Комплекс неполноценности (заниженная самооценка) у детей и подростков. Признаки и причины его возникновения

Самоуважение — главный ключ к успеху в жизни. Развитие позитивной самооценки или здоровой самооценки чрезвычайно важно для счастья и успеха наших детей. Как родители, мы хотим, чтобы наши подростки чувствовали себя уверенно в том, кто они есть.

Реальность такова, что подростковые годы полны перемен, поэтому часто происходит так, что детская самооценка заниженна.

Важно!

Мозг подростка переживает «перестройку», в результате которой родители и подростки могут испытывать чувство разбитости, истощения и растерянности.

Неважно мальчик это или девочка, когда подростки ищут свое место в мире, многие борются в ситуациях, и бросают вызов убеждениям о себе, к которым они цеплялись годами.

Дети с низкой самооценкой чувствуют себя неуверенно. Если они думают, что другие не примут их, они могут не присоединиться. Они могут позволить другим плохо с ними обращаться. Им может быть трудно постоять за себя. Они могут легко сдаться или вообще не пытаться. Детям с низкой самооценкой трудно справиться, когда они ошибаются, проигрывают или терпят неудачу.


Девочка стоит, закрыв глаза

Ребенок с низкой самооценкой будет:

  • избегать пробовать новые вещи;
  • чувствовать себя нелюбимым и нежеланным;
  • обвинять других в своих недостатках;
  • чувствовать или притворяться эмоционально равнодушным;
  • не будет воспринимать свои таланты и способности;
  • легко попадать под влияние других людей.


Мальчик с нарисованными на доске руками

Особенности восприятия мира в зависимости от темперамента ребенка

Подростковый возраст начинается в 11 и длится до 15 лет. Именно на этом этапе ребенок переходит от детства к зрелости. Этот период еще называют «критическим», потому что происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации и биологической зрелости юношей и девушек. Индивидуальной особенностью несовершеннолетнего, как и других индивидов, является темперамент. Именно он часто влияет на то, как подросток воспринимает все, что с ним происходит. Черты темперамента заложены в человеке на генетическом уровне, и сильно их видоизменить нельзя. Как поднять самооценку и уверенность подростку? В этом могут помочь следующие сведения:

  • Сангвиники в подростковый период обладают повышенной активностью, энергичные, работоспособные, легко принимаются за новые дела. Таких детей «сложно выбить из седла».
  • Холерики очень активные, несдержанные, вспыльчивые, нетерпеливые. Иногда они впадают в крайность, их самооценка то падает, то поднимается.
  • Флегматики менее чувствительны и эмоциональны. Они редко смеются и остаются спокойными при неприятностях. Флегматики более уверенны в себе. Терпеливость и выдержка помогают им обладать собой.
  • С меланхоликами дела обстоят труднее всего. У них высокая чувствительность и большая инертность. Это часто ведет к слезам, обидчивости. У меланхоликов часто проявляется неуверенность в себе.

В подростковом возрасте складываются и закрепляются черты характера. Очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал все, что с ним происходит. Поэтому очень важно следить за уровнем самооценки подростков.

Влияние родителей на самооценку подростка.

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков. Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя». Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей». Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-кон-цепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Берне Р.). Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей. В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка. Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я. Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

Последствия низкого самовосприятия в юношеском возрасте

Часто психическое и физическое здоровье девочки или парня зависят от уверенности в себе. Родителям не стоит забывать об этом. Вот к каким негативным последствиям может привести низкая оценка себя:

  • теряется устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • возникает депрессивное настроение;
  • появляются различные страхи;
  • нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.

Конечно же, ни один родитель не желает, чтобы такое происходило с его ребенком. Поэтому очень важно помочь несовершеннолетним поднять уверенность в себе. Психологи рекомендуют советы и упражнения, как поднять самооценку подростку.

«Ты самая красивая на свете»

Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.

Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.

Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?

