Диагностика и коррекция детских страхов учебно-методический материал по психологии на тему

.

В условиях современной жизни неблагоприятные события легко могут навредить психике детей. У них появляются страхи. Проведенная диагностика детских страхов позволяет своевременно выявить проблему и избавиться от нее.

Детские страхи

Невыявленная боязнь может иметь как скрытые, так и крайние формы выражения, характеризующиеся затяжным течением. Все это влияет на развитие личности, формирование характера и определение социальной роли.

Происхождение страхов у дошкольников

По различным причинам дети дошкольного возраста становятся наиболее подверженными воздействию неблагоприятных факторов. Число детей с признаками эмоционального неблагополучия возрастает. Они становятся легковозбудимыми, тревожными или агрессивными.

Происхождение страхов может иметь различный характер. Часть из них наблюдается из-за проблем и трудностей взаимоотношений дошкольника с родителями или же с ровесниками. Другие могут быть связаны с личностными переживаниями. Психологи считают, что формирование фобических расстройств имеет 2 основные теории происхождения, которые объединяют все причины возникновения.

Первая теория – травматический фактор, вторая же – следствие угрозы повторения этого фактора. Особенности психического развития детей зависят от реальности угрозы после пережитых стрессовых ситуаций, результатом которых стало формирование боязни определенного раздражителя. Аффективно-заостренное восприятие опасности является частью защитного механизма. Те дети, которые страдают от страхов, меняют собственное поведение и по-другому эмоционально реагируют.

Иммунитет к страхам, то есть отсутствие воздействия на психику, наблюдается очень редко. Психологи уверены, что для нормального развития детей это неестественно. Подобные проблемы могут указывать на проблемы с выражением эмоций, чрезмерную возбудимость и даже слабые инстинкты самосохранения.

Преодоление детских страхов

Коррекционная работа психолога ведется в нескольких направлениях: — консультирование; — лекции-семинары (для родителей, педагогов); — стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов: 1­й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка. 2­й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик. 3­й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4­-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий. 5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

Три основных направления в коррекционной работе с тревожными детьми: 1. Повышение самооценки (упражнение «Похвалилки», «За что меня любит мама»). 2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж). 3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры: страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).

Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет. Цели: отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

Арттерапия. Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно. Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

Особенности страхов у дошкольников

Зарождение страхов напрямую связано с патогенезом развития неврозов у детей и подростков. Важно разобраться в особенностях их диагностирования. Оценка действий раздражающих факторов, а также влияние этих процессов на формирование личности, помогут привести психику в норму. Без знаний о возрастной динамике таких проблем коррекция страхов не будет эффективной. Важно и то, что появление фобических расстройств по-разному характеризуется у мальчиков и девочек.

Психолог А.И Захаров в своих трудах указал на такие особенности развития тревожности у детей дошкольного возраста:

  1. Страхи возникают чаще у девочек, чем у мальчиков в возрасте от 3 до 15 лет.
  2. У девочек и мальчиков встречается разный характер и направленность страхов.
  3. Мальчики больше скрывают собственную тревожность к страхам, чем девочки.

Благоприятное отношение к детям со стороны родителей и социальной группы и другие признаки нормализации жизненных обстоятельств, могут привести к тому, что они самостоятельно преодолевают страхи. С возрастом проблемы исчезают, но не всегда. Некоторые подвергаются сложностям личностного развития, испытывают сложности в адаптации или подвергаются невротическим расстройствам.

А.Захаров предложил систему распределения страхов по полу и годам, заключив их в определенные характеристики. Всего в труде ученого описывалось 28 вариантов фобий. Для дошкольников выделено более половины из них.

Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью

Шкуратова И.П., Ермак В.В.

Опубликовано в сборнике: «Прикладная психология: достижения и перспективы». Ростов-на-Дону, Фолиант, 2004, с.283-299.

Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой. Страхи давно стали объектом психологического исследования. Страх чаще всего определяется как эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или в предвосхищении опасного или вредного стимула (3).

