Примеры абстрактного мышления
Абстрактное мышление поможет настроиться ребенку на взрослую жизнь. Например, в детстве есть только осознание того, что в будущем придется работать, так как деньги необходимы. Ребенок еще не понимает, что он будет делать и не осознает, чем конкретно хочет заниматься. Но принимает неизбежность устройства на работу. Поэтому, когда он вырастает, принять этот факт ему несложно. Ребенок размышлял об этом, поэтому легко принял этот факт, хотя раньше с этим не сталкивался. То же касается и планов на будущее. Невозможно знать, что ждет в жизни через несколько лет. Фантазии и планы помогут достичь целей. Будущего пока не существует, но есть стремление сделать его таким, каким оно представляется.
Фантазии
Абстракционное мышление составляет основу точных наук, например, физики, математики. Без предположений и рассуждений нельзя доказать теоремы, на которых строятся знания. Человек имеет дело с объектами, которых не видит, не может потрогать. Цифры и формулы – абстрактные понятия. С ними проводятся вычисления, их сравнивают, измеряют, работают с ними. Исследования приводят к умозаключениям
Абстрактно-символическое мышление важно для людей науки, чтобы усваивать информацию кодами и формулами
Признаки того, что у вас развито абстрактное мышление:
1. Вы тратите много времени на размышление о глобальных вопросах, таких как «Что такое смысл жизни?», или «Какова природа сознания?».
2. Вы постоянно удивляетесь и задаетесь вопросом «почему». Скорее всего, в детстве, вы надоедали другим своими бесконечными вопросами.
3. Вам не нравится заниматься чем-либо, если вы не видите на то веской причины. Вам не подходит такой вариант — «просто так».
4. Вам ужасно не нравится следовать пошаговым инструкциям и, скорее всего, вы самостоятельно во всем разберетесь.
5. Вам не нравится рутина, и вы быстро устаете, если занимаетесь одним и тем же делом снова и снова.
6. Когда вы думаете о чем-то новом, вы часто сопоставляете его с тем, что уже знаете, даже если эти идеи кажутся вам поначалу не связанными между собой.
7. У вас получается придумывать метафоры и аналогии и связывать идеи между собой новыми способами.
Тесты на определение выраженности абстрактного мышления
Прежде чем отвечать на вопрос, как развивать абстрактное мышление, нужно определить уровень его выраженности у человека. Психологи предлагают ряд методик, которые помогут определить уровень этого навыка рассуждать у человека. К таким методикам относятся:
- методика, чтобы определить тип способности мыслить. В качестве положительного результата выступает показатель преобладания абстрактно-логического склада ума. Подобные тесты выпускаются в виде опросников. Как правило, в них человеку нужно выбрать наиболее подходящее для него утверждение. Также, возможна работа с различными картинками;
- тестирования, с целью выявления причинно-следственных связей. В данных методиках испытуемому дают определенные условия, на основании которых он должен сделать логически верный вывод. Как правило, подобные тесты используются, как термины несуществующих слов, чтобы определить уровень абстрагирования человека от явных деталей;
- методики по анализу предложенных словесных комбинаций. В ходе подобных исследований испытуемый должен выявить правильную закономерность, по причине которой разнообразные словесные комбинации между собой объединяются. Затем их нужно распространить на следующие словосочетания.
Чтобы получить точные результаты, специалисты рекомендуют пройти несколько методик. Как правило, абстрактное мышление характерно для людей склонных к саморазвитию. Этим владеют люди, которые посвятили свою жизнь науке:
- математики;
- физики-теоретики;
- программисты.
Обладатели такого мышления отталкиваются от дальних понятий, а опираются на общее сведенья. За счет, специфике такого мышления, основываясь только на гипотезах, учеными были сделаны множество открытий во всех отраслях науки.
Специфика абстрактного мышления
Ученые выделяют два главных сведенья об абстракции, другими словами речь идёт о процессе, когда способность мыслить постепенно переходит к осознанию абстрактных понятий:
- Абстракция в пределах эмпирической психологии. Участники этого учения приводили абстрактное только к чувственному.
- Абстракция в рамках реалистической психологии. Ученые, которые размышляли в этом направлении отделяли абстрактное от чувственного. При этом они говорили, что именно мысль порождает абстрактное содержание явления.
Смотрите видео о тесте на абстрактное мышление.
https://youtube.com/watch?v=vnt0QeQwNao
Исходя из этого, можно сделать вывод, что абстрактное мышление свойственно только людям. Говоря об абстрактном мышлении и его формах, нельзя не сказать о том на какие цели направленно это мышление. Существует две главные цели:
- Формальная. В данном случае подразумевается выявление главных свойств, наиболее важных для теоретического анализа.
- Содержательная. В таком случае происходит вычисление качеств, которые имеют практическое значение.
Основные признаки абстрактного мышления
Изучая вопрос абстрактного мышления, следует уделить много внимания на ознакомление с его главными признаками:
- возможность сделать правильный вывод удаленно без непосредственного контакта с объектом;
- обобщение и анализ;
- умение отыскать взаимосвязь и её анализ;
- выявление точных причинно-следственных связей;
- возможность легко оперировать понятиями, которых не существует в реальном мире;
- отсутствует необходимость взаимодействовать с внешней средой, чтобы выявить её закономерности;
- поиск взаимосвязи между качественными и количественными изменениями объекта;
- чёткая систематизация полученной информации.
