, когда ребенок уже может воспринимать абстрактные категории.

Память словесно-логического типа наиболее сложная и развивается позже, чем остальные виды, благодаря волевым усилиям. Если логическая память хорошо развита, то у взрослого человека она становится ведущей во всей психической деятельности. Тогда человек может направлять и контролировать все процессы запоминания и воспроизведения.

Что касается эмоциональной памяти, то именно этот процесс играет ключевую роль в становлении социализированной личности. Невозможно принимать решения о своей дальнейшей деятельности, не опираясь на свои внутренние состояния. Без запоминания эмоционального состояния человек бы не смог учиться на своих ошибках.

Виды

Критерием деления станет то, какая активность психических процессов выражается во время запоминания. Выделяются 4 главных разновидности памяти:

  • Двигательная. Запоминаются движения. Передвижение, какие-либо двигательные функции — откладываются при непосредственном участии моторной памяти.
  • Эмоциональная. Возможность запомнить ощущения, взаимосвязанные с вещами, событиями либо явлениями.
  • Образная. Запоминание различных силуэтов, очертаний, понятий, которые сформированы в качестве абстрактного образа.
  • Словесно-логическая. Запоминание мысленных образов, понятий, которые закладываются в слова и умозаключения. Формируется в детском возрасте.

Последняя считается самой сложной и появляется позднее других, ввиду усилий воли.

Как работает эмоциональная память

Работа основана на взаимодействии нескольких структурных элементов: собственно эмоции, положительные или отрицательные, чувства, мысли и информация, которая побуждает мысли и чувства личности. Они тесно взаимосвязаны и в потоке сознания отделить компоненты невозможно. Как происходит запоминание эмоций?

Пережитая ситуация или явление оставляет в психике след, называемый энграммой. Эмоции позволяют определить, насколько успешно складываются наши взаимосвязи с обществом и успешны ли личные отношения. Чем сильнее была эмоция, тем ярче и четче энграмма. Затем внезапное напоминание может пробудить этот след в памяти и «вытащить наружу» все эмоции. Однако сила и качество воспроизводимых вновь эмоций отличаются от первичной реакции. Например, по прошествии нескольких лет, то событие, которое огорчало, может восприниматься уже как забавный случай. Это связано с тем, что мысленная оценка события уже иная.

В процессе запоминания часто происходит генерализация переживаний. Это значит, что стимул, вызвавший переживания, со временем объединяется и другими стимулами. От этого человек иногда не может четко вспомнить настоящую причину его страха.

Особенности эмоциональной памяти

Эмоциональный вид памяти является своего рода индикатором внутренного состояния человека. Наши эмоции характеризуют то, насколько успешно складываются наши взаимоотношения в личной жизни и обществе.

По мнению выдающегося ученого П. П. Блонского, эмоции, испытываемые человеком во время конкретного события, ярче, чем те, которые он переживает, извлекая из памяти по прошествии времени. Постепенно они ослабевают, смешиваясь с другими эмоциями и рассуждениями. Но стоит человеку попасть в аналогичную ситуацию – и ярко выраженная эмоция моментально извлекается из памяти и может нас подтолкнуть к совершению определенных действий или, наоборот, удержать от них. Особенностью эмоциональной памяти является то, что человек особенно ярко и отчетливо запоминает три чувства: страх, страдание и удивление. При этом существует определенная разница в восприятии этих чувств. Так, удивление запоминается как фактор, который удивил, и само чувство во время припоминания повторно не переживается. Страдание и страх запоминаются в виде чувства.

Какие эмоции запоминаются лучше, положительные или отрицательные? Практика показывает, что лучше запоминается негатив, ведь даже у животных отрицательные эмоции присутствуют в сознании долгие годы, что, кстати, позволяет им сохранять свою популяцию. Кроме того, человеку присуща способность “переносить” полученные эмоции с одного раздражителя на аналогичные. Если, например, человек в детстве сильно отравился грибами, то, повзрослев, он наверняка подсознательно будет бояться употреблять их в пищу. Другой пример: если ребенок в детстве неоднократно переживал сильный страх, то в дальнейшем это может привести к недоверчивости и боязливости. То же самое наблюдается и у животных. Так, например, если собака, которую сбила машина, осталась жива, то всю оставшуюся жизнь она наверняка будет бояться машин.

