Психогенные расстройства (реактивные) – реакции человека на тяжелые жизненные обстоятельства


Психогенные расстройства

Психогенные (реактивные) расстройства – это нарушения невротического или психотического уровня, которые возникают в результате воздействия очень значимых для человека потрясений, негативных жизненных ситуаций, потери близких.

Это целая группа расстройств, включая реактивные психозы, депрессии, истерический психоз др. В Международной классификации болезней МКБ 10 психогении входят в рубрику «Реакция на тяжелый стресс и адаптационные расстройства», что не полностью отражает картину реактивных (психогенных) психозов.

Причины и факторы, способствующие развитию психогенного расстройства

Главная и фактически единственная причина появления реактивного состояния – это воздействие психической травмы, которая выступает в роли триггера. В жизни человека случаются многие беды: стихии, войны, техногенные аварии, смерть близких, тяжелые непредвиденные обстоятельства. Не всегда получается выстоять под напором негатива, который окружает нас. Поэтому многие не выдерживают нагрузки, теряют самообладание, делают неадекватные поступки.

Отличительной особенностью от таких психических заболеваний, как шизофрения или биполярное расстройство, является то, что психогенные расстройства не связаны с наследственностью. Наличие реактивного психоза у родственников не является причиной его манифестации у конкретного человека. Кроме того, после выхода из психогенного состояния расстройства поведения (адаптации) не прогрессируют, они полностью исчезают, оставляя остаточные изменения в виде астении (истощенности).

Несмотря на отсутствие четкой связи с генетической предрасположенностью, разные люди реагируют индивидуально на психотравмирующую ситуацию. Это связано с конституциональными особенностями, сопутствующими заболеваниями, длительностью воздействия триггера и уровнем психического истощения человека.

Клинические варианты реактивных психозов

Среди реактивных психозов выделяют кратковременные, протекающие несколько часов или дней расстройства (аффективно-шоковые реакции, истерические психозы) и затяжные, продолжающиеся недели и месяцы состояния (реактивная депрессия и реактивный параноид).

Реактивные психозы встречаются в клинической практике относительно редко. Хотя точные данные о распространенности получить довольно трудно из-за кратковременности и склонности к самопроизвольному разрешению, количество таких больных в десятки раз меньше, чем больных шизофренией и МДП. Несколько чаще встречается реактивная депрессия. Частота реактивных психозов может возрастать в периоды массовых бедствий (война, землетрясение и пр.).

Аффективно-шоковая реакция (острая реакция на стресс) [F43.0] развивается в результате чрезвычайно сильной одномоментной психотравмы. Субъект является непосредственным участником или свидетелем трагических событий (катастрофы, кораблекрушения, пожары, убийство, акты жестокого насилия и пр.). Сила психотравмирующего фактора такова, что она может вызвать расстройство психики практически у любого человека. Наблюдается либо реактивный ступор (невозможность двигаться, отвечать на вопросы, неспособность предпринять какие-либо действия в угрожающей жизни ситуации, «реакция мнимой смерти»), либо реактивное возбуждение (хаотичная активность, крик, метание, паника, «реакция бегства»). И в том, и в другом случае психоз сопровождается помрачением сознания и последующей частичной или полной амнезией. Беспорядочная активность или неадекватная бездеятельность в этом случае нередко является причиной гибели людей: так, возбужденный больной может во время пожара выпрыгнуть из окна. Именно аффективно-шоковые реакции служат причиной опасной паники в людных местах во время катастроф. Подобные психозы весьма кратковременны (от нескольких минут до нескольких часов). Специального лечения, как правило, не требуется. В большинстве случаев прекращение опасной ситуации приводит к полному восстановлению здоровья, однако в некоторых случаях пережитые события продолжают долгое время беспокоить пациента в виде навязчивых воспоминаний, кошмарных сновидений, это может сопровождаться печалью по поводу гибели близких, утраты имущества и жилья. Для обозначения таких расстройств используется термин «посттравматическое стрессовое расстройство» (посттравматический невроз) [F43.1],

В ситуациях значительной угрозы социальному статусу пациента (судебное разбирательство, мобилизация в действующую армию, внезапный разрыв с партнером и пр.) возможно возникновение истерических психозов. По механизму возникновения эти расстройства не отличаются от других истерических феноменов (функциональные обратимые нарушения психической деятельности, основанные на самовнушении и конверсии внутренней тревоги в яркие демонстративные формы поведения), однако степень выраженности достигает психотического уровня, критика резко нарушена. Органические поражения головного мозга в анамнезе, демонстративные черты личности (см. раздел 13.1) предрасполагают к возникновению истерических психозов. Клинические проявления истерических психозов крайне многообразны: амнезия, психомоторное возбуждение или ступор, галлюцинации, помрачение сознания, судороги, расстройства мышления. Довольно часто в картине заболевания отчетливо проступают черты психического регресса — детскость, дурашливость, беспомощность, дикость. Наиболее часто выделяют следующие состояния.

Пуэрилизм проявляется детским поведением. Больные заявляют, что они «еще маленькие», называют окружающих «дяденьками» и «тетеньками», играют в куклы, скачут верхом на палке, катают по полу коробочки, как машины, просятся «на ручки», хнычут, сосут палец, высовывают язык. При этом они говорят с детской интонацией, строят смешные гримасы.