Абстрактное мышление считают основным инструментом в логике. Ученые утверждают, что это понятие и зародилось в рамках этой науки. Главным аспектом этого типа мышления можно назвать возможность рефлексии. Она рассматривается, как анализ собственных мыслей и шаблонов поведения в качестве чужих для их переосмысления.
Человек с развитым абстрактным мышлением может:
- логически мыслить;
- делать правильные умозаключения;
- аргументировано рассуждать;
- искать связи между событиями и объектами;
- успешно находить благоприятные условия для приобретения новых знаний;
- искать рациональные методы в решении различных проблем.
Таким образом, главным признаком этого типа мышления выделяют умение осознавать особенности своих мыслей в ходе активной познавательной деятельности.
Делитесь своим мнением на тему того, в каком возрасте формируется абстрактное мышление и какая его роль в психологии человека, в . А также смотрите видео о необходимости наличия абстрактного мышления.
Формирование
Основы мышления закладываются у человека с рождения. Он видит и воспринимает окружающий мир и постепенно учится понимать происходящее. Младенец через несколько дней и месяцев после рождения воспринимает визуальные образы, слышит голоса и различает их, понимает, где холод и тепло.
На начальном этапе формирования аппарата абстрактного мышления у новорожденного мозг воспринимает конкретные образы, которые воспринимаются зрительно, по слуху или тактильно. Первоначальное мышление связано с конкретными предметами.
Младенец видит молоко – значит, приходит время обедать. Он не распределяет игрушки на зверюшек, человечков или цветочки – ребенок воспринимает их как вещи, которые можно потрогать. Данный этап не предусматривает никаких размышлений.
Образное мышление начинает развиваться с восприятием первых образов, формированием воображения, когда малыш систематизирует и обобщает вещи. Мышление работает не в полную силу, пока у ребенка отсутствует опыт.
Абстракции возникают при достижении возраста, когда мышление выходит за рамки осязаемого. Мозг развивается не только на основе услышанного или увиденного: его деятельность основывается на представлениях и понятиях о явлении и предмете, которые он сам создал.
Главные признаки
Абстрактное мышление присуще всем людям, но особенно развито у тех, чья деятельность связана с неосязаемыми понятиями (обладатели аналитического ума). Его подвид – абстрактно-пространственное мышление.
Как пример можно навести представление о поверхности Марса: никто там не был, поэтому точно неизвестно, как она выглядит, но каждый может ее представить себе. Основанием становятся абстракции: кадры фантастических фильмов про галактику, картины, прочитанные книги фантастов.
Виды абстракций
Существует 6 групп абстракций:
- Обобщающая: в конкретном явлении выделяется общая характеристика, а индивидуальные свойства опускаются.
- Изолирующая: внимание фокусируется на конкретном компоненте явления.
- Идеализирующая: физические характеристики замещаются идеальным шаблоном, у которых нет недостатков.
- Абстракция конструктивизации: нечетко очерченные явления получают ясность.
- Примитивно-чувственная: одни свойства выделяются, другие – игнорируются.
- Абстракция актуальной бесконечности: множества без концов определяются как конечные.
По целям выделяют такие абстракции:
- содержательная: выделяет автономно существующие от явлений свойства;
- формальная: при рассмотрении явления исходит из внешних проявлений, которых нет вне этого явления.
Оперирование абстракциями разных групп позволяет человеку осознавать явления окружающего мира, которые не распознаются органами чувств.
Средства выражения языка транслируют общие закономерности явлений из поколения в поколение. За это отвечают формы абстрактного мышления.
Особенности форм
Абстрактное мышление передает человечеству знания и опыт, которые с течением времени упорядочиваются в систему. Мир полон неосязаемых явлений, неподвластных ощущениям, слуху, зрению или тактильным ощущениям. Их присутствие в человеческой жизни вызывает необходимость облачения этих явлений в формы.
Абстрактное мышление распределено на 3 формы:
- Понятие – форма, отражающая общие и самые значимые свойства и признаки. Бывают житейские и научные понятия. Первые формируются исходя из личного опыта, основой для создания вторых являются знания.
- Суждение – форма с двумя разновидностями – утверждением и отрицанием. В суждение входят предикат, то есть отрицание или утверждение, и субъект. Существуют частные, единичные и общие суждения.
- Умозаключение – форма, что возникает в результате анализа суждений. Умозаключение является основой для выводов, из которых формируются новые знания.
Практические примеры использования
Абстрактное мышление показывает человеку, как решить проблему неординарно. Это иллюстрирует попытка Винни-Пуха изъять у пчел мед. Но абстрактное мышление не ограничивается примерами из сказок.
Рассмотрим примеры:
- Числа. Если на бумаге вычисления записываются знаками и числами, то в голове человека расчеты возникают на основе образов. Людям с развитым мышлением (абстрактно символическим мышлением обладают люди науки)не нужно визуальное вычисление.
