.
Современный человек большую часть своего времени проводит на работе. Некоторые не могут забыть о работе, даже находясь дома. Часто из-за работы люди находятся в напряжённом состоянии и переживают профессиональный стресс. Причины развития нервного напряжения у работников разных сфер деятельности свои, а признаки и последствия у всех одинаковые. Стресс на работе и дома снижает интерес человека к жизни, истощает его творческие и интеллектуальные способности. Психологическое напряжение приводит ко многим заболеваниям. Избежать этого помогут специальные упражнения, тренинги, методы снятия стресса.
Профессиональный стресс сопровождает представителей разных пофессий
Виды рабочего стресса
В процессе трудовой деятельности присутствуют раздражающие факторы. Они могут вызывать кратковременные нервные нагрузки. Если их негативное воздействие затягивается, профессиональный стресс становится хроническим. Различают такие виды профессионального стресса:
- Физический. Причины его возникновения – некомфортные условия труда, холод, жара, повышенный уровень шума.
- Информационный. Возникает из-за умственных перегрузок, повышенных требований. Очень часто им страдают люди, которые совмещают две должности или стремительно поднимаются по карьерной лестнице.
- Эмоциональный. Связан с неумением человека адаптироваться к предложенным условиям, расставлять приоритеты, выполнять поставленные задачи. Монотонный рабочий график или резкие смены деятельности являются причинами эмоционального стресса.
- Коммуникативный. Профессиональный стресс вызван неумением работника общаться с коллегами, начальством, отстаивать свои интересы (или, наоборот, промолчать), заводить полезные рабочие знакомства.
Причины стресса на работе могут быть разные, поэтому деление на конкретные виды рабочего напряжения условно. Наиболее подвержены рабочему напряжению люди с низкой самооценкой, повышенной тревожностью. Отсутствие мотивации и чётко поставленных целей также снижает стрессоустойчивость.
Виды профессионального стресса
Профессиональный стресс педагогов: как преодолеть на рабочем месте
Профессия педагога по таблице стрессогенности стоит на 8 месте и набирает по 10-бальной шкале 6,6 балла. Это говорит о том, что работа педагога требуется высокого самообладания, саморегуляции и огромных психологических резервов. Поэтому важно повышать уровень стрессоустойчивости людей, работающих в этой сфере.
Стресс зачастую невозможно предотвратить, но бороться с ним можно и нужно. Для повышения уровня защиты от стрессов существует такое понятие, как стресс-менеджмент. Управление стрессом в профессиональной деятельности включает два этапа:
- работу по обучению на уровне организации в целом;
- работу с каждым сотрудником индивидуально.
Следующие меры обязательны.
- Создание благоприятных условий для работы.
- Создание работающей системы обратной связи с руководством.
- Привлечение сотрудников к решению вопросов и принятию общих решений.
- Работа в команде, грамотное распределение нагрузки и ответственности.
- Социальная поддержка работников.
- Обучение управлению стрессом.
А для определения уровня воздействия неблагоприятных факторов применяется шкала профессионального стресса. Она позволяет понять степень воздействия на человека неблагоприятных факторов, связанных с работой.
Признаки стресса на работе
Постоянный стресс на работе может проявляться по-разному. Признаки стресса на работе индивидуальны для каждого человека, зависят от особенностей организма, типа нервной системы. Можно выделить основные признаки:
- забывчивость;
- невнимательность в работе;
- повышенная утомляемость;
- раздражительность;
- беспричинная тоска;
- потеря чувства юмора;
- отсутствие радости от результатов труда, похвалы и т. п.;
- головные боли;
- боли в спине, желудке;
- потеря аппетита.
Очень часто на фоне психологического напряжения возникает чувство тревоги, беспомощности.
Избавиться от неприятных симптомов можно, если полностью справиться с напряжением на работе.
Успокоиться в стрессовой ситуации можно без таблеток и алкоголя. Эти методы кратковременны и вызывают зависимость
Понятие «стресс». Виды стресса
Стресс
– это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.
Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Первооткрыватель стресса Г. Селье дал следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Существуют два компонента стресса:
1.стресс-фактор
– «требование», то есть то, что воздействует на человека;
2.стресс-реакция
– ответная неспецифическая реакция организма на воздействующий стимул.
Воздействие стресс-фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:
- активацию
стандартных неспецифических реакций, которые развиваются при воздействии любого необычного для организма стимула. - мобилизацию
физиологических систем, которые обеспечивают приспособление именно к данному фактору.