Псевдодеменция — это мнимая утрата простейших знаний и умений. На самые элементарные вопросы больные дают нелепые ответы («дважды два — пять»), но обычно в плане задаваемого вопроса (мимоответы). Пациенты демонстрируют, что не могут одеться, самостоятельно есть, не знают, сколько пальцев на руках и пр. Обращает на себя внимание утрата тех навыков и знаний, которые являются настолько прочными, что по закону Рибо должны сохраняться даже при очень глубоком слабоумии.

Истерическое сумеречное расстройство (истерическая фуга, истерический транс, истерический ступор) [F44.1—F44.3] возникает внезапно в связи с психотравмой, сопровождается нарушением ориентировки, нелепыми действиями, иногда яркими галлюцинаторными образами, отражающими психотравмирующую ситуацию. По миновании психоза отмечается амнезия. Обычно наблюдается нарушение ориентировки: больные не могут сказать, где находятся, путают время года.

Больной 31 года, младший научный сотрудник, доставлен родственниками в московскую психиатрическую клинику для обследования после перенесенного психоза.

С детства отличался общительностью, танцевал в детском ансамбле, в институте участвовал в самодеятельности. Пользовался успехом у женщин. Женился на однокласснице, дочери обеспеченных родителей. Живут в квартире, купленной на деньги родителей жены, имеют сына 9 лет. В последние годы жена неоднократно упрекала его в ветрености, невнимании к семье, угрожала разводом. В этой ситуации всегда извинялся, клялся в верности, однако поведения своего не менял. Получив точные доказательства измены, жена устроила скандал и потребовала развода. После этого больной оделся, хлопнул дверью и исчез на месяц. Жена выяснила, что он не появлялся ни на работе, ни у своих родителей, но найти его так и не смогла.

Сам больной в последующем не мог вспомнить, как он оказался на вокзале г. Тамбова, Подошел к служителю станции и стал задавать странные вопросы: «Что это за город?», «Какое число?». Поскольку больной не мог назвать своего имени и адреса, был вызван психиатр, и пациента доставили в областную психиатрическую больницу, где он находился в течение месяца под фамилией «Неизвестный». Все это время не мог вспомнить своего имени, профессии, места жительства. Удивлялся, глядя на обручальное кольцо: «Ведь где-то и жена есть! Может, и дети…». Примерно через месяц попросил, чтобы ему дали телефон, потому что «палец сам хочет набрать какой-то номер». Поскольку номер оказался семизначным, стали звонить в Москву и быстро нашли жену больного. Был рад приезду жены, с интересом выслушал сведения о себе, просил прощения за проступки, которые он совершенно не помнит.

В московской психиатрической клинике никаких психических расстройств обнаружено не было. Больной хорошо адаптирован в отделении, охотно общается с соседями по палате. Благодарит врачей за то, что «вернули ему память».

При синдроме Ганзера [F44.80] все перечисленные выше расстройства могут возникать одновременно. Беспомощность в ответах на простейшие вопросы, неспособность правильно назвать части тела, различить правую и левую сторону сочетается у данных больных с детскостью и дезориентировкой. Ответы, хотя и неправильные, свидетельствуют о том, что пациент понимает смысл заданного вопроса (миморечь, мимоговорение). Могут наблюдаться галлюцинации. Впервые синдром описан С. Ганзером (1898) в ситуации судебного разбирательства, однако он может возникнуть и вследствие других психотравм. Сходные с синдромом Ганзера проявления имеет синдром «одичания», проявляющийся животным поведением. Больной ходит на четвереньках; лакает еду из тарелки; воет, как волк; скалит зубы, пытается укусить.

Типичный бред при истерических психозах развивается редко — чаще наблюдаются бредоподобные фантазии (см. раздел 5.2.1), в виде ярких, нелепых, эмоционально окрашенных высказываний, которые очень изменчивы по фабуле, нестойки, легко обрастают новыми подробностями, особенно когда собеседник проявляет к ним интерес.

Истерические психозы обычно непродолжительны, тесно связаны с актуальностью психотравмирующей ситуации, всегда завершаются полным выздоровлением, могут проходить без специального лечения. Реактивная депрессия и реактивный параноид обычно более продолжительны, часто требуют вмешательства психиатра.

Симптоматика реактивной депрессии вполне соответствует понятию «депрессивного синдрома» (см. раздел 8.3.1), что проявляется выраженным чувством тоски, беспомощностью, иногда заторможенностью, часто суицидальными мыслями и действиями. В отличие от эндогенной депрессии все переживания тесно связаны с перенесенной психотравмой. Обычно причинами реактивной депрессии являются ситуации эмоциональной утраты — смерть близкого человека, развод, увольнение или выход на пенсию, переезд из родных мест, финансовый крах, ошибка или проступок, который может отразиться на всей последующей жизни. Любое напоминание о травмирующем событии или, наоборот, одиночество, предрасполагающее к печальным воспоминаниям, усиливают остроту переживания больного. Идеи самообвинения, самоуничижения отражают имеющуюся психотравму. Больные винят себя в смерти любимого, в нерасторопности, в том, что не смогли сохранить семью. Хотя подобные состояния могут быть продолжительными, иногда завершаются самоубийством, своевременная помощь врача приводит к полному выздоровлению. Повторных приступов депрессии у таких больных обычно не возникает.

