«Кризис идентичности!», – сказал бы Эрик Эриксон и, поправив очки, поставил бы жирную точку в вопросе. По мнению психолога, именно этот кризис превращает взрослеющего человечка из «космонавта» или «медсестры» в Незнайку и Нехочуху. Точнее, растерянность и формулировку «ничего не хочу» подростки выражают в ответ на бесконечные вопросы родителей, что торопят принять решение относительно вуза, специальности, профессии и «вообще, что ты себе думаешь?!».
А ведь дите в это время, возможно, переживает утрату собственной эго-идентичности, его терзает вопрос самоопределения: «кто я?»… Порой это бедное существо не знает даже, какие носки надеть, а от него требуют решить, кем быть в будущем?! Да в подростковом возрасте дети даже не понимают, кем являются в настоящем, находятся в поиске «Я» — осознанно или подсознательно. Эриксон считал, что на этапе кризиса идентичности школьника, главное, что нужно — невмешательство взрослых.
- Один ребенок переживает кризис усиленными умственными исканиями, может даже замкнуться в себе, предпочитать покой и изоляцию. И мудрый взрослый рядом даст ему тишину для размышлений, но не теряя связь и умеренный контроль.
- У другого ребенка наоборот – преобладает внешнее проявление, он нуждается во внимании и оценке, примеряет разные роли и образы, ведет себя спутано и нелогично. Мудрый взрослый не станет подавлять и такие искания личности, но также должен удерживать связь и умеренный контроль…
Проблема еще в том, что кризис идентичности проявляется с 12 до 18 лет (у взрослых тоже бывает, но в другой форме). И если родители еще как-то могут с ним совладать, то система образования не дает времени и пространства для самопоиска, а требует самоопределиться в 8-10 классе. Как бы не вздыхали мамочки и хмурили бровь отцы, а подростковая растерянность – давняя беда, хотя психология нынешних старшеклассников имеет свои особенности.
Формирование
В 11-13 лет начинает формироваться воля подростка. Уже к 15-16 годам она полностью готова. Порой в этом возрасте ребенок ничего не хочет: он не знает, где учиться, его не привлекает никакая профессия, а занятие чем-то навевает скуку. Это не критическая ситуация, и в целом ее можно исправить, но этим нужно заниматься.
В современном мире такая ситуация не удивительна. И скорее она не психологическая, а психосоциальная. Это связано с тем, что нынешние подростки растут в безвременьи. Их увлекает все, что разнится с мнением родителей. Им интересно то, что нельзя.
Изменились и герои нашего времени. Как подростку выбрать профессию, если по телевизору и в Интернете то и дело говорят о могуществе бизнесменов.
В чем трудность?
Прежде чем размышлять о том, как выбрать будущую профессию подростку, нужно понимать основные причины того, почему так сложно сделать выбор современным детям.
На самом деле для многих этот вопрос, как стихийное бедствие. Вроде совсем недавно говорили о том, «кем я стану, когда вырасту», а уже нужно делать соответствующий выбор. Вспомните себя в 15-16 лет: многие продолжали себя считать детьми, хотя и пытались выглядеть и вести себя как взрослые. Делать выбор, от которого якобы зависит все ваше будущее, — ноша непростая.
Если кто-то уже для себя определил свое будущее, по нему сразу это видно. Такие дети уверенные в себе, ведь они точно знают, что будут в будущем лечить людей, учить детей или строить дома. Им проще определиться с тем, какие предметы сдавать на экзаменах, на что стоит обратить внимание и т.д.
Но такая ситуация встречается сейчас все реже. Многие родители не понимают, как помочь выбрать профессию подростку, и вот почему.
В чем заключается помощь родителей?
Задача родителей — аргументировать советы, как выбрать профессию:
- Проработать личностные качества подростка, рассмотрев предложенные ребенком варианты будущей специальности, с точки зрения его типа характера, склонности к рутинной или активной работе, состояния здоровья, увлечения.
- Проанализировать вопросы трудоустройства: какие профессии востребованы сейчас, останутся ли они на пике спроса через несколько лет, когда молодой человек или девушка закончит образование.
- Сравнить денежное вознаграждение в различных сферах труда — хватит ли его на обеспечение жизненных потребностей, оплату жилья, содержание будущей семьи. Есть ли возможность в выбранной профессии для карьерного роста.
Родители могут подыскать информацию в интернете, СМИ о профессии, которая заинтересовала подростка, чтобы проверить твердость и осознанность выбора.
Нежелательно навязывать свое мнение, кем стоит или не стоит стать подростку по профессии. Неаргументированный запрет на профессию, вызывает протест и упрямство, желание доказать самостоятельность выбора.
