Практическое занятие по обществознанию на тему «Межличностное общение»

Если смотреть на общение с научной точки зрения, то оно представляет собой определённый процесс, который может в разных условиях видоизменяться. В итоге в различных ситуациях мы выбираем удобные для нас на данный момент виды общения. Или не выбираем, но тогда закономерно попадаем в неоднозначные ситуации с не всегда положительным исходом. Как этого не допустить?

Пять главных талантов для успеха: умение сосредоточиться, осторожность, организованность, новаторский подход и общение. Гарольд Дженин

Виды общения и подходящие для них ситуации

Общение бывает не только вербальным и невербальным – это только одна, причём далеко не самая глубокая его сторона. Если вы пронаблюдаете за собой хотя бы один день, вы непременно заметите насколько различается ваш стиль взаимодействия с разными людьми. Своё влияние, конечно же, оказывает и ситуация, в которой вы оказались. Вид общения мы, как правило, выбираем несознательно, порой путаемся и нервничаем из-за этого. По этой причине важно чётко понимать различия в видах общения и применять их только в том случае, когда это уместно.

Особенности межличностного общения среди подростков

В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило, уровень коммуникации у подростков низкий. Поэтому, чтобы подросток не испытывал трудности в общении необходимо развивать его коммуникативные навыки. На это указывают данные опроса, проведенного среди выпускников школ в 2007 году города Нижний Тагил. На вопрос: «Что вы недополучили за время обучения?» — респонденты отвечали, что их не научили общаться, выстраивать правильно диалог, они не умеют интерпретировать высказывания окружающих людей [2, c. 150]. Из этого можно сделать вывод, что существует проблема целенаправленного формирования коммуникативных навыков учащихся.

Проблемой межличностного общения у подростков занимались такие исследователи как Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и многие другие.

В современных психологических исследованиях все чаще в группу факторов, по которым проводится сравнительный анализ полученных результатов, включают показатель пола испытуемых. Появившееся в последнее время понятие «гендер» (социальный пол) открывает новые возможности для понимания сложной природы человеческих взаимоотношений. Гендерные различия невозможно игнорировать, поскольку они присутствуют в индивидуальных проявлениях любого уровня, усиливаясь с возрастом.

Термин «пол» (в англоязычной литературе sех —

«секс») описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. А вот термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми [1, c. 272].

Подростковый возраст — период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанного с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Для этого этапа характерно: бурный рост человека и формирование организма в процессе полового созревания. Общение подростка составляет основу формирования новых психологических и личностных качеств [4,с. 73].

В современном мире человеку необходимо общение, поэтому люди обучаются этому средству коммуникации с раннего возраста. Более подробно и интересно этот процесс можно рассмотреть на примере подросткового возраста.

При анализе коммуникаций подростков выделяют два вида общения: межличностное и ролевое. Межличностное появляется в процессе взаимодействий с окружающими людьми вне деятельности. А ролевое общение осуществляется в процессе разных видов деятельности. А. В. Мудриком выделено четыре возрастных типа общения школьников:

1. Детский (1–3 классы);

2. Подростковый (у девочек 3–6 класс, у мальчиков 7–8 класс);

3. Переходный ( у отдельных групп в 5–8 классе, у мальчиков в 9–10 классе);

4. Юношеский (у отдельных групп в 6–8 классе, доминирует в 9–10 классе) [1, c.111].

Но так как мы изучаем подростковый возраст, обратимся только к трем типам общения.

Подростковый тип общения, проявляясь у отдельных ребят в 3 классе, характерен для учащихся 4–6 классов и сохраняется у части ребят, преимущественно мальчиков, в 7 классе. Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе совместной деятельности.

Подростки (4–5 классы) считают своими друзьями близких родственников, от которых в большинстве случаев ждут помощи. Но в 6 классе значительная часть подростков (до 30 %) ожидает от собеседника в общении понимания.

У подростков последовательно к 6 классу сокращается количество вопросов, обращенных к учителям и родителям, уменьшается число вопросов этического характера (у девочек их больше, чем у мальчиков), уменьшается число запросов подростками оценок действий своих и своих сверстников. Резко сокращается общение в процессе совместных занятий подростков со взрослыми в семье, уменьшается время, затрачиваемое ими на различные виды общения со взрослыми. У мальчиков все эти тенденции имеют более выраженный характер.

Больше всего подростки общаются со сверстниками своего пола. Общение реализуется почти всеми школьниками в 4–6 классах. Общение со сверстниками подразделяется на товарищеское и приятельское, у 12–15 % подростков 5–6 классов выделяется самостоятельное дружеское общение,которое далеко не всегда идентично дружбе в раннем юношеском возрасте. Особое место в разговорах подростков занимает обмен информацией по сексуальным вопросам, интерес к которым возрастает в 5–6 классах. Общение между мальчиками и девочками характеризуется двумя противоположными тенденциями: обособление по половому признаку и, интенсификацией общения между мальчиками и девочками. Обособление общения подростков разного пола объясняется тем, что тематика этого общения определяется интересами для того или иного пола, интересом к противоположному полу [1, c. 122].