- Планирование жизни. Этот пример не обходится без задействования фантазии. Человек устроился на высокооплачиваемую работу и еще не получил зарплату, но уже думает, как распорядится деньгами.
- Идеализация. Особенно проявляется в отношениях, когда молодые люди, едва познакомившись, наделяют друг друга качествами, которые в действительности могут не существовать. Иногда придуманный образ существует в голове всю жизнь.
Необходимость развития абстрактного мышления
Абстрактное мышление формируется с детства. Ребенок придумывает сказки и небылицы, проявляя фантазию. Он абстрагируется от конкретных фактов и в своей голове манипулирует характеристиками предмета.
Школьник подросток с развитым абстрактным мышлением осваивает математику и точные науки. Университетская программа предлагает решение абстрактных задач, и здесь снова необходим этот тип мышления.
В профессии оно помогает специалисту оперировать большим количеством данных, задач, свойств, которые разделяются по группам относительно своих параметров. Пользуясь абстрактным мышлением в быту, человек решает проблемы и сложные ситуации.
Профессии, основанные на креативе, поиске ранее неизвестного, когда нужно оторваться от уже имеющихся сведений, основаны на абстрактном мышлении.
Формы абстрактного мышления
Посредством абстрактного мышления человек в процессе рассуждений открывает для себя новые грани изучаемого объекта, расширяет свои знания об окружающей действительности.
Формы абстрактного мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Понятие
Понятие отражает результат интеллектуальной деятельности человека, в результате которой формируется общее понимание сути объекта по его существенным признакам. Существенные признаки — это те признаки, которые позволяют отнести объект к той или иной группе. Например, понятие «Автомобиль» обладает рядом несущественных признаков, таких как цвет, марка, мощность мотора. Эти признаки у разных автомобилей различны. Не имеет значения, какого цвета машина, все равно это автомобиль. Но у данного понятия есть также существенные признаки, позволяющие его относить к группе «Автомобили»: наличие двигателя, четырех колес.
Определение понятия — это установление всех существенных признаков. Отдельно признаки являются необходимыми, а все вместе они признаются достаточными для формирования понятия.
Например, наличие двигателя и четырех колес по отдельности необходимые признаки — без колес машина не поедет, без мотора — это уже не автомобиль, а тележка. Вместе эти признаки — достаточны для того, чтобы назвать объект на колесах с мотором машиной.
Понятие может быть житейским, полученным из личного опыта, и научным, полученным путем научения кем-то.
Способы определения понятий:
- анализ — разложение изучаемого предмета на отдельные компоненты;
- синтез — составление из разрозненных частей целого объекта;
- обобщение — объединение сходных по определенным признакам объектов;
- сравнение — определение различия или сходства объектов;
- абстрагирование — концентрация на одних свойствах и отстранения от других.
Рис. 2. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.
Суждение
Суждение — это форма мышления, которая воспроизводит не набор свойств объекта, как понятие, а связи и взаимодействие между объектами. Суждения выражаются в форме утверждения или отрицания.
Суждения могут быть простыми, например «Петр Ильич Чайковский — композитор», и сложными «Пришла весна, перелетные птицы вернулись из теплых краев».
О суждении можно сказать, что оно истинно или ложно.
Умозаключение
Умозаключение позволяет из одной или нескольких посылок построить новое заключение.
Например, «Овощи можно употреблять в пищу», «Лук — это овощ» — «Лук можно употреблять в пищу».
Составляющие логического мышления
Осознав задачи и формы логического мышления, можно четко сформулировать определение данному понятию. Это процесс со свойствами доказательности. Цель — получение вывода из предпосылок. Также следует подробно рассмотреть его виды.
Образно-логическое мышление
Данная разновидность иначе называется наглядно-образным мышлением. Ситуация представляется визуально, над образами входящих в нее предметов проделываются операции. По сути это воображение, позволяющее давать многообразные яркие характеристики. Такая умственная деятельность и логическое мышление начинают формироваться с возраста 1,5 лет еще в детстве. Проверить уровень развития можно посредством Теста Равена — вспомогательного вопросника. Он позволяет вывести коэффициент интеллекта, что по сути — диагностика логического мышления с объективной оценкой.
Разработка от 1936 года Д. Равена и Р. Пенроуза вычисляет IQ без зависимости от образования, социальной принадлежности человека. Шкала прогрессивных матриц основана на изображениях фигур, не включает текста. Дается 60 таблиц с рисунками, связанными некоторой зависимостью. Недостающая фигура расположена внизу изображения посреди 6 — 8 других. Человек должен установить закономерность, выбрать правильно элемент, которого не хватает. Таблицы предлагаются по принципу увеличения сложности задачи.
Абстрактно-логическое мышление
Этот вид применяет несуществующие категории — абстракции, посредством которых мыслят. Взаимоотношения моделируются не только для реальных объектов, но и между созданными образными представлениями. Именно такое мышление включает формы: понятие, суждение, умозаключение.
Словесно-логическое мышление
Данный вид использует конструкции речи, средства языка. Вербально или словесно-логическое мышление предполагает способность грамотно говорить с умелым применением мыслительного процесса. Это выступления на публике, споры, иные ситуации, где словесно излагают мысли.
