Выступление по теме: «Понятие об адаптации человека»

В процессе эволюции в результате естественного отбора и борьбы за существование возникают приспособления (адаптации) организмов к определенным условиям обитания. Сама эволюция является по существу непрерывным процессом образования адаптаций, происходящим по следующей схеме: интенсивность размножения —> борьба за существование —> избирательная гибель —> естественный отбор —> приспособленность.

Адаптации затрагивают разные стороны жизненных процессов организмов и поэтому могут быть нескольких типов.

Морфологические адаптации

Они связаны с изменением строения тела. Например, появление перепонок между пальцами ног у водоплавающих животных (амфибий, птиц и др.), густого шерстного покрова у северных млекопитающих, длинных ног и длинной шеи у болотных птиц, гибкого тела у норных хищников (например, у ласки) и т. п. У теплокровных животных при продвижении на север отмечается увеличение средних размеров тела (правило Бергмана), что уменьшает относительную поверхность и теплоотдачу. У придонных рыб формируется плоское тело (скаты, камбала и др.). У растений в северных широтах и высокогорных районах часты стелющиеся и подушковидные формы, меньше повреждаемые сильными ветрами и лучше согреваемые солнцем в припочвенном слое.

Виды патологии

В соответствии с причинами и особенностями протекания дезадаптация разделяется на несколько разновидностей:

  • Расстройство социальной адаптации. При патологии пациент не может общаться с привычным кругом друзей и знакомых. Он постепенно от них отдаляется и уединяется. При тяжелом протекании патологии пациент не может находиться в обществе вообще. Он месяцами может не выходить из квартиры.
  • Депрессивное расстройство адаптации. Заболевание развивается на фоне депрессий. Человек постоянно находиться в подавленном состоянии. Они не имеют желания к общению и постепенно утрачивают привычные интересы.
  • Расстройство психической адаптации. Возникает патологический процесс в виде острой реакции на стресс, которая развивается в виде психологического шока. Он сопровождается разными нарушениями в психике.
  • Пролонгированное расстройство адаптации. Патологический процесс характеризуется длительным течением. Ситуация усугубляется при появлении стрессовой ситуации различной степени выраженности.
  • Тревожное расстройство адаптации. При этом виде патологии у пациентов появляются тревожные симптомы при любых обстоятельствах.
  • Смешанное расстройство адаптации. Эта форма патологии совмещает в себе несколько из вышеперечисленных.

Существует несколько видов патологии, которые рекомендуется определять, чтобы проставить правильный диагноз расстройство адаптации.

Покровительственная окраска

Покровительственная окраска очень важна для видов животных, не имеющих эффективных средств защиты от хищников. Благодаря ей животные становятся менее заметными на местности. Например, самки птиц, высиживающие яйца, почти не отличимы от фона местности. Яйца птиц также окрашены под цвет местности. Покровительственную окраску имеют донные рыбы, большинство насекомых и многие другие виды животных. На севере чаще встречается белая или светлая окраска, помогающая маскироваться на снегу (полярные медведи, полярные совы, песцы, детеныши ластоногих — бельки и др.). У ряда животных появилась окраска, образованная чередованием светлых и темных полос или пятен, делающая их менее заметными в кустарниках и густых зарослях (тигры, молодые кабаны, зебры, пятнистые олени и др.). Некоторые животные способны очень быстро менять окраску в зависимости от условий (хамелеоны, осьминоги, камбала и др.).

Адаптация в педагогике


Метод проб и ошибок — основная часть процесса адаптации на протяжении всего периода обучения в школе. Выражается в подборе способов решения проблемы и отсеивания неправильных решений. В качестве примера можно привести процесс, когда в течение нескольких лет ребенку необходимо получать различные знания, чтобы впоследствии использовать полученную информацию на экзаменах и пройти на следующий этап обучения.

Стоит учесть, что данном виде адаптации подразумевается способность переходить от одной сферы деятельности к другой. Например, от детского сада к школе, потом к колледжу и университету. Если человек не соответствует требуемым поведенческим характеристикам, его адаптация считается неудачной.

Биохимические адаптации

Этот тип адаптаций связан с образованием определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на другие организмы. Сюда можно отнести яды змей, скорпионов, пауков и некоторых других животных, облегчающие им охоту; антибиотики грибов и бактерий, защищающие их от конкурентов; токсины растений, предохраняющие их от поедания; пахучие вещества клопов и некоторых других насекомых, отпугивающие врагов и т. п. Сюда же можно отнести образование ферментов, разрушающих ядохимикаты и лекарственные препараты, используемые человеком и приводящие к появлению устойчивых к этим веществам форм бактерий, грибов и других организмов. К биохимическим адаптациям относится и особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам) и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячих источниках, вулканических почвах или в условиях вечной мерзлоты. (подробнее об этом в статье Биохимические адаптации)

Определение и виды социальной адаптации

Выживают не самые сильные и не самые умные, а самые быстро адаптирующиеся к переменам.

