По степени опасности для жизни и здоровья человека нарушения мозгового кровообращения можно поставить в один ряд с онкологическими болезнями. В большинстве случаев инсульт приводит к инвалидности. Как известно, поражение клеток головного мозга негативно отражается на качестве жизни пациента, лишая его контроля над собственным телом, в т. ч. возможности ходить, говорить, воспринимать общение.
Причина нарушения речи
Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры. Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита. В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой. Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.
Как проявляются формы заболевания
Приведенная классификация соответствует положениям нейропсихологии, у истоков которой стоял академик А. Р. Лурия.
Афазия – дифференциация по признакам:
- Афферентная моторная – пациент искажает артикуляционные позы, необходимые для произношения, напряженно ищет нужную, речевых высказываний нет.
- Эфферентно-моторная – высказывания разорванные, больной застревает на отдельных словах, слогах, не может читать, писать, понимать обращенные к нему слова. В отличие от предыдущей формы, при эфферентно-моторной афазии утрачено произношение не отдельных звуков, а целых слов и фраз.
- Динамическая − пациент разговаривает штампами или примерно так, как пишут текст телеграммы, высказывания скудные, ответы односложные. Слова не согласованы, страдает грамматика и артикуляция.
- Сенсорная – звуки воспринимаются пациентом искаженно, смешиваются. Он пытается догнать ускользающие звуки, слова и слоги, заменяет их. Пытаясь замаскировать дефектное произношение, он воспроизводит большое количество ненужных высказываний.
- Акустико-мнестическая – наблюдается дефицит слов, не возникает зрительный образ предмета.
- Семантическая – больной не в состоянии выделить предлоги, наречия, согласовать слова по грамматическим категориям.
Детскую афазию диагностируют, когда расстройство произошло уже после формирования речевых умений. Это возраст 2,5 – 3 года. Чем старше становятся дети, имеющие эту патологию, тем серьезнее страдают устные и письменные речевые умения, чтение, письмо, различение фонем.
Признаки у детей:
- Моторная – дети говорят обрывками слов и предложений, не могут воспроизвести то, что им подсказывают. Они совершенно не к месту используют слова и фразы типа «вот, это, я сам». Нарушается восприятие письменной речи, умение читать, страдает личность, так как ребенок не уверен в себе, впадает в депрессию.
- Сенсорная – дети не могут воспроизвести слова, ранее известные им. При дебюте афазии они могут совсем не понимать обращенную к ним речь, со временем не воспринимают лишь отдельные фразы. Дети искажают и заменяют речевые единицы.
При сенсорных речевых нарушениях школьник не узнает то, что написано, не различает букв, не в состоянии сложить из них слово.
Какими симптомами проявляется заболевание?
Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова. Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи. Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.
Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание. Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека. При тотальной или грубой сенсомоторной афазии, подразумевающей нарушения всех речевых функций, могут встречаться и другие симптомы. Самыми распространенными проявлениями считают:
- рассеянность;
- сонливость;
- апатию к происходящему;
- неспособность к концентрации внимания;
- частичный паралич мышц тела.
Центр неврологии в Москве
Под афазией подразумевается частичная или полная утрата речевой функции. Связано это нарушение с органическим повреждением головного мозга. Может явиться следствием острого нарушения мозгового кровообращения, опухоли мозга или черепно-мозговой травмы. Развитие и степень афазии зависит от локализации мозгового поражения.
Афазия варьируется от легких до тяжелых форм. Тотальная афазия подразумевает полное отсутствие речи и ее понимания. Потом возможен переход тотальной афазии в моторную или сенсорную форму.
Моторная афазия
При моторной афазии человек понимает обращенную к нему речь. Однако общаться с окружающими он может только с помощью одного слова или звукосочетания. Итак, моторная афазия представляет собой состояние, при котором человек не может говорить, но может понимать обращенную к нему речь. Связана моторная афазия с повреждением лобных долей коры головного мозга.
