Межличностные отношения. Общее понятие о группах и коллективах статья по психологии на тему


Определение, что такое коллектив

Общепринятое определение группы пришло из математики. Георг Кантон ввел понятие «множества», на которое опирается «группа». Множество – совокупность элементов, которые имеют что-то общее. Поэтому понятие «группа» или «коллектив» можно обозначить так: совокупность людей, которые связаны между собой какими-либо интересами, общественными отношениями.

Коллектив– это в психологии совокупность людей, которые соединены общими интересами, убеждениями, групповым сознанием, связаны общей работой. Такое определение дает доктор медицинских наук, психиатр и автор «Большой энциклопедии по психиатрии» Жмуров В.А.


Что такое понятие коллектив в психологии.

Автор словаря по конфликтологии Давлетчина С. Б. дает схожее определение данного понятия, но с уточнениями: социальная группа людей, которые являются психологически зрелыми, между ними сложились хорошие отношения. Таки люди работают друг с другом эффективно.

В «Прикладных аспектах современной психологии» по Н.И. Конюхову, коллектив – это общность людей. Их личные взаимодействия значимы для совместной деятельности.

Сам А.С. Макаренко отмечал, что понятие коллектива – это не про вопросы дружбы, или соседства, а про зависимую ответственность.

Виды

Коллектив в первую очередь можно поделить на 2 вида: гомогенный и гетерогенный. Группы первого вида схожи по какому-либо признаку. А гетерогенные группы включают в себя разные слои общества.

По каким признакам могут быть сходства и отличия в гомогенных и гетерогенных коллективах:

  • Пол.
  • Возраст.
  • Профессия.
  • Интересы.
  • Уровень образования.

Неоднородный по своему составу коллектив намного лучше справляется с критическими задачами, которые требуют неординарных решений. Часто для одного коллектива предъявляется пласт требований, которые не сходятся друг с другом. Поэтому группа должна включать людей с разными способностями.

Однородный коллектив хорошо справляется с текущими простыми задачами, которые не требуют взгляда с разных сторон. Люди в таких коллективах лучше понимают друг друга, потому что они похожи по какому-либо признаку. Но по той же причине в таких коллективах в разы выше конкуренция. Коллективы можно классифицировать не только по однородности.

По структуре

Группы людей можно поделить, опираясь на их интересы, взгляды, цели.

Виды коллективов по внутренней структуре:

  • Политические (люди соединяются в сообщества, исходя из своих взглядов на государство и на мир в целом).
  • Функциональные (люди объединяются в группу, в которой они распределяют обязанности).
  • Социально-демофграфические (люди делятся на группы в зависимости от их статуса, социального положения, культуры, пола, возраста).
  • Социально-психологические (такие общества создаются на основе взаимной симпатии ее членов).
  • Поведенческие (люди сходят в сообщества, исходя из своего уровня активности).
  • Мотивационные (у людей одной группы есть общая цель, к которой они быстрее придут, работая сообща).

По статусу

Коллектив– это в психологии официальные и неофициальные группы. Их главное отличие в том, что официальный коллектив связан официальной бумагой, которая имеет юридическую силу. Это может быть договор, устав, или инструкция. Люди иногда вынуждены контактировать с людьми из своего коллектива, потому что они связаны правовыми обязанностями.

Второй вид коллективов основывается на устной договоренности, общем интересе людей. У них есть взаимное желание работать друг с другом. Плюс официального коллектива в том, что его члены более дисциплинированы, так как связаны юридическими обязанностями, которые прописаны на бумаге. Для неофициальных коллективов важно установить четкие правила, распределить обязанности. Плюсом таких коллективов будет естественное желание работать без принуждения, как это бывает в официальных.

По внутренним связям

Общения в коллективах можно поделить на формальное и неформальное. Первый вид заключается в том, что члены группы взаимодействуют из-за официального распределения. Формальное общение чаще закладывается в официальных коллективах. Сюда можно привести пример офисного работника. Он обязан работать в официальном коллективе, так как связан с ним трудовым договором.

Присоединяясь к группе людей, он обязан контактировать, работать с ними, так как привязан формально. Неформальные связи выстраиваются спонтанно по желанию, общим целям людей в коллективе. Формальные и неформальные связи могут соединяться.

По размеру

Простая классификация делит коллективы на большие и маленькие.