К. Изард отмечал, что страх переживается как тревожное предчувствие, беспокойство, опасение. У человека возникает ощущение, что ситуация уже не под контролем, он испытывает всё больше неуверенности в собственном благополучии, страх переживается как чувство абсолютной незащищённости и неуверенности в собственной безопасности (6).По его мнению, причины страха могут быть разделены на четыре класса: а) внешние события или процессы, б) влечения и потребности, в) эмоции, г) когнитивные процессы субъекта. Страхи, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врождёнными или приобретёнными (6).

В своей работе по психопатологии неврозов А.Кемпински описывает четыре вида страха: биологический, общественный, моральный и дезинтеграционный (9). Биологический страх связан с угрозой собственной жизни или жизни вида. Общественный страх возникает в случае нарушения контактов в социальной сфере. Моральный страх возникает, когда индивид не принимает в качестве ориентиров для собственного поведения нормы, предлагаемые окружающими. Дезинтеграционный страх появляется при каждом изменении структуры информационного метаболизма.

А.И. Захаров противопоставляет ситуационные и личностно обусловленные страхи. По его мнению, ситуационный страх возникает в опасной или шокирующей обстановке, а личностно обусловленный страх предопределён характером человека, например его тревожностью. Ситуативные страхи являются реальными и острыми, а личностные — воображаемыми и хроническими (4).

Т.В. Абакумова предлагает несколько критериев для классификации страхов: а) объективные источники возникновения страха (биологические, техногенные, планетарные и космические страхи); б) отсутствие представлений о полноте и целостности окружающей действительности (социальные и детские страхи); в) онтологические (религиозный, экзистенциальный, страх смерти); г) гносеологические (страхи от избытка информации) (1).

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет, свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.

У детей до 5-7 лет наибольшее распространение имеют страхи темноты, воображаемых существ, злых персонажей сказки, животных. У младших школьников на первый план выдвигаются боязнь наказания и порицаний со стороны взрослых, страх незнакомых людей, смерти, болезни. Подростки более всего опасаются насмешек, собственных неудач, болезни и смерти родителей или близких людей (3). В работах А.И. Захарова (4, 5) указывается на то, что в старшем дошкольном возрасте дети особо чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. Страх смерти появляется как аффективно-заострённое выражение инстинкта самосохранения.

Исследования А.И. Захарова показывают, что в младшем школьном возрасте в наибольшей степени выраженным явился страх, связанный со школой, причём он конкретизировался преимущественно в боязни опоздать в школу, что было наиболее характерно для девочек (5). В этот же период выраженными оказались магические страхи, боязнь несчастья, беды. В подростковом возрасте у всех участвующих в опросе девочек выявилась боязнь смерти родителей. Наибольшего пика к 15 годам достигают межличностные и другие социальные страхи, такие как страх одиночества, страх сделать что-нибудь не так, некоторых людей, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх не справиться с порученным делом (5).

В диссертационном исследовании страхов младших школьников Л.С. Акопян показано, что дети при описании страхов в пространственно временном измерении самым опасным местом считают улицу, а самым безопасным – дом. Во временном измерении в прошлом преобладал страх животных, в настоящем — учебные страхи (3).

В большом исследовании, проведённом А.М. Прихожан, посвященном изучению содержания страхов школьников были получены интересные результаты, связанные с динамикой страха (13). На первом этапе исследования (с 1979 по 1982 год) у всех школьников независимо от пола страхи фокусировались у учащихся младших классов на школьных проблемах, у подростков — на взаимоотношениях со сверстниками, у старшеклассников — на проблемах, связанных с отношениями со взрослыми и боязнью личной несостоятельности. На втором этапе исследования (с 1989 по 1992 год) практически на всех возрастах выявились половые различия. У девочек всех возрастов первоочередными были проблемы семьи: страхи смерти, болезни, отрицательных переживаний родителей. У мальчиков в этот период преобладал страх глобальных катастроф, в подростковом возрасте особенно высок страх физического насилия. На третьем этапе исследования (с 1996 по 1997год) у школьников увеличилась выраженность «архаических» и «магических» страхов. Страх физического насилия приобрёл характер и социальный, и витальный (13).

