Внезапная потеря речи после стресса: как распознать и чем лечить


Человек обычно говорит, чтобы передать свои мысли остальным. Если он перестанет этим заниматься, сказать, что он заскучает, — ничего не сказать.

Поэтому при любом отклонении в речи нужно обращаться за помощью к специалистам, чтобы не только исправить ситуацию, но и избежать серьезных последствий. Если вовремя этого не сделать, можно перестать произносить некоторые звуки или вообще перестать говорить, и это намного хуже того, когда кто-то просто не выговаривает звук «р».

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие. Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной — нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией. При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к неврологу, чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание). Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.

Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:

  • бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
  • псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
  • экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
  • мозжечковая — «скандированная» речь;
  • полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.

Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.

Благоприятный прогноз?

Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.

При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом.

Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.

Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.

Успех в восстановлении речи во многом зависит от установок самого пациента, его желания и терпения, от окружающей его среды. Благоприятный прогноз развития исследований, посвященных афазии, зависит только от ученых энтузиастов. «Ситуация с финансированием в стране проблематична. Из-за этого какие-то лаборатории, которые предполагали открыться, не смогли этого сделать», — рассказывает Мария Иванова.

Психологи, лингвисты, неврологи на собственном энтузиазме пытаются развивать нейролингвистику как научную область. Для этого была создана Летняя школа по нейролингвистике, которая в этом году уже в третий раз собрала под крышей Высшей школы экономики специалистов со всей страны и из зарубежья. Студентов — нейролингвистов с каждым годом все больше, популярность этой области растет, но вопрос финансирования по-прежнему остается подвешенным в воздухе.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Особенности диагностики

Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия мышц языка.

Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.

Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.

Неврологические заболевания у детей

Невнятная речь у ребенка связана с различными недугами. К основным из них относят:

  • Внешнее оформление высказывания — это расстройства произношения.
  • Внутреннее оформление – системное расстройство речи.

Чаще всего неврологические заболевания у детей и новорожденных являются следствием:

  • — внутриутробной гипоксии плода;
  • — воздействия тератогенных факторов на плод во время беременности (прием некоторых препаратов, употребление алкоголя, курение, ВИЧ — инфекция, сифилис и др.);
  • — родовой травмы (защемление нерва или повреждение структур головного мозга);
  • — наследственной предрасположенности (присутствие в генотипе одного или обоих родителей гена болезни), генетических заболеваний;
  • — перенесенной инфекции.

Характерные симптомы неврологических заболеваний у детей:

  • — задержка физического и нервно-психического развития;
  • — отсутствие или ослабление врожденных рефлексов;
  • — нарушение зрения или слуха;
  • — мышечная гипотрофия;
  • — нарушение формирования произвольных движений.

Болезни нервов у детей могут проявляться в любом возрасте, однако чаще они наблюдаются с самого рождения.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Профилактика

Невозможно со 100%-вероятностью сказать, что существуют определенные способы предотвращения нарушения произношения. При наличии факторов риска необходимо регулярно проходить обследование в медицинском учреждении. Специфика дефектов артикуляционного аппарата не дает возможности составить прогноз на будущее. При проблемах сосудистого характера необходимо контролировать уровень давления и вести здоровый образ жизни. Помните, что сидя за монитором компьютера, вы от проблемы не избавитесь. Нужно больше общаться с друзьями и близкими, совершать пешие прогулки на свежем воздухе.

Нарушение речи у взрослых – это не приговор, большая роль отведена его ранней диагностике и комплексному подходу к терапии. Лечение должно быть не симптоматическим, а направленным на устранение или подавление причины. Конечно, некоторые возрастные изменения являются необратимыми. Так, при сенильной деменции динамика будет со временем только ухудшаться. Однако, посредством медикаментозного лечения врачам удается замедлить развитие болезни и переход к терминальной стадии. Не забывайте, что большое значение отводится состоянию психики больного. Положительный настрой поможет и придаст уверенности в собственных силах не только ему, но и родственникам.

Симптомы

Нарушения речи проявляются сразу же после стресса. Больной может находиться в шоке, не понимать что с ним происходит. При попытке заговорить он обнаруживает, что у него пропал голос. Иногда больной отказывается от самого общения, замыкается в себе.

Возможна потеря не только вербальной способности общаться, но и выражать свои мысли письменно человек не в состоянии. На почве нервного потрясения у больного возможно помутнение сознания, тремор конечностей и другие нарушения.

Если голос не восстанавливается в течение нескольких часов после случившегося, это еще не является патологией. Следующие 2–3 дня будут решающими. Если человек не заговорит за это время, его немоту уже определяют как мутизм. Молчание, длящееся 2 недели и более, можно считать хроническим мутизмом.

Немота в течение 2-3 дней после травмирующего события считаются нормой

Лечение

После сильного стресса потребуется много времени на восстановление. Лечить потерю речи придется комплексно, используя медикаменты и психотерапию. Только врач способен подобрать лекарства, которые снизят нагрузку на нервную систему и помогут человеку справиться с ситуацией. Действия одних только таблеток недостаточно. Из-за длительного молчания речевой аппарат, как мотор долго стоявшей в гараже машины, нуждается в «разогреве». Для восстановления голоса полезно делать специальную гимнастику. Подобрать комплекс упражнений можно вместе с логопедом.