Иногда больной все-таки может с большим трудом произносить слова (слова он порой говорит по слогам). Человек пытается избегать в словах сложных слов, ограничиваясь простыми. Речь больного довольно трудно различить. Тем не менее, в большинстве случаев речь понятна. При моторной афазии речь всегда является осмысленной – в этом отличие от сенсорной афазии. Речь сопровождается красноречивой жестикуляцией, так больной помогает себе изъясняться.
Каждый год острое нарушение мозгового кровообращения поражает большое количество людей. Афферентная моторная афазия развивается, если патологический очаг располагается в теменной доле головного мозга. Характерным признаком этого расстройства является путаница близких по произношению звуков. Также для данной разновидности моторной афазии характерно нарушение чтения. Моторная афазия имеет лучший прогноз, чем сенсорная. Лечение данных видов заболеваний у больных инсультом проводится высококвалифицированными логопедами Юсуповской больницы.
Сенсорная афазия
Афазия — это нарушение речи, влияющее на экспрессивную и импрессивную речь и на умение читать и писать.
Афазия может быть настолько серьезной, что общение с пациентом практически невозможно, или расстройство может быть очень мягким. Это может повлиять на возможность подбора слов, на возможность сочетания слов в предложениях, на умение читать. Как правило, несколько аспектов коммуникации нарушаются, в то время как некоторые каналы остаются доступными для ограниченного обмена информацией.
При сенсорной афазии происходит нарушения понимания речи. Человек не понимает ни свою речь, ни чужую – а способность говорить при этом часто сохраняется. Связано состояние с повреждением левой височной доли головного мозга. Как правильно, больной словоохотлив и говорит много. Тем не менее, он не понимает ни себя ни окружающих. Речь пациента является непонятной. Смысл в словах пациента отсутствует – ввиду отсутствия понимания своей и чужой речи происходит потеря контроля над речью. Больной может изобретать новые слова, менять слова местами, переставлять местами буквы и слоги, произносить несвязанные по смыслу вереницы предложений и слов. Так как нарушено восприятие звуков речь окружающих становится больному непонятной.
Сенсорная афазия иначе называется акустико-гностической. Поражается слуховая зона коры больших полушарий. Это так называемое поражение зоны Вернике. Происходит повреждение слухового анализатора – первичного слухового поля.
Под афазией подразумевается разрушение уже сложившейся речи. Обычно происходит это в результате повреждения головного мозга. Человек больше не может нормально говорить, перестает понимать чужую речь, читать и писать. Нейролингвистика занимается проблемой нарушения речи после поражения мозга. В изучении данной проблемы участвуют афазиологи и нейропсихологи.
Причины афазии
Афазия часто развивается из-за травмы головного мозга или из-за инсульта, особенно у пожилых людей. К афазии могут также приводить опухоли головного мозга или инфекции.
Самой частой причиной афазии является инсульт. Иногда тяжелые больные после инсульта сталкиваются с афазией, но это временное явление, и потом речь восстанавливается. Менее распространенными причинами афазии являются черепно-мозговая травма, нейроинфекция, нейрохирургическое вмешательство.
Афазия проявляется затруднением вспоминания слов. Иногда нарушается беглость речевого высказывания. У таких пациентов ограничен словарный запас, они говорят мало. В речи присутствуют постоянные запинки. Речь является искаженной и неправильной. Тяжелые ситуации афазии проявляются употреблением всего одного слова или слога в любых ситуациях общения. Афазия поражает взрослых с уже сформированными речевыми навыками — в этом ее отличие от алалии.
Следствием афазии являются проблемы с восприятием окружающего мира. Заболевший человек неспособен узнавать звуки, голоса, предметы. Предложения – исковерканные и короткие. Больной затрудняется в выполнении простых языковых жестов: он не может сложить язык трубочкой, поцокать языком, положить язык между зубами и верхней губой.
