Каждому легко припомнить, чего он боялся в детстве. Кто-то говорит об этом со смехом, другого до сих пор волнуют «страшные» образы. В психологии страх считается специфическим психоэмоциональным состоянием перед приближающейся опасностью. Он основан на инстинкте самосохранения и несет в себе защитную функцию. Поэтому детские страхи не вызывают ни у кого удивления и являются нормальной реакцией, так как малыши, не имеющие жизненного опыта, боятся многих вещей.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, которое испытывают все люди
Понятие детского страха, что это такое
Доказано, что фобии у детей появляются от полутора до 16 лет. В их основе лежит ощущение тревоги и беспокойства по поводу реальной или мнимой опасности. В детстве опасений по разным причинам множество, одни уходят, другие появляются, но все оставляют след в психике.
Отличительные черты детского страха – это временный характер и влияние на него особенностей детей (непроизвольность психики, неумение управлять эмоциями, непосредственность, впечатлительность). Считая тревоги ребят нормой, взрослые не всегда придают им должное значение.
Важно! Необходимо следить за эмоциональным состоянием чада и научить его избавляться от страха. Игнорирование опасений сына или дочки может привести к неврозам и формированию тревожной личности. В дальнейшем такому человеку понадобится помощь психотерапевта.
Психологи утверждают, несмотря на негативные свойства, иногда страхи бывают полезны, например, разумное опасение предостерегает от необдуманных поступков. В то же время они могут задерживать развитие малыша, препятствовать формированию смелости, решительности, наложить отпечаток на самооценку.
Аффирмация
Аффирмация — это короткая фраза, словесная формула, регулярное повторение которой закрепляет в сознании требуемый образ или установку. Дети любят своих родителей и подражают им. Поведение и высказывания родных могут расширить кругозор маленького человека, избавить его от страхов или, наоборот, внушить беспокойство. Аффирмации для детей должны быть просты и понятны. Чтобы получить пользу, нужно на своём примере показать ребёнку, как их произносить: радостно, с энтузиазмом, улыбкой и в настоящем времени. Это своего рода игра в волшебные заклинания. Например:
- У меня всё получается.
- Я хорошо (учусь, рисую, понимаю).
- Я могу сделать это.
- Я хороший друг (подруга).
- Я ощущаю спокойствие.
Родители сами могут придумать стимулирующие ребёнка аффирмации. Произносить их лучше перед сном, чтобы закончить день положительными эмоциями.
Откуда берутся у детей
Как повысить стрессоустойчивость — формирование и способы тренировки
Страхи у детей не возникают сами по себе, на них влияют разные факторы. Плохо, когда к их появлению причастны близкие люди. Часто, сами того не желая, взрослые культивируют у ребят тревогу. Например, «в школе не забалуешь, там с тобой быстро справятся (школьные тревоги)», «будешь есть много конфет, зубы выпадут (медицинский страх)», «не будешь спать, бабайка заберет (боязнь темноты)».
На тревожное состояние могут влиять особенности психики. Замечено, что легко возбудимые дети-холерики или, наоборот, с высокой чувствительностью меланхолики более подвержены тревогам, переходящим в возрастные фобии.
Взрослые своим поведением часто провоцируют появление страхов у детей
Причины, особенности появления и последующего усиления
Виды конфликтов в психологии и способы их разрешения
Практически все ребята испытывают какие-либо страхи. Почему они возникают, важно знать родителям. Это поможет не допустить последующего усиления их в виде фобий.
- К социальным причинам относят:
- неправильное поведение окружающих: угрозы «я тебя накажу, побью, выпорю» (страх перед наказанием и стремление чада скрыть свои проступки);
- слишком эмоциональное внушение опасности, которая еще не наступила: «погладишь кошку, заболеешь лишаем», «не подходи к собаке, она укусит», «не трогай нож, обрежешься» (боязнь мнимой ситуации);
- травмирующие случаи: ребенок застрял в лифте, его напугала злая собака, наглотался воды во время купания (испуг, переходящий в возрастные фобии);
- конфликты в семье (малыш пугается криков, разладов, нелюбви родителей).
