Скороговорки для развития речи и дикции: упражнения детям, подросткам и взрослым

Различные нарушения в работе речевого аппарата – распространенное осложнение у людей, перенесших инсульт. Эти нарушения могут быть как хроническими, так и временными. Пациенты теряют возможность нормальной коммуникации с людьми, что часто приводит к проявлению депрессии, ухудшающую и так сложную ситуацию. Многие родные задаются вопросом, как восстанавливать и сколько восстанавливается речь после инсульта . Для ответа на подобные вопросы необходимо изучить причины возникновения нарушения речи, их типы и рекомендации логопедов.

Почему нарушается речь при инсульте?

Способность к воспроизведению звуков и фраз после инсульта пропадает из-за поражения областей мозга, отвечающих за речевую функцию. К ним относится центр Брока, расположенный в задне-нижнем отделе лобной извилины, и область Вернике, находящиеся в задне-верхнем отделе височной извилины. У правшей обычно эти области обычно находятся в левом полушарии головного мозга, а у левшей – в правом.

При поражении области Вернике речь пациента становится бессодержательной и несвязной, а при повреждении центра Брока речевая функция может полностью утрачиваться. Однако стоит заметить, даже полная утрата речи не означает, что ее восстановить не удастся. Дело в том, что речевые области могут быть не повреждены нарушением мозгового кровообращения, а причиной их недееспособности является защитная реакция мозга — они просто отключены. Мозг, стараясь сберечь максимальное количество не пораженных нейронов, затормаживает жизнедеятельность некоторых зон мозга. Если произошло отключение речевых зон мозга, то спустя некоторое время речь может полностью быть восстановлена.

ПОЧЕМУ ПРИ ИНСУЛЬТЕ БОЛЬНОЙ УТРАЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ

Инсульт представляет собой острое нарушение кровотока в головном мозге. В зависимости от области поражения страдают разные отделы мозга, в том числе отвечающие за речь и мышление.

Афазия

– это термин, который обозначает потерю речи и навыков общения и является общим для описания данных последствий после инсульта. Однако это касается только проблем с языком и мышлением. Афазия бывает нескольких видов:

  • сенсорная (афазия Вернике) – нарушение понимания речи из-за неспособности выделять и различать звуки, невнятная и несвязная речь больного;
  • моторная (афазия Брока) – нарушение произнесения слов с сохранением способности произносить отдельные звуки и понимать чужую речь;
  • амнестическая – нарушение памяти, связанное с трудностью называния предметов, основное назначение которых является предельно ясным;
  • смешанная – эффертно-моторная с сенсорной, аффертно-моторная с сенсорной, тотальная (полное разрушение речевого аппарата).

Трудности с произнесением слов и звуков в связи с ослаблением и парализацией лица, рта, языка и челюсти называют дизартрией. Симптомы заболевания включают невнятную речь, замедленную или, наоборот, слишком быструю скорость речи, нарушение тона и ритма речи, повышенное слюноотделение и сниженная подвижность рта. В зависимости от области поражения выделяют следующие виды дизартрии:

Диспраксия

– утрата речи в связи с нарушением движения и координации мышц, которые позволяют произносить звуки. При этом мышцы не оказываются парализованными, а работают в неправильном порядке, что препятствует возможности правильно произносить слова. Данные нарушения речи существенно затрудняют процесс общения и могут повлиять на взаимодействие с семьей, друзьями и близкими. Однако существуют и другие факторы, которые отражаются на коммуникативных навыках после перенесенного инсульта:

  • изменение эмоционального фона и личности; ухудшение работы органов чувств; физическая и психологическая усталость; снижение памяти и концентрации внимания; проблемы с глотанием.

По теме: Комплексная тренировка что это такое

Типы афазии

Полное отсутствие сформировавшейся речи или ее нарушение называют афазией. Возникает это заболевание при органических поражениях речевых участков коры головного мозга. Существуют следующие типы этого заболевания:

  1. Повреждение области Вернике приводят к сенсорной афазии. Пациент не понимает обращенную речь, так как нарушается фонематический слух, речевой синтез и анализ.
  2. Повреждение центра Брока характерно для эфферентной моторной афазии. Человек полностью теряет речевую функцию.
  3. Поражение префронтальной области левого полушария головного мозга вызывает динамическую афазию. Пациент не может выстроить программу внутренней речи и высказать ее вслух.
  4. Повреждение теменно-затылочной зоны полушария, отвечающего за речь, приводят к амнестико-семантической афазии. У человека происходит нарушение синтеза и анализа грамматических конструкций, также он начинает забывать обыденные предметы и явления.
  5. Поражение теменной или постцентральной области коры головного мозга вызывает афферентную моторную афазию. Человек теряет способность к различию близких по произношению и артикуляции звуков, что ведет к невозможности воспроизведения звука.

В общем, речь больных афазией скудна на лексику – редко употребляются наречия, описательные обороты, прилагательные, поговорки и пословицы практически не употребляются.

