Что такое демонстративный тип личности
Это такой психотип, обладателю которого присущ артистизм, эмоциональная живость, подвижность. Такой человек постоянно стремится находиться в центре внимания. Ему очень важно, чтобы окружающие замечали его, восхищались им. Для привлечения внимания индивид нередко фантазирует и приукрашивает события своей жизни.
Люди с демонстративным типом личности склонны ко лжи. При этом они и сами могут верить в то, что говорят. Если человек осознает свою ложь, то серьезно к ней не относится и не считает ее чем-то плохим.
Демонстративные личности обожают находиться в центре внимания и очень обижаются, когда окружающие не замечают их. Чтобы показать свою значимость и исключительность, они часто совершают экстравагантные поступки. Отличительными чертами их характера являются эгоцентризм, экспрессия, повышенная эмоциональность, театральность поведения, поверхностность чувств.
Практически каждый человек в какой-то определенной ситуации ведет себя демонстративно, и это нормально. Однако если такое поведение становится отличительной особенностью и визитной карточкой человека, то речь идет об акцентуации характера.
Акцентуацией в психологии называют чрезмерное развитие определенной черты (или совокупности черт) характера. Акцентуация считается промежуточным звеном между нормой и патологией. Акцентуированные люди не считаются психически ненормальными, однако у них наблюдается дисгармоничное развитие личности.
СЕНЗИТИВНЫЙ ТИП
Основные признаки: повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Подростков этого типа отличают чрезмерная чувствительность и высокие моральные требования к себе. В детстве они пугливы, стараются избегать чрезмерно подвижных игр, предпочтение отдают тихим играм или играм с малышами, очень замкнуты среди посторонних. Чрезвычайно привязаны к родным. У них рано формируется чувство долга, поэтому учатся они очень старательно, но побаиваются контрольных.
Сильные стороны
: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны.
Слабые стороны
: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоуничижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. Внутренняя неуверенность в себе может компенсироваться внешней бравадой.
Конфликтные ситуации
:
· насмешки или подозрения в неблаговидных поступках;
· недоброжелательное внимание или публичные обвинения.
Рекомендации:
Основной целью педагогической помощи является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности.
Нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно сильна. Поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности.
12 стр., 5854 слов
Гендерные особенности преодоления трудных жизненных ситуаций подростками 2
… обобщение опыта исследования гендерных особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций подростками; анкетирование, сравнительный анализ результатов авторского исследования. Методики … подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию обусловленная психологией развития будет отражаться способах совладания с нею, а именно: мальчики, как более способные к расширению социальных контактов, …
Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно. Но вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым. Создавать ситуации, стимулирующие убежденность подростка в том, что он нужен другим.
Необходимо дозировать нагрузки, поскольку дети с этим складом личности подвержены астенизации. Желательно оберегать от чрезмерно сильных впечатлений.
При общении противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой.
Предпочитаемая деятельность: работа, не требующая широкого круга общения.
Демонстративное поведение у детей
В процессе взросления у ребенка формируется тот или иной тип личности и поведения. Личностное развитие обуславливается воспитанием и примером, который показывают окружающие люди. Недостаток или избыток любви, заботы и внимания со стороны родителей оказывают существенное влияние на психическое развитие малыша. Завышенная или заниженная самооценка сказывается на его поведении.
Демонстративное поведение чаще всего наблюдается у избалованных, капризных детей, которые любой ценой стремятся добиться желаемого. Очень часто источником появления демонстративности в поведении ребенка являются:
- желание привлечь к себе внимание;
- потребность в самоутверждении;
- реакция на полученную психологическую травму;
- протест против чего-либо.
Демонстративный тип поведения характерен для детей, родители которых оказывают на них слишком большое давление и при этом не уделяют достаточно внимания, не проявляют должной заботы. Таким образом малыш стремится получить внимание, которого ему недостает в семье.
К пяти годам у детей существенно увеличивается потребность в уважении и признании. Малыши начинают активно сравнивать себя с другими детьми. Однако в силу возраста они не могут адекватно оценивать себя и окружающих, поэтому их мнение о самих себе часто не совпадает с мнением других детей. У них появляется желание любыми способами доказать свою значимость. И часто самым действенным способом становится именно демонстративное поведение.
Дети с демонстративным типом личности очень общительны, они легко заводят знакомства. При этом ребенка не особо интересует сам собеседник. Для него он выступает лишь в качестве объекта, которому он демонстрирует себя. Такой ребенок нуждается не в близком общении, а в восхищении. Если малыш не находит должного внимания со стороны окружающих, он начинает вести себя агрессивно.
