Агнозия
(
agnosia
, греч. отрицательная приставка a- и gnosis — познание, знание) — нарушение сложных познавательных процессов при поражении гностических отделов коры больших полушарий головного мозга.
Явления Агнозии были описаны Мунком (H. Munk, 1881), наблюдавшим, что разрушение у животных определенных отделов затылочной области головного мозга не приводит к нарушению зрения, но делает невозможным узнавание предметов. Первые клинические описания Агнозии сделаны Джексоном (Н. Jackson, 1876), Шарко (J. M. Charcot, 1882, 1887). Лиссауэр (Н. Lissauer, 1890) описал различные формы оптической (зрительной) АГНОЗИИ, возникавшие при разрушении передних отделов затылочной области головного мозга.
Значительный вклад в учение об АГНОЗИИ был внесен Петцлем (О. Potzl, 1926) и его сотрудниками, высказывавшими ряд предположений о физиологических механизмах этого явления, Поппельрейтером (W. Poppelreuter, 1917 — 1918), а затем Холмсом (G. Holmes), Зангвиллом (О. Zangwill), Тейбером (Н. L. Teuber), сближавшими явления оптической АГНОЗИИ с расстройствами зрительного внимания. В современной неврологии, исходящей из представлений о механизмах анализаторов и современного учения о сущности познавательной деятельности (гнозиса), учение об АГНОЗИИ и ее механизмах получило достаточные научные обоснования.
Агнозия наиболее часто возникает при сосудистых поражениях, травмах, опухолях головного мозга.
Агнозия коренным образом отличается от элементарных форм расстройства восприятия, наступающих при поражениях глаза, зрительного пути или первичных (проекционных) зон сенсорных отделов коры головного мозга. При поражении последних наступает выпадение или сужение остроты пли объема элементарных ощущений той или иной модальности (зрительных — при поражении затылочной доли, слуховых — при поражении височной, кожных и кинеститических — при поражении коры постцентральной извилины головного мозга). В отличие от этого, при АГНОЗИИ элементарные формы чувствительности остаются сохранными, но нарушаются сложные формы аналитико-синтетической деятельности в пределах данного анализатора, и поэтому возможность трансформации в коре головного мозга элементарных ощущений в сложные (чаще всего отражающие целые предметы) формы восприятия затрудняется или становится невозможной.
Агнозия носит всегда модально-специфический характер. Так, при поражении вторичных зон затылочной доли у больного нарушается восприятие сложных форм различения предметов, рисунков, букв, но он хорошо различает звуки речи, музыкальные звуки или воссоздает образ целого предмета при помощи ощупывания.
Наоборот, при поражении вторичных зон височной доли (доминантного — левого у правшей — полушария) исчезает возможность четко различать и узнавать звуки речи, но сохраняется способность воспринимать элементарные звуки.
Аналогичные явления могут возникать и в осязательной сфере при поражении вторичных отделов коры постцентральной извилины головного мозга, а также в сфере обоняния и вкуса при поражении медио-базальных отделов коры височной доли. Именно поэтому различают оптическую (зрительную), акустическую (слуховую), тактильно-кинестетическую АГНОЗИЮ, которая известна также под названием астереогноза, обонятельную и вкусовую Агнозию.
Оптическая, или зрительная, агнозия
. Наибольшее клиническое значение имеют различные формы оптической АГНОЗИЕЙ. (так называемой душевной слепоты). В выраженных случаях больной не может узнавать предметы и их реалистическое изображение (предметная агнозия Лиссауэра), воспринимая лишь их отдельные признаки и догадываясь об общем значении предмета или его изображении. Например, воспринимая изображение очков, больной говорит: «кольцо, и еще кольцо, и перекладина — наверное, велосипед».
Подобные явления зрительной Агнозии возникают при массивных (чаще всего двусторонних) поражениях вторичных отделов затылочной доли. В первичных (проекционных) зонах коры затылочной доли (поле 17 Бродманна) преобладающее место занимают нервные клетки, расположенные в IV — внутреннем зернистом (афферентном) слое коры, реагирующие на высокоспецифические признаки зрительных раздражений: угловатость или округлость линий, движение от центра поля зрения к периферии и т. д. Это позволяет первичным зонам затылочной коры улавливать дробные, очень специфические признаки зрительных воздействий.