Отсутствие интереса
Все современные тинейджеры увлечены одним и тем же — социальными сетями, компьютерными играми и тусовками. Ребенок не слоняется по заброшенным зданиям или подъездам. На первый взгляд он действительно чем-то занят, но насколько подобные занятия полезны для его будущего?
Из-за отсутствия интереса приходится думать, как в «тяжелый» график ребенка внедрить полезные занятия, которые помогут ему выбрать профессию. Но, как правило, ни желания, ни энергии, ни сил на это у него нет.
Но и подобному проявлению есть свое объяснение. Большинство подростков просто боятся ошибиться. Если ничего не хочешь, значит, ничего не придется делать, соответственно, ты никогда не ошибешься.
Много увлечений
Это противоположная проблема к предыдущей. Некоторые дети не могут определиться с тем, чем им заниматься, поскольку им нравится все. На самом деле это не самая большая проблема, поскольку сейчас профессий крайне много, а некоторые из них позволяют объединять необъединимое.
Да, на первых порах придется думать о том, как помочь подростку определиться с профессией. Но когда этот период закончится, ребенок найдет себе очень необычное и интересное занятие. Например, если он интересуется компьютерными играми и журналистикой, почему бы ему не стать киберспортивным журналистом?
Незнание себя
Современность, к сожалению, довела многих детей до того, что они стремятся быть похожими на кого-то, совершенно забывая о своей индивидуальности. Кто-то копирует звезд, спортсменов или других общественных деятелей, а некоторые хотят быть похожим на своего одноклассника или друга.
Это очень серьезная проблема. Ребенок не может понять свои особенности и способности. Он считает, что ни на что не способен, ничего не умеет. Хорошо, если ребенок давно проявляет свои таланты, благодаря которым можно понять хотя бы направление в его будущей профессии. В противном случае придется обращаться к психологу, который бы указал родителям на особенности их чада.
Незнание
Это одна из распространенных причин, по которой многие не понимают, как определиться с профессией. Подростки не имеют никакого понятия о специальностях. Конечно, если речь идет о блогерах или бизнесменах, то тут всем все ясно. Но что изучают на факультете систем и средств массовой информации? Кем можно стать после получения специальности «Международные отношения»?
Многие подростки представляют большинство профессий, оглядываясь на то, что им рассказывали еще в детском саду. Поэтому им легко ориентироваться, что может повар, полицейский и врач.
Это вина всех и каждого: учителей, которые не рассказывают о профессиях, СМИ, что также могли бы заниматься просвещением, да и в интернете тоже нужно специально поискать необходимую информацию. Поэтому остается только родитель, который сможет и сам узнать много интересного, и ребенку помочь расширить свои знания.
Неуверенность
Эту причину можно было бы объединить с первой, которая гласит о том, что подростки ничем не интересуются. Но ее стоит выделить отдельно, поскольку проблема действительно очень серьезная.
Некоторые подростки могут быть уверены в том, что им хочется, но все равно будут продолжать сомневаться. Для ребенка период выбора профессии непростой как минимум потому, что это что-то новое, неизведанное, да еще и требует такой высокой ответственности. А что будет дальше? А вдруг я ошибся? А если это не мое?
Крайне важно объяснить ребенку, что сложности будут, их не избежать. Будут и сомнения, но ведь это не повод отказываться от интересных приключений, которые его ждут впереди. Да и ошибка в выборе — это не смерть, а лишь возможность начать заниматься чем-то новым.
Как помочь ребенку в выборе профессии консультация (9 класс) на тему
Выступление психолога на родительском собрании «Как помочь ребенку в выборе профессии»
Важная проблема подросткового периода — выбор профессии. Как правило, вопрос выбора будущего дела жизни встает перед школьником по окончании 9-го класса. Но психологи рекомендуют родителям задуматься над профориентацией ребенка уже в 7–8-м классе.
В этот возрастной период интересы значительной части ребят крайне неустойчивы. Они порождаются знакомыми и товарищами. Меньшее влияние оказывают школа и семья. Степень выбора колеблется от абсолютного “да, только эта профессия меня привлекает” до “не знаю, как получится”.
Исследования психологов показали, что подростки на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда. На третьем месте — работа, от которой можно получать новые впечатления. В последнее время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу.
Казалось бы — собственное будущее небезразлично всем. Но вызывает удивление необоснованная легкость, с которой определенная часть молодых людей относится к выбору профессии.
