Урок 2Информация и знания. Восприятие информации человеком

Мы все с рождения наделены способностью к восприятию окружающего нас мира через зрение, слух, обоняние, а также вкусовую и тактильную чувствительность. Однако человек не может воспринимать информацию извне одинаково хорошо всеми пятью органами чувств. У каждого из нас способность к восприятию через какой-то орган чувств значительно выше, чем через все остальные. И, в зависимости от такого преобладания, различается манера поведения человека, черты его характера и т. п.

Исходя из этого, всех людей можно разделить на три типа, в зависимости от преобладания у них того или иного способа восприятия окружающего мира:

  1. Аудиалы;
  2. Визуалы;
  3. Кинестетики.

Остановимся более подробно на характеристике каждого из названных типов.

Познавательные факты

А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:

  • Визуалы – 35%;
  • Кинестетики – 35%;
  • Аудиалы – 5%;
  • Дигиталы – 25%;

А, например, для США это выглядит немного иначе:

  • Визуалы – 45%;
  • Кинестетики – 45%;
  • Аудиалы – 5%;
  • Дигиталы –5%;

Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.

При этом учтите что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных. Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.

А теперь про каждый тип отдельно.

Дигитальная репрезентативная система

Эту систему восприятия ученые выделили не так давно. Для человека с такой реперезентативной системой на первом месте, при восприятии окружающего мира, оказываются символы – слова и числа. Их тип восприятия направлен на логическое обоснование всего, что происходит вокруг. Дигиталы превосходные стратеги. Они превосходно планируют и оперируют деталями. Решение сложных задач – их конек. Информацию обрабатывают и запоминают пошагово, последовательно, методично, логично, все раскладывая по полочкам. На обработку информации им нужно определенное время. Поэтому, новые идею, ситуации, людей воспринимают не сразу. Им нужно время, чтобы обдумать и осмыслить.

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

  1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
  2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
  3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
  4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

  • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
  • влияние ведущего канала восприятия на характер;
  • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
  • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

Повседневная жизнь и деятельность человека связаны с многочисленными потоками информации. Информация может быть представлена в следующих видах:

  • Текстовый способ представления информации являет собой совокупность специальных символов, записанных на бумажном или электронном носителе. Такими символами являются цифры и буквы алфавита.
  • Графический способ представления информации часто используют для изображения статистических данных или в том случае, когда появляется необходимость использования наглядности для лучшего понимания текста. Для этого применяют диаграммы, гистограммы, рисунки, схемы, таблицы.
  • Телефония и радиовещание используют радиоволны и звуковые сигналы для представления информации.
  • На телевидении для представления информации используют световые сигналы.
  • Мультимедиа. Этот вид представления информации предполагает использование компьютера и объединяет в себе текстовую, звуковую, графическую информацию и видео.

Действия с информацией. Какие типы действий человек выполняет с информацией?

Ежедневно человек совершает разные действия. Он ходит, общается, платит за проезд, делает покупки, читает, ест и т.д. Этому его научили другие люди своим примером или передачей информации.

Человек совершает действия с информацией при просмотре фильма, во время игры в шашки, при решении задач, при создании рецепта блюда.

Рассмотрим подробнее, какие действия можно выполнять с информацией.


()

Поиск информации. Способы поиска информации

Что такое поиск информации? Это действия, связанные с получением информации. Рассмотрим примеры поиска информации:

  1. Чтобы добраться от одной станции метро до другой, необходимо изучить схему метро.
  2. Для получения информации о знаменитой картине можно отправиться в музей, на выставку или в библиотеку.
  3. Узнать новости можно, прочитав газеты.
  4. Изучить историю страны можно, посмотрев документальный фильм.
  5. Для приготовления вкусного обеда достаточно посмотреть кулинарное шоу, спросить совета у знакомых, поискать рецепты в интернете.

Перед началом любого действия необходимо найти информацию, которая понадобится для его выполнения, выбрать источники и средства ее получения.

