Развитие эмоционального интеллекта у детей: 10 шагов к успеху

Стремясь развить интеллект ребенка, многие уделяют внимание лишь познавательным способностям малыша. Однако не стоит забывать о таком важном понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умении распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение. Во многом именно данные способности являются залогом успешной и счастливой жизни человека. Начинать развивать эмоциональный интеллект можно уже в раннем возрасте. О том, как это делать, мы расскажем Вам в этой статье.

Почему важно развивать эмоциональный интеллект ребенка?

Дети реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не купили конфету – слезы, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на улице увидели трактор – бурная радость. Проявление эмоций у дошкольников не ограничивается только радостью и грустью, они могут выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они чувствуют в данный момент. Кроме этого они испытывают трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно интерпретируют их эмоции. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны способности к сопереживанию и эмпатии.

Малыши, которые не понимают собственные эмоции, не могут управлять ими. Поэтому родители таких детей зачастую сталкиваются с истериками и капризами.

Психологи пришли к выводу, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую влияет на самооценку малыша. Те дети, которые научились распознавать свои и чужие эмоции и понимают их причину, обычно уверенны в себе, более устойчивы к стрессам, легче адаптируются к новым условиям. В то же время малыши с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом склонны к тревожности – любая неудача может восприниматься ими как личная трагедия.

Что такое «интеллект»

С точки зрения науки о том, как устроен наш мозг, интеллект — это целая группа навыков. Среди них: способность мыслить логически, анализировать и решать задачи по определённым алгоритмам. Также это умения использовать усвоенные знания, выходя за пределы предложенных шаблонов, и сохранять в памяти весь накопленный опыт.

Стандартный тест на определение уровня интеллекта предполагает, что за ограниченное время нужно решить как можно больше задач из различных областей: математики, логики, лингвистики плюс выполнить задания на запоминание последовательностей. Долгое время интеллектуальный потенциал связывали с эффективностью и успехом, однако всё больше современных исследований указывает, что интеллект не гарантирует счастья. Люди с высоким баллом в тесте IQ в обычной жизни могут испытывать не меньше трудностей, чем те, кто показывает средние или низкие результаты.

Как общаться с ребенком, чтобы развить его эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект начинает формироваться у ребенка с самого рождения. Это происходит естественно, когда мама или другой близкий взрослый откликается на его эмоции, дарит свою заботу и ласку. О том, как дети учатся понимать эмоции, смотрите на видео:

Уже в раннем возрасте родители могут заложить прочную основу для развития эмоционального интеллекта малыша. Для этого нужно обязательно называть ребенку чувства, которые он испытывает. Например, если малыш плачет, не спешите вкладывать ему в рот соску или пытаться его отвлечь. Постарайтесь поговорить с ним и описать его состояние: «ты, наверно, расстроился, потому что я не разрешила тебе взять печенье» или «я понимаю, ты злишься…». Описав эмоции ребенка, вы помогаете ему лучше узнать самого себя. Впоследствии он научится и контролировать эмоции. В общении с ребенком избегайте стереотипных фраз, таких как «мужчины не плачут» или «не дерись – ты же девочка». Эти высказывание не только не способствуют развитию эмоционального интеллекта малыша, но и обесценивают чувства ребенка, заставляют его стыдиться себя.

Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость еще приемлемо, то негативные эмоции всегда были под запретом: бояться, злиться, плакать – все это стыдно и некрасиво. В результате большинство из нас были вынуждены подавлять негативные эмоции, чтобы показаться воспитанными. Однако психологи уверены, что сдерживание сильных эмоций в детском возрасте может приводить к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

В ситуации, когда сильную эмоцию испытываете Вы, а не ребенок, нужно так же озвучить ее. Если малыш в порыве злости ударил Вас или толкнул, не ругайте его, а спокойно объясните, что Вы чувствуете. Это касается не только негативных, но и положительных эмоций. Почаще говорите ребенку, как Вы счастливы проводить с ним время, как гордитесь им и радуетесь его успехам. Научиться общаться с малышом таким образом бывает совсем не просто. Первое время в этом может помочь психолог, который научит Вас не бояться проявлять свои эмоции и говорить о них.

