Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения


Виды речевых стереотипий

Известно несколько видов речевых стереотипий: настойчивый повтор одного умозаключения или слова (персеверация), повторение одного и того же выражения, оборота речи (стоячие обороты), повтор слов или слогов в определенном ритме, либо в рифмованной форме (вербигерация).

Персеверация — настойчивости упорных поем мы оды

Термин персеверация происходит от латинского слова perseveratio, что означает «упорство», «настойчивость». В речи персеверация проявляется как неоднократное воспроизведение одних слогов, слов или предложений.

В сознании пациента как будто «застревает» слово или мысль, и он повторяет ее многократно и монотонно при общении с собеседником. При этом повторяемое слово или фраза не имеют отношения к теме беседы. Речь пациента имеет монотонный характер. Персеверация может проявляться как устно, так и письменно.

Персеверация является результатом ассоциационной деятельности, частью сознания и не происходит случайно. Не стоит путать ее с навязчивыми явлениями, так как последние имеют элемент навязчивости, и пациент осознает абсурдность своих действий.

Вербигерация — частый удел шизофреников

Психическое нарушение, при котором пациент повторяет, выкрикивает монотонным голосом одни и те же междометия, слова, фразы. Данные повторения имеют автоматический и бессодержательный характер, могут длиться несколько часов и даже дней.

Пациент ритмично, часто в рифму, повторяет слова, и сочетания звуков, которые не имеют смысла. Следует отличать вербигерацию от персеверации, так как при последней повторения зависят от нервно-психических состояний, и исчезают с устранением этих состояний.

Стоячие обороты

Стоячими оборотами называют обрывки фраз, выражения, слова, однотипные идеи, которые больной многократно воспроизводит во время беседы.

Вначале пациент произносит их с одной и той же интонацией, а впоследствии упрощает, редуцирует и процесс сводится к стереотипному повторению слов.

Зачастую произносимые стоячие обороты сильно искажаютсяи становится невозможно понять их изначальные смысл и звучание.

Палилалия

Под палилалией подразумевается повторение больным фразы, либо ее части, отдельного слова или слога, из произнесенного им самим фрагмента речи, два и более раз подряд.
Повторение происходит при обычной громкости голоса, постепенно громкость может понижаться, а темп речи становиться быстрее. К примеру, дав ответ на вопрос, пациент многократно и беспрерывно повторяет ответ.

Проявления палилалии относятся не только к интеллектуальным формам речи, но также и к эмоциональным (восклицаниям, окрикам). Однако она обычно не относится к произносимым машинально, оборотам автоматизированной речи. Количество повторов может достигать двух десятков и более.

Эхолалия

При эхолалии пациент повторяет фразы и слова, которые были сказаны окружающими его людьми. Зачастую эхолалия присуща маленьким детям, и у них это не является патологией.

Патологией это считается, когда эхолалия становится причиной задержки умственного развития, либо развитие ее наблюдается у взрослого человека.

МКБ-9

В МКБ-9 была рубрика «стереотипные повторяющиеся движения» (307.3307.3)[2]. Как описано в классификации, ключевая особенность этого диагноза — повторяющихся стереотипные движения, которые не связаны с каким-либо психическим или неврологическим заболеванием[2]. Включается раскачивание, вращение, кивание головой, кивательные спазмы, подмаргивание и постукивание пальцами[2]. В основном встречается при умственной отсталости с основным расстройством либо при монотонности окружающей обстановки[2].

Речевые стереотипии и психоневрологические заболевания

Причины речевых стереотипий часто кроются в развитии неврологических и психологических заболеваний.

Причины персевераций

Причиной персеверации специалисты считают поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей, и правого полушария – у левшей.

Самой распространенной причиной возникновения персеверации считаются неврологические заболевания, возникшие из-за повреждений головного мозга физического характера. При этом возникает невозможность переключения между различной деятельностью, изменение хода мыслей и порядка действий при выполнении различных задач.

При неврологической природе заболевания причинами появления персеверации бывают:

  1. Черепно-мозговые травмы, при которых поражены боковые орбитофронтальные участки коры и ее префронтальные выпуклости.
  2. Афазия — появление нарушений в речи, сформированной на предыдущем жизненном этапе. Данные расстройства возникают вследствие физических повреждений речевых центров, как результат черепно-мозговой травмы, энцефалита, опухолей мозга.
  3. Патологии, относящиеся к области лобных долей коры головного мозга.

Психиатрия и психология относят персеверацию к признакам различных фобий и тревожных синдромов. Протекание данной речевой стереотипии в психологическом и психиатрическом направлении может быть вызвано:

  • навязчивостью и селективностью отдельных интересов, что чаще всего встречается у людей с аутистическими отклонениями;
  • недостатком внимания при гиперактивности, при этом стереотипия возникает, как защитный механизм, для привлечения к себе внимания;
  • неуклонное стремление к обучению и познанию нового может приводить к зацикленности на одном умозаключении или деятельности;
  • персеверация часто является одним из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства.

