Асоциальное поведение личности подростка
Асоциальное поведение подростков
Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научиться ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности – личные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются в подростковом возрасте.
Подростковым называют возраст от 13 до 19 лет. Он делится на два периода: младший подростковый возраст (пубертатный) – от13 до 15 лет (включительно) и старший подростковый возраст (ювенальный) – от 16 до 19 лет (включительно).
Это время большой перестройки не только организма, но и личности. Они полны противоречивых чувств и мыслей. Порой они не могут объяснить своих поступков. Родители тоже престают понимать своего ребенка. Прежние, привычные модели взаимодействия и влияния перестают «работать». Учащаются конфликты.
Конфликтность усиливается и физиологическими особенностями. Слабость тормозных процессов в коре головного мозга делает намерения подростков решительными, порой необдуманными, увлечения – яркими и неотложными, суждения – категорическими, хотя и не достаточно обоснованными. Им хочется сделать задуманное «здесь и теперь», но если отсрочить исполнение, вся затея может показаться ненужной. По этой же причине у них легко завоевать авторитет и легко его утратить. Они замечают недостатки взрослых и склонны преувеличивать их, оценивая категорично, в черно-белых тонах.
Подросток все подвергает сомнению. Взрослые говорят, что это плохо. Почему? Я сам хочу попробовать это. А вдруг это хорошо? А что будет, если я не послушаюсь? Итак, подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории.
Часто это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений. Такое поведение иногда называют «подростковым бунтом». Но не всегда оно действительно является бунтом. Часто подросток просто не задумывается о последствиях своих действий. Вообще будущее выглядит для него весьма туманно. Он живет настоящим. Чувство ответственности у подростка еще не сформировано, поскольку все жизненные проблемы до сих пор за него решали взрослые. Отвоевывая самостоятельность, подросток редко задумывается над тем, что его смелость основана на чувстве хорошо прикрытого «тыла», который обеспечивают родители.
Однако не все родители способны обеспечить своим детям чувство безопасности и надежности. Кризис института семьи в современном обществе порождает много проблем, которые в конечном итоге могут привести подростка к отклоняющемуся поведению.
Различают виды отклоняющегося поведения:
- Девиантное поведение – отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие в сложившемся в данном обществе социально-психологические, нравственные и культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.
- Аддиктивное поведение – злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние; к ним относятся табак, алкоголь, наркотики.
- Деликвентное поведение – нарушение закона, совершение преступлений.
Однако в данном случае мы будем более подробно рассматривать именно девиантное поведение, поскольку именно данный вариант поведения наиболее часто встречается среди учеников нашей школы.
Девиантное поведение характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, проступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям. При этом его девиантные действия выступают:
- в качестве средства достижения значимой цели;
- как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как самоцель, удовлетворяющая потребность самореализации и самоутверждения.
Девиантное поведение подростков отличается рядом особенностей, таких как:
- недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;
- отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- импульсивность, двигательная и вербальная активность;
- повышенная внушаемость и подражательность;
- особое стремление к независимости и негативизм;
- неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;
- низкая правовая грамотность.
По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин такого феномена множество: это и неблагополучные семьи, в которых растут дети, и безнадзорность детей, и склонность к правонарушениям в связи с особенностями структуры психики, и несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, и безответственность самого подростка за собственные поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов.
Рассмотрим влияние семьи на формирование асоциального поведения.
Ребенок, приходя в этот мир, изначально сталкивается с влиянием микросреды – своей семьи. Семья для маленького ребенка является единственным ориентиром, с помощью которого ребенок познает мир. Если ребенок желанный и оба родителя хотят и способны заботиться о нем, открывать ему свою любовь, то ребенок вырастает самодостаточной, цельной и уверенной личностью. К окружающему миру (маросоциуму) такой ребенок испытывает доверие, сформированное родителями, а значит и противодействовать окружающему миру, без веских на то причин, ему незачем.
Если же ребенок приходит в семью, в которой ему не рады, или по какой-либо причине родители не могут заботиться о нем, не способны давать ему свою любовь, такой малыш чувствует себя не нужным, не защищенным, и постепенно у него формируется негативное отношение к окружающему миру (маросоциуму). Первоначально формируется страх перед социумом, ощущение своей никчемности и уязвимости перед другими людьми. Затем, когда ребенок становится более взрослым, а именно это момент подросткового возраста, ощущение страха и соей уязвимости ребенок старается скрыть под маской агрессивности. И чем выше страх перед социумом, обида на родителей за то, что не дали ему своего тепла, а заодно обида и на весь мир, тем выше уровень агрессии у данного индивида. Причем агрессия может проявляться не только во вне (на окружающих), но и на самого себя (аутоагрессия). Аутоагрессия переплетается с глубоким чувством вины и низкой самооценкой, что приводит к различным видам суицидального поведения (употребление ПАВ, алкоголизм, развлечения, связанные с повышенной степенью риска для жизни и здоровья, попытки суицида). Как правило, такие подростки вырастают в семьях социально неблагополучных, но в последние 10-15 лет наблюдается стойкий рост девиантного поведения подростков и в семьях внешне вполне благополучных. В данной статье причины этого явления мы рассматривать не будем.