Где применяется?
Дети с помощью абстрактного мышления рисуют, конструируют, лепят, понимают смысл загадок, могут решать задачи, связно излагают свои мысли при описании событий. В школьные годы этот вид мыслительной активности помогает школьникам осваивать математику, где требуется умение оперировать множеством данных, делить их по группам, искать взаимосвязь.
Абстрактное мышление применяется в логике, физике, астрономии и других точных науках, где надо уметь измерять, считать, вычислять, объединять элементы в одну группу. Оно необходимо психологам, философам, писателям, инженерам. Без него немыслим тайм-менеджмент.
В обыденной жизни люди тоже постоянно используют абстрактно-логическую мыслительную деятельность. Примеры абстрактного мышления отражают повседневный мыслительный процесс человека. Планирование нередко в воображении пересекается с мечтами и фантазиями. Молодые люди, находящиеся в поисках рабочего места, могут себе столько придумать, что, столкнувшись с действительностью, не выдерживают предложенные им условия. Так и девушки в ожидании принца на белом коне мысленно наделяют будущего избранника нереальными чертами. Это неизбежно ведёт к разочарованию в будущем.
Примеры абстрактного мышления
Ярчайшим примером абстрактного мышления можно назвать точные науки, такие как астрономия, физика и математика и т.д. Чаще всего оно служит их базой. Как таковых цифр и формул человек не видит, зато умеет вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество.
То же самое касается и самой жизни. Что есть жизнь? Это когда существует тело, в котором функционирует сознание. Точного определения понятию «жизнь» мы дать не можем, но умеем с точностью сказать, когда жив человек, а когда мертв.
Абстрактное мышление проявляется не менее явно, когда мы устремляем взор в будущее. Мы не знаем, что нас ждет, но у нас есть планы и цели, стремления и желания. Если бы мы не могли мечтать и фантазировать, мы не были бы в состоянии строить планы на будущее. Теперь же мы прилагаем усилия к достижению результатов. Наше движение по жизни имеет направленность. Абстрактное мышление дарит нам тактику и стратегию, ведущие к желанному будущему. Этой реальности пока что нет, но мы стараемся сделать так, чтобы она соответствовала нашим представлениям.
Рассматривая примеры абстрактного мышления, нельзя не вспомнить об идеализации. Многие идеализируют и мир, в котором живут, и людей, которые их окружают. Есть, например, мужчины, которые грезят «обладать» женщиной, и при этом даже не думают о том, что обладать можно лишь неживым объектом или немыслящим существом. Есть и женщины, ждущие «принца на белом коне» и не обращающие внимания на то, какими многие «принцы» являются в реальной жизни.
Есть и отличный пример ложных суждений. Вновь коснемся отношений: некоторые женщины считают, что все мужчины «плохие», но в основе этого суждения лежит горький опыт – ситуации, в которых мужчины предавали этих женщин. В любом случае женщина выделяет мужчин в качестве отдельного класса со своими конкретными свойствами, а потому она и может приписывать всем им то, что проявилось в одном представителе.
Из ложных суждений, ко всему прочему, часто вырастают ложные умозаключения. Например, дом могут назвать «неблагополучным» из-за неисправной проводки, плохого отопления, недоброжелательных соседей. Опираясь на свой эмоциональный дискомфорт, возникающий в текущих условиях, человек делает однозначные суждения, из которых формируются выводы, образующие заключение, искажающее реальность – ведь дом-то вполне может быть «нормальным», просто нужно довести в нем все до ума.
Подобных примеров можно приводить множество, но все они скажут, что абстрактное мышление (включая проистекающие из него ложные суждения и умозаключения) составляет колоссальную часть нашего каждодневного мыслительного процесса. У всех оно проявляется по-разному, и всегда будут компоненты, требующие развития. Кто-то может хорошо систематизировать информацию, но затрудняться с вычленением отдельных элементов событий. Кто-то может идеально находить соответствия между частным и общим, но с трудом конкретизировать что-то и т.д. И чтобы натренировать свой мозг и повысить улучшить интеллектуальные способности, нужно развивать абстрактное мышление.
Методики развития у людей разных возрастных групп
Дети
Абстрактное мышление у детей развивается автоматически. Чтобы улучшить этот процесс, родители занимаются с ребенком. Как развить способность к абстрактному мышлению? Важно начать развитие в первые года жизни при формировании и росте мозга. Ребенок должен перейти от работы с конкретными предметами к оперированию условными понятиями и расширить свой кругозор.
В этом пригодятся следующие упражнения:
- На листе бумаги чернилами или красками разлить кляксу. Вместе с ребенком создать рисунок из нее: солнце, лицо человека или цветок.
- Придумывать оригинальные названия вместе с малышом. Во время прогулки по улице дать предмету 3 интересных наименования. Это можно применять к животным и людям.
- Создавать домашний театр. Для спектаклей можно вместе создавать костюмы из подручных средств.
- Играть в театр теней – это эффективное средство.
Кроме упражнений, полезными окажутся кроссворды, ребусы, анаграммы, загадки. Логические игры также разовьют абстрактное мышление (от низкого к среднему уровню и т. д.): шахматы, шашки, паззлы, домино.