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Понятия тревоги и страха долгое время не разграничивали. По мнению А.М.Прихожан, первым разграничил их в начале ХIХ века С. Кьеркегор, который под страхом понимал боязнь чего-то конкретного, а тревогу связывал с неопределенным безотчетным страхом-тоской (13). В свою очередь тревогу как эмоциональное состояние многие авторы отграничивают от тревожности как устойчивого личностного свойства.

В своих работах З.Фрейд различал два вида тревоги: объективную и невротическую (16). Объективная тревога, является, по сути, синонимом страха. Она возникает, когда для индивида существует реальная ситуация опасности во внешнем мире. Эта ситуация воспринимается им как угрожающая, а восприятие опасности порождает эмоциональную реакцию, пропорциональную по интенсивности внешней опасности. Невротическая тревога отличается от объективной тем, что источник опасности находится скорее во внутреннем, чем во внешнем мире. Источником этой тревоги, с его точки зрения, являются сексуальные и агрессивные влечения, которые были подавлены в детстве (16).

Ч. Спилбергер разделяет тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Он считает, что тревога представляет собой неприятное по своей окраске эмоциональное состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определённый раздражитель или ситуацию, как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Тревожность как свойство является относительно устойчивой характеристикой личности. Она не проявляется непосредственно в каждом акте поведения, но её уровень можно определить по тому, как часто и насколько интенсивно у индивида возникают состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью, склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности (15).

В работах В.С. Мерлина тревожность рассматривается как одно из свойств темперамента. Автор понимает тревожность как склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие и испытывать при этом неопределённый страх и беспокойство, направленное на какой-либо предмет и явление (11).

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Нейротизм, рассматриваемый Г.Айзенком в качестве одной из важнейшей детерминант человеческого поведения, также относится к числу свойств личности, связанных со склонностью к восприятию ситуации как угрожающей. Высокий уровень нейротизма характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами, поэтому он также может выступать предиктором возникновения страхов (2).

Взаимосвязь агрессивности и страха имеют более сложную природу. Во-первых, они состоят в отношении взаимной детерминации, т.е. агрессивность может вызывать разные формы страха, а страх может провоцировать агрессивное поведение. Во-вторых, существуют разные формы агрессивности, связанные с формированием страхов различными психологическими механизмами. А.Басс совместно с А.Дарки выделяет несколько видов реакций, характеризующих проявление агрессивности и враждебности (14). Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – не явная, окольным путём направленная на другое лицо. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малом возбуждении. Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил и обычаев. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия. Подозрительность – настороженное отношение к окружающим в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что они планируют и приносят вред. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Чувство вины выражает убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, причиняет зло, в связи с чем человека тревожат угрызения совести.

К.Изард и другие исследователи эмоций отмечают наличие связей между гневом и страхом (6). По данным Я.Ю Копейко, связь между агрессивным поведением и уровнем тревожности у мужчин является позитивной, а у женщин — негативной. Автор объясняет это тем, что агрессивное поведение мужчин имеет более непосредственный характер и обусловлено контролирующей функцией суперэго. У женщин агрессивное поведение является некоторым защитным механизмом более связанным с силой-слабостью эго (7).

А. Кемпински считает, что иногда беспокойство концентрируется на каких-либо незначительных трудностях и конфликтах, которые, начиная расти, превращаются в огромную проблему, одновременно возбуждая агрессию. В связи с этим чувство страха и агрессия часто появляются вместе (9).

Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

а) исследовать степень выраженности разных видов страха у подростков;

б) выявить возрастную динамику страхов у юношей и девушек;

в) изучить половые различия в степени выраженности разных видов страха у подростков;

г) проанализировать влияние тревожности, нейротизма и агрессивности на степень выраженности страхов у подростков.

Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:

  1. такого страха у меня никогда не было;
  2. такой страх у меня был однажды;
  3. такой страх у меня был несколько раз;
  4. периодически такой страх у меня возникает;
  5. этот страх меня преследует постоянно.

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И.П. Шкуратовой и В.В.Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы.Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.

