Детским целебральным параличом называется группа непрогрессирующих болезней хронического характера, которые проявляются разными нарушениями моторных функций в результате повреждения головного мозга. Но это не наследственная патология, а приобретенная.
Однако действие этиологических факторов может проявляться во время внутриутробного развития (из-за внутриутробной инфекции, акушерской патологии мамы, гипоксии плода и других тератогенных факторов).
Повреждения головного мозга могут проявиться при родах или в первые недели после рождения ребенка (в результате инфекций ЦНС или резус-конфликта).
ДЦП не прогрессирует, то есть со временем поражение мозга не усугубляется, двигательные дефекты можно частично корректировать. Однако при отсутствии соответствующих методических упражнений и ухода у детей могут появляться тяжелые осложнения.
Причины и факторы риска
Порок в развитии участка головного мозга может возникать как до момента рождения, так и на ранних этапах жизни.
Статистика показывает, что чаще всего ДЦП поражает недоношенных малышей (порядка половины случаев заболевания), так как они наиболее уязвимы к влияющим факторам.
Основные причины развития недуга у детей до и во время родов:
- гипоксия плода;
- крупные размеры младенца;
- неправильное положение в утробе;
- инфекции роженицы;
- узкий таз у матери;
- отслойка плаценты раньше срока;
- резус-конфликт беременной и новорожденного;
- стремительный темп родов;
- медикаментозное стимулирование родоразрешения или прокол пузыря.
К факторам, которые могут вызвать ДЦП после родов, относятся:
- серьезные инфекции (менингит, энцефалит и прочие);
- отравление свинцом;
- травматические поражения головы;
- ситуации, которые могут вызвать кислородное голодание (посторонние предметы в органах дыхания).
Все перечисленные факторы не являются стопроцентной гарантией развития недуга, но являются весомыми причинами, которые могут спровоцировать ДЦП.
Особенности двигательной коррекции при ДЦП
Наиболее часто ортопедические нарушения при ДЦП возникают вследствие нарушений двигательной активности больного. Негативные изменения в мускулатуре скелета приводят к формированию контрактур (рубцевания тканей) и нарушениям в суставе и костях. Это вызывает болевые ощущения, ограничивает движения пациента, у него появляются вынужденные (анталгические) позы.
Лечение последствий ДЦП всегда носит комплексный характер. Программа терапии зависит от степени тяжести и особенностей течения заболевания. Ортопедическая коррекция последствий ДЦП заключается в хирургическом исправлении деформаций рук, ног, суставов.
Цель оперативного вмешательства — улучшение двигательной активности ребёнка. Существует множество видов оперативных вмешательств, направленных на двигательную коррекцию последствий ДЦП у детей: пластика мышц и сухожилий, операции на костях и суставах, пластика связок, сухожилий, костей и т.д.
Выбор техник зависит от решаемых проблем и возраста пациента. Запишитесь на приём к детскому врачу-ортопеду медицинского , чтобы узнать больше о возможностях коррекции последствий при ДЦП у ребёнка. Наши специалисты оценят состояние пациента и составят комплексную программу лечения ДЦП.
Другие заболевания:
- Врожденные и приобретенные деформации стопы у детей
- Укорочение нижней конечности
Признаки ДЦП у ребенка
Врачи не в каждом случае могут заметить и определить первые признаки, поэтому неоценимая диагностическая роль отводится маме, которая проводит наибольшее количество времени с малышом.
Первые признаки
Как проявляется ДЦП у грудного ребенка (первые проявления):
- прослеживается явная асимметрия между ягодицами и туловищем в целом;
- плохо проявлен изгиб позвоночника в поясничном отделе;
- нет складки между ягодицами;
- тонус мышечной ткани в конечностях (тугие или вялые);
- мышечные судороги, параличи;
- плохой сон, тревожность, нарушение аппетита;
- ослабление мышц с одной стороны тела и повышенный тонус в другой половине, как следствие, укорочение конечностей, искривление позвоночного столба;
- движения только одной ручкой или ножкой;
- ребенок не может самостоятельно поворачивать голову.
