Мобильные телефоны могут вызвать у детей опухоли и слабоумие


Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.

Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.

Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Распространенность заболевания и его причины

Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.

Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.

Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.
Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

Слабоумие или деменция

Что означает слово «деменция»?

Сегодня вместо слова «слабоумие» используют термин «деменция», обычно, имея ввиду психическое расстройство, которое возникает в пожилом и старческом возрасте. Действительно, наиболее часто деменция наблюдается в старости, в народе в этом случае говорят о старческом маразме. На самом деле деменция может возникнуть и в более раннем возрасте, например, после алкогольного психоза или во время тяжелой депрессии, правда в последнем случае — она обратима.

Под деменцией понимают не болезнь, а синдром (сочетание нескольких признаков), который характеризуется прогрессирующим нарушением в двух и более областей когнитивной сферы (мышление, память и внимание, речь, личность и пр.), проявляющий себя недостаточным пониманием работы и взаимоотношениях с другими людьми. Если в возрасте 60 лет деменция регистрируется у 1% из общей популяции населения, то после 85 лет — у 40%, высокий уровень образования и постоянна работа над собой препятствует развитию деменции.

С чем можно спутать деменцию?

Как отличить умственную отсталость от деменции? В отличие от умственной отсталости, которую раньше называли олигофренией, представляющее собой недоразвитость психической сферы, деменция — это распад психических функций в результате заболевания, вызвавшего органическое повреждение мозга. Или, как говорили старые психиатры, слабоумный человек — это богач, который потерял все, а больной олигофренией — «человек, который никогда не был богат». Также необходимо проводить дифференциальный диагноз деменции и тяжелой депрессии.

Сколько деменций?

Причин деменции, как и ее разновидностей очень много, и в общем-то надо попытаться понять почему развивается деменция, какой прогноз ее течения и как ее лучше лечить. Например, только различных вариантов сосудистой деменции насчитывают более около 10 (сосудистая деменция с острым началом, мульти инфарктная деменция; деменция при одиночных инфарктах в стратегически значимых зонах мозга; деменция, обусловленная поражением артерий небольшого диаметра в подкорковых структурах мозга; корковая деменция, деменция при недостаточном кровоснабжении мозга; постгеморрагическая деменция; смешанная сосудистая-атрофическая деменция и церебральная аутосомно-доминантная артериопатия с подкорковыми инфарктами и лейкоэнцефалопатией и др.). После инсульта почти в 30% случаев развивается мульти инфарктная деменция, при одиночных инфарктах с значимых областях мозга она составляет — 5-10%, смешанные деменции — 20%. В общем, без специалиста — не разберешься, ни в диагнозе, ни в лечении.

Чаще всего в пожилом возрасте развивается сосудистая деменция и болезнь Альцгеймера, но деменция может быть и при болезни Паркинсона и затрагивать преимущественно лобно-височную область или сопровождаться отложением в некоторых тканях мозга особых белков — телец Леви. Как отмечал я уже раньше, это далеко не полный перечень вариантов деменции.

Симптомами лобно-височной деменции являются изменения поведения и интеллектуальные нарушения. Причиной ее является повреждение и дегенерация клеток в височной и лобной доли головного мозга. Очень часто это заболевание не дифференцируется неврологами и психиатрами, и лобно-височную деменцию относят к болезни Альцгеймера. Лобно-височная деменция возникает в возрасте 45-55 лет. Кроме того, по клинической картине ее можно легко спутать с болезнью Пика, также сопровождающейся деменцией. Однако, нарушение поведения больных при лобно-височной деменции характеризуется нарушением мотивации, склонности к детскому поведению, импульсивности, повышенным аппетитом, стереотипиями, плоским юмором. Такая «ложная психопатия» может проявляться в асоциальном поведении больного при посещении магазинов.