Не стоит путать персеверацию с обсессивно-компульсивным расстройством, привычками человека, склеротическими изменениями памяти.

Персеверации чаще наблюдаются у больных слабоумием (деменцией), которое вызвано сосудистым поражением головного мозга, а также при возрастных атрофических процессах в мозге. Интеллект больного нарушен, и он не может понять задаваемый вопрос и вместо логичного ответа повторяет ранее употреблявшиеся фразы.

Что провоцирует развитие вербигерации

При вербигерации нет связи с определенными нервно-психическими состояниями. Одной из особенностей вербигерации является то, что пациент произносит слова без проявлений аффекта. Как правило, словесные повторения сопровождаются активной мимикой и двигательными нарушениями.

Чаще всего данные словесные итерации встречается у пациентов с деменцией и кататонической шизофренией.

Причины стоячих оборотов, палилалии и эхолалии

Появление в речи стоячих оборотов сигнализирует о снижении интеллекта, опустошении мышления. Нередко они появляются при таком заболевании как эпилептическое слабоумие. Также одним из заболеваний, при которых характерны стоячие обороты является болезнь Пика, а также другие атрофические заболевания мозга.
Палилалия является типичным проявлением при болезни Пика. Также нередко сопровождает такие заболевания как стриарная патология, стриопаллидарная патология (атрофическая, воспалительная, сосудистая), постэнцефалический паркинсонизм, псевдобульбарный синдром, кататония, синдром Туретта, шизофрения.

Возникновение эхолалии зачастую связывают с поражением лобных долей головного мозга. При наличии у пациента таких симптомов, как галлюцинации, нарушение координации, забывчивость, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Если поражение головного мозга не диагностировано, то причинами развития эхолалии могут быть имбецильность, шизофрения, аутизм, синдром Аспергера, синдром Туретта.

Как это выглядит со стороны?

Стереотипные движения у здоровых детей и взрослых проявляются в быстром переборе пальцев, человек может очень часто передвигать и дергать ногами, чесать уши, облизывать, перекусывать губы.

У детей проявляется синдром также проявляется по-другому: засовыванием пальцев в рот, поворотами головы в разные стороны, пошатыванием на одном месте, закручиванием или выдергиванием волос, ребенок стремиться постоянно разбивать голову, обгрызать ногти.

При обычных обстоятельствах данные симптомы проходят с определенным возрастом, приблизительно в период от четырех до семи лет, но не редки случаи, когда они возникает в достаточно зрелом для ребенка периоде.

При таких отклонениях все телодвижения более долгие и резкие. Такие симптомы указывают на отдельное заболевание, имеющее ряд разнообразных причин.

Часто движения, которые повторяются, усиливаются при сильном нервном волнении, но могут развиться даже в состоянии полной расслабленности.

Возможные линии поведения

Повторяющиеся и стереотипные действия и движения проявляются в нескольких формах:

  1. Сенсорно – двигательные стереотипии – дети постоянно почесывают свои глаза, делают обороты по кругу, ребенок качается, занимается ощупыванием стен, издает ритмичные звуки.
  2. Речевые стереотипии — постоянно повторяющиеся слова и предложения.
  3. Двигательные стереотипии – бег, пошатывание, хлопанье в ладоши, взмахи, переборы пальцами, неправильная постановка стопы при хождении.
  4. Эмоционально – аффективные проявления синдрома чаще всего наблюдаются у детей, они производят действия с частями объектов или компонентами игрушечного материала – песок пересыпается из одного места на другое, откручивание колес на игрушечных машинках, вода переливается с места на место.
  5. Специфически выраженные привычки, ритуалы. Дети зачастую делают так, чтобы двери были либо постоянно открыты или закрыты, носят одну и ту же одежду, следуют одним маршрутом всегда, не меняют рацион.

Стереотипия и поведение ребенка при ее наличии

Происходит социальная дезадаптированность ребенка. Неосуществимость, притеснение в порыве прочувствовать свои стереотипии вызывает проблемы в поведении.

У такого ребенка ограничивается возможность адаптироваться к условиям жизни, которые постоянно изменяются.

Постановка диагноза

Диагностика речевых стереотипий предполагает комплексное тестирование. Пациенту предлагается пройти специальное тестирование или ответить на простые вопросы (подразумевающие ответы «да», либо «нет»), выполнить повтор схожих по звучанию звуков или звукосочетаний.

Также больному предлагается назвать предметы, которые находятся в комнате, назвать дни недели, пояснить смысл слов, пересказать текст.

