Детский аутизм — способы раннего выявления и лечения

Учёные с большой тревогой отмечают, что за последние десятилетия количество детей, имеющих нарушения аутистического спектра, увеличилось: если в конце ХХ века такой диагноз ставился одному ребенку из тысячи, то сейчас это каждый 150-й малыш. Ведущая причина аутизма не выявлена, но существует много полностью и частично подтверждённых гипотез.

Что такое детский аутизм

Детский аутизм

– это расстройство, появляющееся из-за нарушений в развитии головного мозга.

Для недуга характерен выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, повторяющиеся действия, ограниченные интересы. Все названные признаки можно заметить уже до трехлетнего возраста. Похожие состояния, при которых замечены более мягкие проявления, причисляют к расстройствам аутистического спектра.

Попросту говоря, детский аутизм – это нарушение развития нервной системы. Ему свойственны различные симптомы, многие из которых впервые появляются в младенческом или раннем детском возрасте. Пример: неадекватные реакции на дискомфорт, слишком яркие реакции испуга или плача в ответ на незначительные изменения окружающий среды или слабый звуковой раздражитель. Также характерно ослабление реакции на позу кормления. Искажены реакции «комплекса оживления» — демонстрируется аффективная готовность к контакту со взрослыми. Реакция оживления может проявиться в отсутствии взрослого, относясь к неодушевленному предмету. У взрослых симптомы сохраняются, но в более слабой форме. По одному симптому невозможно определить детский аутизм.

Для диагноза характерны:

  • нарушения во взаимной коммуникации;
  • недостаток взаимодействий социального характера;
  • повторяющиеся действия, ограниченность интересов.

Кто такой аутист?

Это человек, имеющий иную картину мира и иное восприятие действительности. Аутисты:

  • не выносят шума;
  • не проявляют эмпатии к окружающим;
  • с трудом воспринимают устную речь, намного легче письменную;
  • предельно откровенны и прямодушны;
  • как правило, имеют выдающиеся математические и логические способности;
  • воспринимают сказанное буквально – сарказм и шутки им непонятны;
  • не любят прикосновений;
  • не смотрят людям в глаза;
  • имеют ограниченный круг интересов;
  • склонны к повторяющимся ритуальным действиям, которые приносят им чувство защищённости;
  • придерживаются жёсткого распорядка своей жизни и раз и навсегда заведённых привычек;
  • могут не отличать голос человека от других звуков;
  • в качестве реакции сопротивления новому у них возникает аутоагрессия, причём чувство предела отсутствует, и травмирующий опасный опыт не закрепляется.

Почему развивается аутизм у детей

Развитие детского аутизма вызвано разными факторами. Некоторые обыватели до сих пор верят в известные мифы, несмотря на научные опровержения. В 70-х годах минувшего столетия пользовалась популярностью теория о «бездушных и холодных матерях», сдержанное отношение которых и является причиной развития заболевания. В этой теории есть лишь один близкий к истине момент: родители малышей, столкнувшиеся с симптомами детского аутизма, действительно реже прикасаются к нему, выстраивая общение по логичной и четкой схеме, без излишних эмоций. Но стоит понимать, что подобное поведение продиктовано самим ребенком: детскому аутизму свойственна гиперреакция при прикосновениях. Также они не могут отследить смысл речи, если он имеет подтекст вроде юмора, отсылок к иным ситуациями – родители вынуждены говорить четко, лаконично и по делу. Вывод: поведение родителей не имеет влияния, первично нарушение развития.

Еще один миф о развитии детского аутизма: вакцины от краснухи. Неоднократно было доказано, что между вакцинированием и детским аутизмом связи нет. Истинные причины развития нарушения аутического спектра неизвестны, хотя и существуют факторы, увеличивающие вероятность рождения ребенка с таким заболеванием.

Примеры:

  • наличие родственников с аутизмом;
  • поздний возраст родителей при зачатии (в особенности, отца);
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7-8 и дальше);
  • заболевания матери в период беременности (туберозный склероз, краснуха, чрезмерная масса тела).
  • ДЦП.

Некоторые отклонения провоцируют развитие аутичных черт. Пример: при нарушении речи, слуха, синдроме дефицита внимания признаки аутизма являются сопутствующими при основной патологии в связи с искажением восприятия у ребенка.