Больной 32 лет, инженер-строитель, поступил в клинику после неудачной попытки самоповешения.

Наследственность не отягощена. Вырос в интеллигентной семье. Отец отличался строгостью, полностью управлял всей семейной жизнью. Умер от инфаркта миокарда. Мать простая, душевная, заботливая. Старшая сестра активная, деятельная. После смерти отца взяла всю инициативу в семье в свои руки. Сам больной всегда был очень послушен, привязан к матери, хорошо учился. С отличием закончил институт. По распределению работал на стройке прорабом. Женился, родилась дочь.

Был замечен начальством как ответственный и сообразительный специалист. Уже через год после окончания института был назначен сначала инженером, а потом заместителем начальника строительного управления. Был доволен служебным ростом, но постоянно испытывал тревогу при необходимости принять ответственное решение, вынужден был часто советоваться с начальником. Однако тот не всегда понимал его неуверенность, стремился продвинуть его по службе. На время своего обучения в Академии народного хозяйства возложил на него обязанности руководить всем управлением. Это вызвало сильную тревогу у больного, но возразить начальнику он не решился. В первые же дни почувствовал, что совершенно не справляется с руководством. Боялся любого отступления от закона, проявлял ненужное упрямство, несговорчивость. Дома не мог ничем заниматься, потому что все время обдумывал свое поведение на работе. Нарушился сон. Жена мягко упрекала больного в том, что он избегает близости с ней. Не занимался ребенком и домашним хозяйством. После очередной зарплаты рабочие-строители пришли толпой к нему в кабинет с обвинениями, поскольку заработок оказался значительно меньше, чем при прежнем начальнике. В этот вечер не мог уснуть, много курил. Жена была обеспокоена, следила за ним. Заметила, как он взял веревку и закрылся в ванной; закричала и потребовала открыть дверь.

При поступлении больной подавлен; винит себя в том, что не смог справиться с работой; называет себя «импотентом», сожалеет, что жена связалась с таким «никудышным человеком». Замкнут. Не ищет встречи с врачом, не видит никаких перспектив в жизни. После лечения антидепрессантами и психотерапевтических бесед с врачом настроение значительно улучшилось, почувствовал «вкус жизни». Намерен найти себе более подходящее место работы, не связанное с высокой ответственностью. В течение последующих 10 лет наблюдения подобных приступов не повторялось.

Как уже было указано, тяжелые психотические реактивные депрессии в МКБ-10 обозначаются как однократный депрессивный приступ [F32]. Менее тяжелые состояния подавленности, тесно связанные со стрессом, иногда обозначают как «депрессивный невроз» [F43.2],

Реактивный параноид [F23.31] — бредовый психоз, возникающий как реакция на психологический стресс. Такой бред обычно несистематизирован, эмоционально насыщен (сопровождается тревогой, страхом), изредка сочетается со слуховыми обманами. В типичных случаях возникновению психоза способствуют внезапная смена обстановки, появление большого количества незнакомых людей (военные действия, длительные переезды по незнакомой местности), социальная изоляция (одиночное заключение, иноязычная среда), повышенная ответственность человека, когда любая ошибка может стать причиной серьезных последствий. Примером реактивного параноида могут быть «железнодорожные параноиды», возникавшие нередко в прежние годы, когда поездки на поезде продолжались много дней, были сопряжены с постоянным страхом отстать от поезда, потерять вещи, оказаться добычей бандитов. Социальная изоляция, вероятно, является причиной появления бреда у тугоухих, которым начинает казаться, что люди скрывают от них что-то, замышляют недоброе, обсуждают их между собой. К реактивным параноидам относят и индуцированный бред, возникающий у примитивных личностей, постоянно проживающих вместе с душевнобольным и слепо верящих в справедливость его суждений (см. раздел 5.2.1). Особенно часто реактивные параноиды наблюдались в военное время.

Больной 29 лет, офицер-артиллерист, поступил в психиатрическую клинику в связи с неправильным поведением, страхом преследования.

Наследственность не отягощена. Родился в Подмосковье в семье профессионального военного. Учился средне, в старших классах решил поступать в военное училище. В последние годы обучения в училище женился. Был назначен на службу в Германию, где проживал с женой и родившимся ребенком. Получал хорошую заработную плату, много работал по дому, стремился освободить жену от лишних забот.

После распада Варшавского Договора был переведен на службу в Грузию, где участвовал в военных действиях. Жена в это время проживала в Подмосковье у своих родителей. Не мог связаться с женой: она около 3 мес не имела о нем никаких сведений. Его приезд в отпуск жена встретила холодно; обвиняла его в том, что он их бросил. Друзья и соседи намекали больному, что жена не очень его ждала, что у нее есть другой. Гуляя с сыном, встретил жену и ее любовника. Произошла драка, в которой любовник сильно избил больного. Ушел жить к родителям. Был подавлен, не спал, переживал несправедливость ситуации. Стал замечать, что люди на улице обращают на него внимание. Уехал из своего города в Москву к тете, пока «в городе улягутся слухи». Однако в электричке заметил людей, которых считал друзьями любовника жены. Решил, что они и в Москве будут его преследовать. От вокзала ехал, путая дорогу, пытался оторваться от преследователей. Тетя сразу заметила его нелепое поведение и высказывания, настояла на лечении у психиатра.