Для диагностики тревожности применялась «Шкала личностной тревожности для учащихся», разработанная А.М.Прихожан (13). Она имеет следующие субшкалы тревожности: общая, школьная, межличностная, самооценочная и магическая. Респондент оценивает каждый из 40 пунктов по степени характерности для себя шкалой от 0 до 4 (максимально сходно).

Уровень нейротизма определялся с помощью опросника Г. Айзенка. Для диагностики агрессивности использовалась методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса-Дарки (14). Опросник направлен на исследование агрессивности у старшеклассников. Он состоит из 8 шкал, характеризующих разные проявления агрессивности и враждебности.

В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).

Анализ результатов.

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек

Виды страхов юн. дев.
1 Страх темноты 30 53
2 Страх перед вызовом отвечать на уроке 59 69
3 Страх утраты любви со стороны близких 26 33
4 Страх физического насилия 46 42
5 Страх оказаться заложником в руках бандитов 16 26
6 Страх высоты 49 54
7 Страх быть осмеянным классом 23 38
8 Страх предательства со стороны друзей 48 63
9 Страх не оправдать доверия со стороны близких людей 44 52
10 Страх перед потусторонними силами 23 45
11 Страх животных 33 68
12 Страх получить плохую оценку 62 67
13 Страх быть высмеянным друзьями или родней 35 32
14 Страх оказаться в толпе в момент паники 26 42
15 Страх сглаза или порчи 35 45
16 Страх закрытых помещений 17 37
17 Страх попасть в транспортную аварию 44 55
18 Страх перед вызовом к директору 28 31
19 Страх выглядеть смешным или жалким 34 46
20 Страх перед Богом 36 39
21 Страх полёта на самолётах 11 12
22 Страх быть не таким, как остальные ученики 16 24
23 Страх быть уличённым во лжи 51 46
24 Страх аттракционов 21 34
25 Страх быть ограбленным на улице 40 34
26 Страх болезни 51 68
27 Страх быть выгнанным из класса 11 8
28 Страх медицинских процедур 58 78
29 Страх критики со стороны близких 47 50
30 Страх смерти близких людей 78 90
31 Страх одиночества 28 61
32 Страх собственной смерти 32 59
33 Страх перед вызовом родителей в школу 59 53
34 Страх наказания родителями за неуспеваемость 42 49
35 Страх сексуального насилия 9 62
36 Страх террористического взрыва 39 56

Как видно из таблицы № 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов. Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла); страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов). У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов. Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу: фобии: пункты 1,6,11,16,17,21,24,26,28,30; учебные страхи: 2,7,12,18,22,27,33,34; социальные страхи: 3,9,13,8,19,29,23,31; криминальные страхи: 4,5,14,25,35,36; мистические страхи: 10,15,20,32. Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).

Таблица 2. Таблица средних значений степени выраженности страхов

Шкала

Юноши Девушки Всего
Фобии 13 18,3 15,7
Учебные 10 11 10,7
Социальные 10,4 12,5 11,5
Криминальные 5,9 8,7 7,3
Мистические 4,1 6,3 5,2

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные, и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Частотный анализ видов страха в прошлом, настоящем и будущем

Виды страхов Прошлое Настоящее Будущее
Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
Фобии 51 49 15 28 2 5
Учебные 4 7 22 23 12 10
Социальные 7 10 16 16 26 39
Криминальные 3 0 1 1 0 0
Мистические 9 11 2 5 4 9

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А.М.Прихожан и нейротизма с применением опросника Г.Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.