Восстановиться после утраты речи помогает арт-терапия. Нужно рисовать свои страхи, эмоции, впечатления, чтобы дать им выход. Скрытые переживания часто становятся причиной осложнений при мутизме.

После стрессовых ситуаций важно обеспечить стабильную обстановку в семье. Человек нуждается в дополнительном внимании со стороны близких. С ним нужно постоянно общаться, несмотря на то, что он не может ответить. Если его стиль общения до болезни не предполагал близких контактов, то настаивать на них нельзя. Покой и умиротворение способствует быстрому возвращению голоса.

Классификация нарушений у взрослых

Аналогично детским дисфункциям патология делится на виды по ее проявлениям и симптомам. Специалисты выделяют следующие расстройства экспрессивной речи:

  • афазию;
  • алалию;
  • брадилалию;
  • дизартрию;
  • дизорфографию, дисграфию;
  • дислексию, дислалию;
  • заикание;
  • задержку речевого развития, или ЗРР.

Характеристика афазии такая же, как в детском возрасте. Нарушение речи вызывается повреждением различных отделов мозга. В зависимости от локализации патологического процесса на первый план выходят различные симптомы. У каждой из разновидностей афазии есть общие и индивидуальные признаки. В той или иной степени, всегда проявляются нарушения письма и чтения. Если патологические изменения связаны с возрастными изменениями, уже сформированные речевые навыки пропадают.

Коррекция

Медицинская помощь

Терапевтическая тактика зависит от этиологии нарушения восприятия речи. При органических поражениях головного мозга необходима медикаментозная терапия нейропротекторами, нейропептидами, витаминами, корректорами мозгового кровообращения. Используются физические методы реабилитации: физиопроцедуры (дарсонвализация, электрофорез, магнитотерапия), лечебная гимнастика, механотерапия.

Больным с деменцией назначение фармакотерапии осуществляет психиатр. Чаще всего для коррекции психических нарушений используются ноотропы, антидепрессанты, антиоксиданты, ингибиторы холинэстеразы, нейролептики.

Пациентам с врожденной тугоухостью могут быть рекомендованы различные виды восстановления слуха: электроакустическая коррекция (подбор слухового аппарата), кохлеарная имплантация. В дальнейшем для развития понимания речи и активного высказывания пациентам необходимы занятия с сурдопедагогом.

Нейропсихологическое сопровождение

Методы нейропсихологической коррекции применяются в комплексной терапии алалии, афазии, умственной отсталости, аутистических расстройств. В рамках когнитивной реабилитации ведется работа по развитию ВПФ, сенсомоторная коррекция предполагает формирование схемы тела, пространственных представлений, невербального выражения своих потребностей и др. Используются различные методы: нейрогимнастика, упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, песочная терапия, различные виды сенсорной интеграции. При аутизме рекомендована АВА-терапия.

Логопедическая коррекция

Важную роль в коррекции нарушений понимания речи играют логопедические занятия, направленные на активизацию слухового восприятия. Основные направления логотерапии:

  • развитие восприятия неречевых звуков (узнавание звуков природы, голосов животных, музыкальных инструментов, бытовых шумов);
  • закрепление предметного образа слова (произнесение слова, показ обозначаемого им предмета и его написание);
  • работа над пониманием ситуативной речи (утвердительные и отрицательные ответы, усвоение коротких устных инструкций);
  • развитие фонематических процессов (дифференциация фонем, звуко-буквенный анализ);
  • работа над смысловой стороной речи (отработка понимания внеситаутивных вопросов, сложных предложений и грамматических оборотов, выработка навыка осмысленного чтения).

Положительный эффект для восстановления понимания речи отмечен от использования пальчиковых игр, мнемотехники, слуховых тренировок по методу Томатис. У детей с РАС выбор может быть сделан в пользу развития вербальной или альтернативной коммуникации (с помощью жестов, карточек PECS).

Формы нарушения речи

Название расстройстваОсновные симптомы
Акустико-мнестическая афазияРечь путанная, невнятная. Паузы между фразами.
Эфферентно-моторная форма афазииОтмечается смещение фонем, нарушение артикуляции.
АлалияВербальное общение практически невозможно. Словарный запас недостаточный, затруднено деление на слоги.
БрадилалияЗамедление темпа речи отражается также и на письме, чтении. Характерна монотонность.
ДизартрияКомплексные нарушения затрагивают моторику, дыхание, тембр и силу голоса.
ДизорфографияБольной делает ошибки при письме, но они не связаны с осознанием правил написания или произношения.
ДисграфияЧастичные нарушения правописания из-за недостаточного контроля письменной речи.
ДислексияПотеря навыков чтения, пациент с трудом осваивает прочитанный материал.
ДислалияНа фоне нормального слуха и правильной артикуляции отмечается нарушение произношения звуков. Для диагностики привлекают стоматолога.
ЗРРЧаще обнаруживают в детском возрасте: скудный словарный запас, монотонная без интонаций речь.
ЗаиканиеПрерывание темпа происходит циклично, при повторении определенных звуков.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]