Развитие зрительно-моторных координаций у дошкольников

Координацией движений в спорте называют степень гармонии между мышцами атлета на двух разных уровнях: межмышечном и внутримышечном. Межмышечный уровень координации проявляется во взаимодействии между различными мышечными группами атлета — антагонистами, синергистами и агонистами. Кроме того, на микроскопическом уровне происходит взаимодействие двигательных компонентов внутри мышцы, это называется внутримышечной координацией.

Чем более слаженно работают мышцы спортсмена на этих двух уровнях, тем лучше он владеет своим телом, и как следствие — добивается более впечатляющих результатов в процессе тренировок.

Тренировка межмышечной координации

Для того, чтобы межмышечная координация движений развивалась, в первую очередь требуется снижение активности мышц-антагонистов с целью освобождения мышц-агонистов, за счет сигналов, посылаемых нервной системой. Второй важный аспект заключается в том, чтобы тренировка на координацию учитывала специфические особенности вида спорта ,которым занимается человек.

Вот основные рекомендации для тренинга, которые дают специалисты, основываясь на результатах исследований относительно координации движений спортсмена:

— стремитесь к разнообразию внутри тренировок: занимайтесь в различных локациях, постоянно меняйте набор упражнений, задействуйте новое оборудование, изменяйте характер движения и количество повторов . Ваше тело не должно привыкать к определенному набору упражнений или условиям окружающей среды — тогда нервная система начнет работать на полную мощность, посылая сигналы мышцам быстрее и четче. Лучшее, что вы можете сделать для развития своей координации движения

— не дать организму возможности адаптироваться к нагрузкам.

— сочетайте различные виды двигательной активности: бег, затем силовой тренинг, после — велопробежка. Вы можете использовать любой другой порядок вовлечения любимых вами видов спорта в свою тренировку, главное чтобы они были разнообразными. Это поможет наладить контакт между разными группами мышц, заставляя их действовать более слаженно.

— выполняйте все упражнения на пике своих возможностей, чтобы тело находилось в состоянии физического напряжения, без возможности расслабиться. Исследования показали, что спортсмены, тренирующиеся в состоянии физического, а также психологического стресса показывают наилучшие результаты относительно повышения уровня межмышечной координации. Однако,стоит понимать, что тренировочный процесс должен протекать в рамках физиологической нормы, без риска получения травм.

Координация движений и ее виды

Для разных видов деятельности ребенка и взрослого (игра, учеба, труд, самообслуживание и т.д.) простые сенсомоторные реакции -явление редкое, более характерны сложные сенсомоторные реакции, среди которых чаще всего имеют место так называемые реакции на движущийся объект

(РДО), когда движение должно совершаться в определенный момент в соответствии с перемещающимся в простран­стве предметом (объектом). Наибольшую сложность в психомоторном процессе при различных видах двигательной деятельности представ­ляет
сенсомоторная координация,
при которой «динамичен не только воспринимаемый раздражитель, как при реакции на движущийся объ­ект, но и сама реализация двигательного действия» (К.К. Платонов, 1977; С.65). Другими словами, при сенсомоторной координации должно быть непрерывно как восприятие, так и движе­ние, причем «движение регулируется восприятием его результатов, результат движения непрерывно сверяется с заданием» (там же).

Различные виды предметной деятельности требуют от человека достаточно согласованных движений двумя руками или рук и ног и других частей тела.

В этих случаях к сенсомоторной координации добавляется такое свойство психомоторики как координация движе­ний,

которая, как известно, является показателем ловкости человека.

Понятие «координация» сегодня широко используется в различ­ных областях научных знаний и применительно к разным сферам практической деятельности. Словарь иностранных слов так трактует этот термин: «Координация» [лат. со (п) — с, вместе + ordinatio распо­ложение в порядке] — согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-л. и т.д.). Для использования в биологических науках термин «координация» был предложен в 1914 году известным отечественным биологом А.Н. Северцовым.

Принято различать несколько видов координации движений: статическую, динамическую, реципрокную и др.

В справочной литературе конкретного толкования понятий, стоя­щих за этими терминами, не дается.

Под статической координацией, пишет М.О. Гуревич, «нужно понимать регуляцию двигательных ак­тов, удерживающих тело и его отдельные сегменты в состоянии рав­новесия (например, при стоянии на одной ноге)»

а под динамической координацией,

продолжает он, — «регуляцию движений в смысле их точности» (М.О. Гуревич, 1930; С.65).

В основе реципрокной коорди­нации(«реципрокный [лат. reciprocus]

взаимный») лежит «реципрокная (сопряженная, перекрестная) иннервация — рефлекторный меха­низм, обеспечивающий иннервацию взаимосвязанных групп скелетных мышц, участвующих в осуществлении сложных координирован­ных движений (ходьба, бег и др.), при которых сокращение одной группы мышц сопровождается расслаблением других мышц (антаго­нистов)» (Словарь иностранных слов, 1990; С.444).

