Фрустрация — что это за состояние в психологии, с чем связана


Фрустрацией называют вполне знакомое всем чувство неудовлетворенности при невозможности достижения цели, удовлетворения актуальной потребности. Это эмоциональное состояние, проявляющееся сразу несколькими эмоциями: от гнева и злости до печали и тревоги, вины, досады. Главная опасность состояния фрустрации – деструктивное поведение (уход от реальности, вредные привычки и зависимости, асоциальное поведение).

Что такое фрустрация

Дословно фрустрация переводится как «обман, ложное ожидание». Это негативное состояние, вызванное невозможностью удовлетворения актуальных потребностей. Переживание и поведение человека определено и вызвано трудностями, которые он не может преодолеть на пути к цели или в процессе решения задач.

Проявления фрустрации носят индивидуальный характер. В число самых популярных реакций входят:

  • разочарование,
  • обида,
  • досада,
  • раздражение,
  • негодование,
  • отчаяние.

Ситуации, вызывающие состояние фрустрации, называют фрустрационными. Препятствия, затрудняющие достижение цели и вызывающие состояние фрустрации, называют фрустраторами или фрустрационными воздействиями. Эффект, который испытывает личность, пытаясь адаптироваться к фрустрационным условиям, принято называть фрустрационной напряженностью. Чем выше напряженность, тем сильнее активируются функции нейрогуморальной системы. Таким образом, чем больше напряжение (личности сложно адаптироваться), тем на больших мощностях работают психофизиологические резервы организма. Он постепенно истощается.

Определение

Слово соответствует понятиям «разочарование» и «неудовлетворение», но открывает их более глубокие характеристики.

Фрустрация в психологии — это:

  • чувство печали или раздражения из-за неспособности достичь цели или изменить ситуацию;
  • препятствование прогрессу, успеху или реализации планов;
  • хроническое состояние уязвимости или неудовлетворенности, которое вызывается неспособностью достичь поставленных целей;
  • негативное поведение, возникающее при блокировании мотивационных порывов;
  • неспособность завершить поведенческий процесс из-за отсутствия нужного стимула (наличие брачного партнера) или наличия физических барьеров.

Во всех случаях фрустрация сопровождается стрессом. Тяжесть состояния зависит от индивидуальных особенностей человека и спровоцировавших его факторов.

Теории фрустрации

Вопрос фрустрации до сих пор изучен не до конца. Предлагаю ознакомиться с наиболее популярными теориями, называющими основную защитную реакцию, сопровождающую фрустрацию.

Фрустрация – агрессия

Теория Д. Долларда. Согласно автору, если человек проявляет агрессию, то можно предположить о его фрустрации. Чем сильнее стремление к недостижимой цели, тем сильнее агрессия. Фрустрация тем сильнее, чем чаще повторяется и чем ниже толерантность к ней.

Фрустрация – регрессия

Теория К. Левина, Р. Баркера и Т. Дембо. Основной защитный механизм – регрессия, то есть личность воспроизводит ранее усвоенные модели поведения (откат к предшествующим возрастным периодам). Часто этот механизм сочетается с другими.

Фрустрация – фиксация

Теория Н. Майера. Активность человека теряет цель. Поведение становится бесцельным и повторяющимся. То есть человек фиксирует внимание на чем-то узком и не относящемся к цели, зацикливается на не относящихся к фрустрации вещах.

Причины фрустрации

Состояние фрустрации вызывают препятствия, мешающие активности, необходимой для достижения цели. Речь идет о запретах, физических и моральных препятствиях, противоречиях. Препятствия бывают:

  • физическими (арест);
  • биологическими (старение, болезнь);
  • психологическими (страх, недостаток знаний);
  • социально-культурными (нормы, табу общества).

Сильная мотивация достигнуть цели и весомые препятствия на пути – два главных условия фрустрации. В итоге человек либо активизирует все силы и ищет альтернативные пути достижения этой цели (не всегда рациональные, часто импульсивные), либо отказывается от цели (достигает ее частично или извращенным путем).

Самый простой и часто встречаемый вариант – аддиктивное (зависимое) поведение, но это неправильное реагирование. Аддиктивное поведение в ответ на фрустрацию может быть вариантом научения (родители подавали личный пример), компенсаторного поведения, неадекватной психологической защиты.

