Тест с ответами по теме «Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение»
Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра подразумевает обучение в образовательных учреждениях общего типа.Дизнейроонтогенез при расстройствах аутистического спектра обусловлен распространенными диффузными изменениями в мозге различного характера.
1. Манифестацию расстройств аутистического спектра связывают с
1) патологической активацией приобретенного иммунитета; + 2) патологической активацией врожденного иммунитета; + 3) общим снижением иммунитета; 4) повышением активности «естественных киллеров».
2. Опиоидная гипотеза расстройств аутистического спектра связана с
1) образованием казоморфинов и глютеноморфинов; + 2) образованием экзорфинов; + 3) повышенной выработкой эндорфинов; 4) употреблением наркотиков родителями детей-аутистов.
3. Аффективная и когнитивная гипотезы связывают расстройства аутистического спектра с
1) нарушением социального восприятия; + 2) неправильным воспитанием по типу эмоционального отвержения; 3) вторичным эмоциональным дефицитом; 4) первичным эмоциональным дефицитом.+
4. Какие шкалы используются для скрининговой диагностики РАС?
1) шкала общего клинического впечатления (CGI); 2) шкала PANSS; 3) шкала CARS; + 4) шкала М-CHAT. +
5. К наиболее важным инструментальным методикам диагностики расстройств аутистического спектра относятся:
1) реоэнцефалография (РЭГ); 2) электроэнцефалография (ЭЭГ); + 3) электрокардиография (ЭКГ); 4) методы нейровизуализации. +
6. Инфантильный психоз может манифестировать
1) приступами с полиморфной симптоматикой; + 2) депрессивными или маниакальными приступами; 3) приступами с ведущей кататонической симптоматикой; + 4) галлюцинаторно-бредовыми приступами.
7. К «атипичному аутизму» прежде всего относят:
1) синдром Аспергера; 2) синдром Ретта; 3) психотические и непсихотические аутистические расстройства с атипичной симптоматикой; + 4) психотические и непсихотические аутистические расстройства в «атипичном возрасте» (после 3-х лет). +
8. Для синдрома Аспергера характерно:
1) снижение интеллекта в 75% случаев; 2) нормальный интеллект; + 3) высокий интеллект; + 4) снижение интеллекта в 100% случаев.
9. Течение и исход синдрома Аспергера:
1) больные не могут создавать семьи; 2) в 60% случаев формируется шизоидная личность с сензитивными чертами характера; + 3) больные нетрудоспособны; 4) к 16–17 годам аутизм смягчается.+
10. Какие атипичные антипсихотики используются для лечения расстройств аутистического спектра?
1) рисперидон; + 2) арипипразол; + 3) хлорпромазин; 4) галоперидол.
11. Прогноз при расстройствах аутистического спектра
1) в большинстве случаев благоприятный; 2) различный, в зависимости от клинической формы РАС; + 3) улучшается при своевременно назначенной и длительно проводимой фармако- и психосоциальной терапии; + 4) всегда неблагоприятный.
12. Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра подразумевает
1) обучение по индивидуальному учебному плану; 2) обучение в коррекционных образовательных учреждениях; 3) обучение на дому по общеобразовательной программе; 4) обучение в образовательных учреждениях общего типа. +
13. Для расстройств аутистического спектра характерно все, кроме
1) нарушение коммуникативной функции речи; 2) социальная дезадаптация; 3) стереотипность поведения; 4) снижение или отсутствие способности к социальному взаимодействию; 5) очаговые неврологические симптомы. +
14. При расстройствах аутистического спектра более всего страдает
1) коммуникативная функция речи; + 2) общее развитие речи; 3) рецептивная составляющая речи; 4) моторная составляющая речи.
15. Когда чаще всего отмечается послабление аутистической симптоматики при синдроме Каннера?
1) после 20 лет; 2) после 12 лет; 3) в 2-3 года; 4) в 6-8 лет. +
16. Синдромом Ретта страдают
1) дети обоего пола одинаково; 2) чаще девочки; 3) чаще мальчики; 4) исключительно девочки. +
17. Какой диагноз ошибочно ставят больным с инфантильным психозом (в трети всех случаев)?