Носители информации. Виды хранения информации

Для хранения информации (адреса знакомых и коллег, правила орфографии, формулы и время встречи) человек использует свою память, предметы для записи или цифровые устройства.

Речь идет о видах хранения информации и видах накопителей информации.

Какие виды носителей информации существуют?

Родоначальником бумаги и книг был Папирус (3000 лет до н.э.).

Для сохранения пейзажа художники рисовали живописные полотна на ткани.

Архитектурные сооружения архитекторов оставили память об исторической эпохе.

В 1839 году изобрели фотографию, а в 1896 году запустили киноиндустрию.

Нотная грамота позволяет хранить звуковую информацию на бумажном носителе, амагнитофоны — на магнитной ленте.

Так человек использует для хранения разного рода информации бумажный блокнот, магнитный диск, картины, кинопленку, фотографии и рисунки.


()

Сегодня появились новые виды электронных носителей информации. Это лёгкие накопители, вмещающие большой объем данных и позволяющие сохранить многовековые знания человечества:

  • карта памяти;
  • флэш-карта;
  • жесткий диск;
  • CD, DVD-диски.

Виды передачи информации

Передача информации осуществляется через газеты, телевидение, фотографии, видеосюжеты, социальные сети и т.д.

Виды информации по форме передачи характерны наличием источника и приемника информации.

Рассмотрим примеры видов и способов передачи информации на примерах.

  • Дети играют в «Морской бой», передают друг другу команды к действию. Это взаимообмен информацией.
  • Семья (приёмники информации) смотрит новости по ТВ (источник).
  • Подготовка школьником (приёмник) доклада по биологии предполагает работу со справочниками, картами, иллюстрациями, интернетом (источники).
  • Луговые цветы (источник) с помощью ароматов сообщают насекомым (приемник) о готовности нектара.
  • Медведь (приемник), анализируя изменения в природе (источник), узнает о наступлении зимы и ложится в спячку.


()

Все реже человек получает информацию от природы. Чаще он использует приборы или современные виды каналов передачи информации: телефон, компьютерная сеть, телеграф, радио, интернет.

Выделяют виды источников информации и их характеристики:

Первичные источники – это исходная информация: результат опыта на уроке химии или исторический документ (Первый указ Петра 1, Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»).

Вторичные источники – преобразованная информация после обработки: статья в газете о прошедшем событии на основе первичных источников и рассказа очевидцев.

Обработка информации. Устройства обработки информации

Основное действие, выполняемое над информацией — обработка информации. Обработка информации – это обдумывание, анализирование и видоизменение информации.

Примеры обработки информации:

  • поиск главы в оглавлении учебника;
  • поиск номера телефона в справочнике;
  • перевод текста с русского языкана французский язык;
  • заполнение журнала отметок;
  • выполнение вычислений по алгебре;
  • определение времени отправления поезда «Екатеринбург — Москва»;
  • определение маршрута движения из пункта А в пункт Б;
  • кодирование информации с помощью Азбуки Морзе;
  • построение диаграммы по данным из таблицы;
  • сканирование документа;
  • разгадывание ребуса и головоломки судоку;
  • архивирование файла;
  • разбор задачи по физике;
  • составление рецепта блюда;
  • редактирование изображения;
  • форматирование текста;
  • исправление ошибок в сочинении;
  • постановка врачом диагноза болезни.


()

Без обработки информации человек не смог бы выполнять множество задач. Когда человек стоит на регулируемом перекрестке, он оценивает данные, полученные от светофора. Человек обрабатывает эти сигналы и выдаёт телу сигнал к действию: «Стоять!» или «Двигаться!».

Выделяют два вида обработки информации:

  • обработка, в результате которой получается новая информация, отличная по содержанию от начальной информации (редактирование текста);
  • обработка, в результате которой меняется форма информации, но содержание остается без изменений (форматирование текста).

