Госпитализм — комплекс психосоматических расстройств, развивающихся в результате длительного пребывания больного в стационаре, вдали от родных и близких. Неблагоприятные условия больничной среды, дефицит эмоционально-социальных контактов и простого человеческого общения, а также полная изоляция от общества угнетающе воздействуют на психофизическое состояние пациента. Долгое нахождение человека в стационарных условиях без заботы и внимания близких людей приводят к отставанию в умственном и моторном развитии у детей, а также к психофизической деградации у взрослых.
Это понятие было введено в 1945 году психоаналитиком из Америки Р. Шпицем. Он изучал, как развивалась патология у детей, которые долгое время находились в больнице без матери. При этом за больными тщательно ухаживали, хорошо кормили и правильно лечили. У детей постепенно появлялись признаки депрессии, заторможенности, пассивности. У них исчезла мимика и нарушилась координация глаз. Больные, находящиеся в больнице больше года, без материнской поддержки приобрели признаки глубокой психофизической отсталости. Шпиц сделал вывод: последствия госпитализма долговременны и необратимы.
Современные психологи также отмечают, что госпитализм чаще возникает в условиях интернатов, яслей и детских больниц. При этом они делают акцент на очень важный аспект – влияние матери на развитие ребенка. Доказано, что между полноценным развитием малыша и родительской любовью имеется прямая зависимость.
У малышей, школьников и подростков госпитализм встречается чаще всего. Среди юных, зрелых и пожилых лиц были зарегистрированы лишь единичные случаи болезни. Госпитализм имеет второе название – синдром отрыва от дома или сиротский синдром. В наибольшей степени его развитию подвержены дети:
- Проживающие в приютах, детских домах, закрытых интернатах,
- Лишенные должного внимания, материнской ласки и заботы,
- Родившиеся в неблагополучных семьях,
- Страдающие тяжелыми заболеваниями,
- Имеющие врожденные и приобретенные нарушения работы нервной системы.
Больные дети резко худеют, становятся слабыми и вялыми, равнодушными ко всему. Они истощены и бледны, плохо спят и едят, выглядят несчастными. У них снижается мышечный тонус и исчезает реакция на голос. Такие пациенты поздно начинают ходить и говорить, проявляют неадекватные эмоции, их действия становятся навязчивыми. В тяжелых случаях замедляется общее развитие ребенка. Он с трудом овладевает элементарными навыками, не может сам себя обслуживать и управлять своим телом. У детей нарушаются не только коммуникативные, но и интеллектуальные способности, мелкая моторика, умение выражать эмоции. Они отстают в росте и весе от своих сверстников, испытывают трудности с освоением тех или иных двигательных актов. Дезадаптация к окружающей среде и социуму, утрата интереса к жизни, низкая сопротивляемость инфекциям — продолжительные и часто необратимые явления госпитализма. Если ребенка вернуть матери в течение трех месяцев, симптомы расстройства постепенно исчезнут, а психофизические изменения восстановятся. Длительная разлука приводит к закреплению клинических проявлений и стремительному отставанию ребенка в развитии.
У взрослых, длительно получающих лечение в стационаре, формируется синдром «хронического заболевшего». Пациенты не представляют себя в другой среде и воспринимают больничный режим как норму жизни. Они уклоняются от своих функциональных обязанностей на работе и не принимают участия в общественной жизни. Мировосприятия искажается особенно ярко у пожилых людей. Больные стремятся любыми путями как можно скорее вернуться в больничные стены. Они готовы на все, чтобы остаться там подольше. Подобные расстройства психики ухудшают прогноз соматического заболевания, ставшего причиной первичной госпитализации пациента. При отсутствии лечения психологическое угнетение достигает максимума, что нередко заканчивается гибелью больных. Выжившие лица страдают тяжелыми психическими расстройствами и имеют антисоциальные наклонности. Больные, вынужденные постоянно находится в психбольнице, становятся инвалидами именно от деструктивного влияния данного синдрома, а не от самого психического заболевания.
Клинические признаки патологии зависят от срока пребывания больного в ЛПУ:
- Длительность нахождения в отделении 5-10 месяцев — единичные симптомы госпитализма,
- 10 — 15 месяцев — полностью формированное заболевание,
- Более 15 месяцев — тяжелое течение болезни и максимальная степень выраженности симптомов.
Чем дольше пациент находится в больнице, тем меньше у него шансов сохранить себя и не выпасть из социума.
Диагностика госпитализма проводится специалистами в области психологии, психиатрии, неврологии. Лечебные мероприятия включают психологическую коррекцию, социальную реабилитацию, работу с педагогами и дефектологами, прием лекарственных препаратов. Госпитализм – тяжелая патология, приводящая к необратимым процессам.
Причины
Госпитализм развивается у лиц, испытывающих недостаток чувственного, эмоционального и интеллектуального взаимодействия с матерью или иным лицом, к которому у него сформировалась привязанность. Пусковой механизм патологии – отсутствие родительского тепла, любви и заботы. Разлука с матерью становится для ребенка страшной трагедией, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Госпитализм — удел не только сирот, но и детей из полных семей, где с малых лет становится актуальной проблема одиночества. Малыши сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.