Вначале малышу будет трудно заниматься, но постоянные тренировки быстро приведут к нужным навыкам: уровень абстрактного мышления у детей развивается значительно быстрее, чем у взрослых.
Как развивать абстрактное мышление у детей, смотрите на видео:
Взрослые
Логика и абстракция в мыслительных процессах развиваются сложнее у взрослого человека, чем у ребенка: оно уже сформировалось и потеряло первоначальную гибкость. Взрослому труднее воспринимать и усваивать знания (может привести к низкому уровню мышления).
Выполнение специальных упражнений разовьет креативность и умение абстрактно мыслить. Их нужно выполнять с закрытыми глазами:
- Представить людей, с которыми довелось общаться днем. По возможности вспомнить в наименьших деталях, во что они были одеты, как разговаривали и жестикулировали, какой высоты и тембра был голос, с каким выражением лица они говорили. Вместе с этим воспроизводить собственные ощущения.
- Начинать представлять эмоции: счастье, радость, гнев, разочарование, тоску, умиление, спокойствие. Образ каждой эмоции должен воссоздаваться в мозгу.
- Представить образ интересных человеку терминов, понятий или идей. При этом нужно следить за эмоциями и ощущениями, которые сопровождают фантазии.
Дополнять упражнения стоит разгадыванием головоломок, логических задач, судоку, ребусов. Стоит придумывать новые слова, которые не существуют, или рисовать.
Книги помогут взрослому эффективно и быстро улучшить способность абстрактно мыслить:
- Кирилл Берендеев «Абстрактное мышление».
- Андрей Родионов «Интеллект-тренинг».
- Филип Картер «Развивайте мышление».
- Эдвард де Боно «Научите себя думать».
- Джон Медина «Правила мозга».
Интересна практика чтения книг по диагонали, перевернутой, с последней страницы к первой. Эти способы помогают развить умение абстрактно мыслить.
1.6. Виды мышления
Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.
Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
предметно-действенное (или наглядно-действенное), наглядно-образное и абстрактное .
Это не только этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и играющие важную роль в мыслительной деятельности. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития мышления, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в целом:
– предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними);
– наглядно-образное мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников);
– абстрактное мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей) .
Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить об умозаключительном мышлении; которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.
В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого, разбираемся в сложнейших современных знаниях и пр.) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательство).
В-четвертых, мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.
В-пятых, в зависимости от направленности на практику или на теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении. Б.М. Теплов показал, что теоретическое и практическое мышление по-разному связаны с практикой. И дело не в том, что одно из них связано с практикой, а другое нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей и принципов развития, организации и прочих явлений и фактов действительности. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных, конкретных задач любого масштаба .
То есть, в большинстве случаев нам приходится обрабатывать и упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с встающими перед нами повседневными трудностями. При этом роль мышления состоит в выработке умственных стратегий, опирающихся на символические процедуры.
Методы мышления
Умозаключение, как наиболее сложная форма мышления, получается в результате рассуждений. В зависимости от подхода в рассуждении различают следующие методы получения умозаключений:
- дедукция — когда рассуждение проводится от общего к частному;
- индукция — рассуждение от частного к общему;
- аналогия — в рассуждении осуществляется перенос информации с одного предмета на другой.
Известный писатель Артур Конан Дойл в своих знаменитых рассказах о Шерлоке Холмсе упоминает методы дедукции и индукции, которыми пользовался знаменитый сыщик.
Рис. 3. Портрет Шерлока Холмса.
Как развить абстрактное мышление. Что это такое и зачем, 101!
Мыслить нужно абстрактно, широко. А что это значит? Не ясно. В заметке 1timer.ru рассмотрим что такое абстрактное мышление простым языком.
Конкретное мышление – однозначное. Пример: Вась, если ты не уберешь этот кирпич с края, то Андрюха его заденет локтем и мы разобьем вон те машины внизу.
Абстрактное мышление – неоднозначное, неточное. Пример: возможно умереть от падения кирпича на голову, кирпичи тяжелые и из-за халатности убивают каждый день.
Продуктом абстрактного мышления становятся выводы, которые исходят из обобщений. Лишняя информация отсекается. Это ускоряет процесс анализа ситуации мозгами.
При абстрактном мышлении:
- Человек пытается соединить в логическую цепочку общие свойства различных явлений, событий и предметов;
- Процесс мышления ограничен объёмом знаний, которыми обладает человек. Он представляет собой «внутренний диалог».
Перерабатывая полученную информацию, человек формирует новые знания и закрепляет их в своей памяти. В ходе абстрактного мышления человек используют инструменты: понятия, критерии оценки, обобщения, анализ, информацию, знания.
Инструменты абстрактного мышления помогают выстраивать причинно-следственные связи. Абстрактное мышление позволяет находить соответствия между, казалось бы, не связанными друг с другом предметами и явлениями.
Отличительной особенностью абстрактного мышления является умение отделяться от условностей и частностей, оценить ситуацию чистоганом.
Если ты не развиваешь абстрактное мышление – ты дурак!