Характерной является и строго сомато-топическая организация зрительных раздражений, улавливающихся первичными (проекционными) центрами коры головного мозга, затылочной доли, в результате чего их частичное поражение приводят к пространственно-ограниченным выпадениям отдельных участков зрительного поля (см. Гемианопсия, Скотома). В отличие от этого, среди четок вторичных зон коры затылочной доли (поля 18, 19 Бродманна) преобладающее место занимают нервные клетки с короткими аксонами, располагающиеся во II —наружном зернистом и III — пирамидальном слоях коры головного мозга и служащие аппаратом выделения отдельных компонентов зрительных раздражений и объединения их в целые структуры. Эти клетки не обладают той высокой специфичностью, которой характеризуются клетки первичных зон коры. Поэтому раздражение их приводит к широкому распространению возбуждения на близлежащие участки коры затылочной доли, в результате возникают не элементарные зрительные галлюцинации (светящиеся точки, пятна, линии), а целые комплексные зрительные образы. Наоборот, разрушение этих зон коры затылочной доли вызывает не пространственно-ограниченные выпадения в отдельном поле, а приводит к неспособности синтезировать зрительные образы в целые структуры и к невозможности зрительного узнавания изображений предметов и сложных геометрических форм.
Тест, характеризующий нарушение зрительных восприятий при агнозии. Подписи под рисунками и словами, предложенными для опознании, произведены больными: 1 — при внемозговой опухоли затылочной области; 2 — при размягчении мозга в глубине левой теменно-затылочной области.
В менее выраженных случаях признаки зрительной Агнозии проявляются только в осложненных условиях, в частности при восприятии перечеркнутых или «зашумленных» посторонними влияниями изображений (рис.).
Особое место в ряду зрительных Агнозиях занимает характерный синдром так называемой симультанной АГНОЗИИ, проявляющийся в неспособности синтетически воспринимать группы изображений, образующих целое.
При поражении вторичных отделов затылочной доли доминантного (левого у правшей) полушария синдром зрительной АГНОЗИИ выступает особенно отчетливо при восприятии изображений букв или цифр или в изменении тонкости восприятия предметов, приводящем к нарушению их называния (см. Афазия).
При поражении вторичных центров затылочной или затылочно-теменной области субдоминантного (правого) полушария головного мозга синдром АГНОЗИИ может принять своеобразные формы неузнавания лиц (прозопагнозия) или игнорирования левой стороны зрительного поля (односторонняя пространственная АГНОЗИЯ).
Со времени классиков неврологии (Лиссауэр и др.) принято различать две основные формы зрительной Агнозии — апперцептивную и ассоциативную. При первой — больной, воспринимающий лишь отдельные признаки предмета или его изображения, не может в целом воспринять и узнать его; при второй — больной отчетливо воспринимает предметы в целом и целые изображения, но не узнает и по может назвать их. Именно эта форма и приближается к упомянутым выше явлениям зрительной АГНОЗИИ.
Пространственная агнозия
представляет совершенно особую группу Агнозий, при к-рой зрительное восприятие отдельных предметов или их изображений остается сохранным, но нарушается способность оценивать пространственное отношение. Больной не может различить правую и левую сторону, делает ошибки при анализе расположения стрелок на часах, при чтении и изображении географической карты. Пространственная Агнозия возникает при поражении третичных (теменно-затылочных) отделов коры головного мозга.
Акустическая, или слуховая, агнозия
(«душевная глухота») характеризуется том, что больной, отчетливо различающий звуки и не проявляющий признаков выпадения восприятия каких-либо участков тон-шкалы, оказывается не в состоянии различать звуки речи (фонемы).
Больной не может уловить различий между близкими (так наз. оппозиционными) фонемами, отличающимися каким-либо одним признаком, напр. глухостью и звонкостью (п — б и т — д), а поэтому не может улавливать смысл услышанных слов (см. Афазия, сенсорная) и правильно воспроизводить и писать их. Он теряет также возможность узнавания предметов по производимым ими звукам, напр. не узнает часы по их тиканью, воду по ее журчанию и т. п.
Слуховая АГНОЗИЯ возникает при поражении вторичных центров височной доли доминантного (левого) полушария головного мозга.
Тактильная агнозия
выражается в том, что больной, у к-рого сохранена достаточно тонкая осязательная чувствительность, оказывается не в состоянии узнать на ощупь предметы. Эти явления получили название астереогноза. Некоторые исследователи, подчеркивающие роль нарушений синтеза отдельных тактильно воспринимаемых признаков, характерных для этих случаев, обозначают данную форму А. термином «аморфосинтез» [Денни-Браун ]. В этих случаях, как и при нарушении пространственного гнозиса, явления А. приводят к нарушению гностической основы двигательных процессов, и у больного появляются нарушения сложных форм праксиса, которые принято обозначать термином «апрактагнозия».