Эмоциональный и образный виды памяти

Эмоциональная память у человека тесно взаимосвязана с образами. Благодаря тому, что эмоции окрашивают ярче пережитые события и схваченные образцы, наш мозг способен продуцировать новые образы, которых не существовало. То есть создавать предметы искусства и поэзию.

Образы могут быть зрительными, обонятельными и даже вкусовыми. Эмоциональные образы лучше всего запоминаются актерами и поэтами. Именно для этих людей эмоциональная память является всегда ведущей. И так же, как в любой другой профессии, образами нужно уметь управлять.

Как работает ЭМ

Функционирование основывается на взаимосвязи нескольких структур: эмоций (позитивных либо негативных), ощущений, мыслей и информации, побуждающей к мышлению человека. Они тесным образом связаны и неотделимы в подсознании.

К примеру, после прочтения рассказа человек не способен спустя 4-5 дней вспомнить писателя или название. А аромат страниц, обложку и эйфорию от прочтенной книги может вспоминать на протяжении долгих лет. В соответствии с последними исследованиями, в хранении различных событий активно участвуют гормоны надпочечных желез, а при обычных воспоминаниях они не задействованы. Возможно, специфический механизм памяти формирует подобную яркость впечатлений прошлых событий у человека.

В психологической науке данную разновидность памяти исследуют из-за ее способности формировать безотчетные эмоции, охватывающие при появлении неосознаваемых раздражительных факторов. К примеру, в детском возрасте человек пошел покупать свежий хлеб, по пути домой он почувствовал приятный запах, отломал кусок, но внезапно выбежала собака и напугала его. По прошествии времени, забыв об этом инциденте, человек пройдет возле этого места и ощутит тот запах и чувство страха и тревоги.

Не у каждого такой вид памяти развит в одинаковой степени. Это несложно уяснить, опросив 2 детей, которые прокатились на карусели, об их эмоциях. Первый с оживлением расскажет в деталях о каждом эпизоде и обо всем, что привлекло его внимание. Другой скажет, что ему понравилось, не вдаваясь в подробности. Спустя год 1 вспомнит все в деталях, а 2 лишь укажет, сам факт времяпровождения на карусели.

Как образуются произведения искусства? Роль эмоциональной памяти

Люди творческих профессий хорошо оперируют образами. Им необходимо уметьи анализировать и синтезировать образы, приводить анналогии и продуцировать новые идеи. Без постоянного внимания к этим умсвенным процессам; к накопленному эмоциональному опыту образы будут расплывчатыми. Соответственно, актер не сможет достаточно ярко воспроизвести их на сцене.

Важное значение имеет способность к каждому образу подбирать цепь похожих образов. Все великие гении умели держать в память множество таких цепей эмоциональных образов, которые затем воплощали в музыку или рисунок. Этому можно научиться. Еще одна важная характеристика эмоциональной памяти творческого человека — низкий порог чувствительности. Чем ниже порог эмоциональной чувствительности, тем больше информации о мире и других людях творческая личность может воспринимать и воплощать.

Физиологическая основа памяти

Существование эмоций было подтверждено наукой, когда в глуби височной доли мозга открыли область под названием миндалина. За возникновение эмоций отвечает именно эта часть лимбической системы. Но вегетативные изменения в организме под действием страха, к примеру, — это работа гипоталамуса. Процессы, происходящие в лимбической системе, имеют и электрическую и биохимическую природу; они воздействуют на состояние всех органов и систем.

Эмоции поэтому всегда сопровождаются активацией нервной системы и изменением артериального давления.

Благодаря работе лимбической системы живой организм развивается, используя мотивацию. Поведение бессознательно или направляется туда, где личность получает подкрепление в виде позитивных эмоций, или блокируется, сталкиваясь со страхом или болью.

Все сильные эмоции закрепляются в памяти благодаря образованию синаптических связей. В формировании отпечатка памяти принимают участие различные отделы головного мозга:

  • кора мозга: теменная часть, височная и фронтальная;
  • мозжечок отвечает за запоминание движений тела;
  • гиппокамп;
  • подкорковые узлы.

Связи между нейронами устанавливаются не сразу. Здесь важна работа химических веществ, таких как эндорфины, кальций и энкефалины. Эти вещества — нейротрансмиттеры — гормоны, которые передают импульсы между нейронами.