С возрастом «понимание» (у девочек раньше, чем у мальчиков) начинает дополняться акцентом на экспрессивной стороне процесса. Все это, не меняя общего характера возрастного типа, может свидетельствовать о переходе части школьников к переходному типу общения.

Переход от подросткового возраста к юношескому происходит неравномерно, растягиваясь во времени от 6 до конца 8 класса, характеризуясь кризисными явлениями в различных сферах жизнедеятельности. Именно в этом возрасте видна неравномерность физического и психического развития девочек и мальчиков. Так, к началу учебного года в 8 классе учатся мальчики, среди которых есть несколько юношей, и девушки, среди которых есть несколько девочек.

Кризисные явления возникают в сфере общения: со сверстниками своего и противоположного полов, со взрослыми (смена ориентации, меры и направленность эмоциональной вовлеченности и т. д.). В этом возрасте особенно развита застенчивость, которая маскируется развязностью.

В разговорах старших подростков начинает занимать их собственное «Я». Происходит выдвижение в старшего подростка, которое диктуется процессами становления личности — ростом сферы интимного, возрастанием потребности в эмоциональном контакте, где проявляются половые различия. Мальчики обращаются к своему «Я» в рамках обсуждаемой темы не стремятся к его более обобщенному рассмотрению. Девочки стремятся к рассмотрению «Я» в тех отношений и с теми людьми, с которыми у нихимеется реальный контакт.

Половые различия в общении видны при анализе обсуждений старшими подростками взаимоотношений мальчиков и девочек. К 7 классу мальчики обсуждают эту тему «довольно редко», а девочки — «довольно часто».

Начиная с конца 7 класса у девочек и с середины 8 класса у мальчиков появляется новая тенденция — стремление к доверительному общению со взрослыми.

В юношеском возрасте коллектив старшеклассников имеет свою позицию в школе. В старших классах дружеское общение становится типичным. Содержание общения старшеклассников со сверстниками своего пола включает целый следующий ряд: о международной и внутренней политике, о школьных проблемах (у девушек больше, чем у юношей), о занятиях, об отношениях в классе, об учителях.

В ранней юности происходит более интенсивное освоение жаргона. Юношеский жаргон — это явление многослойное. Его основу образует совокупность слов и выражений, которые употребляются почти всеми ребятами этого возраста. Она включает три группы слов и выражений: ругательства, общеупотребительные слова и выражения (большее употребление, нежели в норме общества) и общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение [1, c. 135].

Круг общения старшеклассников растет за счет включения все большего числа сверстников противоположного пола. Общение между юношами и девушками имеет довольно интенсивный и регулярный характер, который находится на товарищеском уровне и происходит в тех коллективах, в которые входят старшеклассники. Также юноши и девушки общаются на приятельском уровне доверительно, чем на том же уровне со сверстниками своего пола. Часть старшеклассников почти не общаются со сверстниками противоположного пола. Объясняется это по-разному: отсутствием интереса, недостатком активности, неуверенностью в успехе и себе.

Итак, подводя итог, можно обозначить следующие особенности межличностного общения подростков:

— включено в процесс воспитания учащихся;

— играет специфическую роль в формировании, развитии и воспитании личности на каждом возрастном этапе;

— зависит успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого;

— происходит преодоление трудностей в процессе взросления быстрее у девочек, чем у мальчиков.

Литература:

1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология/ под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.:Академия, 2011. — 329с. ISBN 978–5-7695–6685–1

2. Булыгина Л. Н., О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л. Н. Булыгина // Вопросы психологии. — 2010. — № 2 — С. 149–152

3. Мудрик А. В., Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, — 2001. — 320 с. ISBN 5–93134–141–2

4. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россаха, О. В. Шапарь; под общей ред. В. Б. Шапарь. — Ростов н/Д.:Феникс, 2005. — 808 с. ISBN 5–222–06803-х

Контакт масок

Это знакомое всем формальное общение, когда собеседники не особо горят желанием понять друг друга и разобраться в особенностях личностей. В такого рода общении мы задействуем привычные маски – вежливость, безразличие, строгость, внимание и прочее. С помощью этих масок мы успешно скрываем свои настоящие эмоции и отношение к собеседнику. Такого рода общение идеально подходит в случае недолгих или поверхностных контактов с другими людьми, также оно актуально в самом начале знакомства. «Контакт масок» порой действительно необходим – ежедневно мы встречаем огромное количество людей и не с каждым из них стоит так уж глубоко общаться.