Динамическая моторная афазия характерна для поражения передних и средних отделов нижней лобной извилины. Это зона, расположенная рядом с зоной Брока. Отмечается снижение речевой инициативы. Количество спонтанной речи уменьшается. При афазии от речи могут остаться лишь «остатки» — усеченные слова и слоги. Данное нарушение эффективно лечится в Юсуповской больнице. Коррекционную работу проводят высококвалифицированные логопеды.
Афазия после инсульта
Афазия после инсульта — это заболевание, которое требует помощи высококвалифицированного логопеда. Афазия представляет собой состояние, когда человек больше не может связно говорить. Нарушения речи значительно влияют на уверенность в себе, на социальный статус.
В Юсуповской больнице работают специалисты по восстановлению речи. В клинике используются специальные методы реабилитации, такие как лечебный массаж, физиотерапия и электростимуляция. Восстановление речи после инсульта не является пассивным процессом. Пациент должен быть готов заниматься, он должен верить в свои силы, быть терпеливым. При афазии в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь, отмирают клетки. Это следствие инсульта. В результате речь больного становится невнятной, сильно усеченной. Иногда больной говорит слогами или пользуется одним словом. Ежедневная терапия должна проходить в посильном для больного объеме.
Одним из методов лечения афазии является физиотерапия. После инсульта для лечения афазии проводятся физиотерапевтические процедуры, которые улучшают мозговое кровообращение. Что входит в задачи врача, который занимается лечением речевых расстройств после инсульта? В первую очередь, нужна ежедневная деятельность, за действующая участки мозга, которые расположены рядом с погибшей зоной.
Медикаментозно надо постараться обеспечить достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области. Головной мозг должен быть обеспечен необходимым поступлением кислорода. Это принципы лечения афазии после инсульта. Начинать терапию нужно как можно раньше, сразу после того, как будет купирован отек головного мозга – он проявляется судорогами, галлюцинациями, угнетенностью сознания (вплоть до комы). Необходимо как можно более раннее начало терапии. Лечение афазии после инсульта является одной из очень важной задач ранней реабилитации больных инсультом.
Записаться в Центр неврологии:
- по телефону: +7 925 191 50 55
- заполнить форму: ЗАЯВКА НА ЛЕЧЕНИЕ
- получить консультацию по электронной почте [email protected]
- адрес клиники: Москва, Нагорная ул., 17 к 6
+7 (495) 506 61 01 –
ЗАПРОС в КЛИНИКУ
Что может помешать выздоровлению?
Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:
- случилось повторное кровоизлияние;
- диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
- нередко возникают ишемические атаки;
- прогрессирующий сахарный диабет.
Диагностика
Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:
- Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
- Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
- Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.
Как вернуть речь после инсульта: методы терапии
Как минимум в двух направлениях лечат моторную и сенсорную афазии после инсульта. Логопедия и консервативная медицина — основные способы восстановления речевой функции.
Вместе с лекарственными препаратами и логопедическими упражнениями для активизации функций коры головного мозга при сенсомоторной афазии могут назначить:
- нейрохирургическое лечение (в т. ч. при наличии абсцесса, внутричерепной гематомы),
- курс ЛФК;
- физиотерапевтические процедуры;
- массаж;
- сеансы психологического воздействия.
Что это
Афазия – речевые проблемы разной степени сложности (вплоть до полного отсутствия говорения), связанные с некорректной мозговой деятельностью.
Схожие предпосылки имеют:
- Апраксия , при которой теряется возможность в полной мере управлять своими движениями (часто это одевание-раздевание)
- Агнозия, препятствующая воспринимать мир зрением, на слух и на ощупь
- Атаксия – нескоординированность действий.
В общем виде, этиология афазии связана с нарушенной работой отдельных участочков головного мозга. В зависимости от этого ученые и классифицируют заболевание.
Нейропсихологическая класиификация
В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии, отечественного нейропсихолога.