Чарльз Дарвин [1]

Каждый человек многократно в своей жизни сталкивается с необходимостью адаптации (в переводе с позднелатинского adaptatio – прилежание, приспособление [3, с.216]). Чтобы процесс адаптации протекал успешно, необходимо понимать суть этого процесса и владеть разными стратегиями адаптации [17].

Наиболее крупное направлении изучения адаптации – социальная адаптация, под которой понимается процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды [15, c.10]. Данной средой может выступать как общественная группа, трудовой коллектив или семья [7, с.28], так и целая страна, ее культура, политика, идеология, сложившееся ситуация [11, с.336].

Социальная адаптация является одной из важнейших функций социальной психики (объекта социальной психологии) [16, c.95]. Поэтому выделяют один из видов социальной адаптации – социально-психологическую адаптацию, под которой в социальной психологии понимается приобретение людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими функциями [19, с.219].

В зависимости от уровня социально активной личности исследователи выделяют два вида социально-психологической адаптации: активную и пассивную [19, с.221].

Пассивная адаптация предполагает приспособление на уровне конформизма, то есть изменения поведения или убеждения в результате реального или воображаемого давления другого человека или группы [4, с.58]. Существуют две разновидности конформизма:

– внешний конформизм (уступчивость), когда люди ведут себя так, как принято (чтобы избежать наказания или заслужить поощрения), не соглашаясь в душе с тем, что делают;

– внутренний конформизм (одобрение), когда человек искренне верит в то, что вынуждают его сделать [6].

В любом случае человек при пассивной адаптации принимает те условия, которые ему предлагает новая среда.

Напротив, активная социально-психологическая адаптация имеет место тогда, когда человек стремится воздействовать на социальную среду, чтобы изменить в ней то, что его по каким-либо причинам не устраивает [19, с.221]. В этом случае человек четко осознает свои личные преимущества от приобщения к новым ценностям и способам социальных действий [20, с.84]. Чаще всего такая адаптация связана с творческими способностями человека, которые помогают более успешной адаптации и к обучению [14, с.4]. Творческую активность В. А. Петровский понимает, как более высокий уровень адаптации, способствующей не только внешней гармонии человека со средой, но и внутренней личностной гармонии человека, способного реализовать свой личностный потенциал, не сковывая себя никакими рамками, нормами и ограничениями [12].

Однако активная адаптация может носить и отрицательный характер, когда она направлена на разрушение уже сложившейся системы и предлагаемых условий. В этом случае человек сознательно сопротивляется предъявляемым требованиям, не предлагая ничего взамен, намеренно эпатирует окружающих, пытаясь вызвать интерес к своей персоне, или старается самоутвердиться за счет других, более слабых людей. Такое поведение человека чаще всего зависит от желания быть индивидуальным, выделяться из массы. Но при таком способе адаптации человек больше теряет, нежели приобретает, хотя потребности, предполагающие выживание, продолжают удовлетворяться [18, с.181].

Поскольку человек не всегда адаптируется к условиям социальной среды, которые изменились не по его воле, а иногда и сам меняет их (переезжает в другую страну, переходит на другое место обучения и т.д.), то можно выделить два вида социально-психологической адаптации по этому признаку: добровольную и вынужденную.

Добровольная адаптация имеет место тогда, когда новые ценности и способы действия, которые предполагает среда, не противоречат системе ценностей личности:

– нормы и ценности социальной среды вписываются в систему самых значимых интересов и потребностей личности или даже создают более благоприятные условия для их реализации;

– ценностные ориентации, нормы поведения ранее свойственные личности изменяются в новых условиях без особого напряжения.

При вынужденной адаптации направления и методы преобразований не соответствуют представлениям и установкам личности:

– не принимая нового, личность пытается изменить требования среды, но данные попытки оказываются безуспешными, и ей приходится подчиняться;

– индивид подчиняется, не пытаясь что-либо изменить;

– новые способы социального поведения менее, чем прежние, соответствуют качествам личности, но она вынуждена использовать их, чтобы выжить [19, с.222].

Важнейшими признаками социальной активности является сильное и устойчивое (а не ситуационное) стремление влиять на социальные процессы, реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразить, или сохранить и укрепить существующий социальный порядок, его формы и стороны [19, с.221].