Другая причина асоциального поведения подростков – это функциональные и психические расстройства органического происхождения. К органическим расстройствам относятся поражения головного мозга различного генеза. Функциональные расстройства составляют большую часть психических нарушений. Это главным образом расстройства поведения или психических функций, связанные с изменением деятельности нервной системы; они серьезно затрудняют или делают невозможным адаптацию к социальным нормам. К ним относятся следующие расстройства:
- шизофренические;
- параноидные;
- аффективные (маниакально-депрессивный психоз);
- общие депрессивные;
- тревожные состояния (фобии, панические расстройства, обсессивно-компульсивные – навязчивое и непреодолимое желание совершать определенное действие);
- деперсонализация – потеря контакта человека с повседневностью, что приводит его к восприятию жизни как сновидения и формированию у него впечатления, что все его мысли и действия находятся вне его контроля;
- различные сексуальные девиации.
Подростки, имеющие те или иные сексуальные нарушения, склонны к сексуальным преступлениям. Установлена связь между сексуальными преступлениями и типом психопатий. Так, у эпилептоидных и шизоидных психопатов преобладающим сексуальным преступлением является садизм, у истерических психопатов – эксгибиционизм, среди неустойчивых и астенических психопатов – педофилия, кроме того, среди них наблюдаются только групповые изнасилования.
Среди педагогически запущенных подростков также часто встречаются различные формы девиантного поведения. Противоправное поведение таких подростков часто связано с негативным отношением к социуму, а также с безответственностью и незнанием законов.
ПРОФИЛАКТИКА И РЕКОМЕНДАЦИИ
Профилактика и рекомендации напрямую зависят от того, какой именно способ проявления девиантного поведения выбирает подросток.
- Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.
- организация мероприятий, в которых подростку предоставляется возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.;
- снижение любопытства к формам отклоняющегося поведения через демонстрацию сужения жизненного пространства человека, ведущего противоправный образ жизни или употребляющего ПАВ, роста жизненных проблем у таких людей.
- Переживание «драйва».
- организация мероприятий, соревнований, походов, игр и т. д., где подросткам предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска, преодоление собственного страха;
- яркая демонстрация отсутствия радостного напряжения в темной мрачности жизни наркозависимого человека; озлобленности или саморазрушительности будней человека, практикующего агрессивное или противоправное поведение.
- Получение удовольствия.
- обучение подростков получать удовольствие без употребления ПАВ;
- сексуальное просвещение родителей и подростков.
- Поиск способов избавления от скуки.
- профилактика насилия, жестокого обращения с детьми в семье;
- позволять ребенку мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях, вместо того, чтобы критиковать за неудачи;
- развивать лидерские качества, уверенность в себе;
- развивать творческие способности;
- придерживаться самим и говорить об основной жизненной установке: смысл жизни не приходит извне; человеку дается жизнь, а чем ее наполнить и во что превратить, решает каждый сам за себя;
- придерживаться и говорить об отношении к жизни: то, что было, уже прошло и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего дня;
- обучать ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения.
- Принадлежность к социальной группе или страх перед физической и моральной расправой.
- развитие уверенности в себе и принятия себя;
- обучение выстраиванию независимых отношений;
- развитие коммуникабельности.
- Протест против родителей.
- обучение родителей эффективному взаимодействию с подростками;
- обучение подростков неагрессивному и уверенному отстаиванию своего мнения;
- обучение подростков самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и что-то доказывать?».
- Стремление снизить тревожность, вызванную неуверенностью в себе.
- развитие умения видеть в себе реальные позитивные качества, принятие себя;
- обучение ставить перед собой реальные цели и пошагово идти у их достижению;
- постоянная поддержка при достижении поставленных целей (со стороны родителей и педагогов) и развитее веры в себя через подчеркивание веры в себя и спокойного отношения к временным неудачам.
- Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых).
- обучение подростка видеть дуальность жизни и социальных явлений, то есть показывать, что в любом негативном явлении содержится позитивное зерно, а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативному;
- обучение приемам позитивного мышления;
- психологическое сопровождение подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
Что касается подростков с различными психическими нарушениями, то здесь необходимо проявлять бдительность: тщательное наблюдение за поведением подростка. В случае выявления предпосылок к тяжелым формам девиации (употребление наркотиков, противоправные действия, сексуальные девиации, суицидальное поведение) необходимо ставить вопрос о привлечении узких специалистов (психиатр, нарколог, психолог, социальный педагог) и ставить вопрос о безопасности нахождения данного подростка в школе.