- Психологическими причинами являются:
- особенности детской психики (наличие неврозов, повышенная тревожность);
- психические расстройства, соматические заболевания (страх смерти, боязнь, что умрет или заболеет кто-то из близких);
- психологические травмы (осуждения взрослых, насмешки сверстников, издевательства в школе);
- половые различия (мальчики более бесстрашны, чем девочки, которые боятся пауков, мышей, собак, вида крови, уколов);
- детские фантазии, заставляющие бояться темноты, сказочных персонажей, выдуманных монстров.
Проявление детских страхов в жизни
Как победить страх и фобии самостоятельно — способы борьбы
Понять, что ребенок находится в тревожном состоянии, можно по характерным признакам. В психологии они хорошо изучены, поэтому родителям не составит труда обнаружить их проявление у своего дитя.
Признаки страха ярко выражаются в изменившемся поведении детей
К сведению. Маленький ребенок может при помощи плача проявить свою боязнь, у детей постарше тревожность определяется по изменившемуся поведению.
Поведение детей при страхе:
- Боится оставаться в одиночестве.
- Не хочет играть в прятки и другие игры, связанные с укрытием.
- Плачет при чтении «страшных сказок», закрывается руками при просмотре мультиков с устрашающими персонажами.
- Боится заходить в лифт, темную комнату.
- По вечерам прячется, укрывшись с головой под одеяло.
- Становится агрессивным или чрезвычайно плаксивым.
- Появляются навязчивые действия: накручивание волос на палец, обкусывание ногтей, сосание пальчика, монотонные движения.
Хороший прием для понимания детских опасений – наблюдение за рисунками. Если используются темные цвета, изображения чудовищ, высока вероятность тревоги.
Структура работы
Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится по 3 направлениям.
- Дети.
- Родители.
- Педагоги.
Чтобы победить детские страхи, необходимо структурировать работу. Для их преодоления используется релаксационная методика, позволяющая научить детей контролировать свой организм, дыхание. Для этого используется упражнение «драка»: быстрые ритмичные вдохи и выдохи. Улучшить контроль позволяет надувание воздушных шаров.
Следующим этапом являются игры, способствующие снятию стресса, желательна работа в парах.
С педагогами и воспитателями
Побороть детские страхи можно только при обобщенной работе педагогов и опекунов. Педагоги должны понимать, как сильно влияет развитие страхов и тревожности на дальнейшую жизнь
Важно, чтобы педагоги учитывали особенности и патологии в развитии детей в обучаемой группе. У многих детей во время процесса обучения потеют руки
Такая патология далеко не всегда связана с нервным расстройством, может быть спровоцирована заболеванием внутренних органов или вегето-сосудистой системы. Еще не установившаяся психика может сыграть злую шутку и спровоцировать замкнутость, нежелание посещать учебное заведение, боязнь сделать ошибку и быть высмеянным на глазах у коллектива.
С родителями
Побороть неуверенность в себе могут помочь родители
Важно помнить об уважительном отношении к детям. Если ему хочется вам помочь помыть посуду, поставьте для него миску с водой или наладьте конвейер взаимодействия: мама моет, а ребенок вытирает и складывает
Научите дисциплине, постарайтесь разработать режим дня и распределить важные дела и этапы отдыха равномерно.
Чтобы избавить детей от страхов, важно понимать тип восприятия окружающего мира. Есть дети, которые самостоятельно обучаются, есть те, кому все нужно рассказывать в игровой форме, существует также группа детей, на которых нужно оказывать мягкое давление, чтобы они занимались обучением
Важно сохранять самообладание в любой ситуации
Возрастные фобии
Психологи утверждают, что особенностью детских страхов является их непостоянство. В разные возрастные периоды одни виды исчезают, на смену им приходят другие. Составлен своеобразный каталог детских страхов по возрастам:
- В раннем детстве опасения связаны с новым, неизведанным. Пугают малышей сказочные персонажи, незнакомые люди, животные. Может появиться фобия злого волка или бабы яги. В этом возрасте ярко проявляется боязнь разлуки с мамой, с которой у крохи тесная связь.