Умение управлять своими эмоциями — фундамент будущего успеха во всех областях жизни. Способность отреагировать на любую внештатную ситуацию трезво и без истерик отличает человека с высоким интеллектом, и речь идет не только об IQ. За умение справляться с чувствами отвечает эмоциональный интеллект.

EQ или эмоциональный интеллект — это способность понимать свои чувства и чувства других людей, умение справляться с эмоциями и направлять их в благое русло.

Современные научные исследования показали, что развитый EQ у ребенка помогает ему решать сложные задачи и справляться с конфликтными ситуациями. Обладая эмоциональным интеллектом, ребенок легко преодолевает сложности, опираясь на свои сильные стороны.

Эмоциональный интеллект имеет огромное значение не только для настоящего, но и для будущего ребенка. Профессиональные навыки неразрывно связаны с EQ: успех в карьере во многом зависит от того, насколько человек умеет владеть собой в моменты стресса. Жизнь человека эмоционально стабильного складывается в целом удачнее, чем у того, кто попадает во власть эмоций.
Дэниел Гоулман
Американский психолог Дэниел Гоулман, автор множества книг по психологии, образованию, науке и лидерству, утверждает, что жизненная состоятельность на 80% зависит от EQ, и лишь на 20% — от IQ. А по данным исследований компании Talentsmart, высокий уровень эмоционального интеллекта увеличивает производительность труда в среднем на 58%. Это касается всех профессий — люди с высоким эмоциональным интеллектом зарабатывают больше и чувствуют себя счастливее и гармоничнее во всех сферах жизни.

Вот почему современные родители уделяют внимание не только развитию IQ ребенка, но и его эмоциональному интеллекту. Отличным подспорьем для его воспитания в ребенке станет книга серии «Выбор миллионов» — «Маленькое большое сердце».

«Маленькое большое сердце»

Перед вами книга французской писательницы Жослин Витек и иллюстратора Кристин Руссе, переведенная на 15 языков и проданная тиражом более миллиона экземпляров. Эта книга помогает малышам во всем мире осознать свои эмоции и разобраться в таких сложных чувствах, как гнев, страх, обида, симпатия, влюбленность, грусть и радость.

Маленькое большое сердце

828 ₽ 1 061

Сердце сияет как солнце — от счастья, летит на крыльях — от смелых задумок, ноет и болит — от ссор и ревности. А как выглядят страх и гнев? Эта очаровательно лёгкая книга поможет детям с помощью простых и красивых образов понять свой сложный внутренний мир чувств, а взрослым поговорить с детьми на тему их переживаний, — плохих и хороших — не посягая на их таинственный и волшебный сад под названием Эмоции.

Посмотреть

Это история большого сердца маленькой девочки. Почему обида ранит сердце и как его починить? Почему страх заставляет сердце биться сильнее, а счастье — замирать? Под этой обложкой скрывается проводник в детский мир взрослых эмоций. С помощью красивых образов книга поможет детям лучше понять сложный внутренний мир своих чувств и ответит на волнующие малышей вопросы.

Почему именно эта книга? Как случилось, что она так полюбилась детям и родителям? Мы поговорили с Ульяной Беднарской, шеф-редактором редакции «Малыш 0+», о книге «Маленькое большое сердце» и выяснили, в чем ее особенность.

Ульяна Беднарская

Это одна из самых необычных книг нашей редакции! Во-первых, эмоциональный интеллект сейчас очень актуальная и востребованная тема — о способности понимать и объяснять свои эмоции, умении выражать их через образы. Серия важна для нового поколения детей «альфа» (родившихся после 2010 года) — одаренных, ярких, творческих, зависимых от технологий, но при этом гиперчувствительных, ранимых.

Во-вторых, восхитительные стихи к книгам написала признанный мастер стихотворных переводов Елена Вадимовна Баевская, с которой мы познакомились на этом проекте. Работать с такими профессионалами — удовольствие и счастье.

И особенно хочется отметить необычную форму издания — вырубка начинается с обложки и заканчивается на последней странице. Детей она привлечет, несомненно. Эту книгу сразу хочется взять в руки и окунуться в волшебный мир, созданный двумя талантливыми француженками — автором Жослин Витек и иллюстратором Кристин Руссе. Не зря книги серии известны по всему миру: переведены на 15 языков и проданы более чем миллионным тиражом!