Однако необходимо помнить, что несмотря на внешнее противодействие социуму, подросток испытывает огромную потребность в любви и поддержки от каждого, кто может ему это дать.
Литература:
- Организация работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. – АСОУ, 2011. – 40 с https://shkval-lotoshi.1gb.ru/K/doc/1.pdf
Причины асоциальности
Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:
- медицинские;
- педагогические;
- социальные.
Также причина отклонений может заключаться в психологических патологиях. Они возникают при совмещении нескольких групп факторов и с трудом поддаются лечению.
Медицинские причины
Шизофрения одна из причин асоциальности
К медицинским факторам, провоцирующим асоциальность, относят:
- поражения плода внутри утробы;
- инфекции и травмы головного мозга;
- психосоматические отклонения;
- шизотипическое расстройство,
- шизофренические состояния;
- инфантилизм, СДВГ, гебоидность.
Педагогические причины
Среди причин девиантности, проявляемым при неправильном воспитании, выделяют:
- отрицательный пример родителей и других членов семьи;
- излишне высокие требования к ребёнку;
- гиперопека либо отсутствие опеки как таковой;
- игнорирование потребностей ребёнка;
- потакание всем прихотям;
- частые и несправедливые наказания;
- отсутствие доверительных отношений в семье.
Излишняя забота о человеке приводит к асоциальному образу жизни
Социальные причины
В социальных факторах девиантного поведения можно отметить следующие:
- проблемы в общении со сверстниками у детей и подростков;
- желание самоутвердиться за счёт других;
- материальное и социальное неравенство;
- проживание в неблагополучной семье;
- влияние религиозных сект, субкультур;
- травля, издевательства, насмешки;
- физическое и сексуальное насилие.
Также к социальным причинам относятся зависимости, провоцирующие девиантность.
Общая характеристика
Поведение человека формируется как реакция на совокупность нескольких факторов: социальной среды, конкретной ситуации и собственной личности. Проще всего описать соответствие человеческого поведения общепринятым нормам можно с помощью таких понятий как «нормальное» и «ненормальное» поведение. «Нормальным» можно назвать такое поведение, которое в полной мере соответствует ожиданиям окружающих. Оно также иллюстрирует психическое здоровье человека. Следовательно, «ненормальное» поведение отклоняется от общепринятых норм и может быть иллюстрацией психических заболеваний.
Ненормальные поведенческие реакции имеют много форм. Так, поведение может быть: патологическим, делинквентным, ретристским, нестандартным, креативным, девиантным, отклоняющимся и маргинальным. Норма определяется на основе критериев, которые могут быть негативными и позитивными. В первом случае норма рассматривается как отсутствие признаков патологии, а во втором – как наличие «здоровых» симптомов.
С точки зрения социальной психологии асоциальное поведение является способом вести себя определенным образом, не беря во внимание общественные нормы. Эта формулировка связывает девиацию с процессом адаптации к обществу
Так, девиация среди подростков обычно сводится к формам неуспешной или же неполной адаптации.
Социологи используют несколько иное определение. Они считают признак нормальным, если он распространен в обществе более чем на 50 процентов. Таким образом, нормальными поведенческими реакциями называют те, которые характерны для большинства людей. Следовательно, девиантное поведение проявляется у ограниченного круга людей.
С точки зрения медицины девиантное поведение не относится ни к медицинским терминам, ни к формам патологии. В составе его структуры лежат психические расстройства, реакции на ситуации, нарушения развития и акцентуации характера. Однако далеко не каждое психическое расстройство сопровождается отклоняющимися симптомами.
Психология и педагогика определяют девиантное поведение как способ действий, который причиняет личности вред, усложняет ее развитие и самореализацию. У детей такой способ реагирования имеет возрастные ограничения, а само понятие применяется к детям старше 7 лет. Дело в том, что ребенок младшего возраста не может в полной мере понимать и контролировать свои поступки и реакции.
На основе различных подходов можно сформулировать общее определение девиантности. Итак, девиантность – это уверенный способ действий, который отклоняется от социальных стандартов, причиняет индивиду ущерб и отмечается социальной дезадаптацией.
Черты характера
Рассмотрим основные признаки антисоциальной личности. Такие люди имеют следующие особенности:
- Очень харизматичны. В таких людей легко влюбляются, ведь их внешний вид и поведение рассчитаны на вызов интереса у окружающих. Социопаты кажутся яркими и незабываемыми, неординарными и успешными.
