Когда появляется память у младенца?
Есть мнение, что дети могут помнить даже то, что они чувствовали и слышали в утробе матери. И это действительно так, правда память ребенка в утробный период отличается от привычного нам понимания — она в основном бессознательная и строится на запоминании ощущений и звуков.
И это неудивительно, ведь взрослые люди на 90% используют зрительный источники информации для построения картины мира, а ребенок окружающую среду воспринимает через реакции мамы на химическом уровне.
Функционально память ребенка начинает формироваться после 30-й недели развития в утробе. В этот период нейронные клетки устремляются к гиппокампу, области мозга, которая непосредственно отвечает за запоминание информации и формировании долговременных воспоминаний.
Поэтому еще в утробе ребенок запоминает голоса своих родителей и начинает реагировать, к примеру, когда слышит речь своей матери.
Память пренатального периода
Говорить о памяти новорожденного сложно, потому что он не может нам поведать о внутриутробной жизни. Однако исследования показали, что человеческая память начинает формироваться еще до рождения, например, малыш узнает музыку звучащую во время развития в животике у мамы, помнит запах и ритм ее сердца.
Однако, после рождения память непродолжительна – всего 1-2 минуты, поэтому врядли кроха запомнит врача или его действия. Первое, что ребенок увидит и запомнит надолго, будет лицо матери, да и то, только потому, что маму видит почти постоянно.
Также запоминаются ассоциации связанные с внешностью родителя — кормление, безопасность, объятие и другие приятные чувства. Мозг новорожденного постепенно запоминает и связь действие-следствие, например, что при плаче появляется мама и успокаивает его, так, формируется чувство защищенности и привязанность к родителям.
Развитие памяти ребенка в утробе
Можно ли развивать память ребенка еще в утробе? Сам процесс развития памяти у младенца по большей части заключается в том, что ест мама, что слушает, в какой обстановке находится и что она чувствует.
Удивительно открытие было сделано итальянскими учеными, которые заметили, что плод, как и взрослый человек, периодически подносит руки к своему лицу, при этом движения замедляются при приближении. При этом после рождения подобные навыки у ребенка исчезают и развиваются заново позже. Возможно, это связано с ориентированием младенца в ограниченном пространстве.
Жирные кислоты при беременности
Замечено, что, если женщины в период беременности добавляли в свой рацион красную жирную рыбу, то их дели в будущем лучше справлялись с тестами на интеллект и обладали хорошей природной памятью. Это связано с большим содержанием Омега-3 ненасыщенных жиров в красной рыбе.
При этом важно подходить к потреблению рыбы с осторожностью и не использовать в пищу большие и взрослые особи, поскольку в рыбе со временем накапливаются тяжелые металлы, типа ртути. Поэтому более безопасны в этом случае молодые и небольшие рыбы.
Вредные привычки для младенца
На 20 й неделе развития младенца в его мозге активно формируются клетки, которые выполняют защитную и питательную функции, поэтому в этот момент мозг малыша существенно увеличивается в размерах.
На это процесс миелинизации, то есть обрастания нейронов защитными клетками, может негативно повлиять плохие привычки матери и отца. Клетки данного типа довольно чувствительные к гипоксии, то есть к недостатку кислорода, поэтому курение или вдыхание дыма в окружающей среде могут привести к умственной отсталости.
Выкуривание сигарет матерью может приводит к том, что ребенок в утробе не набирает достаточный вес, происходит частый спазм сосудов, что в свою очередь может привести к ишемическому инсульту. Более того, у детей, чьи мамы курили в период беременности, зачастую выявляются дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ).
Всё это связано с тем, что с 18-й недели начинают активно образовываться синапсы, которые чувствительны ко всем негативным факторам.
Развитие памяти младенца в утробе заключается в основном в сохранении благоприятной и безвредной среды для нормального развития.
Звуковая память ребенка
На 24-й недели у младенца начинают формироваться уши, поэтому возникает возможность воспринимать и запоминать аудиальную информацию окружающего мира. Эксперименты исследователей показывают, что ребенок в утробе может по памяти отличить интонацию и тембр голоса своей мамы от голоса другой женщины. На той же основе происходит запоминание звуков и музыки, которые младенец слышит в этот период, что естественным образом может сказаться на дальнейшей жизни.