Причины деменции

С точки зрения причины деменции то, у лиц старше 65 лет: на болезнь Альцгеймера приходится 50% больных с синдромом деменции, на деменцию, обусловленную тельцами Леви — 20%, лобно-височная деменция — 10%, сосудистая деменция — 15%. При возрасте моложе 65 лет причины деменции выглядит следующим образом: на болезнь Альцгеймера — 34%, сосудистая деменция — 18%, лобно-височная деменция — 12%, алкогольная деменция — 10%, деменция с тельцами Леви — 7% и другие деменции — 20%. К редким причинам деменции относят болезнь Кретцфейльда-Якоба, кортикобазальную дегенерацию и церебральную аутосомальную доминантную артериопатию с субкортикальным инфарктом и лейкоэнцефалопатией. Вот, такие сложные причины и такие сложные названия! При сборе анамнеза надо всегда обращать внимание на злоупотребление алкоголем, случаи «семейной деменции» и пытаться основную найти причину слабоумия.

Правильный диагноз

Перед назначением препаратов необходимо получить результаты магнитно-резонансной томографии, сделать электроэнцефалографию и посмотреть состояние сосудов мозга.

В идеале перед назначением препаратов необходимо провести и фармакологическое генетическое исследование, сделать нейронный тест, а в процессе лечения, регулярно контролировать концентрацию препаратов в крови, периодически делать электрокардиограмму, брать крови на биохимический анализ. Практически все варианты деменции сопровождаются анемией, сниженным количеством гемоглобина и эритроцитов, которую надо лечить обязательно и лучше теми современными препаратами железа, которые вводятся внутривенно.

Простые и дешевые

К сожалению, в нашей стране обычно тратят денег на детей и жен и значительно реже на пожилых родителей, поэтому первый вопрос, который слышит администратор медицинского центра: сколько у вас стоит прием невролога или психиатра (похоже, что квалификация врача здесь не особенно значима). В связи с вышесказанным, необходимо если нет денег, начинать с простых анализов, поскольку от них также есть большая польза.

Даже простой общий анализ крови, кстати, подскажет опытному врачу, конечно, приблизительно, какой вариант деменции перед ним и каким классом препаратов лучше лечить больного. Допустим, при болезни Альцгеймера, у больного снижается количество эритроцитов, гемоглобина, нейтрофилов и базофилов, но повышается число лимфоцитов и моноцитов, тромбоцитов, а также, так называемый «индекс воспаления» (соотношения нейтрофилов к лимфоцитам или NLR), высокое значение часто говорит врачу о том, что необходимо не только искать у больного очаг воспаления, например, болезнь почек или суставов, но и назначать такому больному противовоспалительные препараты, поскольку воспаление, впрочем, как и депрессия всегда способствуют прогрессированию деменции. Стоит отметить, что NLR обычно повышается при многих других формах деменции, например, развившейся на фоне болезни Паркинсона. Количество тромбоцитов обычно снижается (в отличие от болезни Альцгеймера и Паркинсона) на фоне сосудистой деменции, в частности, после нескольких микроинфарктов мозга.

Своеобразно, ведет себя при любой деменции такой показатель крови как RDW (ширина распределения эритроцитов), в начале деменции и в ее исходном варианте он повышается, но снижается в ее средней фазе.

Сравнительно дешевый анализ и биохимический, который важен нам для оценки выраженности атеросклероза, выявления сахарного диабета, признаков воспаления печени и функциональной активности почек.

Кто и как лечит деменцию?

В практике участкового врача-терапевта пациенты с деменцией встречаются примерно в 25% случаев.

Неврологи обычно подробно анализируют неврологический статус, обращая внимание на экстрапирамидную симптоматику (паркинсонизм) и симптомы локального поражения мозга. Обычно первое обращение родственников пациента с деменцией к неврологу, если появляются симптомы психоза, галлюцинации, чаще зрительные или бред, чаще ущерба, то тогда зовут на помощь психиатра, то есть, деменция — это своего рода пограничная территория, которой занимаются разные специалисты. Неврологи обычно назначают при деменции препараты, влияющие на ацетилхолин, или блокирующие. NMDA рецепторы (основного медиатора возбуждения), лекарства, регулирующие мозговое кровообращение, психиатры — на короткие отрезки времени небольшие дозы современных нейролептиков, а также антидепрессантов. Однако, лечить деменцию на самом деле очень трудно, замечу, что геронтологическая психиатрия (психические расстройства пожилого и старческого возраста) всегда считалась самым сложным разделом психиатрии. Посудите сами, пожилой человек итак принимает много разных лекарств, поэтому к взаимодействию препаратов, надо относиться очень серьезно, так как у больного легко возникают разные побочные и нередко опасные для жизни побочные эффекты, и со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем организма, а также гематологические и расстройства со стороны желудка и кишечника.