Чем отличаются большие и маленькие коллективы:

Маленькая группа людейБольшая группа людей
Люди хорошо знают друг друга.Отдаленность участников друг от друга
Усложнение решения задач из-за близких эмоциональных связей. Часто несколько людей выполняют одну и ту же задачу.Каждый выполняет свои обязанности, не отвлекаясь на личные отношения к участникам.
Часто происходит деление на подругруппы, в которых уже зарождаются личные более тесные взаимоотношения.
Без ущерба для работоспособности нельзя заменить участника. Часто при уходе одного человека, распадается весь коллектив. Коллективы из 3 человек часто вытесняют третьего человека.Из-за большого количества людей сложно организовать самоуправление.

По функциями

Коллектив– это в психологии группы людей, который отличаются по своим функциям. Классификация по функциям делит коллективы на 2 вида. В первой группе люди стремятся какой-то общей цели, выполняют определенные задачи. Целью второй группы является налаживание личных отношений и само общение между людьми.

Такие коллективы можно по-другому назвать «общество по интересам».

Значение и роль

Есть 3 возможных исхода взаимодействия человека и коллектива:

  • Человек подчиняется коллективу. Такое происходит формально или на практике.
  • Коллектив подчиняется человеку. Здесь под сомнение ставятся существующие лидеры группы. Большая вероятность изменения внутренней структуры коллектива. Пересмотр взглядов.
  • Гармония между коллективом и личностью. Оптимальный вариант взаимодействия. Но такое случае только, если личность разделяет взгляды всей группы людей, преследует те же цели.

В сформированных больших группах часто возникают неформальные связи. Они основываются на взаимном интересе. Образуются микрогруппы. Они могут влиять на коллектив в целом. Могут изменить его структуру, обеспечить мотивацию к выполнению цели, или изменение конечной цели. Такая группа может положительно влиять на мнение о коллективе в целом, так и наоборот.

Если микрогруппы становятся авторитетными, они положительно влияют на личностный рост всех его участников. Однако, если такая подгруппа создает условия для противостояния, то личностный рост может замедляться. Коллектив, даже большой, может ликвидироваться за счет воздействия авторитетного сообщества людей внутри него.

Функционирование коллектива возможно по 2 негласным законам:

  • Сохранение достоинства, социального статуса каждого участника.
  • Все недостатки компенсируются работоспособностью, опытом, приобретением навыков.

Существует 2 способа воплощения данных законов коллектива:

  • Положительный. Сюда входит активная работа, дисциплина, самоуправление, разделение ролей.
  • Негативный. Сюда входят интриги, сплетни, лицемерие, подхалимство.

Функции коллектива

В отношении саморазвития личности можно выделить несколько функций коллектива, которые помогают в этом:

  • Удовлетворение потребности общения личности. Человек чувствует себя необходимым для выполнения общей цели. Ощущается групповая принадлежность.
  • Коллектив дает ощущение защищенности, группа людей создает атмосферу поддержки для каждого участника.
  • У личности появляется призвание.

Коллектив помогает личности взглянуть на себя иначе. Это пересмотр ценностей и интересов. Появляются новые знакомства, которые помогают выйти на новый уровень. Психологическую связь между коллективом и личностью нельзя отрицать. Также в коллективе существует своя система контроля. Такая система создает структуру внутри группы.

Появляется дисциплина. Каким путем осуществляется контроль:

  • Мотивация.
  • Убеждение.
  • Наказание.
  • Запрет.

Развитие всего коллектива, так и личностей, состоящих в нем, напрямую зависит от лидера. Его деятельность – вектор, по которому двигаются остальные участники.

Этапы адаптации

Существует 5 этапов адаптации личности в коллективе. Их выделили американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис.