Н.А. Бернштейн (1966) определяет координацию движений как «преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа» т.е. превращение его в управляемую систему. Иными словами, под коор­динацией движений он понимает целесообразные согласованные дви­жения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации регулирующей деятельности коры головного мозга.

Координация движений в онтогенезе дошкольника развивается постепенно на основе созревания соответственных мозговых образо­ваний и благодаря приобретаемому ребенком опыту в различной дви­гательной деятельности, особенно на занятиях по физической культу­ре, во время проведения подвижных игр, в процессе различных пред­метных манипуляций и т.д.

Быстрая и точная моторная реакция на пусковой сигнал и хоро­шая координация экономных, точных и соразмерных движений, реали­зующих двигательные акты в различных видах деятельности, опреде­ляют, по мнению К.К. Платонова (1977), ловкость как двигательное качество человека, как черту личности. Ловкость или неловкость могу г проявляться в различных видах деятельности в качестве одного из показателей особенностей психомоторики как при нормальном ее раз­витии, так и в случаях отклонений или недостаточной сформированности.

Психомоторика и идеомоторные процессы (идеомоторика)

Как было уже отмечено выше, в круг явлений психомоторики вхо­дят также идеомоторные процессы (идеомоторика),

«связывающие представление о движении с выполнением движения» (К.К. Платонов, 1977; С.66). По словарю «Психология» под общей редакцией А.В.Петровского. М.Г. Ярошевского (1990; С.131) с уточненными терминами и их переводом из Словаря иностранных слов (1990; С.23; С. 187; С332) термин
«идеомоторный акт»
[< греч. idea — понятие, представление, идея, образ + < лат. motor — приводящий в движение и jiai. aktus — поступок, действие] определяется как «переход представ­ления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (ина­че говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает мысль о нем)». Заметим здесь попутно, что сам принцип идеомоторного акта, как известно, был открыт еще в 18 веке английским врачом Д. Гартли и разработан в последующем англий­ским психологом В. Карпентером.

В настоящее время существует две точки зрения на физиологиче­ский механизм идеомоторных актов. Первая из них основывается на представлениях И.П. Павлова, согласно которым идеомоторный акт управляемся эфферентными импульсами, поступающими от опреде­ленных клеток коры головного мозга. «Давно было замечено и научно доказано, — отмечает он, — что раз вы думаете об определенном движе­нии (то есть имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите» (И.П. Павлов, 1951; С.316). Вторая точка зрения исходит из положения Н.А. Бернштейна (1966) о кольце­вой регуляции движений, согласно которому идеомоторный акт управ­ляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений.

Следует здесь также подчеркнуть, что проблема идеомоторики как проблема образа и его роли в регуляции двигательных актов явля­ется одной из центральных проблем психологии движений, психоло­гии телесности. С позиций педагогической науки эта проблема затра­гивает вопросы эффективного обучения правильным движениям, ус­пешного овладения ребенком двигательными навыками, а также во­просы предупреждения причин многих ошибочных, неправильных движений при первоначальном ознакомлении детей с ними, а в случа­ях недоразвития или нарушений психомоторики действенной ее кор­рекции.

Морфофункциональная организация

Психомоторики в нормальных

И патологических условиях

Психомоторика как совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, реализующаяся, как было показано в предыдущей главе, в многочисленном разнообразии моторных прояв­лений, представляет собой чрезвычайно сложную психофизиологиче­скую функциональную систему, которая имеет многоуровневую иерар­хическую организацию с программирующими, управляющими, регу­лирующими и исполнительными органами.

В осуществлении психо­моторных актов принимают участие многие органы и системы челове­ческого opганизма и прежде всего нервная система

на различных уровнях ее организации и
система
многочисленных
мышц,
тесное взаимодействие которых обеспечивает как удержание определенных положений, поз тела и различных его частей (статика), так и выполне­ние разнообразных по характеру движений и двигательных действий (динамика).

Все многообразное богатство тончайших движений, со­вершаемых человеком в различных видах профессиональной или лю­бой другой деятельности, становится возможным благодаря тонкой дифференцированной работе (сокращению и растяжению) множества мышц и мышечных групп, представляющих исполнительные органы двигательного аппарата, совокупность которых образует мышечную, пли мускульную, систему человека.

Управление работой огромного количества мышц (а у человека только скелетных мышц насчитывается около шестисот), осуществля­йся центральной нервной системой (головным и спинным отделами мозга) при участии периферической нервной системы (черепно-мозговых нервов, спинномозговых нервов и нервных сплетений). Периферические нервы доставляют импульсы (приказы на выполнение психомоторных действий) из центральной нервной системы по эффе­рентному (выносящему, двигательному) пути к рабочему органу -мышце и информацию с периферии — от мышцы (рецептора, располо­женного в ней) по афферентному (приносящему, чувствительному) пути обратно в центральную нервную систему. Доказано, что перифе­рические нервы по своему составу являются смешанными, то есть несут в себе и чувствительные, и двигательные волокна.