Интенсивность стресс-реакции зависит от
Стадии развития стресса
- «Общая реакция тревоги»
- «Резистентность» («Сопротивление»)
- «Истощение»
Какие бывают причины стресса?
Психологические , которые в свою очередь подразделяются на
Уровни проявления стресса
- эмоционально-поведенческий
- вегетативный
- когнитивный
- социально-психологический
Виды стресса
Эустресс – мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.
Дистресс – дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических процессов.
Факторы, способствующие возникновению дистресса
Факторы, способствующие возникновению эустресса
Наличие опыта решения подобных проблем
В зависимости от проявления стресс-реакции различают несколько видов стресса:
- Острый стресс –
возникает непосредственно в ответ на воздействующий стресс-фактор (т.е. здесь и сейчас). - Отложенный стресс
– характеризуется некоторой «отложенностью» переживаний на определенный период, что может быть связанно с разными причинами. - Накопленный (хронический) стресс
– возникает при непрерывном или регулярном стрессовом воздействии, сила которого, как правило, невелика.
Травматический
стресс
возникает, если:
- Человек оказывается в ситуации, которая выходит за рамки обычного человеческого опыта (например, угроза жизни, гибель людей, насилие, стихийные бедствия).
- Эта ситуация не поддается контролю.
- Возникают интенсивные переживания беспомощности, страха.
Способы адаптации к стрессовой ситуации
Копинг-механизмы (осознаваемые), подразделяются на:
Защитные механизмы (неосознаваемые)
Профессиональный стресс
– это стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. У специалистов ЕДДС, пожарных и спасателей развитие профессионального стресса выражается в форме накопленного стресса.
Проявления накопленного профессионального стресса :
- снижение производительности труда;
- постоянное ощущение внутреннего дискомфорта;
- утрата ценностных мотивов к труду (изменение мотивации деятельности);
- разочарование в результатах собственной деятельности и в себе;
- возникновение психосоматических заболеваний, устойчивых депрессивных состояний.
Профессиональное выгорание
– выработанный личностью защитный механизм в ответ на неблагоприятные для психики воздействия, в сфере профессиональной деятельности. Процесс профессионального выгорания развивается поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса.
Стадии стресса
Следствием профессионального выгорания может стать уход человека из профессии.
П
рофессиональное здоровье –
процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, которые обеспечивают высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.
Три вопроса, ответы на которые помогают сформировать адекватное отношение к собственной деятельности и к возможности реализовывать себя в ней:
- Каковы особенности моей профессиональной деятельности и как они на меня влияют?
- Чем я обладаю, для того чтобы быть успешным в этой деятельности?
- Зачем я выполняю эту деятельность?
Эустресс
– нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни.
Дистресс
– патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.
Стресс
– это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.
Признаки стрессового напряжения
:
- невозможность сосредоточиться;
- частые ошибки в работе;
- ухудшение памяти;
- частое возникновение чувства усталости;
- быстрая речь;
- мысли часто улетучиваются;
- довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
- повышенная возбудимость;
- работа не доставляет прежней радости;
- потеря чувства юмора;
Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности:
- психофизиологической конституцией,
- чувствительностью к воздействиям (сензитивностью),
- особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.
Физиологическими признаками стресса
являются язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.
Психологические проявления
включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.
Стадия тревоги
– это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспособительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить.
Биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряженной готовности – готовности бороться или бежать от опасности.
Стадии развития профессионального стресса
Стресс – это нормальная приспособительная реакция организма, которая регулируется нервной и эндокринной системами. В зависимости от длительности действия раздражающего фактора, выделяют такие фазы развития профессионального стресса:
- Тревога. Первая реакция на раздражитель, в крови повышается уровень адреналина, организм мобилизует силы для борьбы или спасения.
- Сопротивление. Наступает в том случае, если стрессор очень сильный, а его действие затяжное. Результатом адаптации организма к новым обстоятельствам является снижение активности физиологических процессов. Все происходящие на этой стадии изменения обратимы.
- Истощение. Непрерывное действие стрессового фактора приводит к тому, что у организма не остаётся сил на борьбу, защитные механизмы сломлены.
На первых двух стадиях стресс можно побороть самостоятельно. На стадии истощения побороть стресс без посторонней помощи уже очень сложно. Обязательно нужно устранять действие раздражающего фактора или менять своё отношение к нему.
Динамика развития и последствия профессионального стресса
Последствия профессионального стресса
Негативные последствия профессионального стресса связаны со стабильно повышенной концентрацией в крови глюкокортикоидов. Они оказывают влияние на сердечно-сосудистую, нервную, половую и иммунную систему человека.