Этапы адаптации участников коллектива:

  1. Притирка. Данный этап заключается в отстраненности нового участника. Искренние мотивы, желания, чувства маскируются. Участники стараются узнать заинтересованность других людей, но не вслушиваются друг к другу.
  2. Ближний бой. Каждый из участников в процессе деятельности коллектива «срывает маску» — появляются искренние эмоции, проявляется индивидуальность. Заметны претенденты на лидерство, постепенно распределяются роли в коллективе. Появляются противоречия, возможно конфликты.
  3. Совершенствование. Участники коллектива учатся взаимодействовать друг с другом. Установлены роли в группе. Определены лидеры. Создана структура. Коллектив объединяется в общей цели. Каждого участника заботит эта цель, а не своя собственная. Появляется возможность улучшения деятельности коллектива.
  4. Результат. Появляются плоды от совместной деятельности. Все участники действуют, как одно целое. Появляется гордость за результат.
  5. Зрелость. Отличительной чертой зрелого коллектива является решение конфликтов в нейтральной спокойной обстановке. Цели всего коллектива полностью совпадают с целями его участников.

Развитие личности

Психология людей в коллективе неизменно приводит к развитию индивида, которое имеет место при прохождении им трех этапов:

  1. Адаптация. Новый работник осваивает нормы коллектива, особенности поведения и ценности его участников.
  2. Индивидуализация. На этом этапе неизбежно возникновение личного и общего. Человеком начинается поиск путей для самовыражения.
  3. Интеграция. Происходит обострение социального и индивидуального. Личность начинает демонстрировать себя. Коллектив же принимает или нет все недостатки и достоинства нового работника.

Противоречия, возникающие в процессе интеграции, успешно разрешаются не всегда. Если подобное происходит, то человек становится дезадаптированным, изолированным и изгнанным из коллектива. В некоторых случаях он сам добровольно покидает его. При этом стадия интеграции заменяется дезинтеграцией.

Психологические теории и школы

Так как А.С. Макаренко считается одним из четырех всемирно известных специалистов, которые сформировали педагогическое мышление еще в 20 веке, его теория о коллективах считается самой известной. Принципы педагогического подхода по Макаренко частично используются до сих пор.

Его теория применима в основном для людей с девиацией, но также она подходит и для трудовых коллективов.

По мнению Макаренко, не любая группа людей может стать коллективом.

По его теории общность проходит этапы, которые создают коллектив:

  1. Сначала происходит сплочение людей. За данный этап отвечает руководитель этой группы людей, выбранный лидер. Группа на данный момент носит только формальный характер, люди друг друга не знают, не могут организовать свою деятельность. Задачей организатора (руководителя) является сплочение людей. У них должна появиться общая цель, мотивация работать вместе, похожие интересы. Такой прием часто используется в учебных заведениях. Например, студенты поступают на первый курс университета. Появляются группы людей, которые знакомы друг с другом, им сложно работать в одном месте. Поэтому в начале учебного года проводятся различные турпоходы, соревнования, конкурсы. Их цель – сплотить группу людей, сформировав учебный коллектив.
  2. Выдвижение лидера. Происходит расстановка ролей в коллективе. Появляются сильные люди, готовые вести за собой толпу. Их выбирают лидерами. Они являются главным источником связи между руководителем и остальным коллективом. Активист слушает требования руководителя и передает их коллективу. Таким образом, происходит становление самоуправления.
  3. Рассвет коллектива. Главная цель воспитательного метода Макаренко – становление самоуправления. На данном этапе все роли в коллективе распределены.Сплоченная группа людей имеет общую цель, поэтому им выгодно выполнять свою работу хорошо. Каждый из участников предъявляется требования к остальным и к себе, но они корректны. Больше требований предъявляется к себе. Можно увидеть, что коллектив сформировался по некоторым признакам: единство мнений, у каждого есть право голоса, общий опыт.
  4. Теперь воспитание переходит в процесс самовоспитания. Предъявление требований в первую очередь к себе входит в привычку. Выполнение своих обязанностей становится внутренней потребностью каждого участника коллектива.

По теории Макаренко важную часть коллективизации группы людей, в его случае трудных подростков, являются традиции. Под традициями понимаются устойчивые формы жизнедеятельности коллектива. С их помощью складываются отношения внутри группы людей, появляются общие интересы. Коллектив становится сплоченным. Но традиции могут преобразовываться, меняться в течение времени, подстраиваясь под коллектив.

К традициям по Макаренко можно отнести:

  • Массовые мероприятия, при подготовке к которым участвует коллектив. Мероприятия вызывают общую гордость, уважение.
  • Малые традиции, которые встраиваются в ежедневный быт. Они способствуют выработке дисциплины, режима дня. С их помощью поддерживается порядок, появляются полезные поведенческие привычки. Сюда относятся утренняя зарядка для всего коллектива, совместные перерывы.

