Классификация и примеры
Классификация мышления отражает его развитие в человеке по мере становления его нервной системы и психики.
Выделяют несколько типов мышления:
Наглядно-действенное
Эта форма развивается у человека раньше остальных и характерна для детей первых лет жизни.
Суть этого мышления сводится к конкретным действиям, через которые познается окружающая обстановка.
При этом у личности формируются «да-нет» установки, то есть какие действия несут что-то полезное и важное, почему стоит ихх повторять и говорить им «да», а какие наоборот могут принести вред, поэтому следует их избегать.
Таким образом формируется первый опыт, основанный на действительном познании.
Развитие этого типа мышления неслучайно в раннем детском возрасте, когда ребенок познает мир через органы чувств и свои собственные манипуляции: ползает, трогает, пробует на вкус и на ощупь.
При этом возникают ощущения со всех органов чувств, что и создает информационную базу данного типа мышления.
Однако оно актуально и в более взрослом возрасте но как элемент мышления: наблюдение за действиями объекта формирует наглядный образ, также работает и собственный деятельный опыт.
Можно сказать что это тип более примитивен и прост, однако достаточно эффективен в определенных ситуациях: обучении двигательным навыкам, освоение работы, требующей мелкой моторики, подражательном обучении и поведении.
Пример: опознавание движущихся объектов ребенком по характерному звуку (голос мамы), во взрослом возрасте избегание контакта с агрессивными людьми или злой собакой во избежание конфликта (опытным путем — действием установлены нежелательные последствия или же наблюдались таковые).
Наглядно-образное
Формируется следующим, в возрасте от трех лет. При этом типе мышления уже нет необходимости потрогать предмет и совершить с ним какое-то действие, человек вместо этого начинает представлять как бы он это сделал и ощутил.
То есть у личности формируются образы. И это неслучайно. В раннем детском возрасте происходит богатое накопление информации, полученной строго опытным путем «осматривания» и «ощупывания» окружающего мира.
По достижении определенного багажа таких знаний ребенок начинает додумывать и представлять как явление или предмет, так и целую ситуацию. С этим тесно связано бурное развитие воображения в детском возрасте, которое также можно представить как наглядно-образное мышление.
При этом нет еще способности абстрагироваться от ситуации и добавить понятийное восприятие действительности.
Наглядно-образное мышление во взрослом возрасте активно используется людьми творческих профессий, а также и в повседневной жизни, куда можно отнести непосредственное наблюдение за миром при помощи представлений и образов в условиях недостатка информации.
Пример: представление результата простой мозаики при игре у детей, у взрослых планирование интерьера квартиры в соответствии с образами.
Конкретно-предметное
Занимает следующую ступеньку эволюции мышления и активно формируется в возрасте 5-7 лет.
Его еще называют конкретно-действенным поскольку реализация этого мышления осуществляется в каких-либо профессиональных трудовых или обучающих условиях, когда человек на основе представлений и образов моделирует действие.
Таким образом нарабатываются навыки в детском возрасте и структурируется рабочий и образовательный процесс в старшем.
Этот тип как бы является синтезом двух предыдущих: познание мира происходит при помощи действия, и оно же и является конечным результатом, но вот реализация этого осуществляется при помощи наглядных конкретных образов.
Пример: обучение езде на велосипеде или плаванию у ребенка, у взрослых выполнение плана — задания на работе или учебе.
Абстрактно-логическое
Является венцом развития и формируется в старшем возрасте, когда развиваются такие навыки как способность к формулированию понятий и абстракции.
Человеку при этом не нужно видеть или представлять на основе опыта что-либо, он способен синтезировать информацию сам, сопоставив имеющиеся данные.
Абстрагирование представляет собой сложный процесс представления таких понятий и явлений, которые нельзя увидеть в окружающем природном мире. Логика является абстрактным примером.
При этом активно используются логические связи, выявление и построение закономерностей. Данный вид мышления опирается на развитые умственные способности личности и ее эмоциональную зрелость.
У взрослых людей абстрактно-логическое мышление является ведущим компонентом трудовой профессиональной жизни, но его формирование начинается еще в подростковом периоде.
Пример: решение математических и логических задач, научная деятельность.
У взрослого человека могут быть использованы все эти типы мышления в определенных ситуациях, когда они подходят.
Понятие как форма познания
Начиная с наглядно-образного мышления у личности происходит становление такой формы познания как понятие.
Понятие означает объединение каких-либо свойств, которые характеризуют нечто цельное — явление или предмет.
По отдельным чертам и их взаимоотношению устанавливается этот предмет или явление, то есть они являются определяющими характеристиками. Понятийность расшифровывает значение и помогает в идентификации.
Для формирования такого инструмента восприятия необходимо накопление наглядных и практических данных о мире, которые позволяют синтезировать их в нечто собирательное и новое.
Понятие активно используется в абстрактно-логическом и предметно-действенном мышлении.
Переход у детей
Момент перехода наглядно-действенного в наглядно-образное мышление не всегда возможно точно установить, поскольку оба эти типа тесно взаимосвязаны друг с другом.