Для того, чтобы эффективно лечить деменцию надо хорошо знать неврологию, психиатрию, кардиологию. Поскольку таких специалистов не много, то по большому счету, деменцию старческого возраста мы не можем эффективно лечить, в лучшем случае лишь как-то затормаживая прогрессирование болезни

Где лечить?

В амбулаторном центре нашей клиники (ООО «Психическое здоровье») чаще, а в стационаре — реже, встречается деменция. Обычно пациентов, страдающих деменцией, их дети приводят в амбулаторный центр по выходным дням. Мы неохотно принимаем в стационар больных с деменцией, по многим причинам, среди них: • соматические (ишемическая болезнь сердца); • неврологические (последствия нарушений мозгового кровообращения) нарушения, нередко требующие наличия в стационаре палаты реанимации; • старческий возраст, требующий дополнительного поста санитарки и ухода; • необходимость привлечения большого количества врачей других специальностей; • негативные последствия смены места пребывания больного, который привык к определенному укладу жизни; • легкость возникновения осложнений от терапии большого количества разных препаратов; • потребность сравнительно длительного пребывания в стационаре, при слабой платежеспособности населения и пр.

В стационар психиатрической клиники больные с деменцией обычно попадают либо после резкого ухудшения их соматического или неврологического статуса, либо после острого инфекционного заболевания, делирия или депрессии.

Лечение деменции хлопотно, хотя бы потому, что оно требует коллегиального участия разных врачей: психиатров, неврологов, кардиологов, эндокринологов, в первую очередь. Родственники пациента должны быть поставлены в известность в плане диагноза болезни, прогноза ее течения и исхода, и обучены навыкам правильного ухода за больным (психосоциальная помощь). Из психологических методов лечения стоит отметить когнитивную ремедиацию, стимулирующую терапию (изменение окружения пациента), когнитивную стимуляцию с помощью специальных компьютерных программ, поддерживающую терапию. В случае выраженного нарушения поведения, агрессии больного, наличие симптомов делирия, психоза, выраженных аффективных нарушений приходится, к сожалению, на короткое время помещать больного в специализированный психиатрический стационар.

Не стоит помещать больного в обычную психиатрическую больницу

Больного с деменцией не стоит перемещать в пространстве, смена места пребывания, как правило, приводит к резкому прогрессированию деменции, поэтому больного лучше лечить в домашних условиях, закрепив за ним опытную сиделку, которую на самом деле найти не так-то просто. Наблюдение за больным деменцией требует нескольких посещений врача, обычно 3-4 для того, чтобы правильно подобрать эффективное и безопасное лечение, лучше, если это будут визиты на дом к больному. С первого раза, даже если больной хорошо обследован, что на самом деле бывает довольно редко, с первого раза, как правило, подобрать нужный препарат не получается даже у опытного психиатра (знания одной специальности недостаточно).

Больного с деменцией даже с психозом, также не советую помещать в психиатрическую больницу или в какой-нибудь пансионат, в большинстве случаев такие больные быстро погибают, поскольку психическое расстройство обычно разыгрывается на финальной стадии неврологических, сосудистых и других заболеваний. Если уж лечить больного в стационаре, то важно, чтобы в нем имелись палаты реанимации, поскольку состояние пациентов может «мерцать» и стремительно ухудшаться, например, после очередного инсульта или сердечной недостаточности.

Зачем нужен психолог?

Если вы хотите затормозить прогрессирование деменции, то вам не обойтись без частого взаимодействия с клиническим психологом, а лучше с его выездом к вам на дом после нейропсихологической консультации, которая позволяет не только детально оценить нарушения памяти, внимания и мышления, определить очаги поражения мозга и разработать (как «ключ к замку») индивидуальные, дифференцированные и этапные тренинги, которые лучше проводить как можно чаще, как минимум 2 раза в неделю.