Тесно связаны с описанными нарушениями явления аутотопагнозии, заключающейся в затруднении определить расположение отдельных точек пли участков тела, узнавать части своего тела, и явления метаморфопсии, при которой больной начинает воспринимать части своего тела или посторонние предметы необычными, измененными по форме или величине.
При макропсии предметы кажутся больному чрезмерно большими, при микропсии — чрезмерно малыми. Иногда возникает явление так называемой полимелии — ощущение ложных конечностей, которые могут казаться неподвижными или движущимися.
Тактильная АГНОЗИЯ, касающаяся узнавания раздражений, поступающих из внешней среды, наблюдается при поражении вторичных отделов теменной доли, преимущественно доминантного (левого) полушария. В случаях АГНОЗИИ, относящейся к узнаванию собственного тела, большей частью обнаруживается поражение правого полушария. Весьма характерец тот факт, что при некоторых поражениях субдоминантного (правого) полушария головного мозга явления АГНОЗИИ могут сопровождаться своеобразным нарушением восприятия собственных дефектов. Это явление, получившее название «анозогнозии» (или синдрома Антона — Бабинского), может носить либо распространенный, либо более ограниченный характер и в выраженных случаях приводит к тому, что больной не замечает у себя нарушений чувствительности и движений (чаще всего в левой стороне тела).
Описана также болевая АГНОЗИЯ, распространяющаяся равномерно на все тело; уколы при этом воспринимаются как прикосновение, но больной не ощущает боли.
Обонятельная и вкусовая агнозия
. При этих формах нарушается идентификация запахов и вкусовых ощущений. Эти формы агнозии Дежерин называл «чисто теоретическими», поскольку они практически неотличимы от аносмии и агевзии и не имеют диагностического значения.
Существенным вопросом, имеющим большое значение для клиники, является обратное развитие симптомов АГНОЗИИ или восстановление познавательных функции, нарушенных в результате соответствующих локальных поражений мозга. Этот эффект может быть достигнут либо в процессе спонтанной компенсации, наступающей при сравнительно незначительных поражениях и при восстановлении гемо- и ликвородинамики, либо в результате специального обучения, при к-ром нарушенные познавательные процессы восстанавливаются за счет сохраненных анализаторов или сложного речевого (логического) анализа поступающей информации.
Методы исследования
Зрительную Агнозию исследуют, предъявляя больному соответствующий предмет или изображение с предложением узнать его.
В качестве «сенсибилизированной» пробы на АГНОЗИЮ используется предъявление больному стилизованных заштрихованных пли не полностью изображенных контурных или силуэтных фигур (рис.).
При исследовании тактильной АГНОЗИИ больному предлагают ощупать какие-либо предметы. При исследовании слухо-речевой Агнозии больному предлагают повторить близкие по звучанию речевые звуки — фонемы (напр., б — п, т — д, з — с), или, чтобы избежать трудности их произношения, указать на соответствующие буквы, или, наконец, выработать соответствующую условную двигательную реакцию (напр., в ответ на звук «б» поднимать правую руку, в ответ на звук «п» — левую). При исследовании обонятельной и вкусовой А. больному предъявляют ряд различных запахов и вкусовых раздражений, которые он должен распознать. Естественно, что полученные дефекты могут быть оценены как явления А. только в тех случаях, когда острота элементарных зрительных, тактильных, слуховых и других процессов остается сохраненной.
Существенным вопросом является дифференциация подлинных Агнозий от тех импульсивных оценок, которые возникают в аналогичных опытах у больных с поражением лобных долей головного мозга. Опорным признаком в данном случае является тот факт, что больной с поражением лобных долей мозга не делает активных попыток установить значение предлагаемого объекта и его оценка носит импульсивный характер, в то время как больной с подлинной А. приходит к ложной оценке изображения, несмотря на многочисленные активные попытки определить его значение.
Топико-диагностическое значение
Агностические нарушения возникают особенно часто при поражении теменной и теменно-затылочной области головного мозга: зрительная Агнозия — при нарушении задних отделов теменно-затылочной области (поля 18 и 19 затылочной доли, поле 39 теменной доли), астереогноз — при поражении супрамаргинального поля, иногда и постцентральных полей, акустическая Агнозия — при поражении вторичных зон височной доли доминантного (левого) полушария.
Агнозии, имеющие отношение к узнаванию собственного тела, возникают обычно при поражении коры теменной доли головного мозга и ее связей со зрительным бугром. Большей частью при этом обнаруживается поражение правого полушария, особенно при наличии анозогнозии и полимелии. Обонятельная и вкусовая АГНОЗИЯ развивается при поражении медио-базальных участков коры височной доли головного мозга.