Молодежная среда и межличностное общение

Переломным периодом процесса эволюции межличностных отношений является подростковый возраст и особенно – юношеский. Именно в этом периоде, в возрасте 14 лет, происходит установление разных отношений к людям пожилого возраста, к собственным родителям, одноклассникам, друзья, учителям, к лицам других национальностей, к людям больным.

Обычно подросток обращен вовнутрь себя, нередко он погружен в собственные фантазии, задумчив. Вместе с тем он часто нетерпим к окружающим, крайне раздражителен, имеет место проявление агрессии. В 16 лет обычно начинается период самопознания с самоутверждением, молодой индивид проявляет свою наблюдательность. Из-за своего предельно критичного отношения к реальности молодые люди многое не приемлют и отрицают.

Молодежная среда, из-за нередкого неумения студентов сострадать, уважать чувства других, наполняется конфликтами, что является причиной дестабилизации эмоционального фона студенческих коллективов. В этом возрасте молодые люди обоих полов часто преступают принципы культуры поведения. Для уклонения от активации подобных ситуаций, взрослые должны стараться не повышать градус общения, придерживаясь уважительного тона. Рекомендовано не использовать в отношении подростков безапелляционных суждений в вопросах, касающихся музыки и моды.

Исключительно добрые отношения являются залогом уравновешенного межличностного общения в молодежной среде, к которому должны стремиться взрослые люди. Избегание скандалов и стремление достижения компромиссов – главная цель взрослых, которым необходимо стараться мягко уступать, не развертывая конфликты с их демонстрацией как можно большему числу окружающих. Именно такой подход будет благоприятствовать налаживанию стабильно хороших отношений.

Деловое общение

При этом виде общения важны только те характеристики человека, которые оказывают влияние на то дело, которым вы занимаетесь. Так, вы можете прекрасно знать, что ваш сотрудник всегда приходит на работу не в духе, но вот что происходит в его личной жизни вам неведомо. Более того, зачастую знать вам это и не нужно, это не только не поможет вашей работе, но и может оказать совершенно противоположное действие – многие люди просто не желают, чтобы все вокруг были осведомлены об их личных делах. Конечно, минимальный набор знаний об интересах сотрудников был бы полезен, но иногда приходится обходиться без него.

Стоит также сказать, что в случае с деловым общением важно быть нацеленным на решение определённой задачи, мысли нужно выражать предельно чётко, стоит внимательно выслушивать собеседника и приспосабливаться к нему – все в интересах дела.

Межличностное общение, его психология

Процедура, при которой осуществляется взаимодействие индивидуумов с целью обоюдного познания, развития взаимосвязей, в результате чего проявляются взаимные влияния на поведение и взгляды участников таких связей, расценивается как психология межличностного общения.

Ведь коммуникации (общение) оказываются одной из ключевых категорий психологии и рассматриваются ею на равных условиях с такими категориями, как:

  • Поведение
  • Мышление
  • Личность
  • Отношения

Что же понимается под общением в психологии? Прежде всего – человеческие отношения, подразумевающие различные конфигурации общей деятельности индивидов. Чаще всего общение и деятельность распознаются как разные стороны социального человеческого бытия, либо общение разбирается как отдельный элемент той или иной деятельности, рассматриваемой в свою очередь как условие общения. Общаясь, люди обмениваются сформировавшимися у них взглядами, возникающими идеями, чувствами.

Сложности межличностного общения и взаимодействия проявляются через возникновение мотивационных и операциональных затруднений, соотносящихся с интерактивной и коммуникативной сторонами общения. Характерными признаками оказываются недостаток желания осмыслить особенности личности собеседника, его интересы и внутреннее состояние. Как следствие – проявление проблем общения со стремлением извлечь выгоду от коммуникации с собеседником через его обман, запугивание или демонстрирования чрезвычайной о нем заботливости.

Духовное, оно же межличностное общение

К такому виду общения мы прибегаем тогда, когда находимся в окружении близких друзей и родственников. Мы можем говорить на совершенно любые темы, более того, иногда не нужны даже слова – то, о чём вы хотели сказать, понимают по выражению лица и движениям. Само собой, понятно, что не стоит переходить на такой уровень общения с обычными знакомыми – они вас не поймут и будут долго удивляться тому, почему же вы решили обсудить с ними сдвиги фундаментальных понятий в мировых системах верований.

Светское общение

Это очень удобный вид общения, который состоит в том, что говорить вы можете о чём угодно, но на самом деле думать о другом. Получается своеобразный разговор ни о чём. Только помните, что ваших собеседников в последнюю очередь интересует ваше личное мнение по какому-либо вопросу, и высказывание его считается просто плохим тоном. Обычно такой вид общения уместен на всевозможных выставках, концертах, на отдыхе или при случайном знакомстве. Тут достаточно был вежливым, тактичным, выражать одобрение и симпатию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]