Это заболевание изучается в рамках таких наук и дисциплин как логопедия, нейролингвистика и нейропсихология.

Нетрадиционная медицина

Народные средства помогают восстановить процесс мозгового кровообращения и быстрее вернуть речь больному. Существует множество способов и методик. Наиболее популярные народные средства представлены ниже:

  1. Держать под языком тертую черную редьку до момента, пока во рту не будет покалывать. Делать эту процедуру рекомендуется трижды в день. Заготавливать сырье заранее не стоит, так как редька теряет свои лечебные свойства.
  2. Пить смесь из меда с соком горькой полыни по 6 грамм несколько раз в день.
  3. Употреблять смесь из измельченной кожуры цитрусовых с майским медом. Для приготовления лечебного средства понадобится 2 лимона, 2 апельсина и 2 ложки меда. Смесь настаивают 24 часа и держат в холодильнике. Принимать трижды в день по 1 столовой ложке.

Народные средства помогут больному быстрее пройти курс реабилитации. Все способы нетрадиционной медицины нужно оговаривать с лечащим врачом.

Восстанавливается ли речь после инсульта?

Восстановление речи после инсульта требует проведения ряда основных мероприятий:

  1. Обращение за помощью к медикам (сразу после появления заболевания).
  2. Занятия с врачом-логопедом.
  3. Поддержка медпрепаратами.

Постоянное выполнение комплекса упражнений, направленных на восстановление произношения.

Окружающая пациента обстановка имеет большое влияние на ход восстановления речевой функции. Близкие и родные должны оказывать всяческую поддержку больному, что способствует восстановительным процессам. Родственники пациента должны знать, как научить говорить и какие условия для него создать. Для восстановления речи нужно:

  1. Создать такую обстановку, что будет исключать громкие шумы и звуки, которые способствуют волнению и стрессу. Ухаживать за пациентом.
  2. Постоянно поддерживать общения. Разговаривать с больным нужно в любом случае, даже если он никак на это не реагирует. Головной мозг постепенно начнет не только воспринимать услышанную информацию, но и будет пытаться ее воспроизвести.
  3. Реабилитация пациента состоит из разных этапов, которые необходимо реализовывать постепенно. Эти этапы отвечают за регенерацию разных речевых способностей – понимание речи, произношение звуков, букв, слов, фраз, целых предложений, осознанной расширенной речи, повышение качества произношения.
  4. Для восстановления речевой функции может потребоваться разное количество времени (неделя, полмесяца, месяц, год и более). Максимальный эффект от мероприятий по восстановлению речи происходит в первый год после инсульта, однако продолжается еще как минимум 3-5 лет.
  5. Реабилитационный процесс должен быть систематизированным. Не рекомендуется как перенапрягаться, так и уделять ему недостаточно времени.
  6. Главное не останавливаться на достигнутых результатах и не опускать руки.
  7. Постоянно заниматься с логопедом, проводить предписанные им упражнения и оценивать достигнутые результаты.
  8. Рекомендуется периодически посещать реабилитолога и невропатолога, что со своей стороны приложат максимум усилий для более быстрого восстановительного процесса.

Какова вероятность восстановления у молодых

Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.

В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается геморрагическая форма инсульта. При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.

Доказано, что если начать занятия с логопедом в первые три месяца, заниматься не менее 3 часов в неделю, то у большинства пациентов молодого и среднего возраста удается добиться полного восстановления речи или существенно прогресса.

Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.

Посещение врача-логопеда

Перед тем, как заняться восстановлением речи после инсульта в домашних условиях , необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом в области логопедии. Логопед на основании характера афазии и имеющихся типов нарушений речи составит персональную программу реабилитационных мероприятий. Обращение к врачу-логопеду на ранней стадии в 30-35% случаях способствует тому, что у больного речь становится внятной уже к выписке из стационара. В домашних условиях необходимо выполнять предписанные специалистом упражнения для восстановления речи , однако на ежемесячной или еженедельной основе обращаться к логопеду для внесения возможных корректировок реабилитационной программы.

В своей работе специалист применяет некоторые принципы и методики восстановления речи после инсульта , применение которых при самостоятельной реабилитации поможет достигнуть ощутимых результатов:

  1. Распознание реакции на тихий и громкий голос.
  2. Плавное увеличение нагрузок и усложнение заданий.
  3. Только после проработки и освоения простых функций – произношение звуков и их понимание, осваивать сложные речевые конструкции – слова, фразы и предложения.
  4. Говорить о том, что вызывает интерес у больного.
  5. Следить не только за тем, как произносятся слова или фразы, но и за их смысловым пониманием.
  6. Использование техники, при которой начинает словосочетание или предложение кто-то из родных, а больной ее заканчивает.
  7. Сочетать рисование с практикой произношения – то, что пациенту трудно сказать, он должен выразить посредством рисунка.
  8. Применять музыкальные приемы – больной должен подпевать текста любимых песен, что очень помогает восстановить разговорную функцию.