На процесс запоминания затрачивается энергия и белки. Поэтому для хорошей памяти необходимо хорошо питаться.

Развитие эмоциональной памяти у детей и взрослых

Чтобы такой вид памяти лучше развился у ребенка, нужно помогать ему «включать» почаще образное мышление, возить в интересные места и с самого детства приучать к миру литературы и театра.

У взрослых людей уже какой-то один вид памяти доминирует, и психика направлена на определенный вид деятельности. Поменять восприятие и начать мыслить иначе взрослой сформировавшейся личности очень сложно. Тем не менее, эмоциональная память есть у каждого, и ее можно попробовать развить лучше и вывести на сознательный уровень.

Какие задания нужно выполнять для развития такого вида памяти? Эмоциональная память тренируется если каждый день, читая книгу, выписывать на бумаге эмоции, которые возникают от поступка того или иного героя любимой книги. Затем попытаться проанализировать внутренний мир героя, конфликтные ситуации между ним и обществом. Можно для такого анализа подобрать и фильм.

Развитие эмоциональной памяти у ребенка

Эмоциональную память следует развивать с раннего детства. В детском возрасте можно сформировать позитивное отношение к окружающим, определенный интеллектуальный потенциал и уверенность в себе на основе множества позитивных воспоминаний. Вот несколько простых упражнений, которые помогут развить эмоциональную память у ребенка:

  1. Для прогулки выберите место, где ребенок еще не был. Во время прогулки обращайте его внимание на окружающее вас пространство (звуки, птиц, насекомых, деревья), при этом комментируя происходящее в позитивном контексте и сопровождая свой рассказ лаской, объятиями, всевозможными приятными сюрпризами. Эти воспоминания помогут в дальнейшем ребенку легче перенести неприятные события в жизни.
  2. Упражнение “Волшебный мешок”. Суть его заключается в том, что ребенку предлагают вспомнить события, которые вызвали у него неприятные ощущения, страхи, боль. Затем эти эмоции мысленно трансформируют в какой-либо предмет или предметы, складывают их в мешок и плотно завязывают. При этом ребенок образно избавляется от негатива, который у него забрали и положили в мешок.
  3. Упражнение “Я счастлив”. Это групповое упражнение, которое выполняется следующим образом: ребенку бросают мяч. Поймав его, ребёнок должен рассказать о событии, при котором он был счастлив. После этого ребенок бросает мяч другому участнику игры, который тоже должен рассказать о своём счастливом событии.

Функции эмоциональной памяти

Для чего же нужна такая память тому, кто не занимается творчеством? Развитие эмоциональной памяти необходимо каждому, потому как личность без эмоционального опыта неинтересна в общении. Кроме того, такие люди не в состоянии сопереживать, делиться наболевшим и в сущности очень одиноки в своей жизни. Итак, можно выделить несколько функций:

  • способствует развитию личности;
  • формирует эмоциональный интеллект;
  • помогает лучше ориентироваться в социуме, поэтому нужна учителям и директорам фирм;
  • влияет на развитие творчества.

Эмоциональный интеллект: формирование

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции и контролировать их. Без развития эмоционального интеллекта руководить успешно коллективом нельзя. Это важное качество настоящих руководителей.

Человека с развитым эмоциональным интеллектом легко узнать. Он хорошо ладит с окружающими людьми, так как понимает и свои и чужие эмоции. Он всегда приветлив и жизнерадостен.

Вывод

Все поведение на протяжении жизни выстраивается исходя из эмоционального опыта индивида. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную является та психическая активность, которая чаще используется личностью.

За сохранение и развитие эмоционального состояния отвечает вся лимбическая система. К ней относятся: миндалевидное тело (миндалина), гипоталамус, сосцевидное тело, гиппокамп, обонятельный треугольник, другие структуры. Формируется память благодаря синтезу долговременных связей между нейронами мозга.

Способность к творчеству это, прежде всего, развитая образно-эмоциональная память. Развитие образной памяти необходимо для тех, кто решил посвятить себя литературной, музыкальной или актерской творческой деятельности.

презентация «Развитие эмоциональной памяти»

Слайд 1

Развитие эмоциональной памяти на занятиях актёрским мастерством . Автор-составитель: Рожкова Екатерина Владимировна, руководитель театрального коллектива « Фэнтези ».

