Что я, взрослый аутист, хотела бы сказать своим знакомым


Гипотезы и теории возникновения аутизма

Сегодня теория, используемая до 1960-х годов прошлого века, согласно которой аутизм возникает из-за эмоционального холода матери, отсутствия любви к ребенку, считается несостоятельной. На данный момент среди возможных причин аутизма принимаются во внимание другие теории:

  1. Генетический подтекст. Эта теория говорит о возможной дисфункции нескольких различных генов, участвующих в развитии мозга. Считается также, что расстройства аутистического спектра (РАС), к которым относится аутизм, могут вызывать нарушения в кишечной микрофлоре, передаваемые потомству.
  2. Повреждение мозга. Большинство взрослых аутистов имеют повреждения мозговой ткани, в основном, функциональные дефекты левого полушария, аномальные изменения мозгового ствола. Но результаты исследований неоднозначны, невозможно точно назвать эти нарушения причиной аутизма, его последствиями, сопутствующим явлением.
  3. Недостаточная взаимосвязь мозговых центров. МРТ показывает, что у аутистов отсутствует нейронная связь между мозговыми центрами. Поэтому считается, что расстройство связано с нарушением их координации.
  4. Мужской тип мозга. Британский эксперт Саймон Барон-Коэн считает, что аутизм во взрослом возрасте характерен исключительно мужским типам мозга, что вызвано высоким уровнем тестостерона в организме матери во время беременности. Мужской тип мозга характеризуется недостаточной взаимосвязью полушарий, приводящей к меньшей эмоциональной чувствительности.
  5. Монотропная гипотеза. Согласно этой гипотезе, аутизм у взрослых возникает из-за повышенной концентрации на одном стимуле. При этом типично гораздо меньшее сосредоточение на большем количестве вещей, что необходимо для понимания быстро меняющихся социальных ситуаций. Эта теория была впервые опубликована в британском журнале «Autism» в мае 2005 года.

Ни одна из теорий не доказана научно. Все они остаются гипотезами.

Классификации атипичного аутизма

Когда ребенку ставят диагноз атипичный аутизм, то его относят к определенной категории патологии. Всего различают две основные разновидности (согласно МКБ-10):

  • первая представляет собой АА, который сочетается с олигофренией. Этот вид включает все возможные типы умственной отсталости. Они имеют аутистические черты. Характер течения болезни является малопрогредиентным. Наиболее часто показана эта форма АА при синдроме Мартина-Белла;
  • вторая разновидность характеризуется проявлениями симптомов атипичного аутизма без интеллектуальной недостаточности. Этот тип имеет и другие названия – атипичный детский психоз и атипичное психотическое расстройство. Выявляется обычно при детской злокачественной шизофрении, а также в случае, когда ребенку поставлен диагноз синдрома Дауна или Ретта.

Последний вид АА (а именно атипичный детский психоз) делится на три стадии:

  • аутистическая. Длиться она может от одного месяца до полугода. Характерное проявление заболевания заключается в отрешенности, нарастающей пассивности и угасании эмоциональных реакций. Это первые симптомы атипичного аутизма у детей данной формы. Постепенное естественное развитие ребенка останавливается и АА углубляется. Наступает очередной этап развития болезни;
  • регрессивная. Активно развивается от полугода до года. Имеет усиленные симптомы атипичного аутизма, характеризуется редукцией речи и навыков гигиены. Двигательная активность больного в основном состоит из стереотипии. Пациент может начать поедать несъедобное;
  • кататоническая. Эта стадия является более продолжительной по времени. Может разворачиваться от полутора до двух лет. У ребенка появляются кататонические расстройства, они заключаются в двигательном возбуждении в сочетании со стереотипиями. Больные могут бесконечно бегать кругами, кружиться, раскачивать свое тело, прыгать и делать иные подобные вещи.