Различают также осознанную и неосознанную обработку информации.

  1. Неосознанная обработка информации человеком. Однажды, дотронувшись до горячего утюга, человек получил осязательную информацию. На основе полученного опыта сделал вывод об опасности и в будущем избегает ее.

Осознанная обработка информации. Студент на лекциях изучил правила, формулы и алгоритмы решения и при выполнении домашнего задания пользуется этими знаниями.


()

Соотношение визуалов, дигиталов, аудиалов и кинестетиков

Многие ошибочно полагают, что дискреты испытывают большие трудности в общении с людьми потому, что они с трудом открываются другим, из-за чего на дискретов вешают ярлык закомплексованного и закрытого человека.


Дискреты относятся к людям довольно холодно

Возможно, по причине того, что дигиталы не любят общаться с глупыми людьми, их считают такими закрытыми.

Делить людей на умных и глупых – обычная практика для дискретов. По их мнению, большинство не заслуживают их внимания и времени.

Таким образом, общение с человеком такого психотипа может быть немного затруднительным.

В основном дискрета можно определить по его идеально ровной осанке и высокоподнятой голове. Руки дискреты в большинстве случаев держат в зарытом положении, то есть в скрещенном.

Движения таких людей будут скорее резкими, чем плавными. Можно подумать, что они очень высокомерны. Одной из основных особенностей дискрета можно назвать его манеру держать физическую дистанцию во время общения с другим человеком.

Обычно люди с дискретным психотипом достаточно образованные и умные. Во время беседы с таким человеком лучше всего опираться на факты, логические цепочки и связи. Дигитал никогда не будет с вами о говорить об эстетике окружающего мира, о его красоте и при этом восторгаться этим.

Эмпатия для людей данного психотипа – чуждое чувство. Воспринимать информацию, облаченную в эмоции, ему будет очень трудно. Поэтому, чем больше конкретики, тем больше взаимопонимания.

Как учить английский аудиалу

Аудиалы хорошо воспринимают информацию на слух. Вам нужно все услышать и быть услышанным. Аудиалы живут в мире звуков, поэтому английский довольно легко дается им на слух. Когда читаете правило в учебнике, делаете какое-то упражнение, обязательно все проговаривайте. Коммуникативная методика просто создана для вас!
Советы для аудиалов:

  • Попросите вашего преподавателя английского проговаривать всю важную информацию. После каждого нового правила пусть приводит вам яркие примеры его использования, вы быстро усвоите лексику и грамматику в контексте.
  • Слушайте различные подкасты и аудиоуроки, можно записать их на телефон. Так «учебное пособие» всегда будет у вас под рукой. Почитайте нашу статью о том, как учить английский язык по подкастам. И воспользуйтесь подборкой из 6 лучших сайтов с подкастами на английском языке.
  • Старайтесь как можно чаще говорить по-английски. Не беда, если среди ваших друзей нет желающих изучать иностранный язык. Вы можете говорить сами с собой, читать книги вслух, рассказывать себе, как прошел день.
  • Ваше слабое место — правописание. Хотите писать грамотно? Не пренебрегайте домашними заданиями и «зубрежкой» сложных слов.
  • Слушайте речи известных людей на английском языке. Старайтесь подражать им, копировать акцент, интонацию, манеру разговора.
  • Почти в каждом городе есть клубы любителей английского языка или встречи каучсерферов. Там можно и самому поговорить, и послушать иностранную речь. Это бесплатные мероприятия, советуем чаще посещать их.
  • Песни, фильмы и новости на английском языке помогут вам запомнить правила употребления новой лексики в контексте.

Как определяются типы восприятия


Диагностика типа восприятия

Знание своего типа восприятия помогает человеку более эффективно обучаться. Существуют специальные методики, с помощью которых можно определить доминирующий тип восприятия.