- Дошкольный возраст отличает боязнь темноты, замкнутого пространства, воды, высоты, появляющаяся под воздействием запретов взрослых. Характерным страхом является медицинская тема: испуг при виде врача и лечебных манипуляций.
В раннем детстве причиной страхов становится новое, неизведанное
- У старших дошколят может сформироваться фобия вселенской катастрофы, например, «конца света», или боязнь нападения, войны. Это связано с тем, что возрастают опасения за свое здоровье, страх смерти, незащищенности.
- В младшем школьном возрасте появляются социальные страхи, связанные с положением ребенка в обществе (боязнь быть отверженным сверстниками, насмешек, опасение не справиться с заданием).
- Старшие школьники опасаются катастроф, природных катаклизм, насилия, одиночества, неудач в школе, спорте, во взаимоотношениях с одноклассниками.
Важно! Внимательное отношение к причинам возникновения детских фобий и умение их регулировать помогут избежать многих проблем в формировании личности ребенка.
Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста
В современное время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности.
При переходе из детского сада в общеобразовательную школу ребенок попадает в своеобразные экстремальные условия, которые могут привести к детской тревоге и страхам. В этот период важно помочь ребенку разрешить и преодолеть эти трудности. Поэтому наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
Проблемой детских страхов занимались зарубежные ученые, например, такие как: С. Холл, З. Фрейд, Г. С. Салливен; и отечественные В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Н. Г. Вологодина и др.
За основу мы взяли концепцию развития страха в онтогенезе А. И. Захарова. Он отмечает страх как своеобразное средство познания окружающей действительности, которое ведет к более критичному и избирательному отношению к ней. Таким образом, страх может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности» [4, с. 12].
Термин «Страх» является схожим по значению к термину «тревога». Однако тревога заключается в отрицательном эмоциональном состоянии, возникающем в ситуации неотчетливой опасности и в ожидании плохого развития событий. Состояние тревоги отличается от страха тем, что у нее нет конкретного предмета. Страх же, предполагает существование определенного объекта, человека или события, который пугает.
Общее в страхе и в тревоге это эмоциональный компонент, который проявляется в виде чувства беспокойства и волнения, то есть в обоих понятиях отображается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.
Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают.
Однако также существуют устойчивые невротические страхи. Такие страхи служат симптомом неблагополучия: физическое, психологическое, моральное истощение ребенка; неправильная позиция родителей при воспитании детей, их неосведомленность в психологических и возрастных особенностях своего ребенка, наличие у родителей собственных страхов, конфликтное взаимоотношение в семье. Такие страхи переносятся детьми болезненно и могут сохранятся долгое время, при этом они искажают личность ребенка, а также отрицательно влияют на развитие его мышления и эмоционально-волевой сферы. В данном случае, ребенку требуется помощь профессионального психолога.
Основные причины детских страхов:
— Конкретный случай, пугающий ребенка (например: укусила собака). Данные страхи быстрее и эффективнее корректируются. В этом случае не всегда развивается стойкий, заметный страх для окружающих. Так, как это во многом зависит от индивидуальных особенностей характера ребенка (медленная переключаемость внимания, мнительность, низкая самооценка, пессимизм и т. д.).
— Внушенные страхи. Как правило, их источником являются взрослые (родители, родственники, учителя). Они бывают непроизвольно, а иногда и с бурными эмоциями, предостерегают ребенка от опасности. При этом, взрослые не обращают внимания на то, что его напугало больше: опасность или реакция на нее взрослого. В итоге ребенку не понятна данная ситуация, но он уже чувствует тревогу. Таким образом, у него возникает страх, который может зафиксироваться и распространиться на дальнейшее поведение в подобных ситуациях. Как правило, такие страхи закрепляются на всю жизнь.