2 месяца и старше
Симптоматика церебрального паралича у грудничка от 2 месяцев:
- дрожание конечностей при попытке поднятия;
- жесткость в руках и ногах при движениях;
- малышу сложно контролировать голову при попытке ее поднять;
- проблемы в процессе кормления (слабость сосательного рефлекса, затруднены укусы, упирается язык).
6 месяцев и старше
Признаки недуга с полугода:
- сложно перевернуться самостоятельно набок;
- малыш не контролирует процесс подъема головы;
- проблемы с кормлением продолжаются;
- ребенок протягивает одну руку, а вторая сжимается в кулак.
10 месяцев и старше
Симптоматика в возрасте от 10 месяцев:
- малыш не может сам садиться и оставаться в таком положении без посторонней помощи;
- не пытается разговаривать;
- не отзывается на свое имя;
- при перемещении использует одну руку и ногу, а противоположные тащит следом.
12 месяцев и старше
Признаки недуга от года:
- не ползает самостоятельно;
- не может стоять без посторонней помощи;
- не произносит простые слова;
- не ищет игрушки, которые прячутся в его присутствии.
О симптомах детского церебрального паралича следующее видео, снято ТВЦ программа «Врачи».
КЛАССИФИКАЦИЯ
В настоящее время мы, в клинике Времена года, придерживаемся классификации и терминологии согласно МКБ-10:
Класс VI БОЛЕЗНИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Церебральный паралич и другие паралитические синдромы (G80 — G83)
- G 80. Детский церебральный паралич
- G 80.0. Спастический церебральный паралич
- G 80.1. Спастическая диплегия
- G 80.2. Детская гемиплегия
- G80.3. Дискинетический церебральный паралич. Атетоидный церебральный паралич
- G80.4. Атактический церебральный паралич
- G80.8. Другой вид детского церебрального паралича Смешанные синдромы церебрального паралича
- G80.9. Детский церебральный паралич неуточнённый
- G 81. Гемиплегия
- G 81.0. Вялая гемиплегия
- G 81.1. Спастическая гемиплегия
- G81.9. Гемиплегия неуточнённая
- G 82.0 Вялая параплегия
- G 82.1 Спастическая параплегия
- G 82.2 Параплегия неуточнённая
- G 82.3 Вялая тетраплегия
- G 82.4 Спастическая тетраплегия
- G 82.5 Тетраплегия неуточнённая. Квадриплегия
- G 83.0 Диплегия верхних конечностей
- G 83.1 Моноплегия нижней конечности. Паралич нижней конечности
- G 83.2 Моноплегия верхней конечности. Паралич верхней конечности
- G 83.3 Моноплегия неуточнённая
- G 83.4 Синдром конского хвоста. Неврогенный мочевой пузырь, связанный с синдромом конского хвоста
- G 83.8 Другие уточнённые паралитические синдромы. Паралич Тодда (постэпилептический)
- G 83.9 Паралитический синдром неуточнённый
Наиболее распространенные формы детского церебрального паралича:
Спастическая диплегия
(«Тетрапарез со спастикой в ногах», по Michaelis)
Наиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная ранее также под названием «болезнь Литтля». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование выраженных деформаций позвоночника и суставов, вплоть до развития контактур. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов).
В отличие от спастической квадриплегии, больше поражены задние и, реже, средние отделы белого вещества. При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (парез), с выраженной спастикой преимущественно в ногах. Наиболее распространённые проявления — задержка психического и речевого развития, наличие псевдобульбарного синдрома, дизартрии. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, сложные нарушения остроты зрения, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта, в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация). Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.
Спастическая тетраплегия
При большей выраженности двигательных расстройств в руках может использоваться уточняющий термин «двусторонняя гемиплегия».
Одна из самых тяжёлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. У недоношенных основной причиной при перинатальной гипоксии является избирательный некроз нейронов.
Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (парез); псевдобульбарный синдром, нарушения зрения, когнитивные и речевые нарушения. У 50% детей наблюдаются эпилептические приступы. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Тяжёлый двигательный дефект рук резко ограничивают возможности самообслуживания и передвижения, но в некоторых случаях при длительном специализированном лечении, удается добиться хороших результатов.