Наверняка вы слышали о влиянии на плод классической музыки и о том, как благоприятно она действует на развитии будущих интеллектуальных способностей малыша. Но это не всегда правда, поскольку в этом случае более важным фактором является синхронность ощущений малыша и мамы.
Если мама будут через силу ежедневно прослушивать композиции известных классиков, то ребенку помимо аудиальной составляющей будет передаваться и негативное эмоциональное восприятие. А это вряд ли сможет помочь привить младенцу хороший музыкальный вкус.
Поэтому музыка как таковая не может быть вредной или полезной для ребенка, все зависит от того, как на нее реагирует ребенок и как к ней относится мама. Важным моментом при прослушивании является громкость музыки, она должна быть умеренной и не должна навредить ребенку.
Развитие памяти у школьников
Когда малыш приходит в первый класс, он сразу же попадает в незнакомую для себя обстановку. Уже с первых дней учебы в школе ему приходится запоминать большие объемы информации. По мере взросления школьника и учебная нагрузка будет повышаться. Если он не обладает хорошей памятью и вниманием, то учеба будет даваться ему все сложнее с каждым годом. Именно поэтому нужно уделять особое внимание развитию памяти у ребенка старше 7 лет.
Важно научить его сохранять сосредоточенность на уроках и произвольно запоминать ту информацию, которую он получает из лекций учителя и текстов учебников. Для этого нужно регулярно выполнять различные упражнения, которые направлены на повышение навыков восприятия и усвоения новых знаний. Не менее полезным для развития памяти будет чтение и обсуждение книг, заучивание стихотворений, написание изложений – то есть те задания, которые и так включает в себя школьная программа.
Иногда таких несложных тренировок вполне достаточно для того, чтобы улучшить память и внимание. Но если ребенку все еще непросто справляться с учебной нагрузкой и запоминать большие объемы материала, то с ним нужно заниматься дополнительно.
Как работает мозг малыша
Когнитивные, то есть познавательные, способности и способности к обучению возникают у младенца еще в утробном периоде, и то, как именно они проявляются и развиваются, зависят в том числе и от генетической предрасположенности.
Каждый ребенок по-разному развивается, и считается, что наследственные способности — это 20% от полного потенциала. Это означает, что развивать ребенка крайне важно вне зависимости от генетической составляющей.
Могут ли младенцы думать
Мышление взрослого человека основывается на логике, все процессы рассуждения подвергаются четырём законам логики: тождества, непротиворечия, исключения и основания. Ребенок же не делает сознательные выводы и не размышляет над тем, что происходит вокруг, поскольку он по большей части просто воспринимает мир целиком без разделения информации на фрагменты.
Мыслительный процесс ребенка как в утробе, так и в дальнейшем заключается в синкретичном восприятии реальности. Другими словами, всё что, они воспринимают идет в неразрывной связи с различными эмоциями, поэтому ребёнок видит и ощущает мир горазго ярче и интереснее, чем взрослые люди. Отсюда и исходит более устойчивая долговременная память на многие события и эмоции.
Способность нервных клеток и из окончаний в детстве проявляется максимально, поэтому ребенок способен запоминать, к примеру, иностранные языке лучше и эффективнее, чем многие люди в зрелом возрасте. Память и способность к обучению малышей гораздо лучше, чем у взрослого, за счет фактора новизны информации, ведь для детей в мире практически всё является новым, загадочным и неизведанным, что порождает и сопровождается эмоциями.
Позитивные эмоции являются важным ключом к процессу обучения, чем больше ребенку нравится то, чем он занимается, тем эффективнее будет его умственное развитие и укрепление памяти, поэтому обучение из-под «палки» редко приводит к позитивным результатам.
Память ребенка в первый год
В первый год жизни ребенок начинает осваивать окружающий мир посредством органов зрения. Несмотря на то, что ребенок в первые месяцы обладает довольно слабым зрением, в отличие от взрослых, он начинает следить и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Более или менее хороший уровень зрения у малышей формируется к 3му месяцу и постепенно улучшается, что позволяет рассматривать окружающих людей и предметы более детально.