Читать также: Инсульт у мамы
Применение таких нехитрых приемов оказывают положительное влияние на восстановление речевых областей мозга.

LiveInternetLiveInternet

Для лечения инсульта назначаются такие препараты, как энцефабол, виноцетин, актовегин – они позволяют улучшить общее состояние здоровья. Восстановление речи происходит медленно Как восстановить речь после инсульта: упражнения Лечение людей, перенесших инсульт, является долгим процессом с множеством этапов.

Особая роль в этом алгоритме отводится восстановлению речи, которая нарушается в 70% случаев. Восстановление речи после инсульта необходимо, потому что это поможет человеку продолжать прежнюю активную жизнедеятельность. О том, как добиться улучшения, далее.

Как начать реабилитацию? Сразу после стабилизации общего состояния больного, специалисты рекомендуют начать заниматься с ним оптимизацией речевых навыков в домашних условиях. Безусловно, для того чтобы восстановление после инсульта произошло более быстро и эффективно, проводить с пациентом занятия должен логопед. Однако поддержка и помощь членов семьи, совместные упражнения не менее необходимы.

Логопед будет применять различные методики. Поскольку речь идет о постепенном восстановлении речи, можно комбинировать и выбирать наиболее эффективные упражнения. В частности, это могут быть занятия при помощи карточек, детского лото, чтение букваря и других несложных детских книг, произношение слов по слогам и целиком.

Именно логопед подскажет, как после инсультного состояния заменить речь при помощи языка жестов и многого другого. Дополнительные советы и рекомендации Окружение человека, перенесшего инсульт, собственным вниманием и заботой тоже может внести свой вклад в процесс возвращения его к привычному жизненному ритму. Следует обратить внимание на то, что: недопустимо избегать с больным речевых контактов; речь в рамках общения должна оставаться медленной, не очень громкой и спокойной; необходимо задавать пациенту различные вопросы, петь одновременно с ним или проговаривать несложные скороговорки.

Значительного эффекта можно достичь, если заниматься чтением вслух, а после этого просить инсультника пересказать их. Можно использовать различные числовые ряды, предложив, допустим, называть дни недели в определенном порядке. Все это может делать не логопед, а кто-либо из членов семьи в домашних условиях. Общие особенности

В условиях абсолютной потери речевых способностей необходимо производить определенные отдельные звуки и слоги. Для этого пациенту говорят некоторую часть слова или фразы, но при этом не договаривают окончания до конца, чтобы речь не была настолько понятна. Человек должен попытаться самостоятельно их проговорить. Планомерно общий объем произносимых слов должен становиться все больше. Завершающим этапом окажется повторение небольших стихов, четверостиший и скороговорок. Положительно на развитии речевых способностях сказывается пение. Если пациент будет слышать песни, а затем совместно с членами семьи будет пытаться пропевать услышанное, то это у него получится гораздо быстрее, чем привычная речь.

В связи с этим необходимо обязательно внедрять представленную методику реабилитации пациентов после инсульта для того чтобы восстановить речевые способности и сделать речь более понятной. Важным этапом восстановления речи является возобновление способности произносить звуки. Это объясняется тем, что человек, предположительно, может находиться в состоянии разговаривать.

Однако в силу продолжительного нарушения деятельности мимических и жевательных мышц отмечается их планомерное застывание. Желательно, чтобы на этом этапе восстановлением занимался логопед, комбинируя упражнения по мере необходимости. В домашних условиях таких действия будут менее успешными.

В таких ситуациях речевой аппарат подлежит активной разработке за счет: упражнения по сворачиванию губ в узкую трубочку; длительного оскаливания зубов, рычания; максимально возможного выдвигания языка вперед, что несовместимо с народными средствами; незначительного прикусывания челюстями по очереди каждой губы; облизывания губ при помощи в любых направлениях (слева-направо и в обратном – идеально восстанавливает речь). Для того чтобы упражнения были эффективными и усилия, которые приложил логопед, не прошли зря, следует помнить о регулярности при осуществлении данных занятиях. Допустимо также изучать руководства, как восстановить речь после инсульта. Упражнения Разработано множество упражнений, позволяющих восстановить речевой аппарат. Зависят они от разновидности афазии. Например, при эфферентной моторной афазии действенными будут следующие занятия: завершение пословиц, поговорок по смыслу, а также подсчет предметов, производимый с опорой на цифры.

Можно воспользоваться также методом противопоставлений (белый – черный). Одно слово проговаривает член семьи, следующее – больной. Важна также вербализация поступков (пациента детально проговаривает то, что он делает, оптимизируя речь).