Последствия затяжного рабочего стресса:
- Нарушения сердечного ритма, повышение артериального давления.
- Гастрит, язвенная болезнь желудка и кишечника.
- Болезни почек.
- Дерматиты.
- Набор массы тела или её резкое снижение.
- Депрессия.
- Алкоголизм.
- Фрустрация (стресс и фрустрация имеют много общего. Она проявляется тревогой, отчаянием, гневом, агрессией).
Стресс и работоспособность руководителя
Стресс в деятельности руководителя возникает очень часто, избежать его трудно. Особенно страдают молодые специалисты, которые только вступили в должность руководителя. Можно выделить такие организационные факторы стресса:
- Необходимость постоянного контроля работы сотрудников.
- Ответственность за результаты работы всех сотрудников.
- Материальная ответственность.
- Низкая мотивация подчинённых.
- Несоответствие между потраченными силами и полученным результатом.
- Завышенные требования высшего руководства.
- Большое количество бумажной работы.
- Межличностные конфликты с деловыми партнёрами, сотрудниками.
- Осуждение подчинёнными работы, поступков, личных качеств руководителя.
При постоянном нервном напряжении работоспособность руководителя снижается. Он не может нормально организовать трудовой процесс, часто срывается на подчинённых. Это ухудшает общую атмосферу в организации.
Стресс руководителя негативно сказывается на работе всего предприятия
Влияние стрессов на работу персонала
Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности являются одним из важных предметов изучения современной психологии. Разрабатываются новые подходы для решения проблемы. Почему возникает рабочий стресс у персонала организации:
- Непонимание работником его места в коллективе и цели деятельности.
- Выполнение одним сотрудником разных обязанностей.
- Достижение пика карьеры, отсутствие дальнейших перспектив роста.
- Длительное отсутствие отпуска.
- Недооцененность работы руководителем.
Перечисленные факторы становятся причиной низкой мотивации сотрудников, что, в свою очередь, вызывает стресс в деятельности руководителя. Формируется порочный круг – подчинённые и начальник раздражают друг друга. Чем быстрее разрешить напряжённую ситуацию, тем быстрее улучшится работа предприятия.
Методы снятия стресса
Как преодолеть стресс? На предприятиях и в офисах уже вошло в традицию устраивать корпоративные вечеринки. Это отличный способ расслабиться, узнать лучше своих коллег, наладить с ними отношения. Однако праздники бывают редко, а в рабочее время стресс в деятельности руководителя и рядовых сотрудников возникает каждый день. Поэтому есть ряд методов, которые позволяют снять напряжение в любой рабочий день:
- Перед выходом из дома на работу необходимо сделать несколько дыхательных упражнений, за завтраком выпить травяной чай с мятой, мелиссой или ромашкой.
- Успокоить нервы на работе помогает дыхательная гимнастика. Как только появляется психологический дискомфорт, можно делать упражнения с замедлением выдоха. Для этого нужно сделать глубокий вдох, посчитать про себя до двух, затем медленно выдохнуть, считая уже до четырёх. Привыкнув к такому упражнению, можно при дыхании вести счёт 3:6 или 4:8. Упражнение расслабляет мышцы, нормализует работу сердца.
- Смена видов деятельности избавляет от умственного перенапряжения. Можно через каждые два часа найти пять минут, чтобы отвлечься на рисование или прослушивание музыки. В обеденный перерыв лучше покидать пределы рабочего помещения. Тогда исчезнет стресс и работоспособность повысится.
- Очень важно поддерживать дружественные отношения с коллегами, общаться с ними на темы, отдалённые от работы. А общение с людьми, которые вызывают неприязнь, лучше свести к минимуму, стараясь соблюдать правила вежливости.
- После работы снимать стресс можно прогуливаясь в парке. Нужно полностью освободить голову от мыслей о работе и проблемах, можно наблюдать за людьми, за природой, птицами, делать фото. Дома можно принять контрастный душ.