В клинике растерян, с подозрением относится к другим больным. Находит, что они похожи на кого-то из его родственников. С безграничным доверием относится к врачам, ищет у них спасения от преследователей. Винит себя в том, что не сдержался и вступил в драку («Надо было мне просто от нее уйти»). Признается, что продолжает любить жену и готов простить ей измену. Мысли о преследовании на фоне лечения нейролептиками постепенно дезактуализировались в течение 9—10 дней. В дальнейшем удивлялся нелепости своих страхов, высказывал намерение оставить службу в армии, помириться с женой и поселиться вместе («Это я виноват, что бросил ее на три месяца без средств к существованию. Что ей еще оставалось делать?»). При выписке поддерживающего лечения не назначалось, в течение последующих 9 лет наблюдения к психиатрам не обращался.

В большинстве случаев при реактивном параноиде бред нестоек, хорошо поддается лечению психотропными средствами (нейролептиками и транквилизаторами); исчезает без лечения, если психотравмирующая ситуация разрешается.

Этиология и патогенез реактивных психозов

Хотя психотравма является очевидной и основной причиной реактивных психозов, остается не вполне ясно, почему в сходных патогенных ситуациях психозы развиваются лишь у небольшого числа потерпевших. Факторами, способствующими развитию психозов, считают нарастающее утомление, постоянное напряжение, сопутствующие соматические заболевания, перенесенные в прошлом травмы головы, недостаток сна, интоксикации (в том числе алкоголизацию).

Сам характер психотравмирующего события в некоторой степени определяет характер психических расстройств: опасная для жизни катастрофа — аффективно-шоковые реакции; ситуация эмоциональной утраты — реактивную депрессию; неопределенная ситуация, предполагающая возможную угрозу в будущем, — реактивные параноиды.

Важное значение для формирования психотической реакции могут иметь преморбидные особенности личности, сложившаяся система жизненных ценностей. Предполагается, что психоз возникает тогда, когда ущемляются наиболее важные, ключевые для личности потребности («ключевое переживание» по Э. Кречмеру, 1927). Можно проследить заметную корреляцию затяжных реактивных параноидов с застревающими (паранойяльными) чертами личности пациента, которые проявляются склонностью к образованию сверхценных и паранойяльных идей. Реактивная депрессия может развиваться у личности любого типа, однако легче она возникает у педантичных и дистимических личностей, исходно склонных к пониженной самооценке, пессимизму, предпочитающих в стрессовой ситуации приписывать себе ответственность за любые неудачи. Считается, что вероятность возникновения аффективно-шоковых реакций мало зависит от личностных особенностей индивида.

Дифференциальная диагностика

Диагностика аффективно-шоковых реакций и истерических психозов обычно не представляет больших сложностей. Иногда такие психозы проходят до того, как пациент попадает к врачу, и диагностику приходится проводить по анамнестическим данным (например, при судебно-психиатрической экспертизе).

Гораздо большие сложности вызывает диагностика реактивной депрессии и реактивного параноида, поскольку, как известно, психотравма может провоцировать возникновение эндогенных психозов (МДП и шизофрении). Основное значение для дифференциальной диагностики имеет триада К. Ясперса. Для реактивных психозов характерно не только их возникновение после психотравмы, но и тесная связь с травмирующим событием во всех проявлениях болезни. Все мысли пациента сконцентрированы на травмирующем событии. Он постоянно возвращается в беседе к одной и той же беспокоящей его теме. Напротив, отчетливая наследственная отягощенность, аутохтонный (не зависящий от актуальности переживаний) характер течения заболевания, заметная ритмичность, периодичность симптоматики, появление атипичных, не связанных с психотравмой симптомов (например, психического автоматизма, кататонии, мании) свидетельствуют против реактивного психоза.

Следует учитывать, что реактивные психозы являются благоприятно протекающими функциональными расстройствами, поэтому появление и нарастание любой негативной симптоматики (изменений личности, интеллектуально-мнестического дефекта) должно рассматриваться как явление, несовместимое с диагнозом реактивного психоза.

Классификация реактивных состояний

Реактивные состояния существуют в рамках невроза и психоза. В первом случае у пациента сохраняется критика к своему состоянию. Во время психоза человек не может себя контролировать, он действует деструктивно и необдуманно, часто под воздействием галлюцинаций и бреда.

Существуют следующие формы реактивных психозов:

  • Острая реакция на стрессор (синоним – аффективно-шоковая реакция) – реактивные психоз
  • Истерический психоз – гиперкинетические формы (истерическое возбуждение – Ганзеровский психоз у тюремщиков, при похищении), гипокинетические формы (мутизм, ступор, псевдодеменция).
  • Психогенный параноид
  • Психогенная депрессия

Обшая характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях

Многие психические состояния, наблюдаемые при возникновении экстремальных ситуаций, могут быть отнесены к группе так называемых психогенных расстройств. Чаще всего к ним относят разнообразные невротические и патохарактерологические реакции, неврозы и реактивные психозы. Общая особенность всех этих расстройств заключается в том, что они имеют ситуативно-обусловленный характер. Их интенсивность зависит от характера патогенных обстоятельств, к которым относятся: специфика факторов обстановки, острота и сила их воздействия, а также смысловое содержание психотравмы.