При афферентной моторной афазии следует заниматься чтением стихов, ритмически проговаривать их с синхронным отстукиванием ритма произносимого. Логопед может наставить на осуществлении счета от 1 до 10, перечислении дней недели. Динамическая афазия подразумевает внедрение «ролевых бесед», которые обыгрывают конкретную ситуацию. Допустимо также составление открыток и поздравительных текстов, писем. Желательным элементом будет прослушивание текстов по сюжету, а также положительные или отрицательные ответы. К другим формам относится: сенсорная афазия – выбор правильного названия предмета, ответы на простые вопросы или участие в диалоге, заполнение пустых мест во фразах, составление небольших рассказов из серии картинок по сюжету; акустико-мнестическая афазия – прослушивание текстов и ответы на простые вопросы, словарные диктанты с планомерным усложнением фраз, устное составление предложений по коротким фразам, классификация услышанных слов по какому-либо признаку; семантическая афазия – описание плана комнаты, пути следования, составление предложений с союзами, изложение, импровизации на определенную тему, возможность завершить рассказ, повесть; амнестическая афазия – обобщение зрительных картинок и самостоятельное изображение определенных предметов, которые были обозначены словами-названиями.

Необходимо также вычленение основных предметных признаков (объектов или явлений), что несовместимо с народными средствами. Лекарственные препараты Медикаментозных средств, назначаемых именно при потере речи, не существует. Однако разработаны препараты, помогающие справиться с инсультом в целом. Речь идет о Церебролизине и глицине, которые известны как наиболее безопасные.

Они не имеют побочных действий, зато стабилизируют показатели давления и мозговое кровообращение . Для лечения инсульта назначаются такие препараты, как энцефабол, виноцетин, актовегин – они позволяют улучшить общее состояние здоровья. По показаниям происходит назначение и внедрение внутривенно гипотензивных, вазотонических, спазмолитических, кардиотонических и противоотечных лекарственных средств. Антигипоканты и антиоксиданты прописывают зачастую при лечении всех инсультников, потому что они форсируют насыщение клеток мозга за счет кислорода и оптимизируют гиподинамику. Отлично зарекомендовал себя в данной роли мескидол. Показано также назначение антидепрессантов, чтобы ускорить процесс, в соответствии с которым восстанавливается речь. Благодаря их воздействию получается не только избежать чувства страха, но и ликвидировать отрицательные симптомы. Их испытывает любой пациент с нарушениями мозговых процессов.

Профилактика Для того чтобы лечение было эффективным, необходимо принять адекватные профилактические меры воздействия. Они заключаются в применении препаратов, осуществлении ЛФК, использовании народных средств (после согласования с врачом). Также необходимо правильно питаться и полностью отказаться от вредных привычек. В таком случае логопед и его действия будут на 100% результативными, а человек, перенесший инсульт, сумеет сохранить отличное состояние здоровья и речь.

При лечении головной боли следует отметить уникальное гомеопатическое стредство — Монастырский сбор отца Георгия. Сбор представляет собой полноценный лечебный комплекс, который не только избавляет от заболеваний, но и снабжает организм полезными микроэлементами и витаминами. Вот что говорит Николай Басков о монастырском сборе отца Георгия.

ЗАКАЗАТЬ М0ЖНО НА ОФИЦИАЛЬНОM МАГАЗИНЕ САЙТEE

Упражнения для занятий дома

В домашних условиях рекомендовано выполнять ряд упражнений для восстановления речи после ишемического инсульта , которые улучшают владение мышцами, участвующими при разговоре, и артикуляцию. Следует выполнять следующие тренировки мышц:

  1. Делать захваты верхней губы нижней челюстью.
  2. Вытягивать губы, образовывая своеобразную «трубочку», и удерживать такое состояние пару секунд, после заново повторять.
  3. Пытаться достать подбородок верхней челюстью.

Также рекомендуется выполнять «языковые» упражнения:

  • языком пытаться достать до подбородка и кончика носа;
  • «цокать», контактируя с небом;
  • сворачивать язык «трубочкой»;
  • вперед вытянуть шею при открытом рте и по максимуму высунуть язык, шипя при этом;
  • круговыми движениями облизывать губы;
  • язык закруглить назад, в сторону гортани.

Такие упражнения можно использовать здоровым людям, которые вынуждены ввиду профессии много говорить. Повторять каждое упражнение рекомендуется не более 10 раз.

Народные Средства.РУ

Народные Средства » Кровеносная » Восстановление речи после инсульта

Восстановление речи после инсульта

Более чем у трети больных, перенесших инсульт, наблюдаются речевые нарушения. Я предлагаю упражнения для восстановления речи.

Начинайте занятия с упражнений, которые вовлекают в работу мышцы, участвующие в произнесении звуков. В первый день достаточно проделать упражнения по 2 раза, а затем прибавлять каждые 3 дня по одному подходу. Доведите повторение каждого упражнения до 5-7 раз. Весь комплекс делайте 5 раз в день.

1. Вытяните губы трубочкой на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, повторите упражнение.

2. Нижними зубами захватить с напряжением верхнюю губу на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, а затем повторите.

3. Верхними зубами захватите с напряжением нижнюю губу на 3-5 секунд, потом З-5 секунд отдохните, повторите.

4. Максимально высуньте язык и при этом потихоньку вытягивайте шею вперед на 3 секунды, возвратитесь в исходное положение в течение 3 секунд.