  • Больше критикую, чем хвалю 44%, 83 голоса
    83 голоса 44%

    83 голоса — 44% из всех голосов

  • Хвалю и критикую примерно поровну 37%, 70 голосов

    70 голосов 37%

    70 голосов — 37% из всех голосов

  • Больше хвалю, чем критикую 19%, 36 голосов

    36 голосов 19%

    36 голосов — 19% из всех голосов

Всего голосов: 189

21.05.2018

×

Вы или с вашего IP уже голосовали.

Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе. Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств.

Родителям следует избегать критики и конфликтов на почве успеваемости, терпеливо помогать зубрить таблицу умножения и решать задачи про поезда.

Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.

Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.

Чтобы поднять самооценку подростку, необходимо всеми силами сохранять контакт с ребенком, объясняя ограничения внешними факторами: «Ты еще несовершеннолетний, нужно подрасти и набраться опыта». Учить отрока рефлексии, анализу ситуаций и доверию к старшим.

Роль родителей в формировании личности подростка

Часто парни и девушки всячески демонстрируют свою значимость, но внутри имеют очень много сомнений. Каждый их шаг во взрослую жизнь для них сложный, и они проявляют нерешительность. Важно помочь детям пережить этот этап, научиться самим не раздражаться. Родители должны правильно наладить общение с подростками, чтобы те не выражали свою значимость протестом. Ведь если у несовершеннолетних не получается контакт с родителями, то они бурно выплескивают эмоции, могут уходить из дома. Именно в этом возрасте некоторые привыкают к наркотикам, курению. Влияние улицы очень большое. Важно, чтобы дети приходили домой не просто на ночлег. Подросткам очень хочется быть лидерами перед своими сверстниками.

Как повысить самооценку своей дочери или сына, должен знать каждый родитель. Для начала нужно принять и понять позицию своего ребенка. Поддержка в этот момент очень важна. Укоры и сравнения не всегда дают результаты. Пора начинать смотреть на подростка как на взрослого. Уважение, мягкая форма общения, возможность самовыразиться — вот что нужно несовершеннолетним.

Непостоянство уровня самооценки

Уровень самооценки может измениться: есть немало способов избавиться от комплекса неполноценности и стать уверенным в себе человеком. Более подробно можно прочитать в статье Как стать уверенным в себе?. Среди знаменитых людей, добившихся успехов, есть множество тех, кто в детстве имел низкую самооценку, но сумел справиться с ней. Уровень самооценки может стать ниже из-за серьезных неудач, длительной стрессовой обстановки, проблем общения с родителями и т.д.

Формирование самооценки подростка

Психологи утверждают, что заниженная самооценка наблюдается у 90 % подростков. К этому нужно быть готовым. Родители должны знать, как поднять самооценку подростку, помочь ему в этот непростой период. Помните, что родительские замечания и упреки только больше занижают самооценку детей. Важно не навредить им.

Стоит разобраться, что же такое самооценка. Она включает в себя анализ подростком своих физических характеристик, поступков, нравственных качеств, способностей. Самооценка зарождается именно в подростковый период. Она проходит несколько ступеней. Сначала появляется наивное неосведомленность происходящего, потом возникает колеблющаяся самооценка. Центр внимания подростков переносится на то, что скрыто внутри.

Самооценка определяет социальную адаптацию личности, регулирует ее поведение и деятельность. Иногда формируется завышенная оценка себя, а в других случаях — заниженная. Здесь важно найти золотую серединку. Сколько бы мама в этот момент не убеждала своего сына в том, что он привлекательный, он затаит сомнения, если ни одна девочка в школе не обращает на него внимания.

Динамика самооценки.

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков. Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим. В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Пограничные расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности. «Пограничное сознание» — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики. Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением. Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего » Я?» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне. Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми. Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них. У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу. Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Особенности в юношеском возрасте

Сложный и противоречивый период формирования самоанализа у подростка определяет то, насколько он будет успешным во взрослой жизни. Хорошая самооценка поможет нормально взаимодействовать с противоположным полом, идти к поставленным целям, добиваться успехов. Одной из особенностей этого периода является то, что у несовершеннолетних начинает падать авторитет родителей. Если сверстники видят подростка красивым, умным, веселым, то он ценит себя. Если однолетки реагируют на него негативно, то самооценка опускается вниз. Только не нужно отступать в сторону, важно помогать ребенку. В этот период детям хочется все испытать через собственный опыт. Поэтому советы должны быть очень корректными.

ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, и, прежде всего – самооценки, самоидентификация, становление самосознания, восприятие нравственных норм и ценностей. В школьные годы идет активный поиск смысла жизни – формируются новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к самоопределению. Однако часто школьное обучение стоит как бы в стороне от решения этих задач, так как образование школьников в традиционной школе в основном направлено на овладение определенным объемом знаний по отдельным дисциплинам, мало связанными друг с другом и с жизненными задачами подростка.

В этот период особенно важно создать условия подростку для формирования адекватной, полноценной, социально- активной личности, обладающей собственным достоинством и осознающей свою самоценность, — личности с адекватной самооценкой. Самооценка в значительной степени определяет социальную личность и прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности

Социальная компетентность — сложное понятие, под которым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности. «Подтверждение со стороны других адекватности социального поведения субъекта, его способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей.»

Составной частью социальной компетентности является самооценка. Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, свои поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Люди бывают с заниженной, завышенной и с адекватной самооценкой. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки. Без этого очень трудно самоопределиться в жизни.

Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, и, прежде всего – самооценки. А так же самоидентификация, становление нравственных норм и ценностей.

Подростки стремятся как можно быстрее войти во взрослую жизнь, желают обладать всеми привилегиями взрослых, избавиться от опеки родителей, но при этом совершенно не готовы к самостоятельной жизни. Не понимают, что за привилегии взрослых приходится платить повышенной ответственностью за свои поступки. Они торопятся получить свой жизненный опыт. Физиологически некоторые подростки, особенно девочки даже в 15 лет уже готовы к вступлению в интимные взаимоотношения с противоположным полом. Они сознательно идут на это, зачастую не понимая, какая на них в результате ложится ответственность, не только за свою жизнь, но за жизнь будущих детей.

Учащиеся нашего центра образования поступают к нам на обучение в возрасте 12 лет и старше. Как правило, это дети с девиантным поведением, со слабой мотивацией к обучению. Большинство наших учащихся проживают в неполных семьях, многие из них из них состоят на учете в полиции. Данная категория подростков отличается неадекватной самооценкой. Несмотря на то, что наши учащиеся не были успешными на прошлом месте учебы, в основном они имеют завышенную самооценку. Некоторые из них имеют сильно заниженную самооценку. Сложно сказать какая из этих крайностей наносит больший вред развитию личности подростка.

В результате анкетирования проведенного среди учащихся 8-9 классов было выявлено, что большая часть из них — 62 % имеет завышенную самооценку, меньшая – 35 % имеет заниженную самооценку, и только 3 % учащихся имеют самооценку приближенную к адекватной.

Если самооценка подростка занижена – это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т. п. К заниженной самооценке приводит множество причин: отсутствие родительского внимания, равнодушие со стороны взрослых, или другая крайность – гиперопека, постоянная критика, завышенные требования к ребенку. Все это подрывает развитие здорового чувства собственного достоинства. Такие учащиеся зачастую пытаются компенсировать свои комплексы повышенной агрессивностью, демонстративным поведением, употреблением алкоголя и психоактивных веществ.

Подростки, имеющие завышенную самооценку считают, что по окончании школы они поступят в училище или институт, а затем смогут работать руководителями предприятий, или будут иметь свой бизнес. Некоторые всерьез предполагают, что образование и вовсе ни к чему. Они уверены, что и без образования смогут успешно вести свой бизнес, получая заработную плату не менее 40-50 тыс. рублей в месяц. За меньшее, с их слов, они не готовы работать. Возможно это бравада, но когда им предлагают реальную работу через молодежную биржу труда, услышав предлагаемый уровень зарплат (6-8тыс. рублей) они сразу отказываются от данной работы. Таким образом, закончив учебу, многие наши учащиеся, сталкиваясь с реальностью, теряются и не могут найти себя в этой жизни.