Следует отметить, что лечение психогенных или других психических расстройств не является задачей психолога. Лечение — это прерогатива врача-специалиста, в данном случае психиатра или психотерапевта. Однако психолог обязан иметь четкое представление о симптомах психических расстройств и уметь дифференцированно диагностировать состояния нормы и патологии. Умение психолога соотносить наблюдаемое состояние с нормой или патологией особенно актуально при возникновении экстремальных ситуаций, когда своевременное оказание психологической или первой доврачебной помощи позволяет в ряде случаев избежать более тяжелых последствий. С этой точки зрения представляется целесообразным более подробно рассмотреть особенности психогенных нарушений при возникновении экстремальных ситуаций.

Согласно мнению, сложившемуся в современной медицине, психогенные расстройства могут быть разделены на две группы: с непсихотической симптоматикой (психогенные реакции и состояния) и с психотической симптоматикой (реактивные психозы). Основой разграничения служит наличие у больных второй группы выраженных нарушений психики, так называемых психотических форм патологии: грубые нарушения сознания, галлюцинации и бред, выраженные эмоциональные расстройства, психомоторные нарушения и т.п.

К первой группе психогенных расстройств относятся разнообразные расстройства невротического типа. Среди них: невроз тревоги (страха), истерический невроз, невротические фобии, невроз навязчивости, депрессивный невроз, неврастении и др. В эту же категорию входят и так называемые острые реакции на стресс.

Характеризуя психогенные расстройства, наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф, Ю. А. Александровский и его коллеги считают целесообразным выделение трех диагностических групп:

  1. непатологические (физиологические ) невротические реакции (реакции на стресс, адаптационные реакции);
  2. невротические реакции и состояния;
  3. реактивные психозы. Каждая из этих трех групп имеет свои особенности и характеристики.

Так, непатологические невротические реакции характеризуются преобладанием эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений, сохранением адекватной самооценки и способности к целенаправленной деятельности. Психогенным патологическим реакциям свойственны: невротический уровень расстройств, астенический, депрессивный, истероидный и другие синдромы, снижение адекватности оценки происходящего и своих действий. Стабилизация невротических нарушений свидетельствует о развитии невротических состояний — неврастенический и другие неврозы, при этом отмечается значительное снижение адекватности оценки происходящего и самооценки личности.

Третья группа нарушений может проявляться в виде острых или затяжных реактивных психозов. Для острых реактивных психозов характерны аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния с двигательным возбуждением или двигательной заторможенностью. Затяжным реактивным психозам присуще проявление депрессивных, пароноидальных, псевдодементных синдромов.

Данные группы нарушений и расстройств могут иметь характер динамического развития, постепенно сменять друг друга, переходя от непатологических форм к патологическим. Следует отметить, что разные этапы развития психогенных психических расстройств характеризуются различными клиническими проявлениями.

Например, для непатологических невротических проявлений характерны астенические нарушения, тревожная напряженность, вегетативные дисфункции, расстройства ночного сна, возникновение и декомпенсация психосоматических расстройств, снижение порога переносимости вредностей (причем указанные симптомы не объединяются в синдромы, поэтому существует возможность их полной самокоррекции).

При невротических реакциях отмечается контролируемое чувство тревоги и страха, разнообразные невротические расстройства. Кроме этого, возможна определенная декомпенсация личностно-типологических особенностей.

На следующем по степени тяжести психического состояния этапе — этапе неврозов — диагностируются стабилизированные и клинически оформившиеся невротические состояния, в том числе отчетливо выраженные депрессивные или астено-депрессивные, неврастенические, ипохондрические расстройства.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Дипломные

Контрольные

Курсовые

Рефераты

При реактивных психозах и аффективно-шоковых реакциях у лиц, попавших в экстремальную ситуацию, отмечается чувство страха, достигающее ощущения сиюминутной гибели, дезорганизация поведения (например, беспорядочное метание, паническое бегство или оцепенение, ступор), нарушение осознания окружающего, восприятия и осмысления, некритическое отношение к своему состоянию.

Несмотря на имеющиеся существенные особенности и различия, психические расстройства, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов среды обитания, вероятно, следует рассматривать как частные случаи психогенно спровоцированной психической дезадаптации. Именно к такому выводу приходят многие исследователи, занимающиеся проблемой адаптации и дезадаптации человека.

Проблема адаптации — одна из центральных проблем исследования человека и его организма. Благодаря такому феномену, как адаптация, все живые организмы получают возможность приспосабливаться к постоянным изменениям внешней среды и тем самым выживать. Человек как биологический объект также обладает способностью приспосабливаться к изменениям внешней среды. Эта способность человека постоянно совершенствовалась.

Однако по мере развития человеческого общества значение биологически адаптивных механизмов постепенно снижалось, а роль механизмов социальной адаптации возрастала. Несмотря на то что человек — биосоциальное существо, его социальная сущность в процессе филогенеза приобретала все более и более доминирующее значение. В результате социальная адаптация стала механизмом, обеспечивающим современному человеку безопасность в целом (в том числе безопасность от многих природных катаклизмов и других жизнеопасных воздействий) за счет соответствующего построения взаимоотношений между людьми.

Вместе с тем врачи-психиатры констатируют, что из года в год увеличивается значение социальных факторов в происхождении многих болезненных расстройств человека, и в первую очередь так называемых психогенных факторов. Психогении как бы заменяют физиогении в происхождении болезненных расстройств вообще и состояний психической дезадаптации в экстремальных условиях в частности.

Как и почему происходит возникновение психогенных расстройств? Существует несколько концепций, пытающихся ответить на этот вопрос. Одна из них — концепция об индивидуальном барьере психической адаптации — принадлежит Ю. А. Александровскому. По его мнению, при любом психотравмирующем воздействии, которое обусловливает возникновение нервно-психических расстройств, происходит нарушение наиболее сложных форм социально-детерминированного, адаптированного и относительно стабильного стереотипа реагирования человека на окружающее. В этом случае должны включаться определенные механизмы формирования нового стереотипа реагирования. Однако изменение поведенческого стереотипа происходит не у всех, поскольку у некоторых в психотравмирующей ситуации обнаруживается нехватка «степеней свободы» адекватного и целенаправленного реагирования, т. е. человек не может преодолеть границы привычного для себя способа реагирования. Другими словами, человеку в экстремальной ситуации может оказаться недостаточно имеющихся у него социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления и количества. В результате создаются предпосылки для возникновения психогенных нарушений.

Таким образом, согласно данной концепции, у каждого человека существует некий барьер психической адаптации. Этот барьер как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека. Он базируется на двух основах — биологической и социальной и по существу является их единым интегрированным функционально-динамическим выражением. Следовательно, пока поведенческие реакции человека находятся в допустимых пределах и не выходят за пределы барьера психической адаптации, человек успешно адаптируется, но в случае «прорыва» или «разрушения» этого барьера происходит психический срыв, который может привести к развитию болезни.

Вероятно, данная концепция — одна из наиболее удачных концепций возникновения психогенных расстройств при экстремальных ситуациях. Вместе с тем следует отметить: хотя она и объясняет принципы возникновения психогенных расстройств (это очень существенно для медицины), но по ряду причин недостаточна для психолога.

Так, несмотря на то что Ю. А. Александровский признает значимость социальной составляющей человека для успешной его адаптации, он не рассматривает личностные особенности, влияющие на успешность адаптации и определяющие вероятность возникновения психогенных расстройств в экстремальных ситуациях.Подобная позиция автора концепции, возможно, обусловлена тем, что для него как врача важнее факт психогенного расстройства и понимание общих механизмов его возникновения, поскольку объект его деятельности — как правило, больной человек. Объект деятельности психолога — обычный, здоровый человек, поэтому ему важнее знать личностные особенности человека, обусловливающие возможность успешной адаптации в самых разнообразных условиях. Знание этих особенностей позволяет психологу прогнозировать успешность деятельности и вероятные последствия для здоровья при внезапно возникших экстремальных ситуациях.

Кроме этого, говоря о реакциях человека в экстремальных условиях, следует иметь в виду, что поведение человека — это не просто ответная реакция на внешнее воздействие. С точки зрения отечественной психологии поведение — это акт сознания, обусловленный, с одной стороны, воздействием факторов внешней среды обитания, а с другой — особенностями морально-нравственной сферы, актуальными мотивами, совокупностью компонентов Я-концепции и др. Следовательно, поведение человека чаще всего является активным, а не реактивным. Поэтому вести разговор о поведенческих реакциях вне рассмотрения личностных особенностях не совсем уместно. Это еще раз подчеркивает необходимость изучения тех личностных особенностей, которые определяют поведение человека в экстремальных условиях.

Но, рассматривая психогенные расстройства при возникновении экстремальных условий, следует подчеркнуть: помимо расстройств психиатрического плана существует целый класс нарушений, которые не могут рассматриваться как психические расстройства. Чаще всего их называют психологическими нарушениями, или реакциями на острый эмоциональный стресс. Большинство подобных реакций характерно для случаев, связанных с выполнением определенной профессиональной деятельности.

Симптомы психогенных расстройств

Психогенные расстройства делятся на 3 группы:

  1. Острые психогенно-травматические психозы (реактивные)

Острая реакция на стресс – это состояние шока, который возникает под воздействием экстремальной ситуации (природный катаклизм, изматывающие боевые действия на войне). К ним относятся два варианта: гипокинетический и гиперкинетический.

Классическое описание этих вариантов принадлежит Эрнсту Кречмеру.

Гипокинетический вариант называют психогенным ступором. Кречмер называл его «рефлекс мнимой смерти». Почему рефлекс? Потому что у животных так принято – это норма реагирования. Жучок, кролик и т.д. прикидываются мертвыми во время опасности. У человека после внезапной массивной травмы наблюдается двигательное оцепенение с сумеречным нарушением сознания. Такой ступор длится от пары часов до 2-х дней. В большинстве случаев острый период не запоминается больными. После выхода из состояния 2-3 недели человек чувствует истощение.

Гиперкинетический вариант называют реактивным возбуждением. По Кречмеру – это «рефлекс двигательной бури». Так как наблюдается в норме опять-таки у животных. В тех условиях, когда животное не может вырваться, у него включается рефлекс хаотического беспорядочного двигательного возбуждения – вдруг случайное движение поможет вырваться и выжить. А у человека – это патологическая реакция. Также наблюдается нарастающая тревога, страх, хаотическое психомоторное возбуждение. Критика отсутствует, а такое острое психотическое расстройство длится 15-30 мин. После эти люди ничего не помнят, так как у них было сумеречное состояние сознания.

Ярким примером служит эпизод с фильма «На западном фронте без перемен», где солдат пытался выбежать из блиндажа во время артиллерийского обстрела, хаотично размахивая руками, и не понимал обращенную к нему речь – у него начался рефлекс двигательной бури.

  1. Истерический психоз

Во многих чертах он похож на аффективно-шоковую реакцию. Однако сознание нарушено только частично, а высшие функции коры головного мозга сохранены. Основные разновидности реактивной истерии:

  • Истерическое сужение сознания. В поведении больных наблюдается демонстративность, они смеются, поют, кричат, «бьются в судорожных припадках». Человек дезориентирован, у него появляются обманы восприятия, а на выходе из состояния – частичная амнезия.
  • Псевдодеменция – у больного возникает мнимое слабоумие. Он не может провести элементарные арифметические расчёты, забывает названия предметов, выполняет нелогические поступки.
  • Пуэрилизм – форма истерической реакции, при которой пациент ведет себя, словно ребенок. Он называет окружающих «тетя» и «дядя», надевает обувь на руки, ползает по полу, говорит с ребяческой интонацией.
  1. Затяжные реактивные психозы и неврозы

Относятся реактивная депрессия и реактивный параноид. Эти формы имеют классическое определение, которое дал Карл Ясперс (триада Ясперса).

  1. Психоз наступает после и вследствие психической травмы.
  2. Симптоматика психоза отражает содержание психической травмы.
  3. Психоз заканчивается по окончанию психической травмы и зависит от типа личности и от характера травмы. Психостеник, например, даст депрессию, а эксплозивный – параноид.

Психогенный параноид – довольно редкое реактивное состояние, для которого необходимо либо очень высокая амплитуда стрессового фактора, либо длительное воздействие триггерной ситуации. У человека появляются бредовые представления, которые имеют четкую связь с данным событием. Например, показателен параноид военного времени. Военнослужащий, который пережил боевые действия, не может избавиться от чувства незащищенности, готовности к удару в любую минуту. Он ищет укрытие, принимает встречных людей за солдат противника. Пример такого состояния хорошо описан в романе Ремарка «Возвращение». Реактивный параноид часто называют по типичной ситуации возникновения: дорожный параноид, иноязычного окружения, тюремный и т.д. Здесь необходимо отметить еще такую форму реактивного параноида, как индуцированный. Он встречается при наличии донора (психически больного человека) и реципиента (находящегося рядом с донором).

Необходимо обязательно проводить дифференциальную диагностику психогенного параноида с процессуальным заболеванием – шизофренией, где тоже часто наблюдается параноидная симптоматика. При психогенном параноиде наблюдается паранояльный (параноический, систематизированный) бред толкования. При шизофрении типичный бред – первичный (синоним параноидный, несистематизированный) – бред готового знания.

Психогенная депрессия наблюдается тогда, когда пациент указывает на четкую связь между сниженным настроением, подавленностью и психотравмирующей ситуацией. Депрессивная симптоматика не всегда достигает психотического уровня, и по современной классификации МКБ 10 тогда ее трактуют, как «Кратковременная депрессивная реакция» и «Пролонгированная реакция адаптации» (длится до двух лет). В первом случае болезненные переживания следуют сразу после несчастья. Человек чувствует страх, отчаяние, у него возникают суицидальные мысли. Для затяжной депрессии характерен длительный промежуток между триггером и проявлением симптомов. Он может достигать 6-12 месяцев (не более 2х лет). Пациент жалуется на чувство безнадежности, подавленности, бессонницу. Достаточно воспоминания о психотравмирующей ситуации, чтобы усугубить симптоматику.

Если же депрессивная симптоматика достигает психотического уровня, то мы наблюдаем характерные проявления, которые наблюдаются при тяжелой депрессии: значительное снижение самооценки, идеи самоуничижения (собственной ничтожности) и самообвинения (виновности), значительная психомоторная заторможенность и тогда обычное бытовое и социальное функционирование становится невозможным. Может наблюдаться истощение и обезвоживание. Бред, который может встречаться в клинической картине, как правило, конгруэнтный настроению и отражает содержание психической травмы. Часто встречаются суицидальные мысли и даже намерения, и это может привести к суицидальным попыткам и потере больного.

Психогенные факторы могут выступать в качестве главной причины (при реактивных состояниях), а также в качестве провоцирующего или преципитирующего факторов (при эндоген­ных психозах).

Хроническая психическая травматизация может играть роль предиспонирующего фактора для острых аффективных реакций, вызывать неврозы и обусловливать психопатические развития на фоне акцентуаций характера. Неслучайно с момента обо­собления подростковой психиатрии ведущее место в этиологии здесь отводится психогенным факторам.

Один из видных подростковых психатров в Англии J. Howells («Modern perspectives…», 1971) предложил даже все психические заболевания разделить на две группы — знцефалозы и психонозы. Если энцефалозы являются психическим заболеванием вследствие патологического процесса в мозгу, то психопозы представляют собой «болезни психики» без мозгового поражения и суть их составляют нарушения психических функций вследствие психи­ческих стрессов. К психонозам отнесены и неврозы, и реактивные психозы, и алкоголизм, и паранойя, и наркомании, и преходящие ситуационные расстройства.

Такое разделение представляется неправильным. Например, между реактив­ными психозами и непсихотическими нарушениями существует принципиаль­ное различие. Реактивные психозы по уровню нарушений приближаются к другим экзогенным и даже эндогенным психозам. Есть основания предполагать, что при реактивных психозах существенно нарушаются функции и химизм мозга, но эти нарушения существующие в настоящее время методы исследований не могут уловить. Психогенный фактор в генезе алкоголизма и особенно наркоманий решающую роль играет на их первых этапах. С момента формирования физической зависимости первенство в пато­генезе переходит к биологическим механизмам.

С другой стороны, те заболевания, которые отнесены к энцефалозам, например шизофрения, могут быть спровоцированы психическим стрессом и в инициальных стадиях нетяжелых форм не иметь никаких признаков «мозгового поражения».

Шоковые факторы. В подростковом возрасте шоковые факто­ры оказываются значительно менее действенными, чем в детстве. Поэтому острые аффективно-шоковые реакции для этого возраста нехарактерны. Устойчивость подростков к тяжким потрясениям (катастрофы, стихийные бедствия и т. п.) не уступает таковой у взрослых, а иногда даже превосходит ее. Однако после нападений на подростков с угрозой их жизни у них могут развиться острые реактивные состояния с тревогой, страхом и даже с бредом преследования. Внезапный и сильный страх служит нередким провокатором приступов при шизоаффективных психозах.

Субшоковые факторы. Примером таких факторов может послу­жить утрата близких. Иногда такие утраты неожиданно для окружающих переносятся с поразительной стойкостью. Психи­ческие нарушения в этих случаях могут быть отставленными, и важную роль в их развитии играют новые, уже длительно действующие психогенные факторы, обусловленные изменившейся жизненной ситуацией (например, появление отчима вскоре после смерти отца, помещение в интернат после смерти матери и т. п.). Внезапный распад семьи, неожиданный для подростка развод родителей может переноситься гораздо тяжелее, чем смерть одного из них.

Особенно тяжело переживается внезапное эмоциональное отвержение со стороны тех близких лиц, к которым подросток питает большую привязанность.

Если подросток узнает, что он — приемный ребенок и его родители ему неродные, то это всегда является субшоковым фактором, тяжелой психической травмой, даже если не вызывает немедленной явной реакции.

В послеподростковом возрасте подобное известие переживается гораздо легче.

Определение тяжести психогенных факторов. В современной американской детской и подростковой психатрии принята схема классификации стрессоров (психогенных факторов) по их тяжести, которая используется в мультиаксиальной диагностике в целях прогноза. Эта классификация строится на положении, что чем тяжелее вызвавший психическое нарушение стрессор, тем лучше прогноз так как слабые стрессоры способны его вызвать только при наличии изначальной неполноценности, затрудняющей после­дующее восстановление. Само это положение весьма спорно, так как тяжелые стрессоры способны вызывать трудно поправи­мые последствия, примером чему могут быть постреактивные развития [Фелимская Н. И., 1968 – цит. по «Руководство по психиатрии…», 1983].

В американской классификации («Diagnostic and statistical…», 1980) к легким стрессорам отнесены начало нового учебного года, смена школьного учителя, к умеренным — смена школы, болезнь близкого родственника, рождение сиблинга, постоянные стычки с родителями. Как тяжелые стрессоры оценены развод родителей, задержание подростка полицией, госпитализация, смерть товарища, а также постоянная суровая дисциплина, установленная родителями. Смерть одного из родителей определена как чрезвычайный, а одновременая гибель многих членов семьи как катастрофический стрессор. Подобная клас­сификация страдает существенным недостатком, сводящим на нет ее ценность для подросткового психиатра,— не учитывается ни избирательная чувствитель­ность к определенным психогенным факторам при разных типах акцентуации характера, ни индивидуальный опыт адаптации к определенным психогенным факторам, ни особенности условий жизни. Например, смена школы для гипертимного подростка может вообще быть не стрессом, а лишь приятным и интересным событием, а для сенситивного подростка не умеренной, а весьма тяжелой психической травмой, более тяжелой, чем госпитализация, по вполне очевидным для такого подростка причинам и никак не отражающаяся на его репутации. Дети родителей, постоянно меняющих место жительства, привыкают почти каждый учебный год начинать в другой школе, а для того, кто восемь лет проучился в одном классе с неизменным составом соучеников, переход в девятый класс новой школы может оказаться большой встряской.

пубертатный период – предыдущая | следующая – конфликты

Подростковая психиатрия. Содержание.

Острое психическое расстройство – лечение

Реактивные психозы требуют немедленной изоляции от психотравмирующего окружения и госпитализации. Расстройства невротического спектра в нетяжелых случаях лечатся амбулаторно.

При реактивном (психогенном) параноиде предпочтительно не рекомендуется назначение антипсихотической терапии. Назначать необходимо седативные препараты, хотя они не являются этиотропной терапией. Необходимо, чтобы больной хорошо выспался.

При психогенной депрессии назначают антидепрессанты, если тяжесть депрессивного состояния значительно выражена, и психотерапия не помогает больному чувствовать себя комфортно. При выраженной тревоге применяют анксиолитики и транквилизаторы, для нормализации сна – снотворные.

Самое важное место в лечении психогенных расстройств занимает психотерапевтическая работа с пациентом на разных этапах лечения.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/psixogennye-rasstrojstva-reaktivnye-reakcii-cheloveka-na-tyazhelye-zhiznennye-obstoyatelstva/.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]