Гемиплегическая форма
Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый) геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия. Ишемический инсульт (инфаркт мозга) или внутримозговое кровоизлияние обычно происходит в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой артерии) у доношенных детей. Уровень социальной адаптации как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка.
Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития.
Дискинетическая форма
(Иногда используется и термин «гиперкинетическая форма»)
Одной из самых частых причин данной формы является перенесённая, гемолитическая болезнь новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Также причиной является status marmoratus базальных ганглиев у доношенных детей. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Гиперкинезы обычно сопровождаются повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи (парезы). Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии.
Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Выделяются атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты данной формы ДЦП.
Атаксическая форма
Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врождённой аномалии развития.
Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.
Смешанные формы
Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Однако в ряде случаев сочетание спастической и дискинетической (при сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии и другие индивидуальные сосбенности, которые затрудняют определение формы ДЦП.
Виды и симптомы
Церебральный паралич делится на несколько видов в зависимости от зоны нарушений в головном мозгу, а также характерных проявлений заболевания. На основании типа недуга доктора разрабатывают методику его лечения.
Виды ДЦП у новорожденных (симптомы и причины формирования):
- Диплегическая форма. Формируется в результате повреждения ЦНС в период беременности. К основным признакам относятся резкое появление мышечного тонуса, отсутствие желания сесть или перевернуться. Наблюдается отставание в умственном и физическом развитии. При попытке поставить малыша мышцы реагируют мгновенным ростом тонуса. Ребенок обычно ходит на носочках, соприкасаясь коленями и выдвигая одну ногу вперед другой.
- Гемиплегическая. Поражается одно из полушарий мозга вследствие инфекции в период беременности или кровоизлияния в момент родоразрешения. Наблюдается постоянное напряжение мышечной ткани, движения ребенка имеют непроизвольную форму, не подчиняются его желаниям.
- Гиперкинетическая форма. Развивается вследствие повреждения подкорковых нервных узлов из-за иммунной несовместимости с матерью. Движения малыша выглядят неловко, он принимает неудобные позиции. Это следствие нестабильности тонуса мышц, который переходит из одного состояния в другое.
ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ с ДЦП
- При ДЦП или некоторых других поражениях у ребенка отсутствует навык обычных целенаправленных движений, зачастую ребенок в 10-12 лет не может самостоятельно сидеть, никогда не ходил, т.е. функция пребывания в вертикальном положении и функция ходьбы неизвестна ребенку.
- Требуют первичной разработки (обучению) обычные произвольные движения, связанные с бытовым самообслуживанием, и пользованием привычными, здоровому человеку предметами (взять и положить предмет, застегнуть расстегнуть пуговицу, нажать кнопку и т.п.)
- В этом случае речь идет не о восстановлении утраченных функций, а о воссоздании пропущенных функций физического развития свойственных возрасту, т.е. обучении пребывания в вертикальной позе, обучение ходьбе (фазовая подвижность).
- Почти всегда имеет место несоответствие между физическим и психическим развитием, свойственное определенному возрасту.
- Еще одна немаловажная проблема состоит в том, что при ДЦП длительность, регулярность, преемственность лечения имеет ключевое значение, поскольку ребенок растет и эффект достигнутый за какой то отрезок времени (месяц-два) может нивелироваться в связи сростом ребенка (ложное прогрессирование, быстрое формирование контрактур и т п.), в связи с этим, лечение должно быть постоянным и длительным.
- Задача обучения родителейне менее тяжелая, чем лечение ребенка, особенно учитывая современную доступность информации, форумы и массу шарлатанства.
- Строгая индивидуальность, дозированность, постепенность.
Вальгсная деформация ног (вначале лечения)
Тот же пациент через 2 месяца ( появления вальгусной деформации радикально уменьшились) Применялись методы восстановительного лечения в клинике «Времена года», без операций.
Диагностика
В первую очередь следует обратить внимание на детей из группы риска:
- недоношенных;
- с дефицитом веса;
- инфицированных в период беременности;
- имеющих ниже пяти баллов по шкале Апгар;
- с серьезной степенью желтухи;
- а также если при родах применялись акушерские инструменты.
Своевременное обследование таких малышей может существенно улучшить результаты дальнейшего лечения в случае определения признаков и диагноза ДЦП.