Зачем отмечать мелочи и игнорировать общее, если это не дает результаты? Абстрактным мышлением обладают люди с высоким интеллектом, благодаря абстрактному мышлению расширяется горизонт восприятия окружающего мира. Оно раздвигает рамки суждений, умозаключений и выводов.
6 видов абстракции, которые нужно знать всем
Абстрактное мышление тесно связано с воображением. Их истоки — чувственное познание. В психологии существуют различные классификации видов абстракции. Все они основаны на 2-х процессах: отвлечения и пополнения. Различают абстракции:
Изолирующие или аналитические. Фиксируют свойства предметов. Например, «теплоёмкость», «влагонепроницаемость», «правдивый» и т.п;
Обобщающие. Формулируют общие свойства предметов. Пример: «кислые», «зелёные», «твёрдые» и т.п;
Конструктивизм. Вырабатывает реальные способы решения задач;
Идеализирующие. Преувеличивающие достоинства предметов: «абсолютно чистая вода», «идеальная фигура» и т.п;
Актуально-бесконечные. Исключает возможность фиксации чего-либо;
Примитивно-чувственные
Отвлекают внимание в процессе размышлений от одних чувств и концентрируют его на других эмоциях.
Практические примеры абстрактно-логического мышления
В жизни каждого человека можно найти массу примеров абстрактного мышления. Все они показывают неординарный подход к решению той или иной проблемы. Яркой иллюстрацией абстрактного мышления может служить пример того, как Вини-пух на воздушном шаре пытался добыть себе мёд из дупла «неправильных» пчёл. Найти примеры абстрактного мышления можно не только в жизни сказочных персонажей.
Пример абстрактного мышления #1. Числа
Математические вычисления на бумаге описываются с помощью различных чисел и знаков. А как происходят вычисления в голове у человека без бумаги и ручки? Результат расчётов возникает из игры с образами. Многие люди даже не пытаются визуализировать картинку пошаговых вычислений.
Пример абстрактного мышления #2. Планирование жизни
Это элемент жизни человека всегда включает в себя элементы фантазии. Например, кто-то купил лотерейный билет и ещё до начала розыгрыша начинает строить планы по трате не полученного выигрыша.
Пример абстрактного мышления #3. Идеализация
Случается мужчины и женщины наделяют своих партнёров качествами, которых у них нет (и никогда не было). Придуманный им идеальный образ может жить в их сознании до конца жизни.
Развитие абстрактного мышления у детей: зачем это нужно, методики и способы.
Развитие абстрактного мышления у ребенка – задача, которую родители не должны оставлять без внимания.
Потому что способность мыслить отвлеченно, абстрактными категориями и образами важна для успешного обучения в школе, она помогает выявить у малыша скрытые таланты, способствует развитию творчества, воображения, анализировать возникающие проблемы не однобоко, а рассматривая их с разных сторон.
Абстрактное мышление у детей развить достаточно просто: главное знать, какие методики применить в играх и занятиях, как правильно мотивировать к урокам, вызвать и сохранить к ним интерес.
Изучаем определение
Абстрактное мышление — термин, которымобозначается метод познания мира, который:
- Отталкивается от сложных образов, форм понятий, сравнений, переносных значений;
- Позволяет делать умозаключения по общим признакам или на базе приобретенного опыта;
- Подвергает рассмотрению самые мелкие элементы в предмете изучения, как самостоятельные и автономные, а не являющиеся частью целого.
Изучив приведенное определение можно сделать простой вывод: именно этот тип интеллектуальной деятельности инициирует стремление дошкольника к саморазвитию, вызывает в ребенке интерес к познанию мира и получению новых знаний из разных областей.
Простой пример способности к абстрактному мышлению у детей: малышу подарили машинку, с которой он играет дома. Увидев на улице настоящий автомобиль, ребенок говорит «биби» или иное слово, обозначающее машину.
Таким образом, он применил способность мыслить абстрактно, увидев общие признаки между игрушкой и реальным автомобилем.
ВАЖНО: Детскийвозраст — самое подходящее время для развития образногомышления, потому что именно в период с 2-х и до 11 лет мозг человекаразвивается наиболее активно!
Влияние на развитие детей
Если внимательно понаблюдать за детьми в течение некоторого времени, то можно отметить: малыши постоянно погружаются в свой собственный выдуманный мир. Они фантазируют, придумывают истории, играют, создавая ситуации и героев, не существующих в реальности, разговаривают с игрушками, растениями.
Вот так работает абстрактное мышление на практике и без этого вида интеллектуальной деятельности ребенок не способен развиваться гармонично и полноценно.
Отвлеченное абстрактное мышление способствует развитию разнообразных творческих талантов, быстрому усвоению новой информации, помогает применять приобретенные знания на практике, решать сложные и неоднозначные задачи, находить выход из непростых жизненных ситуаций.
Основные формы
Чтобы развить в ребенкеспособность мыслить абстрактно – с ним нужно заниматься и родители также должныправильно подготовиться к таким занятиям. В частности, узнать, о том, чтоабстрактное мышление имеет формы. В их числе:
Понятие
Эта форма абстрактно-логического мышления подразумевает мысль, выделяющую и обобщающую различные предметы по общим или индивидуальным признакам.