Когда кататоническая стадия оканчивается, наступает период покоя и постепенный выход из психоза. Но если происходит ремиссия, то наблюдаются неврозоподобные симптомы, которое проявляются в форме примитивных навязчивых действий. Все проявления АА редуцируются, появляется постепенная слабая познавательная активность. Начинает восстанавливаться реакция на окружающих людей, происходит понимание обращенной речи. К ребенку возвращаются навыки опрятности. Но он остается эмоционально холодным. Отгороженность от реального мира тоже остается стабильным проявлением.

Как проявляется аутизм у взрослых

Аутизм и РАС проявляются нарушением ряда функций, типичных для здорового взрослого человека: социальных, когнитивных, исполнительных и др.

Социальная картина

Как ведут и проявляют себя взрослые аутисты в социальной сфере:

  • дефицит длительных, конфиденциальных отношений;
  • трудности в понимании, соблюдении социальных правил, неподобающее поведение;
  • проблематичное восприятие перспективы другого человека, чрезмерная жесткость, формальность;
  • навязчивое исчерпывающее исследование социальных отношений, преследование;
  • трудности в принятии критики, сильный уклон к мнению других людей, граничащий с параноидальностью;
  • социальная незрелость;
  • наивное доверие;
  • неспособность адаптировать поведение к меняющимся социальным ситуациям, дефицит социальной интуиции;
  • трудности в оценке влияния собственных действий на других людей;
  • ограниченная, жесткая, механическая способность к эмпатии, несмотря на присутствие чувства сострадания.

Когнитивная и коммуникационная сфера

Когнитивные проявления аутизма у взрослых:

  • неравномерное развитие навыков, низкая производительность;
  • сосредоточение на деталях, ограниченная способность суждения о важности вещи, события;
  • специфическое мышление, трудности с абстрактным мышлением, необходимость визуализации информации;
  • понимание частичных шагов, но не целей.

Коммуникативные нарушения:

  • полное отсутствие или нефункциональность речи;
  • возможность нарушения всех речевых сфер, при высокофункциональном расстройстве наиболее очевиден семантико-прагматический дефицит;
  • слабость речевых навыков по сравнению с другими способностями;
  • словарный запас, выражения – выше среднего, слишком формальный;
  • особые, жесткие, иногда странные выражения, неологизмы;
  • трудности с метакоммуникацией;
  • проблемы в понимании правил взаимного общения.

Внутренние проявления включают чувство недостаточного понимания определенной надстройки общения. Они «не читают между строк», несмотря на понимание слов.

Чувствительная сфера

Чувствительные признаки у взрослого аутиста:

  • гиперчувствительность к сенсорным раздражителям;
  • гиперакузия у 18% аутичных людей против 8% в общей популяции;
  • мизофония – неприязнь к определенным типам звуков;
  • фонофобия – повышенная чувствительность к звукам;
  • трудности в отделении существенного восприятия от незначительных, легких отвлекающих факторов от окружающих раздражителей, «перенасыщение» стимулами с последующей паникой;
  • увлечение определенными сенсорными ощущениями, самостимуляция сенсорной активности;
  • прозопоагнозия – проблемы с распознаванием лиц.

Эмоциональность:

  • гиперчувствительность или, наоборот, не дифференцированная сглаженная эмоциональность, признаком аутизма у взрослых женщин бывает слезливость;
  • низкая толерантность к фрустрации, эмоциональная лабильность, капризность, сильные аффективные негативные состояния, склонность к депрессии, частый признак аутизма у взрослых мужчин – импульсивность;
  • ограниченная способность к самоанализу;
  • тревога, нервозность.

Расстройство функций и воображения

Нарушение исполнительных функций, воображения:

  • предпочтение рутины: трудности при путешествии, изменениях маршрута, ежедневного расписания, появлении новых планов;
  • ригидное поведение при внезапных изменениях;
  • сложности с прерыванием деятельности, чрезмерная концентрация на определенном стимуле (гиперфокус);
  • нарушения функций внимания: монотропное внимание, быстрые изменения от одного стимула к другому;
  • время и планирование: беспокойство во время ожидания, изменения графика, переходов деятельности;
  • необходимость предсказуемости (визуализированные инструкции);
  • проблемы с использованием неструктурированного времени;
  • уменьшение беспокойства, замешательства посредством ритуалов, компульсий;
  • стереотипы движения: помогают справиться с перенасыщением сенсорными стимулами, гиперчувствительностью, улучшают мышление.