В результате социально-психологической адаптации человек всегда:

– согласовывает свои цели с ценностями общества;

– учится, оставаясь собой, благополучно сосуществовать данном обществе;

– приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, ставить цели;

– получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имеющиеся;

– устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими членами общества.

Поэтому к функциям социально-психологической адаптации можно отнести:

– достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность – социальная среда»;

– регулирование общения и взаимоотношений;

– самопознание и самокоррекцию;

– сохранение психического здоровья;

– максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности;

– формирование эмоционально-комфортных позиций личности;

– повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива;

– повышение стабильности и сплоченности социальной среды [10, с. 12].

Соответственно, главная цель социально-психологической адаптации личности не в ее единообразии, превращение в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточную социальную личность. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на «Я» [16, с.97].

В связи с этим, выделяют два типа социально-психологической адаптации:

– прогрессивная адаптация, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности – с одной стороны, и групп, общества в целом – с другой;

– регрессивная адаптация, которая проявляется как формальность при адаптации, не отвечающая интересам общества, развития данной социальной группы и самой личности [9, с.50].

Часто регрессивную адаптацию обозначают как комфортную, основанную на внешнем принятии человеком групповых норм и ценностей. В этом случае личность лишает себя возможности проявить свои творческие способности и не может полностью самореализоваться. Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, иначе у человека формируется склонность к систематическим ошибкам поведения, нарушению норм, созданию новых проблемных ситуаций [16, с.97].

А. В. Карпов, В. Е. Орел, В. Я. Тернопол справедливо замечают, что процесс адаптации связан не только с окружающими социальными условиями, но и с условиями конкретной деятельности, то есть происходит дифференцирование понятия среды по критерию типов деятельности человека [8]. Эти предпосылки позволили развивать концепции, оперирующие понятиями «производственная» и «учебная адаптация», которые отражают именно тип деятельности, осуществляемой субъектом, и являются еще двумя видами социальной адаптации.

Производственная адаптация рассматривается как процесс включения индивида в новую для него производственную среду, вживание в нее, усвоение профессиональной роли, производственных норм, социальных отношений. В дальнейшем развитие данного направления в русле организационной психологии и теории менеджмента привело отечественных авторов к разработке концепции профессиональной адаптации [15, с.11].

Оригинал работы:

Определение и виды социальной адаптации

Приспособления к экстремальным условиям обитания

Растения и животные, обитающие в пустынях и полярных областях Земли, также приобретают ряд специфических адаптаций. У кактусов листья преобразовались в колючки (уменьшение испарения и защита от выедания животными), а стебель превратился в фотосинтезирующий орган и резервуар воды. Пустынные растения имеют длинную корневую систему, позволяющие добывать воду с большой глубины. Пустынные ящерицы могут обходиться без воды, поедая насекомых и получая воду путем гидролиза их жиров. У северных животных кроме густого меха имеется также большой запас подкожных жиров, уменьшающий охлаждение тела.

Относительный характер адаптаций

Все приспособления целесообразны лишь для определенных условий, в которых они выработались. При изменении этих условий адаптации могут потерять свою ценность или даже принести вред имеющим их организмам. Белая окраска зайцев, хорошо защищающая их на снегу, становится опасной при малоснежных зимах или сильных оттепелях.

Относительный характер адаптаций хорошо доказывают и данные палеонтологии, свидетельствующие о вымирании больших групп животных и растений, не переживших изменение условий жизни.