Оказывается, что в 17-18 лет они еще плохо представляют себе, где бы они могли работать, по какой специальности и какую за это можно получать заработную плату. Многие из них не знают, где работают их родители, и что конкретно они делают на работе. Но зато они хорошо представляют, какой марки автомобиль они хотят иметь, какой модели айпад купить, в какой клуб сходить отдохнуть. Хуже обстоит дело с тем, что бы выстроить у себя в голове реальную модель достижения этих целей. Некоторые так и не найдя законного пути к получению желаемого становятся на путь криминала. Это для них быстрый, пусть и не безопасный, путь удовлетворения своих потребностей. Многие из учащихся никогда не выполняли никакой работы и даже не имеют обязанностей по дому. Плеер, компьютер, телефон вот те предметы, с которыми они научились обращаться в совершенстве.

Некоторые наши ученицы вполне серьезно считают целью своей жизни выйти замуж за очень состоятельного человека, желательно за олигарха. Но когда их начинаешь спрашивать, каким образом они собираются достичь своей цели, то они теряются. Простой вопрос: где вы собираетесь встретиться с олигархом? Ставит их в тупик. О соотношение между количеством олигархов и девушек мечтающих выйти за них замуж они не задумываются. Главным условием успеха девушки считают хорошо выглядеть и быть красиво одетой.

Завышенная самооценка приводит к необоснованной самоуверенности. Такой человек часто игнорирует неудачи ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неудачи предстают как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких подростков оказывается просто катастрофической. Здесь важна роль семьи в формировании положительной самооценки учащегося. В ученическом коллективе, в школе, а особенно в семье, каждый подросток должен стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.

Формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливой оценки родителей, учителей, одноклассников. Важно помочь поверить учащемуся в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом главная роль, конечно, родителей, но не все они готовы к этой роли, и тогда на первый план выходит педагог. Часто именно с нами ребенок делится своими успехами и неудачами, поэтому мы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.

Одним из способов сформировать у учащихся адекватную самооценку может быть участие в различных социальных проектах и деловых играх.

— в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог.

— работать с официальными документами, отстаивать свое мнение, развивать навыки работы в команде;

— привлекается внимание к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;

— ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.

Советы родителям и педагогам, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка

  • Не оберегайте подростка от серьезных дел, позволяйте ему самому принимать решения. Не стремитесь за него решить все жизненные проблемы. Но и не ставьте перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Оставляйте ребенку право выбора.
  • Не перехваливайте подростка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Поощряйте инициативу.
  • Не сравнивайте одного ребенка с другим. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь показывать детям свою любовь!

Самооценка девочки-подростка

Мама вполне может убедить несовершеннолетнюю дочку в ее успешности. Как повысить самооценку девочке-подростку? Для начала помогите ей ухаживать за собой. Отведите в парикмахерскую, салон красоты. Девочке очень важно ощущать себя красивой, ухоженной, важной, ценной. Только не нужно заставлять это делать, найдите способ завлечь дочку на добровольных началах. Отличной идеей будет провести фотосессию в новом образе. Можете отдать дочку на курсы по созданию своего стиля.

Предлагайте девочке выполнять какую-то работу по дому, где она проявит свои способности. Интересуйтесь школьной жизнью девочки, следите, чтобы учителя хорошо относились к ней. Недопустимы случаи унижения, высмеивания со стороны учителей.

Повышение самооценки парней

Часто подростки ориентируются на родителей. Так, парни могут подражать своему отцу. Важно быть достойным примером. Те, кто наблюдают дома употребление алкоголя, могут также к нему пристраститься. Даже уровень образования детей зависит от уровня знаний родителей. Ваши поступки и дела оказывают влияние на юношей.