Несмотря на плохое зрение в памяти ребенка уже сформирован аудиальный и визуальный образ матери. Это подтверждается специальными опытами, в ходе которых перед ребенком находилась мама, но говорила несвойственным ей голосом, измененным за счет технических средств, а после перед ним оказывался незнакомый человек, но говоривший голосом матери. Во всех этих случаях ребенок давал негативную реакцию на человека.
Еще с советских времен ученые ввели такой термин, как «комплекс оживления» — ответная улыбка ребенка на улыбку матери и активные движения ног и рук. Как оказалось в дальнейшем при изучении подобной реакции, комплекс оживления является неким сигналом малыша на желание и нежелание начать общение со взрослым.
Память детей до года — обучение подражанием
Подражание, является основой для изучения мира и общества вплоть до трех лет. Малыш водит машину, разговаривает по телефону, улаживает кукол спать как это делают родители.
Все это доказательство превосходной наблюдательности и способности запоминать образы и ситуации, таким образом, кроха расширяет словарный запас, физические навыки (бег, прыжки) и виды деятельности (строит из кубиков, рисует).
Уже в трехлетнем возрасте он расскажет, что произошло в детском саду и вспомнит о дне рождении, проведенном двумя месяцами ранее.
Некоторые события, о которых ребенок забывает, накапливаются в подсознании, формируя личность и характер. Так, кроха может не помнить о том, что в возрасте семи месяцев его укусила кошка, но отпечаток этого случая останется с ним надолго и возможно, он будет избегать общения с пушистыми зверьками в будущем.
Этапы развития ребенка по неделям
Внутриутробный период
Ребенок в утробе матери воспринимает и запоминает информацию из окружающего мира благодаря слуху и ощущений мамы за счёт тех или иных гормонов. Несмотря на то, что считается, что малыш учится двигаться осознанно в 3-4 месяца, он активно совершает организованные действия.
12-я неделя
С 12-й недели малыш начинает слышать и развивает способность различать звуки окружающей среды.
1-я неделя жизни
Новорожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.
2 недели
На сроке в две недели после рождения ребенок уже запоминает и отчетливо воспринимает неразделимым образом голоса и внешности матери.
1 месяц
Грудничок начинает запоминать голоса всех членов семьи, которые слышит. В этот период зрение ребенка довольно слабое, но он активно наблюдает за окружающим миром движением глаз.
1,5 месяца
Ребенок начинает запоминать эмоции, которые родители передают при помощи мимики. При этом он понимает в каких ситуациях используются те или иные гримасы.
2 месяца
Со второго месяца ребенок начинает различать простые контрастные цвета, поэтому он начинает обращаться внимание на яркие цветные игрушки и следить за ними взглядом. В этом возрасте начинает проявлять себя более привычная для взрослых память причинно-следственных алгоритмов. Он способен вычленять присутствующих людей от окружающих предметов.
3 месяца
На третьем месяце у ребенка развивается способность различать формы предметов. Время сохранения в памяти образа увеличивается и становится более 1 секунды.
4 месяца
Продолжается развитие способности фиксировать в памяти новые образы более одной секунды. В этот период ребенок начинает узнавать визуальный образ матери в любое время дня и отличать лица знакомых людей от незнакомых.
6 месяцев
Ребенок начинает осознавать различия предметов по их размерам и при игре с исчезновением игрушки прекрасно понимает, что она всё равно существует, ее просто не видно.
8 месяцев
В этом возрасте усиливается негативная реакция на незнакомые лица людей, особенно ярко это проявляется, если ребенок остается наедине с незнакомцем.
Начинает формироваться так называемый «Страх расставания» — если мама вышла в другую комнату и ее долго нет, ребенок начинает беспокоиться и дает это понять громким криком. С этого возраcта до 12 месяцем у малыша проявляется и развивается способность узнавать различные предметы, игрушки или вещи не только в целом, но и по отдельным их частям, это означает, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.
9 месяцев
К этому периоду у ребенка начинают проявляться признаки мышления за счёт сенсорно моторного интеллекта. Малыш начинает осознавать, что слова, которые он слышит, являются не просто определенными звуками, но и обладают значением.
1 год
Продолжает формироваться долговременная память. При общении с мамой или папой ребенок стремиться не только к эмоциональному контакту, но и к совместному действию, вовлекая родителей во что-нибудь, к примеру, указывая пальцем на то, что нужно посмотреть вместе.