Короткий перерыв на музыку избавит от стресса
Профилактические меры
Можно устранять последствия рабочего стресса, а можно постараться не допустить его появления. Для этого запомните следующие советы:
- всегда ищите дело «по душе», а не только ради денег, если оно не вызывает у вас внутреннего отклика;
- не делайте работу единственным смыслом своей жизни, даже если она любимая. Пусть кроме неё у вас будет любимое хобби, так же не забывайте уделять время близким и друзьям;
- берегите себя: заботьтесь о своём физическом и психическом здоровье;
- развивайте гибкость в общении с коллегами и начальством, учитесь снижать степень внутреннего напряжения;
- повышайте самооценку, улучшайте свои профессиональные способности, растите как специалист;
- не пытайтесь найти в работе счастье или спасение – она представляет собой только часть полноценной жизни;
- проявляйте открытость миру, развивайте оптимистичное мышление – и тогда вы, скорее всего, никогда не узнаете, что такое выгорание на работе!
Стрессы в отдельных профессиях
Самые нервные и эмоционально затратные профессии – это те профессии, которые предполагают работу с людьми, они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Рассмотрим напряжения в некоторых профессиях такого типа.
Учитель и воспитатель
Работа с детьми связана с ежедневным нервным напряжением, которое снижает трудоспособность учителя.
Основные стрессовые факторы в работе педагога:
- Монотонное повторение одного и того же материала.
- Необходимость следования чёткой программе, которая не всегда удовлетворяет учителя.
- Дополнительная нагрузка в виде проверки тетрадей, ведения журналов.
- Ощущение недооцененности труда со стороны государства.
- Претензии родителей учеников.
- Поведение учеников, их конфликты между собой.
- Отсутствие свободного времени.
Воспитатели и учителя начальной школы испытывают напряжение в основном из-за повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей.
Учителям средней школы приходится вести уроки с разными возрастными группами, дети в которых имеют разный социальный статус.
Необходимость перестраиваться с одного класса на другой, переходить от более сложного материала к более лёгкому и наоборот, создаёт дополнительную нагрузку. Постоянный рабочий стресс снижает уровень эмпатии.
Для снятия эмоционального напряжения у педагогов был специально разработан комплекс простых физических упражнений. Делать их можно в любое время. Вот простые упражнения для снятия стресса:
- Напрячь пальцы ног на 5 секунд, расслабить.
- Напрячь икроножную мышцу левой ноги, расслабить, затем правой ноги.
- Напрячь коленки, расслабить.
- Напрячь бедра и ягодицы, расслабить.
- Напрячь мышцы живота, расслабить. Надуть живот, втянуть.
- Слегка поднять плечи, расправить их назад, расслабить.
- Наклонить голову вправо-влево, посмотреть вперёд.
- Сделать глубокий вдох, медленно выдохнуть.
Стресс и работоспособность – несовместимые понятия. Поэтому психологи дают рекомендации учителю: никогда не кричать на учеников. Это вредит не только детям, но и педагогу, его силы быстро исчерпываются.
Если ситуация выходит из-под контроля, лучше просто выйти на 2–3 минуты из класса и успокоиться.
Для учителя очень важно умение абстрагироваться. Оно поможет сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Не получится всегда держать класс под контролем, помогать, решать проблемы каждого ученика. Главная задача – доступно изложить материал по программе, оказать помощь тому, кто её просит.
В работе учителя важно умение абстрагироваться
Юрист
Кроме знания законов юристу, нужно иметь высокую стрессоустойчивость. Только так можно сохранить психическое и физическое здоровье на долгие годы, предотвратить рабочий стресс.
Психологическое напряжение в деятельности юристов возникает из-за:
- высокой конкуренции;
- требования клиентов;
- перемены в законах и подзаконных актах;
- необходимости идти вразрез со своими морально-этическими принципами.
У прокуроров и судей серьёзную нагрузку на психику оказывает власть. Многие переживают деформацию личности, начинают злоупотреблять служебным положением. Необходимость постоянно иметь дело с худшими проявлениями людей со временем может привести к немотивированному причинению вреда окружающим. Многие юристы утверждают, что победить профессиональный стресс им помогают спортивные тренировки, занятия творчеством в свободное время. Сснизить нагрузку можно и с помощью планирования рабочего дня.
Сотрудник ОВД
Служба в органах внутренних дел всегда сопровождается повышенными нервными нагрузками. Нормально справляться с обязанностями могут только граждане с высоким уровнем правосознания, психологической устойчивостью и физической работоспособностью. Причины возникновения стрессов у сотрудников ОВД:
- Повышенная ответственность за результаты действий и их последствия.
- Конфликт между долгом, обязанностью и моральными качествами.
- Агрессивная реакция граждан на действия со стороны сотрудников ОВД.
- Негативное моральное воздействие преступников.
- Постоянная готовность к экстремальной ситуации.
- Необходимость одновременно прогнозировать несколько вариантов развития событий.