1) эпилепсия; 2) синдром дефицита внимания с гиперактивностью; + 3) умственная отсталость; 4) шизофрения.
18. Классический вариант детского аутизма – это
1) синдром Ретта; 2) синдром Крамера-Полнова; 3) синдром Аспергера; 4) синдром Каннера. +
19. Дизнейроонтогенез при расстройствах аутистического спектра обусловлен
1) локальными поражениями височных отделов мозга; 2) диффузными изменениями в мозге однотипного характера; 3) локальными поражениями лобной коры; 4) распространенными диффузными изменениями в мозге различного характера. +
20. Высокофункциональный аутизм характерен для
1) синдрома Каннера; 2) синдрома Аспергера; + 3) атипичного детского психоза; 4) синдрома Ретта.
21. Немедикаментозная терапия расстройств аутистического спектра включает все, кроме
1) логопедическая коррекция; 2) недирективная гипнотерапия; + 3) нейропсихологическая коррекция; 4) психолого-педагогическая коррекция.
22. Расстройства аутистического спектра — это
1) группа социально обусловленных задержек психического развития; 2) группа парциальных нарушений психического развития; 3) группа комплексных дезинтегративных расстройств психического развития; + 4) группа атипичных вариантов умственного недоразвития.
23. Психолого-педагогическая коррекция при расстройствах аутистического спектра
1) проводится одновременно с психофармакологическим лечением; + 2) проводится после окончания психофармакологического лечения; 3) проводится редко, по мере необходимости; 4) является альтернативой психофармакологическому лечению.
24. Работа с родителями ребенка-аутиста включает все, кроме
1) обучение навыкам совладания с кризисной ситуацией; 2) танцевально-двигательная терапия; + 3) обучение способам конструктивного взаимодействия всех членов семьи; 4) психообразование; 5) психотерапевтическая поддержка.
25. Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра проводится со всеми нижеследующими заболеваниями, кроме
1) умственная отсталость; 2) органическое поражение мозга; 3) эпилепсия; 4) шизофрения; 5) заикание. +
26. Формирование каких нейротрансмиттерных систем нарушено преимущественно при расстройствах аутистического спектра?
1) дофаминовой; 2) глутаматной; + 3) серотониновой; 4) норадреналиновой.
27. Манифестация симптомов расстройств аутистического спектра по МКБ-10 отмечается
1) до года; 2) до 5-ти лет; 3) до 4-х лет; 4) до 3-х лет. +
28. Диагностические критерии расстройств аутистического спектра по МКБ-10 включают все нижеперечисленное, кроме
1) качественные нарушения социального взаимодействия; 2) качественные изменения коммуникации; 3) апатико-абулические проявления; + 4) стереотипии в поведении, интересах, деятельности.
29. Для синдрома Каннера характерно
1) снижение интеллекта в 75% случаев; + 2) высокий интеллект; 3) нормальный интеллект; 4) снижение интеллекта в 100% случаев.
30. Прикладной анализ поведения – это один из методов
1) логопедической коррекции РАС; 2) нейропсихологической коррекции РАС; 3) психоанализа; 4) психолого-педагогической коррекции РАС. +
31. Соотношение встречаемости аутистических расстройств у мальчиков и девочек
1) в 3 раза чаще у девочек; 2) в 2 раза чаще у мальчиков; 3) в 3-4 раза чаще у мальчиков; + 4) составляет 1:1.
32. Среди нормотимических и противосудорожных средств при терапии расстройств аутистического спектра рекомендуются все, кроме
1) ламотриджин; 2) карбамазепин; 3) вальпроевая кислота; 4) фенитоин. +
33. Выраженность аутизма по шкале CARS при синдроме Каннера
1) преимущественно легкая; 2) преимущественно тяжелая; + 3) преимущественно легкая или умеренная.