Прогноз
зависит от характера заболевания и эффективности проводимой терапии.
Библиография:
Кок Е. П. Зрительные агнозии, Л., 1967, библиогр.; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1969, библиогр.; Frederiki J. А. М. The agnosias, Handb. clin. nurol., cd. by P. J. Vinken a. G. W. Bruyn, v. 4, p. 13, Amsterdam — N. Y., 1969, bibliogr.; Lange J. Agnosim und Apraxien, Ilandb. Neurol., hrsg. v. O. Bumke u. O. Focrster, Bd 6, S. 807. B-, 1936, Bibliogr.
A. P. Лурш.
Понятие оптико-пространственных функций
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: При нормальном онтогенезе к 6 годам, то есть в старшем дошкольном возрасте, у детей оказываются достаточной сформированными оптико-пространственные функции: зрительный генезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления, зрительно-моторная координация и др.
Однако у старших дошкольников, как показывают исследования ряда авторов (Н.Г. Манелис[9], Н.Я. Семаго[14] и др.), выявляются не только нарушения речи, но и отклонения в развитии неречевых психических функций, в том числе и зрительно-пространственных функций. Это обусловлено системным характером психического развития, тесной взаимосвязью в развитии речевых и неречевых психических процессов.
Речь является способом формирования и формулирования мысли и, вместе с тем, средством сообщения, социальной связи воздействия на окружающих (Л.С. Выготский). В связи с этим следует подчеркнуть, что нарушения речи оказывают отрицательное влияние на формирование неречевых психических функций, в том числе и на развитие оптико-пространственных представлений. Наличие детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (в том числе и оптико-пространственных представлений) создает дополнительные трудности в процессе формирования речи, в овладении знаниями в целом, в формировании готовности к школьному обучению.
Несформированность оптико-пространственных функций приводит к трудностям дифференциации зрительных образов букв и цифр, к оптическим дислексиям и дисграфиям, к дискалькулиям, что затрудняет школьную адаптацию детей, отрицательно влияет на формирование личности.
Таким образом, актуальность проблемы изучения оптико-пространственных представлений старших дошкольников обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера, сформированность зрительно-пространственных функций является значимой предпосылкой овладения грамотой.
Для оптимизации процесса обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, необходимо целенаправленное изучение психологических особенностей детей, выявление и определение качественного характера нарушений психического развития, в связи с этим заслуживают внимания вопросы, касающиеся выявления психологических механизмов нарушений, взаимосвязанных с недоразвитием оптико-пространственных функций.
Цель исследования: Выявление особенностей формирования оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели выдвинут ряд задач:
1. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подбор методик, направленных на исследование уровня сформированности оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста
3. Экспериментальное изучение особенностей оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
4. Качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.
Объект исследования: оптико-пространственные функции у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены представления об особенностях оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования данное исследование может быть использовано при планировании педагогической работы по воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие оптико-пространственных функций
Оптико-пространственные функции являются одними из наиболее сложных по строению психических процессов.
Зрение в жизни человека имеет огромное значение. Это основной сенсорный канал, который связывает его с внешним миром. Зрительная система человека устроена очень сложно. Благодаря зрению мы воспринимаем окружающий нас мир в объеме и красках, мы читаем и смотрим кино, телевизор.
В зрительной системе человека можно выделить следующие уровни обработки сигналов[1]. На периферии находится сетчатка. В ходе развития нервной системы сетчатка закладывается на самых ранних этапах развития. Поэтому есть все основания считать сетчатку «частью мозга, вынесенного на периферию[2]». Следующий уровень обработки зрительной информации находится в таламусе — это наружное коленчатое тело. Аксоны нейронов наружного коленчатого тела проецируются в кору затылочного полюса больших полушарий. Высший этап обработки зрительных сигналов происходит в ассоциативных полях коры больших полушарий.
Глазодвигательная система человека выполняет следующие задачи [2]:
1) сохраняет неподвижным изображение внешнего мира на сетчатке во время движения относительно этого мира;
2) выделяет во внешнем мире некоторые объекты, помещает их в зоне сетчатки с высоким разрешением (зрительная ямка, fovea) и прослеживает их движениями глаз и головы;
3) скачкообразные (саккадические) перемещения взора для сканирования (рассматривания) внешнего мира. Краткие сведения об устройстве периферического звена окуломоторной системы были приведены выше. Саккады — это быстрые содружественные отклонения глаз в начальной фазе реакции прослеживания, когда скачком глаза «захватывается» движущаяся зрительная цель, а также при зрительном обследовании внешнего мира.
