Глава 2 билатеральная симметрия-асимметрия 2 1 проявление неравнозначности билатеральных органов


Межполушарная асимметрия мозга и успешность обучения языкам

 Статья посвящена исследованию взаимосвязи между межполушарной асимметрией мозга старшеклассников и успешностью обучения дисциплинам лингвистического цикла.

Ключевые слова: функциональная межполушарная асимметрия, индивидуальный профиль латеральной организации, успешность обучения

Психологические и психофизиологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Особенно важным нам представляется юношеский возраст, так как именно в этот период складывается самосознание, окончательно формируется учебно-профессиональная деятельность. Одной из постоянных психофизиологических характеристик человека является индивидуальный профиль латеральной организации (ИПЛО) или латеральный фенотип. Многочисленные исследования показывают, что ИПЛО необходимо учитывать при решении широкого круга проблем [3, 6].

В последнее время увеличилось количество исследований, посвященных влиянию межполушарной асимметрии на успешность учебной деятельности детей и подростков, вопросам зависимости успешности обучения от индивидуального латерального профиля организации. Влияние ИПЛО на организацию учебного процесса и успешность учебной деятельности интересует достаточно большое количество психологов, физиологов, педагогов и методистов [1, 2].

Данная статья посвящена изучению взаимосвязи между профилями латеральной организации мозга и успешностью обучения дисциплинам лингвистического цикла учеников старших классов в условиях профильной лингвистической школы.

Исследование проводилось в четырех старших классах МБОУ СОШ № 53 с углубленным изучением немецкого языка г. Ростова-на-Дону. В работе приняли участие 68 школьников (23 мальчика и 45 девочек) 10 и 11 классов.

Для определения латерального профиля испытуемым предлагалось ответить на вопросы, определяющие ведущие руку, глаз, ухо и ногу. Для определения ведущей руки использовался опросник Аннет, ведущий глаз определялся с помощью пробы Розенбаха, для определения ведущего уха необходимо было ответить на вопрос: «К какому уху Вы чаще всего прикладываете телефон?» и для определения ведущей ноги необходимо было ответить на вопрос: «Какой ногой Вы чаще ударяете по мячу при игре в футбол?». Ведущее значение в системе «рука — глаз — ухо — нога» придается ведущей руке [7].

В ходе эксперимента были выделены четыре группы в соответствии с типом функциональной межполушарной асимметрии: правый, правосторонний, смешанный и левый. Выяснилось, что наибольшее количество школьников относятся к правостороннему типу, наименьшее — к левому (рис.1).

Рис. 1. Распределение индивидуальных латеральных профилей (%)

Успешность обучения дисциплинам лингвистического цикла исследовалась на основании среднего балла по русскому, немецкому и английскому языкам. Средний балл считался по всем оценкам, полученным обучающимися по соответствующим предметам в течение 2015–2016 учебного года. Самый высокий средний балл успеваемости по русскому языку был выявлен у старшеклассников с правосторонним типом ПЛО, немного ниже показатели школьников смешанного типа. Самый низкий средний балл — у старшеклассников с правым типом.

Результаты успеваемости по немецкому языку в целом выше, чем по русскому и английскому языкам. Это, видимо, обусловлено спецификой школы. Распределение оценок таково: наивысшие баллы у школьников с правосторонним и правым профилями, немного ниже успеваемость учеников смешанного типа и самый низкий — у школьников с левосторонним типом.

Несколько отличается распределение оценок по английскому языку. Лучшие результаты у старшеклассников с правым типом ПЛО, худшие — с левосторонним.