Риск рождение аутиста, если мать старше 35 лет

После 35 лет у многих женщин появляется проблема с зачатием (количество яйцеклеток ниже, чем у молодых девушек) и процессом вынашивания ребенка. Американские исследователи отметили, что дети, рожденные от матери старше 35-40 лет подвержены различным заболеваниям, в том числе аутизму.

Работники университета Юты заявили, что у родителей в возрасте от 35 до 39 лет существует большая вероятность появления на свет ребенка с аутизмом. Чтобы избежать диагноза женщины должны пройти обследование до зачатия ребенка и во время вынашивания.

По каким симптомам можно выявить нарушения

Выделяются разные признаки недуга – это зависит от степени нарушения, специфики заболевания, выраженности, возрастного периода.

В общем, выделяются четыре направления, характеризующие нарушения в развитии:

  1. скудное, искаженное либо отсутствующее социальное взаимодействие;
  2. стереотипии в речи, поведении;
  3. коммуникация стереотипическая, жестовая, зачастую не требующая диалога.

Признаки детского аутизма от 3-х месяцев до 2 лет

  • отсутствие «позы готовности» к телесному контакту: малыш не тянет к родителям руки, не стремиться оказаться на груди или на коленях;
  • нет привязанности к маме или замещающему ее взрослому, а также комплекса оживления в виде гуления, улыбки, физической активности;
  • редкий или отсутствующий зрительный контакт;
  • отсутствие интереса к общим играм с другими детьми, взрослыми, а также агрессия при попытке общей деятельности. Предпочитает игры в одиночку;
  • высокая чувствительность к звуковым, телесным и световым раздражителям. Выражается в виде истерики, испуга;
  • отсутствие гуления, задержка экспрессивной речи, слоговая речь. В возрасте 1,5-2 лет может происходить нормальное развитие речи, но впоследствии происходит регрессия речевых навыков;
  • эхолалия – неосмысленное повторение фраз и слов за взрослыми, героями мультиков и так далее;
  • тревожный сон, плохой или избирательный аппетит;
  • игнорирование обращенной к нему речи, просьб;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр;
  • привязанность к определенному режиму, маршрутам, распорядку, положению предметов и так далее.

Признаки детского аутизма от 2-х до 11 лет

  • Неадекватное восприятие опасности: у ребенка нет страха высоты, транспорта, животных. При этом может реагировать боязливо или агрессивно на обычные предметы: ложка, стул, чашка и так далее.
  • Стереотипия и выраженные ритуалы, навязчивая жестикуляция.
  • Своеобразное развитие речи или выраженные нарушения. Пример: отсутствие местоимения «я» и его смысловой нагрузки, отсутствие в инициации диалога.
  • Признаки страха, агрессии, смеха, истерики без видимых причин.
  • Во многих случаях очевидно нарушение когнитивного развития, часто выраженное хаотично: повышенное внимание к мелодиям, цифрам при невозможности писать, читать и тому подобное.

В подростковом периоде симптомы могут усугубиться из-за гормональных изменений и на фоне нарушения коммуникации и социального взаимодействия.

Нарушения мелкой моторики при аутизме

Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые, скажем, ни за что в жизни не смогут точно и уверенно ударить по мячу, играя в футбол. Вы же не считаете их аутистами на этом основании! А меж тем это свидетельствует о нарушениях грубой моторики, свойственных аутизму. Так и у ребёнка: задержка речевого развития, проблемы в формировании мелкой моторики (ему трудно подниматься и спускаться по лестнице, он не умеет подпрыгивать или делает это неуклюже, не может удержать в руках предметы) могут сопровождать развитие аутизма в той же мере, в какой являются самостоятельными нарушениями развития или проявлением одного из множества других неврологических заболеваний. Для диагностики аутизма их обязательно нужно рассматривать в связке с его основным признаком — отсутствием контакта с окружающими.