Агрессия необязательно бывает физической, часто она имеет словесное выражение. Демонстративный ребенок замечает и запоминает промахи других людей и при случае напоминает о них, стараясь выставить себя в лучшем свете. Он часто сравнивает себя с другими людьми, пытаясь показать, что он лучше, умнее, красивее и т. д. Иногда дети перерастают такое поведение самостоятельно, а иногда им требуется психологическая коррекция.
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Основные признаки: Главная черта лабильного типа — резкая смена настроений в зависимости от ситуации. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Лабильные подростки — «люди настроения» и от настроения у них все зависит. Лабильному типу свойственна преданная дружба, от друга они ждут понимания и способности выслушать их, когда им хочется «поплакаться в жилетку». Друг у таких детей обычно бывает один. Похвала таким детям совершенно не вредна, — она не приводит к заносчивости. Велика потребность в сопереживании.
Сильные стороны
: общительность, добродушие, чуткость и привязанность, искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого настроения).
Слабые стороны
: раздражительность, вспыльчивость, ослабленный самоконтроль, склонность к конфликтам (в периоды подавленного настроения).
Конфликтные ситуации:
ситуации сильной конкурентности;
ситуации ущемления чувства собственного достоинства;
ситуации полной дисгармонии его настроению (всем весело, а он в это время страдает);
ситуации угрозы наказания, страха перед чем-либо или кем-либо;
эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей,
15 стр., 7171 слов
Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, …
… Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, … с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Социальная ситуация развития – это особое положение подростка в системе принятых в данном …
утрата близких или разлука с теми, к кому привязан.
Рекомендации
:
Так как ярко выражена потребность в сочувствии и сопереживании, то желательно соответствующее эмпатийное поведение педагога. Как правило, проявлением эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сопереживания можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и усилиями.
Как правило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому установлению доверительных отношений с подростком, но следует учитывать чрезвычайную эмоциональную чувствительность ребенка, и вследствие этого, высокую изменчивость настроения.
Установление контакта возможно, если подросток видит доброжелательное отношение к себе, находит сочувствие. Обычно вслед за эмоциональным реагированием наступает душевное расслабление, в таком состоянии ребенок становится доступным для продуктивного контакта.
Особое внимание необходимо уделять их взаимоотношениям со сверстниками. Следует учитывать, что для него важны эмоциональная поддержка, сопереживание окружающих.
Лабильный подросток легко выходит из подавленного состояния при ободрении, утешении и появлении приятной перспективы (пусть не всегда реальной).
Предпочитаемая деятельность: творческие занятия, сфера искусства, профессии, связанные с близостью к природе, медицина, воспитание и обучение.
Демонстративное поведение у подростков
Подростковый возраст – сложный период в становлении личности. К этому времени у индивида уже сформированы основные черты характера, но зрелой личностью он пока еще не является. Подростки так же, как и дети, нуждаются во внимании со стороны окружающих. Причем для демонстративных личностей неважно, каким будет это внимание – позитивным или негативным. Они не терпят равнодушия, поэтому даже негативные эмоции со стороны других людей вызывают у них удовлетворение.
Причины демонстративности у подростков:
- воспитание в неблагополучной семье;
- нехватка внимания со стороны родителей;
- желание выделиться среди сверстников;
- потребность в уважении и принятии;
- желание выразить протест.
Подростки часто стремятся выделиться среди сверстников, чтобы заслужить их авторитет, уважение и восхищение. То, какими способами подросток делает это, во многом зависит от среды, в которой он находится. В благоприятном окружении индивид старается продемонстрировать свои лучшие качества – успеваемость в учебе или спорте, активное участие в школьной жизни. В неблагоприятной среде подросток может начать проявлять негативные стороны свое личности – грубить, хамить, унижать тех, кто слабее его, нарушать дисциплину, получая отрицательную характеристику со стороны учителей.
Некоторые личности стремятся привлечь к себе внимание, занимая позицию жертвы. Они постоянно рассказывают о несчастьях, которые с ними случаются, о своей тяжелой жизни. Этим они вызывают сочувствие и сострадание со стороны окружающих, тем самым удовлетворяя свою потребность во внимании.
