Доклад на тему: «Развитие социально-ценных качеств личности»

Качества личности – это отличительный набор черт, присущих человеку, выражающий своеобразие состояний, психологических процессов, сторон характера и поведенческих моделей в социуме либо природной среде. Качества личности человека всегда являются персональными. Они обладают количественными характеристиками, вследствие чего измеряются по степени, стадии развития или уровню.

Личностный набор черт одновременно характеризуется устойчивостью (в момент произведения измерения) и динамичностью, другими словами пребывают в неизменном развитии (за годы существования человека). Их вырабатывание и трансформация обусловлена множеством условий биологической направленности и социального характера. На их появление и дальнейшее развитие оказывает значимое воздействие духовность личности.

Что это такое

Личностные качества людей являют собой, так называемые персональные «атрибуты» человека, влияющие на все возможные аспекты его жизнедеятельности, начиная с выбора ежедневного гардероба и заканчивая профессиональными предпочтениями. Проще говоря, это врожденные особенности и приобретенные черты характера. Одни личностные параметры могут модифицироваться вследствие воздействия социума, жизненных обстоятельств, другие – остаются константными. Среди психологов бытует мнение, что большинство черт личности формируется в первую пятилетку существования крохи, в последующие годы они лишь подвергаются корректировке.

К личностным чертам врожденного характера относят различные особенности характера. Так, например, Кеттелл причисляет к ним интеллект, особенности протекания процессов запоминания и восприятия, память, музыкальный или художественный талант, основополагающие свойства темперамента.

В свой черед, Юнг следовал схожей теории и разделил людей согласно их основным подтипам на интуитивных, чувствующих, ощущающих, мыслительных.

Особо влияют личностные характеристики при выборе профессиональной сферы. Большинство психологов утверждает, что человек, имеющий неподходящий характер для выбранной деятельности никогда в ней успеха не сможет достичь.

При этом каждая сфера трудовой занятости характеризуется отдельным набором желательных качеств личности и нежелательных. Например, успешному бизнесмену необходимы следующие «атрибуты»: трудолюбие, независимость, целеустремленность, адекватность самооценки, смелость, ответственность, инициативность, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Помимо того, такие параметры, как неуверенность, агрессивность и нетактичность у него должны отсутствовать.

Учитель должен обладать наблюдательностью, адекватным уровнем требовательности, тактичностью. Ему надлежит быть уравновешенным и внимательным, но при этом ему лучше не иметь тяготения к агрессивным проявлениям, не быть замкнутым, безответственным и непунктуальным.

Все качества, свойственные личности, и обнаруживающиеся на протяжении ее существования, связаны попарно. Они имеют позитивную составляющую и негативный окрас в соответствии с их направленностью.

Основные качества личности проявляют специфику психических явлений, особенностей и состояний человека, выражают его особенности характера, стороны темперамента, своеобразие поведения, неординарность взаимодействия с социумом, средой, собственной персоной. Проще говоря, они показывают индивидуально-психологические атрибуты личности. Также эти качества включают наличествующие у субъекта навыки, познания и умения.

Человек, ведающий, какие есть личностные качества, может у себя их выявить, дабы наметить курс и пути коррекционной работы.

Помимо того, такие знания помогут лучше понять близких, коллег и просто окружающих субъектов, поспособствуют оптимальному взаимодействию с социумом и сохранению взаимоотношений.

Таким образом знать собственные личностные характеристики необходимо, дабы понимать, как в дальнейшем развивать себя. Тогда как понимание особенностей других субъектов важно для определения совместимости и предположения, какие именно отношения могут установиться.

Положительные качества обычно поддерживаются и устойчиво развиваются, от отрицательных – большинство людей старательно пытается избавиться либо скорректировать.

При этом разделение личностных качеств на параметры с положительным окрасом и с отрицательной составляющей весьма условно, поскольку базируется на общеустановленных морально-нравственных нормах. Следует разуметь, что не черной составляющей не будет белой, поэтому и характеристики личности нельзя подразделить на хорошие качества и плохие параметры.

Традиционно к негативным личностным качествам причисляют следующие: лживость, двуличность, безответственность, пренебрежение, агрессивность, грубость, несдержанность, леность, разгильдяйство, хамство, ненависть, чрезмерный эгоизм, инертность, слабохарактерность, неряшливость, неуверенность, обидчивость, гордыня, трусость, алчность, холодность, безразличие, избыточная самокритичность, завистливость, мстительность, а также множество иных.

Перечисленные черты порождают соответствующее поведение. Например, ленивый субъект, ленив в любой деятельности, а безответственный неизменно подводит других.