Мотивы, которыми руководствуются обучающиеся при выборе профессии:
Многолетняя работа с выпускниками школ показывает, что обучающиеся, выбирая профессию, ориентируются на следующие признаки. Мы расположили их в приоритетном порядке:
- Во-первых, большинство из них хотят, чтобы профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе. Став представителями такой профессии, они думают, что автоматически становятся уважаемыми и материально обеспеченными людьми. Однако надо знать, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. Например, еще совсем недавно, 20-25 лет назад, считалось престижным иметь высшее техническое образование. И многие молодые люди, окончив школу, потоками устремлялись в технические вузы. Закончив их, они распределялись по разным конструкторским бюро, проектным институтам, научно-исследовательским институтам, научно-производственным объединениям, на заводы и фабрики на должности инженеров. И что же произошло? Изменение экономических условий привело к снижению спроса на инженеров и падению престижности этой профессии. И многие из тех, кто ориентировался только на престижность профессии, остались за воротами предприятий.
- Во-вторых, многие хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. Однако они не учитывают или не знают, что оплачивается не профессия, а должность, которую они будут занимать. Оказывается, недостаточно получить профессию, чтобы потом много зарабатывать.
- Третья причина, по которой люди выбирают себе профессию, — это интерес к ее содержанию. И это одна из наиболее веских причин профессионального выбора.
- На четвертое место среди причин выбора профессии чаще всего ставят условия труда. Основание существенное, но оно тоже связано не столько с профессией, сколько с местом работы, так как любая профессия предполагает довольно широкий спектр возможных рабочих мест. И чем выше уровень квалификации молодого человека, тем шире его возможности в выборе места работы и, соответственно, условий труда по душе.
- Пятое место среди мотивов выбора профессии обычно занимает доступность обучения. Очень часто люди выбирают ту профессию, которую легче приобрести: поступают в то учебное заведение, которое находится ближе к дому, или то, куда позволяют поступить финансовые возможности, или то, куда могут помочь поступить. В большинстве случаев это является веской причиной. Однако, ориентируясь только на доступность обучения, сильно ограничиваются возможности профессионального выбора.
- Шестая причина — желание родителей или советы других людей. Уверены ли вы в том, что знаете современный рынок профессий и профессиональные качества ваших детей достаточно хорошо?
- Седьмая причина — выбор профессии в соответствии со своими способностями. Эта причина является очень важной при выборе профессии.
- Восьмая причина — пример других людей. Это случается, если молодой человек поступает учиться за компанию с кем-нибудь. В этом случае вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей и товарищей, а не вашими собственными.
- И на последнем месте среди причин выбора профессии называется возможность трудоустройства.
Согласно социологическим исследованиям, школьники в своем выборе будущей специальности редко ориентируются на личную психологию, свои личностные качества, надеясь, скорее, на финансовые возможности семьи, всецело доверяются решению родителей. А мамы и папы, руководствуясь распространенными в обществе стереотипами о престижности профессий юриста и экономиста, обрекают чадо на жесткую конкуренцию и трудный поиск работы после получения диплома.
Частое игнорирование «душевной» стороны «профессионального» вопроса психологи ставят в вину именно взрослым. Педагоги тоже не устают напоминать родителям, что будущие проблемы выпускника (начиная от трудоустройства и необходимости переквалификации и заканчивая неустроенной карьерой в зрелом возрасте) корнями уходят в школьную жизнь. Вердикт профконсультантов таков: если ребенку вовремя не предоставить возможность и время для выбора «близкой сердцу» деятельности, будущая работа грозит превратиться для молодого специалиста в каторжный труд.
Таким образом, можно обозначить примерно следующие основные приоритеты в профессиональном самоопределении молодых людей:
1. Помощь в нахождении подростку личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым профессиям, но и по отношению к профессиям, которые «приходится» выбирать даже вопреки первоначальному желанию. Для этого ему необходимо познать самого себя, особенности своего характера, выявить свои интересы, способности. Осуществить это можно при помощи профконсультанта, который по итогам индивидуальной беседы и психологической диагностики поможет ребенку расставить основные приоритеты при выборе профессии
2. Постепенное формирование у молодых людей умения прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на существующие «моды» по отношению к довольно ограниченному числу профессий типа юрист, экономист, менеджер, т.е. ориентация подростка на реальный спрос на рынке труда, а не на престижность выбираемой профессии.
^ Факторы правильного выбора профессии:
Что же необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества человека являются профессионально важными? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особых усилий и напряжения, и, к тому же, получая от этого удовлетворение?
Чтобы помочь подростку выбрать профессию, необходимо руководствоваться тремя позициями выбора профессии:
хочу — интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;
могу — уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности, соответствие здоровья школьника выбранной профессии;
надо — спрос на профессию, потребность в ней общества.