— Детская фантазия. Бывают случаи, когда ребенок воображает себе предмет страха. Например, в детском возрасте многие боялись темноты, где оживали монстры и призраки. Но каждый ребенок по-своему реагирует на такие вымыслы. Одни сразу их забывают, а у других это может привести к непоправимым последствиям.
— Внутрисемейные конфликты. Иногда ребенок боится оказаться причиной конфликтов между родителями или чувствует себя виноватым в сложившихся ситуациях.
— Взаимоотношения со сверстниками. Когда школьный коллектив не принимает ребенка, постоянно конфликтует с ним, тогда у него пропадает интерес к школе, появляется страх быть униженным. Причиной появления страха могут быть и сами дети. Например, один ребенок может запугивать другого разными страшными историями.
— Неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку. Детские страхи могут возникнуть как при недостатке внимания родителей (гипоопека), так и при излишней внимательности (гиперопека), а также при жестоком отношении к ребенку.
— Наличие невроза. Это психологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские работники. Невроз проявляется через те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка. А также очень сильное проявление и переживание страхов. На патологический страх указывают его крайние способы выражения (например: ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное течение, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны.
По мнению А. И. Захарова все страхи делятся на две группы: природные и социальные: «Природные страхи основываются на инстинкте самосохранения, а также помимо основополагающих страхов своей смерти и смерти родителей добавляются страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, крови, движущегося транспорта, стихии, высоты, замкнутого пространства, глубины, воды, огня, пожара, врачей и т. д».. К социальным страхам относятся: «наказания, страх одиночества, каких-либо людей, страх быть не собой, осуждение со стороны сверстников и т. д»..
Переход от дошкольного периода к школьной жизни — один из главных переломных моментов в психическом развитии детей, так как ребенок должен перейти от игры к деятельности обучения, которая ставит перед ним новые правила. Ребенок в школе не только получает новые знания, умения и навыки, но также и определенный социальный статус. При этом у него меняются ценности и интересы. А также кроме его родителей, авторитетом для младшего школьника становится его учитель.
Процесс перестройки эмоционально-мотивационной сферы заключается не только в появлении новых мотивов, изменением в иерархической мотивационной системе ребенка. Но, также в кризисный период происходит важная глубокая перестройка в плане переживаний. В конце дошкольного детства намечается осознание ребенком своих переживаний. В младшем школьном возрасте осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.
В младшем школьном возрасте, страхи, основанные на инстинкте самосохранения, сменяются социальными страхами, более сложными по своей структуре и гораздо труднее определяемые. Например, такие как:
— Страх смерти родителей. Проблемные симптомы, не замеченные у ребенка, могут начать проявляться в первых признаках невроза: нарушение сна, заторможенность или чрезмерная активность. В результате, это скажется на учебе и, как следствие, проявится в недовольстве школьного педагога. Таким образом, усугубит проблему и выведет страхи на новую ступень.
— Страх «быть не тем». Это ведущий страх в младшем школьном возрасте — боязнь быть не тем, о ком хорошо отзываются, кого уважают, ценят и понимают. То есть, это страх не соответствия социальным требованиям ближайшего окружения (школа, сверстники, семья). Формой этого страха может являться страх сделать что-то не так, как нужно и правильно. Чтобы предотвратить этот страх нужно постоянно оказывать ребенку знаки поддержки и одобрения. Похвала и поощрения должны быть сдержанными, и только за дело.
— Страх разлуки. Состояние страха, которое возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами. Его считают патологическим, когда он чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному, типичному для данного возраста качеству жизни или возникает в том возрасте, когда обычно уже должен быть преодолен.
— Страх принятия решений. Или страх ответственности. Чаще он встречается у детей, воспитывающихся в строгих или боязливых семьях. В обоих случаях страх проявляется в том, что ребенка ставит в замешательство даже простейшая ситуация выбора.
В решении проблемы детских страхов существует необходимость комплексного подхода в психологической коррекции детских страхов и поиска способов преодоления психического неблагополучия ребенка.
Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев.
Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в качестве беседы. При этом хорошо использовать проективные методики (например рисуночные тесты) для детей, т. к. они наиболее полно отражают внутренний мир ребенка, а также его настроение на данный момент времени.
Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать различные направления психокоррекции:
Арт-терапия
— метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются творчество и художественные приемы (игра, рисование, музыка, фотография, лепка, кинофильмы, книги, создание историй, актерское мастерство, и многое другое).
Видами арт-терапии являются: рисование, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, песочная терапия и др.
В коррекционной работе также успешно применяется совокупность различных методик. Этот комплексный подход называется арт-синтезтерапии. Он объединяет разнообразные методики в единое целое, так как многие виды искусства легко сочетаются (например, игротерапия и оригами, театр и драматургия, риторика и стихосложение). Количество видов и методик в наше время постоянно увеличивается.
Также популярным направлением психокоррекции детских страхов является зоотерапия
. Учеными было доказано, что общение ребенка с животными (кошка, собака, лошадь и др.) способствует снижению артериального давления, усталости и стресса. Также присутствует лечебный эффект при психологических травмах и воспалительных процессах.
Одним из направлений психокоррекции является и садовая терапия
. Используются растения и садоводство как инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых. Практический опыт американских терапевтов доказывает, что занятия садоводством самым положительным образом влияют на детей, в силу различного рода отклонений испытывающих трудности с учебой. При этом расширяется их бытовой и социальный опыт, дети приобретают полезные практические навыки для жизни [6; 47].
Таким образом, системный подход в психотерапии детских страхов — один из наиболее эффективных методов. Использование одного или несколько методов в коррекции детских страхов уже принесут пользу ребенку — помощь в легком прохождении возрастной обусловленности страхов и переключении к активной деятельности. Так, как легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых.
Литература:
1. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться/ В. Голутвина. — Москва: Гелеос, 2008. — 256 с. ISBN: 978–5-8189–1362–9
2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей/ А. И. Захаров. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с. ISBN: 5–9268–0368–3
3. Сорокина В. В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. — 2-е изд. / В. В. Сорокина.– М.: Генезис, 2007. — 191с.
4. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А. И. Захаров.- М.: Педагогика, 1986. — 127 с.; 2-е изд. — М.: Педагогика, 1993. — 127 с.
5. Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1. — режим доступа: https://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2789.phtml
6. Сизых С. В. Садовая терапия / Сизых С. В., Кузеванов В. Я.// Биология в школе. — 2009. — № 5. — С. 47–50.
Как бороться с детскими страхами
Часто родители используют для избавления от детских страхов неприемлемые методы, так как попросту не знают, что делать. Например, папа говорит мальчику: «Ты же – мужчина, а трусишь!» Или мама обращается к дочке: «Не выдумывай, никого в лифте нет, нечего бояться!» Такими высказываниями они не помогают чаду, наоборот, усугубляют ситуацию.
К сведению. С некоторыми возрастными страхами у детей легко справиться самим, не прибегая к консультации специалиста, если уметь переключать внимание ребенка, вовлекать в интересную деятельность, проявлять свою любовь, готовность прийти на помощь.
Советы специалистов помогут родителям понять, какие бывают детские фобии и страхи как избавиться от них.
Работа с тревожным ребенком
Существует немало проверенных способов, как избавить ребенка от страхов:
- игротерапия;
- сказкотерапия;
- арт-терапия;
- гипнотерапия;
- прием медикаментов;
- мышечная релаксация.
Вы можете обратиться за помощью к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу, или сами изучить техники и работать с ребенком самостоятельно.
Как помочь ребенку преодолеть страх и тревожность методом мышечной релаксации?
Используйте следующие упражнения.
- «Драка». Помогает расслабить мышцы лица и рук, снять излишнюю агрессию. Нужно предложить малышу игру. Он поссорился с другом и готовится к драке: принял бойцовскую позу, сжал ручки в кулачки, затаил дыхание. А потом задумался: «А может драться с лучшим другом — плохая идея?» — разжал кулаки, выдохнул и расслабился.