Наличие приведенных выше негативных параметров вредят как самому их обладателю, так и социуму, близким лицам. Однако они превосходно поддаются коррекции. Приложив немного усилий, можно улучшить собственное бытие, взаимоотношения с близкими, коллегами и просто стать счастливее.

Среди положительных составляющих личности индивида выделяют такие как: доброта, участливость, сопереживание, трудолюбие, ответственность, терпеливость, миролюбие, старательность, дружелюбность, культурность, нравственность, надежность, бескорыстие, прямота, правдивость, уверенность, интеллектуальность, рассудительность, оптимизм, целеустремленность, жизнерадостность, энергичность, аккуратность, внимательность, нежность, заботливость. Черт с положительным окрасом намного больше, чем перечислено, равно как и отрицательных составляющих.

Перечисленные параметры со знаком «+» порождают надлежащие навыки и умения в трудовой среде, личном взаимодействии, общественной жизни.

Из приведенного выше перечня качеств с отрицательным и позитивным окрасом видно, что существуют черты, которые выражают отношение человека к социуму, труду, миру, вещам. Все оттого, что индивидуальный набор характеристик человека обнаруживается во всем, начиная от его дружеских взаимоотношений и завершая манерой одеваться.

Не существует людей, целиком состоящих из «хороших» качеств, однако есть огромное количество индивидов, у которых превалируют положительные черты. При этом каждой личности под силу минимизировать в себе количество отрицательных качеств, заменив их положительными антагонистами.

Социально-психологические качества

Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.

Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.

Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.

Психологические черты и социальные характеристики образуются при условии наличия коммуникативного взаимодействия с социальными подгруппами. Социальные особенности личности отображают основополагающие ее черты, которые позволяют людям завладевать определенными позициями в социуме.

Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и астеники.

Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.

Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.

Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они интроверты, не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.

Социально-психологические качества личности обусловливаются:

– содержанием миропонимания человека;

– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;

– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;

– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;

– неординарным проявлением комплекса различных качеств.

Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.

Социально-психологические качества личности

Каждый день человеку приходится общаться с окружающими, проявляя свои коммуникативные навыки и социально-психологические качества личности.

Сам по себе термин «личность» являет собой уже некое качество. Ведь личность в себе человек должен воспитывать. На это формирование влияет множество качеств: начиная от воспитания, завершая влиянием окружающей обстановки на развитие человека. Социально-психологические качества формируются под воздействием взаимодействия с другими личностями, в результате этого проявляется наличие сформировавшихся взглядов, социальных установок по отношению к самому себе, другим людям, обществу в целом. Социальные и психологические качества личности формируются под условиями взаимодействиями с социальными группами, с которыми личность проводит коммуникативную деятельность.

Социальные качества личности отражают одни из основных ее характеристик, позволяющие человеку занимать определенные роли общественные роли. Благодаря определенным качествам, человек соответствующее положение среди других людей.

Социальные качества в личностной структуре подразделяют людей на три вида:

  1. Атлетики.
    Такие люди обладают качествами социально активной личности, которая стремится быть в центре внимания. Атлетик стремится завоевать доверие других, занять доминирующую позицию в обществе. Такие люди очень экспрессивны.
  2. Пикники.
    Люди этого типа быстро адаптируются к новой среде. Они строят отношения с другими людьми в обществе таким образом, что могут свободно отстаивать собственные принципы и интересы, не создавая конфликтные ситуации.
  3. Астеники.
    Люди малообщительные, интроверты, не стремятся обзаводиться всяческими связями, заводить новые знакомства.

Стоит отметить, что социально-психологические качества личности определяются:

  1. Содержанием мировоззрения человека.
  2. Степенью целостности этого мировоззрения, а также личностных убеждений.
  3. Уровнем осознанности личностью своего предназначения в обществе.
  4. Интересами, потребностями. Степенью мгновенной переключаемости с одного на другое или же их устойчивостью. Малым содержанием потребностей и интересов или наоборот.
  5. Специфическим проявлением совокупности различных качеств.

Итак, человеку для успешной жизнедеятельности необходимо постоянно развивать в себе социально-психологические качества. Ведь их уровень влияет на эффективность его деятельности.

Волевые качества личности

Многим бесспорно бы хотелось, чтобы в жизни все проистекало само собой, чтобы не приходилось прикладывать усилия. Однако ежедневно бытие развеивает их мечты. Ведь повседневно людям приходится решать множество проблем, они сталкиваются с массой трудностей и им доводится постоянно прикладывать усилия.