Прежде всего, имеют значение интересы и склонности человека. Склонности — это желания, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Если вашему ребенку будет нравиться содержание труда, то он охотнее будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.
Также одним из важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора является профессиональная пригодность. Требования к состоянию здоровья человека, требования к его профессиональной квалификации и требования к профессионально важными качествами и определяют профессиональную пригодность. Из этих трех компонентов только уровень профессиональной квалификации можно значительно повысить в соответствии с вашим желанием.
Что касается здоровья, то возможность его изменения может быть довольно ограниченной. Поэтому, если ваш ребенок страдает хроническим заболеванием, то могут иметь место медицинские противопоказания к некоторым профессиям. Определить, имеет ли молодой человек какие-нибудь противопоказания в связи с его состоянием здоровья, можно только в результате медицинского обследования. Если человек не имеет медицинских противопоказаний к той или иной профессии, то его можно считать пригодным к ней. Состояние здоровья большинства людей позволяет овладеть довольно широким кругом профессий.
Но наибольший интерес в плане выбора профессии представляют способности человека. Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности.
Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать, принимать решения, влиять на других людей и так далее. Иначе говоря, люди обладают многими способностями. Способности принято делить на общие и специальные. Независимо от содержания профессиональной деятельности любой специалист должен уметь обучаться новому, общаться с другими людьми, управлять своим поведением и состоянием. Это и есть общие способности, которые еще называют интеллектом.
Разумеется, успешность профессиональной деятельности зависит не только от общего интеллекта, но и от других способностей. Чтобы человек хорошо овладел какой-либо профессией, часто бывает недостаточно только высокого уровня умственного развития. Иногда в зависимости от специальности требуются еще другие, специальные способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организаторские, педагогические, артистические, спортивные.
Если у вашего ребенка высокий уровень развития способностей к обучению, то его профессиональный выбор практически неограничен. Он сможет свободно справляться как с исполнительными, так и с творческими профессиями. Но если у него возникают трудности с усвоением новой информации, анализом сложных ситуаций, если он не обладает достаточно высоким уровнем развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах, у него медленный темп мыслительной деятельности и малая выносливость к длительным умственным нагрузкам, то перед вами есть два пути:
- с помощью систематической учебы, тренировок и упражнений, накопления знаний, овладения навыками мыслительной деятельности и расширения познавательных процессов, заняться развитием его интеллектуальных способностей;
- ограничить его выбор преимущественно профессиями, не требующими длительного обучения, анализа сложных ситуаций, принятия ответственных решений, организации своей деятельности и деятельности других людей.
Заметим, что достаточно большое количество школьников и их родителей ориентированы на получение высшего образования. Но не следует забывать, что определенное количество подростков вообще не склонно заниматься умственной деятельностью. Таким ребятам гораздо легче будет найти себя, если они начнут свое образование в профессиональных училищах, лицеях (НПО) колледжах, техникумах (СПО). Часто это помогает поступлению в дальнейшем в высшее учебное заведение. Подросток получает в учебных заведениях среднего звена знания и представления о выбранной профессии. И при желании сможет учиться дальше целенаправленно.
Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Попытки родителей, особенно в семьях интеллигенции, ускорить это событие, этот процесс с помощью психологического нажима всегда приводят к реакции протеста или росту тревожности. Замечено, что раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Молодой человек может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься.
Таким образом, очень важно помочь молодому человеку осуществить правильный выбор профессии. Любимая работа помогает раскрыться наиболее ярким сторонам личности,
Ниже представлены правила, следование которым позволит родителям помочь ребенку осуществить более адекватный выбор профессии.
Правила для родителей!
- Не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор, сделанный другими, приведет в скором будущем к неудачам, неудовлетворенности, разочарованиям.
- Разговаривайте с сыном или дочерью на темы, связанные с выбором профессии, стараясь рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь.
- Помните, что каждое поколение и каждый ребенок имеет право на собственную индивидуальность. И в соответствии с этим имеет право на собственный выбор, даже если это не по душе родителям. Он имеет право на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором нельзя настаивать.
- Элитность профессии не всегда хороша для ребенка.
Завышенные ожидания
Несмотря на то, что поколение Z тратит силы на результат, а не на вознаграждение, все равно многие подростки хотят сразу получать высокую зарплату. У многих завышенные ожидания от профессий.
Если пойти учиться на программиста, значит, в ближайшем будущем можно будет купить дорогой ноутбук и сидеть в кафешках, занимаясь фрилансом. Но стоит понимать, что очень многое зависит от уровня знаний и немножечко от удачи.