- Чаще всего принадлежат к обеспеченным слоям общества. И это вовсе не потому, что их испортили деньги, а из-за хорошо развитой способности извлекать выгоду. Социопаты берут от мира все то, что им хочется, знакомятся с влиятельными людьми и обрастают нужными связями. Главной их целью является власть, а также дорогие вещи и деньги, словом, все то, что возвышает их над остальными.
- Их месть намного сильнее, чем их обида. Порой под удар попадает и вовсе посторонний человек, который даже не сделал асоциальной личности ничего плохого. Однако она уже начинает мстить заранее. Например, асоциальный муж ударит жену, если она вовремя не подаст ему ужин. При этом он полностью будет уверен в своей правоте. Ведь его обидели! Соотнести же свои действия с произошедшим социопат даже и не подумает.
- Склонны к риску. Создается впечатление, что у антисоциальной личности практически отсутствует инстинкт самосохранения. Нередко такие люди неравнодушны к опасным хобби и приключениям, алкоголю, наркотикам и азартным играм. Со стороны кажется, что они вовсе не ценят собственную жизнь или считают, что из всех ситуаций непременно выйдут победителями. И это несмотря на то, что тот, кто находится рядом, страдает или подвергается опасности.
Стоит отметить, что именно социопаты чаще всего приобретают кабриолеты, чтобы покататься на них только в теплое время года. Они смогут шокировать на первом свидании и навсегда врезаться в память. Лишь асоциалы, не имея стабильного заработка, станут покупать самую дорогую одежду. Не стоит также долго догадываться, к какому типу личности принадлежит дамочка, которая без зазрения совести будет вешаться на чужих мужей в присутствии их жен. Да, все это относится к описанию характера асоциальной личности.
Образовательные учреждения как фактор
Как уже отмечалось ранее, образовательные учреждения также несут ответственность за поведение своих воспитанников. Так, в процессе обучения формируются определённые нормы взаимоотношений, начинается социализация в обществе. Педагоги должны не просто направлять воспитанников и руководить ими, но и участвовать в процессе, быстро и продуктивно реагировать на аномальные явления.
Для образовательных учреждений можно также выделить факторы, которые позволяют выявить роль образовательных процессов в формировании правильной поведенческой тактики. Среди таких можно назвать:
- социальные причины – если ребёнок не имеет возможности интеллектуально развиваться из-за семейных факторов (отсутствует возможность заниматься дома из-за отсутствия надлежащих условий), то со временем он заметно начнёт отставать от сверстников – а это, в свою очередь, будет способствовать разобщению в коллективе, ссорам, обидам;
- педагогические причины – от педагога в образовательном процессе зависит практически всё, поэтому главной его задачей становится создание комфортной для освоения материала атмосферы. Многие учителя выбирают авторитарный стиль преподавания, но это вызывает больше проблем, чем даёт результат;
- субъективные причины личности – к этой группе можно отнести все остальные факторы, которые очень индивидуальны.
Мнение психиатров
Существует много обстоятельств, способствующих развитию отклонения. Специалисты утверждают, что оно может быть сопряжено с причинами биологического характера, особенностями воспитания, определенным способом мышления. Существуют два понятия — асоциальное поведение и антисоциальное. Чем они различаются? Многие ученые связывают данные явления с наличием душевных расстройств. Психиатры выделяют два типа личностей с такими отклонениями. Согласно этой точке зрения, к асоциальным индивидам относятся:
- Люди, изолировавшие себя от общества. Они имеют особый внутренний мир. Контактов с окружающими почти не поддерживают. Переживания таких индивидов, их эмоции, привязанности не проявляются внешне и неизвестны другим. Замкнутость подобных личностей не причиняет им страданий. Малообеспеченные люди с этим отклонением становятся бродягами. Богатые приобретают репутацию эксцентричных чудаков.
- Лица, которые неспособны к установлению контактов с окружающими. Они не могут нормально функционировать в обществе и испытывают от этого сильные страдания. Любое взаимодействие такой индивид воспринимает как пытку. Поэтому он всеми силами старается спрятаться от других. Окружающие замечают странности в поведении человека (излишнюю застенчивость, бесцеремонность, нелепые поступки) и тоже инстинктивно избегают общения. В результате асоциальная личность лишается дружбы, романтических отношений. Такие люди вынуждены проводить много времени дома, никуда не выходить. Они переживают по поводу того, что неспособны реализовать себя в работе, создать семью.
Эти типы личностей не оказывают отрицательного влияния на общество.
По мнению психиатров, случаи антисоциального поведения характеризуются негативным воздействием на окружающих. К таким проявлениям относятся правонарушения и криминальные поступки. Специалисты объясняют такие отклонения развитием серьезного психического недуга.
Диагностика
Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:
- Осмотр и беседа. Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
- Изучение данных о пациенте. Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
- Опрос семьи, друзей. Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
- Психологическое тестирование. Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
- Проективные методы. Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.
После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.