Так, например, понятие «мебель» будет включать в себя предметы, составляющие быт человека и помогающие обеспечить комфорт. К этой категории ребенок с развитым абстрактным мышлением отнесет столы, стулья, шкафы, диваны.
Относить разные предметык общим понятиям малыш должен научиться еще в дошкольном возрасте, так какиначе могут возникнуть трудности с полноценным познанием окружающего мира.
Суждение
Суждение — та формаабстрактного мышления, которая присутствует в утверждении/отрицании какой-либоинформации о предмете, его свойствах, взаимосвязи с другими предметами. Суждения бывают простыми и сложными. Так, высказывание ребенка«мама работает» — это пример простого суждения. А вот вывод о том,что снег идет, потому что наступила зима – это сложное суждение.
Также суждения бывают истинными и ложными.В первом варианте вывод делается исходя из объективной оценки реальности (солнцесветит, потому что настал день), во втором – за основу берется желание видетькакой-либо предмет только со своей точки зрения (солнце светит, потому что ятак хочу).
Умозаключение
Формируется на базе нескольких суждений итребует последовательного прохождения трех этапов:
- Посыла (исходного суждения о предмете);
- Заключения (нового суждения о предмете);
- Вывод.
Умение делать умозаключения важно дляуспешного обучения ребенка в дошкольных и школьных учреждениях, а такжепомогает ему делать правильные выводы в жизненных ситуациях, касающихсяотношений с другими людьми, взаимодействия с окружающим миром.
Эффективные методы развития
Существует множество разных методик, позволяющих эффективно развивать способность мыслить абстрактно у дошкольников:
Ассоциации
Простой игровой метод, легко применимый на практике. Играть с ребенком в ассоциации можно где угодно: дома, на прогулке, по пути в детский сад. Все, что нужно сделать родителю — попросить малыша придумать все возможные ассоциации ко всему, что он видит, к какому-либо предмету или даже слову.
Например, взрослый говорит слово «машина», а ребенок должен подобрать к нему все определения, связанные с ним любым образом: легковая, красная, поездка, путешествие и так далее.
ВАЖНО: Чем старше ребенок, темсложнее должны быть понятия для построения ассоциаций. Это могут бытьпонятия, касающиеся взаимоотношений между людьми (семья), природных явлений(зима, осень, гроза), эмоций (радость, грусть), явлений общественной жизни (страна,Родина).
Если ребенку игра покажется интересной, топри систематических занятиях можно получить быстрый положительный результат.Уже через несколько недель ребенок станет намного лучше понимать мир вокругсебя, запоминать и усваивать информацию, выстраивать правильныепричинно-следственные связи.
Театр теней
Способ, который нравится детям и хорошо работающий в плане развития абстрактного мышления. По своей сути он очень похож на игру в ассоциации.
Тени помогают создавать самые разные образы, размышляя о которых ребенок будет развивать не только способность мыслить абстрактными категориями, но также память, воображение, речь, внимательность.
Для применения обучающей методики напрактике нет необходимости покупать готовый театр: его легко сделать в домашнихусловиях. Все, что потребуется для занятий: яркая настольная лампа, экран(можно заменить простыней или просто белой, чистой стеной), разные фигурки,легко вырезаемые из бумаги по трафарету. Также можно создавать тени из рук,просто складывая их определенным образом.
Нужно показать ребенку тень и спросить —что он видит, попросить придумать про теневое изображение историю. Усложнить игру можно следующим образом: попросите малыша с помощью руксоздать какое-либо животное или предмет и показать его в театре теней.
Классификация
Хорошая игровая методика, которую можно использовать ежедневно. Ее суть — в отборе предметов по определенным признакам.
Например, можно поставить перед ребенком коробку с игрушками и предложить перебрать их, разделяя при этом на: кубики, кукол (солдатиков), машинки. На следующем занятии поменять классификацию, предложив сделать выбор по цветам, форме, иным признакам.
Игра в вопросы
Родители должны задавать ребенку как можно больше вопросов на самые разные темы. Почему он сделал что то? Зачем он это сделал? Что он рисует? В какую игру играет, с какими персонажами?
Что малыш думает про сегодняшний день, погоду? Чем больше ребенок будет анализировать мир и свои поступки, тем активнее будет развиваться его способность к суждениям и умозаключениям – основным формам абстрактного мышления.
Составление предложений
Нужно взять несколько слов, несвязанных между собой и попросить ребенка составить предложение с ними. Например: чайник, кот, кубик.
Предложения от малыша нужно принимать любые, какими бы причудливыми они не были, простые и сложные. Когда одно предложение будет составлено и допустим, оно получилось следующим: «когда закипел чайник, кот уронил кубик», предложите сыну или дочери развить историю, придумать ее окончание.
Такая игра отлично работает на развитие не только абстрактного, но и логического мышления.
Исключение лишнего
Для этой игры можно использовать картинки.Нужно выбрать две картинки, объединяемые каким-либо признаком и одну,неподходящую. Например: картинки с яблоком, грушей и третья картинка сдомиком. Пусть ребенок уберет лишнюю и расскажет, почему он ее убрал.