Ведь история знает много примеров успешных людей, которые даже школу не закончили, но стали популярны в какой-то из сфер. Некоторые же могут потратить всю жизнь на изучение какой-то специальности, но оставаться посредственным в своем деле.
Какую профессию выбрать девочке?
Мечта многих девочек стать кинозвездой, моделью или знаменитой певицей, чаще упирается в отсутствие личных данных для подобной профессии. Поэтому критерием, какую профессию выбрать девочке, становится материальное обеспечение, доступность, отсутствие физических нагрузок, работа в помещении.
Прежде чем пойти учиться, желательно быть твердо уверенной, что по окончании образовательного курса, девочка не пополнит ряды безработных специалистов. Родителям важно понять, что профессию своему ребенку нужно выбирать не из расчета того, на какой работе платят больше денег, а к чему лежит душа девочки, в чем развит её талант. И если даже она поступит в престижный ВУЗ на техническую востребованную специальность, а её душа будет лежать к искусству, то высока вероятность того, что она не сможет найти себя в профессии инженера, зато станет успешным дизайнером ногтей или визажистом.
Наиболее востребованы профессии:
- бухгалтер;
- менеджер по туризму;
- дизайнер;
- косметолог-стилист;
- специалист по рекламе;
- обслуживание компьютерной техники;
- рабочие специальности на станках с ЧПУ.
Заработок выбранных профессий зависит от категории специалиста, предполагая карьерный рост. Какую профессию выбрать девушке зависит от ее индивидуальных характеристик, результатов тестов, материальных возможностей семьи. Консультанты из психологической службы подберут наиболее подходящую специальность.
Главная роль
Никто не сможет помочь вашему ребенку лучше, чем вы сами. Но крайне важно понимать, что некоторые из них даже не могут одолеть литературу на лето, а вы хотите, чтобы он выбрал профессию на всю жизнь. Вы можете подсказать и поддержать подростка, но крайне важно не навязывать ему свои нереализованные мечты и желания.
Вам придется узнать, как определиться с будущей профессией подростку. К сожалению, статистика такая, что почти половина людей, которые выбирают факультет, после окончания университета не работают по профессии. Но этого не стоит бояться, поскольку даже выбор не самой удачной специальности может открыть для человека нечто намного лучше и успешнее.
Но многим родителя хочется знать, как помочь подростку выбрать будущую профессию. Есть несколько советов, которые могут оказаться действенными.
Система небезупречна, а мы ее небезупречные слуги
Одни дети еще в средней школе определяются с направлением и упорно следуют ему вплоть до трудоустройства. Таких меньшинство. Остальные уже в старших классах стараются выбрать профессию, модель бытия, мировоззрения и образа жизни. Но так получается далеко не у всех. Проблема эта комплексная, на ее формирование влияют:
- Особенности развития психики отдельного человека и его поколения, как обозначено выше;
- Родители и ближнее окружение;
- Система образования;
- Экономическая и политическая ситуация в стране, в мире.
Зачем ходить в школу и университет
Родителям посвятим строки ниже. А пока немного посетуем на систему. Образование в государственных школах мало способствует развитию у учеников самостоятельности в мышлении и действиях. Методика поощряет послушание, заучивание, соблюдение рамок. При этом не любит выхода за рамки, самовыражения и развития собственного мнения, хотя и проявляет лояльность к творчеству. Безусловно, в отдельных школах, в подходах отдельных учителей бывает смещение акцентов в ту или иную сторону, но это исключения.
Со временем взаимоотношения ученик-учитель сводятся к чисто зарабатыванию оценок. Дети ноют, мол, зачем учиться, зачем в школу ходить… Они еще не готовы думать на перспективу и не понимают объяснений. Над несформированной душой, психикой и сознанием повисает тяжелая тень системы: закончил школу – иди в университет – потом на работу и ни шага влево-вправо.
И вот – заколдованный круг. Те, кто идут в вуз без желания учиться, выпускаются «пустышками», поэтому работодатели, сталкиваясь с магистрами на бумаге и второкурсниками-умницами, все меньше смотрят на «корочку». Из-за того, что без диплома можно устроиться на высокооплачиваемую работу, школьники не видят смысла протирать штаны еще 5 лет ради какой-то одной специальности. Подливает масло в огонь, что за последние годы часть профессий изжила себя, еще часть на грани исчезновения, поэтому взрослым специалистам приходится переучиваться. Так, из-за отсутствия мотивации учиться в вузе, подростки не знают куда поступать, а если и поступают, то неохотно учатся и выходят «пустышками».