Моторные навыки:

  • трудности в деятельности, требующей мелкой моторики, дискоординация при сложных движениях;
  • сложности при планировании движений, их последовательности, точности.

Симптомы атипичного аутизма

Говоря о симптомах атипичного аутизма, в первую очередь следует упомянуть о неестественной способности устанавливать контакт с другими людьми. Причем это может быть как слабо, так и сильно выражено. Именно этот признак атипичного аутизма является ключевым.

Во время стабильного периода больные не отказываются от общения, но в то же время им тяжело начать либо поддержать какой-либо разговор. Если выявлена тяжелая форма АА, тогда ребенок явно выражает свое стремление отгородиться ото всех и остаться в одиночестве.

При попытке принудить больного к общению, он может начать плакать, кричать, проявлять агрессию. Это вызовет импульсивные двигательные и эмоциональные реакции.

Также симптомом атипичного аутизма является:

  • холодность, которая проявляется в трудностях выражении эмоций, переживаний и чувств;
  • специфическое нарушение речи. Характеризуется неумением высказать собственные мысли или сформулировать то, что хочет сказать сам ребенок. Это затрудняет и понимание общих слов и фраз;
  • ригидность психомоторной сферы.

Это основные симптомы атипичного аутизма у детей.

Аутичные взрослые – какие они?

У людей с РАС есть ряд особенностей, взрослые люди аутисты имеют ряд характерных признаков:

  • эхолалия – повторение услышанного;
  • использование причудливых монологов;
  • создание воображаемых друзей;
  • причинение себе вреда;
  • приступы ярости;
  • жалость к себе;
  • стереотипность и др.

Типично неумение использовать улыбку; часто люди привлекают внимание криком, аффектом.

Как живут взрослые аутисты, что у них внутри:

Причины возникновения

К возможным факторам, влияющим на развитие аутизма, относятся:

  • патологические отклонения во время вынашивания ребенка;
  • травмы при родовой деятельности;
  • асфиксия плода;
  • воздействие окружающей среды;
  • наследственность. Заболевание имеет предрасположенность на уровне генных отклонений. Что касается наследования, то ученые уверены, что у потомков воспроизводится не сама патология, а имеют место предпосылки, влияющие на ее развитие.

Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами

Согласно 10-му пересмотру международной статистической классификации болезней (1993 г) РАС (МКБ-10 – F84) включают:

  1. Атипичный аутизм (F1). Неоднородная диагностическая единица. Пациенты имеют некоторые области менее затронутые (лучшие социальные навыки, способности общения).
  2. Синдром Аспергера (F5) – «социальная дислексия». Разнородный синдром, имеющий особенности, проблемы, качественно отличные от других РАС. Интеллект при синдроме Аспергера находится в стандартном диапазоне. IQ влияет на уровень образования, навыков самообслуживания, но не является гарантированным предиктором независимой взрослой жизни.
  3. Дезинтегративное расстройство (F3). Регресс приобретенных навыков после периода нормального развития (по неизвестной причине).
  4. Первазивные нарушения развития (F8). Качество общения, социального взаимодействия, игры ухудшается. Но ухудшение не соответствует степени диагноза аутизма. Иногда нарушается область воображения.
  5. Синдром Ретта (F2). Генетически обусловленный синдром, сопровождающийся тяжелым неврологическим расстройством, влияющим на соматические, двигательные, психологические функции. Основные симптомы – потеря когнитивных способностей, атаксия (потеря координации движений), нарушение целевых способностей рук. Заболеваемость встречается только у женщин.