Выявление раннего детского аутизма

Последние исследования указывают на то, что первые признаки детского аутизма можно выявить у детей в 2-3 года. Грудным детям не характерен комплекс оживления в моменты появления родителей в поле зрения. Также у них наблюдается отсутствие зрительного контакта, социальной улыбки, пониженная или повышенная чувствительность к тактильным, звуковым и шумовым раздражителям. Тем не менее, в этом возрасте диагноз «детский аутизм» ставится лишь при выраженной симптоматике. Нередко родители могут обнаружить явные симптомы заболевания, если в их семье уже были дети с расстройством аутичного спектра.

Позже всего диагноз детский аутизм получают первые дети в семье из-за неопытности родителей, не замечающих явных отклонений в поведении малыша. В среднем диагноз ставится в возрасте 2,5-3 года. Обычно этот период характерен нарастанием общих признаков нарушения, а также первыми контактами со сверстниками в детских садах, группах общего развития – на фоне прочих детей заметнее выделяются признаки нарушения. К 3-м годам от малышей ждут появления определенных навыков, и у аутистов они запаздывают или не вырабатываются.

Детский аутизм – это нарушение в развитии, и раннее выявление проблемы позволит адаптировать ребенка с более высокой эффективностью. Важно не упустить время, необходимое для приобретения разных навыков и умений. Зарубежными специалистами рекомендуется в 1-1,5 года провести самостоятельную оценку малыша на наличие болезни, протестировав наиболее вероятные отклонения при аутизме.

Для этого ответьте на такие вопросы:

  1. Есть ли у ребенка интерес к прочим детям?
  2. Нравится ли ему быть на руках у родителей, ищет ли он тактильных контактов вовремя плача, перед сном?
  3. Имеется ли предметно ролевая игра (машинки, кормление куклы, укладывание игрушки спать)?
  4. Присутствует ли зрительный контакт и указательный жест?
  5. Нравится ли ему играть с родителями или прочими родственниками?
  6. Пытается ли ребенок найти глазами кошку или какую-либо вещь, если на нее указать пальцем и назвать ее?

Многие вопросы направлены на выяснение наличия контактов между ребенком и окружающим миром. Если большинство ответов в 1,5 года отрицательные, следует проконсультироваться со специалистом.

Нарушения метаболизма во время беременности – одна из причин рождения аутистов

Недостаток инсулина в организме, ожирение и повышенное артериальное давление являются метаболическими нарушениями. Плохой обмен веществ беременной женщины может негативно повлиять на развития органов малыша.

Из-за метаболических нарушений существует большая вероятность снижения иммунитета, появления вирусных заболеваний.

Малыш может родиться с диагнозом «аутизм», если мама перенесла во время беременности следующие заболевания:

  • краснуху;
  • герпес 2,3 и 6 типа;
  • розеолу;
  • цитомегаловирус.

Вирусные инфекции воздействуют на ЦНС малыша, ее активность. У детей с расстройством аутического спектра наблюдается превышение выработки антител к главному белку — миелину.

Методы лечения детского аутизма

К большому сожалению у медиков и родителей на сегодняшний день нет методик, способных полностью излечить от детского аутизма. Отчаиваться не стоит: согласно современной статистике, при своевременном психологическом и педагогическом вмешательстве, ребенок сможет реализовать заложенный потенциал. Существует немало коррекционных центров, оказывающих помощь таким детям. Изучите информацию о таких учреждениях в своем городе, посоветуйтесь с другими родителями аутистов (имеется немало специализированных форумов).

Рассмотрим популярные виды коррекции, реабилитации и терапии детского аутизма.

Сначала определим категории, на которые делятся методы лечения:

  • Биомедицинский метод коррекции.
  • Лечение медикаментами.
  • Терапии, корректирующие поведение и общение.
  • Альтернативная и комплементарная медицина.

Известные терапии, которые направлены на общение и коррекцию поведения.

Прикладной анализ поведения (ABA)

Методика АВА является одним из наиболее используемых видов поведенческой терапии. В ее основе лежат научные принципы, позволяющие сформулировать базовый социальный набор знаний и навыков малыша. Основную роль в методике играет мотивация малышей, и система поощрения из достижений. «Правильное» поведение ребенка отмечается наградой – это побудит его демонстрировать желаемое поведение. На сегодняшний день поведенческие методы коррекции детского аутизма являются научно доказанными. Они применимы по отношению к маленьким и взрослым аутистам.