Очень важно при обследовании пациента определить понимает ли он речь, обращенную к нему. Если есть подозрения на наличие легких форм речевых нарушений, врач-дефектолог применяет другие более сложные методы диагностики.

Для диагностики речевых стереотипий используется методика, включающая в себя серию отдельных тестов. Пациенту предлагается написать слова в обычном и обратном порядке, написать слова и фразы прописными и строчными буквами, прочесть текст в прямом и обратном порядке, написать цифры в обычном и перевернутом виде, произвести умножение. При проведении тостов врач оценивает количество правильных и неправильных ответов в минуту.

Мать-биохимик избавила дочь от симптомов аутизма

3 минуты

3833

Биохимик Кэтрин Рид (Katherine Reid) из Сан-Франциско обнаружила средство, которое в некоторых случаях позволяет свести к минимуму симптомы аутизма у детей — диету, исключающую глутамат натрия, сообщает Fox News. Ее выводы основаны на анализе нейробиологических исследований и собственном опыте: ее дочери в возрасте двух лет поставили диагноз «аутизм»; сейчас ей семь лет, и, по словам ученого, проявления заболевания «полностью исчезли».

Так как в настоящее время Управлением по продуктам и лекарствам США (FDA) одобрен лишь один медикамент (рисперидон и его аналоги) для лечения расстройств аутистического спектра, многие родители аутичных детей обращаются к альтернативной медицине, используя гомеопатические препараты, пробиотики, различные диеты без клейковины (глютена), лактозы и казеина в надежде, что это окажет положительное воздействие на состояние ребенка.

Диета, о которой ведет речь доктор наук Рид, отличается от тех, что были известны до сих пор. По ее мнению, из питания аутичного ребенка необходимо исключить всего одно химическое соединение — пищевую добавку, усилитель вкуса и аромата глутамат натрия (другие названия — Е 621, Е 631, гидролизованный растительный белок). «В организме присутствуют рецепторы глутамата, который возбуждающе действует на нервные клетки, и он необходим, но лишь в определенном количестве, — сказала Рид. — Многие нарушения развития нервной системы, такие как аутизм, потенциально могут быть связаны с дисбалансом потребления глутамата». По ее словам, 95 % обработанных продуктов питания содержат глутамат натрия, однако производители имеют право не указывать его наличие, если его содержание не превышает определенный уровень.

Хотя на данный момент нет данных, научно подтверждающих теорию Рид (глутаматная гипотеза аутизма, тем не менее, уже существует), биохимик считает вернувшееся в норму состояние своей семилетней дочери Брук наглядным свидетельством верности этой идеи. Когда девочке было два года, Кэтрин и ее муж, клеточный биолог, начали замечать у нее признаки аутизма: дикие истерики, длившиеся в течение нескольких часов подряд, стереотипное поведение, сложности в общении и обучении, а также проблемы с работой кишечника. Обследование показало, что у ребенка средняя степень тяжести аутизма. «Она жила в своем собственном мире, — поделилась мать Брук. — Ее действия были повторяющимися, она проявляла признаки невроза навязчивых состояний и начинала истерично кричать, если я вела ее домой по другой дороге, чем обычно».

Рид ушла с работы и начала изучать различные диеты, рекомендованные для детей с аутизмом, в первую очередь, она исключила из питания ребенка продукты, содержащие глютен и лактозу, затем стала добавлять в ее рацион магний, витамин D, рыбий жир и комплекс витаминов группы В, и все эти подходы помогали, но совсем немного. Позже она наткнулась на статью о влиянии глутамата на организм человека, в которой отмечалось, что, хотя это соединение необходимо для передачи импульсов между нейронами и клетками других тканей и задействовано в когнитивных процессах мозга, его избыток может вызвать различные неврологические нарушения. Поэтому Рид исключила из питания девочки продукты, содержащие глутамат натрия, и, по ее словам, «симптомы аутизма у нее полностью исчезли». Постепенно ребенок стал более социально адаптированным, у него полностью исчезло стереотипное поведение и улучшилась координация.

Сэнфорд Ньюмарк (Sanford Newmark), врач из Osher Center for Integrative Medicine Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специализирующийся на лечении детей с аутизмом, отметил, что пока не существует научно обоснованных подтверждений этой теории. Тем не менее, он готов ее проверить, так как видел положительные результаты применения диеты без клейковины и казеина.

«Есть много всего, что мы не знаем об аутизме, — отметил он. — Но работа кишечника и мозга тесно связаны, и часто бывает так, что избавив ребенка от желудочно-кишечных проблем с помощью диеты, можно улучшить и его общее состояние. Нет никакого вреда в попытке перейти на диету, свободную от глутамата натрия — если вы будете есть фрукты, овощи, мясо, бобы и цельные зерна и исключите переработанные продукты питания, то это будет более здоровой диетой». «Мы должны быть открыты к новым подходам в лечении аутизма», — также считает психиатр и специалист в области неврологии аутизма Антонио Хардан (Antonio Hardan) из детской больницы при Стэнфордском университете.