Факторы фрустрации

Среди негативных факторов, способных вызвать фрустрацию, принято выделять внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

  • межличностные конфликты, в том числе переходящие во внутриличностные (противоречие личного и социального);
  • неправильные условия воспитания или разрушающий стиль воспитания (предвестник конфликтов на почве дисгармонии личностных и общественных ценностей и ориентаций);
  • неудовлетворенность собой в работе или других сферах (неудовлетворенная потребность в самоактуализации, вызванная ощущением неполного раскрытия личностного потенциала или осознанием неверно выбранного пути).

Среди внутренних причин фрустрации значатся разного рода внутренние конфликты:

  • Наличие двух желанных целей, то есть человек выбирает между двумя положительными событиями. Но достичь одновременно он их не может. Какую бы потребность человек ни выбрал, он окажется в выигрыше и в состоянии легкой фрустрации одновременно.
  • Выбор наименьшего зла, то есть выбор из двух негативных ситуаций. Такой конфликт вызывает самую сильную фрустрацию, ведь человек в любом случае окажется в проигрыше. Нередко личность пытается избежать принятия решения, уходит от реальности. При невозможности бегства проявляет агрессию и гнев.
  • Выбор между положительной и отрицательной целью. Самый частый конфликт, так называемая борьба добра и зла (светлой и темной стороны души). Вызывает фрустрацию средней силы.

Дальнейшие исследования

В одном из исследований Уильямса было изучено влияние раздражения и разочарования в игре и оценивалось, как эти факторы связаны с личностной агрессией. В его исследовании были собраны данные о 150 студентах мужского колледжа. Исследование состояло из двух фаз. Первая фаза длилась 45 минут и подразумевала работу в большой группе. На этом этапе участникам было предложено заполнить серию вопросников, в которых оценивались их игровые привычки и агрессия. Второй этап состоял из сеанса «один на один» с каждым участником. На этом этапе участники играли в видеоигры и были привязаны к одному из четырех условий:

  1. С жестоким контентом в режиме низкой/средней сложности.
  2. С жестоким контентом в режиме постоянной фрустрации (высокая сложность).
  3. С ненасильственным содержанием в легком режиме сложности.
  4. С ненасильственным содержанием в режиме постоянно фрустрации, т. е. на высоком уровне сложности.

В рамках поддержания максимально фрустрирующих условий участники были проинформированы о том, что их баллы будут сопоставляться с другими участниками и что более высокая производительность будет вознаграждена подарочной картой в размере 100 долларов США. Затем участники заполнили анкету, аналогичную первой. В конечном итоге это исследование показало, что воздействие жестокого контента повлияло на агрессивные реакции участников при игре в видеоигры. Психолог также обнаружил, что общие примеры фрустрации от геймплея были столь же впечатляющими, как и от агрессивных реакций других участников. Современная геймерская культура потому и является прекрасной возможностью для людей собраться вместе, поиграть во что-нибудь и выплеснуть накопившиеся эмоции.

Предпосылки фрустрации

Фрустрация не наступает сразу, ей предшествуют несколько характерных этапов, благодаря которым можно заподозрить и предотвратить состояние фрустрации:

  • накопление неудовлетворения в результате повторяющихся неудач;
  • глубина неудовлетворения (зависит от выраженности потребности и частоты неудач);
  • эмоциональная возбудимость как индивидуально-личностная особенность (чем выраженнее, тем быстрее возникает фрустрация);
  • уровень притязаний и привычка к успеху (у людей с высокими требованиями и привыкших к успеху фрустрацию может вызвать даже незначительное препятствие);
  • этап, на котором появилось препятствие (если трудности возникают у самого финала деятельности, около цели, то фрустрация сильнее).

Методы диагностики

Существует несколько способов выявить эмоциональную фрустрацию у человека. Короткий опросник разработан В. Бойко, он содержит 12 пунктов, где за каждый начисляется балл.

Важно! Если итоговый результат больше 10 баллов, то у индивида высокая фрустрация, от 5 до 9 – высокий риск развития, меньше 5 – опасаться нечего.

Краткую диагностику предлагает Л. Вассерман. Она содержит 20 вопросов, на каждый отвечают от «полностью удовлетворён» до «не удовлетворён». Ответ оценивается от 0 до 4 баллов. Подсчитывается сумма и делится на 20. В итоге, если получился результат 3,5-4 балла, то высокая фрустрация, от 3,0-3,4 – среднее состояние, 2,5-2,9 – умеренное, 2,0-2,4 – слабое, все что ниже 1,9 не должно вызывать беспокойства.