Этапы медицинского диагностического исследования:
- Сбор анамнеза – как протекала беременность, наличие сопутствующих заболеваний, как проходил процесс родов.
- Опрос о развитии малыша с целью выявить наличие отставаний.
- Физический осмотр – тонус мышц, состояние позвоночника, уровень слуха и зрения.
- УЗИ (ультразвуковая диагностика) головного мозга – проводится в случае явных признаков недуга.
- Электроэнцефалография – при наличии судорог.
- Компьютерная и магнитно-резонансная томография – определяет уровень повреждения головного мозга, наличие кист, образований и кровоизлияний.
Методы лечения
Основная задача методик восстановления при ДЦП – разработка мышечной ткани, нормализация тонуса. При постоянных занятиях с малышом можно добиться возможности вести во взрослом возрасте приемлемый образ жизни. Но стоит помнить, что лечение церебрального паралича не является одномоментным и быстрым, оно длится в течение всей жизни.
Физиотерапия
Данный метод терапии способствует снижению тонуса мышц. Важен комплексный подход и разработка врачом курсов из разных процедур, схем их чередования и продолжительности.
Варианты физиотерапевтических методов лечения:
- электрофорез;
- парафинотерапия;
- светолечение;
- магнитотерапия;
- квант-камера (воздействие лазерным душем);
- шиацу;
- иглорефлексотерапия.
ЛФК
Лечебная физкультура должна быть у ребенка с ДЦП на постоянной основе. Это ежедневный комплекс упражнений, который корректируется в зависимости от состояния здоровья и особенностей развития малыша. Физическая нагрузка должна быть дозированной с плавным ее увеличением.
ЛФК состоит из таких блоков упражнений:
- растяжка;
- постановка правильной ходьбы;
- действия на расслабления мышечной ткани, уменьшение тонуса;
- увеличение амплитуды движений;
- рост силы мышц;
- ходьба по наклонной поверхности для тренировки равновесия.
Упражнения при ДЦП
Бобат-терапия
Основа подхода – это использование таких положений тела, при которых врач производит стимуляцию движений за счет задействования суставов, а также растяжения коротких мышц и укрепления вялых. С помощью упражнений снижается уровень дисбаланса туловища, закрепляются освоенные движения и разучиваются новые.
В процессе курса лечения физиотерапевт задействует максимальное количество частей тела, используя изученные навыки, а также расширяя диапазон физических умений. При выходе из равновесия определенного участка доктор направляет движения, обеспечивая баланс и слаженную работу между разными участками туловища и конечностей. Тренировочный процесс начинается с упражнений на мячах, далее переходит к роллам и потом уже к матам. Комплекс упражнений разработан таким образом, что охватываются все блоки для развития тела (растяжка, разработка суставов, активные движения).
Метод Войта
Данный тип терапии подразумевает давление врачом на определенные зоны тела в разных положениях (на спине, животе, боку).
Метод Войта автоматически приводит тело к двум типам движений:
- рефлекторное ползание – положение на животе, активируется способность ползти у ребенка;
- рефлекторное переворачивание – положение на спине или боку, малыш из исходной позиции переходит в позу на четвереньках.
При воздействии на нужные зоны организм рефлекторно координирует и активирует все мышцы, задействуется центральная нервная система. Таким образом формируется навык движений.
Применение вспомогательных устройств
В процессе лечения ДЦП используются различные вспомогательные методики:
- Кинезиотейпинг. Используются специальные ленты из хлопковой ткани, которые активизируются за счет тепла тела. Их накладывают вдоль мускулатуры для фиксирования больных суставов, сухожилий, мышечной ткани, снижения болевых ощущений, расслабления. Применение методики не препятствует движениям, позволяет вести привычный образ жизни, принимать душ, плавать в бассейне. Кинезиотейпинг дает возможность людям с нарушениями двигательной способности самостоятельно себя обсуживать в бытовых ситуациях.
- Занятия на беговой дорожке перед зеркалом. Позволяет выработать навыки правильной ходьбы.
- Специальные велосипеды для деток с ДЦП. Во время занятий происходит формирование корректных движений нижних конечностей.