Однако развитие наглядно-образного вида тесно связано с совершенствованием зрительной функции и восприятия, что можно охарактеризовать реакциями узнавания предметов и субъектов.
Наглядно-образное мышление активно начинает развиваться при начале игры с ребенком, когда ему нужно представить какой-то образ результата и пути его достижения.
В это время возможно решение простейших практических задач: к примеру собрать пазл или цельную картинку по представлениям.
Переход мышления сложно форсировать, поскольку развитие нервной системы имеет физиологический временной промежуток, однако можно активно развивать зрительное познание при помощи различных игрушек, картинок и других развивающих средств.
Когда начинает формироваться?
Важно. Наглядно-действенная форма мышления активно формируется у детей самого раннего и младшего дошкольного возраста.
Этот процесс стартует, когда ребенок еще не может самостоятельно ничего планировать. Первые «симптомы» этой формы мышления можно наблюдать даже у семимесячных малышей. Об уровне его развития у малыша до трехлетнего возраста дает информацию период, когда ребенок решет задачи, связанные с предметами и игрушками.
В три года ребенок уже может что-то планировать. Пусть это пока и не самые смелые и уверенные планы. Из кубиков и фрагментов конструктора он уже может строить разные конструкции – от домиков до самолетов. Разбирает на частички свои игрушки, чтобы узнать из чего они, «наводит порядок» в домашних шкафах.
Именно так, с наглядно-действительного мышления, и начинается сложный, но познавательный путь длиною в жизнь.
Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Развитие мышления у дошкольников тесно связано с развитием их зрительной системы.
Так доказано, что дети имеющие проблемы со зрением более медленно справлялись с поставленными задачами по представлению и использованию образов.
Тогда как дети с хорошим зрением справлялись лучше и быстрее. Это имеет вполне логичное объяснение: четкое различение объектов дает больше деталей и соответственно больше информации.
Также в развитии наглядно-образного мышления большую роль играют родители и их участие в жизни ребенка. Совместные прогулки, получение новых визуальных впечатлений, развивающие игры вносят огромный вклад в становление этого типа мышление.
К 3-4 годам ребенок уже активно представляет виденные ранее объекты, а в более старшем возрасте способен к фантазированию и воображению.
Этот этап активно развивается при социализации личности в детских дошкольных коллективах, где включаются также обучающие элементы и идет активное общение и обмен опытом со сверстниками.
Диагностика
Для оценки степени развитости наглядно-образного мышления существует несколько простых методик:
- Метод нелепых изображений: ребенку предлагается по картинке воспроизвести в чем заключается нелепость ситуации, в которой оказался герой картинке. На этих картинках изображают различных животных, которые выполняют несвойственные им действия (мышь убегает от кота к примеру). Ребенок должен ответить на вопросы почему он решил что картинка не соответствует реальной жизни и как должно быть в природе, то есть представить другой вариант развития событий и установить структурно-логические связи.
Если справляется с семью и более заданиями, то мышление оценивается как высокоразвитое. - Контурирование: дается задание дорисовать изображение. Картинки выбираются простые и знакомые для ребенка: игрушки, геометрические фигуры, животные. При этом оценивается скорость и точность реакции. Если справляется за полторы минуты,это указывает на развитое наглядно-образное восприятие окружающего мира.
- «Собери картинку» — ребенку предлагается подобрать из предложенных вариантов завершение изображения. Здесь также выбираются несложные и знакомые фрагменты, для успешного восстановления целой картинки необходимо подключить воображение и память, а также применить метод исключения. Это тест считается успешным если ребенок правильно подобрал фрагменты в пределах нескольких минут.
- «Лишний» — данная методика основана на нахождении общего и различного и выборе лишнего изображения. Могут даваться схожие по определенным группам признаков картинки, в которых нужно выбрать неподходящий всей группе вариант.
Ведущий вид мышления
Старший дошкольный возраст это период 5-6 лет. Уникальное время для малыша, который впитывает информацию, как губка. Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста – наглядно-образный, но уже начинает формироваться и логическое. Малыш становится способным работать с несложными схемами и таблицами, делать выводы, находить общее между предметами, может выбрать правильные ответы в сложных заданиях.
Урок рисования по теме «Профессии» в старших группах
Дошкольник всё больше начинает мыслить, представляя объекты, ему уже не обязательно постоянно видеть то, что является предметом его размышлений. Мышление становится более гибким, пропадает рамка, которая раньше как будто препятствовала развитию. Появляются предпосылки объяснить то или иное явление, определить закономерности процесса.
Важно понимать. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут иметь более низкий интеллект по сравнению со сверстниками, поэтому от педагога и, в первую очередь, от родителей требуется приложение больших усилий в развитии мышления малыша.
Любое нарушение в развитии, которое замечают родители, не должно остаться без внимания специалиста, который в результате обследования может указать на отсталость в развитии. Таким детям необходимы дополнительные занятия (ИЗО, ритмика, соленое тесто, конструирование), которые будут являться хорошим стимулом для развития.