В одном случае оба глаза движутся в одном направлении по отношению к координатам головы, в другом случае, если человек попеременно смотрит на близкие и далекие предметы, каждое из глазных яблок совершает приблизительно симметричные движения относительно координат головы. При этом угол между зрительными осями обоих глаз меняется: при фиксации далекой точки зрительные оси почти параллельны, при фиксации близкой точки — сходятся. Эти движения называются конвергентными. При разглядывании разноудаленных предметов движения глаз конвергентные и дивергентные. Если нейронная система не может привести зрительные оси обоих глаз к одной точке пространства, возникает косоглазие[8].
При рассматривании различных объектов внешнего мира глаза совершают быстрые (саккады) и медленные следящие движения. Благодаря медленным следящим движениям изображение движущихся объектов удерживается на фовеа. При рассматривании хорошо структурированного изображения глаза совершают саккады, перемежающиеся с фиксацией взора. Если человек рассматривает изображение в течение некоторого времени, то запись перемещений глаза воспроизводит достаточно грубо контур и наиболее информативные детали рассматриваемого объекта. Например, при рассматривании лица особенно часто фиксируются рот и глаза.
Специальные эксперименты показали, что во время саккады зрительное восприятие блокируется [6]. Можно предложить несколько механизмов этого феномена. Предполагают, что во время саккады по сильно структурированному фону флюктуации интенсивности в каждой точке превышают частоту слияния мельканий. Другой механизм, блокирующий зрительное восприятие во время саккады, — центральное торможение. Когда движущийся объект появляется на периферии зрительного поля, он вызывает рефлекторную саккаду, которая может сопровождаться движением головы. Основой нейрофизиологического механизма этого рефлекса являются детекторы движения в зрительной системе. Биологически рефлекс оправдан тем, что благодаря ему внимание переключается на новый объект, появившийся в поле зрения [10].
Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются, прежде всего, работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Вторичные 18-е и 19-е поля расположены как на наружной конвекситальной, так и на внутренней медиальной поверхностях больших полушарий. Они характеризуются хорошо развитым III слоем, в котором осуществляется переключение импульсов из одного участка коры в другой.
При электрическом раздражении 18-го и 19-го полей возникает не локальное, точечное возбуждение, как при раздражении 17-го поля, а активация широкой зоны, что свидетельствует о широких ассоциативных связях этих областей коры.
Из исследований, проведенных на человеке, известно, что при электрическом раздражении 18-го и 19-го полей появляются сложные зрительные образы. Это уже не отдельные вспышки света, а знакомые лица, картины, иногда какие-то неопределенные образы. Основные сведения о роли этих участков коры больших полушарий в зрительных функциях получены из клиники локальных поражений головного мозга.
Клинические наблюдения показывают, что поражение этих областей коры и прилегающих к ним подкорковых зон («ближайшей подкорки») приводит к различным нарушениям зрительного гнозиса. Эти нарушения получили название зрительные агнозии. Этим термином обозначаются расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения). При всех формах агностических зрительных расстройств элементарные сенсорные зрительные функции остаются относительно сохранными, т. е. больные достаточно хорошо видят, у них нормальное цветоощущение, часто сохранны и поля зрения; иными словами, у них как будто бы есть все предпосылки, чтобы воспринимать объекты правильно. Однако у них нарушен именно гностический уровень работы зрительной системы. В некоторых случаях у больных, помимо гностических, имеются нарушения и сенсорных функций. Но это, как правило, относительно тонкие дефекты, которые не могут объяснить выраженность и характер нарушений высших зрительных функций.
Основными видами оптико-пространственных нарушений являются: односторонняя пространственная агнозия, нарушение топографической ориентировки, а также некоторые проявления синдрома Балинта.
Формирование пространственных представлений начинается уже на ранних этапах онтогенеза; они являются базисными для развития многих других психических процессов[17].
Оценка сформированности пространственных представлений и пространственно-временных представлений производится в той последовательности, что эти уровни не просто «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, перекрывая и «встраиваясь» друг в друга, испытывают взаимовлияния и, вообще, теснейшим образом между собой взаимосвязаны. Как и в случае исследования произвольной регуляции психической активности необходимо оценить «зрелый», достаточно сформированный уровень пространственных представлений (в соответствии с нормативными или типологическими представлениями) и ближайшему к нему «дифицитарный» (несформированный полностью или частично) уровень или, соответственно, подуровень[8].