Рис. 1. Схема значимых связей показателей тревожности и нейротизмас разными видами страха. Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь. Шкала нейротизма по методике Г.Айзенка тоже дала значимые корреляции с разными видами страхов. Наиболее тесно нейротизм связан с социальными страхами и фобиями, а также с криминальными и мистическими страхами. Нейротизм создает благодатную почву для возникновения разнообразных страхов. И если у человека тревожность и нейротизм имеют очень высокие значения, то этот человек представляет собой акцентуированную личность тревожного типа. К.Леонгард пишет о том, что дети тревожно-боязливого темперамента боятся засыпать в темноте, трепещут перед грозой, боятся собак. Вырастая, они демонстрируют робость и покорность, поскольку боятся окружающих людей (10). В связи с этим необходимо отметить, что школьные психологи должны выявлять детей с большим количеством страхов и проводить коррекцию их поведения. Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха. Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса-Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис.2. Рис.2. Значимые связи между формами агрессивности и видами страхов Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности как вина.Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами, можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия, или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистические страхи. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что не совместимо с применением грубой физической агрессии. Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

  • Степень выраженности конкретного страха обусловлено размером последствий угрожающего события, оценкой его значимости для личности, а главное вероятностью его осуществления. Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами.
  • Возрастная динамика содержания страхов от детского возраста к зрелому сопровождается уменьшением фобий и увеличением социальных страхов.
  • Тревожность и нейротизм оказывают большое влияние на возникновение у личности разных видов страха.
  • Переживанию страхов старшеклассников больше способствуют скрытые формы агрессивности (вина, раздражение, подозрительность).
  • Используемые в работе методики для диагностики страхов могут применяться в практической работе школьных психологов.

Литература

  1. Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск.- СПб, 2002, с.133-140.
  2. Айзенк Г. Структура личности. — СПб, 1999.
  3. Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста. Дис. … канд. психол. наук. — Самара, 2002.
  4. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. — СПб., 1995.
  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 2000.
  6. Изард К. Эмоции человека. — М.,1980.
  7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002.
  8. Кемпински А. Психопатология неврозов. — Варшава, 1975.
  9. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.
  10. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь.1970.
  11. Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001 .
  12. Прихожан А.М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., 2000.
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.,1999.
  14. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. — СПб.,2001.
  15. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. — М., 1997.
  16. скачать файл doc rar pdf вернуться к списку

Распространенные виды страхов у детей

Теории Захарова об особенностях формирования фобических расстройств у детей используются специалистами и сегодня. По его классификации дошкольникам относят от 12 до 15 различных видов страха. Наиболее распространенные из них:

  • страх смерти родителей;
  • боязнь посторонних людей;
  • страх темноты;
  • ночные страхи;
  • страх воды, огня или высоты;
  • страхи кошек, собак или других животных.

Не менее распространенными также являются и страх перед родителями, боязнь быть наказанным или же страх врачей и уколов. Вариантов множество. Квалифицированный специалист, приступая к коррекции страхов детей дошкольного возраста, обязан изучить клиническую картину больного.

Ночные страхи у детей

Работа заключается в применении специальных методик, задачи которых основываются на создании доверительных отношений с больным с присущим эмоциональным контактом.

Для выявления страхов важно использовать готовую отработанную модель диагностики с применением специальных опросников или игр.

«Рабочий инструмент подросткового психолога»

Уверена, что данный сборник существенно облегчит вашу работу и хочу предложить Вам решение, способное здорово повысить эффективность работы, сэкономив силы и время.

Работа любого профессионального психолога начинается с диагностики. Методики и тесты для работы приходится искать в книгах или в сети Интернет.

Прежде, чем применить найденный тест, бланк приходится «подгонять» под нужный формат листа, на что требуется немало времени.

Поэтому, как правило, у каждого практикующего психолога есть определённое количество готовых к применению методик, которыми он привык пользоваться.

Имея под рукой большой выбор готовых для применения тестов, практический психолог значительно улучшает качество и эффективность своей работы.

Проверьте свой набор методик, — возможно, есть более простые в применении тесты.

Весь стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.

Вы можете распечатать сразу все тесты и методики, а можете распечатывать выборочно только те, которые нужны для диагностики подростков именно сейчас.

Возрастные этапы формирования страхов

Учеными доказано, что возникновение страхов зависит от возраста детей, а также уровня психического развития. Появление отклонений в особенностях развития, является следствием эмоциональной чувствительности и мнительности детей. Свое влияние оказывают и родители, которые могут с беспокойством и чрезмерной опекой вызвать страх перед воображаемыми или реальными раздражителями. Особенно это касается девочек.