Парням очень важно сосредоточить внимание не на внешности, а на достижениях. Вдохновляйте подростка на хорошие поступки, которыми вы потом будете гордиться. Отец может научить сына рыбачить, водить машину, играть на гитаре. У юноши обязательно поднимется самооценка, если он сможет этим похвастаться перед своими друзьями. Если ребенок не может вытянуть на отлично все предметы, сосредоточьте его на самом любимом. Может быть, это будет физкультура, история или биология.

Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом.

Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Социальная перцепция — область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей. Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе. Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе. Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков. Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:

  1. тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
  2. эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
  3. ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых». Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций. Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка.

Больше похвалы, меньше критики

Задача родителей максимально приблизить самооценку ребенка к реальности. Если сына или дочку все время критиковать, то их самооценка упадет окончательно. Не скупитесь на похвалу. Важно поощрение любых начинаний подростка. Никогда не высмеивайте ребенка, если у него что-то не получается. Старайтесь помогать ему, давайте материнские или отцовские советы, только делайте это неназойливо. Подбадривайте подростка, говорите, что у него все получится. Если не знаете, как поднять самооценку подростку, покажите сыну или дочери, что вы в них верите.

Формирование правильного восприятия критики

Всегда проявляйте интерес к делам несовершеннолетнего, узнавайте о его трудностях. Важно правильно научить его воспринимать критику со стороны друзей или учителей. Объясняйте детям, что иногда нужно признавать свои ошибки или же культурно отстаивать свою точку зрения. Не жалейте расстроенного подростка, а просто посоветуйте ему, как вести себя в подобных ситуациях. Объясните ребенку, что критика не является личной обидой, ведь у других может быть иное мнение, нежели у него. Дайте ему понять, что критика может стать стимулом для дальнейшего развития, объективной оценкой своих дальнейших действий.

Помощь в поддержании внешней привлекательности

Подростки особое значение уделяют своей внешности. И не только девочки. Если вы не являетесь у ребенка авторитетом по выбору стиля, можете сходить к стилисту. Очень важны правильно подобранные прическа, одежда. Учите детей приводить в порядок кожу, зубы. В подростковом возрасте часто как у мальчиков, так и у девочек бывают угревые высыпания. Это приносит им много неудобств, хотя они стесняются иногда об этом сказать. Не считайте эту проблему пустяком. Если косметические процедуры не помогают, обязательно сходите на прием к дерматологу.

Адекватность самооценки

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств. Половые различия. В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания. Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей. Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом. Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В. П., 1980).

Развитие талантов и умственных способностей, поиск новых знакомств и возможностей

Кто, как не вы, сможет определить таланты подростка. Определите его в кружок, секцию, лагерь отдыха, отправьтесь с ним в интересное путешествие. В новом коллективе ребенок сможет по-другому раскрыться. Это поможет выявить его новые стороны, посмотреть на него другими глазами. Может быть, подростку трудно найти взаимопонимание среди одноклассников, ему не с кем общаться. Возможно, ему будет хорошо в театральном кружке, где он сможет проявить свой талант и чувство юмора. Большой круг общения поможет подростку раскрыть разные грани личности. В подростковом возрасте можно учить ребенка разбираться в людях.

Характер самооценки и качества личности

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку. Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие — для сверстников. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Проявление любви — это хорошо!

Само собой разумеется, что родители любят своих детей. Но не все взрослые умеют выражать сердечную привязанность. Если этого не делать, то подросток почувствует себя никому не нужным, и самооценка упадет. Учитесь сами говорить о чувствах, проявляйте нежность, показывайте симпатию. Дайте сыну или дочке почувствовать, что вы безоговорочно, безусловно, искренне принимаете его таким, каким он есть. Говорите ребенку, что вы рады проводить с ним время, и как хорошо, что он у вас есть. Старайтесь делать это эмоционально. Выражайте свои чувства невербальными (бессловесными) средствами: искренним блеском в глазах, пристальным вниманием, касанием плеча, объятиями. Если подросток почувствует себя любимым, его самооценка обязательно повысится.

Понятие и виды самооценки

Определение 1
Самооценка – это уровень понимания самого себя, оценивание своей личности, своих отрицательных и положительных качеств, часть Я-концепции.