Феномен госпитализма представляет собой совокупность психосоматических расстройств, возникающих у детей и взрослых по разным причинам.
Причины развития детского госпитализма:
- Отсутствие близкого человека рядом. Дети, вынужденные долгое время лечиться в стационарных условиях или проживать в приюте, интернате, детском доме, страдают от дефицита общения с родными и близкими. Они не чувствуют любви, заботы и понимания.
- Холодность или равнодушие матери. Обычно женщины, не интересующиеся своим ребенком и не любящие его, страдают алкоголизмом, наркоманией, психической болезнью. Отстраненность матери может быть результатом нежелательной беременности или индивидуальных особенностей личности, например, замкнутости. Таких женщин полностью поглощает работа. Многие современные женщины по натуре карьеристки. Они ставят на первое место материальное благополучие семьи.
В интернатах, детских домах и подобных учреждениях госпитализм развивается в результате обедненного психологического климата, дефицита внимания и эмоций со стороны персонала. Больные дети испытывают эмоциональную недостаточность и становятся пассивными. У них не развиваются элементарные навыки и умения.
Заболеть госпитализмом рискуют малыши с ослабленным здоровьем и недостаточными адаптационными возможностями. К факторам риска относятся хронические заболевания, требующие длительного стационарного лечения.
Пожилые и одинокие лица особенно остро нуждаются в общении и внимании. Когда человек остается наедине со своими проблемами, его психика не выдерживает. Без поддержки близких в таких случаях не обойтись. Несмотря на надлежащий уход в больницах и домах для престарелых, они остро ощущают недостаток любви и внимания. У взрослых причиной госпитального синдрома также является долгое пребывание в местах отбывания лишения свободы — различных видах исправительных учреждений.
В основе патогенеза госпитализма лежит полная или частичная депривация. Это явление обозначает неудовлетворение потребности в общении, тепле, ласке. При полной изоляции человека и лишении его общения развивается тяжелая форма госпитализма – синдром Маугли. Частичная депривация или сепарация представляет собой длительное пребывание ребенка в закрытом учреждении без матери. Она приводит к задержке в психоэмоциональном развитии – позднему формированию комплекса оживления и заинтересованности окружающими предметами.
Исследования Спитса
Специалистом, впервые описавшим проблему госпитализма, был психоаналитик Спитс. Он исследовал состояние детей, оставшихся без материнской ласки и заботы и помещенных в условия стационара. При этом исследуемые маленькие пациенты получали необходимый базовый уровень заботы – они были накормлены, получали необходимый гигиенический и медицинский уход.
В результате исследования Спитсом были сделаны следующие выводы:
- примерно спустя 3 месяца ухудшалось физическое состояние детей – их иммунитет становился слабее, увеличивалось число летальных исходов (у детей имеющих отклонения);
- немного позднее начали проявляться некоторые изменения в психике – появлялась апатия, приторможенность, пассивность;
- начиная со 2-ого года жизни в подобных условиях, глубокая психофизическая отсталость стала проявляться с разных сторон – изменялась не в лучшую сторону речь, утрачивались навыки ходьбы, некоторые дети не могли стоять и сидеть.
В результате доктор Спитс пришел к выводу, что для нормального развития ребенка колоссальное значение имеет получал ли он материнскую ласку, заботу, любовь, общался ли со своей матерью.
Психоаналитик выделял два типа синдрома:
- госпитализм, связанный с полным отсутствием матери в жизни ребенка (с рождения или раннего младенческого возраста);
- госпитализм, обусловленный развившейся анаклитической депрессией, которая возникает в случае, если ребенок был вынужденно изолирован от матери, от которой получал заботу и тепло (например, в результате ее гибели).
Современные исследователи, исследующие проблему госпитализма, сходятся во мнении, что любая депривация (сокращение общения, отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к развитию госпитализма, в том числе когда ребенок физически находится рядом с матерью, но не получает никакого внимания к своей персоне и по сути не интересен ей.
Симптоматика
Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.
Симптомы госпитального синдрома у детей:
- Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
- Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
- Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
- Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
- Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
- Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
- Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
- Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.
Клинические признаки патологии у взрослых:
- Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
- Апатия, пассивность, безучастие,
- Страх перед выпиской из стационара,
- Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
- Постоянный конфликты с окружающими,
- Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
- Эмоциональная обедненность.
Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.
Симптомы
Одним из первых условий, которые следует отметить, является постепенная потеря веса, которая не зависит от первоначального заболевания, часто происходит после выздоровления. Последующая атрофия имеет обратное отношение к возрасту, особенно заметна до шести месяцев.
Начало потери веса, не зависящее от заболевания, признак немедленной выписки из больницы. Если человек пройдет за определенную точку, никакая смена окружающей среды или пищи его не спасет.
По мере развития состояния появляется прогрессирующая анемия, дети часто умирают, не имея органического заболевания.
Нередки пневмония, диарея или другие острые состояния, которые организм полностью не может преодолеть. Их можно спасти путем своевременного ухода из больницы, несмотря на кажущееся противоречие.