Лурия выделяет следующие виды:
- Акустико-мнестическая;
- Акустико-гностическая, или сенсорная афазия;
- Семантическая афазия;
- Моторная: Афферентная моторная афазия Эфферентная моторная афазия Динамическая афазия
Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:
Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.
- К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
- Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.
Причины афазии акустико-гностической – повреждения сенсорной речевой зоны.
Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:
- Проявления аграфии и алексии
- Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
- Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
- Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.
При травмах на стыке темечка, висков и затылка проявляет себя семантическая афазия. Основной симптом при диагнозе «семантическая афазия» – непонимание грамматики, в частности:
- Пассивного залога (стирается различие между «автор лепит скульптуру» и «автором лепится скульптура»
- Местоположения, выражаемого предлогами («на столе» и «под столиком» могут стать синонимичными понятиями).
Семантическая афазия, как впрочем и другие, со стороны выглядит как общение с человеком из иноязычной среды.
Эфферентная моторная афазия характеризуется фразой «понимаю-то я все, а сказать не могу ничего»:
- Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
- Дублирование отдельных кусков, замена их местами
- Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.
Диагностируется она в низу лобных долей.
Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:
- Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
- Артикуляционные нарушения
- Дикция нечеткая, смазанная
- Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).
Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.
Недуг выдает себя проблемами:
- С пересказом
- С конструированием фразы
- Скудностью словарного запаса
- С длительными монологами
Неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма
Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму—Вернике, применяющаяся за рубежом:
- Сенсорная, или афазия Вернике (напоминает акустико-гностическую).
- Моторная, или афазия Брока (развивается при поражении центра Брока и имеет такие же клинические проявления, как и эфферентная моторная афазия).
- Транскортикальная (моторная и сенсорная афазия, то же, что динамическая афазия. Больной с сенсорной афазией отличается от человека с поврежденной зоной Вернике только способностью к повтору фраз за другими).
- Проводниковая афазия (характеризуется полным отсутствием этого навыка).
- Амнестическая (наблюдается при поражении височно-теменной части головы).
- Амнестико -семантическая (препятствует запоминанию услышанного).
- Оптико- мнестическая (страдает опознание вещей – если человеку показать карточку с предметом, он не припомнит название).
- Акустико- мнестическая (выражается в трудности подбора слов, даче определений).
- Сенсомоторная афазия (в худшем случае становится синонимом диагноза «тотальная афазия» – полная утрата коммуникативных возможностей).
Лекарства для стимуляции мозгового кровообращения
Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:
- «Пирацетам» — ноотропный препарат, применяемый при речевых и когнитивных нарушениях. Продолжительность курса определяется неврологом и чаще всего составляет от 2 до 6 месяцев. Лекарство применяют инъекционным путем, вводя внутривенно или внутримышечно.
- «Пиритинол» — активирует холинергические процессы в головном мозге. После инсульта при афазии назначается на 3-4 месяца.
- «Вазобрал» — комбинированное лекарственное средство, активные компоненты которого стимулируют работу центральной нервной системы. Длительность курса составляет в среднем 2-3 месяца.
- «Церебролизин» — препарат ноотропного поколения, обеспечивает метаболизм, нейропротекцию, функциональность нейромодуляции и нейротрофической активности. Курс терапии может достигать 12 месяцев.
Проведение подходящего лечения при развитии патологии
Лечение при тотальной афазии порой преподносит свои сюрпризы. Поэтому восстановление может начаться неожиданно, что говорит о феноменальных возможностях человеческого мозга. Но в большинстве случаев пациенту понадобится организации серьезной реабилитации, длящейся не меньше трех месяцев после получения травмы или инсульта.
Для достижения заметных результатов требуется делать специальные комплексы упражнений хотя бы по три часа в неделю на протяжении нескольких месяцев. Специалисты говорят, что нужно стимулировать восстановление речевой деятельности на слух. Помощь логопеда может быть разной, и зависит она от вида поражения. Логопед выявляет тип афазии и назначает подходящее лечение. Для диагностики вида производятся специально подготовленные тесты. Если есть подозрения на тотальную афазию, логопед проводит более масштабные обследования речи больного для подтверждения диагноза.