Понятие адаптации. Типы адаптаций организмов. Адаптивные стратегии

А.(приспособление)– развитие любого признака, который способствует выживанию вида и его размножению. Благодаря адаптационным процессам организм приспосабливается к непривычным условиям, когда изменяются условия внешней среды Адаптации могут быть:Морфологическиеад. включают изменения формы или строения организма. Пример – твердый панцирь черепах, обеспечивающий защиту от хищных животных. Физиологические ад. связаны с химическими процессами в организме. Так, запах цветка может служить для привлечения насекомых и тем самым способствовать опылению растения. Поведенческая ад.связана с определенным аспектом жизнедеятельности животного. пример – зимний сон у медведя. Типы адаптаций:Пассивная ад. –жизнедеятельность замедляется или прекращается, но сохраняется способность восстановить экологическую потенцию при возвращении благоприятных условий. Пассивная адаптация присуща растениям.Активная ад. –при изменении внешних условий внутренняя среда живых организмов остается постоянной . пример птицы.Механизмы ад.:- морфологическаясвязаны с изменением строения тела.пример, появление перепонок между пальцами ног у водоплавающих животных (птиц); Мимикрия — это окраска и форма тела у безобидных животных, подражающие их ядовитым собратьям.пример, неядовитые змеи похожи на ядовитых.- физиологическая ад. связан с перестройкой обмена веществ у организмов.пример, появление теплокровности млекопитающих;- Биохимические ад.связан с образованием определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на другие организмы.яды змей.- Поведенческие ад.связан с изменением поведения в тех или иных условиях. пример, забота о потомстве приводит к лучшему выживанию молодых животных и повышает устойчивость их популяций.- Приспособления к периодическим факторам среды.Это адаптации к факторам среды, имеющим определенную периодичность в своем проявлении. К этому типу относятся суточные чередования периодов активности и отдыха сбрасывание листьев.-Приспособления к экстремальным условиям обитания. Растения и животные, обитающие в пустынях приобретают ряд специфических адаптаций. У кактусов листья преобразовались в колючки защита от выедания животными.-Относительный характер адаптаций.Все приспособления целесообразны лишь для определенных условий, в которых они выработались. При изменении этих условий адаптации могут потерять свою ценность или даже принести вред имеющим их организмам. Белая окраска зайцев, хорошо защищающая их на снегу, становится опасной при малоснежных зимах.Адап.стратегия-это отбор особей харак-ся.с-мой скоррелированных признаков.В основе-соотношение затрат на размножение и поддержание жизни.Мак-Артур и Ульсон.r-стратегия(размножения)-слабая конкуренция,неравномерное разм попул,короткая продолж.жизни,мелкие особи,большое потомство,высокая скорость развития,непредсказуем.среда.(насекомые,грызуны)к-стратегия(выживания)-предсказуем.среда,острая конкуренция, высокая продол.жизни,крупные размеры,малочисл.потомство,медлен.развитие.(слоны)dN/dt=rN(k-N/k),к-мах числ-ть.-ур-е Ферхульста-Пирла.Генотип-совокупность генов даного организма,фенотип-совок.всех признаков).Гомеостаз-сох.структ.сообщества на этом уровне)

Биоритмы. Циркадные и сезонные ритмы. Факторы, управляющие сезонным развитием.

Биоритмы-активность организма, его органов или систем, характеризующаяся определенной периодичностью (периоды отдыха и покоя, дневная или ночная активность, миграция птиц или рыб). Исследование биоритмов позволяет выявить последовательность изменения популяционной структуры биоценоза(совокуп.жив,раст,микроорг,грибов.на селяющих террит.однородн.жизн.простр.) и таким образом экологически грамотно использовать ресурсы среды. Различают биоритмы, не контролируемые факторами среды (ритмика сердца, дыхательная ритмика), и контролируемые (фотосинтез, сезонные миграции птиц и рыб)

Также выделяют:высокочастотные,среднечастотные(циркадные),низкочастотные-больше 3х суток(сезонные,лунные,приливные,годовые.)Фенология-связь климатич.факторов.Циркадные ритмы(околосуточные) ввёл понятие Халберг. Он является видоизменением суточного ритма с периодом 24 часа. Они врожденные, то есть, обусловлены свойствами самого организма. Период ц. р. длится у растений 23-28 часов, у животных 23-25 часов. Ц. р. обнаружены у всех представителей животного царства и на всех уровнях организации. В опытах на животных установлено наличие ЦР двигательной активности, температуры тела и кожи, частоты пульса и дыхания. Суточным колебаниям оказались подвержены содержания различных веществ в тканях и органах, например, глюкозы. В околосуточном ритме колеблются все показатели нервной, мышечной и пищеварительной систем. В этом ритме содержание и активность десятков веществ в различных тканях и органах тела, в крови, моче. Этому же циркадианному ритму подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок.Сезонные ритмы(харак.выш.и низш.организмы)-обусловленные вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные изменения растительного покрова Земли, миграция птиц, зимняя спячка ряда видов животных — примеры ритмов с годичным периодом.Сезонные колебания физиологических показателей у многих теплокровных в определенной мере повторяют суточные: в зимний период отмечается понижение обмена и двигательной активности, в весенне-летний — активизация физиологических процессов.Экологический фактор — любое, условие среды обитания, оказывающее воздействие на организм, хотя бы на протяжении одной стадии онтогенеза. Среда включает в себя все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных отношениях.Экологических факторов — температура, влажность, ветер, конкуренты — отличаются значительной изменчивостью.пример, температура сильно варьируется на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана.Один и тот же фактор среды имеет разное значение в жизни совместно обитающих организмов. пример, Интенсивность освещения оказывает влияние в жизни фототрофных растений, а в жизни гетеротрофных организмов (грибов и водных животных) свет не оказывает заметного влияния на их жизнедеятельность.Экологические факторы действуют на организмы по-разному. Они могут выступать как раздражители; как ограничители.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]