Даже поход в ближайший супермаркет уже является некоторой долей усилий. При этом, дабы двигаться вперед и развиваться, люди действуют, однако путь прогресса каждый субъект выбирает индивидуально. Его протяженность и скорость хода по нему чаще всего обусловлена отношением индивида к трудностям, сколько он намерен преодолеть, дабы достичь цели.

Проще говоря, на этом пути человек как раз и использует собственные волевые качества.

К волевым качествам личности относят следующие:

– решительность (умение мгновенно обозначить цель и траекторию пути ее реализации, даже в экстремальных обстоятельствах);

– целеустремленность (уверенное продвижение к намеченной цели, решимость отдать время и приложить усилия, дабы достичь ее);

– настойчивость (способность доводить новое дело до последовательного завершения, не отступать от намеченного, не искать более простой путь);

– смелость (преодоление растерянности и страха при трезвом осмыслении потенциальных опасностей);

– выдержка (самоконтроль, умение посредством воли сдерживать собственные действия, которые препятствуют воплощению задуманного);

– дисциплинированность (осмысленное подчинение собственных действий определенным нормам);

– самостоятельность (способность совершать деяния в одиночку, не оглядываясь на окружение, а также поведение других индивидов оценивать согласно собственным убеждениям).

Считается, что волевые параметры человека не относятся к врожденным качествам. При этом нужно понимать, что их формирование обусловлено темпераментом, который зависит от физиологических характеристик нервной системы. Реагирование людей на определенные жизненные сложности связано с интенсивностью и скоростью реакций психики, однако формирование волевых параметров личности возникает лишь в процессе активности и получения опыта.

Первые проявления волевых актов наблюдаются в раннем детском периоде, когда кроха старается контролировать себя (не требует сиюминутного удовлетворения потребностей). Общение и познание окружающей яви формирует характер, в котором волевые черты впоследствии завладеют ведущей позицией в строении личности.

Личностное развитие происходит лишь в условиях преодоления преград. Зачастую, чем более выражены проявления волевых параметров человека, тем успешнее его профессиональная сфера, уровень жизни, социальные взаимоотношения и удовлетворенность собственным бытием в целом.

Все хотят слыть сильной личностью, но мало кто осознаёт, что сильная личность обладает качествами именно приобретёнными, благодаря ежедневному труду и борьбе с жизненными препятствиями. То есть, проще говоря, сильным человеком является субъект, обладающий развитыми волевыми параметрами личности, уверенностью и позитивным мировоззрением, поскольку их не могут напугать или остановить никакие беды и преграды.

Таким образом, все волевые характеристики личности вырабатываются на протяжении существования, взаимодействия и деятельности. При этом особенно значимым этапом такого формирования считается детство.

Нравственные качества

Нравственностью именуется система внутренних ценностей человека, обуславливающих его поведенческое реагирование, отношение к социальному окружению, близким лицам и собственной персоне.

Система внутренних норм человека вырабатывается вследствие воздействия множества факторов: семейных взаимоотношений, личного опыта, школьной среды, общественных взаимоотношений.

Нравственность бывает расовой, гуманистической, религиозно-фанатической, националистической, что обусловлено ценностями, которые были основой формирования внутренних правил человека.

Нравственное формирование личности малыша определяется его восприятием моральных норм, знанием таких норм, привычками поведенческих реакций, внутренней позицией крохи.

Для развития малыша как социального создания первостепенным значением обладает именно знание норм поведения. Дошкольный возраст крохи характеризуется усвоением социальных постулатов поведения посредством взаимодействия с окружением (близкими лицами, ровесниками, воспитателями).

Усвоение норм, прежде всего, предполагает постепенное понимание и осмысление малышом их роли, а также вырабатывание поведенческих привычек посредством взаимодействия с социумом. В привычке отображается эмоционально ощущаемая стимулирующая сила – ребенку приходится действовать, нарушая обычное поведение, что порождает у крохи чувство дискомфорта. Помимо того усвоение норм предполагает впитывание малышом определенного эмоционального отношения к нормам.

Важные качества личности, такие как тактичность, корректность, уважительность, осторожное отношение к наследию, природе – это базис, на котором выстраивается благополучное сосуществование человека в социуме.

Среди первостепенных нравственных качеств выделяют такие:

– человеколюбие (бескорыстная помощь людям, доброта);

– верность (данная черта имеет две направленности: на себя, то есть следование собственным принципам, идеалам, и во вне, что подразумевает верность Отчизне);

– уважение;

– бескорыстие (поступки без личной выгоды);

– духовность (характеристика, включающая нравственные стороны и религиозность, что возвеличивает дух человека).