Слайд 2

«Мышление, память и воображение неразделимы» Л.С. Выготский

Слайд 3

Память – способность сохранять и производить в сознании прежние впечатления, опыт, а так же самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта . Толковый словарь Ожегова

Слайд 4

Виды памяти: — Кратковременная; — Долговременная; — Оперативная; — Двигательная; — Эмоциональная; — Образная; — Словесно-логическая; — Произвольная; — Непроизвольная

Слайд 5

В актёрском мастерстве очень важна Эмоциональная память

Слайд 6

Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актёрской игре при достижении убедительности и чувства правды.

Слайд 7

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связано с событиями, произошедшими в прошлом.

Слайд 8

Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актёров, которые играя переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.

Слайд 9

К.С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — у вас есть память на чувствование, или эмоциональная память»

Слайд 10

Кто-то говорит — груз памяти, кто-то – багаж, а для актёров память – копилка. Мы извлекаем из неё необходимые раритеты, чтобы вспомнить самый яркий в жизни дождь или первый поцелуй, и эти ценности предназначены нашим зрителям!

Слайд 11

У маленьких актёров прошлое не велико, да и живут они больше настоящим и будущим. Поэтому важно на уроках актёрского мастерства применять упражнения на развитие эмоциональной памяти.

Слайд 12

1. «Запомни предметы» На стуле перед детьми раскладывается около 10 мелких предметов: ключ, ракушка, монетка, заколка, значок, карандаш, колечко, камешек, крышечка, фигурка киндер-сюрприза. Пока считаю до 10, дети смотрят и запоминают предметы. Закрываю их салфеткой и предлагаю назвать кому-то одному все, что запомнилось. Выясняем, кто больше запомнил .

Слайд 13

2. «Опиши картину» Показываю детям иллюстрацию крупного формата, чтобы они могли хорошо рассмотреть. Важны иллюстрации, где много симпатичных деталей. Дети должны запомнить и картину целиком (как бы сфотографировать), и как можно больше деталей, пока я считаю до 10. Убираю картину и прошу перечислить, что было изображено.

Слайд 14

3. «Какого я цвета?» В полукруге дети по очереди отвечают на вопрос: какого я цвета?, все запоминают, кто каким цветом себя окрасил. Прошу кого-нибудь одного назвать все цвета.

Слайд 15

4. Вспомни запах: – маминых духов, – жареной курочки, – копченой колбаски, – шашлыков, – сирени, жасмина, – белого облака, радуги, – любимого мультфильма.

Слайд 16

5. «Кинолента видений» Рассматриваем с детьми картину или иллюстрацию, обсуждаем, что изображено, есть ли главные герои, какое время дня, года. Закрываем картину и составляем коллективный рассказ по этой картине. Каждый ребенок добавляет к рассказу по одной фразе.

Слайд 17

6. «Волшебный тазик» Мы сидим в полукруге, и я говорю детям: «Сейчас я всем раздам волшебные тазики (беру воображаемую гору тазиков и раздаю, объясняя), они невидимы, но стоит произнести магическое «если бы», как они наполнятся всем, что захочешь, например – малиной! Мы нюхаем как будто свежую малинку, кладем ее в рот, разжевываем, вспоминая вкус. Я говорю: «Кто почувствовал реальный вкус малины, тот молодец!» Дети, конечно, скажут: «Я! И я тоже!» «А теперь тазик наполнится клубничным вареньем!» Мы зацепляем его пальчиком и пробуем (не облизывая пальцы, а играя в это). – А теперь медом! – Папиным (или дедушкиным) одеколоном! – Лягушками! В конце, ломая стереотипы, спрашиваю: «А как вы думаете, какой вкус у солнечного зайчика? А у щекотки, у доброты?»

Слайд 18

О разных видах памяти говорят нам ученые. У кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то слуховая, у некоторых острая память вкусовых ощущений, а кто-то на ощупь отличит бархат от велюра, гипюр от кружева, шифон от крепдешина. У людей творческих профессий отменная образная память. Немаловажна для актеров и мышечно-двигательная память: в мизансценах лучше запоминается текст. Но все виды памяти ведут к эмоциям . Поэтому мы прививаем любовь к наблюдениям за своими различными ощущениями у детей, чтобы обогатить их творческий процесс.

Слайд 19

Играйте! Развивайте! Творите!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]