Что делать?
Разобраться действительно ли нужно идти в универ и зачем? Для обучения будущей профессии? Ах, блажен тот, кто верит! Мало в наших университетах учат профессии, она приходит с опытом работы по специальности… А вот для саморазвития – да. Для расширения кругозора – да. Чтобы научиться добывать и обрабатывать информацию – тоже да. Та даже просто для того, чтобы углубиться в интересующую область и получать удовольствие от того, что учеба – как хобби! Тогда ребенок будет учиться! И не страшно, что не пойдет работать по специальности. Зато будет психически здоровым и образованным человеком, а профессия — дело наживное. Тем более, что будет время на подумать и на психологическое взросление, плюс в вузе прививаются общеразвивающие дисциплины, которые помогают морально подготовиться к взрослой жизни, сформировать мировоззрение и карьерные предпочтения.
Что принесет завтрашний день
Я определилась с профессией еще в 7 классе. Хотела стать журналистом, чтобы часто ездить в командировки. Однако к тому времени, как устроилась на работу, появился интернет. Чем сильнее он развивался, тем больше командировки корреспондентов сходили на нет.
Что видим сегодня на рынке труда: быстро меняются не только схемы работы отдельных специальностей, некоторые профессии вовсе умирают, некоторые деформируются до неузнаваемости, а сколько нового появляется?!
Отчасти это вдохновляет, закаливает стрессоустойчивость и стимулирует учиться быстро адаптироваться к новизне. Отчасти поселяет страх и неуверенность в завтрашнем дне, что сквозит среди родителей и передается детям. Тем более, пытливый ум, интерес к взрослым темам и более свободный доступ к интернету позволяет даже 10-12-летнему школьнику понять, что завтра все может кардинально поменяться: в тихом уютном городе вдруг грянет война, некоторые страны исчезнут с карты, выбранная мною сегодня профессия через пару лет уже станет не востребована… Как думаете, наблюдая шаткость мира и скоротечность перемен, может ли сегодняшний 8-9 или даже 11-классник определиться с будущей профессией и есть ли в этом смысл?!
Что делать?
Не запугивайте ребенка, что специальность – красная нить всей его жизни! Позаботьтесь о том, чтобы старшеклассник выбирал не профессию, а направление, в котором сможет развивать склонности и таланты.
Мне уже 45, а я до сих пор не решил, кем хочу стать
Родители желают своему чаду добра и стараются подсказать, как лучше. Но откуда знают, как лучше ему? Нередко они задают неправильный курс, сбивают с толку. Такое бывает, когда находящиеся рядом с подростком взрослые:
- с ограниченным кругозором;
- не могут отрешиться от собственных комплексов и фобий;
- настаивают на конкретной профессии, которая ребенку не близка;
- мешают школьнику подумать, постоянно капают на мозги;
- имеют предвзятое отношение к детям;
- испортили отношения с ребенком и являются для него антиавторитетом;
- сами не знают, чего в своей жизни хотят.
Да-да, среди старших поколений тоже распространено явление растерянности, непонимания своих желаний и целей, неудовлетворенности жизнью и поиск новых ролей. Психологи констатируют: подобные искания – признак потребности личности в развитии. Если испытывая его, человек самосовершенствуется, изучает и практикует что-то новое, развивающее, созидательное – это мотивирует подростка. А вот разрушительно влияет на ребенка, если вместо саморазвития родители впадают в ступор, депрессию, раздражительность, озлобленность, сами не знают, чего хотят и другим (родным, подчиненным) выставляют противоречивые нелогичные требования.
Самостоятельность
Очень важно, чтобы ваш ребенок был самостоятельным. За пару лет до поступления вряд ли можно привить такую черту характера, этим по большому счету желательно заниматься с рождения. Но если вы только сейчас задумались об этом, то начинайте сразу.
Самостоятельность поможет ребенку самому выбрать профессию. В противном случае он прислушается к мнению или советам родителя, а после будет винить их в своей нереализованности.
Востребованность
Не менее важно выбирать из тех профессий, которые востребованы в вашей стране или городе. Конечно, можно получить специальность, которая потребует переезда, но об этом стоит сразу говорить и планировать.
В вопросе о востребованности профессии стоит понимать, что речь идет не о престижных специальностях, а именно о тех, в которых можно найти рабочее место. Для этого можно использовать рейтинги местных центров занятости.
Также можно обратить внимание на более универсальные специальности. Например, сейчас однозначно всем и каждому подойдет знание иностранных языков, поскольку с ними можно получить сразу несколько абсолютно разных профессий. Например, человек закончил английскую филологию, но пошел работать не учителем английского языка, а стал журналистом иностранного издания.