Классификация степеней тяжести

Классифицируется несколько степеней тяжести расстройства:

  1. Легкая. Способность общения. Смущение в необычной среде. Легкая форма аутизма у взрослых характеризуется медленными движениями, речью.
  2. Средняя. Впечатление «отключения» человека. В отличие от легкой формы аутизма, признаки средней степени представлены способностью много говорить (особенно о хорошо изученной сфере), но слабо отвечать.
  3. Тяжелая. Приступы паники (вплоть до суицидальных мыслей) при посещении новых мест. Типична замена местоимений.

Определение понятия и классификация

Аутизмом называют заболевание, обусловленное генетическими дефектами в центральной нервной системе. Как правило, данное состояние диагностируется уже в первые годы жизни.

У взрослых выделяют ряд форм аутизма.

  1. Синдром Каннера. Присутствуют отклонения в речи, агрессивность, слабый уровень интеллекта. Практически невозможно отыскать подход к такому пациенту.
  2. Синдром Аспергера. Имеет схожие проявления с предыдущей формой заболевания. При этом может иметь, как легкую, так и сложную форму, но зачастую протекает мягко. Легкий аутизм не препятствует полноценной жизни в обществе, если человек способен преодолеть свою робость и страх. Однако, пациент может зацикливаться на определенном занятии, большую часть времени проводить в изоляции.
  3. Синдром Ретта. Наследуется по женской линии. Является одной из опаснейших форм данного недуга. Купировать поведенческую симптоматику удается при помощи медикаментов, тогда как внешние и речевые отклонения невозможно убрать лекарствами. К характерным проявлениям относят: отсутствие коммуникации, склонность к символизации, несоциабельность. Пациентов с данной формой крайне мало. Как правило, такие женщины не живут дольше тридцати лет.
  4. Атипичная форма. Отсутствуют характерные проявления, чем осложняется процесс диагностики. Могут наблюдаться двигательные и речевые отклонения.
  5. Высокофункциональный аутизм. Данная форма диагностируется у пациентов с уровнем интеллекта выше 70. Характерно наличие определенного или острого сенсорного восприятия, ослабленного иммунитета. Заболевание может сопровождаться периодическими приступами судорог в мышцах, раздражением кишечника, проблемами с поджелудочной железой. Также характерно наличие поведенческой деятельности, сопровождаемой внезапными вспышками агрессии, узким спектром интересов, затруднением процесса социализации.

Диагностика

Для постановки диагноза используются 2 диагностические системы:

  1. Первая система. Диагностическое и статистическое руководство, представленное американской психиатрической ассоциацией. Сегодня доступна 4-я версия DSM-I. Подробные рекомендации содержат критерии ICD-10, особенно в исследовательской версии, с которой работает большинство европейских врачей.
  2. Вторая система. Сегодня чаще всего используется относительно простая шкала наблюдения CARS. (CARS) Аутизм оценивается в 15 пунктах. Фактическое обследование продолжается около 20-30 минут, общее время (вместе с оценкой) составляет 30-60 минут. Первостепенное внимание уделяется основным и второстепенным клиническим проявлениям.

Проблемы в обществе, жизни, социализации, образовании

При просмотре фото взрослых аутистов кажется, что они выглядят отрешенными. Это так и есть. Люди, страдающие расстройством, иногда кажутся глухими. Они имеют проблемы в общении, создают впечатление безразличия к окружающей среде, избегают зрительного контакта, пассивно реагируют на объятия, ласки, редко ищут утешения у других. Большинство аутистов не могут регулировать поведение. Это может принимать форму словесных взрывов, неконтролируемых приступов ярости. Аутисты плохо реагируют на изменения.

В коллективе аутисты несчастливы. Они одиночки, живущие в своем мире. Нередкая черта – создание воображаемых друзей.

Социальная нерешительность предопределяет то, как живут взрослые аутисты, осложняет отношения в сфере занятости, брака, влияет на семейные отношения.

Люди с аутизмом получают базовое образование в специальных или практических школах, другие интегрируются в обычные заведения. По завершении начального образования они могут посещать различные типы учебных заведений. Некоторые люди с РАС посещают ВУЗы, но из-за проблем с социальным поведением не заканчивают учебу.