34. К синдромальным непсихотическим формам атипичного аутизма относятся все, кроме
1) синдром Мартина-Белл; 2) аутистические проявления при туберозном склерозе; 3) синдром Аспергера; + 4) аутистические проявления при фенилкетонурии; 5) аутистические проявления в структуре синдрома Ангельмана. 6) аутистические проявления в структуре синдрома Дауна.
35. К другим дезинтегративным расстройствам детского возраста (код F84.3) относят все, кроме
1) синдром Геллера; 2) симбиотический психоз; 3) синдром Крамера-Полнова; 4) дезинтегративный психоз; 5) синдром Каннера.+
36. Риск повторения расстройств аутистического спектра у сибсов
1) повышен незначительно; 2) повышен в 20 раз, по сравнению с общей популяцией; + 3) практически отсутствует; 4) повышен в 5 раз, по сравнению с общей популяцией.
37. Для улучшения когнитивных функций при фармакотерапии расстройств аутистического спектра используются все нижеперечисленные антипсихотики, кроме
1) хлорпромазин; + 2) арипипразол; 3) рисперидон; 4) клозапин.
38. Расстройства аутистического спектра рассматриваются в рамках единого диагноза в классификации
1) DSM-IV-TR; 2) МКБ-10 (адаптированный вариант для Российской Федерации); 3) DSM-5; + 4) МКБ-10 (международный вариант).
39. Исход синдрома Ретта
1) благоприятный; 2) относительно неблагоприятный; 3) в 100% случаев неблагоприятный; + 4) относительно благоприятный.
40. Этиология синдрома Ретта связана с
1) черепно-мозговой травмой в возрасте до 1 года; 2) мутацией гена, расположенного в Х-хромосоме; + 3) перенесенной нейроинфекцией в возрасте до 1 года; 4) мутацией гена, расположенного в Y-хромосоме.
Диагностика аутизма: проблемы и решение
Диагностика аутизма в России находится в стадии становления. Дети поневоле проходят стандартные ступени социализации: поликлиника, детский сад, школа. Если у малыша есть расстройства аутистического спектра, на него скорее всего обратят внимание специалисты и сообщат родителям о необходимости консультаций детского невролога и психиатра. Именно в этом, а не в учащении случаев аутизма, причина так называемой эпидемии: стали чаще выявлять, но это не означает, что раньше аутистов было меньше.
Если в детстве аутизм не разглядели, в подростковом возрасте выявить его сложнее: гормональная буря переходного возраста делает обычными перепады настроения у всех тинейджеров, а не только у аутистов.
Сложнее всего со взрослыми. Причину их проблем ищут в чем угодно, только не в аутизме, и виной тому – устоявшийся стереотип, что РАС – детская болезнь и с возрастом проходит. Во-первых, не всегда болезнь, а во-вторых, не проходит. Научиться танцевать на протезе не равно отрастить новую ногу. В результате аутизм взрослых – это проблема их самих. С детьми и подростками тоже всё не так гладко: надежда на специалистов порой не оправдывается. И тогда исключить (или подтвердить) аутизм – задача родителей.
Заподозрить аутизм и как можно быстрее обратиться к врачу, который специализируется именно на этой особенности развития, поможет тестирование и самодиагностика.
Подборка полезных видео о РАС, признаках и диагностике (английский язык, но многое понятно без слов):
Проблемы самодиагностики аутизма у детей и взрослых
Главный вопрос – когда необходимо прибегнуть к самодиагностике. Ответ на него зависит от того, у кого вы подозреваете это состояние – у ребенка или у себя.
Одним из признаков аутизма с сохранным интеллектом считаются способности Саванта – значительный прогресс в какой-то из областей (запоминание, рисование, счет, чтение и так далее) по сравнению с детьми того же возраста. Именно это порой дезориентирует родителей. С их точки зрения у ребенка все хорошо, он многое делает лучше сверстников, знает больше, чем они. Часто встречающиеся при этом трудности с речью списывают на холерический темперамент, позднее обращение к логопеду, смену зубов, а основной проблемы не замечают: не хватает знаний.