Некоторым подросткам свойственно демонстративно-шантажное суицидальное поведение, при котором они угрожают самоубийством, чтобы добиться желаемого или просто получить внимание со стороны взрослых. Источником такого поведения является неблагоприятная обстановка в семье, отсутствие эмоционального контакта с родителями. Профилактика суицидального поведения очень важна для здорового развития личности.
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Основные признаки
: Главными чертами психастенического типа являются высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу и постоянным сомнениям, тенденция к образованию ритуальных действий. В детстве робкие, пугливые, склонные к рассуждательству. В подростковом возрасте у них проявляется нерешительность, тревожная мнительность. Принять решение или сделать выбор — это для них самая трудная задача, причем даже после принятия решения вновь следуют долгие сомнения и раздумывания о правильности сделанного выбора. Люди этого типа — прирожденные пессимисты, опасающиеся будущего и ожидающие неудач. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы.
13 стр., 6026 слов
Психологическая структура совместной деятельности. Это я не нашла: …
… счет участия в коллективной деятельности. С одной стороны, особенности совместно-творческого типа деятельности дают возможность каждому участнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, … разрабатывать способы достижения цели и способны эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкурентности. Такого рода технологии характерны для современных наукоемких …
Сильные стороны
: дисциплинированность, исполнительность, аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность.
Слабые стороны
: чувствительность к различного рода испытаниям, нерешительность, безынициативность, склонность к бесконечным рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей и опасений.
Конфликтные ситуации:
· ситуации, когда необходимо принять самостоятельные решения;
· ситуации быстрого переключения с одного занятия на другое;
· ситуации выполнения заданий без четких указаний и инструкций;
· ситуации сильного беспокойства или страха;
· ситуации критики самого подростка или его поведения;
· ситуации длительных физических или психологических перегрузок.
Демонстративное поведение у взрослых
Взрослые, ведущие себя таким образом, стремятся показать свою значимость, внешнюю привлекательность или высокий социальный статус. Их демонстративное поведение может проявляться в показе своих знаний, навыков или же в покупке дорогих вещей (одежды, украшений, гаджетов, автомобилей).
Такие люди ведут себя неестественно, они играют, как актеры, стремясь всеми силами привлечь к себе внимание окружающих. Распознать человека с демонстративным типом личности можно по следующим признакам и особенностям поведения:
- склонности ко лжи и фантазированию, приукрашиванию своих достижений и событий своей жизни;
- умалчиванию негативных моментов жизни;
- стремлению постоянно находиться в центре внимания;
- желанию постоянно получать похвалу, восхищение от окружающих;
- эмоциональной лабильности, частым перепадам настроения;
- конфликтности, желанию отстаивать свою правоту любыми способами;
- самоуверенности, тщеславию, желанию во всем быть первым и лучшим;
- повышенной эмоциональности, принятию решений на основе эмоций, а не логического анализа;
- экстравагантному поведению на людях;
- умению приспосабливаться к любой ситуации;
- завышенной самооценке, отсутствию самокритичности;
- инфантильности;
- стремлению манипулировать другими людьми для получения личной выгоды;
- умению выгораживать себя в любых ситуациях;
- отсутствию чувства вины за свои поступки;
- поверхностности чувств, нежеланию заниматься самоанализом и самопознанием.
ШИЗОИДНЫЙ ТИП
Основные признаки
: отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющиеся в отсутствии сопереживания, трудностях установления эмоциональных контактов; недостаток интуиции в процессе общения.
Шизоидные черты проявляются раньше других — с раннего возраста такие дети предпочитают играть в одиночестве. Они тянутся к взрослым, где легче молчать и как бы оставаться наедине с собой.
В подростковом возрасте у таких детей есть трудности с развитием эмпатии (сопереживание чужим радостям и печалям), они не умеют вступать в неформальные контакты, их внутренний мир остается закрытым и непонятным для окружающих. Подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному для него распорядку жизни и режиму, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.
Сильные стороны
: серьезность, несуетливость, немногословие, устойчивость интересов и постоянство занятий.
Слабые стороны
: замкнутость, холодность, излишняя рассудочность.
Конфликтные ситуации
:
· установление неформальных эмоциональных контактов,
· насильственное вторжение посторонних в его внутренний мир;
· критика его образа жизни, его «системы».
Рекомендации:
Установление контакта представляет значительную трудность. Подросток часто совершенно не выносит попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости.
В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни класса, школы и он обсуждается с ребенком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и подростка. Основным признаком установления контакта служит момент, когда ребенок начинает говорить сам, по своей инициативе, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как, чем больше он говорит, тем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.