Для детей старшего возраста задание можноусложнить: предлагайте убирать не лишнюю картинку, а лишнее слово и обязательнорасспрашивайте, почему сделан именно такой выбор.
Необычное применение предметов
Игра отлично развивает абстрактное мышлениеи фантазию. Занятие проводят так: выбирают какой-либо предмет и просятребенка придумать ему необычное применение. К примеру, обычная тарелкаможет быть шляпой, зонтиком от дождя, щитом, бассейном.
Поиск противоположностей
Методика, способствующая развитию способностей мыслить логично и абстрактно. Применять ее на практике просто: называется какой-то определенный предмет, а ребенок должен подобрать к нему другой предмет, с противоположными свойствами.
Например, взрослый говорит — «мороженое», правильным ответом может быть — пирожок или суп, потому что мороженое холодное, а пирожки или суп — горячие. Просите ребенка объяснять его выбор.
Это упражнение хорошо тем, что учит анализировать все свойства предметов, описывать их и делать на основе анализа умозаключение, позволяющее правильно выбрать противоположность.
Как организовывать и проводить занятия
Дети дошкольного возраста не отличаютсяусидчивостью и концентрацией внимания. Эти качества они приобретут по меревзросления и с помощью регулярных занятий, а потому чтобы уроки по развитиюабстрактного мышления давали нужные результаты – ребенка нужно заинтересовать иудержать этот интерес.
Не стоит начинать занятия тогда, когдаребенок устал от прогулки и от игры с ровесниками. Лучшее время для уроков –это утро, после завтрака или вечер, когда в интеллектуальных развивающих играхмогут принять участие все члены семьи.
Не стоит применять одну и ту же методику постоянно, игры следует чередовать, чтобы они не надоедали малышу. Естественно, следует обновлять задания: усложнять их, вносить разнообразие.
В противном случае, ребенок будет заниматься без интереса, капризничать. Тему игр подбирайте в соответствии с возрастом и интересами вашего ребенка.
Важно не занимать позицию строгого, требовательного педагога в развивающих играх, а принимать в них самое активное участие. На период занятий лучше отложить все дела по дому и не отвлекаться на них.
Активный интерес и участие родителей помогают мотивировать малыша на занятия, воспринимать их не как необходимость, а как удовольствие и возможность узнать новое.
Если говорить о продолжительности занятий — они не должны быть длительными настолько, чтобы ребенок уставал.Заметили, что малыш теряет интерес, усидчивость — делайте перерыв.
В качестве заключения
Абстрактное мышление у детей развить несложно и для этого необязательно привлекать профессиональных педагогов.
Занятия легко организовать и проводить вдомашних условиях, во время прогулок. Главное помнить одно простое правило: дляполучения положительных результатов от уроков — они должны бытьрегулярными, разносторонними и интересными ребенку.
Наглядно-действенный тип
Это самая ранняя форма мыслительной деятельности, которая развивается у человека. Она характерна для детей младше 3 лет. Мыслительные операции основываются на манипуляциях с реально существующими осязаемыми предметами. Каждая задача решается сразу на практическом этапе, во время манипуляций с предметами. Нарушения мышления подобного типа встречаются редко. В основном при глубокой умственной отсталости. Они приводят к тому, что процесс развития мозговой активности в целом замедляется или прекращается.
Как и когда развивается, нарушения развития
Это первый этап становления мыслительной деятельности. Сроки, в которые должно начаться его развитие, варьируются. Некоторые специалисты указывают, что ребёнок способен к простейшим мыслительным операциям с рождения. Другие – что развитие мыслительных процессов тесно связано с возможностью двигаться и появляется одновременно со снижением гипертонуса мышц. Ориентировочные сроки — 6 месяцев — 1 год.
Яркие и неконтролируемые проявления наглядно-действенного мышления у детей старше 3 лет, подростков и взрослых говорят о серьёзных нарушениях психики – умственной отсталости, регрессе при психозах. Пациент проявляет ярко выраженное желание хватать, ломать и прятать окружающие предметы.
Ручное или наглядно-действенное мышление детей и способы его развития
Этот вид решения жизненных задач получил своё название из-за того, что ребёнок постоянно производит какие-либо манипуляции с окружающими предметами. Наиболее яркие проявления – малыш хватает игрушки, стучит ими, пробует на зуб, облизывает, пытается разобрать и собрать.
Отучать ребёнка от этих манипуляций не имеет смысла, гораздо более важная задача родителей – обеспечит малыша игрушками, которые он смог бы разобрать и собрать, не повредив. Отличный вариант — сортеры. У этой развивающей игрушки множество функций и модификаций. Принцип действия, как правило, схож — собрать, разобрать, соотнести цвета, грани, формы. Это и пазл, и конструктор в одной игрушке. Посмотрите подборку умных игрушек в различных ценах и вариациях .
Наглядно-действенный тип мышления у взрослых
У взрослых подобные мыслительные операции задействуются в тех случаях, когда результат действий нельзя предугадать на основе имеющихся умозаключений. Яркий пример – освоение незнакомой техники. Расстановка мебели в комнате или предметов на столе, выбор необходимых материалов по форме, текстуре, субъективным ощущениям.