Диагностика и лечение
Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:
- Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
- Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
- Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
- Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
- Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.
После получения результатов диагностических мероприятий специалисты назначают адекватное и максимально эффективное лечение. Особое внимание врачи уделяют маленьким детям, поскольку процент смертности у этой категории больных очень высок.
Лечение госпитального синдрома – процесс комплексный, многоэтапный и длительный.
Схема лечения больных детей с госпитализмом:
- Усиленное общение ребенка с родственниками и сверстниками.
- Возвращение маленького пациента в семью.
- Организация совместного круглосуточного пребывания в стационаре ребенка с мамой.
- Оснащение закрытых учреждений комнатами для свиданий.
- Педагогическая коррекция — развитие коммуникативных качеств у ребенка путем включения его в детский коллектив, а также обеспечение тесного взаимодействия между матерью и малышом.
- Целью психологической поддержки является развитие познавательных функций у ребенка. Для этого используют упражнения в виде игр, которые оказывают тренирующее воздействие. Психологическая помощь позволяет сформировать положительный эмоциональный фон, устранить страх, тревожность, беспокойство.
- Психотерапевты используют для больных арт-терапию, музыкальную и телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации. Групповая, индивидуальная и семейная психотерапия позволяет восстановить и поддерживать здоровый психологический климат в семье и детских коллективах.
- Медикаментозное воздействие применяется только в тяжелых случаях, когда все остальные методы лечения не дают положительных результатов. Больным назначают препараты, корректирующие эмоциональную нестабильность, улучшающие обменные процессы в ЦНС и стимулирующие развитие познавательных функций.
- Лечение имеющихся соматических и инфекционных заболеваний, общеукрепляющая терапия.
Чтобы вылечить синдром у взрослых, необходимо устранить основное заболевание, ставшее причиной их госпитализации в ЛПУ. Хронические недуги лучше лечить амбулаторно. Реабилитационные мероприятия проводит специалист-психотерапевт или психиатр.
Прогноз
У современных людей был миф о «суровом индивидуализме», который, возможно, стал косвенной причиной госпитализма. В те дни «эксперты» по воспитанию детей советовали родителям никогда не забирать детей из сада раньше, никогда не позволять им спать в одной комнате, или они вырастут слабыми, заикающимися, зависимыми.
Сегодня это отношение, влияет на нынешний кризис психического здоровья. 20% всех взрослых должны быть госпитализированы и получать лекарства от стрессовых расстройств настроения. Людям нужен человеческий контакт
Синдром госпитализма в новом тысячелетии так же связан с пребыванием в больницах, но чаще со сложностью социальных проблем, внутрисемейными отношениями, недостатком прикосновений, общения и любви матери.
Прогноз и профилактика
Прогноз патологии считается благоприятным, если у больного отсутствуют тяжелые соматические заболевания и было своевременно начато адекватное лечение.
На исход госпитализма оказывают влияние следующие факторы:
- Возраст больного,
- Частота свиданий ребенка с матерью или иным близким лицом,
- Выраженность нарушений интеллекта, психики и поведения,
- Наличие сопутствующих расстройств,
- Эффективность лечения.
Поздняя диагностика и неполноценное лечение приводят к инвалидизации и гибели больных. Только совместная работа медиков, психологов и родственников пациента позволит полностью устранить болезнь.
Мероприятия, предупреждающие развитие госпитализма у детей:
- Проживание в благополучной семье,
- Теплые отношения с матерью,
- Прием ребенка в ЛПУ только с близким ему человеком,
- Организация распорядка дня,
- Регулярное общение со сверстниками,
- Интересные занятия и игры в коллективе.
Госпитализм — психическая болезнь, накладывающая негативный отпечаток на все сферы личностного развития: интеллект, эмоциональное состояние, психофизические качества.
Условия, необходимые для успешного развития младенцев
Изучение госпитализма и странная тенденция, проявляемая младенцами, приводит к формированию условий, необходимых для успешного воспитания детей.
Здоровый младенец, когда бодрствует, находится в постоянном движении. Качание на руках, ласки, которые младенец получает от разумной матери или медсестры, явно приносит пользу. Несомненно, природа никогда не планировала, чтобы кто-то лежал спокойно в кроватке с утра до вечера.
Если младенец требует чего-то большего, то это воздух – много свежего, чистого воздуха. Поскольку человек маленький, считается, что требуется лишь небольшое воздушное пространство. Одежда, гигиена, пища могут быть идеальными, но, если ограничен в маленькой, плохо вентилируемой комнате, не будет хорошо развиваться.
Госпитализм у новорожденных
Даже новорожденные дети могут страдать от этого синдрома. Ребенок, от которого отказалась мать, имеет такие симптомы:
- плохой аппетит, стремительная потеря веса;
- неактивность, ребенок как будто постоянно сонный;
Плохой аппетит у грудничка
- низкий тонус мышц, вялые движения;
- отсутствие или слабая реакция на раздражители.
Детки с госпитализмом имеют задержку развития, позже начинают держать головку, сидеть, ходить, говорить. Заметно, что у них проблемы с координацией, неуверенные и неточные движения.