Для развития коммуникативных способностей подростка необходимо включать его в различные групповые и коллективные формы деятельности.
Примеры похожих учебных работ
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от ЧС социального характера
… признаку различают социальные опасности характерные для детей, молодежи, женщин, мужчин, пожилых людей 4. По организации социальные опасности могут быть случайными и преднамеренными. Чрезвычайная ситуация социального характера … — необходимо … со стороны …
Творческий характер деятельности преподавателя вуза
… Для описания творческого характера педагогической деятельности Коджаспирова считает наиболее … увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, … руководствуется в своей деятельности исследователь: анализ педагогической ситуации (диагноз) — …
Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного …
… Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера и тенденция роста количества и масштабов … осуществляется учреждением, на базе которого созданы ББР. Основная задача бригад — оказание экстренной медицинской …
Особенности чрезвычайных ситуаций социального характера
… Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни. Правила защиты от мошенников. Предупреждение чрезвычайной ситуации социального характера … то необходимо защитить … в сторону … когда сильному волевому …
Особенности социальной ситуации развития.Учебная деятельность как ведущая деятельность.
… 2.Учебная деятельность как ведущая деятельность Учебная деятельность становится … ситуации развития Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, необходимо …
Как общаться с демонстративными личностями
С людьми такого психотипа нужно уметь правильно общаться. В этом помогут советы психологов.
- Выработайте нейтральное отношение к стремлению вашего оппонента показать, продемонстрировать себя. Не выказывайте эмоций по этому поводу, не акцентируйте внимание на его поведении, не ищите способы преодоления такого поведения у человека.
- Даже если вы знаете, что человек врет и приукрашивает свои достижения, не разоблачайте его публично. Этим вы только обидите собеседника, вставив его лгуном и фантазером.
- Поскольку демонстративные люди любят фантазировать и преувеличивать, доверять им не стоит. Не воспринимайте все сказанное ими всерьез, старайтесь проверять полученную информацию.
В умеренном виде эта акцентуация характера не причиняет вреда ни самому человеку, ни людям, окружающим его. Общаясь с демонстративной личностью, нужно просто учитывать особенности ее характера, чтобы не испытывать разочарований или негативных эмоций.
Рекомендации.
Педагогическая помощь этому направлена на преодоление чувства нерешительности, иногда даже неполноценности, закомплексованности. Необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно осложняют его жизнь. Поэтому при общении не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу ребенка. Необходимо обеспечить ребенку ощущение успеха. Сравнивать его нужно только с ним самим и хвалить за улучшение его собственных результатов.
Благоприятными являются ситуации спокойной, заранее регламентированной работы, когда нет необходимости самостоятельно принимать ответственные решения. Однако следует поощрять решительные высказывания подростка, готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними. Чаще хвалить за успехи, предоставлять возможность больше заниматься любимым делом.
Предпочитаемая деятельность: индивидуальные виды деятельности; не рекомендуются руководящие должности, профессии, связанные с большой ответственностью.
Характеристика
- Напоминает ребенка с завышенной самооценкой.
- Мир видит позитивным, не ощущает каких-либо угроз.
- Такой человек не видит никаких преград на своем пути.
- Его не беспокоят прошлые ошибки. Он может неоднократно совершать одни и те же неправильные действия.
- Отсутствует чувство тревоги.
- Часто имеет место инфантильность.
- Такие люди могут быть ленивыми.
- Не исключены манипуляторские способности и импульсивность.
- Отсутствует чувство вины.
- Самой позитивной чертой таких людей являются артистические способности, умение быстро приспосабливаться и уравновешивать отношения.
В профессиональной сфере
Если рассматривать профессионально-поведенческий уровень, то характерны следующие признаки:
- тонкая чувствительность внутреннего настроения людей, ощущение коллектива,
- карьеристские стремления и снобизм,
- умение приспосабливаться,
- способность вызывать к себе симпатию,
- попытки выгораживать себя,
- нечестность натуры, ее двойственность,
- отсутствие самокритичности,
- непосредственное поведение,
- артистизм,
- тщеславие,
- стремление всегда быть в центре, концентрировать на себе внимание,
- отсутствие планирования,
- одномоментное поведение,
- жалостливое отношение к себе , попытка самооправдаться.
У такого человека часто может возникать ощущение того, что к нему несправедливо относятся, незаслуженно наказывают.