После длительной работы с преступным миром могут возникать навязчивые мысли, параноидальные состояния, появляется гипертрофированное чувство права на насилие.
Чтобы сохранить здоровый рассудок сотрудников, необходимо предоставлять им время на адаптацию после выполнения каждого задания. В отделе обязательно должен работать психолог.
Периодически нужно повышать квалификацию сотрудников, их общий моральный и культурный уровень. Это основные способы борьбы со стрессом в ОВД.
Работник МЧС
Работа в МЧС все время сопряжена с риском для собственной жизни и ответственностью за жизнь и здоровье других людей. Основные факторы нервного напряжения:
- ожидание экстремальной ситуации;
- боязнь ошибки.
Существуют механизмы накопления профессионального стресса: хронический и травматический. Хронический связан с напряжённым характером повседневной деятельности. Травматический рабочий стресс у работников МЧС стресс возникает тогда, когда они переживают ситуацию, выходящую за рамки их обычного опыта.
Ликвидация стихийных бедствий, пожаров, спасение людей от смерти – специализация работников МЧС, но каждая новая ситуация отличается от предыдущей, трудно что-либо спрогнозировать. Именно это вызывает профессиональный стресс.
Профилактикой деформации личности и эмоционального выгорания в МЧС занимаются целые научные институты. Они разрабатывают и внедряют новые современные подходы к анализу профессионального стресса. С сотрудниками проводятся тренинги по самоконтролю, обучению навыкам экстренной релаксации.
Тематические страницы > Здоровый образ жизни > Рекомендации специалистов > Рекомендации по управлению стрессом на рабочем месте
Рекомендации по управлению стрессом на рабочем месте
Проблема
Стресс на работе — весьма частое и вредное по своим последствиям явление. Организация Объединенных Наций в своем отчете называет стресс на рабочем месте «чумой двадцать первого века». По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим психологическим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.
По мнению экономистов, болезни, связанные со стрессами, обходятся организациям в миллиарды рублей (лечение, компенсации рабочим, потери, связанные с прогулами и текучестью кадров). Стресс прямо или опосредованно выступает одной из главных причин коронарной недостаточности, рака, легочных заболеваний, различного рода травм, самоубийств, а также многих других серьезных заболеваний.
Наносимый вред, механизмы, последствия
По данным опросов, проводимых страховыми компаниями:
— 1000000 отлучек с рабочих мест был вызван стрессами,
— 27% опрошенных работников различных фирм заявили, что к большинству стрессов в их жизни привела работа,
— 45% заявили, что стрессы, связанные с работой, имеют очень высокий или чрезвычайно высокий уровень,
— одна треть рабочих думали об уходе исключительно из-за стрессов, связанных с работой,
— 70% заявили, что стресс на работе снизил их физическое и умственное здоровье.
Наиболее частые проявления стресса: повышенная нервозность, тревожность, повышение кровяного давления, гневливость, раздражительность, усталость, подавленность, депрессия.
Стрессогенные факторы:
Физические и гигиенические условия работы:
— температура окружающего воздуха (значительное повышение или понижение вызывает стресс);
— уровень освещенности (значительное повышение или понижение вызывает стресс);
— качество воздуха (загрязнение воздуха посторонними веществами вызывает стресс);
— шум, вибрация (значительное увеличение вызывает стресс);
— уплотненность, скученность рабочих мест;
— изолированность рабочего места;
— соответствие работы биологическим ритмам организма (например, сон-бодрствование, время приема пищи и др.) (чем более не соответствует, тем выше стресс);
— монотонность работы либо, наоборот, «гонка», авралы;
— наличие и продолжительность перерывов для восстановления сил (чем больше и продолжительнее, тем ниже уровень стресса).
Факторы эмоционального плана:
— уровень ответственности (чем выше, тем выше стресс);
— реалистичность ожиданий от работника (чем менее реалистичны, тем выше стресс);
— степень опасности для жизни и здоровья работника (чем выше, тем выше стресс).
Информационные факторы:
— конкретность и определенность должностных обязанностей (чем конкретнее, тем ниже стресс);
— четкость и ясность алгоритмов работы (чем четче и яснее, тем ниже стресс);
— уровень эвристичности деятельности (чем выше, тем выше стресс);
— уровень обучения рабочим навыкам и управлению необходимым оборудованием (чем ниже, тем выше стресс).
Коммуникативные факторы:
— уровень в иерархической структуре организации (чем выше, тем выше стресс);
— стиль управления руководства (чем более «ядовитый» и критикующий, тем выше стресс);
-возможности для общения с коллегами (чем больше, тем ниже стресс).