В наше время реализуются и другие методики, являющиеся восстановительной терапией. Сюда относятся использование компьютера с целью улучшения речевых способностей. Такая терапия помогает человеку активнее восстанавливать некоторые элементы речи, а специальные программы ускоряют выздоровление, но для достижения наилучших результатов потребуется помощь и участи в процессе лечения членов семьи пациента.
Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции
Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария. Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором.
Чтобы вернуть речь при сенсомоторной афазии, необходимо каждый день тренировать речевой аппарат следующим образом:
- Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
- Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
- Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
- Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
- При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.
Лечение
Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:
- Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
- Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
- Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
- Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.
На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.
Мелодические напевы для возвращения речи
Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции. Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов. Также помогают скороговорки, которые проговаривают с больным, уже идущим на поправку. Этот способ работает эффективно, способствуя скорейшему восстановлению речи.
ЧТО ТАКОЕ АФАЗИЯ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА?
Когда меня привезли из больницы 29.09.2017г. в Центр нейрореабилитации, я вообще не говорила, только издавала не членораздельные звуки.
03.10.2017. при обследовании афазиологом, был поставлен диагноз: комплексная сенсорная афазия (акустико –гностическая, акустико-мнестическая). Неродинамические нарушения по типу комплексной моторной афазии (эффернтно-афферентной). Дефект тяжелой степени выраженности.
Я не знаю, по-видимому, организм регулирует какую информацию может получать больной человек.
В то время, я понимала, что я заболела, но была уверена, что через месяц – два я выздоровлю и поеду на работу.
Я не знала, что так долго и мучительно надо восстанавливать организм и функции, необходимые нам для нормальной жизни без помощи других людей. Если бы я знала об этом, то сошла бы с ума.
У меня были две задачи: ходить и говорить, ходить и говорить.
Операция при неизлечимой афазии
Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа. Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность.
При этом стоит отметить, что данная процедура не назначается сразу же после первых проявлений сенсомоторной афазии, поскольку операция сопряжена с немалым риском и далеко не всегда дает положительный результат. Экстра-интракраниальный микроанастомоз рекомендуется, если применение консервативных методов восстановления речи оказались неэффективным.
Формы
Первое время после повреждения больной чаще всего страдает от полной утраты речи. Это наиболее тяжелая форма афазии – тотальная. Симптомы проявляются в непонимании человеческой речи. Иногда болезнь сменяется более легкими формами – сенсорной либо моторной. В таких случаях пациент распознает слова, все осознает, но сам выражается лишь посредством «эмбола» — это один и тот же звук, порой интонации меняются.
Семантическая форма проявляется в нарушениях деятельности затылочной области. В итоге человек не понимает сложных предложений, взаимосвязи между ними в тексте.
Амнестическая форма характерна для тех, у кого повреждена височная зона. Пациенты понимают речь в целом, однако утрачивают способность распознать ряд предметов.
Афферентная афазия характеризуется тем, что пациент путает похожие буквы, может переставлять звуки в слогах. Динамическая форма проявляется в понимании речи, попытках ответа, однако слова расставляются неправильно, и в итоге фраза становится бессмысленной. Человек это осознает, но явления подобного рода неподвластны ему.
Афазия Брока встречается у тех, кто утратил нормальную деятельность в определенном участке головного мозга – центре Брока. Он обеспечивает согласованность артикуляции. В итоге человек способен воспроизводить отдельные слова, расставляет паузы, и ему тяжело переключаться с одного слога на другой. В письменной речи также встречаются похожие явления. При этом пациент нередко произносит рядом слова, значение которых противоположно. Он часто зацикливается на одном и том же звуке.
Физиотерапия для восстановления речи
Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез. Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения. При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи. Не имеет точного подтверждения результативности и тактика биоуправления. Между тем сегодня данную лечебную тактику применяют для визуального контроля над восстановлением речи пациента.