Изучение профессий
Незнание профессий — одна из основных причин сложного выбора. У вас наверняка есть много знакомых, которые имеют самые разные профессии. Попросите их, чтобы они рассказали о своей специальности и нюансах, которые даже не известны на этапе обучения.
Некоторые организации также проводят дни открытых дверей. Но в этом случае лучше интересоваться скрытыми подробностями, о которых обычно не говорят на презентациях.
Какую профессию выбрать мальчику?
Согласно исследованиям рынка труда, ближайшие 10–20 лет останутся востребованными профессии по следующим специальностям:
- инженеры, строители с высшим образованием;
- транспортные перевозки;
- реклама товара и его продажа;
- нанотехнология;
- сфера обслуживания;
- специалисты в области сохранения природы;
- медицинские работники;
- химики, биологи.
Чтобы не остаться за бортом жизни, следует заранее решить, какую профессию выбрать мальчику. Многие ВУЗы, училища, техникумы регулярно устраивают «день открытых дверей», когда любой желающий может прийти и ознакомиться с условиями будущей учебы, основами получаемой специальности, выслушать отзывы работающих по профессии. Многим парням сегодня интересно, как стать программистом, поскольку это также одна из успешных профессий для тех, кто серьезно и ответственно шел к ней.
Нелишне обратиться к специалистам в Центре занятости, чтобы определить склонность мальчика к какой-либо области производства. Также рекомендуется пройти тесты по определению рекомендованной области применения своих способностей.
Действенная защита от безработицы — приобретение нескольких смежных специальностей. Специалист широкого профиля пользуется преимуществом при приеме на работу.
Каждому подростку хочется, чтобы родители понимали его стремления, оказывали ему всестороннюю поддержку. Выбор профессии — это ответственный шаг во взрослую жизнь, и если потребуется помощь взрослых, то лучше опереться на родительское плечо.
Поиски учебы
Как выбрать профессию подростку? Психологи рекомендуют обратить внимание на специальности за пределами вашего города или страны. Это совет особенно полезен тем, кто живет в небольших городах, где ограниченное количество учебных заведений.
Глядя на столичные университеты, вам будет проще понять возможности, которые открыты для вашего ребенка. Здесь всегда большое количество самых разнообразных специальностей. Но есть и другая сторона медали — переезд ребенка в другой город. Здесь не каждый родитель готов поддерживать свое чадо, особенно если есть проблемы с самостоятельностью.
На основании чего подростки выбирают профессию самостоятельно?
На выбор профессии влияют:
- Родители, особенно если есть трудовые династии, где ребенок практически машинально наследует профессию старшего поколения, о которой за предыдущие годы он наслышан и имеет наибольшее представление. Желание пойти своим путем в таких семьях обычно встречается «в штыки».
- Советы друзей — пойти в вуз или профтехучилище за компанию с другом или подругой — всегда актуально.
- Так называемые «модные» профессии, к реализации которых порой недостаточно средств, нет необходимых качеств, знаний, чем придется заниматься, но «очень хочется».
- Оценки в школе по определенным предметам часто влияют на выбор будущей работы.
Отношение к труду закладывается в каждой семье с самого раннего возраста. Имея ребенка, следует предусматривать, что выбор жизненной позиции часто зависит от неосторожно сказанных слов, типа «работа не волк…».
Польза тестов на профориентацию
Если необходимо разобраться, как подростку выбрать профессию, большинство родителей считает, что нужно сразу заниматься поиском соответствующих тестов, которые помогут, или хотя бы намекнут на будущее. Но о них лучше забыть.
Тесты на профориентацию, особенно в интернете, являются абсолютно бесполезными, поэтому психологи советуют даже не обращать на них внимания. У них ограниченное количество профессий, да и банальные вопросы на самом деле не дают объективного результата.
Самореализация в профессии: глубинная мотивация
Очень важно разобраться, что вам интересно, приносит радость и удовольствие. Что мотивирует вас к работе или деятельности? Помимо награды или наказания. Только получив ответы на эти вопросы, можно выбирать направление. Сделать это самостоятельно крайне сложно. Давление родителей, которые мечтают чтобы их ребенок продолжил семейный бизнес или династию – едва ли не главная помеха на пути к самореализации. Также сложно противостоять призывным лозунгам престижных ВУЗов, примерам знакомых, которые утверждают что их опыт – едва ли не единственно верный путь.