Ниже приведен примерный уровень стресса, испытываемый работниками разных профессий (по данным исследований):
Профессия | Балл |
Шахтер | 8,3 |
Пилот гражданской авиации | 7,5 |
Журналист | 7,5 |
Строитель | 7,5 |
Зубной врач | 7,3 |
Актер | 7,2 |
Политический деятель | 7,2 |
Общественный деятель | 7,0 |
Врач общей практики | 6,8 |
Учитель | 6,2 |
Водитель автобуса | 5,9 |
Продавец | 5,7 |
Дипломат | 4,8 |
Фермер | 4,8 |
Почтальон | 4,0 |
Программист | 3,7 |
Работник музея | 2,8 |
Библиотекарь | 2,0 |
Влияние стрессов на различные системы организма.
Система кровообращения. Есть многочисленные свидетельства значительного влияния психологического состояния человека на развитие болезней сердца. Беспокойство, страх, гнев способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Стресс приводит к выделению дополнительных гормонов, увеличивающих частоту сердечных сокращений и уровень артериального давления, кровеносные сосуды сужаются. Все это может привести к инфаркту и инсульту.
Костно-мышечная система. Стресс в соответствии с синдромом борьбы или бегства вызывает напряжение мышц, независимо от того, реальна угроза или воображаема. Мышцы создают дополнительную нагрузку связкам, сухожилиям, суставам, что порождает их боли. Кроме того, со временем мышцы слабеют и устают, отсюда и головные боли, боли в спине, шее, лопатках, коленях.
Пищеварительная система. При сильном стрессе слюнные железы прекращают выделение слюны, либо, наоборот, резко его увеличивают. Желудок увеличивает секрецию кислот, создавая избыточную кислотность, провоцирующую тошноту, изжогу, приводящую к возникновению язвы желудка. Другой возможный результат стресса — диарея.
Иммунная система. Стресс снижает иммунитет, открывая доступ различного рода инфекциям. Кроме того, результаты недавних исследований (2006 г.) британских ученых подтвердили связь онкологических заболеваний и сильных эмоций (прежде всего, страха).
Дыхательная система. Известно большое количество случаев, когда сильный стресс (смерть в семье, автомобильная авария, а иногда и простой визит к стоматологу) вызывал приступы астмы.
Как видим, сам по себе стресс редко вызывает серьезные заболевания, однако он явно способствует тому, что «выходит из строя» наиболее ослабленная часть организма. Увы, при сильном хроническом стрессе этот «выход из строя» необратим.
Люди по-разному реагируют на стресс. Специалисты выделяют физиологические и психологические реакции.
Физиологические реакции:
— реакция тревоги — сложные телесные и биохимические изменения, отражающие попытку организма восстановить нормальное функционирование; люди жалуются на лихорадку, боли в мышцах и суставах, потерю аппетита и общее чувство усталости;
— стадия сопротивления — симптомы стадии тревоги исчезают, и физиологическая сопротивляемость повышается относительно нормального уровня, чтобы справиться с продолжающимся стрессом. Однако увеличивается секреция различных желез, понижается сопротивляемость инфекциям;
— стадия истощения — наступает, если стресс сохраняется слишком долго. Организм уже не может продолжать выделять повышенное количество гормонов и адаптироваться к продолжающемуся стрессу, вновь возникают симптомы реакции тревоги, но, как правило, в более выраженной форме. Нередко истощение приводит к эмоциональному опустошению, деперсонализации, ощущению неудачи. Человек постоянно чувствует себя усталым и на работе, и в свободное время.
Психологические реакции на стресс в значительной степени определяются тем, как мы воспринимаем окружающий мир. Люди с пессимистичным взглядом на мир переживают стресс тяжелее, чем оптимисты. Как правило, автоматическая бессознательная реакция на стресс — включение того или иного защитного механизма:
Защитные механизмы | Определение |
Подавление | Исключение неприемлемых идей или переживаний из области сознания |
Отрицание | Восприятие угрожающих объектов как безобидных |
Фиксация | Определенный вид вознаграждения сохраняет свою актуальность и после того, как человек проходит стадию, на которой оно было уместным |
Регрессия | Возвращение к поведению, больше соответствовавшему ранней стадии развития |
Рационализация | Оправдание неприемлемого поведения какими- либо «убедительными» доводами |
Интеллектуализация | Снижение тревожности с помощью эмоционально отчужденного анализа ситуации |
Проекция | Приписывание наших неприемлемых идей или переживаний другим |
Перенос | Угрожающие идеи или импульсы направляются на менее угрожающие объекты |
Сублимация | Перевод социально неприемлемых побуждений в приемлемые виды поведения |
Отреагирование | Снижение тревоги или неприятного напряжения с помощью их выражения в открытом поведении |
Формирование реакций | Развитие осознаваемых переживаний и поведения, противоположных бессознательным и вызывающим тревогу |
Стресс также вызывает широкую гамму эмоциональных переживаний, от веселого возбуждения перед лицом незначительного нового стрессогенного фактора до более типичных негативных эмоций гнева, страха, ревности и уныния.