Как распознать
После инсульта может возникнуть такие варианты дисфазии:
- Афазия Вернике. Она сопровождается утратой способности понимания устной и письменной речи. Речь самого пациента обычно сохраняет скорость и интонацию, но не несет никакого смысла: больной выговаривает хаотические буквы, слова и фразы, так как не понимает, что он говорит. Характерны неологизмы – выдуманные новые слова. При большом ишемическом очаге наблюдается симптом «словесного салата», когда речь переполнена неологизмами, непонятными звуками и отрывками слов.
- Афазия Брока. Отличается нарушением формирования, построения и произнесения речи. Больной обычно молчалив, говорит мало (снижена речевая продукция) и мало понятно (нарушена артикуляция). Клиническая картина включает персеверацию – повторение одного и того же слова несколько раз. Пациенту трудно писать, диалогическую речь понимает не полностью, однако через несколько дней эти симптомы проходят.
- Транскортикальная сенсорная афазия. По клинической картине напоминает дисфазию Вернике, но симптомы выражаются меньше. Характерные отличия: беглая речь, малоинформативная, присутствуют парафазии (аграмматизмы и нарушение логической последовательности рассказа).
- Транскортикальная моторная (динамическая) дисфазия. Также напоминает афазию Брока. Пациенту трудно начать говорить (нарушение инициации), он повторяет одни и те же слова несколько раз. Присутствует симптом «словесного салата».
- Тотальная сенсомоторная дисфазия.
Это смешанное расстройство, состоящее из нарушения понимания и воспроизведения речи. Возникает, когда зона ишемии охватила бассейн левой средней мозговой артерии. Часто сочетается с односторонним парезом мышц и нарушением зрения со стороны поражения мозга.
Какова вероятность выздоровления?
Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта относителен, так как точно сказать, сколько понадобится времени на реабилитацию больного, невозможно. Как правило, продолжительная усердная работа со специалистами дает заметные результаты уже через 6 месяцев. Надеяться на спонтанное выздоровление не стоит. В среднем при проведении разносторонней логопедической коррекции речь у пациентов восстанавливается только по истечении 2-3 лет.
Прогноз на выздоровление зависит также от индивидуальных особенностей больного и его возраста. Чаще пожилые люди тяжелее справляются с нарушением речи, крайне редко удается восстановить прежнюю способность общения с окружающими в полной мере. Однако при значительных размерах поражения коры головного мозга мало шансов на полную реабилитацию и у лиц сравнительно молодого возраста. Важно как можно раньше начать лечение и беспрекословно выполнять все врачебные предписания. Успех больного с сенсомоторной афазией на выздоровление маловероятен без помощи близких людей.
Диагностика и лечение
Диагностика афазии производится в тандеме врача логопеда и невролога.
Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:
- «Смотри, перед нами лежат картинки. Здесь ежик тащит пустую корзину, а тут она доверху забита грибами – расположи-ка картиночки по очереди и попробуй рассказать, какая история здесь приключилась».
- «Перед нами лежат фрукты: банан, яблоко, апельсин и киви. И есть четыре корзиночки, на каждой из которых наклеено изображение с такими же фруктиками. Разложи-ка все по местам!»
- «Посмотри-ка! У нас есть послание от волшебника! Только пока оно шло, часть букв вытерлась и смылась дождем – давай вместе попробуем угадать, какие слова потерялись».
- «Прочитали? Теперь надо написать ответ. Я продиктую, а ты записывай внимательно».
- «Давай играть в эхо. Я буду произносить что-нибудь, а тебе нужно будет повторить все точно так же».
- «Я совсем не могу припомнить некоторые фразеологизмы. Сможешь объяснить, что такое «водить за нос»? «Валять дурака»?
- Задуваем свечки на тортике, сдуваем пушинки с одуванчика, облизываемся, как котенок и цокаем языком, изображая стук лошадиных копыт – это позволит выявить артикуляционные сбои.