- «Штанга». Помогает снять напряжение с мышц спины. Игра в спортсменов-тяжелоатлетов с поднятием воображаемой штанги.
- «Танцующие руки». Поднимающая настроение и высвобождающая подавленные чувства игра. На пол кладутся большие листы белой бумаги и выбираются на вкус ребенка мелки. Малыш ложится на спину так, чтобы его руки находились на бумаге. Включается музыка и кроха двигает руками в такт музыке, оставляя цветные следы на листах.
Попробуйте игры на телесный контакт («рисунок на спине», «дрозды», «руки танцуют»), массаж или просто растирание тела. Еще один способ снятия нервного напряжения, который понравится малышу — раскрашивание лица красками. Можно использовать мамину косметику.
Как помочь ребенку справиться со страхами с помощью сказкотерапии?
Придумайте историю, описывающую предмет страха ребенка, и сочините счастливый конец. Можете даже разыграть целый спектакль, используя игрушки малыша. Отождествляя себя с героем сказки, который вначале боится, но затем мужественно справляется со злодеями и чудовищами, ребенок приобретает уверенность в своих силах.
Игротерапия в борьбе с детскими страхами
Игра является ведущим психотерапевтическим методом в работе с детьми дошкольного возраста. Ролевые игры пробуждают активность и инициативность в ребенке, помогают приобрести навыки общения, способствуют развитию самостоятельности и умения контролировать эмоции.
Если малыш боится медицинского персонала, поиграйте в больницу. Обязательно дайте ему возможность побыть в роли врача. Если у ребенка страх темноты — поиграйте в смелых разведчиков. В какой-то момент кроха должен получить задание сходить на разведку в затемненное помещение и найти там спрятанную игрушку. После выполнения миссии храбрецу выдается медаль за отвагу.
Арт-терапия в коррекции детских страхов
Поскольку образное мышление является ведущим в дошкольном возрасте, малышу куда проще изобразить свой страх на бумаге, чем описать его словесно. Конкретизация страха в виде рисунка помогает избавиться от неопределенности и дать выход своим негативным чувствам.
Арт-терапия дает возможность безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и смоделировать выход из сложившейся ситуации. Можно предложить ребенку способ на выбор:
- уничтожить «зло» (скомкать, порвать, сжечь рисунок);
- дорисовать защитный объект;
- добавить забавные детали, придав чудовищу смешной и нелепый вид;
- приручить объект, например, подарить чудовищу цветочек и заставить его улыбаться, накормить собаку сосиской;
- нарисовать рядом большого себя.
Как убрать страх у ребенка с помощью медикаментов?
Фармакологическое лечение страхов у детей имеет второстепенное значение. Малышу могут назначить ноотропы (Пикамилон, Фенибут) — вещества, способствующие укреплению нервной системы и повышению умственной и физической выносливости при высоких нагрузках в школе. Транквилизаторы (Атаракс, Феназепам) чаще назначают для успокоения гиперактивных детей. Но они лишь снимают физические симптомы приступа паники, но не справляются с самим страхом.
Даже перед приемом ноотропных препаратов, которые продаются без рецепта, лучше сначала проконсультироваться с психиатром. Он подберет подходящее средство и правильную дозировку.
Как помочь ребенку избавиться от страхов с помощью гипноза
Устранение детских страхов требует времени и терпения со стороны родителей. При современном образе жизни не всегда есть возможность уделить достаточное количество внимания малышу, чтобы полностью развеять его страхи. В современной психотерапии есть методы, помогающие быстро избавиться от тревоги и фобий как взрослым, так и детям. Это гипнотерапия. Всего 5 сеансов со специалистом, и нервное напряжение и страх уходят.