Виды и формы

В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.

Виды слабоумия у детей и подростков:

Уровень IQ Степень умственной отсталости по МКБ-10 Классификация в классической психиатрии Умственный возраст, лет
50-69 Легкая Дебильность 9-12
35-49 Умеренная Имбецильность не резко выраженная 6-9
20-34 Тяжелая Имбецильность выраженная 3-6
До 20 Глубокая Идиотия До 3
  1. Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
  2. Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
  3. Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.


Слабоумие у детей и подростков может быть резидуально-органическим или прогрессирующим:

  1. Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  2. Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.

Общее

Деменция – это приобретенное слабоумие. Оно возникает не только у взрослых, но и у детей. Для правильного понимания терминологии следует разграничить некоторые понятия:

  1. Детям до трех лет жизни не выставляется диагноз «деменция у детей». В таком случае выставляется «умственная отсталость» или «олигофрения».
  2. После трех лет также не выставляется «детская деменция». В таком случае правильная терминология – органическое поражение у детей.

Сама же клиническая картина органического поражения схожа с симптоматикой органической деменции. В каком возрасте начинается деменция – с момента воздействия патологического фактора на головной мозг.

Причины

Деменция в раннем возрасте возникает вследствие таких причин:

  • Нейроинфекции, поражающие ткани головного мозга: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, арахноидит.
  • Черепно-мозговые травмы, повреждающие вещество мозга.
  • Хроническая интоксикация, например, интоксикация лекарственными препаратами или часто введение наркоза. У детей подросткового возраста интоксикация может возникать из-за употребления алкоголя или наркотиков.

Все названные причины развивают дегенеративные изменения коры и подкорковых структур головного мозга. Вследствие нейродегенерации ослабляются когнитивные свойства ребенка.

Часто детское слабоумие выступает в роли резидуальной органической деменции. Термин «резидуальный» значит «остаточный». Это означает, что недостаток интеллекта возникает вследствие перенесенных патологических состояний.

Приобретенное слабоумие у детей классифицируется по причине. Например, ребенок попал в аварию. В результате удара повредилось левое полушарие, из-за чего возник интеллектуальный дефект. В таком случае выставляется диагноз «травматическое органическое поражение головного мозга у ребенка». Если это нейроинфекция – «инфекционное органическое поражение».

Симптомы детской деменции

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Дошкольники (до 7 лет)

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Младшие школьники (7-11 лет)

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

  • учащийся с трудом усваивает новый материал;
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
  • не понимает смысл пословиц и поговорок;
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
  • забывает слова, с трудом строит предложения;
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.

Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

Юноши и девушки (11-18 лет)

Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
  • не следит за собой, выглядит неопрятно;
  • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
  • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
  • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
  • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.
О симптомах умственной отсталости в этом видео:

Симптомы слабоумия в молодом возрасте (15 лет)

Олигофрения проявляется недоразвитым интеллектом и психикой в целом, определяет слабоумие у детей.

Деменция в детском возрасте, которую можно назвать олигофренией, имеет 3 степени: дебильность, имбецильность, идиотию.

Дебилы учатся в специализированных школах, успешно их заканчивают в 15 лет, приобретают профессиональные навыки, самостоятельно живут. Задержка психического развития сопровождается появлением плохих черт характера:

  • упрямство;
  • злопамятство;
  • злобность;
  • мстительность.

Рейтинг: ТОП-10 лучших пансионатов для пожилых в Новой Москве

При этом у них бывает отличная память, частичная одаренность, умение решать непростые математические задачки.

Имбецильность – средняя тяжесть олигофрении, примитивно развитая психика и мышление. Имбецилы привязаны к родственникам, понимают похвалу и порицание. Они умеют говорить несложные предложения, понимают речь, способны пользоваться навыками самообслуживания, но неинициативны, в новой обстановке теряют ориентацию. Им в 15 нужен постоянный досмотр и уход.