При диагностике важно понимать, что фрустрация и депривация – это разные состояния. Они требуют различного подхода в коррекции. Есть более подробная диагностика у В. Бойко, которая позволяет определить накопленные эмоции.

Прострация и фрустрация – это тоже разные состояния. При прострации человек испытывает серьезное нервное истощение, в то время как фрустрация возникает при невозможности удовлетворить свои желания.

Фрустрационные эмоции (структура фрустрации)

Эмоции, которыми чаще всего сопровождается фрустрация, не всегда оценивают по достоинству. А ведь именно проявившиеся эмоции можно считать симптомами, признаками, указывающими на истинную причину фрустрации.

  • Обида. Возникает при ущемлении чувства достоинства человека, незаслуженном (по мнению личности) унижении. Например, при упреках, оскорблении, обмане, некорректных замечаниях и обвинениях. Обида может долго храниться в подсознании человека, истощая его. Или же заставлять сознательно разрабатывать план мести, проявлять агрессию.
  • Разочарование. Возникает в случае несбывшихся ожиданий. Это неудовлетворенность и неудовольствие из-за несбывшегося обещанного или ожидаемого события. Чем больше было обещано или чем сильнее и желаннее было ожидание, тем сильнее разочарование человека.
  • Досада. Это сожаление с привкусом злости, вызванное собственной неудачей или неудачей знакомых, значимой группы (например, футбольной команды).
  • Гнев. Негодование, возмущение, злость из-за собственного бессилия перед возникшими на пути препятствиями.
  • Ярость. Поведение, исполненное агрессии. Ярость бывает благородной (войны), конструктивной (дебаты), деструктивной (насилие, бессмысленная жестокость).
  • Печаль. Утрата чего-либо или кого-либо. Ощущение одиночества при утрате перспектив достижения цели или общения с человеком. Речь идет о чем угодно, личностно значимом.
  • Уныние. Состоит из чувства безысходности от невозможности достигнуть цели, скуки и печали, потери интереса ко всему происходящему. Унынием сопровождается осознание перспективы неблагоприятного исхода нынешнего процесса. Если же процесс уже закончился и прогноз подтвердился (человек потерпел неудачу), то возникает ощущение безнадеги, которое сопровождается другими эмоциями (разочарование, печаль, горе, отчаяние).

Таким образом, фрустрация – реакция на жизненные трудности, мешающие достижению желаемой цели. Она находит отражение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфере.

Этапы фрустрации

Фрустрация проявляется в несколько этапов. Для каждого из них характерны свои особенности поведения личности:

  1. На первом этапе поведение организовано и мотивосообразное.
  2. Человек начинает утрачивать самоконтроль. Произвольность слабеет, но еще не пропадает совсем. Теплится надежда на разрешение ситуации. Поведение мотивосообразное, но не целенаправленное (неорганизованное).
  3. На третьем этапе полностью утрачивается связь мотива и поведения. Отдельные действия еще наделены целью, но она не связана с первым мотивом (поведение не для чего-то, а вследствие чего-то).
  4. Четвертый этап характеризуется полной утратой самоконтроля. Личность даже не осознает бессмысленность, дезорганизованность и немотивированность собственного поведения.

Реакция на фрустрацию

Американский психолог и психотерапевт Саул Розенцвейг выделил 3 типа реагирования на фрустрацию:

  1. Экстрапунитивная (встречается в 50 % случаев). В человеке просыпается внутренний «подстрекатель», который побуждает искать виноватых во внешнем мире (люди и обстоятельства). В результате у личности возникает цель достигнуть желаемого любой ценой. Эмоциональный фон отличается упрямством, злостью, агрессией, досадой. Поведение становится ригидным, преобладают примитивные и ранее усвоенные формы поведения, например, детские капризы.
  2. Интрапунитивная (встречается в 27 % случаев). Человека сопровождает чувство вины, он обвиняет самого себя. Заканчивается это аутоагрессией (агрессия, направленная на самого себя). Эмоциональный фон и поведение отличается замкнутостью, тревожностью, молчаливостью. Человек возвращается к примитивным формам, снижает уровень притязаний, ограничивает себя в активности и удовлетворении желаемых потребностей («Ты даже этого не смог добиться, ты вообще ничего не заслуживаешь»).
  3. Импунитивная (встречается в 23 % случаев). Человек не винит никого, он принимает случившееся. При этом понимает, что все решаемо, это лишь вопрос времени и сил. Неудачи неизбежны, но их можно и нужно преодолеть.