На самом деле, человек будет счастлив, только в том случае, если сделает осознанный выбор профессии по душе без давления, опираясь на собственные предпочтения, интересы. Он будет получать радость от того, что занимается любимым делом, приносит пользу другим людям и реализуют свой внутренний потенциал. Самореализация человека происходит в течение всей жизни, до глубокой старости. И этот факт позволяет нам не опускать рук, постоянно получать новые знания, нарабатывать опыт, достигать еще больших высот в своей деятельности. Для некоторых это один выбор на всю жизнь, для большинства ряд выборов, как перекрестков на дороге, которые ведут по своему уникальному пути.
Обязательное поступление
Как определиться с выбором профессии подростку? Психологи считают, что ребенку может понадобиться еще немного времени. Некоторые ребята идут на работу, и, только получив подобный опыт, начинают понимать, что же им нужно в жизни. К тому же, подобное решение однозначно сыграет в пользу развития самостоятельности.
После школы можно отправиться и в колледж: он и стоит не так дорого, как вуз, и поступить в него легче. Кроме того, спустя 3 года ваш ребенок уже получит профессию, сможет несколько раз посетить потенциальное место работы, а также понять правильность своего выбора.
“Вечные студенты” – особый вид
Довольно часто в своей практике приходится сталкиваться с довольно интересной категорией людей. Их называют “вечные студенты”. Они успешно учатся в одном университете, затем блестяще заканчивают второй, третий и даже четвертый. В итоге – им так и не удается найти свой путь, свою специальность и получать удовольствие от работы. Одним по мере сил и возможностей помогают родители, другим приходится перебиваться случайными заработками, третьи успевают заключить удачный брак, который решает их финансовые проблемы.
Для таких людей очень важно покорять вершины, но реальная деятельность не такая “высокая”. И конечно, в реальности они не чувствуют себя счастливыми, состоявшимися людьми. Аналогично происходит с теми, кто бесконечно меняет работу, не задерживаясь ни на одном месте дольше, чем два или три месяца. Для таких людей учеба, бесконечный поиск работы становятся нормой жизни. При этом они не отдают себе отчет в своих действиях, считая, что виноваты другие, а не они сами.
Им не хватает времени и желания сделать паузу, остановиться и трезво оценить ситуация. Что именно мешает успеху? Как еще один диплом поможет состояться в жизни? Насколько новое место будет лучше прежнего? Такой человек найдет массу оправданий собственному поведению, но никогда не признает, что для него этого всего лишь способ убежать от проблем реальной жизни. Изменить положение вещей может только счастливый случай или помощь профессионала.
Обязательное обучение
Как выбрать будущую профессию подростку девочке или мальчику? Психологи говорят, что нужно прислушиваться к своему ребенку. Если он уже определился с выбором, но в процессе обучения осознал, что это совершенно не его, не стоит вынуждать его учиться.
С 18 до 23 лет происходит резкое взросление. Именно из-за этого многие решают покинуть профессию, которую выбрали, будучи школьником. Конечно, хорошо, если ребенок обоснует свой поступок, расскажет о своих будущих планах. Возможно, он нашел другое увлечение.
Диплом — это не повод загонять человека в рамки. Он должен понимать, что его вкусы и взгляды на жизнь могут поменяться, поэтому стоит быть готовым к тому, что он в какой-то момент передумает и бросит выбранное занятие. Объясните подростку, что в этом ничего страшного нет, а дело это житейское.
Помощь профессионала
Консультация психолога по профориентации и диагностика способностей – верный способ объективно оценить ситуацию. Вместе мы разберемся в ваших наклонностях, истинных интересах и желаниях, рассмотрим направления, в которых вы можете самореализоваться. Вы научитесь не только делать правильный для себя выбор, но также принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность.
В отдельных случаях также необходима работа с родителями. Иногда требуется помощь в понимании своего чада, иногда необходимо расширить спектр возможностей и выборов. Бывает так, что также нужно понять, что у каждого человека – свой путь. Как бы не был бесценен опыт, не стоит навязывать детям свое мнение, видение жизни. Желание защитить ребенка от возможных ошибок приводит к противоположному – они становятся несчастными, живут в состоянии постоянного стресса, переживают частые депрессии, не реализуются как личность, страдают от психосоматических расстройств. А это прямая дорога к проблемам не только в жизни, но также со здоровьем. Чтобы избежать ложного пути, прожить полную, насыщенную, интересную жизнь, не стоит пренебрегать помощью профессионала.
Уделите максимум внимания самоопределению, узнайте больше о своих сильных сторонах и факторах, которые вызывают стресс. Этот выбор один из самых главных и важных в жизни!
Подростковый и семейный психолог Ольга Гаврилюк