- «Дотянись до носика языком – сможешь? А верхней губой? Отлично, теперь погладь язычком подбородок, чтобы ему не было обидно».
Главное правило: восстановительное обучение не принесет плодов, если не заниматься постоянно.
Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.
В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.
Немаловажна и спокойная атмосфера. В стрессовых ситуациях афазики теряются, показывая заметно худшие результаты, чем будучи расслабленными.
В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться.
Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.
При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.
Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь. Это и отношения сохранит, и поможет. Восстановление речи при афазии – не только монотонные упражнения, но и обычное живое общение.
Что делать, если в семье пациент с афазией
Родственникам человека, перенесшего инсульт, следует запастись терпением и приготовиться к длительному сложному пути реабилитации. Вернуть речевые функции при сенсомоторной афазии нелегко, но преждевременно опускать руки нельзя. Важную роль в выздоровлении будет играть исключительно позитивный настрой пациента, его целеустремленность и желание работать над собой. В первую очередь больной должен быть уверен, что не является обузой для своего окружения, чувствовать любовь самых близких и дорогих людей.
Чтобы вернуть речь после инсульта, необходимо соблюдать все рекомендации специалистов, регулярно выполнять логопедические упражнения. Да, процесс реабилитации действительно требует значительных усилий, но главное – не отчаиваться! Даже минимальные сдвиги станут стимулом для продолжения лечения и выздоровления.
Сенсорная афазия
Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения. При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.
Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка. Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота. Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.
Виды патологии
В соответствии с особенностями протекания различают несколько разновидностей афазии:
- Моторный тип. Это нарушение речи, при котором человеку трудно произносить слова. Больной может полноценно выговаривать звуки. Пациент нормально воспринимает и понимает обращенную к нему речь. При тяжелой форме патологического процесса полностью отсутствует речь.
- Тотальный вид. Является тяжелым нарушением речи после инсульта. При патологии пациент не воспринимает обращенную к нему речь и не может ее произносить.
- Сенсомоторный тип. Больной не может воспринимать речь. Его слух сохранен и он может говорить. В некоторых случаях во время разговора больной путает слова. Пациент не помнит, как называются предметы и явления.
- Семантический вид. Возможность произношения речи при этом типе патологии сохраняется. Человек не понимает сложные лексические конструкции. Он путает окончания и предлоги во время произношения слов.
Существует несколько разновидностей афазии, которые рекомендуется определять для назначения действенного лечения.
Механизм развития и симптомы
Головной мозг характеризуется наличием нескольких центров, которые являются взаимосвязанными между собой. При их правильной работе человек правильно понимает и воспроизводит речь, может полноценно анализировать сложные речевые конструкции, правильно строит предложения. Нервные волокна связывают между собой все центры, которые располагаются в области висков, темени и по центру мозга.
При инсульте наблюдается отмирание определенного участка головного мозга. Это приводит к повреждению нервных волокон, поэтому человек не может понимать и воспроизводить речь. В период протекания афазии после инсульта сенсорного характера у пациента возникает соответствующая симптоматика.
Такой патологический процесс сопровождается непониманием речи, которая обращена к пациенту. Поговорки и пословицы человек также не может понять. При афазии после инсульта пациенты утверждают, что все окружающие говорят на непонятном языке. Пациент может строить простые предложения со смыслом.
При мнестической афазии человек из предложения, которое обращается к нему, понимает всего лишь несколько фраз. Он начинает произносить первые слова предложения и забывает, о чем речь. В период протекания патологического процесса пациенты очень медленно разговаривают и тщательно подбирают слова. Пациент может проводить замену одних слов другими, которые не подходят по смыслу.
При акустико-мнестической афазии человеком проводится чтение подзаголовков в книгах и газетах, смысл которых он не понимает. Возникают трудности в описании происходящих вокруг событий. Человеку трудно называть предметы своими именами.