Идиотия – тяжелая стадия олигофрении. Деменция может проявляться в полном отсутствии речи и мышления. Эмоциональная активность характеризуется только чувствами удовольствия и неудовольствия. Одни пациенты вялые и апатичные, другие злобные и агрессивные. Все больные нуждаются в полном уходе. Они не могут сами есть, жевать, не отличают родных от посторонних, безразличны к окружающему быту и обстановке.

Диагностика

При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

Психологическое тестирование


Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:

  1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
  2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
  3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
  4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.

Лабораторное исследование

При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.

Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.

Инструментальное обследование

  1. Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
  2. Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
  3. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.

Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.

Причины умственной отсталости

К причинам возникновения такой патологии у ребенка относят:

  • Интоксикацию женщины препаратами во время вынашивания плода.
  • Перенесение тяжелых инфекционных болезней во время беременности женщины.
  • Дистрофия матери во время беременности.
  • Различные травмы плода во время вынашивания или во время родовой деятельности. Они могут возникнуть во время сдавливания головы новорожденого или при быстрых родах с участием щипцов.
  • Заражение плода глистами.
  • Наследственный фактор имеет большое значение. К примеру, число хромосом определяет болезнь Дауна, при которой их количество превышено на одну единицу.
  • Воспалительные заболевания мозга плода.
  • Нарушение обмена белков в детском организме может привести к развитию тяжелой формы заболевания.
  • Загрязнение окружающей среды.
  • Употребление матери алкогольных и наркотических веществ во время вынашивания плода.

Все эти причины могут привести к возникновению данной патологию. Женщине, которая вынашивает ребенка, нужно внимательно следить за своим здоровьем для избежания возникновения отсталости у своего будущего чада.

Тактика лечения

Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.

Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.

Нейролептики

Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.

Противосудорожные препараты

При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.

Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.

Биогенные стимуляторы

В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.

Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.

Витамины группы В

Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.

Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.

Что еще необходимо знать о деменции:

  • симптомах и лечении у пожилых людей;
  • причинах развития слабоумия в раннем возрасте;
  • связи деменции с другими болезнями;
  • разнице в проявлениях у мужчин и женщин;
  • о том, как вести себя родственникам с больным человеком и нужен ли ему сестринский уход;
  • возможна ли профилактика недуга и в чем она заключается.

Характеристика больного ребенка

Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП. Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей. Физиологические нарушения приводят к снижению зрения, слуха, недоразвитости речи.

Психология определяет три критерия:

  1. клинический – связан с органическим поражением мозга;
  2. психологический – выражается в нарушениях познавательной деятельности;
  3. педагогический – свидетельствует о низком уровне обучаемости.

Проблемы восприятия

Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию. Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно.


Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школу

Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого. Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.

Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.

Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность. Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить.


Игры таких деток даже в школьном возрасте остаются очень примитивными

Психологическая помощь

Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.

Виды психологической помощи при слабоумии:

Помощь слабоумным детям и подросткам Помощь родственникам слабоумных детей и подростков
  • постоянное подбадривание, внушение надежды, похвала, сопереживание;
  • обучение, побуждение, разъяснения и советы;
  • решение повседневных проблем
  • чередование режимов ухода за больными и отдыха;
  • регулярная смена обстановки;
  • абстрагирование от проблем больного ребенка и переключение внимания на позитивные вещи

Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.

О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:

Профилактика слабоумия в молодом и среднем возрасте

Профилактика деменции заключается в том, чтобы избежать проявления риска начала патологии. Если в семье были алкоголики, следует исключить горячительные напитки из рациона всей семьи. Чтобы никто никого не провоцировал. Общие катания на санках, лыжах, посещение бассейна, подвижные игры сплачивают семью и повышают здоровье всех, независимо от возраста.

Когда вы помогаете учить уроки подростку, тренируете свою память и облегчаете ему процесс понимания, анализирования, сравнения, ребенок, учится принимать решения и развивает свой мозг. Работающие нейроны устанавливают новые связи и цепочки. Таким образом мозг строит сам себя.

Учите стихи вместе с ребенком, это улучшит вашу память и его. Позитивный настрой в жизни, совместное посещение цирка, просмотр комедий, улучшит психологическое состояние каждого члена семьи.

Вы избавите свою семью от проблем со слабоумием, если будете жить интересной, насыщенной приятными событиями жизнью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]