5. Оближите губы: сначала справа налево верхнюю, потом слева направо, а дальше в том же порядке оближите нижнюю губу.

6. Оближите губы по кругу: сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

7. Попробуйте сложить язык трубочкой и вытянуть его. Оставайтесь в таком положении на 3 секунды.

8. Приоткройте рот, попробуйте сложить язык «чашечкой» и подержать его так 3 секунды.

9. Поднимите кончик языка вверх и достаньте им мягкое небо.

10. Зубы разомкнуты, губы закрыты. Языком проведите между верхними деснами и щеками к нижним деснам по часовой стрелке и в обратную сторону.

Следующее упражнение выполняется с помощником. Пусть ваш помощник начинает говорить слово, а вы его заканчивайте. Например, помощник говорит: «Сейчас по улице бежит соба…», а вы добавляете: «ка». Начинайте с одного слога, потом переходите к двум слогам. Например, помощник произносит: «По небу

плывут белые об…», а вы добавляете: «лака».

Пусть помощник сядет рядом с вами и поет песню тихо, вполголоса. Постарайтесь подхватить слова и подключиться к пению.

Очень хороший эффект дает проговаривание ско роговорок.

Скороговорки со звуками б-п: «Бык тупогуб, тупо-губенький бычок», «У быка бела губа была тупа».

Скороговорки со звуками л -в: «Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась». «Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать». «Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком».

Улучшают артикуляцию скороговорки со звуками р и в. «Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».

Александр Владимирович Гояовков.

Скороговорки после инсульта

Использование скороговорок для развития речи взрослых после инсульта является весьма эффективным средством. Его включают в программу реабилитации больных все врачи-логопеды.

Важно! Применять рекомендуется только те текста, которые посоветует врач. Он подберет именно те фразы, которые улучшают дикцию и восстановят подвижность языка пациента.

Скороговорки для восстановления речи после инсульта в основном направлены на проговаривание конкретной буквы. Например, скороговорки с акцентом на звуки «П» и «Б» тренируют работу губ, а с акцентом на звуки «В» и «Л» — улучшают работу языка.

Как помогут скороговорки

Для лечения больных с дизартрией, наряду с гимнастикой и миостимуляцией, показаны упражнения по проговариванию скороговорок. Эти речевые формы направлены на произношение буквы или комбинации, они помогают ликвидировать нарушения артикуляции. Правильно выбрать нужный вид поговорок может только логопед или нейрофизиолог.

Для самостоятельных тренировок нужно каждый день менять букву, которая чаще всего встречается в словосочетании. Некоторым больным скороговорки легче вначале распевать.

Лечение стволовыми клетками

Современным способом восстановления речи после ишемического инсульта является трансплантация стволовых клеток. Такая клеточная терапия способствует проявлению волевых импульсов у больного, у него возрастает желание говорить. Самый большой эффект от такого лечения можно достичь в начальной стадии заболевания.

Трансплантация стволовых клеток производится в амбулаторных условиях два раза, с промежутком между процедурами три месяца. В первую очередь лечение направлено на ликвидацию ишемии сосудов, атеросклеротических бляшек и тромбов. Происходят постепенное восстановление эластичности сосудов, нормализация толщины их стенок. На участках разрыва или закупорки сосудов формируются новые коллатеральные каналы.

НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ НАРУШЕНИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Фитотерапия является дополнением в основной терапии при инсульте. Лечебные травы оказывают общеоздоравливающее действие на организм, успокаивают, снимают нервное и эмоциональное напряжение и обладают другими эффектами, необходимыми для восстановления речи. Длительность приема отваров и виды трав и сборов рекомендуется согласовать со специалистом, поскольку лечебные растения имеют определенные противопоказания и побочные действия. В лечение последствий инсульта эффективны следующие варианты:

шалфей; алоэ; чистотел; арника; полынь; лофант; подорожник; боярышник; зверобой; пустырник; земляника; шиповник; тысячелистник; еловые шишки; серый желтушник; укропные семена; скорлупа кедрового ореха; календула; василек; зоря лекарственная; чернокорень; донник; корень синюхи; мята; первоцвет; чернобыльник.

Другие методы восстановления речи

Работа над произношением и восприятием речи самый главный инструмент к выздоровлению, но не единственный. Помочь восстановить речь после инсульта можно и вспомогательными методами, например:

  1. Физиотерапевтический метод. Включает миостимуляцию, массаж мимических мышц и языка, иглорефлексотерапию, электроимпульсную терапию и прочие методики.
  2. Медикаментозный метод. Применение медпрепаратов, восстанавливающих работу и кровообращение клеток мозга.
  3. Хирургический метод. Проведение операций на сосудах, которые улучшают функционирования клеток мозга, их кровообращение.