У человека, который любит сам себя, самооценка будет выше и адекватнее. Самооценка является очень значимым показателем, оказывающим влияние на жизнь человека. Уверенность человека в собственных силах и своих достоинствах, помогает ему добиваться успеха и, наоборот, чувство вины и стыда, неоправданная стеснительность не дают проявляться и реализовываться внутренним потребностям.

В детстве идет формирование базовой самооценки, которая со временем изменяется и подлежит коррекции.

Самооценка оказывает влияние на поведение и развитие личности, на взаимоотношения с другими людьми, выполняя при этом регуляторную и защитную функции. Она создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха. Стабильность и автономность личности обеспечивает её защитная функция.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Формирование самооценки у подростков 410 руб.
  • Реферат Формирование самооценки у подростков 220 руб.
  • Контрольная работа Формирование самооценки у подростков 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Как отмечает И.Я. Зимняя, самооценка развитой личности образует сложную систему – она определяет характер самоотношения человека и включает общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, принятие или непринятие себя, частные самооценки отдельных сторон своей личности.

Психология выделяет три вида самооценки:

  • адекватную,
  • неадекватную,
  • смешанную.

При адекватной самооценке человек трезво осознает свои слабые и сильные стороны, знает свои возможности и потребности, трезво определяет внутренний потенциал. Его самооценка совпадает с реальной действительностью. Личность с адекватной самооценкой способна к самокритике, устранению своих недостатков и культивированию сильных сторон.

Неадекватная, значит, искаженная самооценка, т.е. мнение человека о себе не совпадает с реальной действительностью. Самовосприятие при неадекватной самооценке может быть завышенным или заниженным. В первом случае, он полагает, что обладает не присущими ему качествами, а во втором случае, он не принимает себя совсем. В любом случае неадекватная самооценка мешает профессиональным достижениям и коммуникации.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Что касается смешанной самооценки, то в разные периоды жизни человек по-разному относится к себе – то проявляет уверенность, то становится слабым, закомплексованным. Например, можно быть уверенным в своей профессии и хорошо в ней реализоваться и считать себя в личной жизни недостойным своего партнера.

Поскольку самооценка закладывается с раннего детства, то большое значение при этом имеют родители, показывающие свою любовь ребенку. Безусловная любовь не зависит от хорошего поведения, ребенка любят за то, что он есть, а не потому что он убрал игрушки или получил хорошую отметку. В противном случае, будучи взрослым, он будет считать, что любить просто так нельзя, хорошее отношение надо заслужить.

В зрелом возрасте самооценка может упасть, например, человек много и хорошо работает, а карьерного роста не происходит. В этом случае, могут появиться сомнения в способностях. При нормальной изначально самооценке причина будет найдена, а если первоначально самооценка была невысокой, то она может упасть ещё ниже.

Родители в роли психолога

В эпоху интернета отец и мать могут взять на себя роль психолога для подростка, если вдруг заметили у него заниженную самооценку. Специалисты советуют провести тест на определение самооценки подростка. После этого можно провести с ребенком беседу о том, что нужно себя любить и принимать со всеми недостатками. Скажите несовершеннолетнему, что каждый может ошибиться, и это его право. Важно донести сыну или дочке, что не стоит концентрироваться на недостатках. Посоветуйте ребенку общаться с уверенными в себе ребятами. Для случаев, когда ситуация вообще выходит из-под контроля, и подросток теряет уверенность в себе, предложите ему использовать упражнение с глубоким вдохом и выдохом. Нужно дышать и считать до 10. Это поможет плохим мыслям отойти, а уверенность в своих силах поднимется. Общайтесь больше со своими детьми, просите у них совета, покажите, что они для вас значимы.

Эмансипация самооценки

Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, т. е. стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей. Не оспаривая это положение, все-таки следует признать, что человек всегда находится в различного рода социальных взаимодействиях и ему невозможно избежать определенной зависимости от оценки ближайшего окружения. Развитие самооценки в процессе общения Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч.Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]