Переход от учебы к работе – серьезное бремя. Без достаточной поддержки семьи или учреждений, занимающихся трудоустройством людей с ограниченными возможностями, аутисты часто остаются безработными, не имеют денег, в некоторых случаях оказываются на улице. Иногда найти работу получается в рамках программ социальной реабилитации.

Патогенез

Патофизиологическая основа болезни – поражения детского головного мозга. В качестве провоцирующего механизма может выступать тот или иной фактор, который воздействует на организм ребенка в определенном возрасте. Этот возраст совпадает с наиболее критическим периодом развития ЦНС и иных систем организма.

Онтогенез ЦНС представляет собой определенную последовательность этих кризисов, которые и влияют на изменения физиологических и психических процессов в организме ребенка. Характерной особенностью этих периодов является особая чувствительность к воздействию всех нежелательных и неблагоприятных факторов.

Тяжелые формы АА обычно приходятся на возраст от 16 до 18 месяцев. Именно в это время происходят важные структурные изменения и онтогенетические процессы в головном мозге ребенка. Это время также совпадает с пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.

Как помочь?

Структурированное обучение – основа эффективного лечения аутизма у взрослых.

Среда и ежедневная программа должны обеспечивать человеку уверенность, предсказуемость из-за слабой способности планировать, предвидеть.

Программа структурированного обучения – государственная программа Северной Каролины TEACCH – широко используется также в Европе. Основные принципы – индивидуальный подход, структурирование, визуализация.

Когда следует обратиться к врачу

У взрослых людей лечит аутизм врач психотерапевт. При необходимости специалист может направить к психиатру или другому специалисту. Обратиться за медицинской помощью следует при наличии таких признаков:

  • отсутствие желания общаться с окружающими, в том числе с близкими;
  • отсутствие желания участвовать в групповых занятиях, в общих беседах;
  • появились пассивность или раздражительность;
  • полное игнорирование событий в своей жизни и в жизни близких;
  • появились стереотипные движения, тенденция повторять фразы;
  • утрачивается чувство реального времени.

Больные аутизмом могут не осознавать проблемы. В таких случаях к врачам рекомендуется обратиться родственникам.

АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в Москве предлагает услуги квалифицированных психотерапевтов в области лечения аутизма. Расположена клиника по адресу 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в 5 минутах ходьбы от метро Маяковская. Высокая квалификация специалистов-психотерапевтов и применение современных методов лечения позволяют пациентам быть уверенными в успешности терапии.

Истории жизни из первых уст

Истории аутистов служат неким «пособием» для здоровых людей, помогая им понять жизнь человека с РАС.

Моя семья воспринимала меня такой, какой я была. Все 3 сестры (включая меня) были по-своему невротичными, поэтому родители нас ни с кем не сравнивали. В детстве мы читали, рисовали…

Никому не казалось странным, что мы проводили дни в своих комнатах, в лесу, на реке, лошадьми, другими животными.

Я иногда игнорировала окружение, сосредотачиваясь на одном предмете. Но мы смеялись над этим. Никто никогда не наказывал меня, не говорил о необходимости изменений.

Все изменилось в школе. «Ты должна больше стараться… Ты должна сделать это лучше…». Мама была на моей стороне. При перенасыщении стимулами (это было часто), она оставляла меня читать дома, не требовала общения. Сейчас, просматривая старые дневники, я вижу, что пропуски составляли до 45 дней.

Эмма, 27 лет

Границы для меня всегда были проблемой, в основном потому, что я не могу понять, где они находятся. Это приводит к недоразумениям, социальным срывам. Либо я вообще не говорю, либо говорю слишком много.

Алиса, 35 лет

Как себя чувствует человек с РАС? Здоровый человек этого не почувствует, но может понять из следующих историй.