Таким образом, по всем вышеприведенным критериям (за исключением успеваемости по русскому языку), наихудшие результаты показали старшеклассники с левосторонним типом латерального профиля. По русскому языку худшие результаты проявились у старшеклассников с правым типом ПЛО,

Успешность решения лингвистических задач исследовалась с помощью словесного теста Айзенка [5. С.376–482], который состоял из 20 заданий. Каждое задание теста оценивалось в 0,25 балла. Таким образом, максимальный балл за словесный тест равен 5, что позволяет сравнивать его результаты со средним баллом успеваемости по дисциплинам лингвистического цикла. При прохождении словесного теста наиболее высокий результат показали старшеклассники с правосторонним ПЛО. Несколько ниже результаты школьники со смешанным профилем. Наиболее низким является результат обучающихся с левосторонним ПЛО. «Левосторонние» школьники не справились почти с 90 % заданий, их результат достоверно ниже результатов школьников с правосторонним и смешанным типами ПЛО.

Сравнительная диаграмма оценки успешности в изучении дисциплин лингвистического цикла приведена на рис. 2

Рис. 2. Результаты словесного теста и средние баллы успеваемости по дисциплинам лингвистического цикла

Для оценки меры рассеяния было найдено стандартное (среднее квадратичное) отклонение полученных величин [4. С. 28–31]. Наибольшее стандартное отклонение было получено при обработке результатов словесного теста. Оно в среднем превышает стандартное отклонение других оценок более чем в 2 раза. Это говорит о том, что оценка словесного теста является более рассеянной величиной по сравнению с остальными и, следовательно, менее статистически достоверной. Кроме того, для данных оценок был вычислен доверительный интервал (с уровнем доверия 95 %). Соответствующая полоса погрешностей отображена на диаграмме.

Далее была исследована корреляционная зависимость между средними баллами по дисциплинам лингвистического цикла и словесным тестом [4. С. 147–151]. Выяснилось, что, оценка словесного теста практически не коррелирует с оценками дисциплин лингвистического цикла.

У школьников с правосторонним ИПЛО наблюдается корреляционная зависимость между всеми дисциплинами лингвистического цикла: 74 % между оценками по русскому и немецкому языкам, такой же коэффициент между оценками по русскому и английскому языкам, 78 % — между оценками по немецкому и английскому языкам.

Кроме того, у школьников со смешанным профилем прослеживается зависимость между оценками по немецкому и английскому языкам (72 %). Тем не менее, коэффициенты корреляции между оценками по русскому языку и обоим иностранным языкам существенно меньше (49 % для немецкого и 46 % — для английского языков).

Поскольку объем выборки невелик, то, по-видимому, проверка гипотезы о наличии корреляционной зависимости между успеваемостью по всем дисциплинам лингвистического цикла требует дополнительного исследования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешность обучения дисциплинам лингвистического цикла связана с латеральным профилем функциональной межполушарной асимметрии мозга и соответствующая функция в основном зависит от деятельности левого полушария. Кроме того, независимо от профиля, результаты успеваемости по немецкому языку выше, чем по русскому и английскому языкам, что обусловлено спецификой профильной школы.

Следует заметить, что независимо от индивидуального профиля латеральной организации хуже всего старшеклассники справились со словесным тестом. Видимо, навыки решения нестандартных задач сформированы недостаточно.

Литература:

  1. Аршавский И. А. Межполушарная асимметрия большого мозга человека и некоторые проблемы педагогики. — М.: Знание, 2002
  2. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург, У-Фактория, 2004. — 300 с.
  3. Еремеева В. Д. Типы латеральности у детей и их связь с успешностью и обучением. // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 128–135
  4. Основы математической статистики / под ред. В. С. Иванова. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
  5. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. — М.: Эксмо, 2006. — 608 с.
  6. Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007 г
  7. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — Воронеж: МОДЭК, 2010

Причины асимметрии желудочков

Не стоит путать асимметрию желудочков с их дилатацией. Асимметрия боковых желудочков головного мозга (чаще встречается именно она), отличается от дилатации тем, что при асимметрии зеркальное отражение одного из желудочков относительно сагиттальной плоскости не совпадает с другим, а при дилатации желудочки увеличены.