Развитие моторики ребенка на ранних этапах онтогенеза обуслов­лено естественным созреванием соответствующих мозговых структур, а в последующем зависит от социально-педагогических условий, то есть обучения.

Таким образом, успешность-неуспешность психомо­торного развития в целом определяется двумя основными факторами:

во-первых, зрелостью и функциональной готовностью мозга

и прежде всего тех его отделов, которые обеспечивают возможность данного развития и,

во-вторых, научением,

то есть формированием двигатель­ных навыков (М.М. Кольцова, 1973).

Большое количество данных клинических наблюдений и экспери­ментальных исследований свидетельствует, что проявления двига­тельных нарушений и моторной несформированности, характеризую­щиеся разнообразной симптоматикой, разными патофизиологически­ми механизмами, специфическим влиянием на состояние отдельных психических функций человека и т.д., обусловлены различной локали­зацией поражения мозговых структур или их функциональной недос­таточностью.

В связи со сказанным знание морфологических и функциональ­ных особенностей нервных образований, задействованных прямо или косвенно в осуществлении психомоторной деятельности, имеет важ­ное значение как для изучения двигательной сферы в норме и при отклонениях, так и для организации необходимой работы по развитию психомоторики и коррекции ее недостатков.

В основе нашего рассмотрения морфофункциональных особенно­стей мозговых структур, принимающих участие в осуществлении пси­хомоторных актов человека, лежит общепринятый в клинике принцип: изучение патологии через знание нормы. Такой подход, на наш взгляд, во-первых, является необходимым отправным моментом в формировании общих представлений о сложной структуре мозгового аппарата, обеспечивающего моторные возможности человека, и о роли каждой из его составных частей и других мозговых образований в целостной работе двигательной функциональной системы, каковую и представляет психомоторика как предмет нашего рассмотрения; во-вторых, составляет важную часть в подготовке необходимого инстру­ментария при проведении такого рода исследований, предмет которых находится на стыке ряда научных дисциплин; в-третьих, расширяет возможности для объективной оценки характера отклонений в двига­тельном развитии и проведения топической диагностики мозговых поражений в процессе комплексного медико-психолого-педогогического изучения психомоторных функций человека; нако­нец, в четвертых, обеспечивает научно обоснованную организацию работы по развитию психомоторики и коррекции ее нарушений.

К рассмотрению мозговой организации психомоторики мы под­ходим с позиций исторического развития представлений о природе произвольных движений человека. Исходя из этого в первом разделе данной главы на основании анализа литературы нами обозначены ос­новные узловые моменты процесса формирования представлений о мозговой организации моторных функций человека. В последующих разделах мы также исходим из указанного принципа, включая в их содержание в случае необходимости исторический материал.

Предыдущая2Следующая

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право…

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Тренировка внутримышечной координации

Если межмышечную координацию можно назвать отработкой техники движения, то внутримышечную соотносят с более обширным понятием общей физ.подготовки спортсмена. Поэтому, целью тренинга, направленного на развитие этого типа координации выступает развитие силового потенциала до максимального. Зачастую, программа тренировки внутримышечной координации составлена таким образом, чтобы повышение силы происходило без набора мышечной массы. Преимущественно, перед спортсменом ставится задача выполнения упражнений на высокой скорости за короткое время, что стимулирует нервно — мышечную систему. Благодаря этому, происходит наиболее быстрая активизация максимального числа моторно — двигательных единиц, то есть движения выполняются с максимальной частотой. Достигнуть подобного эффекта помогут :

— эксцентрические силовые упражнения, от которых мыщца начинает удлиняться под воздействием нагрузки, при условии соблюдения субмаксимального напряжения. Хорошо подойдут спрыгивания, выполнение упражнений сразу двумя руками или ногами в фазе сокращения, или одной из рук/ног в фазе растягивания мышцы. Выполнять их следует в быстром темпе, с интенсивностью от 120 до 150%, в 3-5 подходов с 2-5ю повторениями и трёхминутной паузой.

— концентрические силовые упражнения применяют для прогресса координации движений

, при которых мышца сокращается, с соблюдением максимального напряжения. Можно задействовать в тренинге : ациклические вариации прыжков, упражнения при взаимодействии с компаньоном, берущим часть нагрузки на себя в момент эксцентрической фазы движения. Упражнения выполняются со 100% интенсивностью, в максимальном темпе, с 5 подходами по 1-2 повторения и паузой в 3 минуты.

— развитие реактивной силы, при помощи циклических и ациклических прыжков, во взрывном темпе, с интенсивностью от 120 до 150%, в 2-3 или 3-5 подходов, с 6-10 повторениями и перерывом в три минуты.

Разумеется, оптимальным вариантом развития координации будут занятия таким видом спорта, который активизирует сразу два вида координации :внутримышечной и межмышечной, например, кроссфитом. Главное — не давайте мышцам адаптироваться, этого легко добиться придумывая всё новые вариации общеизвестных упражнений.

Не пропусти интересные новости и события в телеграм-канале: https://tlgg.ru/fitbarnews

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]