Для начала человеку можно понаблюдать за своей мыслительной деятельностью. С чего начинается представление: с картинки (визуал) или с ощущения (кинестетик), со звуков (аудиал) или с логических смыслов (дигитал)? Кроме того, доминирующий тип перцепции выдает себя в речи: людям свойственно чаще употреблять те слова, которые имеют связь с их доминирующей перцептивной системой.

Также можно определить тип восприятия по доминирующей кратковременной памяти. Визуал – это человек, которому легче запоминать графическую информацию. Аудиал – это человек, лучше запоминающий на слух. Если для эффективного запоминания человеку требуется опираться на телесные ощущения, то он – кинестетик. Дигиталами называются тех, кто при запоминании делает упор на логику.

Кроме того, С. Ефремцевой была разработана методика определения доминирующей перцептивной модальности.

Как называется устройство обработки информации?

Исполнителем может быть не только человек, но и специальное устройство. Компьютер-отличное средство обработки информации, позволяющее решать универсальные задачи. Использование компьютерной техники говорит об автоматизированной обработке информации. Благодаря мощности процессора и объему оперативной памяти можно обрабатывать большие объемы данных в короткие сроки.

Сверхбыстродействующий инструмент, суперкомпьютер, обладает производительностью свыше 100 МФЛОПС (МФЛОПС – сто миллионов операций в секунду).


()

Технология обработки информации включает знания об инструментах и средствах, которые способны изменять объекты (данные, изображение, видео и др.).

Технологический процесс обработки информации включает:

  • сбор и форматирование данных;
  • фильтрацию и сортировку;
  • архивацию данных;
  • защиту данных;
  • транспортировку данных.

Методы обработки информации:

  1. Логические: метод сравнения, разработка системы показателей, построение таблиц и графиков, метод экспертных оценок, эвристические методы.
  2. Математические: метод группировки, метод вычислений, линейное и нелинейное программирование, метод построения дерева решений, метод анализа.

Отличия людей по психотипу

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения. Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.

Для того, чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал – произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен “видеть весь лист”. Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.

На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно.

Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Как-то я наблюдала на своем психологическом приеме одну семейную пару. Она — ухоженная, стройная, причесанная волосок к волоску блондинка, со спиной — натянутой стрункой. Ровно пристроив друг к другу свои ножки на высоких каблуках, эта красотка – женщина с гордо поднятой головой изящно восседала на краю кресла. «Очень неудобная, но эффектно выглядящая поза», — подумалось мне.

А он же грузный, приземистый, в растянутом свитере и в широких джинсах мужчина средних лет, небритый, на вид неряшливый. При этом в отличие от своей демонстрирующей идеальную внешность супруги, он всем своим существом транслировал вовне ощущение свободы: в открытой расслабленной позе он разместился на диване поближе к форточке и мерно дышал, вбирая в себя свежий воздух.

Что такое систематизация информации?

Систематизация информации – это обработка информации, которая приводит к определенному виду: план, список, таблица, диаграмма или схема. Систематизировать можно товары в магазине игрушек, список учеников в классе, адреса друзей в адресной книге и др.

Microsoft Excel–одна из программ для систематизации информации. Она позволяет структурировать информацию, осуществлять сортировку и фильтрацию, проводить вычисления по формулам, строить графики.

Сортировка может осуществляться по алфавиту, в хронологической последовательности, по номерам (в порядке возрастания или убывания), по дате и времени.


()

Описание каждого типа восприятия

Определить такого человека можно по ряду признаков:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Каждый тип восприятия имеет свои особенности. Стоит разобраться, кто такой визуал, аудиал, кинестет и дигитал.