Раннее вмешательство в течение детского аутизма, основанное на поведенческой терапии – наиболее эффективный метод коррекции расстройства. Очень важно внимательно отнестись к вопросу, чтобы не упустить важное время. Родители, обратившие взор на АВА, способны обучить ребенка важным навыкам, пользованию речью, социальному взаимодействию. В особо успешных случаях ребенок может научиться катанию на велосипеде, правильному удержанию ручки и прочему. Способы обучения, базирующиеся на поведенческой терапии, очень полезны – им следует находиться в основе помощи всем пациентам, страдающим от детского аутизма.

TEACCH

В лечении детского аутизма также эффективен TEACCH. Речь идет о методе под названием «Структурированное обучение». В его базе лежит понимание деталей процесса обучения, которые характерны для аутистов. Используются наглядные пособия для успешного лечения детского аутизма и понимания информации. Множество эмпирических исследований, направленных на исследования особенностей восприятия информации аутистами, поддержали подход TEACCH.

Упомянутая методика базируется на визуальных подсказках. Они могут показать ребенку, как вести себя в разных бытовых ситуациях – одеваться, мыть руки, чистить зубы, ходить на прогулку, покупать хлеб и тому подобное. Информация подается в доступном виде, разбиваясь на небольшие шаги.

Логопедия и речевая терапия

Почти у всех людей с аутизмом имеются трудности с речью. Порой эти проблемы очевидны. Детскому аутизму свойственно почти не использовать речь, не инициировать диалоги. Нередко корни проблемы находятся не в грамматике или артикуляции, а имеют отношение к «прагматике речи» (пользование речью для установления социальных контактов). Речевой терапией можно помочь многим детям, страдающим аутизмом.

Эрготерапия, трудотерапия, оккупационная терапия

В оккупационной терапии или трудотерапии внимание сфокусировано на формировании навыков, используемых в повседневной жизни. Многие аутисты отличаются неполноценно развитыми навыками в области мелкой моторики, и им важна такая терапия. Опытные оккупационные терапевты нередко имеют знания в области сенсорной интеграции. Речь идет о действенной технологии, помогающей детям-аутистам побороть высокую чувствительность к свету, звуку или тактильным контактам.

Терапия социальных навыков

Отсутствие коммуникативных и социальных навыков – серьезная проблема детского аутизма. Многим детям нужна помощь в формировании простейших навыков. Пример: общение с новым знакомым, ведение беседы, соответствующее поведение в детском парке и так далее. Терапевты, обучающие социальным навыкам, способны облегчить социальные контакты малыша-аутиста со сверстниками.

Игровая терапия

Многим это может показаться странным, но маленьким аутистам требуется помощь не только в построении социальных связей, но и в обычных играх. Упомянутая терапия станет отличным инструментом для формирования коммуникативных навыков и построения речи. Особенно полезными станут игровые терапевты, имеющие опыт в области таких известных методов, как Play Project и Floortime. Для положительного результата иногда бывает достаточным подключить игровую терапию к физической, речевой или оккупационной.

Визуальная терапия

Для многих аутистов характерно визуальное мышление. Некоторым из них удается неплохо взаимодействовать с системами связи, использующими иллюстрации (пример, PECS). Видео игры и моделирование, а также электронные системы коммуникации также направлены на работу с преимуществами существенных визуальных способностей аутистов. В интернете можно ознакомиться с информацией о РЕСS и прочих системах альтернативной и вспомогательной коммуникации.

Пет-терапия

Такой терапией называют коррекцию с участием животных. Безусловно, она очень эффективна. Основное направление пет-терапии: развитие коммуникативных навыков малыша. При тесном контакте с животными, происходит явное улучшение состояния. Улучшается сон, полностью исчезают головные боли. Чаще всего в терапии участвуют лошади и собаки, но в некоторых случаях специалисты рекомендуют общение с кошками или дельфинами. В общем, ипотерапия, канистерапия, дельфинотерапия – методы лечения с участием животных. Многие родители отмечают эффективность непосредственно этого метода.

Природа возникновения

В настоящее время можно лишь предположить, почему конкретный ребенок родился с синдромом аутизма. Однако во многих случаях причины остаются не выяснены.

Осложнения во время беременности у матерей будущих детей аутистов встречаются гораздо чаще.