Анализ понятия «социально ценные качества личности»

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ»

Для современного общества, переживающего экономический кризис, внешние угрозы национальной безопасности, особенно важно сплочение народа на основе ценностей, объединяющих поколения, формирование таких социально ценных качеств личности, как нравственность, гражданственность, патриотизм, активная жизненная позиция.

Формирование социально ценных качеств личности начинается в детстве, когда ребенок открыт для педагогического воздействия, когда он особенно восприимчив к окружающему миру. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования данных качеств.

Данные качества формируются как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности, в процессе межличностного общения в классе в течение длительного времени, либо развиваясь и совершенствуясь, либо подавляясь – в зависимости от различных условий жизнедеятельности человека, влияния окружающей среды, содержания, путей и средств воспитания.

Одной из задач теоретической части исследования стало определение психолого-педагогической сущности понятия «социально ценные качества личности». Для того чтобы понять, что такое социально ценные качества личности, мы выделили три понятия: «личность», «качества личности» и «социально ценные качества личности».

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский в психологическом словаре определяют личность как «субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [,с.193].

Л.И.Божович [] рассматривает качества личности как стабильные внутренние особенности человека, его черты характера, знания, умения, навыки.

В Толковом словаре С.И. Ожегова понятие «социальный» определяется как «связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный» [,с.705].

Следовательно, социальные качества личности, это такие качества, которые проявляются в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Отсюда, социально ценные качества личности можно определить как внутренние особенности человека, его черты характера, знания, умения, навыки, высоко оцениваемые людьми качества, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем.

Каково содержание стержневых социально ценных качеств личности? Как отмечает И.Ф. Харламов, важнейшее из них — гражданственность [].

И.П. Подласый характеризует гражданственность как сформированность системы социальных отношений к обществу, органам государственной власти, правопорядка, патриотизм, порядочность, ответственность [].

Б.Т. Лихачев выделяет среди социально ценных качеств личности нравственные качества человека, которые связаны с соблюдением норм общественного поведения, требований морали [].

Нравственные качества личности включают в себя честь, совесть, порядочность, доброту, отзывчивость, милосердие, порядочность, чувство собственного достоинства. И.Ф. Харламов считает, что о сформированности нравственных качеств свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, сочувствию, сопереживанию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения [].

По убеждению Б.Т. Лихачева, нравственные качества представляют собой не что иное, как внутреннее состояние личности.

Можно выделить такие социально ценные качества личности, как коллективизм, активность, коммуникабельность, которые проявляются в деятельности и в общении. О сформированности этих качеств можно говорить при наличии стремления к взаимодействию, умение организовывать общение, предупреждать конфликты.

Б.Т. Лихачев, в числе социально ценных качеств личности выделяет такое необходимое для жизни в обществе качество, как трудолюбие.

В психологическом словаре трудолюбие определяется как черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности и проявляющаяся в активности, инициативности, добросовестности, организованности, ответственности, отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться [].

Реалии современной жизни таковы, что одной из наиболее актуальных социальных проблем стала проблема нетерпимости по отношению к людям другой национальности, веры, убеждений, поэтому необходимым социально ценным качеством является толерантность, включающая в себя терпимость к иному мнению, умение понимать другого, сопереживать, иметь положительную направленность на другого человека.

По мнению Е.В. Бондаревской, социально ценные качества личности включают в себя следующее:

  • свобода личности, имеющей высокий уровень гражданственности, чувство собственного достоинства, ориентированность на духовные ценности жизни;
  • милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, добрососедство;
  • здоровый образ жизни, знание религиозных обычаев, практичность, трудолюбие, компьютерная грамотность, знание экономики [ ].

Л.Г. Почебут отмечает, что сегодня большинство граждан нашей страны считают наиболее ценными качествами личности такие, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность. Но, как утверждает автор, наряду с этим, не потеряли своего значения такие нравственные качества, как гуманность, коллективизм, справедливость, дружелюбие, взаимопомощь, трудолюбие, гражданственность, коллективизм [].

Как утверждает В.В. Знаков, в русском народе всегда провозглашались такие высшие нравственные ценности, как добро, милосердие, сострадание. Данные ценности оказались особенно крепкими в сознании народа: русский человек всегда больше, чем представитель другой национальности понимал и принимал того, кто испытывает страдания, лишения, кто отвергнут и гоним, даже если это человек, совершивший преступление. Отсюда особое отношение к юродивым, каторжникам в прошлом, к алкоголикам, наркоманам, заключенным – в более позднее время. [].Это свидетельствует о том, что нравственные качества личности, несмотря на снижение их значения как ценностных качеств, не потеряли своей актуальности.

Таким образом, социально ценные качества личности представляют собой результат процесса социализации личности, основанной на совокупности всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]