С рождения страх проявляется на уровне инстинктов. Под действием окружающего мира он может трансформироваться с восприятием «своего» и «чужого», «плохого» и «злого» и т.д. Взрослея, дети становятся менее зависимыми от инстинктов, и их страхи становятся более реальными, имеющими под собой определенную основу.

Страхи у новорожденных

У новорожденных определение страхов затруднено особенностями развития. Ученные уверены, что выявлять определенные признаки можно только с семимесячного возраста. Сами же разновидности тревожности чаще связаны с защитным механизмом, проявляющимся на инстинктивном уровне:

  • страх приближения большого предмета;
  • страх громких звуков;
  • боязнь яркого света.

В течение первого года жизни эти страхи исчезают. У ребенка развивается чувство привязанности к матери, и он уже боится ее упускать из виду. Такое явление является следствием зарождения эмоциональной привязанности к матери. При нормальном течении жизни новорожденный постепенно перерастает такую проблему, все чаще отпуская близкого человека от себя.

Ребенок боится чужих людей

С 8 месяцев развивается боязнь незнакомых людей. Она связана с пониманием принципов «свое» и «чужое». Замечая незнакомцев, ребенок находит признаки отличия их от матери или отца. Признаками появившихся проблем могут являться:

  • плохой сон;
  • капризность;
  • легковозбудимость;
  • беспокойство;
  • неустойчивость настроения.

Это влияет на формирование личностных качеств, адаптивные функции и установление характера. Важно устроить ребенку максимально благоприятные условия жизни, избавить его от стрессов, длительных поездок, переездов и т.д.

2-3 год жизни

Со второго года дети меньше испытывают неосознанную боязнь. Они начинают активно познавать мир, получая первый жизненный опыт. Появление страхов может являться следствием этих процессов. Дети в этом возрасте могут бояться:

  • резких звуков;
  • боли;
  • высоты;
  • остаться в одиночестве.

На третьем году жизни дети начинают активнее воспринимать информацию от родителей. У них развивается чувство ответственности за собственные поступки. У трехлеток появляется боязнь наказания.

Нередко влияют и случаи агрессии со стороны животных, которые также могут стать причиной расстройств. Особенно это касается собак. В этот период важно, чтобы дети научились выражать свои мысли, делиться переживаниями со своими родителями. Задача же взрослых связана с оказанием своевременной помощи своему, даже если некоторые страхи имеют воображаемый характер.

3-5 год жизни

Начиная с трех лет количество страхов у детей начинает увеличиваться. Жизнь в современном мире имеет свои преимущества и недостатки, трезво оценивать которые мозговая деятельность детей не в состоянии. В период с 3 до 5 лет зарождение страхов напрямую связано с окружающим миром и действиями родителей, которые бывают излишне обеспокоены или же принципиальны. Чаще всего дети этого возраста боятся:

  • боли;
  • воды;
  • замкнутого пространства;
  • одиночества;
  • транспорта;
  • персонажей из книг, фильмов и т.д.

С 5-6 лет ребенок начинает понимать, что он взрослеет, как и окружающие его близкие люди. Он может бояться как собственной смерти, так и потери своих близких. Осознание пространства и времени и необратимости последствий этих процессов может стать причиной появления страха смерти.

Страхи у старших дошкольников

Возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста часто питает силы из-за осознания социальной роли под действием ситуации в семье. Различные конфликты, болезни, вынужденная смена детского сада и др., усиливают ощущение страха, делают его более острым и непредсказуемым.

Старшие дошкольники также могут ощущать первые «плоды» от определения роли в обществе. Первые налаживания контактов со сверстниками, эмоциональная привязанность и чувства отвращения к агрессивным детям, формируют восприятие мира. Некоторые родители не контролируют свободное время своих детей, разрешая им играть в компьютерные игры, смотреть фильмы со сценами насилия и т.д. Это также может стать причиной зарождения страхов.