Считается, что они не напрямую являются причиной появления синдрома, а повышают его риск. Поэтому если выявлен сильный токсикоз, родовые травмы, кровотечения, это вовсе не означает, что родится ребенок, имеющий те или иные заболевания.

Почему рождаются дети аутисты?

Точные причины пока не выяснены, но известно, что биологической основой является нарушение работы головного мозга.

Новорожденные с синдромом аутизма могут рождаться по ряду причин:

  • осложнения во время беременности;
  • перенесения беременной вирусных заболеваний;
  • осложнения во время родов;
  • наследственность — риск повышается, если есть родственники, страдающие синдромом;
  • прием лекарств во время беременности;
  • негативные факторы внешней среды, алкоголизм, курение, наркомания матери и отца.

В семьях, где рождается аутист, у родственников часто наблюдаются и иные симптомы и заболевания — эпилепсия, шизофрения, навязчивое поведение, сниженная потребность в социальных контактах, умственная отсталость.

Причины у малышей раннего возраста

Дети с синдромом раннего аутизма часто имеют и другие генетические заболевания — синдром ломкой Х-хромосомы, фенилкетонурия и прочее.

Могут наблюдаться нарушения в лобных отделах коры головного мозга, мозжечке, гиппокампе, в височных долях, миндалевидном теле.

В итоге страдает память, внимание, эмоциональная саморегуляция, способность чувствовать и реагировать на чувства других людей.

Тератогенная теория предполагает, что на организм ребенка действуют экзогенные факторы — воздействие среды, оказывающей негативное влияние на плод.

К ним могут относиться продукты питания с опасными добавками, прием вредных веществ — никотина, алкоголя, лекарств, а также влияние городского воздуха, проживание рядом с промышленными предприятиями. Токсикоз, гипоксия плода также относятся к факторам риска.

Другие теории предполагают сбой в иммунитете, грибковые инфекции, возраст родителей.

Некоторые авторы указывают на вакцинацию от различных заболеваний, но связь аутизма с прививками не доказана.

Различают детский аутизм:

  • эндогенно-наследственный;
  • экзогенно-органический;
  • психогенный;
  • неясной этиологии.

Патогенетический подход делит аутизм на:

  • наследственно-конституциональный;
  • наследственно-процессуальный;
  • приобретенный постнатальный.

Что такое сублимация в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

От чего бывает у подростков?

Развитие аутизма протекает по-разному.

При правильной терапии можно сгладить течение заболевания, а ребенку научиться жить в социуме.

У подростка аутизм не пропадает сам по себе, если диагноз был поставлен в раннем возрасте.

При злокачественном течении может переходить в шизофрению, социальная дезадаптация возрастает. При волнообразном происходят периодические обострения. Может происходить и регрессия симптомов, улучшение состояния.

У подростков может проявиться атипичный аутизм, который появляется не в раннем возрасте, а в любом.

В период взросления изменяется гормональный фон, это влияет на все системы организма, в том числе мозговую деятельность.

Большое влияние оказывает и социальная среда, перенесенные заболевания, хронические стрессы, например, отвержение одноклассниками. Все эти факторы могут спровоцировать появление аутизма или его обострение.

Приобретенный у взрослых

Основная причина появления аутизма у взрослых — генетическая предрасположенность и более позднее развитие заболевания.

Спровоцировать появление заболевания могут следующие факторы:

  • изменения в привычном укладе жизни — смена работы, места жительства, круга общения;
  • хронический стресс при проживании в большом городе;
  • напряжение, возникающие вследствие того, что интеллектуальные способности личности не соответствуют требованиям, которые к нему предъявляют;
  • избыток информации;
  • постоянные неудачи в личной и профессиональной сферах, что приводит к изменениям в психике и работе головного мозга;
  • гормональные нарушения.

Человек, имеющий предрасположенность к развитию аутизма, отличается уже в детском возрасте.

Он более замкнут, у него возникают проблемы с коммуникацией, отсутствие духовной привязанности, не заводит личных отношений, присутствие других людей в его жизни не имеет значение, а иногда воспринимается как негативный фактор.

К собственным детям проявляет равнодушие, иногда злость. Привязанность к детям является не истинной, а навязанной стереотипностью социального поведения.