Поведение людей в сложной ситуации отчасти зависит от интенсивности переживаемого стресса. Мягкий стресс прибавляет нам энергии, делает более бдительными, активными и находчивыми. Однако умеренный стресс уже может оказать разрушительное влияние на нашу жизнь, в частности, на сложные виды поведения, например, написание научной работы. В состоянии умеренного стресса человек становится менее чувствительным к окружению, легко раздражается и чаще склонен следовать определенным компенсаторным стратегиям. Сильный стресс подавляет поведение и приводит к апатии (упадку чувств) и неподвижности, как, например, у больных с тяжелыми формами депрессии, ощущающих свою беспомощность перед лицом неодолимых препятствий или потерь.
Что можно изменить при воздействии на этот фактор?
Известно, что риск для здоровья можно уменьшить, снизив уровень стресса до мягкого (см. выше), т.е. не позволяя ему «задерживаться» на стадии сопротивления и, тем более, переходить в стадию истощения. Так, результаты одного из проведенных исследований показали, что повышенный уровень особых защитных белков, вырабатывающихся в ответ на стресс, увеличивает продолжительность жизни. Кратковременный физиологический стресс приводит к долгосрочным положительным последствиям для клеток, так как выделяется большое количество белков, захватывающих все поврежденные или неправильно построенные белки. Овладение субъектом разнообразным репертуаром копинг-стратегий (см. ниже) значительно повышает уровень его социальной адаптации вообще и успешность профессиональной деятельности, в частности, увеличивает шансы карьерного роста.
Полное же освобождение от стрессов вызывает скуку, апатию, снижает мотивацию к труду и знаниям, общую энергетику организма, поэтому вряд ли должно рассматриваться как цель оздоровительной работы.
В организационном плане нужно учитывать, что:
— стресс увеличивается, если возможности контроля работником за своей деятельностью уменьшаются, а психологические требования к нему (рабочая нагрузка, ответственность, монотонность деятельности и др.) растут;
— стресс уменьшается, если контроль растет, а психологические требования уменьшаются;
— стресс уменьшается, если увеличивается социальная поддержка со стороны сослуживцев и администрации, а также членов семьи.
Меры воздействия
Нередко человек автоматически, непроизвольно использует способы снижения стресса, которые можно назвать «житейскими».
1. Еда, выпивка или курение.
Пример: люди, переедающие, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками или курящие больше обычного, будучи в состоянии стресса.
2. Плач, смех или ругань.
Пример: люди, находящие временное облегчение в плаче, любящие пошутить перед экзаменом или начинающие ругаться, сделав ошибку.
3. Прикосновения или сексуальная активность.
Пример: люди, начинающие прижиматься или обниматься с другими в тяжелую минуту, или те, кто ищет облегчение от депрессии в увеличении сексуальной активности.
4. Снятие напряжения в работе или игре.
Пример: люди, снимающие стресс интенсивными физическими упражнениями, спортом или какими-либо видами отдыха.
5. Проговаривание и обдумывание переживаний.
Пример: люди, снимающие напряжение путем обсуждения своих проблем с сочувствующими слушателями, или люди, предпочитающие обдумывать их в одиночестве.
Поведение человека, направленное на преодоление стрессовой ситуации, в которой он оказался, специалисты называют копинг-стратегиями. В теории копинг-поведения, основанной на работах психологов Р.Лазаруса и С.Фолькмана, выделяются основные, базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание». Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым, способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи мысленных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно справляться со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины — как за инструментальной, так и эмоциональной. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые — доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент стресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах.
Сознательное использование копинг-стратегии позволяет значительно снизить уровень испытываемого стресса.
Для целенаправленного снижения стресса на работе необходимо произвести непредвзятую оценку собственно работы и своего рабочего места. Нужно выяснить:
— какие условия на работе создают негативные эмоции,
— какие условия можно изменить самостоятельно,
— какие ситуации нельзя изменить и необходимо принять такими, какие они есть,
— стоит ли их принимать или следует уйти.