Как учить английский дигиталу

Дигиталам стоит использовать самые разные методы изучения английского, чтобы достигнуть желаемого результата. Вот мы и дошли до смешанного типа. Думаем, многие уже догадались, что дигиталам лучше всего использовать все вышеприведенные советы в комплексе. Но есть и несколько особенностей:

  • Дигиталы любят четкие правила, формулы. Рекомендуем заниматься по современным аутентичным учебникам английского языка. В них по полочкам разложена грамматика английского языка, приведены различные учебные таблицы и схемы.
  • Вам важна логика построения материала, поэтому мы советуем заниматься с преподавателем. Без помощи опытного наставника составить эффективную и логичную программу обучения фактически невозможно.
  • Попробуйте объяснить изученный материал другому человеку. При этом вы «пропустите его через себя», самостоятельно подготовите план логичного изложения информации. Используя такой прием, вы хорошенько разберетесь даже с самым сложным материалом и надолго закрепите его в памяти.

Таковы наши рекомендации, но не забывайте, каждый человек уникален. Выбирайте те способы обучения, которые вам по душе. Надеемся, теперь вам будет легче изучать английский язык. Желаем увлекательных и эффективных занятий!

Как влияет тип восприятия на процесс обучения

Знание особенностей собственной перцептивной системы помогает организовать процесс обучения.

Процесс представления информации для визуалов должен сопровождаться наглядностью. Они обладают хорошими навыками работы с текстом, при желании быстро осваивают методику скоростного чтения. Хорошо запоминают информацию, составляя интеллектуальные карты или графики, работая с демонстрационными моделями, добывая знания в ходе экспериментальной деятельности.

Важно! Посторонние звуки не помешают сосредоточенности визуала. При включенном телевизоре он сможет так же качественно подготовиться к экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине.

Основным каналом восприятия учебного материала для ребенка-аудиала является слух. Для него комфортны лекции. Новый материал прекрасно усваивает, участвуя в дискуссиях, беседах.

Для кинестетиков процесс обучения должен предполагать возможность движений и практических действий. Наиболее подходящими формами организации учебного процесса для него являются практические и лабораторные работы.

Важно! У этих людей неустойчивое внимание. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую.

Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им подходит компьютеризированное обучение. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую основу, а новая информация наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира.

Как учить английский визуалу

Визуалам легче усваивать новую информацию при помощи зрительных образов. Вам идеально подойдут все способы изучения английского с помощью картинок. Не пренебрегайте пособиями и различными учебными материалами, они помогут закрепить в памяти информацию, услышанную от преподавателя.
Советы для визуалов:

  • Вам нужно не только услышать информацию, но и увидеть ее. Поэтому советуем записывать все, что хочется заучить и надолго запомнить. Можно не только писать новое слово, но и рисовать к нему маленькую картинку-ассоциацию.
  • Совет для начинающих: хорошая зрительная память позволяет использовать следующий действенный метод изучения новой лексики: подпишите предметы в доме. Постоянно наталкиваясь взглядом на слова, вы буквально за неделю значительно расширите свой лексический запас.
  • Учите английский в картинках, ознакомьтесь с нашими рекомендациями в статье «Веселые картинки: 8 нескучных способов изучения английского языка».
  • Для изучения большого количества новых слов, идеально подойдут так называемые словари в картинках (Picture Dictionary).
  • Заведите дневник или блог в интернете, старайтесь ежедневно делать записи на английском языке.
  • Если вы учите английский язык по Скайпу, используйте веб-камеру, для вас важно иметь зрительный контакт с преподавателем.
  • У визуалов иногда возникает проблема с восприятием иностранной речи на слух. Все мы слышали о языковом барьере и почти ничего не знаем о «слуховом», а встречается он довольно часто. Но от этой проблемы можно избавиться, если постоянно практиковаться в аудировании, приучать уши слушать английскую речь.
  • Смотрите фильмы, сериалы, новости, видеоролики с субтитрами. Постепенно ваши уши привыкнут к звучанию английской речи, и можно будет смотреть видео без текста.
  • После того как начнете воспринимать речь на слух, начните изучать англоязычные аудиоуроки. Используйте специальные материалы для начинающих: на таких записях носители говорят медленно и внятно.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]