Макаренко считал, что для того, чтобы объединить людей в коллектив, им нужно сформировать общую цель. Он выделял 3 типа целей – близкая, средняя и далекая.

В чем они заключались:

  • Близкая перспектива (цель) выставлялась в любой момент времени, на любом этапе развития коллектива (этапы выше). Главное, чтобы каждый участник общины был заинтересован в достижении этой цели.
  • Средняя перспектива подходит для коллективов на их рассвете. Выбирается групповой проект, который подразумевает общее дело.
  • Долгосрочная перспектива. Такой вид подходит для полностью состоявшегося коллектива с налаженной внутренней структурой. Для трудовых коллективов сложных подростков, которыми занимался Макаренко, такой целью могло быть успешное обучение, выбор профессионального пути законным способом.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Методы и этапы формирования

Коллектив – это в психологии всегда группа людей, которой управляет организатор. Как описывалось выше, Макаренко утверждал, что любая группу проходит этапы становления. Его методы до сих применяются в разных видах коллективов.

Общение

Для того, чтобы наладить внутренние связи в коллективах любого размера, на руководителя ложится ответственность по сплочению людей. Это важный этап, который поможет избежать напряженной обстановки, снизит риск конфликтов. Сплоченный коллектив больше склонен к самоуправлению, распределению ролей, выбору лидера.

Как наладить общение внутри коллектива:

  • Совместные мероприятия для сплочения, чтобы люди выстаивали связи вне рабочей деятельности.
  • Формирование общей цели.
  • Поощрение групповой работы.

Управления

К психологическим способам управления коллектива можно отнести следующие пункты:

  • Убеждение подразумевает под собой аргументирование и логическое объяснение. Оно применяется для того, чтобы снять психологические барьеры, устранить конфликты, установить цели.

  • Подражание. Еще Макаренко говорил, что нужно показывать участникам коллектива свой личный успешный пример. За таким руководителем пойдут люди, они будут верить в достижении поставленных целей. Образец поведения лидера или организатора становится источником для подражания.
  • Вовлечение. Психологический метод, который также использовался Макаренко. Каждый участник привлекается к поиску решений, происходит совместный выбор лидеров путем голосования или обсуждения. Каждый участник чувствует, что его мнение ценное.
  • Побуждение. Позитивный способ психологического воздействия. Он активно применялся в советское время. Сюда можно отнести такие формы побуждения, как внесение участника на Доску почета, вручение грамот. Это повышает моральную значимость участника коллектива.
  • Принуждение. Психологический негативный прием, которых применяется в критических ситуациях, когда бездействие участника может привести к ущербу для всего коллектива. Участника вынуждают выполнять определенную работу.
  • Требования. Такой способ может применяться только авторитетным руководителем, которого уважают в коллективе. В другом случае такой метод не будет работать.
  • Похвала. Один из методов позитивного психологического воздействия. Он побуждает участника выполнять работу еще лучше, способ прекрасно мотивирует. Негативный противоположным способом является осуждение.

Коллектив, который находится на этапе становления, хорошо принимает советы. Это такой психологический метод, когда более опытный участник, лидер или руководитель рекомендует неопытному товарищу, как поступить в ситуации. Если совет приходит в ответ на просьбу, то вызывает уважение у неопытного участника. Непрошенные советы могут обидеть.

Управление персоналом

Доказательством хорошей работы руководителя является внутренняя готовность каждого из членов коллектива трудиться на благо организации и беспрекословно выполнять все требования начальства. В этом и состоит психология управления коллективом. Однако что позволит добиться подобной отдачи от персонала? Как сделать так, чтобы люди работали в полную силу и приносили максимальную пользу? Психология управления коллективом рассматривает достижение подобной цели путем использования таких методов, как мотивация сотрудников, а также их стимулирование. Успех мероприятия будет зависеть от:

  • комфорта пребывания на рабочем месте;
  • удобного оборудования;
  • хороших (неконфликтных) отношений в коллективе;
  • подходящей заработной платы;
  • возможности личностного и карьерного роста.

Для определения необходимости в каждом из перечисленных выше факторов и используются психологические методики мотивации кадров. Потребность в том или ином факторе устанавливается благодаря заполнению всеми сотрудниками специальных анкет, опросных листов и тестов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]