Мои проблемы не выходили на поверхность, пока я не пошла в школу. Класс был сумасшедшим местом: люминесцентные лампы, шум, работа, либо слишком тяжелая, либо смехотворно простая. Школа была своего рода сочетанием тревоги и скуки. Я была полиглотом, читала на 2-х языках. Но математика была для меня темным лесом. Учителя этого не понимали. Я сдалась, мое поведение ухудшилось. Покинув школу в 15 лет, я присоединилась к культу, интересовалась колдовством…

Инга, 30 лет

Я часто понимаю, что я веду себя некорректно, но я не могу различить реакцию окружающих. Я воспринимаю шутки буквально, серьезно, включаю защитную реакцию, часто непропорциональную… В социальных ситуациях чувствую себя неуверенно. Встречаясь в столовой с человеком, которого однажды поприветствовал в киоске, я не знаю, следует ли приветствовать его, идущего на обед с женщинами-коллегами. Я боюсь показаться вызывающим. Поэтому предпочитаю не смотреть на них.

Александр, 40 лет

Карательная медицина

Мы получили довольно неприятный опыт общения со сферой здравоохранения. Старая школа — это карательная медицина. Мы посетили какой-то педагогический центр, где комиссия, состоящая из тетенек, закрылась в комнате с мальчиком и стала за ним пристально наблюдать. Игнат не агрессивный, но очень хорошо чувствует атмосферу. В конце концов, он разбежался и треснул одной из них по лицу. Прежде никогда такого не случалось.

Какие-то врачи говорили, что Игнат у нас никогда не заговорит. Кто-то говорил, что я напрасно волнуюсь, что он обязательно заговорит. Дефектолог нам попался довольно жесткий, советской закалки. Тем не менее она заставила Игната слушать речь и вложила в него понимание о том, что каждый предмет имеет название. Это было прорывом. До этого Игнат существовал в абстрактном мире, не отзывался на свое имя, не знал, что это такое. Стул он мог использовать по назначению, сидел на нем, но он не знал, как это называется. И через простые слова и понятия — зайчик, мишка, морковка — наш дефектолог объяснила ему, что каждый предмет имеет название. Это был серьезный прорыв, иначе Игнат до сих пор жил бы в темноте, как слепой и глухой.

При этом Игнат умел читать. Он знал, что есть буквы и мог их сложить в звуки. Как в романе Маркеса, мы на все предметы в доме повесили записки с названиями, и он должен был их читать и соотносить с предметами. Я просто его дрессировала: «Как тебя зовут?» — «Ганя». И так десятки раз. И постепенно до него стало доходить понимание того, что он произносит, и он заговорил осмысленно.

Мифы и факты

Мифы – это предрассудки, связанные не только с понятием аутизма, но и с принятием аутистов обществом.

Миф: есть «эпидемия» аутизма

Нет. Увеличение числа людей с диагнозом РАС связано с расширением диагностической категории, осведомленностью общественности.

Миф: расстройство вызывает пища, тяжелые металлы, прививки, плохие родители и т.д

Нет научных данных, свидетельствующих о существовании «триггера» для РАС. Расстройство имеет прочную генетическую основу, его не вызывает еда, тяжелые металлы, прививки, плохие родители.

Миф: все аутисты одинаковы

Нет. Все люди, страдающие расстройством, отличаются друг от друга. Отличия заключаются в общении, движении, обработке сенсорной, социальной и другой информации, взаимодействия с окружающей средой.

Осложнения атипичного аутизма

Практически все дети, страдающие этим заболеванием, оказываются вне общественных отношений. Их качество жизни остается неудовлетворительным. Для создания своего будущего они не имеют никакой социальной поддержки. Причем они сами не хотят ее получать, прячась от внешнего мира.

Они имеют значительные ограничения в своих возможностях. Это чаще всего касается самоопределения. Пациенту сложно получить образование и трудоустроиться. Социальный дефицит является основной причиной осложнений. Дети с диагнозом АА испытывают определенные трудности в обучении. Они нуждаются в интенсивном и постоянном индивидуализированном психолого-педагогическом сопровождении.

Такие люди во взрослой жизни обычно не реализуют себя в профессии, не создают семьи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]