Особенности проявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 5–6 лет


Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.

Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойству, а тревожность выступает устойчивым состоянием. Например, бывает, что ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлением на празднике, однако это беспокойство выражается не всегда, а иногда в подобных ситуациях он остается спокойным. Это является проявлением тревоги. Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях (во время ответа у доски, общении с незнакомцами), то это указывает о присутствии тревожности.

Когда малыш боится чего-то определенного, то говорят о проявлении страха. Например, страх замкнутого пространства, страх высоты, страх темноты.

Причины тревожности у детей

Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

  • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
  • неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.

Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

Как помочь тревожному ребенку?

Ребенок постоянно испытывает беспокойство и страх, не уверен в себе, у него крайне низкая самооценка, не умеет контролировать свои эмоции. К сожалению, решить проблему повышенной тревожности невозможно, родители вместе с психологом должны работать над этим каждый день.

Поднимаем самооценку

Когда ребенок уверен в своих силах, понимает свою уникальность и ценность, он меньше страшится будущего, ведь он полностью владеет ситуацией. Чаще обращайтесь к ребенку по имени, хвалите за любые, пусть даже небольшие успехи, подчеркивайте его сильные стороны. Важно, чтобы Ваше одобрение слышали и другие люди, тогда ребенок будет чувствовать себе более значимым в обществе.

  1. Заведите небольшой стенд дома, где вы будете отмечать достижения ребенка. Что туда можно повесить? Грамоты и медали за участие в конкурсах, контрольные работы с хорошими оценками, удачные рисунки.
  2. Если ребенок чего-то достиг или где-то отличился, поделитесь историей его успеха с другими людьми, чтобы он слышал это. Делайте это искренне.
  3. Достижения можно также отмечать специальными наклейками-звездочками. Дети любят что-нибудь собирать, и ребенок с удовольствием включится в игру.

Не говорите ребенку резких и обидных слов. Не критикуйте его при посторонних. В случае, когда ребенок совершит плохой поступок, не заставляйте его насильно извиняться, это вызовет противоположный эффект. Лучше поговорите с ним, выясните мотивы поступка, скорее всего, он сам сделает нужные выводы.

Снимаем эмоциональное напряжение

Тревожные дети хорошо реагируют на телесный контакт. Чаще обнимайте его, поглаживайте по голове, по плечу, выражая свою любовь, похвалу и поддержку. Ощущение безопасности и покоя также дает массаж.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

  • необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
  • полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
  • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Эта взрослая жизнь

По мере взросления ребенку открывается мир вокруг. Знакомство с этим миром порой способно травмировать. Самое сильное травмирующее обстоятельство – смерть родственника или любимого домашнего животного. Ребенок впервые начинает задумываться о конечности жизни – своей и своих родителей, и это открытие действительно пугает.

К стрессовым для семилеток ситуациям психологи относят также перенесенную продолжительную болезнь, смену места жительства и учебы, развод родителей, взлом квартиры… Дети, пережившие сильное потрясение, проецируют свои страхи в будущее и с волнением ожидают повторения случившегося.

Тревожность детей младшего школьного возраста

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;
  • неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
  • негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Знания – сила?..

Наших любознательных детей сложно уберечь от сегодняшнего потока информации. Вот и получается, что увиденный «ужастик» – телесюжет о крушении самолета или ролик в Интернете с элементами жестокости – производит сильное впечатление, от которого потом трудно избавиться. А еще люди всегда склонны бояться того, чему не могут найти объяснение. Что же говорить о детях, с их богатой фантазией? «Мама, не уходи!», «Не выключай свет!», «Оставь дверь открытой!»  – часто можно услышать от маленьких трусишек. Такая ситуативная тревожность появляется у детей с определенным психотипом – они ранимые, чувствительные, меланхоличные, мнительные и впечатлительные.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

  • напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
  • робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

  • мышечное напряжение;
  • постоянное беспокойство;
  • нарушения сна;
  • невозможность и сложность концентрации на чем-либо;
  • раздражительность.

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Погода в доме

Если ребенок воспитывается в неблагополучной семье (взрослые постоянно ругаются, или злоупотребляют алкоголем, или живут раздельно…), у него наверняка появятся признаки повышенной тревожности.

Статья по теме

Как определить готовность ребенка к школе. Советы психолога

Печально, когда родители, слишком занятые своими проблемами, не замечают тревожных сигналов в поведении ребенка. Хорошо, если в такой ситуации детскому психологу в школе или в детском саду удастся вовремя заметить проблему и побеседовать с родителями.

Признаки тревожности

Тревожность проявляется не только названными страхами. О ней говорят:

  • боли внизу живота
  • головные боли
  • нервный тик (подергивание век, кистей рук, шеи)
  • проблемы с засыпанием,
  • ночные кошмары
  • отказ от еды
  • ночное недержание мочи
  • нежелание идти в детский сад, в школу
  • нервозное, замкнутое поведение, не свойственное ранее
  • часто задаваемые вопросы-уточнения («А куда мы идем?», «Кто там будет?» «Что там будут делать?»)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]