Нужно помнить, что асимметрия желудочков головного мозга у взрослых и детей – это не самостоятельное заболевание, а признак другого процесса, точно так же, как вздувшийся палец – это не болезнь пальца, а симптом его острой инфекции.

Наиболее часто асимметрия желудочков возникает еще во внутриутробном периоде, либо связана с перинатальной, или родовой травмой. Асимметрия головного мозга у новорожденных должна тщательно наблюдаться, как с помощью УЗИ головного мозга через роднички, либо при помощи МРТ.

Но проведение МРТ головного мозга у малышей сделать непросто, поскольку нужно лежать неподвижно около 15-20 минут, и при этом исследовании применяют наркоз.

В том случае, если продукция ликвора потом уравновешивается его резорбцией, или обратным всасыванием, то такая асимметрия может ликвидироваться, а может и остаться на всю жизнь. При этом человек может жить полноценно, и умереть в старости «совершенно здоровым», как бы это странно ни звучало.

В том случае, если в полостях желудочка будет сдвинут баланс в сторону гиперпродукции ликвора, или в сторону снижения его всасывания, то тогда развивается синдром внутричерепной гипертензии, крайним выражением которого является гидроцефалия.

Также причинами неравномерности боковых, парных желудочков, являются:

  • последствия нейроинфекций (менингиты, менингоэнцефалиты, особенно гнойные);
  • спаечный процесс на оболочках;
  • последствия тяжелых травм (ушиба головного мозга);
  • опухоли и кисты, в том числе паразитарные, любой объемный процесс в полости черепа;
  • внутричерепные кровоизлияния, то есть геморрагический инсульт.

Здесь нужно сделать необходимую поправку. Поскольку весь объем, занятый излившейся кровью, будь то кровоизлияние внутримозговое, субдуральное, или субарахноидальное, смещает все мозговые структуры, то нейрохирурги чаще всего, оперируют этих пациентов по неотложным показаниям.

В этом случае врачи не говорят о «асимметрии». Речь идет о дислокации мозговых структур, как серьезном и угрожающем жизни осложнении. Поэтому этот пункт достаточно условен.

О последствиях

Нет никакой прямой связи между видимой разницей и функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга. Иногда бывает обратная закономерность: например, при эпилепсии у пациентов возникают сенсорные припадки с потерей чувствительности в правых конечностях, а на том месте, где должен быть источник – в сенсорной зоне задней центральной извилины коры слева – нет никаких нарушений.

Наиболее значительным расстройством асимметрии структур мозга является нарушение ликвородинамики. В том случае, если гидроцефалия существует, она, опять-таки, может быть бессимптомной. Это относится к нормотензивной гидроцефалии, когда избыток ликвора есть, но только количественно, давление его в норме. А вот если ликворное давление растет, то возникает синдром повышенной внутричерепной гипертензии. Он проявляется следующими расстройствами:

  • упорными, разлитыми головными болями, особенно по утрам;
  • улучшением состояния после обеда и к вечеру;
  • прогрессирующим снижением зрения;
  • возникновением в тяжелых случаях рвоты, которая может сопровождаться тошнотой, а может быть и без нее;
  • появлением застойных дисков зрительных нервов на глазном дне.

Если возникают такие симптомы, то нужно срочно обратиться к неврологу. В легких случаях консервативное лечение приводит к выздоровлению, но иногда требуется операция. При этом межполушарная асимметрия головного мозга сохранится, но ничего пациента беспокоить не будет, поскольку ликвор будет низводиться в брюшную полость, посредством вентрпикулоперитонеального шунта.

В заключение нужно отметить, что раннее наблюдение за повышением внутричерепного давления в детстве всегда приносит свои плоды, поскольку удается своевременно избежать атрофии коры мозга. Если же никаких симптомов нет, то достаточно наблюдать малышей у невролога. Прямое измерение ликворного давления возможно только при просверливании дырки в голове и установке манометра (в буквальном смысле), но косвенные признаки позволяют достаточно хорошо оценить степень нарушений и принять необходимые меры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]