Инсульт – это непростая болезнь с серьезными последствиями, какими являются различные нарушения речи. Для реабилитации больного необходимо четко соблюдать предписанные рекомендации врача, а также проявлять к нему максимум внимания и запастись терпением. Не следует питать надежды на быстрый результат. Совместно с больным идите постепенно к поставленным целям, выполняя упражнения для речи после инсульта , радуйтесь любым успехам.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПОСЛЕ ИШЕМИЧЕСКОГО И ГЕМОРРОИДАЛЬНОГО ИНСУЛЬТОВ

Существуют способы восстановления речи после инсульта, поэтому возможно научиться снова общаться. Необходимо комплексное лечение, которое включает следующие реабилитационные методы:

  • прием медикаментозных препаратов; скороговорки; проговаривание и заучивание словосочетаний, крылатых фраз и небольших стихотворений; магнитотерапия; занятия с логопедом; сеансы психотерапии; музыкотерапия; занятия с логопедом; дыхательная гимнастика; иглотерапия; массаж лица и языка; рефлексотерапия; миостимуляция мышц.

Причины афазии

Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.

Справка! Обычно сразу после острого приступа наблюдается отсутствие речи. Само же место поражения находится в префронтальных областях мозга.

Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:

  1. степень запущенности болезни;
  2. вид потери памяти;
  3. своевременность начала борьбы с недугом;
  4. локализация поражения;
  5. объема мозгового кровотока.

Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи. Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая. Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.

МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ В ПЕРИОД РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Одной из составляющих терапии является медикаментозное лечение. Препараты подбирает лечащий врач после предварительного осмотра и обследования.

Назначение
антидепрессанты
борьба с депрессией и стрессами
седативные препараты
успокоение, снятие эмоционального напряжения, облегчение наступления естественного сна
нейропротекторы
сохранение строения и функций нейронов
антикоагулянты
препятствование тромбообразованию, разжижение крови
ноотропы
улучшение запоминания и восприятия информации, ускорение навыков мышления

Виды патологии

В зависимости от зоны поражения выделяют такие виды потери речи:

  1. моторная афазия. Это последствие развивается из-за неправильной работы в области зоны Брока церебральных структур. Больной воспринимает и нормально распознает слова, адресованные ему, однако пока говорить самостоятельно он не может. Если говорить о факторе развития, то кроется он в деформации мозговых структур, ответственных за двигательную функцию различных мышц. В результате происходит нарушение нервной проводимости;
  2. сенсорный. Тогда человек теряет способность понимать слова других людей. Говорить пациент может, но на частичном уровне. Монолог тогда похож на обрывистый;
  3. сенсомоторная. Этот тип является смешанным, теряется способность не только говорить, но и понимать окружающих. В данном случае сложно что-то сказать, как быстро удастся вернуть речевую функцию;
  4. тотальная. Здесь пациент в полной мере утрачивает функции, связанные с генерацией и восприятию речи. Наблюдается соответствующая патология в случае массивных нарушений нормального кровотока;
  5. семантическое поражение. Человек может прекрасно понимать произносимые собеседником слова и говорить, но теряются способности по анализу сложных письменных и речевых структур, он путает окончания, практически не управляет словосочетаниями, смысл некоторых конструкций теряется;
  6. амнестические. В этом случае пациент не помнит, как называются знакомые предметы, абстрактные понятия в основном путаются;
  7. афферентные. Тут наблюдаются трудности с произношением нескольких звуков;
  8. динамические. Изменяются аналитические навыки, связанные с поиском и использованием правильных смысловых конструкций.

Читать также: Гематома после инсульта

Важно! Существуют и иные подвиды нарушений. Иногда у пациента наблюдается живая речь, но лишенная всякого смысла.

Восстанавливается ли речь после мозговой катастрофы? Конечно, да. Но только при системном и комплексном подходе удастся добиться положительного результата.

ТИПЫ МАССАЖЕЙ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

В зависимости от причины проблем с речью подбираются определенные виды массажей. Массаж языка назначают, если снизилась его подвижность и пропала чувствительность во рту. Так как язык участвует в артикуляции, необходимо восстановить его функции. Подбор действий, направленных на повышение чувствительность органа ротовой полости, рекомендуется доверить логопеду, который также назначит дополнительные методы восстановления. Массаж лица помогает справиться с ослаблением мышц и параличом. Следует обратиться к квалифицированному специалисту, чтобы получить максимальный эффект от процедуры, а именно улучшение кровообращения, устранение усталости, стресса и напряжения, повышение тонуса мышц. Стоит учитывать, что боль во время выполнения и после массажа, синяки, круги под глазами, трещины и другие негативные последствия указывают на повреждение строения волокон мышц и нарушение циркуляции крови. В этом случае стоит отказаться от дальнейших сеансов или сменить массажиста, если его компетентность находится под сомнением.

Восстановление речевых способностей

Как восстановить утраченную функцию и вновь научить человека говорить?

Как и любые утраченные мозговые функции, потеря речи возвращается не сразу.

В 70% случаев этот процесс является очень медленным.

Максимальный период восстановления может достигать 3-5 лет.

Если нарушения не прошли в течение данного срока, то речь, скорее всего, не вернется.