Слова и эмоции

Эта книга написана в стихах. Почему именно стихи? Детские психологи и специалисты по раннему развитию детей выяснили, что мелодичные ритмичные стихи лучше воспринимаются ребенком, повышают его внимание и пробуждают интерес. Проза быстро утомляет детей своей монотонностью, поэтому многие детские писатели пишут свои сказки именно в стихах.

Стихотворный перевод серии «Выбор миллионов» принадлежит Елене Вадимовне Баевской, лауреату престижных литературных премий, мастеру перевода с французского и других европейских языков. Мы задали Елене Вадимовне несколько вопросов о связи слов и эмоций и о влиянии художественной литературы на развитие эмоционального интеллекта.

Лабиринт
Какие есть существенные различия между переводами для взрослых и для детей?
Елена Баевская

По-моему, существенных различий нет вообще. Чтобы перевести книгу, надо сыграть в такую игру, будто ты эту книгу сама пишешь. Перевоплощаешься и переводишь. Иногда хочется вместе с классиком французской литературы разбираться в тонких движениях души человека, иногда — покачаться на качелях и посидеть на дереве с симпатичными зверюшками и птичками.

Л
Что было самым сложным при работе с этими текстами? А что — самым интересным?
ЕБ

Переводить вообще трудно! Легких переводов мне не попадалось, любая простота обманчива. Интересно было все: укладывать текст в такие строчки, чтобы они соответствовали макету и картинкам, придумывать такие рифмы, чтобы не нарушать естественности и простоты стихов…

Л
Как чтение поэзии, литературы может помочь развитию эмоционального интеллекта?
ЕБ

Сильный интеллект предполагает богатую эмоциональную жизнь. А книжки с самого раннего возраста учат нас и восхищаться, и радоваться, и сопереживать, и фантазировать. Они дают ребенку то, чего опыт ему еще не подсказал, а потом это поможет ему и любить, и дружить, и генерировать научные гипотезы. Развитию эмоционального интеллекта отлично помогает детская классика: Чуковский, Маршак, Барто, Берестов. И в современной литературе для детей очень много прекрасного. Ошибиться тут невозможно: если книжка плохо написана, ребенок ее читать не станет, заскучает.

Как тренировать эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это способность, поддающаяся тренировке. Только ли книги могут помочь развить EQ ребенка? Этот вопрос мы задали кандидату педагогических наук Елене Юрьевне Азбукиной — практическому психологу, сертифицированному гештальт-терапевту, специалисту по образовательной кинезиологии, специалисту по работе с детской травмой и семьей.

Елена Азбукина

Существуют игры и упражнения, направленные на осознание своих эмоций, а также на понимание эмоциональных реакций других детей и умение адекватно выражать свои эмоции. Приведу примеры. «Я радуюсь, когда…». Ведущий называет ребенка по имени и бросает ему мячик, задавая вопрос «Когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….». Эту игру можно разнообразить, предложив ребенку рассказать, когда он огорчается, удивляется, боится. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях со взрослыми или сверстниками. Игра поможет ребенку лучше понять себя.

«Музыка и эмоции». Прослушав музыкальный отрывок, ребенок описывает настроение музыки: веселая/грустная, довольная/сердитая, смелая/трусливая, праздничная/будничная, задушевная/отчужденная, добрая/усталая, теплая/холодная, ясная/мрачная. Это упражнение способствует развитию образного мышления и умения передать эмоциональное состояние.

Итак, эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая здраво воспринимать реальность. От того, научится ли ребенок понимать себя и окружающих, адекватно реагировать на ситуацию и справляться с эмоциями, зависит не только его психологический комфорт, но и умение ладить с людьми и находить правильные решения.

«Маленькое большое сердце» — дверь в мир эмоций маленького человека. Она научит побороть страх и поверить в себя, совладать с печалью и выразить радость, преодолеть неуверенность в себе и построить планы на будущее, опираясь на свои сильные стороны.

Игры для развития эмоционального интеллекта

  • Разыгрывание сюжетов из жизни. Пример игры: возьмите игрушку зайца и изобразите, что зайка плачет. Попробуйте вместе с ребенком с помощью мимики показать, как зайка плачет. Обсудите, почему он плачет (ему грустно, он обиделся, замерз, болит лапка и т.д.). Придумайте, как можно ему помочь. Такие игры можно начинать уже с двухлетнего возраста. Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и понятны ребенку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых примерах поможет малышу научиться понимать чувства других людей.