В ходе изучения феномена фрустрации были выявлены некоторые особенности реагирования в зависимости от пола и особенностей нервной системы:

  • Мужчины чаще реагируют экстрапунитивно, а женщины интрапунитивно.
  • Люди с сильным типом нервной системы реагируют экстрапунитивно, люди со слабым темпераментом – интрапунитивно.
  • Люди с высоким уровнем интеллекта чаще реагируют импунитивно и интрапунитивно.
  • Экстраверты, эмоциональные и тревожные личности реагируют экстрапунитивно, интроверты со средним уровнем тревожности реагируют интрапунитивно, интроверты с высоким уровнем тревожности – тоже интрапунитивно, но не всегда.

Таким образом, можно выделить следующие виды реагирования на фрустрацию:

  • чрезмерная, хаотичная и бесцельная активность (возбуждение);
  • апатия (безделье, пассивность);
  • агрессия и деструкция (самая частая реакция);
  • стереотипное поведение;
  • механизмы защиты.

Защитные механизмы бывают:

  • адекватными и неадекватными (продуктивные и деструктивные для личности, ее развития);
  • прямыми и косвенными (на фрустрационную ситуацию и ее объекты или на объекты, выходящие за пределы ситуации);
  • защитными и персеверативными (помогают личности достичь целостности или стереотипные действия, не приводящие к успеху);
  • специфическими и неспецифическими (защитные или персеверативные реакции, соответствующие ситуации или реакции обобщенного характера, например, усталость).

Формы

В психологии существует 3 формы фрустрации. Первая — экстрапунитивная. Что это такое? Это состояние, когда человек считает, что в его неудачах виноваты обстоятельства и окружающие люди. Он проявляет к ним агрессию и при этом все же стремится к достижению своей цели. Добиться желаемого не получается, следовательно, агрессия, равно как и фрустрация в целом, усиливается.

Вторая форма носит название интрапунитивной. Она означает, что человек концентрируется на себе как на причине провала. Он становится замкнутым, подавленным, испытывает тревогу. К этим негативным эмоциям добавляется утрата смысла жизни и полная апатия. Индивид не может выполнять даже простые бытовые действия, в частности, следить за домом и самим собой.

И, наконец, третья форма фрустрации — импунитивная. Человек проявляет к трудностям на своем пути полнейшее равнодушие либо же считает их судьбой, предопределением. Он никого не винит в неудачах, а просто отказывается от желаний и потребностей или переключается на что-то другое.

Популярные механизмы защиты

Среди механизмов психологической защиты при фрустрации чаще всего используется отступление, агрессия, компромисс и замещение. Предлагаю рассмотреть подробнее формы каждого из них.

Отступление

Отступление имеет разные формы:

  1. Самый популярный вариант представить с помощью воображения достижение цели. В своем воображении человек достойно преодолевает все преграды, что сглаживает негативные переживания в реальной жизни. Иногда может происходить бессознательно, выражаясь снами.
  2. Еще один популярный вариант отступления – номадизм. Чаще всего речь идет о переезде из одного города в другой, частой смене места локации. Реже – другие внешние изменения, не решающие внутренних проблем.
  3. Регрессия. Человек возвращается к детскому поведению. Это может продолжаться до тех пор, пока такие реакции не войдут в непримиримое противоречие с реальностью.
  4. Вытеснение. Человек со временем действительно забывает неприятные события, эмоции.
  5. Избегание. Человек как может и сколько может избегает трудных ситуаций, ответственных заданий, конфликтов.

Агрессия

Агрессия дает о себе знать во всех формах и видах. Личностью овладевает потребность устранить напряжение, вызванное определенными условиями. В итоге поведение становится направлено:

  • на наказание обидчика;
  • устранение его из жизни личности;
  • унижение обидчика или причинение ему вреда;
  • сохранение любым способом чувства собственного достоинства.

Реакция агрессии включает месть (в том числе неадекватную, например, причинение вреда близким людям объекта мести), аффективное поведение (обидчивость, негативизм, упрямство, эмоциональная неустойчивость), жалобу (поиск сопереживания и поддержки в конфликтной ситуации). В редких случаях агрессия принимает внутреннюю направленность. Тогда отмечается чрезмерная самокритика, самоунижение, аддиктивное поведение, суицидальные наклонности.

Выбор формы агрессии (вербальная или физическая, прямая или косвенная) зависит от опыта личности, воспитания, внешних условий. При определенных обстоятельствах человек способен контролировать агрессию и перевести ее хотя бы в косвенную.