Понятие страха

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и потому имеет различные трактовки. Проблематика детского страха имеет в психологической науке давнюю историю. С. Холл как представитель биогенетического направления распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он заявлял, что ребенок переживает в ходе своего становления страхи, которые испытывали животные, а после люди на разных этапах антропогенеза.

Подробное исследование феномена страха в детском возрасте велось в границах психоанализа. 3. Фрейд считал, что страх – это аффект, который появляется в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) невозможно справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Данная ситуация обусловливается опасной ситуацией, и страх может быть, как ее прямым результатом, так и предвосхищением возможного ее повторения

Определение 1

Страх ‒ внутреннее состояние, вызванное грозящим действительным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии он считается негативно окрашенным процессом эмоциональной сферы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Диагностика детских страхов 470 руб.
  • Реферат Диагностика детских страхов 270 руб.
  • Контрольная работа Диагностика детских страхов 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 2

Детские страхи ‒ эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (воображаемой или реальной) или на опасный в понимании детей объект, которые переживаются ими как дискомфорт, желание спрятаться или убежать.

Первичная эмоция страха отмечается уже у новорожденных детей. После страхи социализируются и появляются как реакции на новые ситуации и объекты. Закрепление в эмоциональной сфере детей первичного страха расширяет зону его социальных страхов, увеличивает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи формируются при нехватке тепла и принятия родителей, когда дети не ощущают себя в безопасности. У таких детей часто формируется страх школы. Страхи детей могут выражаться в невротических реакциях и психосоматических расстройствах.

Детские страхи обусловлены возрастными особенностями развития и носят временный характер. Понимание причин формирования детских страхов помогает их разрешить.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Основные методики диагностики страхов

Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.

Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:

  • «Страхи в домиках»;
  • «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
  • «Мои страхи»;
  • «Рисунок семьи».

Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.

Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента. Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха.

Страхи в домиках

Эта методика разработана психологом М.Панфиловой. Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.

После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.

Страх, когда я сплю и бодрствую

Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.

Задание нарисовать свой страх

Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами. Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции. Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.

Мои страхи

Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.

Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета.

Рисунок семьи

Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.

Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:

  1. Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
  2. Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
  3. Кто в семье имеет какую роль?
  4. Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
  5. Кто из персонажей самый грустный?
  6. Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?

Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует о том, кого бы семья оставила дома.

Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу

Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Выявление тревожного ребенка в группе

Работа с дошкольниками может проводиться и на групповых занятиях. Одним из способов выявления тревожных детей является определение признаков страха по системе, созданной Г. Лаврентьевой и Т. Титаренко. Опросник включает 20 основных пунктов, каждый из которых требует определенного наблюдения специалиста за детьми.

Специалист оценивает, может ли тот или иной дошкольник:

  1. Играть не уставая.
  2. Жаловаться, когда ему снятся кошмары.
  3. Подвергаться частой смене настроения.
  4. Иметь проблемы с аппетитом.
  5. Сдерживать слезы при конфликтах.
  6. Иметь проблемы со сном.

Для обозначения ответов по пунктам строится таблица с фамилиями детей. Напротив каждого вопроса специалист ставит «плюс» или «минус». Подсчитывается общее количество знаков в колонке каждого тестируемого. Уровень тревожности определяет количество «+»:

  • 1-6 – низкая;
  • 7-14 – средняя;
  • 15-20 – высокая.

Такая методика в индивидуальной диагностике неэффективна. Ее задача – выявлять тревожных детей, а не выяснять особенности их страхов.

Стимульный материал методики «Шкала тревожности»

Инструкция

Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр: 0, 1, 2, 3, 4.

  • Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру — 0.
  • Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1.
  • Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру — 2.
  • Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3.
  • Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру — 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Вопросы методики

  1. Отвечать у доски
  2. Пойти в дом к незнакомым людям
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
  4. Разговаривать с директором школы
  5. Думать о своем будущем
  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить
  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают
  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
  9. Пишешь контрольную работу
  10. После контрольной учитель называет отметки
  11. На тебя не обращают внимания
  12. У тебя что-то не получается
  13. Ждешь родителей с родительского собрания
  14. Тебе грозит неудача, провал
  15. Слышишь за своей спиной смех
  16. Сдаешь экзамены в школе
  17. На тебя сердятся (непонятно почему)
  18. Выступать перед большой аудиторией
  19. Предстоит важное, решающее дело
  20. Не понимаешь объяснений учителя
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе
  22. Сравниваешь себя с другими
  23. Проверяются твои способности
  24. На тебя смотрят как на маленького
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)
  27. Оценивается твоя работа
  28. Думаешь о своих делах
  29. Тебе надо принять для себя решение
  30. Не можешь справиться с домашним заданием

Как определить у дошкольника страх разлуки

Обследование у младших школьников, а также у дошкольников об их адаптивности в социальной группе часто показывает наличие у детей страха разлуки с родителями. Основная особенность такой тревожности в том, что ребенок преодолевает чувство собственной привязанности к близким, что благоприятно сказывается на его личностном развитии. Для самого ребенка это мучительно.

Психологи П. Бейкер и М.Алворд создали эффективную методику выявления детей, страдающих от страха разлуки с близкими. Учеными были установлены признаки, по которым каждый детский психолог может определить страдающего:

  1. Постоянные расстройства ребенка, его печаль после ухода родителей.
  2. Беспокойство о взрослом.
  3. Постоянное беспокойство о том, что родные не заберут его домой.
  4. Систематический отказ идти в детсад.
  5. Систематически возникающий страх оставаться в одиночестве.
  6. Страх засыпать одному и ночные кошмары.

Также следует учитывать и наличие жалоб у детей по их состоянию здоровья. Страх расставания, воздействия на психику дошкольника могут вызвать признаки наличия различных болезней. Важно своевременно выявлять их и фиксировать.

Как помочь в избавлении от страха

Родители поступают неправильно, когда говорят мальчику, что мужчины ничего не боятся. При правильном и здоровом развитии боязнь в меру – это нормально, в 16 лет страхов уже нет.

Советы при частых страхах у пугливых детей:

  1. Избегать наказаний за боязнь.
  2. Не смеяться и не говорить, что малыш притворяется, не называть страх глупостью.
  3. Нельзя заставить насильно сделать то, чего ребёнку сделать страшно.
  4. Запретить просмотр страшных фильмов и чтение книг.

Почему возникают невротические страхи, требующие лечения:

  • Под влиянием психического потрясения, жестокости, травмах, тревожности взрослых, семейных ссор;
  • Ситуация, вызвавшая ужас вместо страха;
  • Затяжной страх, который нарушил состояние организма;
  • Упорное уклонение от ситуаций, вызывающих боязнь.

Правильная помощь:

Чувствуя страх, ребёнок думает, что это опасность. Взрослые настойчивыми расспросами о причине только обостряют и закрепляют проблему.

Стоит дождаться добровольного рассказа или узнать наводящими вопросами. Выслушав, успокоить и объяснить, что мама рядом, его любят и защитят. А малыш, после выплёскивания эмоций, быстрее успокоится.

Помощники – дополнительные защитники: любимые игрушки, детское оружие, одеяло, фонарик. Стоит научить правилам, объяснив, что они помогают.

Совместное чтение и просмотр мультиков, где страх становится вымыслом. Помогает справиться с боязнью придумывание сказок с превращениями злого персонажа в доброе существо. Рисуйте с ребёнком страх, уничтожьте его.

Вовремя укладывайте ребёнка спать, сопровождая придуманным ритуалом – чтение перед сном, укладывание игрушек или другое.

Малыш, заранее подготовленный к посещению детского сада или дошкольник к учёбе в школе, не испугаются нового общества и обстановки.

Труднее справиться с собственными страхами и не показывать их сыну или дочке. Если ребёнок видит, что нет ничего страшного, то и не будет бояться.

Справиться с боязнью посещения доктора поможет игра в больницу, а не бояться темноты – игра в разведчика. Чаще хвалите за смелость и сообразительность.

Беспокоить должны ситуации со страхом после 10-летнего возраста. Это предпосылки к тяжёлым неврозам, возможная наркомания и алкоголизм с возрастом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]