Консультация для педагогов «Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста»


Соционика и другие типологии

Действия перцептивные — структурная единица процесса восприятия у человека, включающая помимо собственно психического и двигательный компонент. Д. п. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также с разного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. С понятием о Д. п. связано представление о восприятии как об активном процессе. Восприятие не пассивное «фотографирование». Это своеобразная деятельность, в которой большую роль играет движение.

Двигательные компоненты процесса восприятия подстраивают работу перцептивных систем к характеристикам объекта (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец). Примером может служить движение руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающего контур воспринимаемого предмета, движения мышц гортани при восприятии речи или мелодии. Исследование онтогенетического развития Д. п. показывает, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно Д. п. в самостоятельный процесс, направленный на создание образа предмета или ситуации. В развернутом внешнедвигательном характере Д. п. проявляется генетическая связь Д. п. с практическими действиями. Развитие Д. п. сопровождается значительным сокращением моторных компонентов Д. п., в результате чего процесс восприятия приобретает форму одномоментного акта «усмотрения».

Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы перцептивных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности. А.Г. Рузская

Новые статьи: «>ДЕМИУРГ

  • ДЕМЕНЦИЯ
  • ДЕЛЬТА-РИТМ
  • ДЕЛИРИЙ
  • ДЕЛЁЗ
  • ДЕКОНСТРУКЦИЯ
  • ДЕКАРТ
  • ДЕКАДЕНТСТВО
  • ДЕЙЧ
  • ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИЯ

Старые статьи:

  • ДЕЙСТВИЕ
  • ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
  • ДЕИНДИВИДУАЦИЯ
  • ДЕИЗМ
  • ДЕЗАДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ
  • ДЕЗАДАПТАЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ
  • ДЕЖЕРИН
  • ДЕДУКЦИЯ
  • ДЕГРАДАЦИЯ СУБЪЕКТА
  • ДЕГРАДАЦИЯ АЛКОГОЛЬНАЯ

Следующая страница >>

Пецептивная деятельность. Проблема развития восприятия в теории деятельности (А.Н. Леонтьев)

Процесс формирования восприятия осуществляется в деятельности по отношению к отражаемой реальности. Восприятие всегда включено в контекст широкой деятельности, которую оно ориентирует и регулирует. Деятельность (практическая, умственная) предъявляет к восприятию требования. Эти требования называются перцептивными задачами. Воспринимать — значит решить ту или иную перцептивную задачу, обеспечивая адекватное отражение ситуации. Чтобы перцептивная задача была решена, необходимо выполнить некоторые действия (перцептивные действия). Восприятие — система перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения, долгой практики. Перцептивные действия являются производными от практических действий. Перцептивные действия

— основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.

Так уже простейшие сенсомоторные акты (схватывание ребёнком предмета) включают в себя элементы перцептивной ориентировки (оценка удалённости предмета, скорости и направления движения, величины и формы предметов). В процессе развития ребенка элементы перцептивной ориентировки, присутствующие в практическом действии, отделяются от него и превращаются в самостоятельные перцептивные действия специально направлены на решение перцептивной задачи.

Важным фактором формирования перцептивного образа является развитие у детей сенсорных эталонов. Сенсорный эталон

— система сенсорных качеств предметов, которые выступают в качестве чувственной мерки. В ходе контактов со взрослыми ребёнок постепенно усваивает общую систему выработки эталонов. Сенсорные эталоны – это, например, шкала музыкальных звуков, решётка фонем родного языка, система геометрических форм, система оценки времени. Результатом индивидуальной деятельности ребёнка является как процесс усвоения перцептивных действий, так и эталонов. Но особое место в формировании перцептивного образа занимает формирование оперативных единиц восприятия.
Оперативная единица восприятия (лат. operatio – действие) — выделение в перцептивном поле единичных предметов. В результате развития деятельности содержание оперативных единиц восприятия меняется. В частности, при изучении телеграфного кода — как самостоятельная оперативная единица восприятия — сначала воспринимается каждая отдельная точка или тире, а затем все более длинные последовательности (буквы, слова и даже словосочетания). Переход ко все более крупным оперативным единицам восприятия, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании элементов информации, дает выигрыш в скорости восприятия.
Развитие восприятия связано со сменой оперативных единиц перцептивного образа. Пример: обучение чтению. Сначала ребёнок выделяет буквы, звук, затем слоги, слово, фраза, контекст. На первом этапе обучения имеют место самые элементарные единицы (буквы, затем слоги и т.д.).

Оперативными единицами постепенно становятся образы предметов и даже перцептивные модели целых ситуаций. Благодаря чему возникает возможность одномоментного, симультантного восприятия. Основу перцептивного образа составляют перцептивные действия. По ходу развития перцептивного образа изменяются сами перцептивные действия. Эта смена выражает в преобразовании случайных признаков групп в целостный признак. Перцептивные действия в развёрнутой внешней форме встречаются только на ранних ступенях онтогенеза. В дальнейшем они сокращаются, пока не облекаются в форму мгновенного акта усмотрения предмета (опознания) в целом. Однако задача формирования перцептивного образа может возникнуть и у взрослого человека, когда он сталкивается с новой для него действительностью. В этой ситуации процесс восприятия превращается из симультантного (одномоментного) в сукцессивный (развёрнутый) с помощью различных перцептивных действий.

У детей 5 лет отсутствует операция выделения информационного содержания, отсутствует внимание на контур фигур. У взрослых восприятие – это опознание. В развитом процессе восприятия имеются специальные опознавательные действия. С их помощью производится выделение содержания, по которому субъект может сличать предъявленный предмет с уже сформированными оперативными единицами восприятия. Опознать предмет значит его категоризировать. Опознание осуществляется быстро в том случае, если у человека определённой профессии выработаны некоторые опознавательные действия.

Развитие восприятия приводит к созданию целого алфавита оперативных единиц восприятия, т.е. определённой совокупности образов или перцептивных моделей окружения.

Образ восприятия является результатом перцептивной деятельности. Ни один сенсорный импульс не может определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, направленная на неизбежные ошибки и приводящая образ в соответствие с объектом, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действий уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту (А.Н.Леонтьев). Например, когда вы рассматриваете какой-либо предмет, то ваш взор как бы повторяет формы этого предмета.

Наиболее хорошо изучены движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа. Они делятся на два больших класса:

§ Поисковые, установочные и корректирующие, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции.

§ Движения, участвующие в построении образа, в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют:

собственно перцептивные действия опознавательные действия

-действие обнаружения -действие идентификации

-действие различения — действие опознания Теория формирования перцептивных действий (лат. perteptio – восприятие) разработана А.В. Запорожецем (1905–1981) в 1941 г. Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых „перцептивных действий“, в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. Перцептивные действия, которые реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций, рассматриваются здесь как основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Само восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве, которая Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов на основе материальных эталонов, затем (после интериоризации) образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов, при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями.

Категориальность восприятия — характеристика процесса восприятия, которая заключается в способности к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми индивидом.

^ Апперцепция, роль установки в восприятии.

Апперцепция

— влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого–либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания.

^ Селективность восприятия

(лат. selectio – отбор) — характеристика процесса восприятия, которая заключается в избирательном выделении в сенсорном поле каких–либо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как „фигура“, а все остальные объекты воспринимаются как ее „фон“. В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какой–то мере соответствуют содержанию этой задачи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]