Что такое синдром Аспергера простыми словами? Ответ узнайте прямо сейчас.

В чем главная проблема детей с аутизмом и их родителей?

Директор фонда содействия решению проблемы аутизма в России «Выход» Авдотья Смирнова связывает остроту проблемы аутизма в России с тем, что врачи мало осведомлены о диагностике и методах лечения, а в обществе бытует множество мифов о людях с таким расстройством – так, аутизм ошибочно считают болезнью, боятся его проявлений и не знают, как себя вести. Слова эксперта приводит Интерфакс.

Между тем дети-аутисты часто хотят общаться, но не знают, как начать разговор. При этом многие из них обладают высоким интеллектом и не имеют отклонений в развитии, а иногда и значительно опережают сверстников.

«На сегодняшний день у нас ситуация ужасная. Этих детей гонят с детских площадок, хотя они хотят дружить. Этих детей невозможно подстричь, поскольку ни один парикмахер не предупрежден, как это делать. Их невозможно привести к стоматологу, с ними невозможно пойти в кафе — потому что выгонят: либо персонал, либо сами посетители», — сказала Смирнова.

Вместе с тем она подчеркнула, что, обладая информацией об аутизме, многих проблем удалось бы избежать. Так, в кафе можно приглушить музыку, в кинотеатрах — оставить на сеансах включенными несколько лампочек верхнего освещения, а в музеях – определить специальные часы, когда посетителей не так много.

Также она отметила, что, вырастая, аутисты ввиду особенностей своего восприятия могут стать легкой мишенью для преступников и мошенников, поскольку часто слишком доверчивы или не могут постоять за себя. «Бытует ошибочное мнение, что аутисты опасны для общества. Наоборот: общество опасно для аутистов», — отмечает эксперт.

Возможна ли профилактика

Как таковой, профилактики аутизма не существует, ведь данная болезнь «зарождается» еще во время нахождения малыша в утробе матери. Чтобы максимально снизить риск возникновения РАС, будущей маме необходимо беречь себя от болезней во время беременности, а также отказаться от употребления продуктов, содержащих ГМО, глютен, от бытовой химии промышленного производства (предпочтение стоит отдать только безопасным моющим средствам либо изготовленным самостоятельно, например, посуду можно мыть содой, а голову – яйцом) и от применения косметики.

Также молодой маме и малышу после рождения следует пить только очищенную воду, без тяжелых металлов.

Некоторые исследования показали, что риск рождения ребенка с аутизмом увеличивается при наличии у будущей мамы амальгамовых пломб, которые на 50% состоят из ртути. Да, ртуть является тем веществом, которое попадая к плоду, может послужить толчком для развития у малыша РАС в будущем.

Еще одной своеобразной профилактикой аутизма является максимально раннее распознавание симптомов болезни и начало лечения, ведь в данном случае считается «чем раньше, тем лучше», и обусловлено это закономерностями развития головного мозга.

Пожизненная самоизоляция

Мама ребенка с аутизмом обратилась к людям через социальные сети 2 апреля 2021 года: «Режим самоизоляции. У большинства из нас он начался совсем недавно. И оказалось, что это тяжело, для некоторых очень тяжело, для кого- то невыносимо. А некоторые из нас находятся в этом режиме с рождения, всегда. Потому что аутизм такая штука. В изоляции и сами аутисты и те, кто рядом с ними. И в ваших силах немного ослабить режим наших детей и нас. Сегодня день распространения информации о аутизме. И сегодня у вас есть возможность почувствовать себя аутистом. В самоизоляции. Но режим отменят, вы снова вернетесь в социум, к привычным делам, или к новой работе, жизнь покажет. В любом случае, ваша изоляция закончится. А наша останется с нами. И в самой тяжелой изоляции останутся наши дети. Почувствуйте, каково это и пустите наших детей к вам. Не нужно широко распахивать объятия. Просто немного приоткройте дверь, разрешите вашим детям учиться рядом с нашими, пустите наших странных детей в кафе, магазины, на площадки, не показывайте на них пальцем и не запирайте их на карантин. У них нет коронавируса. Они не опасны. Они в изоляции. Это очень тяжело, ведь теперь вы знаете это, правда?»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]