- Упражнения на батуте. Тренировка вестибулярного аппарата.
Занятия с логопедом и психологом
Такие сеансы входят в базовую схему лечения детей с ДЦП, так как способствуют умственному развитию малыша и его социализации. Логопед учит ребенка правильно разговаривать, может использоваться техника специализированного логопедического массажа с медикаментозным лечением. Комплексное применение всех описанных технологий, четкое выполнение рекомендаций доктора и любовь родителей приведут к возможности малыша с ДЦП жить полноценной жизнью.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ в клинике «ВРЕМЕНА ГОДА»
Основу нашего подхода составляет ИНТЕНСИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, базирующаяся на современной доказательной медицине. Команда специалистов в различных областях медицины формирует индивидуальный комплекс восстановительного лечения для каждого пациента. В каждом комплексе, кроме методов физической реабилитации, присутствует психокоррекция, логопедическая помощь, эрготерапия, контроль и лечение сопутствующих заболеваний. Для детей школьного возраста, дополнительно предусмотрены обучающие программы общеобразовательного и специального профиля. Много внимания уделяется специальному питанию и организации оптимального режима занятий и отдыха. Конечной целью лечения является не только максимально возможное восстановление функций перемещения, самообслуживания, но и активная социализация ребенка.
Разработанные в нашей клинике технологии физической реабилитации, с использованием достижений современной доказательной медицины в этой области, а также принципов рефлекторной локомоции Войта — формирование (восстановление) двигательных навыков, используя врожденные двигательные рефлексы, концепции Бобат — технологии борьбы со спастичностью и восстановления произвольных движений.
Технология физической реабилитации – это последовательность и содержание лечебных мероприятий направленных на восстановление произвольных движений, в объеме, достаточном для пребывания в вертикальной позе, ходьбы, двигательной активности, связанной с бытовым самообслуживанием.
Обычно, базовый комплекс, включает широкий перечень физических методов воздействия — активные и пассивные физические упражнения – кинезитерапия в зале и в воде, с использованием различных тренажеров и специальных устройств.
Физиотерапия (различные методы электрического, магнитного, ультразвукового, температурного и механического воздействия), массаж, бальнеолечение (грязевые аппликации), специальные технологии релаксации, и др.
Основные методы физической реабилитации построены в нашей клинике таким образом, что имеют влияние на управление движением телом в целом и его составные части:
- Целенаправленные отдельные движения частей тела
- Содружественные движения различных частей тела — динамические стереотипы (в частности, движения конечностей при ползании на животе, ходьбе на четвереньках, ходьбе в вертикальном положении и др.)
Контроль вертикальной позы и перемещение тела в пространстве — содержат элементарные компоненты передвижения — выпрямление тела против силы тяжести и простые целенаправленные движения, которые, путем тренировок по специальным методикам, формируют содружественные движения – динамические стереотипы, позволяющие осуществлять функцию перемещения и самообслуживания.
Основные динамические стереотипы (условные рефлексы) необходимые для передвижения и самообслуживания, для восстановления требуют достаточно много времени (как правило, не менее 4-8 месяцев). Управление осанкой и движением, активизируемое при кинезитерапии, является одной из важнейших составляющих восстановления (обучения) пребывания в вертикальном положении, ходьбе, и другим двигательным стереотипам, составляющим основу элементарной физической активности и самообслуживания.
Восстановления управления равновесием и элементарной физической активности удается добиться практически во всех случаях у пациентов с ДЦП при сохраненных базовых интеллектуальных функциях.
Занятия на имитаторе ходьбы (начало комплекса лечения)
То же через 4 недели
Видео «Комаровский о массаже при гипертонусе мышц»
На видео вы узнаете мнение врача о необходимости массажа при повышенном напряжении в конечностях. Автор – Доктор Комаровский.
У Вас остались вопросы? Специалисты и читатели сайта KROHABABY помогут вам, задать вопрос
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (100.00%)
Нет
X
Пожалуйста, напишите, что не так и оставьте рекомендации по статье
Отменить ответ
Оценить пользу статьи: Оцени автора (2 голос(ов), среднее: 5,00 из 5)
Обсудить статью: