В современных условиях возрастает значимость психологического фактора в процессе совершенствования профессионального мастерства государственных служащих


Общее понятие о психике. Формы проявления психики и их взаимосвязь. Основные функции психики.

Предмет, объект, задачи научной психологии.

Психология– наука и система знаний о закономерностях, механизмах, психических фактах и явлениях в жизни человека.

В данном случае чётко определён объект психологии – психика, а в качестве предметавыделяются факты, закономерности и механизмы психики.

Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Различают познавательные, эмоциональные, регуляторные психические процессы. Главная функция познавательных процессов – отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет 2 ступени: образную и логическую. Образные познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление. К процессам логического познания относится мышление.

Конкретные задачи психологии:

1.Выяснение природы и сущности психической деятельности и её связи с мозгом, функцией которого и является эта деятельность, её отношение к объективному миру.

2.Изучение возникновения и развития психической деятельности в процессе биологической эволюции животных и общественно-исторического развития человеческой жизни. Выяснение общего и отличного в психике людей и животных, особенностей сознания человека в различных общественных условиях жизни.

3.Изучение возникновения и развития психики ребёнка, а также выявление поступательного превращения ребёнка в сознательную личность; выявление, как в процессе обучения и воспитания формируются его психологические особенности.

4.Исследование структуры психической деятельности человека, основных форм её проявления и их взаимосвязи.

5.Изучение возникновения ощущений, восприятия, внимания и других отражений объективной реальности и как они регулируют эту реальность.

6.Раскрытие психологических основ обучения и воспитания, изучение качеств и свойств личности учителя.

7.Выявление и изучение психологических особенностей различных видов производственных, технических, творческих и других видов деятельности людей.

8.Изучение особенностей психической деятельности взрослых и детей с дефектами мозга и органов чувств.

Основные методологические принципы отечественной психологии.

Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т.е. установках, организующих направление и характер исследования. Психология сознания с ее интроспективным методом представляет собой субъективистский подход к изучению психического. Бихевиоризм — это пример объективистского научного подхода к исследуемой реальности: он реализует методологический принцип детерминизма — включенности поведения в причинно-следственные зависимости от окружающего мира и т.д.

Научный подход в отечественной психологии основан на принципах детерминизма, единства сознания и деятельности, генетическом принципе, т.е. принципе развития.

Соотношение житейской и научной психологии.

Представления о психологических явлениях и процессах могут но­сить разный характер.

С одной стороны, человек как сознательное существо отра­жает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и дея­тельности постоянно накапливает психический опыт и психологи­ческие знания. Все это житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредствен­ного взаимодействия с реальным миром и другими людьми. Ей обыч­но присущи следующие основные отличительные характеристики:

конкретность, т. е. привязанность к реальным ситуациям, кон­кретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

интуитивность, свидетельствующая о недостаточной осознан­ности их происхождения и закономерностей функционирования;

ограниченность, характеризующаяся слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

опора на наблюдения и размышления, обозначающая, что обыден­ные психологические знания не подвергнуты научному осмысле­нию;

ограниченность в материалах, свидетельствующая о том, что че­ловек, обладающий теми или иными житейскими психологиче­скими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

С другой стороны, человек стремится с научных позиций си­стематизировать свои представления о психике. Это уже научная пси­хология, т. е. устойчивые психологические знания, полученные в про­цессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности:

обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологическо­го явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам челове­ческой деятельности;

рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологи­ческие знания максимально исследованы и осознаны;

неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

опора на эксперимент, когда научные психологические знания ис­следуются в различных условиях;

слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных эк­спериментов и часто в уникальных (специально созданных или специально наблюдаемых) условиях.

Житейская и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию — совершенствовать представления о человеческой психи­ке. Однако они играют разную роль. Житейская психология лишь раз­вивает психологические представления, а научная — их систематизи­рует.

Общее понятие о психике. Формы проявления психики и их взаимосвязь. Основные функции психики.

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Функции:

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Субъективность психического отражения, характерное для челове­ка активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрица­ют объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздей­ствия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, фор­мируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с кото­рой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и инте­ресами.

2. Регуляция поведения и деятельности.Психика, сознание чело­века, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адапти­руются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внут­реннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осоз­нает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятель­ности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления пси­хики.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адапта­цию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эф­фективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним от­ношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивиду­альными и социально-психологическими особенностями, как предста­вителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от Других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных ха­рактеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, дости­гать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного челове­ка, со всеми присущими ему особенностями.

Психика и организм

метки:

Деятельность, Система, Организм, Нервный, Активность, Психика, Полушарие, Характер Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

1. Психика и организм– две взаимозависимые субстанции. Они не могут функционировать самостоятельно. С одной стороны, каждая из них определяет особенности другой, с другой стороны они не являются независимыми от внешних сил, поэтому сами подвержены влияниям.

Существование человеческого организма возможно только при выполнении довольно строгих условий: температурного режима, кислотно-щелочного баланса, светового режима (при прочих равных условиях при длительной темноте у человека возникают депрессивные угнетенные состояния, повышается раздражимость и т.п.), давления, кислородного режима и т.д.

Психика и организм неотделимы от природной среды. Это подтверждается постоянным влиянием внешних ритмов, которые отражаются на скорости течения обмена веществ, психических реакциях, восприятии, ощущениях.

В сохранении равновесия между динамикой внутренней и внешней среды организма человека (гомеостаз) участвуют регуляторные системы:

иммунная;

эндокринная;

нервная;

психическая.

Каждая из них реагирует на изменения внешней среды (Физическая нагрузка на организм, изменения температуры окружающей среды приводят к активизации всех систем) и внутренней (стресс).

Кроме того, нормальное функционирование психики обусловлено особенностями человеческого организма: полом, возрастом, строением тела. Исследования о зависимости психики от биологически факторов называется биогенетикой.

Среди работ биогенетического направления выделяют работу Эрнста Кречмера (1888-1964) «Строение тела и характер» (1921).

В результате наблюдений за пациентами немецкий психолог установил, что в зависимости от типа телосложения можно диагностировать психические заболевания и черты характера.

Кречмер выделил три типа конституции человека: астеники, атлеты и пикники, которые встречаются в чистом виде и в различных комбинациях.

Астенический тип – худые люди с узким скелетом, тонкими и длинными костями, бледной кожей и плоской грудной клеткой. Слабо развитая мускулатура, внутренние органы и практически отсутствует жировая прослойка. Астеники подвержены шизофрении.

Пикнический тип – средний рост, широкие поперечные параметры тела, большая жировая прослойка, массивный живот, мягкие черты лица и слабо развитый опорно-двигательный аппарат. Пикники страдают маниакально-депрессивными психозами.

Атлетический тип – упругая кожа, развитые скелет и мускулатура, уверенная осанка. Атлеты не проявляют особых склонностей к психическим заболеваниям.

3 стр., 1023 слов

Физические факторы среды и самочувствия человека

Благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие её факторов на человека. И имеются возможности восстановления нарушенных функций организма. Опасность – явления, процессы, объекты, свойства объектов, …

Закономерности темперамента от конституции на здоровых людях исследовал американский психолог Уильям Шелдон (1927).

Он выделил три абсолютно непохожих соматотипа, которые связал с особенностями характера.

Эндоморфный тип – круглая голова, крупные внутренние органы, сферическая форма тела, мягкие ткани, отложения жира, тонкие руки и ноги, неразвитые мышцы. Этому типу соответствует висцеротонический темперамент (лат. viscera– внутренности), что означает функционирование органов пищеварения.

Мезоморфный тип – широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, мощная голова, минимальное количество подкожного жира. Этому типу соответствует соматотонический темперамент (греч. soma – тело).

Эктоморфный тип – худой человек с вытянутым лицом, у него тонкие длинные руки и ноги, слабая мускулатура, развитая нервная система. Этому типу соответствует

церебротонический темперамент (лат. cerebrum– мозг).

Существует и обратная зависимость. Человек является не только биологическим, но и социальным существом, окончательное формирование которого происходит в обществе, что было отмечено еще в античности. Авиценна указывал на зависимость развития психики от возраста и окружения человека, а также на то, что заболевания тела сопровождают длительные негативные психические реакции (эксперимент с баранами и волком).

(Развитие этих идей в психоэкологии).

2. Нервная система– центр деятельности организма, который осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей и вырабатывает адекватную реакцию.

Нервная система человека и позвоночных животных имеет похожее строение. Главным координирующим центром нервной системы является головной мозг. Не существует зависимости между массой головного мозга и уровнем психического развития. Скорее всего, уровень развития психики зависит от сложности устройства данной системы.

Нервная система состоит из четырех отделов, которые выделяются по следующим признакам:

1. Топографический признак:

ЦНС включает головной и спинной мозг. Спинной мозг, защищенный позвоночным столбом, проводит импульсы между головным мозгом и периферическим отделом.

ПНС подразделяется на соматическую и вегетативную системы и обеспечивает связь с остальными органами тела.

2. Функциональный признак:

Соматическая НС осуществляет контроль за произвольными движениями мышц тела.

Вегетативная (автономная) НС контролирует непроизвольные функции организма при помощи двух отделов: симпатической нервной системы (активизатор систем организма) и парасимпатической (релаксант – расслабляет эти системы).

Преобладающая активность одной из систем позволяет предположить поведение человека в напряженной ситуации. Активность парасимпатической системы приводит к увеличенным выбросам ацетилхолина, который в сложной ситуации предохраняет организм от перегрузки путем его расслабления. Происходит расширение сосудов кожи, уменьшение глубины дыхания, сердечных сокращений, внешне человек краснее, потеет, теряется. Преобладающее действие симпатической нервной системы выражается во внешней бледности и выдержке: адреналин, поступая в кровь, мобилизует силы организма, при этом учащается дыхание, что позволяет насытить организм кислородом и тем самым подготовиться к активности.

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

… нервной системы. Нервная ткань. Нервная система человека состоит из двух основных отделов: центральной и периферической нервной системы. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся голов­ной и спинной мозг. Она обрабатывает нервные импульсы, поступающие от всего тела. … всех внутренних органов и физиологических систем организма человека. Высшая нервная деятельность(ВНД) обеспечи­вает человеку …

Нервная система образована нейронами (нейроцитами), все они взаимосвязаны между собой. (30 млрд нейронов).

Нейрон – клетка, которая состоит из тела, дендритов и аксона.

Нейроны бывают следующих видов:

рецепторные (чувствительные или афферентные).

Они воспринимают раздражение из внутренней или внешней среды;

моторные (эфферентные).

Они посылают сигнал на органы;

ассоциативные (интернейроны).

Они являются промежуточным звеном между другими нейронами.

Основу деятельности нервной системы составляет рефлекс. Схема рефлекторного акта представляет цепь:

Рецепторы (принимающие сигнал) – Центральное звено (НС) – Эфферентное звено (передающий сигнал органу) – Эффектор (орган, осуществляющий обратную связь).

Рефлекторная активность НС протекает на трех уровнях: относительный покой, возбуждение, торможение.

Состояние относительного функционального покоя выражается в отсутствии проявлений активности, кроме тех физиологических процессов, которые обеспечивают жизнедеятельность и готовность к реагированию.

Возбуждение характеризуется наличием раздражителя и, вследствие этого, повышенной активностью. В процессе возбуждения в НС образуются связи. Факторы, активизирующие НС, по своему происхождению могут быть внешними, внутренними, химическими, механическими, температурными и др.

Торможение – это процесс, обратный возбуждению. Он предохраняет психику от перенапряжения и характеризуется угасанием связей в НС. Чрезмерное перевозбуждение может вызвать защиту особого рода – запредельное торможение.

Очаги возбуждения и торможения, возникая в коре головного мозга, находятся в определенной динамике, которая подчиняется законам иррадиации (распространение охвата зоны мозга возбуждением или торможением), индукции (процесс в одном участке коры головного мозга вызывает обратную реакцию на соседних участках), концентрации (возникновение доминанты, по А.А. Ухтомскому, связано с временным подчинением главному очагу других нервных центров и достижением максимальной возбудимости за счет суммирования энергии).

Протекание процессов возбуждения и торможения зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, точнее, от индивидуальных свойств нервной системы. Впервые свойства НС были описаны И.П. Павловым как сила, подвижность, уравновешенность.

Сила НС характеризует работоспособность, выносливость, сопротивляемость раздражителям нервных клеток. Слабость НС дает такое преимущество, как чувствительность.

Подвижность проявляется в скорости реакции, сменяемости процессов.

Уравновешенность показывает соотношение силы возбуждения и торможения.

Соотношение различных свойств НС дает основание для типологии высшей нервной деятельности. Количественные сочетания характеристик приводят к большому числу различных типов и, соответственно, типологий.

3. Мозг и психика.

ЦНС состоит из головного, промежуточного и спинного мозга.

Головной мозг – это главный регулятор физиологических функций организма и место локализации сознания. Функция головного мозга – управлять информацией, поступившей от периферических отделов. Головной мозг структурно состоит из переднего, среднего и заднего мозга.

Затылочная часть мозга: центры управления дыханием, работой сердца, желудка, кишечного тракта, слюноотделение, мышцы лица.

Средний мозг: контроль за органами зрения, слуха.

Передний мозг: два полушария и кора больших полушарий; подкорка и белое вещество, которые реализуют высшие психические функции (мышление и сознание).

Кора головного мозга – это серое вещество, состоящее из семи слоев нервных клеток. В коре выделяются

лобные доли (речевой центр, основные психические функции – воля, мотивы, системы смыслов);

височные (центры слуха, вкуса, понимания речи, обоняния);

теменные поля – центры чувствительности (боль, тепло, холод, тактильные ощущения).

Затылочные поля – анализ зрительной информации.

Повреждение какой-либо зоны приводит к блокаде сенсорных сигналов от соответствующих органов чувств.

Передний мозг представляет собой два похожих полушария. Исследования показали достаточность каждого полушария для первичной ориентации во внешнем мире. Для эффективной работы мозга необходима деятельность обоих полушарий, поскольку каждое имеет свою специализацию:

левое полушарие отвечает за письмо, счет, чтение;

правое полушарие помогает в ориентации в пространстве, эмоциях и образах.

Спецификация функций параллельных отделов наз. асимметрией.

Активное задействование одного из полушарий влияет на развитие психических особенностей правшей и левшей.

Развитое правое полушарие определяет психотип человека – правополушарный. И.П. Павлов назвал этот тип художественным типом ВНД. Правополушарники склонны к занятиям в области искусства. Восприятие мира такими людьми эмоционально и целостно. Они склонны к сомнениям, этическим переживаниям. Познание мира интуитивно. Трудное подчинение дисциплине, правилам, нормам поведения.

Левополушарники – это мыслительный тип людей. Они логичны, способны разрабатывать научные теории, достигают успехов в конструировании, управлении, юриспруденции, политике. Мышление – абстрактно-логическое; склонны к выполнению предписаний.

Т. Ярквилекто, исследовавший межполушарную асимметрию, установил, что у неграмотных людей, занятых рутинной работой, не развивается межполушарная асимметрия. Более чем у половины новорожденных не выявляется предрасположенность к лево- или правополушарному развитию. У большинства людей смешанный тип ВНД: в зависимости от ситуации любое полушарие может проявить себя как ведущее.

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, символов Запоминание конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу Восприятие эмоционального состояния
Оптимизм Пессимизм
Детальное восприятие Целостное восприятие

4. Основные функции психики.

Психика – это форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Ключевым в определении является понятие отражения, которое присуще всей живой материи и заключается в способности реагировать на внешние воздействия. Психика человека представляет собой качественно иной уровень отражения, в отличие от биологических форм, ее возникновение – это ответ на усложняющиеся условия реагирования.

Функции психики:

1. Основная функция психики – поиск и выбор способов действий, адекватных складывающимся условиям, результатом которых является удовлетворение собственных потребностей (в развитии, выживании).

С одной стороны, особенностью психики является ее субъективный характер (психические явления), опосредованность прошлым опытом, индивидуальностью: «один мир все видят по-разному».

С другой стороны, психика имеет объективный характер, т.к. она отражает адекватную реальность.

Кроме того, психика обладает предвосхищающим характером. Она способна предвидеть, предусмотреть последствия не только собственных результатов деятельности, но и тех процессов, которые имеют по отношению к ней объективный характер (временно-пространственное опережение).

2. Следующая функция – регуляция поведения и деятельности. Эта функция реализует возможность преобразовывать мир в процессе целенаправленной деятельности. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована И.М. Сеченовым, который отмечал, что ощущение и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми происходит регулирование движений.

Возможность осуществления психикой функций происходит благодаря психическим процессам:

Когнитивные процессы – ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, — обеспечивают отражение и преобразование информации.

Процессы мотивации регулируют деятельность человека, побуждая и направляя ее. Процессы мотивации запускаются при актуализации потребности (пища, сон, признание и т.п.); затем происходит поиск предмета (актуализация мотива), а на основе мотива происходит целеполагание и принятие решений.

Эмоциональные процессы позволяют человеку давать субъективную оценку окружающему миру, себе и результатам деятельности.

Целостность психической жизни дает единство психических процессов, состояний и свойств, которые объединяются в индивиде, образуя понятие «личность».

Психические состояния демонстрируют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Функциональные состояния характеризуются как оптимальные – неоптимальные; острые – хронические; комфортные – дискомфортные (психологический стресс, утомление, монотония, экстремальные состояния)

Психические свойства – наиболее устойчивые психические явления, которые определяют постоянные способы взаимодействия человека с миром. Темперамент, характер, способности – основные группы психических свойств. Психические свойства меняются в течение жизни под воздействием опыта, биологических факторов, среды.

5. Развитие психики в филогенезе.

Филогенез – это процесс возникновения и развития психики а также форм сознания в ходе эволюции.

«Процесс развития психики от простейших до сознания человека».

С позиции деятельностного подхода психика возникает как условие для решения новых задач. Исходя из этого, получается, что психика возникла до появления в ходе эволюции нервной системы и мозга, и, следовательно, человека.

Тип реагирования (раздражимость или чувствительность) является показателем наличия психики.

Раздражимость– это способность организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия. Раздражимость характерна для всей живой материи, поскольку нацелена на обеспечение биотических потребностей и протекает в виде тропизмов (приспособление растений к засушливому климату: наличие небольшого количества пор на листьях для большего удержания влаги).

Чувствительность– это способность организма на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Живой организм, воспринимая не одну, а несколько характеристик внешнего мира, способен более тонко реагировать и эффективно функционировать в окружающей среде. Субъективной чертой психики А.Н. Леонтьев выделяет ощущение, а С.Л. Рубинштейн – эмоцию.

В развитии психики по мере ее усложнения выделяют следующие этапы:

элементарная сенсорная психика;

перцептивная стадия;

интеллект.

Элементарная сенсорная психикахарактеризуется реакцией животного на отдельные абиотические свойства объектов (свет для инфузорий, в естественных условиях безразличных к нему, подкрепленный к течение определенного времени более теплой водой (биотическое свойство), в дальнейшем без теплового сопровождения будет привлекать к себе инфузорий).

Способность в обучении такой реакции минимальна и в основном выражается в привыкании.

К.Э. Фабри подразделяет данный уровень на низший и высший подуровни. Усложнение поведения и поисковой активности обусловливает переход на высший подуровень, который характеризуется наличием дифференциальной нервной системы (сетчатая, кольцевая, радиальная).

Типичные представители – насекомые, рыбы. Для них каждый О обладает одним свойством, наличие второго сбивает выработанную ориентацию и заставляет переучиваться на второе свойство (при этом первое вытесняется).

Исследования на рыбах показали, что рыбы, найдя опытным путем, отверстие в стеклянной перегородке аквариума, приучались есть корм в другой части аквариума, преодолевая преграду через это отверстие. Если убрать перегородку или сделать метку над отверстием, то рыбки или продолжат, не взирая на отсутствие препятствия, совершать путь через мнимое отверстие, или растеряются: «метка – пища» — это новая связь, которая противоречит предыдущей «отверстие – пища».

Перцептивной- называется психика, способная реагировать не на отдельные свойства объектов, а на целостные предметы. Данная стадия отличается развитием головного мозга, возникновением коры больших полушарий. Большинство позвоночных животных обладает именно перцептивной психикой. Инстинктивные действия, проявляющиеся у животных, демонстрируют наличие генетической памяти. Инстинкты могут быть как врожденными, так и приобретенными вследствие научения (собака кидается за палкой, которую бросили).

Интеллектуальная стадияразвития психики наблюдается у высокоорганизованных животных (человекообразные обезьяны, дельфины): активное использование «орудий»; явления инсайта (мгновенное решение задачи); закрепление удачного варианта решения после первого раза; перенос способа решения на схожие задачи; способность использовать при решении одной задачи две усвоенные операции. Тем не менее интеллектуальное поведение животных действует в пределах наглядной ситуации.

Животное ограничено в передаче усвоенной информации – новым поколениям оно может передавать только то, что закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Человечеством же выработан достаточный репертуар способов передачи знаний. Память животного ограничена, человек может хранить информацию при помощи знаковой записи. Животное не склонно к творчеству, духовному самовыражению, к эстетическим потребностям. Разделение труда тоже свойственно только человеку.

6. Психика, поведение, деятельность.

Свойством живой материи и условием существования живых существ является активность. Разнообразие видов активности зависит от уровня развития живого существа.

Активность человека включает несколько уровней:

1) рефлекторный (чихание);

2) инстинктивный (мать кормит ребенка в первую очередь);

3) целенаправленная активность (деятельность).

Петровский и Ярошевский выделяют внутреннюю и внешнюю организацию активности.

Внутренняя организация активности включает:

1) мотивационную основу (потребности и мотивы).

В мотивах идеально представлен субъект. Мотивы – это достояние самого субъекта, они могут быть представлены уникальными переживаниями.

2) целевую (процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение определенных целей: промежуточных и конечных).

Результат, предвосхищенной цели, должен существовать объективно. Цели всегда сознаваемы.

3) инструментальную (включает инструменты реализации деятельности, в том числе органы человеческого тела; компьютер, ручку, топор, нож и пр.).

Для построения деятельности человек должен уметь мысленно выстраивать цели от конечных до первоочередных. Реализация деятельности предполагает обратный ход – от первоочередных, через промежуточные, к конечным.

Внешняя составляющая деятельности представляет собой внешне наблюдаемое поведение человека: использование инструментов, применение знаний, умений, навыков.

В структуре деятельности выделяют результат деятельности как соответствующий или не соответствующий изначальной цели.

К основным видам деятельности относится общение, игра, учение, труд.

В основе деятельностного подхода в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) заложен принцип единства сознания и деятельности. Деятельность не может осуществляться вне контроля сознания, сознание же формируется и развивается в процессе деятельности и познается лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность.

Деятельность представляет собой целостный смысловой акт. Расшифровать поведение как деятельность значит выделить в поведении то, что соответствует интересам действующего лица.

Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности – целостный мотивированный акт поведения. Деятельность, совершаемая человеком становится объектом переживания других людей, получает оценку (этическую, эстетическую и пр.).

Деятельность может быть подразделена на действия и операции.

Действие – целевой акт поведения, происходящий в поле значений S. Результат действия – это познание или преобразование жизненной ситуации (предметно-преобразовательные или предметно-познавательные акты).

О действия является вещь как носитель значений.

Любое действие можно разложить на операции (есть и у бихевиористов).

Операция – это способ осуществления действия. Одно действие может быть достигнуто разными операциями в зависимости от условий.

7

Примеры похожих учебных работ

Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

… функциональных систем мозга. У человека имеется … Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности … Психика: активизация манипуляций; игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела. …

Историческое развитие идей о связи психики и мозга от античности до наших дней

… система. Связь между мозгом и психикой является двусторонней — с одной стороны психические образы являются следствием деятельности нервной системы, … к естественнонаучному изучению организма человека и его … души (психики) и тела (организма). Таким …

Нейромедиаторые системы мозга

… полосатые тела. Эта система содержит примерно 3/4 дофамина головного мозга. Она … может вызвать нарушения высшей нервной деятельности (оказывать галлюциногенный эффект и … в процессах, замедляющих старение организма. Обнаружена также способность мелатонина …

Проблема психики и мозга

… состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием определенных химических веществ в мозге. С другой стороны, все, что глубоко затрагивает психику, отражается и на мозге, и на всем организме. …

Проблема соотношения психики и мозга

… человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные избирательные системы связей, программировать деятельность, … возбуждения коры головного мозга и отражать динамику … в которую вкраплены тела нервных клеток, …

Психика и мозг

… таких процессов, т.е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]