Основные правила, которых необходимо придерживаться:

  1. постоянная работа над собой;
  2. должно соблюдаться чередование периодов активных занятий;
  3. постепенное увеличение времени уроков;
  4. обратиться к профильным специалистам: реабилитологу, невропатологу, логопеду.

Важно! В основе лечения должен находиться исключительно системный подход.

Использование лекарств

Некоторые могут усомниться, как можно научить человека говорить с помощью лекарств.

Однако они играют большую роль в восстановлении функций мозга, а это значит, что и речи.

Назначенная врачом медикаментозная терапия будет зависеть исключительно от тяжести состояния пациента.

Если нарушения не глобальны, то задействуются следующие типы лекарств:

  1. антикоагулянты, способствующие снижению свертываемости крови;
  2. ноотропы, восстанавливающие полноценную мозговую деятельность;
  3. гипотензивные лекарства, уменьшающие показатели артериального давления;
  4. мочегонные средства, назначающиеся для снятия отечности мозга, быстрее выводится жидкость из организма.

Если реабилитационный процесс является очень сложным, то врачи переходят к терапии более серьезными препаратами:

  1. Глиатилин;
  2. Цераксон;
  3. Актовегин;
  4. Максидол.

Все вышеназванные лекарственные средства провоцируют быструю регенерацию отмерших нейронов. Кроме этого, нередко используются способ, связанный со стволовыми клетками. Для этих целей медики берут у пациента биоматериал, выращивают его в искусственных условиях, а потом постепенно вводят в организм больного.

Занятия с логопедом

Первым, что нужно сделать перед началом восстановления речи, обратиться к логопеду, специализирующемуся на постинсультных больных. Он определит характер потери способностей и составит персональную программу, подходящую именно этому пациенту. При соответствующем подходе уже треть пациентов начинают разговаривать на стадии выписки из медицинского учреждения.

Внимание! Заниматься необходимо самостоятельно в домашних условиях. Время от времени придется посещать специалиста для коррекции речи.

Логопедические занятия можно проводить и в домашних условиях, но тогда логопеда придется вызывать в частном порядке.

Далее поговорим о ключевых методиках и принципах работы специалиста:

  1. выявление реакции пациента на слабый голос и довольно громкий звук;
  2. наращивание нагрузки должно осуществляться поэтапно;
  3. только освоив простые функции, нужно переходить к изучению более сложных;
  4. следить необходимо не только за дикцией, но и за тем, как пациент понимает смысл фраз и слов;
  5. используется техника: начинает специалист, заканчивает больной;
  6. применяются музыкальные приемы. Пациент старается подпевать любимые песни;
  7. тренировка произношения должна сочетаться с рисованием. То, что постинсультный пациент не в состоянии сказать вслух, он изображает на бумаге.

Все данные приема позитивным образом сказываются на восстановлении речи.

Упражнения

Можно ли восстановить речь, не обращаясь к специалисту?

Это практически не реально.

Именно логопед должен наметить этапы реабилитации и контролировать процесс.

Однако больной может ежедневно и сам тренироваться перед зеркалом, выполняя различные упражнения, время от времени проводя контрольные занятия со специалистом.

Как восстановить речь с помощью упражнений, даже находясь в домашних условиях? Независимо от вида потери речи человеку нужно выполнять специальные движения речевым аппаратом. Это связано с тем, что часто фиксируется смешанный тип афазии.

К эффективным приемам относят следующие:

  1. медики советуют вытянуть обе губы, чтобы они приняли форму трубочки и пробыть в соответствующем положении в течение 7 секунд. Численность повторений составляет 5-10 раз;
  2. верхняя губа обычно затягивает нижнюю, в таком состоянии рекомендуется задержаться на 5 секунд, а повторить упражнение – до 10 раз;
  3. нужно открыть рот, а шею и голову постараться вытянуть немного вперед, изо рта максимально выдвигается язык. В соответствующем положении человек задерживается на несколько секунд.Численность повторений такая же, как и в предыдущих двух методах;
  4. следует облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губу. Сначала это делается справа налево, а потом в противоположную сторону;
  5. несколько раз рекомендуется облизать губы языком, придерживаясь кругового направления в разные стороны;
  6. язык скручивается в виде узкой трубочки и в таком положении достается наружу;
  7. при закрытом рте специалисты советуют завернуть язык наверх и постараться дотянуться к небу;
  8. рекомендуется прикрыть рот таким образом, чтобы оказались сомкнуты губы. Между ними и зубами необходимо провести круговые движения в разных направлениях;
  9. о твердое небо рекомендуется пощелкать языком. При правильном выполнении звук напоминает шум от быстро скачущей лошади;
  10. изо рта высовывается язык и максимально выдвигается вперед, издавая несколько шипящий звук, напоминающий змею;
  11. рекомендуется выполнить воздушный поцелуй с чмоканием;
  12. язык высовывается и поочередно тянется вверх к кончику носа;
  13. нужно попытаться улыбнуться закрытым ртом, а потом разомкнуть губы и показать зубы.