Чаще всего отмечается вариант косвенной агрессии с замещением объекта. Проще говоря, фрустрированная личность находит «козла отпущения». Второй по популярности вариант – самоутверждение за счет неудач других людей, самооправдание путем сравнения с теми, у кого жизнь сложилась еще хуже.

Компромисс и замещение

Под этим подразумевается формирование противоположных реакций желаемым потребностям. Например, так появляются нравоучители и моралисты, борцы за нравственность. На самом деле это реакция на невозможность самим следовать тому поведению, которое они из-за этой невозможности порицают.

Второй вариант замещения – проекция, которая проявляется подозрительностью. Человек приписывает другим людям те качества и особенности поведения, которым не может, но хочет следовать.

К компромиссным формам также относится сублимация, рационализация. Подробнее об этом читайте в статье «Механизмы психологической защиты личности».

Применение в психологии

В психотерапии специалист может намеренно вызывать фрустрацию у человека. Это нужно для того, чтобы показать ему проблему с истинными потребностями. Подобное состояние часто приводит за собой освобождение негативных эмоций.

Например, на приеме клиент говорит, что его раздражает мать. Психотерапевт предлагает сыграть роль матери. Вместе они разыгрывают ситуацию конфликта, и специалист намеренно провоцирует клиента. В итоге тот показывает агрессию и другие плохие эмоции. С помощью фрустрации удается высвободить скрытые чувства и заняться достижением реальных целей.


Подобные техники достаточно травматичны и должны применяться только опытными людьми

Фрустрация – это естественная реакция со стороны психики. Важно, чтобы она не затягивалась.

Преодоление фрустрации

  1. Чтобы адекватно пережить состояние фрустрации, нужно особое внимание уделить ему вначале, когда фрустрация только-только стала заметна. Именно в этот момент человек совершает необдуманные, хаотичные, бессмысленные поступки – как направленные на достижение первичной цели, так и далекие от нее. Главное, пережить агрессию и депрессию, унять эти настроения в себе. Для этого подойдут техники саморегуляции.
  2. Второй шаг – замена первичной цели на альтернативную, но более доступную. Или рассмотрение причин неудачи и составление плана по их преодолению. Лучше сначала провести анализ ситуации. Если выясняется, что преодолеть трудность действительно нельзя (слишком много объективных факторов, не зависящих от личности), то рекомендуется выбрать другую цель или отсрочить достижение прежней, если внешние условия могут измениться со временем.

Состояние фрустрации заставляет чувствовать себя неполноценным. В ответ на это человек, как правило, реагирует защитными механизмами или чрезмерной активностью (гиперкомпенсация). Возможен и третий вариант – сознательное преодоление травмирующей ситуации.

Особенности фрустрационного поведения описываются через мотивосообразность и организованность. Первый фактор предполагает осмысленную и перспективную связь поведения и мотива (потребности), провоцирующего фрустрацию. Организованность поведения предполагает наделение его хоть какой-то целью, не обязательно ведущей к удовлетворению первичного мотива, вызвавшего фрустрационную ситуацию. Сочетание этих параметров и обуславливает характер поведения. Например, оно может быть мотивосообразным и организованным или мотивосообразным, но не организованным и так далее.

Способы коррекции

Для того чтобы понимать, что такое фрустрация, необязательно знать определение. Достаточно представлять особенности этого состояния. Оно опасно при затяжном характере. Специалисты выделяют несколько способов избавления.

Замена средств

Иногда человеку мешает достичь цели неправильная дорога. В таком случае ему нужно проанализировать свое поведение и подумать над тем, правильный ли путь он избрал.


Полезно разработать последовательный план действий

Не всегда можно достичь успеха с первого раза, это нормально. Нужно вовремя уметь остановиться и подумать над своими действиями.

Замена цели

Иногда человек неправильно оценивает последовательность работы. В таком случае он сразу ставит перед собой недостижимый уровень цели. Поэтому нужно подумать над этапами и последовательностью действий, после чего поставить цель попроще.

Простой пример – человек занялся спортом и через год хочет попасть на Олимпиаду. Это невозможно сделать, но можно поставить цель в виде получения разряда.

Переоценка ситуации

Понятие «фрустрация» рассматривается в психологии с точки зрения неудовлетворённости. Но не всегда человек понимает, где его желания, а где навязанные обществом. Поэтому важно уметь размышлять и разделять истинные потребности и ложные. Если цель навязана обществом, но сам индивид не нуждается в ней, то нет смысла говорить о неудовлетворённости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]