Способы коррекции детских страхов
Хорошо известны всем и привлекательны для ребят такие эффективные приемы, как игра и творчество:
- Попросить малыша нарисовать или слепить, чего больше всего боится. Если ребенок не захочет это делать, не надо настаивать. Взрослый может сам изобразить персонажа или ситуацию, которые, по его мнению, пугают чадо, например, чудовище, злого волка. Затем показать, как можно справиться с ними: посадить в клетку, отправить на другую планету, превратить в смешное существо, вместе с ребенком посмеяться над ним.
Рисование страха – важный коррекционный прием борьбы с ним
- Полезно обсудить с малышом его испуг и постараться избавить от него, например, с силой разорвать рисунок, слепить из пластилина и сломать.
- Дать возможность ребенку выговориться и показать, что взрослый всегда поддержит, а не посмеется над ним.
- Придумать историю с хеппи-эндом о том, чего боялись в детстве папа или мама, как справлялись с опасностью.
Совет. Если испуг не проходит, нужно возвращаться к рисованию постоянно, добавляя в рисунок жизнеутверждающие яркие цвета и забавные детали: улыбку, ушки, смешную обувь, элементы одежды. Становясь забавным, страшное существо перестает пугать.
- Хороший прием коррекции – игры, с их помощью можно не только обыграть страшные ситуации, но и отвлечь от тревожных мыслей. Психологи советуют ролевые и творческие игры, в которых дети берут на себя роль сильного, смелого героя, расправляющегося с чудовищем.
- Обучение словесным играм поможет справиться с эмоциями и тревогой: «Доскажи сказку», «Придумай, что будет дальше с героем», в них малыш фантазирует на тему «как справиться со своей тревогой и стать смелым».
- Бороться с детской тревожностью и страхом помогают подвижные, спортивные и музыкальные игры. В них ребята почувствуют себя сильными, выпустят наружу свои эмоции.
Чем полезны страхи в дошкольном возрасте
Страх возник в процессе эволюции и защищает человека от опасности. Страхи для ребёнка — это абсолютно нормально. Родители должны наблюдать за детьми и контролировать его состояние. Преодолевая свои опасения, маленький человек формируется как личность, проявляет характер, начинает понимать, что сам может решить проблему. Преодоление — самое эффективное лечение.
Инстинкт самосохранения — это врождённый рефлекс, который спасает человека в случае возникновения угрозы здоровью или жизни.
Помощь взрослых
- Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
- Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
- Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
- Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
- Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
- Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
- Не транслируйте ему собственные страхи.
- Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).
Профилактика
Известна старая истина: лучше не допускать проблему, чем потом мужественно бороться с ней, что касается и страха.
Совет. Профилактика боязни чего-либо проста, основывается на любви к ребенку и понимании его проблем. Рекомендуется вместо нотаций: «Не бойся, я ведь не боюсь, нельзя быть трусом», говорить чаду: «Я с тобой, я научу тебя не бояться».
Взрослый должен поддержать ребенка при избавлении от страха
Что делать родителям:
- Спокойно, без нервозности общаться с сыном или дочкой по поводу тревоги. Дошкольника – успокоить, выразить уверенность в его смелости. Со школьником – проанализировать пугающую ситуацию и совместно выработать способы преодоления.
- Не допускать семейных скандалов в присутствии детей, чтобы не вселить боязнь потери родительской любви.
- Интересоваться, какие телепередачи предпочитает ребенок, контролировать любимые компьютерные игры, нет ли в них элементов насилия и агрессии.
Чтобы эффективно бороться со страхом и не допустить перерастания его в фобию, родителям желательно помнить: все идет из семьи. Нельзя уповать только на помощь специалиста. Воспользовавшись рекомендациями, взрослые смогут помочь детям преодолеть все страхи и тревоги.
Симптомы страха и тревожности у ребенка
Если вы заметили у вашего ребенка проявление следующих симптомов, необходимо сразу же бить тревогу:
- не засыпает один, не разрешает выключать свет;
- часто закрывает уши ладонями;
- прячется в угол, за шкаф;
- отказывается от участия в подвижных играх;
- не отпускает маму от себя;
- беспокойно спит, кричит во сне;
- часто просится на руки;
- не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
- отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
- категорически отказывается принимать незнакомую пищу.