Читать также: Можно ли курить после инсульта

Важно! Любое упражнение для развития речевого аппарата должно выполняться 5-10 раз в зависимости от самочувствия.

Полезное видео

Предлагаем Вам посмотреть упражнения для восстановления речи на видео:

Скороговорки

Скороговорки помогают восстановить людям речь не только после тяжелой формы инсульта, но и после других заболеваний.

Звуки, на которые делается упор, определяет специалист после предварительного обследования больного.

Скороговорки для развития речи станут отличным решением при занятиях в домашних условиях без логопеда.

Приведем примеры некоторых из них:

  • Алеша Алене сигнал подает. Алена услышит и Лешу найдет.
  • У Арины и Аграфены подрастают георгины.
  • Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску.
  • Все бобры добры к своим бобрятам. Идут бобры в свои боры.
  • Купила Марусе красивые бусы любимая бабуся.
  • Бык подается с быком, разбегаются кругом, береги бегун бока от агрессивного быка.
  • Бочок отлежал себе бычок.
  • Ворона проворонила вороненка.
  • У вдовы Варвары во дворе все дрова воры украли. Рассердилась вдова и убрала все дрова. В хлеву с волхвами волхвовал волхв.

Повторять скороговорки рекомендуется несколько раз на системной основе.

КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮТ ВОССТАНОВИТЬ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ

В зависимости от степени тяжести последствий после инсульта возможно частичное или полное восстановление речи с помощью упражнений, однако в некоторых случаях терапия оказывается неэффективной. Как правило, так происходит при серьезных повреждениях отделов, отвечающих за речь и мышление. В комплекс входят следующие упражнения для восстановления способности общаться:

  • Разминка для губ.
    Проводить языком по губам сначала в одну, а потом в другую сторону.
  • Разминка для языка.
    Напрячь язык, прикоснуться его кончиком к верхнему небу, вернуть в исходное положение и расслабить.
  • Улучшение подвижности языка.
    Высунуть язык. Тянуться кончиком сначала по направлению к носу, а потом к подбородку.
  • Проговаривание гласных звуков.
    Произносить каждый гласных звук, растягивая его и стараясь правильно артикулировать.
  • Проговаривание шипящих согласных звуков.
    Произносить каждый шипящий согласный, максимально выдвигая язык вперед.
  • Чтение по слогам.
    Заниматься по учебникам для детей, в которых слова прописаны крупно и разделены по слогам.
  • Работа с карточками.
    Называть предметы, изображенные на картинках. Когда больной будет справляться с задачей, можно приступить к описанию составляющих изображения.
  • Пение.
    Петь вместе с больным его любимые песни.
  • Игра на губной гармошке.
    Ежедневно играть на гармошке 3-5 минут. По возможности можно обучить больного его любимым мелодиям.
  • Просмотр небольших роликов или фильмов.
    Смотреть передачи и фильмы и после этого обсуждать. Рекомендуется выбирать жанры, которые интересны больному.

Прогноз после потери речи

Согласно статистике, при обширных инсультах возникают наиболее тяжелые последствия, одним из которых выступает расстройство речи. В среднем, если придерживаться всех рекомендаций, восстановление происходит:

  1. в 55% случаях после тяжелой фазы инсульта;
  2. в 75% при средней степени болезни;
  3. в 92%, если диагностирована легкая форма.

Когда реабилитационные мероприятия не выполняются, не стоит рассчитывать на положительный результат. Вероятность вылечиться не превышает 15%.

Таким образом, восстановить речь после инсульта возможно, однако для этого больному придется хорошо потрудиться. Посещать нужно занятия логопеда и не забывать выполнять специальные упражнения самому. Важно как можно раньше начать реабилитацию, иначе шанс положительного исхода снижается. Не стоит заниматься самолечением, все препараты для улучшения речи назначаются только врачом.

Длинные скороговорки для развития речи и дикции у подростков — готовые упражнения

Если же речевые дефекты не были скорректированы в детском возрасте, то отчаиваться не стоит. Правильно подобранные длинные скороговорки на развитие речи и дикции отлично работают и на подростках, если использовать их в логопедических упражнениях. Но стоит отметить, что в этом возрасте подборкой текстов для коррекции дикции должен заниматься специалист. Только квалифицированный логопед может выбрать тексты для упражнений необходимой длины, ритмики и направленности исходя из данных подростка. Впрочем, если дефектов нет, а есть желание улучшить чистоту произношения, то можно обойтись и универсальными скороговорками.

Длинные скороговорки для упражнений на развитие речи и дикции подросткам

Далее вы найдете подборку длинных скороговорок на развитие речи и дикции, которые отлично подойдут для подростков без особых проблем в произношении.

Нет абрикоса, кокоса, редиса, Палтуса, уксуса, кваса и риса, Компаса нет, баркаса и троса, Термоса, пресса, индуса-матроса, Баса нет, вкуса, веса и спроса, Нет интереса – нет и вопроса.

У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира – Кормили факира.

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизни не играл бы в лото.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]