  • Арт-терапия. Слушая сказки, ребенок знакомится с различными вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Также развить эмоциональный интеллект малыша можно при помощи рисования (особенно красками) и музыкотерапии.
  • «Угадай эмоцию». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите малыша угадать, что вы показываете. Затем ребенок уже сам может быть в роли ведущего и показывать эмоции Вам.
  • «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Это упражнение проводится в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл игры заключается в том, чтобы выразить эмоции (например, гнев, радость, грусть) при помощи рук.
  • «На что похоже настроение». Предложите малышу пофантазировать и подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому (например, мое настроение похоже на журчащий ручеёк» или «мое настроение похоже на ураган»).
  • «Собери эмоцию». Эту дидактическую игру можно найти в магазине или сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные эмоции и разрежьте их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и попросите ребенка «собрать» заданную эмоцию.
  • Игры с карточками-эмоциями. С помощью специальных карточек с изображением эмоций, обсудите с ребенком, что испытывают герои на картинках, чем вызваны их эмоции.

Игры для развития эмоционального интеллекта стоит подбирать не столько исходя из возрастных рекомендаций, сколько из опыта и интересов малыша. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития, и когда малыш будет готов, он обязательно затронет столь важную тему эмоций.

Как развить эмоциональный интеллект у детей?

  • Обсуждайте книги и фильмы: определяйте чувства героев, связи между их чувствами
  • и поступками.
  • Обсуждайте сопереживания ребенка героям произведений. Высказывайте свое отношение к героям.
  • Практикуйте командную работу, построенную на кооперации, где каждый участник мотивирован. Выстраивайте среду, в которой хочется учиться и прокачиваться в каких-то навыках.
  • Организовывайте, если это возможно, взаимопомощь в классе.
  • Задавайте настроение урока (через веселую шутку, занимательную историю из жизни ученого, умный анекдот, комментарии погоды или своего настроения…).
  • Проводите минутки осознанности. Вместе с детьми прямо на уроке можно помолчать, подышать, успокоиться: очистить голову от мыслей, посмотреть в окно.
  • Приводите яркие примеры-истории (можно даже вымышленные), как кто-либо справился с какой-то ситуацией.
  • Называйте чувства ребенка: «Я вижу, что ты сердишься, ты сильно расстроился?»
  • Называйте свои чувства: «Я переживаю, что вы не справитесь, я волнуюсь, как
  • пройдет урок». Это выводит контакт с детьми на другой уровень открытости.

Выводы

Специалисты сходятся во мнении, что именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни. В дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У родителей есть много возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта малыша. Обсуждайте с ребенком эмоции и причины их возникновения, открыто выражайте свои чувства и не запрещайте это делать малышу. Также существует множество специальных игр для развития эмоционального интеллекта.

Больше разговаривайте с ребенком

Многие родители считают, что учить чадо переживать эмоции не нужно. Этот инстинкт природный и ребенок должен сам справляться со своими чувствами. Это очень распространенное заблуждение. Очень важно вовремя начать развивать эмоциональный интеллект. Занятия для детей можно проводить как самостоятельно, так и записать малыша в любой центр раннего развития. Если вы решили дать все необходимые знания своему ребенку сами, то запаситесь терпением. Вам нужно больше разговаривать со своим малышом. Ни в коем случае не огрызайтесь и не просите чадо, чтобы оно от вас отстало, когда у ребенка плохое настроение. Вам нужно ловить перемену эмоций у ребенка и именно в этот момент стараться донести до юного сознания тот факт, что эмоции – это совершенно естественное явление для любого человека. Старайтесь объяснять и давать ребенку прочувствовать весь спектр того, что ему предстоит узнать. Не бойтесь говорить об отрицательных эмоциях. Если вы утаите от малыша знания о них – это еще не значит, что душу ребенка не посетит гнев, злоба, обида или зависть. Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста нужно развивать полноценно, а не однобоко. Поэтому объясняйте разницу между хорошими и плохими душевными порывами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]