Если принято решение остаться и попытаться изменить некоторые условия работы, то можно воспользоваться как преимущественно физиологическими, так и психологическими методами и приемами.
Следует начать с формирования оптимистичного взгляда на мир. Это связано с известной зависимостью: чем более негативная информация на уме, тем более негативную реакцию проявляет тело.
Важный навык, который необходимо сформировать, — уверенность в себе. Если руководство загружает подчиненных все новыми и новыми обязанностями, нужно уметь говорить «нет».
Общение с коллегами, обсуждение с ними их и своих профессиональных трудностей — один из эффективных способов снижения стресса.
Вот несколько советов.
Если во время работы вы почувствовали, что какая-то ситуация или замечание в ваш адрес «выбили вас из колеи», не реагируйте сразу. Не кричите в ответ, даже если критика или замечания были вызывающе несправедливыми или обидными. Сделайте паузу. Если возможно, уединитесь. Скажите коллегам, что у вас срочный звонок, назначена встреча и т.д. Отдышитесь и вспомните, что жизнь продолжается. Взгляните на себя в зеркало (или мысленно представьте, как вы сейчас выглядите). Не слишком хорошо? Психологи давно установили, что наше тело и эмоции взаимно влияют друг на друга. Распрямите спину, поднимите голову, расправьте плечи. Вы сразу почувствуете себя лучше. Посидите минуту с закрытыми глазами. Подумайте о чем-то отвлеченном — недавно увиденном фильме, прочитанной книге и т.д. Если вы напряжены, не поддавайтесь желанию выпить кофе с булочкой или закурить. Можно использовать только жевательную резинку, таблетки с мятой или маленькую дольку шоколада, причем не жевать его, а рассасывать. Можно выпить чашку горячего сладкого чая.
Заметно снизить стресс позволяет элементарная организация труда:
— уборка в конце рабочего дня рабочего места от лишних бумаг, инструментов, приборов, мусора и др.;
— ежевечернее (в конце рабочего дня) планирование следующего дня с указанием приоритетности каждого дела, при этом завтра необходимо придерживаться составленного плана;
— руководителю надо подумать о делегировании подчиненным некоторых своих полномочий;
— недопустимо пропускать обед или перерывы, на это время лучше покинуть рабочее место, иначе отдых не будет полноценным;
— во время перерывов желательно выполнить несколько физических упражнений (махи руками, ногами, несколько приседаний), хорошо, если удастся подобрать подходящий комплекс упражнений, также эффективна энергичная ходьба (прогулки).
После работы можно заняться спортом, своим хобби или просто прогуляться по улице.
Физические упражнения — один из лучших способов справиться со стрессом. Выделяют обычно упражнения для тренировки сердечно-сосудистой системы, на растяжение и силовые упражнения. Можно заниматься каким-то одним видом либо придумать себе комплекс, включающий по несколько упражнений каждого вида. Эффективны для снижения стресса также глубокое диафрагмальное дыхание, аутогенная тренировка и медитации.
Итак, обобщая сказанное, отметим, что есть четыре метода, позволяющие противостоять как производственному, так и любому повседневному стрессу:
— укрепление общего состояния здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и др.;
— изменение ситуации, т.е. устранение того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно;
— изменение отношения к ситуации;
— уметь расслабляться и не пребывать в обычном для стресса напряжении.
Механизмы поддержки
Организация рабочей среды, в которой поощряются доброжелательные взаимоотношения: каждый понимает, что может рассчитывать на поддержку других.
Эффективная индивидуальная поведенческая психотерапия.
Групповая поведенческая психотерапия.
Семейная психотерапия, направленная на гармонизацию взаимоотношений в семье.
Часто задаваемые вопросы
Правда ли, что люди, испытывающие частые стрессы, полнеют? Сам по себе стресс не вызывает повышения массы тела. Однако некоторые люди, пытаясь справиться со стрессом, начинают переедать (чувство сытости, действительно, несколько снижает ощущение стресса). Вот это переедание и приводит к полноте. Людям, работа которых связана с частыми стрессами, следует контролировать прием пищи.
Какой вид спорта позволяет наиболее эффективно преодолеть стресс? Любые занятия спортом помогают снизить уровень стресса. Главное, чтобы занятие ими доставляло удовольствие. Кстати, речь идет именно о спорте для удовольствия, спортивные соревнования, погоня за рекордами сами нередко выступают источниками стресса.