После того, как Рид увидела результаты перехода на свободную от глутамата диету у своей дочери, она основала некоммерческую организацию Unblind My Mind, изучающую действие продуктов питания на мозг. По ее словам, у 74 из 75 детей, с которыми она занималась в рамках этой организации, было отмечено значительное улучшение состояния.

Терапия и коррекция

Лечение пациентов с речевыми стереотипиями подразумевает следующие методики:

  • фармакотерапия;
  • лечебная физкультура;
  • психотерапия;
  • психологическая коррекция;
  • физиотерапия;
  • логотерапия;
  • работа с дефектологами.

Необходимо начинать терапию с лечения основного провоцирующего заболевания. Возможность восстановить речевую функцию будет зависеть от главного диагноза.

При наличии у больного афазии основной акцент делается на автоматизированную речь, затем пациента постепенно обучают осмыслению и отделению главного от второстепенного. Если основным заболеванием является слабоумие, во время терапии акцентируют внимание на смысловое значение слов. Больных с легкой формой шизофрении учат корректному построению предложений, сохраняющих смысловое содержание.

В Западных странах при лечении данных нарушений основной акцент делается на медикаментозный способ терапии. Наиболее широко применяются нейролептики. Они способствуют изменениям в патологических процессах работы головного мозга.

Неверный вопрос

«Как прекратить стереотипии?» Обычно это первый вопрос, который задают родители, когда маленький ребенок открывает для себя стимминг. И это неверный вопрос.

Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если вы избавитесь от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.

И самое важное — ваши попытки прекратить стереотипии могут вызвать у ребенка желание избегать вас и общения с вами, в результате, вы потеряете возможности для социального взаимодействия.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

Здоровому малышу кожный вектор сообщает удивительную подвижность и ловкость, хорошее владение моторными навыками. С самого рождения эти малыши обладают особо чувствительной кожей, восприимчивой к малейшему прикосновению. Физическое наказание представляет для кожного ребенка невыносимое страдание, их ни в коем случае нельзя бить.

Детки с кожным вектором обладают инженерно-конструкторским складом ума. С раннего детства они что-то увлеченно строят, будь то первая башня из кубиков или сложный космический корабль из всей мебели, что подвернулась под руку в доме. У них прекрасное рациональное мышление, основанное на врожденном ощущении пользы и выгоды.

Что же происходит, когда кожный вектор развивается в условиях звуковой травмы, то есть при детском аутизме?

Если речь идет об аутизме первичном (то есть звуковую травму ребенок получил еще в утробе матери), то уже с младенчества видны не только нарушения, характерные для любого аутиста (не реагирует на имя, недостаточный зрительный контакт). Одновременно с этим нарастают и другие неблагоприятные симптомы, связанные с искаженным развитием кожного вектора.

Имея особо чувствительную кожу, такие дети с младенчества протестуют криком против обычных процедур пеленания, купания, причесывания и стрижки ногтей и волос. Поглаживание или легкий массаж также причиняют им сильный дискомфорт. Многие мамы кожно-звуковых аутичных детей отмечают, что при кормлении ребенок вертится и крутится на руках, словно пытаясь избавиться от материнских объятий. Успокоить ребенка удавалось, только уложив рядом с собой на кровать, после чего малыш мог взять грудь.

Если аутизм формируется у ребенка после рождения, то симптомы возникают позже. Ребенок также начинает протестовать даже при процедуре умывания и одевания. У него нередко возникают стремления полностью снять свою одежду и находиться нагишом, вне зависимости от температуры воздуха в доме. Создается такое впечатление, что вообще какое бы то ни было прикосновение для него невыносимо.

Это подтверждается еще одним наблюдением родителей – ребенок категорически протестует против объятий и поцелуев, дольше нескольких секунд не выдерживает сидеть на родительских руках.

Парадоксально, но при этом ребенок нередко испытывает огромное удовольствие от таких игр со взрослыми, когда его подбрасывают, вертят, кружат. При этом не возникает эмоционального заражения от улыбки взрослого. Предположительно, радость доставляют непосредственно ощущения собственного тела.

Фактически, так у аутичного ребенка с кожным вектором возникает первый опыт моторных аутостимуляций. Но иногда кожно-звуковые дети с травмированным звуковым вектором с раннего возраста научаются получать подобное удовлетворение своих потребностей и без участия родителей: например, бьются головой о бортик коляски или спиной о стенку манежа.

С раннего возраста они также начинают испытывать особое удовольствие от раскачивания: часами такой ребенок может качаться вперед-назад, сидя в манеже (это может объясняться тем, что кожный вектор отвечает за ритм, движение, такт).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]